Аверченко Аркадий Тимофеевич: различия между версиями

Нет описания правки
 
(не показано 9 промежуточных версий 2 участников)
Строка 22: Строка 22:
__FORCETOC__
__FORCETOC__
'''Аркадий Тимофеевич Аверченко''' — русский писатель-сатирик, театральный критик, издатель, главный редактор журнала «Сатирикон» (1908–1913) и «Новый Сатирикон» (1913–1918).
'''Аркадий Тимофеевич Аверченко''' — русский писатель-сатирик, театральный критик, издатель, главный редактор журнала «Сатирикон» (1908–1913) и «Новый Сатирикон» (1913–1918).
== Биография ==
==Аркадий Аверченко / Биография==
Аркадий Аверченко родился в Севастополе 27 марта (15 марта по старому стилю) 1880 года в небогатой купеческой семье. Признанным в литературоведении годом его рождения считается 1881-й. В автобиографиях и анкетах сам писатель указывал то 1882, то 1883 годы. На надгробии Аркадия Аверченко высечена дата рождения — 1884 год. Проведенные в севастопольском архиве разыскания позволили исследовательнице С. Шевченко на основании записи в метрической книге Петропавловского собора установить, что подлинным годом появления А. Т. Аверченко на свет следует считать 1880.
Аркадий Аверченко родился в Севастополе 27 марта (15 марта по старому стилю) 1880 года в небогатой купеческой семье. Признанным в литературоведении годом его рождения считается 1881-й. В автобиографиях и анкетах сам писатель указывал то 1882, то 1883 годы. На надгробии Аркадия Аверченко высечена дата рождения — 1884 год. Проведенные в севастопольском архиве разыскания позволили исследовательнице С. Шевченко на основании записи в метрической книге Петропавловского собора установить, что подлинным годом появления А. Т. Аверченко на свет следует считать 1880.


Строка 39: Строка 39:
Зимой 1907/08 года начался новый период жизни сатирика — петербургский. Несколько месяцев А. Т. Аверченко был секретарем редакции юмористического журнала «Стрекоза». Весной 1908 года сотрудники решили создать новый сатирический журнал, оперативно откликающийся на злобу дня. Таким журналом стал «Сатирикон», и место редактора в нем вскоре занял Аркадий Аверченко.
Зимой 1907/08 года начался новый период жизни сатирика — петербургский. Несколько месяцев А. Т. Аверченко был секретарем редакции юмористического журнала «Стрекоза». Весной 1908 года сотрудники решили создать новый сатирический журнал, оперативно откликающийся на злобу дня. Таким журналом стал «Сатирикон», и место редактора в нем вскоре занял Аркадий Аверченко.


«Сатирикон» можно назвать жемчужиной журналистики и литературы того времени. В нем печатались Саша Чёрный, С. Городецкий, Тэффи и О. Дымов. Время от времени на страницах нового журнала свои произведения публиковали [[Куприн Александр Иванович|А. И. Куприн]], А. Н. Толстой, [[Грин Александр Степанович|А. Грин]]. Позже в «Сатириконе» печатались О. Э. Мандельштам и В. В. Маяковский. Журнал прекрасно иллюстрировался художниками А. Радимовым, Н.  В. Ремизовым (Ре-ми), И. Я. Билибиным, Л. С. Бакстом, Б. М. Кустодиевым, А. А. Юнгером и др. Наряду с журналом выпускалась «Дешевая юмористическая библиотека «Сатирикона», в которой за пять лет было напечатано более ста произведений общим тиражом свыше двух миллионов экземпляров. Аверченко можно назвать главным автором «Сатирикона»: из-под его пера выходило не менее половины материалов каждого номера. Передовые статьи и фельетоны сатирика чаще всего печатались под псевдонимами Фома Опискин, Медуза Горгона, Фальстаф. Заметки о вернисажах, спектаклях, музыкальных вечерах Аркадий Аверченко подписывал «Ave». Под именем Волк выходили небольшие юмористические произведения. И только рассказы писатель публиковал под настоящей фамилией.
«Сатирикон» можно назвать жемчужиной журналистики и литературы того времени. В нем печатались Саша Чёрный, С. Городецкий, [[Тэффи|Тэффи]] и О. Дымов. Время от времени на страницах нового журнала свои произведения публиковали [[Куприн Александр Иванович|А. И. Куприн]], А. Н. Толстой, [[Грин Александр Степанович|А. Грин]]. Позже в «Сатириконе» печатались [[Мандельштам Осип Эмильевич|О. Э. Мандельштам]] и В. В. Маяковский. Журнал прекрасно иллюстрировался художниками А. Радимовым, Н.  В. Ремизовым (Ре-ми), И. Я. Билибиным, Л. С. Бакстом, Б. М. Кустодиевым, А. А. Юнгером и др. Наряду с журналом выпускалась «Дешевая юмористическая библиотека «Сатирикона», в которой за пять лет было напечатано более ста произведений общим тиражом свыше двух миллионов экземпляров. Аверченко можно назвать главным автором «Сатирикона»: из-под его пера выходило не менее половины материалов каждого номера. Передовые статьи и фельетоны сатирика чаще всего печатались под псевдонимами Фома Опискин, Медуза Горгона, Фальстаф. Заметки о вернисажах, спектаклях, музыкальных вечерах Аркадий Аверченко подписывал «Ave». Под именем Волк выходили небольшие юмористические произведения. И только рассказы писатель публиковал под настоящей фамилией.


В своих произведениях А. Т. Аверченко рассказывал в первую очередь о жизни обитателей Петербурга — писателей, городовых, судей, горничных, коммивояжеров, высмеивал пошлость и глупость обывателей. Героинями его рассказов становились и женщины, обворожительные, но недалекие. «Театр абсурда» писателя, населенный множеством персонажей, представлял собой яркую картину русской жизни того времени.
В своих произведениях А. Т. Аверченко рассказывал в первую очередь о жизни обитателей Петербурга — писателей, городовых, судей, горничных, коммивояжеров, высмеивал пошлость и глупость обывателей. Героинями его рассказов становились и женщины, обворожительные, но недалекие. «Театр абсурда» писателя, населенный множеством персонажей, представлял собой яркую картину русской жизни того времени.
Строка 78: Строка 78:


Произведения Аркадия Тимофеевича Аверченко выдержали проверку временем. В. Д. Миленко, современная исследовательница творчества Аверченко, написала во вступительном слове к своей книге: «Над рассказами писателя до сих пор смеются обожаемые им дети. Теперь уже — дети XXI столетия. Думается, Аркадий Тимофеевич посчитал бы это высшей наградой».
Произведения Аркадия Тимофеевича Аверченко выдержали проверку временем. В. Д. Миленко, современная исследовательница творчества Аверченко, написала во вступительном слове к своей книге: «Над рассказами писателя до сих пор смеются обожаемые им дети. Теперь уже — дети XXI столетия. Думается, Аркадий Тимофеевич посчитал бы это высшей наградой».
{{#ev:youtube|hhttps://youtu.be/znQTJEJFRS4|500|center|<p style="text-align: center;">Аркадий Аверченко</p> |frame}}


==Аркадий Аверченко / Книги==
==Аркадий Аверченко / Книги==
Строка 143: Строка 139:
* Аверченко, А. Т. Юмористические рассказы / Аркадий Аверченко. — Москва : Эксмо, 2018. — 363 с. — (Pocket-book). — '''[Хранится в РГБ]'''.
* Аверченко, А. Т. Юмористические рассказы / Аркадий Аверченко. — Москва : Эксмо, 2018. — 363 с. — (Pocket-book). — '''[Хранится в РГБ]'''.


==Аркадий Аверченко / Книги в Национальной электронной детской библиотеке ==
==Аркадий Аверченко / Книги в НЭБ.Дети==


* Аверченко, А. Т. Шалуны и ротозеи : рассказы для детей / Ар. Аверченко ; с рис. А. Радакова, Ре-ми. — Текст : электронный. — Петроград : Журн. «Новый Сатирикон», 1916 (Москва : РГБ, 2015). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке.
* Аверченко, А. Т. Шалуны и ротозеи : рассказы для детей / Ар. Аверченко ; с рис. А. Радакова, Ре-ми. — Текст : электронный. — Петроград : Журн. «Новый Сатирикон», 1916 (Москва : РГБ, 2015). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке.
Строка 160: Строка 156:
* Фокин, П. Е. Серебряный век : портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков : поэты, писатели, драматурги, критики, издатели, философы, религиозные мыслители, художники, скульпторы, коллекционеры, композиторы, музыканты, драматические артисты, оперные певцы, балетные танцовщики, режиссеры, деятели кино, антрепренеры, меценаты. В 3 т. Т. 1. / Павел Фокин, Светлана Князева ; Гос. литературный музей (ГЛМ). — Санкт-Петербург : Амфора, 2007–2008. —— 2007. — 566 с. : ил.
* Фокин, П. Е. Серебряный век : портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков : поэты, писатели, драматурги, критики, издатели, философы, религиозные мыслители, художники, скульпторы, коллекционеры, композиторы, музыканты, драматические артисты, оперные певцы, балетные танцовщики, режиссеры, деятели кино, антрепренеры, меценаты. В 3 т. Т. 1. / Павел Фокин, Светлана Князева ; Гос. литературный музей (ГЛМ). — Санкт-Петербург : Амфора, 2007–2008. —— 2007. — 566 с. : ил.
* Хлебина, А. Аркадий Аверченко : беженские и эмигрантские годы (1918–1925) / Анна Хлебина, Виктория Миленко. — Москва : Дмитрий Сечин, 2013. — 543 с. : ил.
* Хлебина, А. Аркадий Аверченко : беженские и эмигрантские годы (1918–1925) / Анна Хлебина, Виктория Миленко. — Москва : Дмитрий Сечин, 2013. — 543 с. : ил.
* [https://elibrary.ru/item.asp?id=24879801 Хлебина, А. Русский писатель-эмигрант в контексте европейской культуры : Аркадий Аверченко в Чехословакии, 1922–1925 годы] / Анна Хлебина. — Текст : электронный // Язык, литература и культура как грани межкультурного общения : Материалы международного научного семинара. — Москва : Градиент, 2015. — С. 312–323. — (дата обращения: 26.06.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
*Хлебина, А. Русский писатель-эмигрант в контексте европейской культуры : Аркадий Аверченко в Чехословакии, 1922–1925 годы / Анна Хлебина. — Текст : электронный // Язык, литература и культура как грани межкультурного общения : Материалы международного научного семинара. — Москва : Градиент, 2015. — С. 312–323. — (дата обращения: 26.06.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
* Литературная энциклопедия Русского Зарубежья, 1918–1940. В 3 т. Т. 2. Периодика и литературные центры / РАН. ИНИОН; [гл. ред. А. Н. Николюкин]. — Москва : РОССПЭН, 1997–. — 2000. — 639 с., [16] л. ил.
* Литературная энциклопедия Русского Зарубежья, 1918–1940. В 3 т. Т. 2. Периодика и литературные центры / РАН. ИНИОН; [гл. ред. А. Н. Николюкин]. — Москва : РОССПЭН, 1997–. — 2000. — 639 с., [16] л. ил.
* Литературное зарубежье. Вып. 4 : Лица. Книги. Проблемы / Российская акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького ; [редкол.: Ю. Я. Барабаш (отв. ред.) и др.]. — Москва : ИМЛИ РАН, 2007. — 204 с.
* Литературное зарубежье. Вып. 4 : Лица. Книги. Проблемы / Российская акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького ; [редкол.: Ю. Я. Барабаш (отв. ред.) и др.]. — Москва : ИМЛИ РАН, 2007. — 204 с.
* Юмор начала XX века : Надежда Тэффи. Аркадий Аверченко. Исаак Бабель. [[Хармс Даниил Иванович|Даниил Хармс]]. Всеобщ. история, обраб. «Сатириконом» : сборник / редкол.: С. Б. Рассадин и др. — Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2003 (ПФ Красный пролетарий). — 671 с. : — (Классика. XX век).
* Юмор начала XX века : Надежда Тэффи. Аркадий Аверченко. Исаак Бабель. [[Хармс Даниил Иванович|Даниил Хармс]]. Всеобщ. история, обраб. «Сатириконом» : сборник / редкол.: [[Рассадин Станислав Борисович|С. Б. Рассадин]] и др. — Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2003 (ПФ Красный пролетарий). — 671 с. : — (Классика. XX век).
* [http://www.arkadiyaverchenko.ru Аверченко Аркадий Тимофеевич]. — Текст : электронный // Аркадий Тимофеевич Аверченко : литературный клуб : сайт. — (дата обращения: 28.06.2020).
*Аверченко Аркадий Тимофеевич. — Текст : электронный // Аркадий Тимофеевич Аверченко : литературный клуб : сайт.
* [https://www.labirint.ru/authors/11683/ Аверченко Аркадий Тимофеевич]. — Текст : электронный // Лабиринт : сайт. — (дата обращения: 29.06.2020).
*Аверченко Аркадий Тимофеевич. — Текст : электронный // lit-info.ru : сайт.  
* [http://averchenko.lit-info.ru Аверченко Аркадий Тимофеевич]. — Текст : электронный // lit-info.ru : сайт. — (дата обращения: 29.06.2020).
*Аркадий Аверченко. — Текст : электронный // LiveLib : портал.
* [https://www.livelib.ru/author/15195-arkadij-averchenko Аркадий Аверченко]. — Текст : электронный // LiveLib : портал. — (дата обращения: 26.06.2020).


== Экранизации ==
== Экранизации ==