46 153
правки
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| (не показано 11 промежуточных версий 2 участников) | |||
| Строка 31: | Строка 31: | ||
Дед Николая Вагнера по материнской линии, Андрей Грубер (1744–1807), был горным инженером. О матери сведений почти не сохранилось. Известно, что звали ее Ольгой Андреевной Грубер (1798–1885). От брака с П. И. Вагнером у нее было двое сыновей и две дочери; Николай был первенцем. Кроме того, в семье воспитывались две дочери Ольги Андреевны от предыдущего замужества. Почти сразу после рождения Николая семья переехала в Екатеринбург, где он провел первые десять лет своей жизни. | Дед Николая Вагнера по материнской линии, Андрей Грубер (1744–1807), был горным инженером. О матери сведений почти не сохранилось. Известно, что звали ее Ольгой Андреевной Грубер (1798–1885). От брака с П. И. Вагнером у нее было двое сыновей и две дочери; Николай был первенцем. Кроме того, в семье воспитывались две дочери Ольги Андреевны от предыдущего замужества. Почти сразу после рождения Николая семья переехала в Екатеринбург, где он провел первые десять лет своей жизни. | ||
Большую роль в воспитании мальчика сыграла няня-крестьянка Наталья Степановна Аксёнова, потерявшая мужа в Отечественной войне 1812 года. Она самостоятельно обучилась грамоте, знала много народных песен и сказок, разбиралась в поэзии 1820–1830-х годов. Когда мальчику было семь лет, она познакомила его с «Коньком-Горбунком» П. П. Ершова; сказка-поэма произвела на него сильное впечатление. Николая занимало не только чтение, но и театральные постановки: вдохновлённый водевильным театром Дмитрия Ленского, он самостоятельно соорудил из бумаги кукольный театр и часто устраивал представления перед домашними. В четырнадцать лет подросток собирал братьев и сестер и мог часами рассказывать фантастические сказки, которые придумывал на ходу. | Большую роль в воспитании мальчика сыграла няня-крестьянка Наталья Степановна Аксёнова, потерявшая мужа в Отечественной войне 1812 года. Она самостоятельно обучилась грамоте, знала много народных песен и сказок, разбиралась в поэзии 1820–1830-х годов. Когда мальчику было семь лет, она познакомила его с «Коньком-Горбунком» [[Ершов Пётр Павлович|П. П. Ершова]]; сказка-поэма произвела на него сильное впечатление. Николая занимало не только чтение, но и театральные постановки: вдохновлённый водевильным театром Дмитрия Ленского, он самостоятельно соорудил из бумаги кукольный театр и часто устраивал представления перед домашними. В четырнадцать лет подросток собирал братьев и сестер и мог часами рассказывать фантастические сказки, которые придумывал на ходу. | ||
Начальное образование Николай Вагнер получил в екатеринбургском уездном училище. «На двенадцатом году меня перевезли из Екатеринбурга в Казань и отдали в пансион М. Н. Львова, директора 2-й Казанской гимназии. Литературная среда приблизилась и окружила меня. В пансионе получались все русские журналы и книги, которые выписывались для гимназии. Я сам начал писать стихи, и это совершилось вполне неожиданно для меня — экспромтом», — так вспоминал Н. П. Вагнер начало своей творческой линии жизни («Как я сделался писателем (нечто вроде исповеди)», 1892). | Начальное образование Николай Вагнер получил в екатеринбургском уездном училище. «На двенадцатом году меня перевезли из Екатеринбурга в Казань и отдали в пансион М. Н. Львова, директора 2-й Казанской гимназии. Литературная среда приблизилась и окружила меня. В пансионе получались все русские журналы и книги, которые выписывались для гимназии. Я сам начал писать стихи, и это совершилось вполне неожиданно для меня — экспромтом», — так вспоминал Н. П. Вагнер начало своей творческой линии жизни («Как я сделался писателем (нечто вроде исповеди)», 1892). | ||
| Строка 42: | Строка 42: | ||
В 1849 году Н. П. Вагнер окончил университет со степенью кандидата и золотой медалью. Дальнейшая его научная карьера развивалась стремительно. Защитив магистерскую (1851), а затем докторскую (1855) диссертации, он в 25 лет стал одним из самых молодых докторов зоологии. Преподавательскую деятельность молодой ученый начал в Нижегородском дворянском институте, продолжил в Казанском (с 1862 года — ординарный профессор) и Санкт-Петербургском университетах. Впоследствии он также читал лекции по зоологии на Бестужевских курсах. | В 1849 году Н. П. Вагнер окончил университет со степенью кандидата и золотой медалью. Дальнейшая его научная карьера развивалась стремительно. Защитив магистерскую (1851), а затем докторскую (1855) диссертации, он в 25 лет стал одним из самых молодых докторов зоологии. Преподавательскую деятельность молодой ученый начал в Нижегородском дворянском институте, продолжил в Казанском (с 1862 года — ординарный профессор) и Санкт-Петербургском университетах. Впоследствии он также читал лекции по зоологии на Бестужевских курсах. | ||
Преподавание Вагнер совмещал с активной исследовательской работой. В 1862 году он был удостоен Демидовской премии Императорской Санкт-Петербургской академии наук за работу «Самопроизвольное размножение гусениц насекомых», в которой впервые было описано явление педогенеза (размножения, при котором организм размножается на личиночных или эмбриональных стадиях онтогенеза) у личинок двукрылых насекомых. В 1861–1864 годы Вагнер работал редактором «Учёных записок Казанского университета», в 1876–1878 годы — редактором научно-популярного журнала «Свет». В 1878 году на страницах «Света» дебютировал поэт С. Я. Надсон (стихотворение «На заре», поэма «Христианка»), здесь же печатался Л. Е. Оболенский, критик и публицист. | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Николай Вагнер"> | |||
Файл:Vagner-Nikolaj (10).jpg|Картины из жизни животных / Н.П. Вагнер, 1901 | |||
Файл:Vagner-Nikolaj (6).jpg|Картины из жизни животных / Н.П. Вагнер, 1901 | |||
Файл:Vagner-Nikolaj (7).jpg|Картины из жизни животных / Н.П. Вагнер, 1901 | |||
Файл:Vagner-Nikolaj (9).jpg|Беспозвоночные Белого моря / Николай Вагнер, 1885 | |||
Файл:Vagner-Nikolaj (8).jpg|Мир животных в очерках и картинах : составлено по Брэму, Вагнеру, Фогту и др. : с 252 рисунками в тексте : в 3-х ч. / [соч.] Э. Пименовой | |||
</gallery></center> | |||
Преподавание Николай Вагнер совмещал с активной исследовательской работой. В 1862 году он был удостоен Демидовской премии Императорской Санкт-Петербургской академии наук за работу «Самопроизвольное размножение гусениц насекомых», в которой впервые было описано явление педогенеза (размножения, при котором организм размножается на личиночных или эмбриональных стадиях онтогенеза) у личинок двукрылых насекомых. В 1861–1864 годы Вагнер работал редактором «Учёных записок Казанского университета», в 1876–1878 годы — редактором научно-популярного журнала «Свет». В 1878 году на страницах «Света» дебютировал поэт С. Я. Надсон (стихотворение «На заре», поэма «Христианка»), здесь же печатался Л. Е. Оболенский, критик и публицист. | |||
В 1860–1880-е годы ученый предпринимает ряд командировок на Черное и Средиземное моря. В 1869 году возглавляет экспедицию на Соловецкий архипелаг Белого моря, в летние сезоны 1876, 1877 и 1880 годов экспедиция возвращается на Соловецкие острова. В 1879 году на VI съезде русских естествоиспытателей и врачей Вагнер, по сути, предлагает исследователям из разных учебных заведений и лабораторий кооперироваться в межуниверситетские творческие коллективы согласно общей специальности (проект был отклонен). | В 1860–1880-е годы ученый предпринимает ряд командировок на Черное и Средиземное моря. В 1869 году возглавляет экспедицию на Соловецкий архипелаг Белого моря, в летние сезоны 1876, 1877 и 1880 годов экспедиция возвращается на Соловецкие острова. В 1879 году на VI съезде русских естествоиспытателей и врачей Вагнер, по сути, предлагает исследователям из разных учебных заведений и лабораторий кооперироваться в межуниверситетские творческие коллективы согласно общей специальности (проект был отклонен). | ||
| Строка 50: | Строка 60: | ||
Первую половину жизни Н. П. Вагнер был сторонником атеизма и дарвинизма, однако пережил религиозное потрясение в 1851 году, когда, сильно заболев, впервые прочитал Евангелие. Общественные воззрения сформировались под влиянием чтения Л. Бюхнера, А. И. Герцена, Я. Молешотта, К. Фохта, а также общения со славянофилами С. Т. и К. С. Аксаковыми, с которыми познакомился в Москве в 1854 году. | Первую половину жизни Н. П. Вагнер был сторонником атеизма и дарвинизма, однако пережил религиозное потрясение в 1851 году, когда, сильно заболев, впервые прочитал Евангелие. Общественные воззрения сформировались под влиянием чтения Л. Бюхнера, А. И. Герцена, Я. Молешотта, К. Фохта, а также общения со славянофилами С. Т. и К. С. Аксаковыми, с которыми познакомился в Москве в 1854 году. | ||
В 1870-х годах Николай Вагнер под влиянием публициста А. Н. Аксакова и при участии А. М. Бутлерова увлекся спиритическими сеансами. Пропаганда спиритизма привела к острой полемике с ученым-химиком Д. И. Менделеевым, нашедшем в работе спиритического кружка лишь «научное» прикрытие оккультизма и смесь сказки с наукой. В феврале 1876 году Вагнеру удалось зазвать на заседание аксаковского спиритического кружка известных писателей П. Д. Боборыкина, Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова. Сохранилась его переписка с Ф. М. Достоевским 1875–1877 годов (в 1875 году семьи Достоевских и Вагнеров отдыхали в Тарусе, там писатели хорошо познакомились). Предположительно, Л. Н. Толстой высмеял деятельность спиритов Вагнера и Аксакова в комедии «Плоды просвещения»: во всяком случае, Вагнер был оскорблен, а Толстому пришлось оправдываться (письмо от 25 февраля 1890 года). В отличие от некоторых других медиумов, Николай Петрович рассматривал подобные сеансы не как научный феномен, а как «дар Божий». Вагнер стал единственным русским спиритом, разработавшим собственное религиозно-философское учение, основанное на евангелических текстах. Под влиянием Вагнера еженедельный журнал загадок «Ребус» с 1880-гг. стал рупором идей спиритизма: на его страницах полемизировали Н. Н. Страхов, В. С. Соловьев, В. Я. Брюсов. Итоги своей спиритической деятельности Вагнер изложил в книге «Наблюдения над медиумизмом» (1902). | В 1870-х годах Николай Вагнер под влиянием публициста А. Н. Аксакова и при участии А. М. Бутлерова увлекся спиритическими сеансами. Пропаганда спиритизма привела к острой полемике с ученым-химиком Д. И. Менделеевым, нашедшем в работе спиритического кружка лишь «научное» прикрытие оккультизма и смесь сказки с наукой. В феврале 1876 году Вагнеру удалось зазвать на заседание аксаковского спиритического кружка известных писателей П. Д. Боборыкина, Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова. Сохранилась его переписка с Ф. М. Достоевским 1875–1877 годов (в 1875 году семьи Достоевских и Вагнеров отдыхали в Тарусе, там писатели хорошо познакомились). Предположительно, [[Толстой Лев Николаевич|Л. Н. Толстой]] высмеял деятельность спиритов Вагнера и Аксакова в комедии «Плоды просвещения»: во всяком случае, Вагнер был оскорблен, а Толстому пришлось оправдываться (письмо от 25 февраля 1890 года). В отличие от некоторых других медиумов, Николай Петрович рассматривал подобные сеансы не как научный феномен, а как «дар Божий». Вагнер стал единственным русским спиритом, разработавшим собственное религиозно-философское учение, основанное на евангелических текстах. Под влиянием Вагнера еженедельный журнал загадок «Ребус» с 1880-гг. стал рупором идей спиритизма: на его страницах полемизировали Н. Н. Страхов, В. С. Соловьев, В. Я. Брюсов. Итоги своей спиритической деятельности Вагнер изложил в книге «Наблюдения над медиумизмом» (1902). | ||
К кружку спиритов примкнула Татьяна Петровна Пассек (1810–1889), создательница и главный редактор популярного детского журнала «Игрушечка» (1880–1912). Н. П. Вагнер, будучи уже известным детским автором, поддержал её журнал своими произведениями. | К кружку спиритов примкнула Татьяна Петровна Пассек (1810–1889), создательница и главный редактор популярного детского журнала «Игрушечка» (1880–1912). Н. П. Вагнер, будучи уже известным детским автором, поддержал её журнал своими произведениями. | ||
Обращение к «детским» жанрам литературного творчества совпадает с воспитанием детей Вагнера, хотя хорошим отцом его не считали. В 1860 году Н. П. Вагнер женился на Екатерине Александровне Худяковой (1840–1917?); в браке родилось шестеро детей, среди которых выделяется Юлий Вагнер (1865–1945), будущий видный зоолог и популяризатор природоведения в начальной и средней школе. | Обращение к «детским» жанрам литературного творчества совпадает с воспитанием детей Вагнера, хотя хорошим отцом его не считали. В 1860 году Н. П. Вагнер женился на Екатерине Александровне Худяковой (1840–1917?); в браке родилось шестеро детей, среди которых выделяется Юлий Вагнер (1865–1945), будущий видный зоолог и популяризатор природоведения в начальной и средней школе. | ||
В 1868 году Николай Вагнер познакомился с творчеством Х. К. Андерсена — по переводам произведений датского гения, выполненным Н. В. Стасовой и М. В. Трубниковой, видными деятельницами женского движения. Он пришёл к выводу, что его сказки хороши, но можно написать и лучше. Через четыре года в «Издательстве Общества переводчиц», организованном Стасовой и Трубниковой, вышел первый том «Сказок Кота-Мурлыки», в который вошли 25 философских сказок и притч, написанных Вагнером. Это был полноценный дебют прозаика, так как написанный еще в 1869 году роман из русской жизни «К свету» появился в печати (журнал «Русская мысль») только в 1880 году (он был создан для еженедельника «Нива», но друзья отсоветовали посылать его). Писатель не делал особых различий в возрастной адресации своих произведений, поэтому они нравились не всем читателям, педагогическая критика оценивала их сдержанно. | В 1868 году Николай Вагнер познакомился с творчеством [[Андерсен Ханс Кристиан|Х. К. Андерсена]] — по переводам произведений датского гения, выполненным Н. В. Стасовой и М. В. Трубниковой, видными деятельницами женского движения. Он пришёл к выводу, что его сказки хороши, но можно написать и лучше. Через четыре года в «Издательстве Общества переводчиц», организованном Стасовой и Трубниковой, вышел первый том «Сказок Кота-Мурлыки», в который вошли 25 философских сказок и притч, написанных Вагнером. Это был полноценный дебют прозаика, так как написанный еще в 1869 году роман из русской жизни «К свету» появился в печати (журнал «Русская мысль») только в 1880 году (он был создан для еженедельника «Нива», но друзья отсоветовали посылать его). Писатель не делал особых различий в возрастной адресации своих произведений, поэтому они нравились не всем читателям, педагогическая критика оценивала их сдержанно. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Николай Вагнер"> | |||
Файл:Vagner-Nikolaj (5).jpg|Сказки Кота-Мурлыки / Николай Вагнер; с рис.: М. О. Микешина, бар. М. П. Клодта, В. И. Якобий [и др.], 1985 | |||
Файл:Vagner-Nikolaj (4).jpg|Сказки Кота-Мурлыки / Николай Вагнер, 1985 | |||
Файл:Vagner-Nikolaj (1).jpg|Сказки Кота-Мурлыки / Николай Вагнер, 1985 | |||
Файл:Vagner-Nikolaj (2).jpg|Сказки Кота-Мурлыки / Николай Вагнер, 1985 | |||
Файл:Vagner-Nikolaj (3).jpg|Сказки Кота-Мурлыки / Николай Вагнер, 1985 | |||
</gallery></center> | |||
Сказки пользовались большим успехом у читателей, имевших вкус к символам и аллегориям. Они оказались востребованы в эпоху модернизма. В 1890–1910-х годах, до октября, они выдержали девять переизданий, включая собрание сочинений, вышедшее четырежды, — «Повести, сказки и рассказы Кота-Мурлыки». | Сказки пользовались большим успехом у читателей, имевших вкус к символам и аллегориям. Они оказались востребованы в эпоху модернизма. В 1890–1910-х годах, до октября, они выдержали девять переизданий, включая собрание сочинений, вышедшее четырежды, — «Повести, сказки и рассказы Кота-Мурлыки». | ||
Влияние вагнеровских сюжетов можно заметить в сказках А. М. Ремизова и прозе А. С. Грина, для которого «Кот-Мурлыка» был в детстве настольной книгой. По одной из многих версий расшифровки псевдонима, начинающий писатель Аркадий Голиков выбрал имя для печати под влиянием вагнеровской «Сказки о царевиче Гайдаре». | Влияние вагнеровских сюжетов можно заметить в сказках А. М. Ремизова и прозе [[Грин Александр Степанович|А. С. Грина]], для которого «Кот-Мурлыка» был в детстве настольной книгой. По одной из многих версий расшифровки псевдонима, начинающий писатель [[Гайдар Аркадий Петрович|Аркадий Голиков]] выбрал имя для печати под влиянием вагнеровской «Сказки о царевиче Гайдаре». | ||
Историко-литературный интерес представляют повести «Впотьмах» и «Ольд-Дикс» (обе — 1877, журнал «Свет») — как ранние образцы научной фантастики, адресованной подросткам. | Историко-литературный интерес представляют повести «Впотьмах» и «Ольд-Дикс» (обе — 1877, журнал «Свет») — как ранние образцы научной фантастики, адресованной подросткам. | ||
| Строка 132: | Строка 153: | ||
*Сказки Кота-Мурлыки : сказки и рассказы / Николай Вагнер ; составление, подготовка текста, вступительная статья и примечания Д. Р. Кобозева. — Москва : Изд-во МБА, 2021. — 545 с. : ил., портр. — (Библиотека приключений и научной фантастики). — [Хранится в РГБ]. | *Сказки Кота-Мурлыки : сказки и рассказы / Николай Вагнер ; составление, подготовка текста, вступительная статья и примечания Д. Р. Кобозева. — Москва : Изд-во МБА, 2021. — 545 с. : ил., портр. — (Библиотека приключений и научной фантастики). — [Хранится в РГБ]. | ||
===Сборники, включающие произведения Н. П. Вагнера=== | ===Сборники, включающие произведения Н. П. Вагнера=== | ||
| Строка 160: | Строка 179: | ||
*Новогодние и рождественские истории : [сказки, рассказы, повесть ; колл. худож.]. — Москва : АСТ, 2019. — 319 с. : ил. — (Для детей и не только. Малыш). | *Новогодние и рождественские истории : [сказки, рассказы, повесть ; колл. худож.]. — Москва : АСТ, 2019. — 319 с. : ил. — (Для детей и не только. Малыш). | ||
==Николай Вагнер / Книги в | ==Николай Вагнер / Книги в НЭБ.Дети== | ||
*Мир животных : в очерках и картинах : [конволют] : в 3-х частях : с 252 рисунками в тексте : с 95 рисунками в тексте / составлено по Брэму, Вагнеру, Фогту и др. Э. Пименовой. — 2-е изд. — Текст : электронный. — Санкт-Петербург : Издание редакции журнала «Всходы», [1904] (Москва : РГБ, 2017). — 203 с. : ил. — (Бесплатное приложение к журналу «Всходы» на 1904 год) | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/43861#page/0/mode/2up Мир животных : в очерках и картинах :] [конволют] : в 3-х частях : с 252 рисунками в тексте : с 95 рисунками в тексте / составлено по Брэму, Вагнеру, Фогту и др. Э. Пименовой. — 2-е изд. — Текст : электронный. — Санкт-Петербург : Издание редакции журнала «Всходы», [1904] (Москва : РГБ, 2017). — 203 с. : ил. — (Бесплатное приложение к журналу «Всходы» на 1904 год). | ||
*Мир животных : в очерках и картинах : [конволют] : в 3-х частях : с 252 рисунками в тексте : с 78 рисунками в тексте / составлено по Брэму, Вагнеру, Фогту и др. Э. Пименовой. — 2-е изд. — Текст : электронный. — Санкт-Петербург : Издание редакции журнала «Всходы», [1904] (Москва : РГБ, 2017). — 224 с. : ил. — (Бесплатное приложение к журналу «Всходы» на 1904 год) | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/43862#page/0/mode/2up Мир животных : в очерках и картинах :] [конволют] : в 3-х частях : с 252 рисунками в тексте : с 78 рисунками в тексте / составлено по Брэму, Вагнеру, Фогту и др. Э. Пименовой. — 2-е изд. — Текст : электронный. — Санкт-Петербург : Издание редакции журнала «Всходы», [1904] (Москва : РГБ, 2017). — 224 с. : ил. — (Бесплатное приложение к журналу «Всходы» на 1904 год). | ||
*Мир животных : в очерках и картинах : [конволют] : в 3-х частях : с 252 рисунками в тексте : с 78 рисунками в тексте / составлено по Брэму, Вагнеру, Фогту и др. Э. Пименовой. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Издание редакции журнала «Всходы», [1904] (Москва : РГБ, 2017). — 200 с. : ил. — (Бесплатное приложение к журналу «Всходы» на 1904 год) | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/43863#page/0/mode/2up Мир животных : в очерках и картинах :] [конволют] : в 3-х частях : с 252 рисунками в тексте : с 78 рисунками в тексте / составлено по Брэму, Вагнеру, Фогту и др. Э. Пименовой. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Издание редакции журнала «Всходы», [1904] (Москва : РГБ, 2017). — 200 с. : ил. — (Бесплатное приложение к журналу «Всходы» на 1904 год). | ||
==О жизни и творчестве== | ==О жизни и творчестве== | ||
*Алтаев, Ал. Памятные встречи / Ал. Алтаев. — Москва : Советский писатель, 1959. — С. 300–304. | *Алтаев, Ал. Памятные встречи / [[Ал. Алтаев|Ал. Алтаев]]. — Москва : Советский писатель, 1959. — С. 300–304. | ||
*Арзамасцева, И. Н. Николай Петрович Вагнер // Детская литература : учебник для вузов / И. Арзамасцева, С. Николаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Academia, 2005. — С. 199–201. | *Арзамасцева, И. Н. Николай Петрович Вагнер // Детская литература : учебник для вузов / [[Арзамасцева Ирина Николаевна|И. Арзамасцева]], С. Николаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Academia, 2005. — С. 199–201. | ||
*Бахтин, Н. Н. Этюды по детской литературе / Н. Бахтин // Педагогическая мысль : общепедагогический журнал. — 1922. — № 1/2. — С. 39–63. | *Бахтин, Н. Н. Этюды по детской литературе / Н. Бахтин // Педагогическая мысль : общепедагогический журнал. — 1922. — № 1/2. — С. 39–63. | ||
| Строка 228: | Строка 247: | ||
*Шустов, М. П. Х. К. Андерсен и Н. П. Вагнер (проблема преемственности) / М. Шустов // Русско-зарубежные литературные связи : межвузовский сборник научных трудов / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. пед. ун-т им. К. Минина» (Мининский ун-т) ; под ред. Н. М. Ильченко. — Нижний Новгород : Мининский ун-т, 2014. — С. 311–320. | *Шустов, М. П. Х. К. Андерсен и Н. П. Вагнер (проблема преемственности) / М. Шустов // Русско-зарубежные литературные связи : межвузовский сборник научных трудов / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. пед. ун-т им. К. Минина» (Мининский ун-т) ; под ред. Н. М. Ильченко. — Нижний Новгород : Мининский ун-т, 2014. — С. 311–320. | ||
* | *Вагнер Николай Петрович. — Текст : электронный // Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей : сайт. | ||
* | *Валиев, М. Т. Вагнеры — от аптечной стойки до генерала флота / М. Валиев, Т. Заднепровская. — Текст : электронный // Немцы в Санкт-Петербурге: Биографический аспект. XVIII–XX вв. / МАЭ РАН ; ответственный редактор Т. А. Шрадер — Санкт-Петербург, 2015. — Вып. 9 —С. 193–211. | ||
* | *Корнеев, А. Соперник Андерсена. Кот-Мурлыка, или Русский сказочник Николай Вагнер / А. Корнеев. — Текст : электронный // НГ EX LIBRIS : сайт. | ||
* | *Норина, Н. В. Жанровое своеобразие сказки Н. П. Вагнера «Пимперлэ» / Н. Норина. — Текст : электронный // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 10. Ч. 2. — С. 77–81. | ||
* | *Раздъяконов, В. С. Мистицизм в сказке Н. П. Вагнера «Великое» / В. Раздъяконов. — Текст : электронный // Современные гуманитарные исследования. — 2007. — № 5. — С. 140–143. | ||
* | *Фокин, С. И. Н. П. Вагнер. Воспоминания о Казанском университете / С. Фокин. — Текст : электронный // Историко-биологические исследования. — 2021. — Т. 13. — № 1. — С. 89–108. | ||
==Николай Вагнер / Экранизации== | ==Николай Вагнер / Экранизации== | ||
*Новогодняя фантазия Кота-Мурлыки. Мультипликационный фильм по мотивам сказки Н. П. Вагнера «Курилка». Реж. Г. Беда, Россия, 2006. | *Новогодняя фантазия Кота-Мурлыки. Мультипликационный фильм по мотивам сказки Н. П. Вагнера «Курилка». Реж. Г. Беда, Россия, 2006. | ||
==См. также== | |||
*[[Авенариус Василий Петрович]] | |||
*[[Белинский Виссарион Григорьевич]] | |||
*[[Жуковский Василий Андреевич]] | |||
*[[Кольцов Алексей Васильевич]] | |||
*[[Одоевский Владимир Федорович]] | |||
*[[Погорельский Антоний]] | |||
*[[Тургенев Иван Сергеевич]] | |||
[[Category:Писатели]] | [[Category:Писатели]] | ||