Прокофьева Софья Леонидовна: различия между версиями

 
(не показано 20 промежуточных версий 2 участников)
Строка 7: Строка 7:
|Дата рождения                =  14.05.1928
|Дата рождения                =  14.05.1928
|Место рождения              = Москва
|Место рождения              = Москва
|Дата смерти                  =   <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 -->
|Дата смерти                  = 7.05.2025  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 -->
|Место смерти                =
|Место смерти                =
|Период творчества            =
|Период творчества            =
|Гражданство                  = СССР
|Гражданство                  = СССР, Российская Федерация
|Род деятельности            = писатель
|Род деятельности            = писатель
|Жанр                        =  
|Жанр                        =  
Строка 26: Строка 26:
Софья Леонидовна Прокофьева (урождённая Фейнберг; до замужества с О. С. Прокофьевым носила фамилию матери — Коровина) родилась 14 мая 1928 года в Москве. Её отец, Леонид Евгеньевич Фейнберг, был талантливым художником, теоретиком искусства и поэтом. Мать — Мария Ивановна Коровина. Дядя, Самуил Евгеньевич Фейнберг, был выдающимся пианистом, композитором и музыкальным педагогом. Софья была младшим ребёнком в семье. Её брат Сергей Северцев впоследствии стал поэтом, драматургом и переводчиком.
Софья Леонидовна Прокофьева (урождённая Фейнберг; до замужества с О. С. Прокофьевым носила фамилию матери — Коровина) родилась 14 мая 1928 года в Москве. Её отец, Леонид Евгеньевич Фейнберг, был талантливым художником, теоретиком искусства и поэтом. Мать — Мария Ивановна Коровина. Дядя, Самуил Евгеньевич Фейнберг, был выдающимся пианистом, композитором и музыкальным педагогом. Софья была младшим ребёнком в семье. Её брат Сергей Северцев впоследствии стал поэтом, драматургом и переводчиком.


Детство будущей писательницы прошло в атмосфере трепетного отношения к искусству, что в дальнейшем определило всю её жизнь. В доме была обширная библиотека, родители читали Софье очень много книг. Первой книжкой, которую Софья прочитала самостоятельно, был «Айболит» [[Чуковский Корней Иванович|К. И. Чуковского]]. В детстве Софья Прокофьева зачитывалась произведениями Х. К. Андерсена, очень любила [[Бажов Павел Петрович|П. П. Бажова]]. Огромное впечатление на десятилетнюю Софью произвёл двенадцатитомник дореволюционного Шекспира.
Детство будущей писательницы прошло в атмосфере трепетного отношения к искусству, что в дальнейшем определило всю её жизнь. В доме была обширная библиотека, родители читали Софье очень много книг. Первой книжкой, которую Софья прочитала самостоятельно, был «Айболит» [[Чуковский Корней Иванович|К. И. Чуковского]]. В детстве Софья Прокофьева зачитывалась произведениями [[Андерсен Ханс Кристиан|Х. К. Андерсена]], очень любила [[Бажов Павел Петрович|П. П. Бажова]]. Огромное впечатление на десятилетнюю Софью произвёл двенадцатитомник дореволюционного Шекспира.
По словам Софьи Прокофьевой, её детство было очень светлым и добрым. Отец с матерью старательно скрывали от дочери все трудности и тревоги сталинского периода, касавшиеся и их семьи. В одном из своих интервью писательница отметила: «Родители создали мне ощущение очень доброго мира, несмотря на сложности и перипетии того времени».
По словам Софьи Прокофьевой, её детство было очень светлым и добрым. Отец с матерью старательно скрывали от дочери все трудности и тревоги сталинского периода, касавшиеся и их семьи. В одном из своих интервью писательница отметила: «Родители создали мне ощущение очень доброго мира, несмотря на сложности и перипетии того времени».


Потом началась Великая Отечественная война. Многочисленную семью Софьи Прокофьевой эвакуировали на Кавказ. Какое-то время они жили в Тбилиси, затем перебрались во Фрунзе (ныне Бишкек). Старший брат Софьи Прокофьевой был отправлен на фронт под Сталинград. Сергея демобилизовали в 1945 году. Он дошёл до Берлина и расписался на Рейхстаге. Его родные смогли вернуться в Москву из Киргизии в 1943 году.
Потом началась Великая Отечественная война. Многочисленную семью Софьи Прокофьевой эвакуировали на Кавказ. Какое-то время они жили в Тбилиси, затем перебрались во Фрунзе (ныне Бишкек). Старший брат Софьи Прокофьевой был отправлен на фронт под Сталинград. Сергея демобилизовали в 1945 году. Он дошёл до Берлина и расписался на Рейхстаге. Его родные смогли вернуться в Москву из Киргизии в 1943 году.


По возвращении в Москву отец подарил Софье книгу стихов Осипа Мандельштама, который с тех пор стал её самым любимым поэтом. В этот период Софья Прокофьева также зачитывалась стихотворениями А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, В. Хлебникова. Интерес к творчеству этих поэтов подтолкнул Софью к созданию собственных стихотворений. В 1945 она начала писать «Античный цикл». В 1950 году, назвавшись другим именем, Софья Прокофьева добилась встречи с Борисом Пастернаком, чтобы узнать мнение поэта о своих стихах. «Античный цикл» получил высокую оценку Бориса Леонидовича.
По возвращении в Москву отец подарил Софье книгу стихов [[Мандельштам Осип Эмильевич|Осипа Мандельштама]], который с тех пор стал её самым любимым поэтом. В этот период Софья Прокофьева также зачитывалась стихотворениями А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, В. Хлебникова. Интерес к творчеству этих поэтов подтолкнул Софью к созданию собственных стихотворений. В 1945 она начала писать «Античный цикл». В 1950 году, назвавшись другим именем, Софья Прокофьева добилась встречи с Борисом Пастернаком, чтобы узнать мнение поэта о своих стихах. «Античный цикл» получил высокую оценку Бориса Леонидовича.


Отучившись в школе рабочей молодёжи, Софья Прокофьева задумалась о дальнейшем образовании. Девушка мечтала посвятить себя поэзии, однако путь в Литературный институт был для неё закрыт: стихотворения о свободе, искренности, о вечных человеческих ценностях, написанные под влиянием Осипа Мандельштама, приёмная комиссия не могла бы принять по идеологическим соображениям.
Отучившись в школе рабочей молодёжи, Софья Прокофьева задумалась о дальнейшем образовании. Девушка мечтала посвятить себя поэзии, однако путь в Литературный институт был для неё закрыт: стихотворения о свободе, искренности, о вечных человеческих ценностях, написанные под влиянием Осипа Мандельштама, приёмная комиссия не могла бы принять по идеологическим соображениям.
Строка 46: Строка 46:




Однажды Леонид Евгеньевич Фейнберг обратил внимание на то, что его дочь что-то рисует на обрывке бумаги. Рассмотрев эти наброски, он отметил талант Софьи и решил дать ей уроки рисования. В одном из своих интервью писательница сказала, что её отец — педагог от Бога, и у него было очень легко учиться. Примерно через три года, в 1951 году, Софья смогла успешно поступить на графический факультет Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова. Там она училась у Б. А. Дехтерёва, который был в тот период главным художником «Детгиза». Дипломной работой Софьи Прокофьевой стали иллюстрации к книге стихов С. Я. Маршака. Поэту понравились рисунки молодой художницы. Окончив институт, Софья Прокофьева какое-то время работала как художник-иллюстратор. Сборник стихов татарского поэта Джавада Тарджеманова «Карусель», оформленный Софьей Леонидовной, вышел в «Детгизе» в 1956 году. Но Прокофьева ощущала себя скорее литератором, чем художником. Она решила оставить иллюстраторскую работу и вскоре полностью посвятила себя детской литературе.
Однажды Леонид Евгеньевич Фейнберг обратил внимание на то, что его дочь что-то рисует на обрывке бумаги. Рассмотрев эти наброски, он отметил талант Софьи и решил дать ей уроки рисования. В одном из своих интервью писательница сказала, что её отец — педагог от Бога, и у него было очень легко учиться. Примерно через три года, в 1951 году, Софья смогла успешно поступить на графический факультет Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова. Там она училась у Б. А. Дехтерёва, который был в тот период главным художником «Детгиза». Дипломной работой Софьи Прокофьевой стали иллюстрации к книге стихов [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршака]]. Поэту понравились рисунки молодой художницы. Окончив институт, Софья Прокофьева какое-то время работала как художник-иллюстратор. Сборник стихов татарского поэта Джавада Тарджеманова «Карусель», оформленный Софьей Леонидовной, вышел в «Детгизе» в 1956 году. Но Прокофьева ощущала себя скорее литератором, чем художником. Она решила оставить иллюстраторскую работу и вскоре полностью посвятила себя детской литературе.


Первым мужем Софьи Леонидовны стал художник Олег Прокофьев — сын выдающегося композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. В 1954 году у супругов родился сын Сергей, впоследствии ставший видным деятелем антропософского движения. Позднее Софья Прокофьева вышла замуж вторично — за учёного Виктора Белого. В 1962 году у них родилась дочь Мария. Она получила степень доктора физико-математических наук, является профессором МГУ.
Первым мужем Софьи Леонидовны стал художник Олег Прокофьев — сын выдающегося композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. В 1954 году у супругов родился сын Сергей, впоследствии ставший видным деятелем антропософского движения. Позднее Софья Прокофьева вышла замуж вторично — за учёного Виктора Белого. В 1962 году у них родилась дочь Мария. Она получила степень доктора физико-математических наук, является профессором МГУ.


После рождения сына Софья Прокофьева начала писать сказки. [[Кассиль Лев Абрамович|Лев Кассиль]], прочитав её первые сказки, дал положительный отзыв и назвал Софью Прокофьеву «настоящей сказочницей». Эти слова заставили начинающую писательницу поверить в своё призвание и опубликовать первый литературный опыт. Давнее увлечение поэзией снова напомнило о себе, и первой была издана сказка в стихах «Кто лучше?». Её выпустило издательство «Детгиз» в 1957 году. Над этой книжкой вместе с начинающим автором работал сам [[Чарушин Евгений Иванович|Евгений Иванович Чарушин]], выполнивший великолепные реалистичные иллюстрации.
После рождения сына Софья Прокофьева начала писать сказки. [[Кассиль Лев Абрамович|Лев Кассиль]], прочитав её первые сказки, дал положительный отзыв и назвал Софью Прокофьеву «настоящей сказочницей». Эти слова заставили начинающую писательницу поверить в своё призвание и опубликовать первый литературный опыт. Давнее увлечение поэзией снова напомнило о себе, и первой была издана сказка в стихах «Кто лучше?». Её выпустило [[Детская литература (издательство)|издательство «Детгиз»]] в 1957 году. Над этой книжкой вместе с начинающим автором работал сам [[Чарушин Евгений Иванович|Евгений Иванович Чарушин]], выполнивший великолепные реалистичные иллюстрации.


Вскоре Софья Прокофьева начала сотрудничать с издательством «Детский мир» (в 1963 году оно было преобразовано в издательство «Малыш»). Главный редактор издательства Юрий Павлович Тимофеев объединил вокруг себя целую плеяду молодых авторов, среди которых — [[Цыферов Геннадий Михайлович|Геннадий Цыферов]], [[Сапгир Генрих Вениаминович|Генрих Сапгир]], Ирина Токмакова, [[Мошковская Эмма Эфраимовна|Эмма Мошковская]], Георгий Балл и др. Там одна за другой стали выходить книги Софьи Прокофьевой: «Удивительные приключения мальчика без тени и тени без мальчика» (1962), «Неизвестный с хвостом» (1963; другое название произведения — «Приключения плюшевого тигра»), «Зелёная пилюля» (1964), «Сказка о ленивой девочке Маше» (1965), «Сказка о твоих ботинках» (1965). Уже тогда определился стиль сказок Прокофьевой — образный и поэтичный. Вместе с тем её произведения характеризуются прекрасно выстроенным захватывающим сюжетом и увлекательной интригой.
Вскоре Софья Прокофьева начала сотрудничать с издательством «Детский мир» (в 1963 году оно было преобразовано в издательство «Малыш»). Главный редактор издательства Юрий Павлович Тимофеев объединил вокруг себя целую плеяду молодых авторов, среди которых — [[Цыферов Геннадий Михайлович|Геннадий Цыферов]], [[Сапгир Генрих Вениаминович|Генрих Сапгир]], Ирина Токмакова, [[Мошковская Эмма Эфраимовна|Эмма Мошковская]], [[Балл Георгий Александрович|Георгий Балл]] и др. Там одна за другой стали выходить книги Софьи Прокофьевой: «Удивительные приключения мальчика без тени и тени без мальчика» (1962), «Неизвестный с хвостом» (1963; другое название произведения — «Приключения плюшевого тигра»), «Зелёная пилюля» (1964), «Сказка о ленивой девочке Маше» (1965), «Сказка о твоих ботинках» (1965). Уже тогда определился стиль сказок Прокофьевой — образный и поэтичный. Вместе с тем её произведения характеризуются прекрасно выстроенным захватывающим сюжетом и увлекательной интригой.


В 1965 году издательство [[Детская литература (издательство)|«Детская литература»]] выпустило в свет повесть-сказку «Приключения жёлтого чемоданчика». У Софьи Прокофьевой действительно был чемодан жёлтого цвета. И однажды точно такой же чемодан оказался у её соседа по купе. Мужчина чуть было их не перепутал. Этот курьёзный случай стал отправной точкой для написания произведения. Живая, затейливая сказка Софьи Прокофьевой привлекла внимание известного режиссёра Ильи Фрэза. И в 1970 году на экраны вышел одноимённый фильм — весёлый и остроумный, с замечательными актёрами в главных ролях. Книга «Приключения жёлтого чемоданчика» снискала огромный успех у юных читателей. Но сама Софья Прокофьева признаётся, что любит эту сказку меньше других.
В 1965 году издательство [[Детская литература (издательство)|«Детская литература»]] выпустило в свет повесть-сказку «Приключения жёлтого чемоданчика». У Софьи Прокофьевой действительно был чемодан жёлтого цвета. И однажды точно такой же чемодан оказался у её соседа по купе. Мужчина чуть было их не перепутал. Этот курьёзный случай стал отправной точкой для написания произведения. Живая, затейливая сказка Софьи Прокофьевой привлекла внимание известного режиссёра Ильи Фрэза. И в 1970 году на экраны вышел одноимённый фильм — весёлый и остроумный, с замечательными актёрами в главных ролях. Книга «Приключения жёлтого чемоданчика» снискала огромный успех у юных читателей. Но сама Софья Прокофьева признаётся, что любит эту сказку меньше других.
Строка 70: Строка 70:




В 1972 году в издательстве «Детская литература» вышла книга «В стране легенд», в создании которой приняли участие Вера Маркова, Софья Прокофьева и Нина Гарская (подруга Софьи Леонидовны). Они осуществили вольное переложение для детей наиболее известных средневековых легенд Западной Европы. Сборник украсили изящные чёрно-белые иллюстрации Леонида Фейнберга. Впоследствии Софья Леонидовна ещё не раз возвращалась к работе над пересказами произведений фольклора и художественной литературы для детей. Так, например, в 1996 году издательством «Дом» был выпущен сборник «Роза Христа», в который вошли легенды Сельмы Лагерлёф, основанные на христианских преданиях народов Европы, в пересказе Софьи Прокофьевой.  
В 1972 году в издательстве «Детская литература» вышла книга «В стране легенд», в создании которой приняли участие Вера Маркова, Софья Прокофьева и Нина Гарская (подруга Софьи Леонидовны). Они осуществили вольное переложение для детей наиболее известных средневековых легенд Западной Европы. Сборник украсили изящные чёрно-белые иллюстрации Леонида Фейнберга. Впоследствии Софья Леонидовна ещё не раз возвращалась к работе над пересказами произведений фольклора и художественной литературы для детей. Так, например, в 1996 году издательством «Дом» был выпущен сборник «Роза Христа», в который вошли легенды [[Лагерлёф Сельма|Сельмы Лагерлёф]], основанные на христианских преданиях народов Европы, в пересказе Софьи Прокофьевой.  


В 2019 году в издательстве «Время» вышла книга «"Франкенштейн" и другие страшные истории», включившая в себя шесть произведений европейской классической литературы в свободном пересказе писательницы.
В 2019 году в издательстве «Время» вышла книга «"Франкенштейн" и другие страшные истории», включившая в себя шесть произведений европейской классической литературы в свободном пересказе писательницы.
Строка 78: Строка 78:
Ещё в 1957 году Софья Прокофьева написала сказку «Ученик волшебника», главными героями которой стали рассеянный добрый волшебник Алёша и его говорящий кот Васька, хвастливый и задиристый. Двадцать лет спустя писательница написала продолжение — сказку «Остров капитанов» (другое название — «Капитан Тин Тиныч»). Так было положено начало целому циклу под названием «Повелитель волшебных ключей». В него вошли ещё три повести-сказки: «Глазастик и ключ-невидимка» (1986; другое название — «Девочка по имени Глазастик»), «Астрель и Хранитель Леса» (другое название — «Астрель, принцесса Сумерки») и «Принцесса Уэнни» (другое название — «Маленькая принцесса). Каждая повесть — это отдельная история, не связанная с предыдущей. Все пять произведений объединяют общие герои: волшебник Алёша и кот Васька. По словам самой писательницы, этот цикл занимает центральное место в её творчестве.
Ещё в 1957 году Софья Прокофьева написала сказку «Ученик волшебника», главными героями которой стали рассеянный добрый волшебник Алёша и его говорящий кот Васька, хвастливый и задиристый. Двадцать лет спустя писательница написала продолжение — сказку «Остров капитанов» (другое название — «Капитан Тин Тиныч»). Так было положено начало целому циклу под названием «Повелитель волшебных ключей». В него вошли ещё три повести-сказки: «Глазастик и ключ-невидимка» (1986; другое название — «Девочка по имени Глазастик»), «Астрель и Хранитель Леса» (другое название — «Астрель, принцесса Сумерки») и «Принцесса Уэнни» (другое название — «Маленькая принцесса). Каждая повесть — это отдельная история, не связанная с предыдущей. Все пять произведений объединяют общие герои: волшебник Алёша и кот Васька. По словам самой писательницы, этот цикл занимает центральное место в её творчестве.


В 1974 году в издательстве «Физкультура и спорт» вышел физкультурный букварь «Румяные щёки», написанный С. Л. Прокофьевой совместно с Г. В. Сапгиром и В. Г. Гришиным. Софья Прокофьева и Генрих Сапгир много работали вместе. Они написали такие пьесы, как «Василиса Прекрасная», «Конёк-горбунок», «Кот в сапогах» и др. Немало пьес было создано Софьей Прокофьевой и в соавторстве с Ириной Токмаковой.
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Софья Прокофьева">
Файл:Priklyucheniya-zheltogo-chemodanchika (2).jpg|Приключения желтого чемоданчика / С. Л. Прокофьева ; худож. [[Лемкуль Фёдор Викторович|Ф. Лемкуль]]
Файл:Priklyucheniya-zheltogo-chemodanchika (1).jpg|Приключения желтого чемоданчика / С. Л. Прокофьева ; худож. Ф. Лемкуль
Файл:Priklyucheniya-zheltogo-chemodanchika (3).jpg|Приключения желтого чемоданчика / С. Л. Прокофьева ; худож. Ф. Лемкуль
Файл:Priklyucheniya-zheltogo-chemodanchika (4).jpg|Приключения желтого чемоданчика / С. Л. Прокофьева ; худож. Ф. Лемкуль
Файл:Priklyucheniya-zheltogo-chemodanchika (5).jpg|Приключения желтого чемоданчика / С. Л. Прокофьева ; худож. Ф. Лемкуль
</gallery></center>
 
 
 
В 1974 году в издательстве «Физкультура и спорт» вышел физкультурный букварь «Румяные щёки», написанный С. Л. Прокофьевой совместно с [[Сапгир Генрих Вениаминович|Г. В. Сапгиром]] и В. Г. Гришиным. Софья Прокофьева и Генрих Сапгир много работали вместе. Они написали такие пьесы, как «Василиса Прекрасная», «Конёк-горбунок», «Кот в сапогах» и др. Немало пьес было создано Софьей Прокофьевой и в соавторстве с [[Токмакова Ирина Петровна|Ириной Токмаковой]].


В 1974 году издательство «Советская Россия» выпустило поучительную повесть-сказку «На старом чердаке» (другое название — «Тайна забытого чердака»). По сюжету пятиклассник Сашка, получив двойку, забирается на старый чердак. Только он решает стереть плохую отметку из дневника, как неожиданным образом обнаруживает среди чердачного хлама древнюю Волшебную энциклопедию, из которой узнаёт лёгкий способ избегать неприятностей. Но использование таинственного заклинания приводит к самым непредсказуемым последствиям.
В 1974 году издательство «Советская Россия» выпустило поучительную повесть-сказку «На старом чердаке» (другое название — «Тайна забытого чердака»). По сюжету пятиклассник Сашка, получив двойку, забирается на старый чердак. Только он решает стереть плохую отметку из дневника, как неожиданным образом обнаруживает среди чердачного хлама древнюю Волшебную энциклопедию, из которой узнаёт лёгкий способ избегать неприятностей. Но использование таинственного заклинания приводит к самым непредсказуемым последствиям.
Строка 84: Строка 95:
В 1978 году в издательстве «Советская Россия» вышла книга «Оставь окно открытым» (другие названия произведения: «Приключения Веснушки», «Веснушка — великий сыщик», «Сыщик в одном башмаке») — повесть-сказка о дружбе, любви и верности. Главный герой этого произведения — маленький солнечный луч, который давным-давно оторвался от Солнышка и превратился в весёлого и озорного человечка Веснушку.
В 1978 году в издательстве «Советская Россия» вышла книга «Оставь окно открытым» (другие названия произведения: «Приключения Веснушки», «Веснушка — великий сыщик», «Сыщик в одном башмаке») — повесть-сказка о дружбе, любви и верности. Главный герой этого произведения — маленький солнечный луч, который давным-давно оторвался от Солнышка и превратился в весёлого и озорного человечка Веснушку.


В 1997 году была издана повесть-сказка «Белоснежка и принц» (Издательский дом «Искатель»). В этой книге, давшей название целому циклу, Софья Прокофьева пересказала известный в фольклоре и литературной сказке сюжет о Белоснежке. При этом писательница ввела в него мотивы европейских народных сказок: появление волшебного коня и погоня за златорогим оленем. Следующие книги о приключениях Белоснежки, Принца и их друзей стали выходить одна за другой. В основу сюжета каждой из книг легли популярные мотивы сказок европейских народов: борьба с подземным королём, освобождение заколдованного замка и т. д. В сказочных повестях появились новые герои, как положительные, так и отрицательные. Софья Прокофьева создала свой собственный  сказочный мир, который постепенно усложнялся от повести к повести, обогащаясь новыми реалиями. Цикл о Белоснежке состоит из 18 книг.
В 1997 году была издана повесть-сказка «Белоснежка и принц» ([[Искатель (издательство)|Издательский дом «Искатель»]]). В этой книге, давшей название целому циклу, Софья Прокофьева пересказала известный в фольклоре и литературной сказке сюжет о Белоснежке. При этом писательница ввела в него мотивы европейских народных сказок: появление волшебного коня и погоня за златорогим оленем. Следующие книги о приключениях Белоснежки, Принца и их друзей стали выходить одна за другой. В основу сюжета каждой из книг легли популярные мотивы сказок европейских народов: борьба с подземным королём, освобождение заколдованного замка и т. д. В сказочных повестях появились новые герои, как положительные, так и отрицательные. Софья Прокофьева создала свой собственный  сказочный мир, который постепенно усложнялся от повести к повести, обогащаясь новыми реалиями. Цикл о Белоснежке состоит из 18 книг.




Строка 106: Строка 117:
В произведениях Софьи Прокофьевой переплетаются реальность и фантастика. Бытовая конкретность и правдоподобие фантастических приключений героев делает её сказки популярными среди читателей самого разного возраста. Сама же писательница подчёркивает, что пишет для детей от 9 до 12 лет. Произведения Софьи Прокофьевой привлекают глубиной поставленных проблем, необычным сюжетом, точностью и достоверностью характеров. Начиная со сказки «Принцесса Уэнни», Софья Леонидовна всё откровеннее говорит с читателем о проблемах не только душевных, но и духовных. Наиболее полно христианская этика выразилась в сказках «Принцесса Уэнни» и «Босая принцесса», а также в цикле о Белоснежке.
В произведениях Софьи Прокофьевой переплетаются реальность и фантастика. Бытовая конкретность и правдоподобие фантастических приключений героев делает её сказки популярными среди читателей самого разного возраста. Сама же писательница подчёркивает, что пишет для детей от 9 до 12 лет. Произведения Софьи Прокофьевой привлекают глубиной поставленных проблем, необычным сюжетом, точностью и достоверностью характеров. Начиная со сказки «Принцесса Уэнни», Софья Леонидовна всё откровеннее говорит с читателем о проблемах не только душевных, но и духовных. Наиболее полно христианская этика выразилась в сказках «Принцесса Уэнни» и «Босая принцесса», а также в цикле о Белоснежке.


Будучи по образованию графиком, Софья Леонидовна всегда предпочитала, чтобы её произведения иллюстрировали другие художники. В разные годы с ней сотрудничали такие видные художники-иллюстраторы, как [[Алфеевский Валерий Сергеевич|Валерий Алфеевский]], Виталий Горяев, Юлия Гукова, Александр Кошкин, Фёдор Лемкуль, [[Лосин Вениамин Николаевич|Вениамин Лосин]], Евгений Медведев, [[Олейников Игорь Юльевич|Игорь Олейников]], [[Чижиков Виктор Александрович|Виктор Чижиков]] и многие другие. С замечательным художником Геннадием Калиновским Софью Прокофьеву связывало не только плодотворное сотрудничество (он проиллюстрировал шесть книг писательницы), но и многолетняя дружба.
Будучи по образованию графиком, Софья Леонидовна всегда предпочитала, чтобы её произведения иллюстрировали другие художники. В разные годы с ней сотрудничали такие видные художники-иллюстраторы, как [[Алфеевский Валерий Сергеевич|Валерий Алфеевский]], Виталий Горяев, [[Гукова Юлия Валентиновна|Юлия Гукова]], Александр Кошкин, [[Лемкуль Фёдор Викторович|Фёдор Лемкуль]], [[Лосин Вениамин Николаевич|Вениамин Лосин]], Евгений Медведев, [[Олейников Игорь Юльевич|Игорь Олейников]], [[Чижиков Виктор Александрович|Виктор Чижиков]] и многие другие. С замечательным художником [[Калиновский Геннадий Владимирович|Геннадием Калиновским]] Софью Прокофьеву связывало не только плодотворное сотрудничество (он проиллюстрировал шесть книг писательницы), но и многолетняя дружба.




Строка 125: Строка 136:
Софья Леонидовна Прокофьева написала более тридцати книг. Практически все сказки писательницы активно издаются в России в течение многих лет. Произведения Софьи Прокофьевой получили читательское признание не только в нашей стране, но и за рубежом — они переведены более чем на двадцать языков.
Софья Леонидовна Прокофьева написала более тридцати книг. Практически все сказки писательницы активно издаются в России в течение многих лет. Произведения Софьи Прокофьевой получили читательское признание не только в нашей стране, но и за рубежом — они переведены более чем на двадцать языков.


7 мая 2025 года Софья Прокофьева умерла на 97-м году жизни.




{{#ev:youtube|https://youtu.be/W8jgVE7muYE|500|center|<p style="text-align: center;">Софья Прокофьева</p> |frame}}
{{цитата|автор=Софья Прокофьева|…Если рассудить здраво, ведь это тоже не так уж плохо: быть Солнечной Сказкой.}}


==Софья Прокофьева / Книги==
==Софья Прокофьева / Книги==
Строка 267: Строка 279:
*Прокофьева, С. Л. Приключения жёлтого чемоданчика / Софья Прокофьева ; иллюстрации Владимира Канивца. — Москва : Эксмо : #эксмодетство, 2023. — 96 с. : ил. — (Книги для внеклассного чтения).
*Прокофьева, С. Л. Приключения жёлтого чемоданчика / Софья Прокофьева ; иллюстрации Владимира Канивца. — Москва : Эксмо : #эксмодетство, 2023. — 96 с. : ил. — (Книги для внеклассного чтения).


==Софья Прокофьева / Книги в Национальной электронной детской библиотеке==
==Софья Прокофьева / Книги в НЭБ.Дети==


*Прокофьева, С. Л. Кто лучше? / С. Прокофьева ; худож. Е. Чарушин. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1957. — [10] с.  
*Прокофьева, С. Л. Кто лучше? / С. Прокофьева ; худож. Е. Чарушин. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1957. — [10] с.  
Строка 283: Строка 295:
*Прокофьева, С. Л. Королевство семи озёр / С. Прокофьева ; худож. Е. Белоусова. — Текст : электронный. — Москва : Махаон, 2018. — 175 с.
*Прокофьева, С. Л. Королевство семи озёр / С. Прокофьева ; худож. Е. Белоусова. — Текст : электронный. — Москва : Махаон, 2018. — 175 с.


==Диафильмы==
==Софья Прокофьева / Диафильмы==


*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/49931#page/0/mode/2up Прокофьева, С. Л. Приключения плюшевого тигра] : [диафильм] / Софья Прокофьева ; художник О. Новозонов ; редактор Г. Калашникова ; художественный редактор А. Морозов. — Москва : Студия «Диафильм», 1965 (Москва : РГДБ, 2019). — 1 дф. (46 кд.) : цв. — Оригинал хранится в частной коллекции. — Текст. Изображение : электронные.
*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/49931#page/0/mode/2up Прокофьева, С. Л. Приключения плюшевого тигра] : [диафильм] / Софья Прокофьева ; художник О. Новозонов ; редактор Г. Калашникова ; художественный редактор А. Морозов. — Москва : Студия «Диафильм», 1965 (Москва : [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]], 2019). — 1 дф. (46 кд.) : цв. — Оригинал хранится в частной коллекции. — Текст. Изображение : электронные.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/42369#page/0/mode/2up Прокофьева, С. Л. Сказка о ленивой девочке Маше] : [диафильм] / Софья Прокофьева ; художник Л. Гладнева ; [редактор Е. Кавтиашвили ; художественный редактор А. Морозов]. — Москва : Диафильм, 1966. — 1 дф. (39 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ. — Текст. Изображение : электронные.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/42369#page/0/mode/2up Прокофьева, С. Л. Сказка о ленивой девочке Маше] : [диафильм] / Софья Прокофьева ; художник Л. Гладнева ; [редактор Е. Кавтиашвили ; художественный редактор А. Морозов]. — Москва : Диафильм, 1966. — 1 дф. (39 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ. — Текст. Изображение : электронные.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/43167#page/0/mode/1up Прокофьева, С. Л. Ленивка и Прилежинка] : [диафильм] / С. Прокофьева ; художник Л. Гладнева ; [редактор Г. Калашникова ; художественный редактор А. Морозов]. — Москва : Диафильм, 1967. — 1 дф. (37 кд.) : цв. — Диафильм из частной коллекции Потмальниковой Надежды. — Текст. Изображение : электронные.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/43167#page/0/mode/1up Прокофьева, С. Л. Ленивка и Прилежинка] : [диафильм] / С. Прокофьева ; художник Л. Гладнева ; [редактор Г. Калашникова ; художественный редактор А. Морозов]. — Москва : Диафильм, 1967. — 1 дф. (37 кд.) : цв. — Диафильм из частной коллекции Потмальниковой Надежды. — Текст. Изображение : электронные.
Строка 316: Строка 328:
*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/38158#page/0/mode/2up Прокофьева, С. Л. Сказка про маму] : [кукольный диафильм] / С. Прокофьева ; художник-постановщик Н. Войдинова ; оператор В. Сидоров ; [художники-кукольники Г. Голованова, Н. Войдинова, С. Жучкова, Т. Максимова ; художественный редактор В. Дугин ; редактор Г. Витухновская]. — Москва : Диафильм, 1988. — 1 дф. (32 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ. — Текст. Изображение : электронные.
*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/38158#page/0/mode/2up Прокофьева, С. Л. Сказка про маму] : [кукольный диафильм] / С. Прокофьева ; художник-постановщик Н. Войдинова ; оператор В. Сидоров ; [художники-кукольники Г. Голованова, Н. Войдинова, С. Жучкова, Т. Максимова ; художественный редактор В. Дугин ; редактор Г. Витухновская]. — Москва : Диафильм, 1988. — 1 дф. (32 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ. — Текст. Изображение : электронные.


==Книги с иллюстрациями С. Л. Прокофьевой==
==Софья Прокофьева / Книги с иллюстрациями==


*Тарджеманов, Д. А. Карусель : стихи / Д. А. Тарджеманов ; пер. с татар. М. И. Ивансен ; худож. С. Л. Прокофьева. — Москва : Детгиз, 1956. — 16 с. : ил.
*Тарджеманов, Д. А. Карусель : стихи / Д. А. Тарджеманов ; пер. с татар. М. И. Ивансен ; худож. С. Л. Прокофьева. — Москва : Детгиз, 1956. — 16 с. : ил.
Строка 345: Строка 357:
*Федосова, Т. Живое волшебство : сказки С. Л. Прокофьевой / Т. Федосова // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 12. — С. 64–69. — Ил. — Портр. — (Речевое развитие).
*Федосова, Т. Живое волшебство : сказки С. Л. Прокофьевой / Т. Федосова // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 12. — С. 64–69. — Ил. — Портр. — (Речевое развитие).
*Френкель, П. : [Рецензия на книгу С. Прокофьевой «Ученик волшебника ; Лоскутик и облако»] / Павел Френкель // Детская литература. — 1980. — № 11. — С. 49–51. — (Рецензии).
*Френкель, П. : [Рецензия на книгу С. Прокофьевой «Ученик волшебника ; Лоскутик и облако»] / Павел Френкель // Детская литература. — 1980. — № 11. — С. 49–51. — (Рецензии).
*[https://mybook.ru/author/sofya-prokofeva/priklyucheniya-zheltogo-chemodanchika-sbornik/read/?page=1  Аким, Я. Сказки Софьи Прокофьевой] / Яков Аким. — Текст : электронный // Приключения жёлтого чемоданчика : сказочные повести / Софья Леонидовна Прокофьева.
*[https://www.papmambook.ru/articles/1096/ Бебехер, Ю. Великие Холода, или Как непросто просить прощения :] [о сказке С. Прокофьевой «Не буду просить прощения!»] / Юлия Бебехер. — Текст : электронный // Папмамбук : сайт.
*[https://www.papmambook.ru/articles/183/ Белькевич, К. Как становятся сказочниками :] [о Софье Прокофьевой, о её книгах и о том, как воспринимают их современные дети] / Ксения Белькевич ; материал подготовили Юлия Шевелкина и Соломон Шлосман. — Текст : электронный // Папмамбук : сайт.
*[https://elibrary.ru/item.asp?id=49833709 Елепова, М. Ю. Особенности моделирования художественного пространства в сказке Софьи Прокофьевой «Королевство семи озёр»] / Марина Юрьевна Елепова, Наталия Григорьевна Кабанова. — Текст : электронный // Неофилология. — 2022. — Т. 8, № 4. — С. 786–795. — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
*[https://elibrary.ru/item.asp?id=48797253 Залялиева, Д. И. Романтическая традиция в творчестве С. Л. Прокофьевой (на материале сказки «Клад под старым дубом»)] / Д.  И. Залялиева. — Текст : электронный // Слово. Словесность. Словесник. Выпуск VIII. Материалы международной научно-практической конференции преподавателей и студентов, посвященной Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, 21 апреля 2022 г. / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный имени С. А. Есенина», Факультет русской филологии и национальной культуры ; [редакционная коллегия: Ю. А. Южакова (отв. ред.) и др.]. — Рязань : *Коняхин А. В. (Book Jet), 2022. — С. 193–195. — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
*[https://bibliogid.ru/knigi/tematicheskie-obzory/2039-sofya-prokofeva-dve-nevesty-i-lyubovnyj-napitok Захаров, К. Софья Прокофьева. Две невесты и любовный напиток :] [рецензия] / Кирилл Захаров. — Текст : электронный // Библиогид : сайт.  
*[https://bibliogid.ru/knigi/tematicheskie-obzory/2039-sofya-prokofeva-dve-nevesty-i-lyubovnyj-napitok Захаров, К. Софья Прокофьева. Две невесты и любовный напиток :] [рецензия] / Кирилл Захаров. — Текст : электронный // Библиогид : сайт.  
*[https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34987159& Москаленко, С. В. Сюжетообразующая деталь и интрига в произведениях фэнтези. С. Л. Прокофьева и М. Энде: стилизация, парафразирование тем и мотивов, функциональность аллюзий] / Москаленко Светлана Викторовна. — Текст : электронный // Книга в культуре детства : монография / [Астащенко Е. В., Ганин В. В., Дворяшина Н. А. и др.] ; научная редакция: Минералова И. Г., Жукова Н. Д. ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, Кафедра русской литературы, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Таврическая академия, Факультет славянской филологии и журналистики, Кафедра русской и зарубежной литературы. — Москва : Литера ; Симферополь : [б. и.], 2017. — С. 97–109.  
*Москаленко, С. В. Сюжетообразующая деталь и интрига в произведениях фэнтези. С. Л. Прокофьева и М. Энде: стилизация, парафразирование тем и мотивов, функциональность аллюзий / Москаленко Светлана Викторовна. — Текст : электронный // Книга в культуре детства : монография / [Астащенко Е. В., Ганин В. В., Дворяшина Н. А. и др.] ; научная редакция: Минералова И. Г., Жукова Н. Д. ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, Кафедра русской литературы, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Таврическая академия, Факультет славянской филологии и журналистики, Кафедра русской и зарубежной литературы. — Москва : Литера ; Симферополь : [б. и.], 2017. — С. 97–109.  
*[https://bibliogid.ru/knigi/podrobno-o-knige/2182-sofya-prokofeva-devochka-svecha Назаркин, Н. Софья Прокофьева. Девочка-свеча :] [рецензия] / [[Назаркин Николай Николаевич|Николай Назаркин]]. — Текст : электронный // Библиогид : сайт.
*[https://bibliogid.ru/knigi/podrobno-o-knige/2182-sofya-prokofeva-devochka-svecha Назаркин, Н. Софья Прокофьева. Девочка-свеча :] [рецензия] / [[Назаркин Николай Николаевич|Николай Назаркин]]. — Текст : электронный // Библиогид : сайт.
*[https://godliteratury.ru/articles/2018/05/14/90-let-skazochnice-sofe-prokofevoy Прокофьева, С. Л. 90 лет сказочнице Софье Прокофьевой] : «Самая современная сказка — о Снежной королеве, в плену у которой Кай выкладывает кусочками льда слово «вечность» : [интервью] / Софья Прокофьева ; беседовал Юрий Нечипоренко. — Текст : электронный // ГодЛитературы.РФ : сайт.  
*Прокофьева, С. Л. 90 лет сказочнице Софье Прокофьевой : «Самая современная сказка — о Снежной королеве, в плену у которой Кай выкладывает кусочками льда слово «вечность» : [интервью] / Софья Прокофьева ; беседовал Юрий Нечипоренко. — Текст : электронный // ГодЛитературы.РФ : сайт.  
*[https://godliteratury.ru/articles/2021/05/14/dlia-detskogo-pisatelia-glavnoe-iskrennost Прокофьева, С. Л. «Для детского писателя главное — искренность»] : легендарной детской писательнице Софье Прокофьевой 14 мая исполняется 93 года : [интервью] / Софья Прокофьева. — Текст : электронный // ГодЛитературы.РФ : сайт.  
*Прокофьева, С. Л. «Для детского писателя главное — искренность» : легендарной детской писательнице Софье Прокофьевой 14 мая исполняется 93 года : [интервью] / Софья Прокофьева. — Текст : электронный // ГодЛитературы.РФ : сайт.  
*[http://kidreader.ru/review/1831 Плаксина, Е. Красивая страшная сказка — рецензия на книгу Софьи Прокофьевой «Две невесты и любовный напиток»] / Екатерина Плаксина. — Текст : электронный // KidReader : сайт.  
*Плаксина, Е. Красивая страшная сказка — рецензия на книгу Софьи Прокофьевой «Две невесты и любовный напиток» / Екатерина Плаксина. — Текст : электронный // KidReader : сайт.  
*[https://lgz.ru/article/N16-17--6319---2011-04-27-/Kak-Loskutok-stanovitsya-Loskutikom15937/ Прокофьева, С. Л. Как Лоскуток становится Лоскутиком :] [интервью] / С. Л. Прокофьева ; беседовала Елена Калашникова. — Текст : электронный // Литературная газета. — 2011. — 27 апр.–3 мая.  
*Прокофьева, С. Л. Как Лоскуток становится Лоскутиком : [интервью] / С. Л. Прокофьева ; беседовала Елена Калашникова. — Текст : электронный // Литературная газета. — 2011. — 27 апр.–3 мая.  
*[https://lgz.ru/article/N37--6189--2008-09-17--/Skazochnitsa-iz-stran%D1%8B-Fantazii5804/ Прокофьева, С. Л. Сказочница из страны Фантазии :] [интервью] / С. Л. Прокофьева ; беседу вела Татьяна Гавердовская. — Текст : электронный // Литературная газета. — 2008. — 17–23 сент. — Вкл. семейное чтение.
*Прокофьева, С. Л. Сказочница из страны Фантазии : [интервью] / С. Л. Прокофьева ; беседу вела Татьяна Гавердовская. — Текст : электронный // Литературная газета. — 2008. — 17–23 сент. — Вкл. семейное чтение.
*[https://www.labirint.ru/child-now/prokofeva/ Прокофьева, С. Л. «Я росла в очень доброй семье...». Интервью с Софьей Прокофьевой] / Софья Леонидовна Прокофьева ; беседу вело издательство «Речь». — Текст : электронный // Лабиринт : сайт.
*[http://kidreader.ru/article/1911 Софья Прокофьева: «Моим героиням часто не везло с внешностью» :] [интервью] / Софья Леонидовна Прокофьева ; беседовала Екатерина Орлова. — Текст : электронный // KidReader : сайт.
*[https://www.labirint.ru/child-now/sofya-prokofeva/ Софья Прокофьева — писательница для детской души]. — Текст : электронный // Лабиринт : сайт.


==Экранизации==
==Экранизации==
Строка 386: Строка 390:
*2006 — приз за большой вклад в современную детскую литературу на Всероссийской литературной премии им. Петра Ершова.
*2006 — приз за большой вклад в современную детскую литературу на Всероссийской литературной премии им. Петра Ершова.
*2012 — Национальная литературная премия «Золотое перо Руси».
*2012 — Национальная литературная премия «Золотое перо Руси».
==См. также==
*[[Александрова Зинаида Николаевна]]
*[[Беляевская Ольга Александровна]]
*[[Берггольц Ольга Федоровна]]
*[[Благинина Елена Александровна]]
*[[Мориц Юнна Петровна]]
*[[Мошковская Эмма Эфраимовна]]
*[[Муха Рената Григорьевна]]
*[[Татьяничева Людмила Константиновна]]
*[[Шишова Зинаида Константиновна]]


[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]
[[Category:Иллюстраторы]]