Пивоваров Виктор Дмитриевич: различия между версиями

 
(не показаны 22 промежуточные версии 2 участников)
Строка 25: Строка 25:
==Виктор Пивоваров / Биография==
==Виктор Пивоваров / Биография==


Виктор Пивоваров родился 14 января 1937 года в Москве. Рос без отца. После начала войны вместе с матерью Софией Евгеньевной Пивоваровой был эвакуирован в Алькеевский район Татарской СССР. Военное детство было трудным и безрадостным, но именно в это время Виктор Дмитриевич впервые услышал по радио сказки Андерсена, которые стали его неизменной любовью на всю жизнь. В дальнейшем художник признавался: «Я стал художником для детей, наверное, потому, что в моем собственном детстве книг не было. Война была, а книг не было. А после войны, когда вернулись из эвакуации, было радио. Книга вошла в мою жизнь, но не видимая, а слышимая».
Виктор Пивоваров родился 14 января 1937 года в Москве. Рос без отца. После начала войны вместе с матерью Софией Евгеньевной Пивоваровой был эвакуирован в Алькеевский район Татарской СССР. Военное детство было трудным и безрадостным, но именно в это время Виктор Дмитриевич впервые услышал по радио сказки Андерсена, которые стали его неизменной любовью на всю жизнь.  
 
В дальнейшем художник признавался:  
 
{{цитата|автор=Виктор Пивоваров|Я стал художником для детей, наверное, потому, что в моем собственном детстве книг не было. Война была, а книг не было. А после войны, когда вернулись из эвакуации, было радио. Книга вошла в мою жизнь, но не видимая, а слышимая.}}
 
В послевоенные годы постепенно книги стали появляться в жизни подростка. Но, как вспоминал художник, иллюстрации было разглядывать интересней, чем читать текст. Это обстоятельство предопределило дальнейшую судьбу художника. С 1951 по 1957 годы Пивоваров учился в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина, где изучал художественные народные промыслы. После чего была неудачная попытка поступить в Московский государственный академический институт им. В. И. Сурикова. Формалистический характер его работ для приемной комиссии был неприемлем. На становление художественного видения Пивоварова повлияло знакомство с актуальным западным искусством.
В послевоенные годы постепенно книги стали появляться в жизни подростка. Но, как вспоминал художник, иллюстрации было разглядывать интересней, чем читать текст. Это обстоятельство предопределило дальнейшую судьбу художника. С 1951 по 1957 годы Пивоваров учился в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина, где изучал художественные народные промыслы. После чего была неудачная попытка поступить в Московский государственный академический институт им. В. И. Сурикова. Формалистический характер его работ для приемной комиссии был неприемлем. На становление художественного видения Пивоварова повлияло знакомство с актуальным западным искусством.
[[Файл:Pivovarov.jpg|290px|thumb|Виктор Пивоваров / Голубая комната, 1980 / Третьяковская галерея]]
Дальнейшее творческое становление Виктора Дмитриевича связано с Московским полиграфическим институтом, где он учился на художественном факультете с 1957 по 1962 годы.  Здесь он сблизился с учеником иллюстратора Владимира Фаворского Андреем Гончаровым, который был книжным графиком, театральным художником, человеком широких эстетических взглядов.
Дальнейшее творческое становление Виктора Дмитриевича связано с Московским полиграфическим институтом, где он учился на художественном факультете с 1957 по 1962 годы.  Здесь он сблизился с учеником иллюстратора Владимира Фаворского Андреем Гончаровым, который был книжным графиком, театральным художником, человеком широких эстетических взглядов.
В 1963 году происходит знакомство Виктора Пивоварова с детской писательницей Ириной Пивоваровой, которая в дальнейшем становится его женой и соавтором. Началом их совместной работы стала книга стихов «Всех угостила». Благодаря творческому союзу на свет появились книги «Тихое и звонкое», «Два очень смелых кролика», «Жила-была собака», «Тик и так» и другие. Художник стремится создать пространство, в котором царит доброта и уют: «Какой должна быть детская книга сказать очень просто: во-первых, она должна быть такой, чтобы в неё можно было войти. А во-вторых, там внутри, когда войдёшь, должно быть хорошо. Войти в книгу можно в том случае, если вся она, все её внутреннее пространство представляет собой какой-то целостный мир». В 1966 году в семье рождается сын Павел, в дальнейшем ставший известным художником, писателем, эссеистом, теоретиком современного искусства.
 
Этапным в жизни художника стало знакомство с поэтами «Лианозовской школы» — Игорем Холиным и Генрихом Сапгиром, которое произошло в издательстве «Детская литература». Художник иллюстрировал «Полосатые стихи», «Карманный комарик», «Красный шар» и другие книги Генриха Сапгира. На протяжении многих лет Игорь Холин и Генрих Сапгир становятся героями рисунков и картин Виктора Пивоварова, которые собраны в альбоме «Холин и Сапгир ликующие». Характерно, что на протяжении всего творческого пути художник чаще отдавал предпочтение стихотворным сборникам: «Стихи дают больше свободы художнику. Стихи иллюстрировать, в буквальном смысле слова, не нужно и невозможно. Стихи можно интерпретировать, сопровождать, аккомпанировать им. А это значит, что художнику самому можно быть поэтом».
В 1963 году происходит знакомство Виктора Пивоварова с детской писательницей [[Пивоварова Ирина Михайловна|Ириной Пивоваровой]], которая в дальнейшем становится его женой и соавтором. Началом их совместной работы стала книга стихов «Всех угостила». Благодаря творческому союзу на свет появились книги «Тихое и звонкое», «Два очень смелых кролика», «Жила-была собака», «Тик и так» и другие. Художник стремится создать пространство, в котором царит доброта и уют: «Какой должна быть детская книга сказать очень просто: во-первых, она должна быть такой, чтобы в неё можно было войти. А во-вторых, там внутри, когда войдёшь, должно быть хорошо. Войти в книгу можно в том случае, если вся она, все её внутреннее пространство представляет собой какой-то целостный мир». В 1966 году в семье рождается сын Павел, в дальнейшем ставший известным художником, писателем, эссеистом, теоретиком современного искусства.
Благодаря переводческой работе Сапгира Пивоваров знакомится со стихами Овсея Дриза. Результатом этого знакомства стали рисунки к книгам: «Мальчик и дерево», «Зеленая карета», «Хеломские мудрецы». В дальнейшем Виктор Дмитриевич признавался: «Стихи Дриза не только находили ответный отзвук в моей душе, они учили меня, как надо рисовать, как быть художником».
 
Вместе с работой над иллюстрациями Пивоваров как художник начинает сотрудничать с журналами «Знание — сила» и «Мурзилка». В 1979 году для «Весёлых картинок» Пивоваровым был создан фирменный логотип, украшающий обложку журнала до сих пор.
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Виктор Пивоваров">
Файл:Pivovarova-Irina (12).jpg|Тихое и звонкое / Ирина Пивоварова ; худ. Виктор Пивоваров
Файл:Pivovarova-Irina (13).jpg|Тихое и звонкое / Ирина Пивоварова ; худ. Виктор Пивоваров
Файл:Pivovarova-Irina (14).jpg|Тихое и звонкое / Ирина Пивоварова ; худ. Виктор Пивоваров
Файл:Pivovarova-Irina (15).jpg|Тихое и звонкое / Ирина Пивоварова ; худ. Виктор Пивоваров
</gallery></center>
 
 
Этапным в жизни художника стало знакомство с поэтами «Лианозовской школы» — [[Холин Игорь Сергеевич|Игорем Холиным]] и [[Сапгир Генрих Вениаминович|Генрихом Сапгиром]], которое произошло в издательстве «Детская литература». Художник иллюстрировал «Полосатые стихи», «Карманный комарик», «Красный шар» и другие книги Генриха Сапгира. На протяжении многих лет Игорь Холин и Генрих Сапгир становятся героями рисунков и картин Виктора Пивоварова, которые собраны в альбоме «Холин и Сапгир ликующие». Характерно, что на протяжении всего творческого пути художник чаще отдавал предпочтение стихотворным сборникам: «Стихи дают больше свободы художнику. Стихи иллюстрировать, в буквальном смысле слова, не нужно и невозможно. Стихи можно интерпретировать, сопровождать, аккомпанировать им. А это значит, что художнику самому можно быть поэтом».
 
Благодаря переводческой работе Сапгира Пивоваров знакомится со стихами [[Дриз Овсей Овсеевич|Овсея Дриза]]. Результатом этого знакомства стали рисунки к книгам: «Мальчик и дерево», «Зеленая карета», «Хеломские мудрецы». В дальнейшем Виктор Дмитриевич признавался: «Стихи Дриза не только находили ответный отзвук в моей душе, они учили меня, как надо рисовать, как быть художником».
 
Вместе с работой над иллюстрациями Пивоваров как художник начинает сотрудничать с журналами «Знание — сила» и [[Мурзилка|«Мурзилка»]]. В 1979 году для «Весёлых картинок» Пивоваровым был создан фирменный логотип, украшающий обложку журнала до сих пор.
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Виктор Пивоваров">
Файл:Ovsej-Driz (1).jpg|Хеломские мудрецы / Овсей Дриз ; перевел с идиша Генрих Сапгир ; художник Виктор Пивоваров
Файл:Ovsej-Driz (2).jpg|Хеломские мудрецы / Овсей Дриз ; художник Виктор Пивоваров
Файл:Ovsej-Driz (3).jpg|Хеломские мудрецы / Овсей Дриз ; художник Виктор Пивоваров
Файл:Ovsej-Driz (4).jpg|Хеломские мудрецы / Овсей Дриз ; художник Виктор Пивоваров
</gallery></center>
 
 
Начиная с 1967 года, Пивоваров стал заниматься не только иллюстрацией, но и живописью. Размышляя о своём профессиональном становлении, Пивоваров утверждал: «Мне до определенного времени казалось, что я смогу полностью реализовать себя в иллюстрации, тем более в какой-то момент мне стали предлагать очень хорошие книги. И я оформлял их с огромным наслаждением. Но потом понял, что это не всё: полностью я не реализуюсь». В своих «взрослых» работах художник избирает совершенно другую манеру, чем в детских иллюстрациях. Он исследует природу меланхолии и душевное одиночество. Неслучайно за схожесть художественной оптики Пивоварова называют русским Рене Магриттом. По мнению Павла Пепперштейна: «Пивоваров всю свою жизнь рисует комнату души. Все возможные здания, все возможные ландшафты скрываются внутри комнаты — все внешнее становится фрагментом внутреннего пространства».
Начиная с 1967 года, Пивоваров стал заниматься не только иллюстрацией, но и живописью. Размышляя о своём профессиональном становлении, Пивоваров утверждал: «Мне до определенного времени казалось, что я смогу полностью реализовать себя в иллюстрации, тем более в какой-то момент мне стали предлагать очень хорошие книги. И я оформлял их с огромным наслаждением. Но потом понял, что это не всё: полностью я не реализуюсь». В своих «взрослых» работах художник избирает совершенно другую манеру, чем в детских иллюстрациях. Он исследует природу меланхолии и душевное одиночество. Неслучайно за схожесть художественной оптики Пивоварова называют русским Рене Магриттом. По мнению Павла Пепперштейна: «Пивоваров всю свою жизнь рисует комнату души. Все возможные здания, все возможные ландшафты скрываются внутри комнаты — все внешнее становится фрагментом внутреннего пространства».
В конце 60-х годов происходит знакомство с художниками Ильей Кабаковым и Эриком Булатовым, которые в то время также активно занимались иллюстрацией. Для многих неформатных художников советского времени работа в детской книге была единственным источником заработка. Благодаря этой встрече зародился московский концептуализм — ведущее художественное течение современного нонконформистского искусства. Вместе с Ильей Кабаковым Виктор Пивоваров изобрел особый жанр — альбомы, в котором изображение и текст, органично дополняя друг друга, имеют равнозначное значение.
В конце 60-х годов происходит знакомство с художниками Ильей Кабаковым и Эриком Булатовым, которые в то время также активно занимались иллюстрацией. Для многих неформатных художников советского времени работа в детской книге была единственным источником заработка. Благодаря этой встрече зародился московский концептуализм — ведущее художественное течение современного нонконформистского искусства. Вместе с Ильей Кабаковым Виктор Пивоваров изобрел особый жанр — альбомы, в котором изображение и текст, органично дополняя друг друга, имеют равнозначное значение.
В 1978 году Виктор Дмитриевич встречает свою вторую жену — искусствоведа Милену Славицкую, приехавшую из Чехии для знакомства с неподцензурным советским искусством. В результате художник в 1982 году эмигрировал в Чехословакию. С тех пор Виктор Дмитриевич проживает в Праге. До отъезда работы Пивоварова экспонировались единожды на коллективной выставке, произошедшей в 1979 году. Первая выставка пражского периода художника состоялась уже в 1984 году. Перед отъездом художник направил официальное письмо в издательство «Детская литература», с просьбой оставить его внештатным сотрудником, что оказалось неприемлемым.
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption=" «Виктор Пивоваров">
Файл:Viktor-Pivovarov.jpg|Черная курица, или Подземные жители / [[Погорельский Антоний|А. Погорельский]] ; худож. В. Пивоваров
Файл:Viktor-Pivovarov-CHernaya-kurica (3).jpg|Черная курица, или Подземные жители / А. Погорельский ; худож. В. Пивоваров
Файл:Viktor-Pivovarov-CHernaya-kurica (1).jpg|Черная курица, или Подземные жители / А. Погорельский ; худож. В. Пивоваров
Файл:Viktor-Pivovarov-CHernaya-kurica (2).jpg|Черная курица, или Подземные жители / А. Погорельский ; худож. В. Пивоваров
</gallery></center>
 
 
В 1978 году Виктор Дмитриевич встречает свою вторую жену — искусствоведа Милену Славицкую, приехавшую из Чехии для знакомства с неподцензурным советским искусством. В результате художник в 1982 году эмигрировал в Чехословакию. С тех пор Виктор Дмитриевич проживает в Праге. До отъезда работы Пивоварова экспонировались единожды на коллективной выставке, произошедшей в 1979 году. Первая выставка пражского периода художника состоялась уже в 1984 году. Перед отъездом художник направил официальное письмо в [[Детская литература (издательство)|издательство «Детская литература»]], с просьбой оставить его внештатным сотрудником, что оказалось неприемлемым.
 
В 1989 году прошла большая выставка Виктора Пивоварова в Высочанах. Благодаря обретению эстетической идентичности и творческой зрелости художник становится заметным в артистических кругах Европы. Он возглавлял галерею «Пи-Пи-Арт» (Prague Project for the Art) и являлся главным редактором журнала, посвященного актуальному художественному процессу «Výtvarné umění» (Изобразительное искусство).
В 1989 году прошла большая выставка Виктора Пивоварова в Высочанах. Благодаря обретению эстетической идентичности и творческой зрелости художник становится заметным в артистических кругах Европы. Он возглавлял галерею «Пи-Пи-Арт» (Prague Project for the Art) и являлся главным редактором журнала, посвященного актуальному художественному процессу «Výtvarné umění» (Изобразительное искусство).
В постсоветский период творчество Пивоварова начинает возвращаться на родину. Начиная с выставки «Метампсихоз», проходящей в 1993 году в «L-галерее», художник выставляется регулярно. Сегодня Пивоваров известен не только как живописец и иллюстратор. Виктор Дмитриевич активно публикует свою прозу и мемуары. Несмотря на то, что художник в последние годы практически не занимается иллюстрацией, работу над детской книгой он ставит очень высоко. По признанию художника: «Детская книга, помимо своих утилитарных функций, является также памятником культуры и времени, как и любое произведение искусства. Чем богаче и сложнее выражены в нем идеи времени, чем совершеннее его пластические качества, тем оно убедительней и долговечней. При этом я не вижу принципиальной разницы между монументальной росписью и детской иллюстрацией».
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Виктор Пивоваров">
Файл:Tarakanishche-CHukovskij (2).jpg|Тараканище / [[Чуковский Корней Иванович|Корней Чуковский]]; рис. В. Пивоваров, 1970
Файл:Tarakanishche-CHukovskij (1).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. В. Пивоваров
Файл:Tarakanishche-CHukovskij (3).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. В. Пивоваров
Файл:Tarakanishche-CHukovskij (4).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. В. Пивоваров
</gallery></center>
 
 
В постсоветский период творчество Пивоварова начинает возвращаться на родину. Начиная с выставки «Метампсихоз», проходящей в 1993 году в «L-галерее», художник выставляется регулярно. Сегодня Пивоваров известен не только как живописец и иллюстратор. Виктор Дмитриевич активно публикует свою прозу и мемуары. Несмотря на то, что художник в последние годы практически не занимается иллюстрацией, работу над детской книгой он ставит очень высоко.  
 
По признанию художника:  
 
{{цитата|автор=Виктор Пивоваров|Детская книга, помимо своих утилитарных функций, является также памятником культуры и времени, как и любое произведение искусства. Чем богаче и сложнее выражены в нем идеи времени, чем совершеннее его пластические качества, тем оно убедительней и долговечней. При этом я не вижу принципиальной разницы между монументальной росписью и детской иллюстрацией.}}


==Виктор Пивоваров / Книги с иллюстрациями==
==Виктор Пивоваров / Книги с иллюстрациями==
*Андерсен, Х. К. Сказки / Г. Х. Андерсен ; рис. В. Пивоварова ; пер. с дат. А. Ганзен. — Горький : Волго-Вятское книжное издательство, 1980. — 128 с. : ил.
*Андерсен, Х. К. Сказки / Г. Х. Андерсен ; рис. В. Пивоварова ; пер. с дат. А. Ганзен. — Горький : Волго-Вятское книжное издательство, 1980. — 128 с. : ил.
*Дриз, О. Мальчик и дерево : стихи / О. Дриз ; пер. с евр. Г. Сапгира ; рис. В. Пивоварова. — Москва : Детская литература, 1976. — 32 с. : ил.
*Дриз, О. Мальчик и дерево : стихи / О. Дриз ; пер. с евр. Г. Сапгира ; рис. В. Пивоварова. — Москва : Детская литература, 1976. — 32 с. : ил.
*Дриз, О.  Хеломские мудрецы / Овсей Дриз ; перевел с идиша Генрих Сапгир ; художник Виктор Пивоваров. — Москва : Книжники, 2020. — 76 с. : ил.
*Дриз, О.  Хеломские мудрецы / Овсей Дриз ; перевел с идиша Генрих Сапгир ; художник Виктор Пивоваров. — Москва : Книжники, 2020. — 76 с. : ил.
*Заходер, Б. Моя Вообразилия / Б. Заходер ; рис. В. Пивоварова. — Москва : Нигма, 2014. — 143 с. : ил.
*Заходер, Б. Моя Вообразилия / [[Заходер Борис Владимирович|Б. Заходер]] ; рис. В. Пивоварова. — Москва : Нигма, 2014. — 143 с. : ил.
*Карем, М. Радость / М. Карем ; пер. с. фр. В. Берестова ; худож. В. Пивоваров.— Москва : Детская литература, 1970. — 16 с. : ил.
*Карем, М. Радость / М. Карем ; пер. с. фр. В. Берестова ; худож. В. Пивоваров.— Москва : Детская литература, 1970. — 16 с. : ил.
*Лопес, М. Старушки с зонтиками / М. К. Лопес ; худож. В. Пивоваров ; пересказали с исп. Б. Симорра и Г. Балл. — Москва : Детская литература 1976. — 24 с. : ил.
*Лопес, М. Старушки с зонтиками / М. К. Лопес ; худож. В. Пивоваров ; пересказали с исп. Б. Симорра и Г. Балл. — Москва : Детская литература 1976. — 24 с. : ил.
Строка 69: Строка 123:


==Виктор Пивоваров / Проза==
==Виктор Пивоваров / Проза==
*Пивоваров, В. Влюблённый агент / В. Пивоваров. — Москва : НЛО, 2001.— 288 с.
*Пивоваров, В. Влюблённый агент / В. Пивоваров. — Москва : НЛО, 2001.— 288 с.
*Пивоваров, В. О любви слова и изображения / В. Пивоваров. — Москва : НЛО, 2004.— 140 с.
*Пивоваров, В. О любви слова и изображения / В. Пивоваров. — Москва : НЛО, 2004.— 140 с.
Строка 77: Строка 130:
==Выставки==
==Выставки==


1979 — «Цвет, форма, пространство». Малая Грузинская. Москва.
*1979 — «Цвет, форма, пространство». Малая Грузинская. Москва.
1984 — «Рисунки и акварели». Прага, Чехословакия.
*1984 — «Рисунки и акварели». Прага, Чехословакия.
1987 — «Выставка иллюстраций». Музей национальной письменности. Прага, Чехословакия.
*1987 — «Выставка иллюстраций». Музей национальной письменности. Прага, Чехословакия.
1988 — «Концерт» (Совместно с Ильёй Кабаковым). Люцерн, Швеция.
*1988 — «Концерт» (Совместно с Ильёй Кабаковым). Люцерн, Швеция.
1989 — «Образ и текст». Дом искусств. Брно, Чехословакия.
*1989 — «Образ и текст». Дом искусств. Брно, Чехословакия.
1989 — Ретроспективная выставка живописи 1969–1989 годов. Народный дом. Прага, Чехословакия.
*1989 — Ретроспективная выставка живописи 1969–1989 годов. Народный дом. Прага, Чехословакия.
1993 — «Метампсихоз». L-Галерея. Москва.
*1993 — «Метампсихоз». L-Галерея. Москва.
1996 — «Действующие лица». ЦСИ. Москва.
*1996 — «Действующие лица». ЦСИ. Москва.
2004 — «Шаги механика». Государственная Третьяковская галерея. Москва.
*2004 — «Шаги механика». Государственная Третьяковская галерея. Москва.
2004 — «Тёмные комнаты». XL Галерея. Москва.
*2004 — «Тёмные комнаты». XL Галерея. Москва.
2006 — «Едоки лимонов».Московский музей современного искусства. Москва.
*2006 — «Едоки лимонов». Московский музей современного искусства. Москва.
2011 — «Они». Московский музей современного искусства. Москва..
*2011 — «Они». Московский музей современного искусства. Москва..
2015 — «Лисы и праздники». Государственный музей востока. Москва.
*2015 — «Лисы и праздники». Государственный музей востока. Москва.
2016 — «Потерянные ключи». ГМИИ им. А. С. Пушкина. Москва.
*2016 — «Потерянные ключи». ГМИИ им. А. С. Пушкина. Москва.
2016 — «След улитки». Музей современного искусства «Гараж». Москва.
*2016 — «След улитки». Музей современного искусства «Гараж». Москва.
2017— «Холин и Сапгир. На правах рукописи». Музей современного искусства «Гараж». Москва.
*2017— «Холин и Сапгир. На правах рукописи». Музей современного искусства «Гараж». Москва.
2017— «Иллюстрация и галлюцинация». Музей Достоевского. Санкт-Петербург.
*2017— «Иллюстрация и галлюцинация». Музей Достоевского. Санкт-Петербург.
2018— «Московский альбом». Мультимедиа-арт-музей, Москва.
*2018— «Московский альбом». Мультимедиа-арт-музей, Москва.


==Виктор Пивоваров / Каталоги выставок и альбомы==
==Виктор Пивоваров / Каталоги выставок и альбомы==


Пивоваров, В. АХ и ОХ / В. Пивоваров. — Вологда : Герман Титов, 2010. — 215 с. — (Библиотека Московского Концептуализма).
*Пивоваров, В. АХ и ОХ / В. Пивоваров. — Вологда : Герман Титов, 2010. — 215 с. — (Библиотека Московского Концептуализма).
Пивоваров, В. Едоки Лимонов / В. Пивоваров. — Москва : Московский музей современного искусства, 2006. — 178 с.
*Пивоваров, В. Едоки Лимонов / В. Пивоваров. — Москва : Московский музей современного искусства, 2006. — 178 с.
Пивоваров, В. Лисы и праздники / В. Пивоваров. — Москва : Государственный музей Востока, 2015. — 72 с. : ил.
*Пивоваров, В. Лисы и праздники / В. Пивоваров. — Москва : Государственный музей Востока, 2015. — 72 с. : ил.
Пивоваров, В. Они / В. Пивоваров. — Москва : Московский музей современного искусства, 2011. — 179 с. : ил.
*Пивоваров, В. Они / В. Пивоваров. — Москва : Московский музей современного искусства, 2011. — 179 с. : ил.
Пивоваров В. Путеводитель по выставке «След Улитки». — Москва : Музей современного искусства «Гараж», 2016. — 17 с.
*Пивоваров В. Путеводитель по выставке «След Улитки». — Москва : Музей современного искусства «Гараж», 2016. — 17 с.
Пивоваров, В. Холин и Сапгир ликующие/ В. Пивоваров. — Москва : Музей современного искусства «Гараж», 2017. — 88 с.
*Пивоваров, В. Холин и Сапгир ликующие/ В. Пивоваров. — Москва : Музей современного искусства «Гараж», 2017. — 88 с.
По дорогам сказки. Книжная графика Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова из частных собраний и собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина / сост. А. Ю. Чудецкая. — Москва : Арт-Волхонка, 2015. — 120 с. : ил.
*По дорогам сказки. Книжная графика Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова из частных собраний и собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина / сост. А. Ю. Чудецкая. — Москва : Арт-Волхонка, 2015. — 120 с. : ил.


==О жизни и творчестве==
==О жизни и творчестве==


Лазарева, Е. Виктор Пивоваров: траектория полетов / Е. Лазарева. — Москва : Вreus, 2017. —120 с.
*Лазарева, Е. Виктор Пивоваров: траектория полетов / Е. Лазарева. — Москва : Вreus, 2017. —120 с.
Тихая революция 1970-х. Интервью с Виктором Пивоваровым // Неприкосновенный запас. — 2007. — №2 (52) — С. 184-190.
*Тихая революция 1970-х. Интервью с Виктором Пивоваровым // Неприкосновенный запас. — 2007. — №2 (52) — С. 184-190.
10 хрестоматийных работ Виктора Пивоварова. — Текст : электронный // Arzamas : сайт. — URL: https://arzamas.academy/materials/ 2024 (дата обращения: 17.08.22).
[[Category:Писатели]]
Запрещённые полотна лучшего иллюстратора детского журнала «Веселые картинки» : как художник Пивоваров совмещал несовместимое. — Текст : электронный // Культура РФ : сайт. — URL: https://kulturologia.ru/blogs/221219/44982/ (дата обращения: 17.08.22).
 
О Викторе Пивоварове словами Виктора Пивоварова. — Текст : электронный // BURO : сайт. — URL: https://www.buro247.ru/culture/arts/o-viktore-pivovarove-slovami-viktora-pivovarova.html (дата обращения: 17.08.22).
[[Категория:Иллюстраторы]]
Правила жизни Виктора Пивоварова. — Текст : электронный // Esquire : сайт. — URL : https://esquire.ru/rules/8168-pivovarov/ (дата обращения: 17.08.22).

Навигация