46 056
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Ирина Карнаухова |Портрет = Irina-Karnauhova.jpg <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg --> |Описание портрета = Ирина Карнаухова |Имя при рождении = Ирина Карнаухова |Псевдоним(ы)...») |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| Строка 24: | Строка 24: | ||
==Ирина Карнаухова / Биография== | ==Ирина Карнаухова / Биография== | ||
Ирина Валериановна Карнаухова родилась 20 ноября 1901 года в Киеве. Её отец был железнодорожным служащим. Мать, Алла Митрофановна Карнаухова, работала в редакциях различных киевских газет. Впоследствии, после переезда в Петроград, она начала сотрудничать в качестве переводчика с журналом «Вестник иностранной литературы». Переводила произведения Брета Гарта, Джона Голсуорси, Артура Конан Дойла, Джеймса Оливера Кервуда, Джека Лондона, Генриха Манна, О. Генри, Рабиндраната Тагора, Герберта Уэллса, Гилберта Честертона и др. Дед Ирины Карнауховой по матери — Митрофан Евграфович Краинский — известный киевский издатель, выпускавший журнал «Искусство и жизнь» и газету «Жизнь и искусство». | Ирина Валериановна Карнаухова родилась 20 ноября 1901 года в Киеве. Её отец был железнодорожным служащим. Мать, Алла Митрофановна Карнаухова, работала в редакциях различных киевских газет. Впоследствии, после переезда в Петроград, она начала сотрудничать в качестве переводчика с журналом «Вестник иностранной литературы». Переводила произведения [[Гарт Брет|Брета Гарта]], Джона Голсуорси, Артура Конан Дойла, Джеймса Оливера Кервуда, [[Лондон Джек|Джека Лондона]], Генриха Манна, О. Генри, Рабиндраната Тагора, [[Уэллс Герберт Джордж|Герберта Уэллса]], Гилберта Честертона и др. Дед Ирины Карнауховой по матери — Митрофан Евграфович Краинский — известный киевский издатель, выпускавший журнал «Искусство и жизнь» и газету «Жизнь и искусство». | ||
Юная Ирина Карнаухова была отличницей и очень любила читать. Когда девочке исполнилось двенадцать лет, произошла её удивительная встреча с Максимом Горьким, ставшая началом длинной дороги в творчество. Много лет спустя Ирина Карнаухова описала свою встречу с писателем в рассказе «Бандероль». | Юная Ирина Карнаухова была отличницей и очень любила читать. Когда девочке исполнилось двенадцать лет, произошла её удивительная встреча с Максимом Горьким, ставшая началом длинной дороги в творчество. Много лет спустя Ирина Карнаухова описала свою встречу с писателем в рассказе «Бандероль». | ||
Киевскую гимназию Ирина Карнаухова окончила в 1918 году, когда уже вовсю шла Гражданская война. Семья переехала сначала в маленький городок Ейск на Азовском море, а затем в Екатеринодар (ныне Краснодар), где Ирина устроилась на работу в библиотечную систему Отдела народного образования. Тогда же началось приобщение Ирины Карнауховой к миру большой литературы: девушка вошла в поэтический кружок «Птичник», собиравшийся в доме Ф. А. Волькенштейна. Среди участников кружка были, например, Самуил Маршак и Елизавета Дмитриева, более известная под псевдонимом Черубина де Габриак. | Киевскую гимназию Ирина Карнаухова окончила в 1918 году, когда уже вовсю шла Гражданская война. Семья переехала сначала в маленький городок Ейск на Азовском море, а затем в Екатеринодар (ныне Краснодар), где Ирина устроилась на работу в библиотечную систему Отдела народного образования. Тогда же началось приобщение Ирины Карнауховой к миру большой литературы: девушка вошла в поэтический кружок «Птичник», собиравшийся в доме Ф. А. Волькенштейна. Среди участников кружка были, например, [[Маршак Самуил Яковлевич|Самуил Маршак]] и Елизавета Дмитриева, более известная под псевдонимом Черубина де Габриак. | ||
В 1921 году Ирина Карнаухова отправилась в Москву для учёбы на курсах инструкторов-организаторов при Главполитпросвете, которые курировались Н. К. Крупской. Об этих курсах и встречах с Крупской Ирина Карнаухова позднее написала в автобиографическом рассказе «Бутсы». В Москве Ирина также занималась в Государственном институте слова, среди сотрудников которого были выдающиеся литературоведы, в том числе и фольклористы. | В 1921 году Ирина Карнаухова отправилась в Москву для учёбы на курсах инструкторов-организаторов при Главполитпросвете, которые курировались Н. К. Крупской. Об этих курсах и встречах с Крупской Ирина Карнаухова позднее написала в автобиографическом рассказе «Бутсы». В Москве Ирина также занималась в Государственном институте слова, среди сотрудников которого были выдающиеся литературоведы, в том числе и фольклористы. | ||
С 1922 года Ирина Карнаухова вместе с матерью жила в Петрограде. Здесь будущая писательница и фольклорист стала студенткой словесного факультета Высших государственных курсов искусствоведения при Российском (Государственном) институте истории искусств (РИИИ / ГИИИ). Летом 1923 года Ирина Карнаухова вместе со своей приятельницей Софьей Толстой, внучкой Л. Н. Толстого и в ближайшем будущем женой С. А. Есенина, отдыхала в Крыму в Коктебеле у Максимилиана Волошина. В этой литературной среде Карнаухова снискала успех как исполнительница русских народных сказок. В гостеприимном доме поэта девушке довелось общаться с Корнеем Чуковским, который также приехал к Волошину. | С 1922 года Ирина Карнаухова вместе с матерью жила в Петрограде. Здесь будущая писательница и фольклорист стала студенткой словесного факультета Высших государственных курсов искусствоведения при Российском (Государственном) институте истории искусств (РИИИ / ГИИИ). Летом 1923 года Ирина Карнаухова вместе со своей приятельницей Софьей Толстой, внучкой [[Толстой Лев Николаевич|Л. Н. Толстого]] и в ближайшем будущем женой С. А. Есенина, отдыхала в Крыму в Коктебеле у Максимилиана Волошина. В этой литературной среде Карнаухова снискала успех как исполнительница русских народных сказок. В гостеприимном доме поэта девушке довелось общаться с [[Чуковский Корней Иванович|Корнеем Чуковским]], который также приехал к Волошину. | ||
Окончив в 1926 году Высшие курсы, Ирина Карнаухова начала работать в Секции изучения крестьянского искусства (Крестьянской секции), организованной при Комитете по социологическому изучению искусств ГИИИ. Ирина Валериановна приняла участие в четырёх северных фольклорных экспедициях, осуществлённых Крестьянской секцией. | Окончив в 1926 году Высшие курсы, Ирина Карнаухова начала работать в Секции изучения крестьянского искусства (Крестьянской секции), организованной при Комитете по социологическому изучению искусств ГИИИ. Ирина Валериановна приняла участие в четырёх северных фольклорных экспедициях, осуществлённых Крестьянской секцией. | ||
| Строка 38: | Строка 39: | ||
В 1928 году Ирина Карнаухова приняла участие в экспедиции на реку Мезень, а в 1929 году — на реку Печору. По итогам четырёх экспедиций ГИИИ вышло несколько книг. Первой из них стал сборник Карнауховой «Сказки и предания Северного края», выпущенный в 1934 году. Издание вводило в научный оборот 169 новых сказочных текстов. Книга до сих пор пользуется авторитетом в среде фольклористов. | В 1928 году Ирина Карнаухова приняла участие в экспедиции на реку Мезень, а в 1929 году — на реку Печору. По итогам четырёх экспедиций ГИИИ вышло несколько книг. Первой из них стал сборник Карнауховой «Сказки и предания Северного края», выпущенный в 1934 году. Издание вводило в научный оборот 169 новых сказочных текстов. Книга до сих пор пользуется авторитетом в среде фольклористов. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Ирина Карнаухова"> | |||
Файл:Irina-Karnauhova-8.jpg|Чьи это игрушки? / А. Порет ; текст Э. Паперная, И. Карнаухова | |||
Файл:Irina-Karnauhova-6.jpg|Кружево на мачте / Ирина Карнаухова ; рисунки художника А. Фонвизина | |||
Файл:Irina-Karnauhova-4.jpg|Русские богатыри : былины / обработка для детей И. Карнауховой ; рис. Н. Кочергин | |||
Файл:Irina-Karnauhova-3.jpg|Два Ивана : русская народная сказка в обработке И. Карнауховой ; рис. М. Мироновой | |||
</gallery></center> | |||
В 1930 году в Государственном институте истории искусств началась реорганизация. Вскоре в связи с этим Ирина Карнаухова потеряла работу. Тогда же она решила сосредоточиться на литературном творчестве. При этом заниматься собиранием и изучением фольклора Ирина Валериановна продолжала и в последующие годы. Летом 1932 года она выехала в свою последнюю фольклорную экспедицию, целью которой было исследование беломорских рыболовецких сёл. В 1937 году у Карнауховой вышел фольклорный сборник «Частушки колхозной деревни». | В 1930 году в Государственном институте истории искусств началась реорганизация. Вскоре в связи с этим Ирина Карнаухова потеряла работу. Тогда же она решила сосредоточиться на литературном творчестве. При этом заниматься собиранием и изучением фольклора Ирина Валериановна продолжала и в последующие годы. Летом 1932 года она выехала в свою последнюю фольклорную экспедицию, целью которой было исследование беломорских рыболовецких сёл. В 1937 году у Карнауховой вышел фольклорный сборник «Частушки колхозной деревни». | ||
| Строка 65: | Строка 75: | ||
В повести «Наши собственные» рассказывается о только что построенной детской здравнице «Счастливая долина». Несколько ребят прибывают туда ещё до открытия. Однако больше никто в здравницу так и не приезжает. Герои узнают, что началась война. Девять юных обитателей здравницы вместе с завхозом и экономкой оказываются отрезанными от остального мира в глухом лесу, на оккупированной территории. Их ждёт немало испытаний и потерь, страхов, но и радостей тоже. | В повести «Наши собственные» рассказывается о только что построенной детской здравнице «Счастливая долина». Несколько ребят прибывают туда ещё до открытия. Однако больше никто в здравницу так и не приезжает. Герои узнают, что началась война. Девять юных обитателей здравницы вместе с завхозом и экономкой оказываются отрезанными от остального мира в глухом лесу, на оккупированной территории. Их ждёт немало испытаний и потерь, страхов, но и радостей тоже. | ||
В 1966 году обе повести были изданы под одной обложкой. После смерти Ирины Карнауховой «Повесть о дружных» отдельным изданием не выходила. Повесть «Наши собственные» была переиздана в 2016 году (изд-во «Речь»). | В 1966 году обе повести были изданы под одной обложкой. После смерти Ирины Карнауховой «Повесть о дружных» отдельным изданием не выходила. Повесть «Наши собственные» была переиздана в 2016 году ([[Речь (издательство)|изд-во «Речь»]]). | ||
В 1940–1950-е годы вышло несколько сборников сказок, фольклорных произведений разных жанров в обработке или пересказе Ирины Карнауховой. Среди них — сборник сказок, песенок, загадок и пословиц «Радуга-дуга» (1946), сборник волшебных русских сказок «Ненаглядная красота» (1949), сборник песенок, пословиц и загадок «Лукошко» (1959) и др. | В 1940–1950-е годы вышло несколько сборников сказок, фольклорных произведений разных жанров в обработке или пересказе Ирины Карнауховой. Среди них — сборник сказок, песенок, загадок и пословиц «Радуга-дуга» (1946), сборник волшебных русских сказок «Ненаглядная красота» (1949), сборник песенок, пословиц и загадок «Лукошко» (1959) и др. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Ирина Карнаухова"> | |||
Файл:Irina-Karnauhova-1.jpg|Наши собственные / И. Карнаухова ; рисунки Л. Подлясской | |||
Файл:Irina-Karnauhova-5.jpg|Повесть о дружных / И. Карнаухова ; рисунки Л. Петрова ; обложка и титул Т. Цинберг | |||
Файл:Irina-Karnauhova-2.jpg|Рассыпушки / записала и обработала Ирина Карнаухова ; рисунки А. Якобсон | |||
Файл:Irina-Karnauhova-7.jpg|Курочка Ряба : [диафильм] : русская народная сказка / художник Г. Коптелова ; обработка И. Карнауховой | |||
</gallery></center> | |||
Литературные обработки сказок и народных песенок, сделанные Ириной Карнауховой, прочно вошли в репертуар детских книжек, которые должны быть в жизни каждого русского ребёнка. Ирина Валериановна писала: «...народная сказка воспитывает эмоциональное отношение к миру, а не абстрактное холодно-рассудочное. По языку народная сказка всегда прозрачная, скупая и ясная». | Литературные обработки сказок и народных песенок, сделанные Ириной Карнауховой, прочно вошли в репертуар детских книжек, которые должны быть в жизни каждого русского ребёнка. Ирина Валериановна писала: «...народная сказка воспитывает эмоциональное отношение к миру, а не абстрактное холодно-рассудочное. По языку народная сказка всегда прозрачная, скупая и ясная». | ||
Многогранная деятельность Ирины Карнауховой включала и работу для театра. Плодотворным оказалось сотрудничество писательницы с режиссёром Ленинградского театра кукол Леонидом Браусевичем. Так, например, они совместно написали пьесу «Аленький цветочек» по мотивам сказки С. Т. Аксакова. Пьеса по сей день входит в репертуар детских театров. Ирина Карнаухова является автором пьес «Золотое руно» (совместно с Надеждой Крамовой), «Золотые руки», «Марья-Краса Золотая Коса и Ванюшка» и др. | Многогранная деятельность Ирины Карнауховой включала и работу для театра. Плодотворным оказалось сотрудничество писательницы с режиссёром Ленинградского театра кукол Леонидом Браусевичем. Так, например, они совместно написали пьесу «Аленький цветочек» по мотивам сказки [[Аксаков Сергей Тимофеевич|С. Т. Аксакова]]. Пьеса по сей день входит в репертуар детских театров. Ирина Карнаухова является автором пьес «Золотое руно» (совместно с Надеждой Крамовой), «Золотые руки», «Марья-Краса Золотая Коса и Ванюшка» и др. | ||
Ирина Валериановна вела большую общественную работу. В частности, она была председателем детской секции Ленинградского отделения Союза советских писателей. | Ирина Валериановна вела большую общественную работу. В частности, она была председателем детской секции Ленинградского отделения Союза советских писателей. | ||