46 091
правка
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| (не показано 6 промежуточных версий этого же участника) | |||
| Строка 23: | Строка 23: | ||
'''Наталья Петровна Кончаловская''' — советский писатель, переводчик, общественный деятель, автор произведений для детей. | '''Наталья Петровна Кончаловская''' — советский писатель, переводчик, общественный деятель, автор произведений для детей. | ||
==Наталья Кончаловская / Биография== | ==Наталья Кончаловская / Биография== | ||
Наталья Кончаловская родилась 19 января 1903 года в Санкт-Петербурге. Она происходила из семьи, оставившей яркий след в русской культуре. Её дед по отцовской линии, Пётр Кончаловский, разорившийся помещик, ещё до отмены крепостного права освободил своих крестьян. Этот смелый шаг обернулся для него ссылкой в Холмогоры. Именно в уединении северного края у него родилась идея перевести на русский язык популярный роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». | Наталья Кончаловская родилась 19 января 1903 года в Санкт-Петербурге. Она происходила из семьи, оставившей яркий след в русской культуре. Её дед по отцовской линии, Пётр Кончаловский, разорившийся помещик, ещё до отмены крепостного права освободил своих крестьян. Этот смелый шаг обернулся для него ссылкой в Холмогоры. Именно в уединении северного края у него родилась идея перевести на русский язык популярный роман [[Дефо Даниэль|Даниэля Дефо]] «Робинзон Крузо». | ||
В 1891 году, к 50-летию со дня смерти Михаила Лермонтова, Пётр Кончаловский, совместно с типографом и фототипистом Иваном Кушнеревым, решили выпустить сборник избранных произведений поэта. Для иллюстрации этого издания был приглашен, среди прочих, Михаил Врубель. Кончаловский считал творчество Врубеля удивительно созвучным духу поэзии и прозы М. Лермонтова. Именно благодаря Петру Кончаловскому мы сегодня можем видеть графический цикл Михаила Врубеля к поэме М. Лермонтова «Демон». | В 1891 году, к 50-летию со дня смерти Михаила Лермонтова, Пётр Кончаловский, совместно с типографом и фототипистом Иваном Кушнеревым, решили выпустить сборник избранных произведений поэта. Для иллюстрации этого издания был приглашен, среди прочих, Михаил Врубель. Кончаловский считал творчество Врубеля удивительно созвучным духу поэзии и прозы М. Лермонтова. Именно благодаря Петру Кончаловскому мы сегодня можем видеть графический цикл Михаила Врубеля к поэме М. Лермонтова «Демон». | ||
| Строка 43: | Строка 43: | ||
Во время революции 1917 года и в последующие годы семья Кончаловских обитала в мастерской Петра Петровича, в том же подъезде, где жил М. Булгаков. Мастерская служила местом встреч для выдающихся современников, таких как В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский, И. Грабарь и других. Несмотря на множество трудностей — голод, холод, отсутствие света и отопления, а также распределение продуктов по карточкам — Наталья Петровна вспоминала, что театры и концертные залы были переполнены. Страна переживала радостный творческий подъем. | Во время революции 1917 года и в последующие годы семья Кончаловских обитала в мастерской Петра Петровича, в том же подъезде, где жил М. Булгаков. Мастерская служила местом встреч для выдающихся современников, таких как В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский, И. Грабарь и других. Несмотря на множество трудностей — голод, холод, отсутствие света и отопления, а также распределение продуктов по карточкам — Наталья Петровна вспоминала, что театры и концертные залы были переполнены. Страна переживала радостный творческий подъем. | ||
В 1936 году Наталья Кончаловская вышла замуж за Сергея Михалкова, тогда еще начинающего детского поэта. Их брак стал основой для долгой и счастливой семейной жизни, отмеченной золотой свадьбой и воспитанием троих детей. Сыновья, Андрон и Никита, продолжили семейную творческую династию, став именитыми режиссерами. | В 1936 году Наталья Кончаловская вышла замуж за [[Михалков Сергей Владимирович|Сергея Михалкова]], тогда еще начинающего детского поэта. Их брак стал основой для долгой и счастливой семейной жизни, отмеченной золотой свадьбой и воспитанием троих детей. Сыновья, Андрон и Никита, продолжили семейную творческую династию, став именитыми режиссерами. | ||
Писательский путь Натальи Кончаловской начался с переводов классиков английской поэзии: П. Шелли, Р. Браунинга, У. Вордсворта. В дальнейшем её переводы обогатились произведениями М. Стельмаха и Л. Рубинштейна. Она также перевела стихи многих кабардинских и балкарских поэтов. Однако самым значительным её трудом стал перевод поэмы «Мирей» провансальского поэта XIX века Мистраля. | Писательский путь Натальи Кончаловской начался с переводов классиков английской поэзии: П. Шелли, Р. Браунинга, У. Вордсворта. В дальнейшем её переводы обогатились произведениями М. Стельмаха и Л. Рубинштейна. Она также перевела стихи многих кабардинских и балкарских поэтов. Однако самым значительным её трудом стал перевод поэмы «Мирей» провансальского поэта XIX века Мистраля. | ||
| Строка 50: | Строка 50: | ||
Её стихи для малышей представлены в авторских сборниках: «Про пугало огородное», «Про четверть килограмма», «Огород наоборот», «Близнецы», «Что случилось?», «Сосчитай-ка!» и другие. Книги полны доброго юмора, легко запоминающихся рифм и ярких образов, которые помогают детям познавать мир и развивать воображение. | Её стихи для малышей представлены в авторских сборниках: «Про пугало огородное», «Про четверть килограмма», «Огород наоборот», «Близнецы», «Что случилось?», «Сосчитай-ка!» и другие. Книги полны доброго юмора, легко запоминающихся рифм и ярких образов, которые помогают детям познавать мир и развивать воображение. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Наталья Кончаловская"> | |||
Файл:Natalya-Konchalovskaya-4.jpg|Сосчитай-ка! / Наталья Кончаловская ; рис. Н. Ушаковой | |||
Файл:Natalya-Konchalovskaya-3.jpg|Наша древняя столица. Книга первая : картины из прошлого Москвы / Наталия Кончаловская ; художник В. Фаворский | |||
Файл:Natalya-Konchalovskaya-2.jpg|Нотная азбука / Наталья Кончаловская ; рис. Кеша | |||
Файл:Natalya-Konchalovskaya-1.jpg|Что случилось? / Наталья Кончаловская ; рис. Н. Ушаковой | |||
</gallery></center> | |||
В своих ранних детских стихах Наталья Петровна черпала вдохновение из народных сказаний и песен. Эти произведения были не только развлекательными, но и богаты ценными знаниями для юных читателей. Она создавала юмористические и игровые стихи, используя звукоподражание, игру слов и забавные диалоги. | В своих ранних детских стихах Наталья Петровна черпала вдохновение из народных сказаний и песен. Эти произведения были не только развлекательными, но и богаты ценными знаниями для юных читателей. Она создавала юмористические и игровые стихи, используя звукоподражание, игру слов и забавные диалоги. | ||
Сборник «Сосчитай-ка!» неоднократно переиздавался и пользовался значительной популярностью. Его содержание выходит за рамки простых стихотворных подписей к иллюстрациям, призванных обучить детей счету. Это стихи-считалки, по своей сути напоминают игровые народные считалки. А в сборнике «Скороговорки» весёлые игровые стихи обретают свою живость и ритмичность благодаря внутренней игре звуков — аллитерациям, и многократному повторению точных рифм. | Сборник «Сосчитай-ка!» неоднократно переиздавался и пользовался значительной популярностью. Его содержание выходит за рамки простых стихотворных подписей к иллюстрациям, призванных обучить детей счету. Это стихи-считалки, по своей сути напоминают игровые народные считалки. А в сборнике «Скороговорки» весёлые игровые стихи обретают свою живость и ритмичность благодаря внутренней игре звуков — аллитерациям, и многократному повторению точных рифм. | ||
Стихи для самых маленьких не были основным направлением в творчестве Натальи Кончаловской, она стремилась к созданию более значительных и масштабных произведений. Так была задумана стихотворная поэма «Наша древняя столица», над которой писательница трудилась пятнадцать лет. Наталью Петровну вдохновляла идея воплотить в ней весь накопленный жизненный опыт, а главным стимулом стало желание рассказать юным читателям об истории любимой Москвы, раскрыть тайны её названий и районов. | Стихи для самых маленьких не были основным направлением в творчестве Натальи Кончаловской, она стремилась к созданию более значительных и масштабных произведений. Так была задумана стихотворная поэма «Наша древняя столица», над которой писательница трудилась пятнадцать лет. Наталью Петровну вдохновляла идея воплотить в ней весь накопленный жизненный опыт, а главным стимулом стало желание рассказать юным читателям об истории любимой Москвы, раскрыть тайны её названий и районов. | ||
| Строка 77: | Строка 87: | ||
В 1976 году читатели с интересом встретили сборник «Магнитное притяжение». В него вошли рассказы о встречах писателя с интересными людьми разных профессий, жизненные наблюдения и воспоминания, связанные с эпизодами из жизни художников В. Сурикова, П. Кончаловского и других выдающихся деятелей русской культуры. | В 1976 году читатели с интересом встретили сборник «Магнитное притяжение». В него вошли рассказы о встречах писателя с интересными людьми разных профессий, жизненные наблюдения и воспоминания, связанные с эпизодами из жизни художников В. Сурикова, П. Кончаловского и других выдающихся деятелей русской культуры. | ||
Необычная книга Натальи Кончаловской «Дело в шляпе» предлагает читателям уникальный опыт. В ней автор и художник Б. Диодоров становятся не только создателями, но и главными героями, отправляясь в прошлое для проведения исторического расследования. Книга погружает в мир головных уборов, существовавших в разные времена, рассказывая об их внешнем виде и владельцах. Также в ней рассматриваются головные уборы известных литературных персонажей, таких как Робинзон Крузо, Красная Шапочка и Гулливер. «Дело в шляпе» — это не просто познавательная книга, это увлекательное путешествие во времени, где головной убор становится ключом к пониманию истории и культуры. Это шанс увидеть мир глазами художника и писателя, обнаружить необычное в повседневной жизни и ощутить связь времён. | Необычная книга Натальи Кончаловской «Дело в шляпе» предлагает читателям уникальный опыт. В ней автор и художник [[Диодоров Борис Аркадьевич|Б. Диодоров]] становятся не только создателями, но и главными героями, отправляясь в прошлое для проведения исторического расследования. Книга погружает в мир головных уборов, существовавших в разные времена, рассказывая об их внешнем виде и владельцах. Также в ней рассматриваются головные уборы известных литературных персонажей, таких как Робинзон Крузо, Красная Шапочка и Гулливер. «Дело в шляпе» — это не просто познавательная книга, это увлекательное путешествие во времени, где головной убор становится ключом к пониманию истории и культуры. Это шанс увидеть мир глазами художника и писателя, обнаружить необычное в повседневной жизни и ощутить связь времён. | ||
С юных лет Наталья Кончаловская проявляла глубокий интерес к классической музыке и обладала значительными познаниями в этой области. Её тонкое понимание музыкальных стилей отчётливо проявилось в работе над русскими текстами для вокальных партий таких опер, как «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси, «Медея» Л. Керубини, «Фальстаф» Д. Верди, «Бан Банк» Ф. Эркеля, «Манон» Ж. Массне и «Фра-Дьяволо, или Гостинница в Террачине» Д. Обера. | С юных лет Наталья Кончаловская проявляла глубокий интерес к классической музыке и обладала значительными познаниями в этой области. Её тонкое понимание музыкальных стилей отчётливо проявилось в работе над русскими текстами для вокальных партий таких опер, как «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси, «Медея» Л. Керубини, «Фальстаф» Д. Верди, «Бан Банк» Ф. Эркеля, «Манон» Ж. Массне и «Фра-Дьяволо, или Гостинница в Террачине» Д. Обера. | ||
| Строка 98: | Строка 108: | ||
*Кончаловская, Н. П. Про четверть килограмма : стихи / Наталья Кончаловская ; рис. Кеша ; ред. М. Махвиладзе. — Москва : Худож. фонд СССР, 1943. — 1 л., сложен. в 10 л. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Кончаловская, Н. П. Про четверть килограмма : стихи / Наталья Кончаловская ; рис. Кеша ; ред. М. Махвиладзе. — Москва : Худож. фонд СССР, 1943. — 1 л., сложен. в 10 л. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
*Кончаловская, Н. П. Сосчитай-ка! : стихи / Наталья Кончаловская ; рис. Кеша. — Москва ; Ленинград : изд. и ф-ка дет. книги Детгиза, 1944. — 16 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Кончаловская, Н. П. Сосчитай-ка! : стихи / Наталья Кончаловская ; рис. Кеша. — Москва ; Ленинград : изд. и ф-ка дет. книги Детгиза, 1944. — 16 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
*Кончаловская, Н. П. Что случилось? / Наталья Кончаловская ; рис. Н. Ушаковой. — Москва ; Ленинград : ЦК ВЛКСМ. Изд-во детской литературы, 1945. — 14 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ]. | *Кончаловская, Н. П. Что случилось? / Наталья Кончаловская ; рис. Н. Ушаковой. — Москва ; Ленинград : ЦК ВЛКСМ. Изд-во детской литературы, 1945. — 14 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]]]. | ||
*Кончаловская, Н. П. Нотная азбука / Наталья Кончаловская ; рис. Кеша. — Москва : Советский художник, 1946. — 38 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ]. | *Кончаловская, Н. П. Нотная азбука / Наталья Кончаловская ; рис. Кеша. — Москва : Советский художник, 1946. — 38 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ]. | ||
*Кончаловская, Н. П. Я сам! : стихи / Наталья Кончаловская ; рис. Кеша. — Москва : Советский художник,[1946]. — 11 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Кончаловская, Н. П. Я сам! : стихи / Наталья Кончаловская ; рис. Кеша. — Москва : Советский художник,[1946]. — 11 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
| Строка 108: | Строка 118: | ||
*Кончаловская, Н. П. Наша древняя столица. Книга третья : картины из прошлого Москвы / Наталия Кончаловская ; художник В. Фаворский ; [макет В. Фаворского ; ил. В. Фаворского, М. Фаворской и В. Федяевской]. — Москва : Детгиз, 1953. — 120 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ]. | *Кончаловская, Н. П. Наша древняя столица. Книга третья : картины из прошлого Москвы / Наталия Кончаловская ; художник В. Фаворский ; [макет В. Фаворского ; ил. В. Фаворского, М. Фаворской и В. Федяевской]. — Москва : Детгиз, 1953. — 120 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ]. | ||
*Кончаловская, Н. П. Сказ про муравья и великана / Н. П. Кончаловская ; худож. В. Конашевич. — Москва : Детгиз, 1958. — 18 с. : ил. | *Кончаловская, Н. П. Сказ про муравья и великана / Н. П. Кончаловская ; худож. В. Конашевич. — Москва : Детгиз, 1958. — 18 с. : ил. | ||
*Кончаловская, Н. П. Что случилось? / Наталья Кончаловская ; рисунки В. Конашевича. — Москва : Детгиз, 1958. — 20 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ]. | *Кончаловская, Н. П. Что случилось? / Наталья Кончаловская ; рисунки [[Конашевич Владимир Михайлович|В. Конашевича]]. — Москва : Детгиз, 1958. — 20 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ]. | ||
*Кончаловская, Н. П. Сосчитай-ка! / Наталья Кончаловская ; рис. Н. Ушаковой. — Москва : Детгиз, 1959. — 14 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ]. | *Кончаловская, Н. П. Сосчитай-ка! / Наталья Кончаловская ; рис. Н. Ушаковой. — Москва : Детгиз, 1959. — 14 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ]. | ||
*Кончаловская, Н. П. Чжунго, нинь хао! / Н. П. Кончаловская, Ю. С. Семенов. — Москва : Детгиз, 1959. — 108 с. : ил., нот. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ]. | *Кончаловская, Н. П. Чжунго, нинь хао! / Н. П. Кончаловская, Ю. С. Семенов. — Москва : Детгиз, 1959. — 108 с. : ил., нот. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ]. | ||
| Строка 129: | Строка 139: | ||
*Кончаловская, Н. П. в поисках Вишневского : жизнеописание советского хирурга / Н. П. Кончаловская. — Москва : Молодая гвардия, 1981. — 159 с., 8 л. ил. — Компас). | *Кончаловская, Н. П. в поисках Вишневского : жизнеописание советского хирурга / Н. П. Кончаловская. — Москва : Молодая гвардия, 1981. — 159 с., 8 л. ил. — Компас). | ||
*Кончаловская, Н. П. Деревянные сказки / Н.П. Кончаловская ; худож. В. Федяевская. — Москва : Малыш, 1982. — 26 с. : ил. | *Кончаловская, Н. П. Деревянные сказки / Н.П. Кончаловская ; худож. В. Федяевская. — Москва : Малыш, 1982. — 26 с. : ил. | ||
*Кончаловская, Н. П. Славен град Москва : поэма / Н. П. Кончаловская ; худож. Е. Монин. — Москва : Детская литература, 1983. — 110 с. : ил. | *Кончаловская, Н. П. Славен град Москва : поэма / Н. П. Кончаловская ; худож. [[Монин Евгений Григорьевич|Е. Монин]]. — Москва : Детская литература, 1983. — 110 с. : ил. | ||
*Кончаловская, Н. П. Суриково детство / Н. П. Кончаловская ; худож. Г. Мазурин. — Москва : Малыш, 1984. — 26 с. : ил. | *Кончаловская, Н. П. Суриково детство / Н. П. Кончаловская ; худож. Г. Мазурин. — Москва : Малыш, 1984. — 26 с. : ил. | ||
*Кончаловская, Н. П. Стихотворения / Н. П. Кончаловская ; худож. К. Высоцкая. — Москва : Советский писатель, 1985. — 110 с. : ил. | *Кончаловская, Н. П. Стихотворения / Н. П. Кончаловская ; худож. К. Высоцкая. — Москва : Советский писатель, 1985. — 110 с. : ил. | ||
| Строка 213: | Строка 223: | ||
==Музеи и памятники== | ==Музеи и памятники== | ||
Мемориальная доска с бронзовым барельефом установлена на фасаде дома, где с 1951 по 1988 год жила Наталья Петровна Кончаловская (г. Москва, ул. Поварская, 35). Доска установлена 18 января 2015 года по инициативе Российского фонда культуры. Автор мемориальной доски — скульптор, народный художник Российской Федерации Александр Рукавишников. | *Мемориальная доска с бронзовым барельефом установлена на фасаде дома, где с 1951 по 1988 год жила Наталья Петровна Кончаловская (г. Москва, ул. Поварская, 35). Доска установлена 18 января 2015 года по инициативе Российского фонда культуры. Автор мемориальной доски — скульптор, народный художник Российской Федерации Александр Рукавишников. | ||
==См. также== | |||
*[[Бажов Павел Петрович]] | |||
*[[Барто Агния Львовна]] | |||
*[[Благинина Елена Александровна]] | |||
*[[Маршак Самуил Яковлевич]] | |||
*[[Сапгир Генрих Вениаминович]] | |||
*[[Усачев Андрей Алексеевич]] | |||
*[[Успенский Эдуард Николаевич]] | |||
*[[Чуковский Корней Иванович]] | |||
[[Категория:Писатели]] | |||