Клушанцев Павел Владимирович: различия между версиями

 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 115: Строка 115:


==Павел Клушанцев / Книги==
==Павел Клушанцев / Книги==
*Клушанцев, П. В. К другим планетам! / П. Клушанцев ; худож. Е. Войшвилло, Ю. Киселев. — Ленинград : Детгиз, 1959. — 64 с. : ил. — (Школьная библиотека). — (Хранится в фонде редкой книги РГДБ).
*Клушанцев, П. В. К другим планетам! / П. Клушанцев ; худож. Е. Войшвилло, Ю. Киселев. — Ленинград : Детгиз, 1959. — 64 с. : ил. — (Школьная библиотека). — (Хранится в фонде редкой книги [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]]).


*Клушанцев, П. В. К другим планетам! / П. В. Клушанцев ; худож. Е. Войшвилло, Ю. Киселев. — Ленинград : Детская литература, 1962. — 80 с. : ил. — (Школьная библиотека). — (Хранится в фонде редкой книги РГДБ).
*Клушанцев, П. В. К другим планетам! / П. В. Клушанцев ; худож. Е. Войшвилло, Ю. Киселев. — Ленинград : Детская литература, 1962. — 80 с. : ил. — (Школьная библиотека). — (Хранится в фонде редкой книги РГДБ).
Строка 171: Строка 171:
*1966 — приз «Золотой тюлень» (за удачное сочетание науки и фантастики) IV Международного фестиваля научно-популярных и фантастических фильмов в Триесте (за документальный фильм «Луна»).
*1966 — приз «Золотой тюлень» (за удачное сочетание науки и фантастики) IV Международного фестиваля научно-популярных и фантастических фильмов в Триесте (за документальный фильм «Луна»).
*1972 — золотая медаль на Всесоюзном смотре-конкурсе фильмов о проблемах организации производства, труда и управления (за фильм «Веление времени»).
*1972 — золотая медаль на Всесоюзном смотре-конкурсе фильмов о проблемах организации производства, труда и управления (за фильм «Веление времени»).
==См. также==
*[[Абрамов Александр Николаевич]]
*[[Волцит Пётр Михайлович]]
*[[Ильин М]]
*[[Левитан Ефрем Павлович]]
*[[Лёвшин Владимир Артурович]]
*[[Перельман Яков Исидорович]]
*[[Томилин Анатолий Николаевич]]
*[[Ферсман Александр Евгеньевич]]
*[[Хокинг Стивен]]
[[Category:Писатели]]

Текущая версия от 00:13, 14 ноября 2025


Павел Владимирович Клушанцев — советский писатель, сценарист, кинорежиссёр, кинооператор, выдающийся мастер комбинированных съёмок. Заслуженный деятель искусств РСФСР с 1970 года.

Павел Клушанцев
Павел Клушанцев
Павел Клушанцев
Имя при рождении Павел Клушанцев
Дата рождения 25.02.1910
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 27.04.1999
Место смерти Санкт-Петербург
Гражданство Российская империя, Российская Федерация
Род деятельности писатель


Павел Клушанцев / Биография

Павел Владимирович Клушанцев родился 25 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге, в доме на Большой Монетной улице. Его отец, выпускник Петербургского университета, посвятил многие годы работе земским врачом, а затем перешёл в Министерство торговли и промышленности. Незадолго до рождения сына он получил личное дворянство. После Октябрьской революции отец работал контролёром на Мурманской железной дороге и скончался в 1919 году. Мать Павла, происходившая из обедневшего дворянского рода, вела домашнее хозяйство. В годы Первой мировой войны она служила сестрой милосердия в лазарете, а впоследствии работала делопроизводителем в школе Карла Мая и воспитателем в интернате.

Павел Клушанцев с ранних лет проявлял глубокий интерес к чтению и быстро освоил грамоту. Его юношеские увлечения также были весьма серьёзными: он занимался моделированием кораблей и изготовлением фейерверков.

Раннее сиротство и забота о матери вынудили его ещё в подростковом возрасте начать трудовую деятельность. Собственноручно изготовленный деревянный токарный станок стал источником заработка — он продавал выточенные шахматные фигуры. Помимо этого, Павел шил женскую обувь, ремонтировал и изготавливал мебель, переплетал старые книги, занимался репетиторством, выполнял чертежно-графические работы для образовательных и научных учреждений, а также создавал макеты для Военно-санитарного музея.

После школы Павел, твёрдо решивший стать инженером, успешно сдал экзамены в ведущий технический вуз Ленинграда — Технологический институт. Однако его не приняли из-за указания в анкете сведений о дворянском происхождении. Не сдаваясь, Клушанцев подал документы в Ленинградский фото-кинотехникум на факультет кинооператоров, где социальное происхождение абитуриентов не играло роли.

Окончив техникум в 1930 году, Клушанцев получил назначение на киностудию «Белгоскино», которая впоследствии стала известна как «Беларусьфильм». В 1934 году он перешёл на только что созданную студию «Техфильм» (в будущем — «Леннаучфильм»). В 1935 году Клушанцев совместно с Лазарем Анци-Половским дебютировал в качестве режиссёра-постановщика, сняв фильм «Семь барьеров». А фильм «Неустрашимые», снятый Павлом Клушанцевым в 1937 году, является классическим примером «оборонной фантастики», ставшей основным направлением советского кинематографа в конце 1930-х годов.

В 1938 году руководство «Лентехфильма» предоставило Павлу Клушанцеву возможность организовать «трюковой кабинет» — специальный павильон для комбинированных съемок. Павел Владимирович вспоминал свою работу как интересную и творческую. Вместе с коллегами он добивался значительных успехов, создавая макеты, совмещённые с натурой. Такой подход позволял значительно сократить расходы на производство, поскольку отпадала необходимость в строительстве масштабных и дорогостоящих декораций. Клушанцев активно экспериментировал с макетами, достигая впечатляющих эффектов: он монтировал их в натуральную величину, варьировал скорость движения и менял размеры изображения.


  Я всегда делал только то и только так, как сам придумал. Это никто не мог воспроизвести.

Павел Клушанцев

 



В 30-е годы искусство создания спецэффектов в кино находилось в зачаточном состоянии, поэтому «трюковой кабинет» Клушанцева быстро стал востребованным. Сотрудники работали в три смены, чтобы справиться с объёмом заказов. В 1939 году, в результате проведенной тарификации творческих работников, Павел Клушанцев был аттестован как оператор высшей категории. Его исключительные навыки в работе с техникой и способность передавать на плёнку самые сложные и зрелищные сцены, уже тогда выделяли его среди коллег.

С началом Великой Отечественной войны Павла Клушанцева определили в запас. В юности он перенёс костный туберкулёз, что освободило его от призыва в армию. Во время блокады Ленинграда Павел Владимирович занимался документальными съёмками. Однако в январе 1942 года он попал в госпиталь с дистрофией. После лечения, вместе с женой и дочерью был эвакуирован из Ленинграда в Новосибирск.

В тылу Павел Владимирович работал на студии «Сибтехфильм», создававшей военно-учебные фильмы. Он продолжал применять свои уникальные методы съёмки. Ярким примером служит фильм для обучения артиллеристов «Стрельба на рикошетах». Чтобы показать полёт снаряда от пушки до цели, Клушанцев применил новаторский подход: он снимал отдельные фазы полета с помощью трофейной немецкой камеры, способной делать сотни кадров в секунду. Из этих эффектных кадров, путём искусногo монтажа, он воссоздал траекторию полёта снаряда.

Вернувшись после войны в Ленинград, Павел Клушанцев продолжил свою деятельность на студии «Леннаучфильм». В 1947 году он взялся за оригинальный проект — фильм «Полярное сияние». Съёмка этого явления в естественных условиях была невозможна, и многие кинематографисты отказывались от работы, не видя технического решения. Клушанцев, в отличие от других, не только согласился, но и предложил новаторский подход. Чтобы добиться нужного визуального эффекта, он сконструировал и установил в павильоне специальный аппарат, который реалистично имитировал полярное сияние, позволяя варьировать его форму и яркость. Сохранившиеся воспоминания свидетельствуют о невероятной зрелищности фильма, который, к сожалению, был утрачен.

В те же годы произошло еще одно значительное событие в жизни Павла Клушанцева. Молодой, но уже маститый оператор открыл для себя труды К. Циолковского и загорелся идеей снимать фильмы о космосе. Вскоре он представил публике свою новую работу — фильм «Метеориты». В этом фильме Павел Владимирович продемонстрировал оригинальный подход к объяснению природы метеоритов, применив уникальную технику люминесцентной комбинированной съемки. Этот метод, впервые опробованный в «Метеоритах», стал визитной карточкой всех его последующих космических картин, обеспечивая им исключительную достоверность. Зрители были поражены реалистичностью изображения Солнечной системы, точным отображением орбит планет и ощущением объёмности небесных тел. Проносящиеся по экрану метеориты вызывали неподдельный восторг.

Успех фильма «Метеориты», отмеченного дипломом Венецианского фестиваля, стал первым международным признанием для «Леннаучфильма». Этот триумф вдохновил руководство студии на создание более масштабных и тщательно проработанных в постановочном плане картин. В рамках новой стратегии Павел Клушанцев приступил к работе над цветным полнометражным научно-популярным фильмом «Вселенная», производство которого заняло около года.

Кинокритики отмечают, что этот фильм стал родоначальником уникального жанра, представляющего собой сплав научно-популярного кино и фантастики. Режиссер, следуя духу эпохи, деликатно вводил в свою работу элементы вымысла. Картина не только погружала зрителя в мир космоса и Солнечной системы, но и предлагала смелые размышления о прошлом и будущем, а её визуальная составляющая производила на зрителей неизгладимое впечатление. Фильм был отмечен премией Международного кинофестиваля в Карловых Варах и дипломом IV МКФ в Париже.

Знаковым событием в творческой биографии Павла Клушанцева явился фильм «Дорога к звёздам». Выпущенный в 1957 году, за четыре года до исторического полёта человека в космос, он гениально предвосхитил дальнейшее развитие космических исследований. Эта картина стала не просто кинематографическим произведением, но и важным культурным и социальным явлением.

Фильм «Дорога к звёздам» потребовал колоссальных усилий, поскольку его производство в значительной степени опиралось на комбинированные съёмки. Это подразумевало создание масштабных декораций, разработку специализированного оборудования и применение передовых кинотехнологий. Перед создателями фильма стояла задача беспрецедентной сложности: воссоздать с максимальной достоверностью то, что доселе оставалось лишь в воображении — суровую реальность безграничного космоса, мощь ракет, бросающих вызов гравитации, и загадочную невесомость. Им предстояло наглядно продемонстрировать жизнь экипажа в этих условиях, включая выход в открытый космос, транспортировку массивных модулей будущей орбитальной станции, её сборку на орбите и работу учёных на самой станции.

Успех фильма «Дорога к звёздам», отмеченного множеством наград, открыл для Павла Клушанцева двери в мир большого кино.

В 1959 году режиссёр, предвидя скорое покорение космоса человеком, загорелся идеей создания научно-фантастического фильма об экспедиции на Луну. Проект под названием «Лунный камень» был утверждён. Клушанцев планировал использовать в фильме сложнейшие комбинированные съемки, чтобы в полной мере раскрыть свой режиссерский талант и техническую изобретательность. Написание сценария было предложено писателю А. Казанцеву и сценаристу М. Витухновскому. Однако отношения режиссера со сценаристами не сложились, и результат их работы над «Лунным камнем» Клушанцева не удовлетворил. Сценарий пришлось переработать. В итоге за основу фильма была взята повесть А. Казанцева «Планета бурь», а герои отправились в первое в истории кинофантастики освоение Венеры, а не Луны.

Художественный фильм «Планета бурь», вышедший в 1961 году, стал сенсацией. Его появление пришлось на пик космической эйфории, вызванной полётом Гагарина и общим увлечением космонавтикой. Павел Клушанцев создал не просто фильм, а настоящее познавательное путешествие в недалёкое будущее, где показал, как именно может начаться освоение других планет, делая эту фантастическую идею близкой и понятной. Зрители были поражены новаторскими комбинированными съемками фильма, намного опередившими своё время.

Картина «Планета бурь» пользовалась огромной популярностью. Права на прокат фильма приобрели 28 стран мира.

«Планета бурь» — единственный полнометражный игровой фильм Павла Клушанцева. После его создания режиссёр продолжил работать в жанре научно-популярного кино.

В 1965 году вышел фильм «Луна», а в 1968 году — «Марс». Над этими кинематографическими полотнами режиссер работал в тесном сотрудничестве с художниками Ю. Швецом и В. Александровым, которые создали поистине впечатляющие ландшафтные декорации. Особенно сильное впечатление на зрителей оказал фильм «Луна». Для него были разработаны и воплощены в жизнь модели «мыслящих» электронных роботов, оживлявших лунную поверхность, а также детально проработанные декорации лунных обсерваторий и научных центров. Зрители могли наблюдать за работой космонавтов в условиях невесомости.

Благодаря Павлу Клушанцеву, представления о возможностях кино кардинально изменились. Он верил, что в мире кинематографа нет ограничений, если подойти к делу с изобретательностью и выйти за рамки обыденного. Его творческий подход проявлялся в смелых экспериментах с покадровой и замедленной съемкой, наложением кадров, а также в виртуозном использовании таких технических средств, как диффузионы, фильтры, кашеты, призмы и зеркала, что позволило ему сформировать свой уникальный визуальный язык.

Павел Клушанцев подарил зрителям множество впечатляющих спецэффектов, сконструировал около трёхсот технических приспособлений. Среди его новаторских разработок — стабилизатор камеры для аэросъемки, аппарат для подводной съемки, автофокус, точечный экспонометр. Также он разработал технологию получения цветного изображения. Одно из самых известных изобретений Павла Владимировича — «призма Клушанцева». Этот уникальный инструмент позволял накладывать на изображение субтитры или выделять отдельные фрагменты, открывая новые возможности для кинопроизводства.

Фильмы Клушанцева, созданные в 1950-х и начале 1960-х годов, стали настоящим предвестником будущих свершений в космосе, предвосхитив такие события, как выход человека в открытый космос, стыковку космических станций и высадки на других планетах. Примечательно, что макет ракеты, созданный П. Клушанцевым, оказался поразительно похож на проект С. Королёва. Сам Клушанцев, размышляя о своём пути, признавался: «Если бы не моя любовь к кино, я бы, безусловно, был рядом с Королёвым».

Павел Клушанцев создал уникальный жанр, объединив научно-популярное кино с научной фантастикой. Его работы положили начало отечественному научно-фантастическому киноочерку, или, как его еще называют, популярно-фантастическому фильму. К сожалению, это направление в отечественном кинематографе не получило дальнейшего развития.

Многие изобретения, кинотрюки, технические приспособления, методы и приёмы комбинированных съёмок Павла Клушанцева были заимствованы кинематографистами других стран, включая С. Кубрика, Д. Лукаса, Р. Скотта. Восхищенный мастерством российского режиссера, С. Кубрик в своём культовом научно-фантастическом фильме «Космическая одиссея 2001 года» применил придуманный П. Клушанцевым «эффект невесомости». Создатель «Звёздных войн» Джордж Лукас называл Павла Клушанцева «крёстным отцом» своей космической саги. А известный специалист в области экранных трюков и кинокритик, лауреат премии «Оскар» Р. Скотак приезжал в Россию, чтобы расспросить Павла Владимировича о секретах его уникальных съёмок.

В 1980-е годы Павел Клушанцев оставил кинематограф. Режиссер, чьи работы покоряли зрителей по всему миру, почти полностью ослеп, но не прекращал работу над мемуарами. К сожалению, завершить их он не успел. Рукопись, следуя отцовскому плану, довела до конца его дочь Жанна Клушанцева. В 2015 году книга вышла под названием «В стороне от больших дорог».

Павел Клушанцев известен не только, как родоначальник жанра популярно-фантастического фильма и создатель множества впечатляющих кинотрюков. Нельзя не отметить и его литературный дар — Павел Владимирович талантливый детский писатель. С 1959 года он активно сотрудничал с «Детгизом», позже с издательством «Детская литература». Всё, что знал о загадках космоса, перспективах освоения человеком космического пространства и планет, он воплотил в увлекательных научно-познавательных книгах для детей и подростков, среди которых: «К другим планетам!», «О чём рассказал телескоп», «Станция Луна», «Отзовитесь, марсиане», «Дом на орбите», «Одиноки ли мы во Вселенной?». Последняя книга основана на сценарии к фильму «Люди на звёздах», который не был снят.

Произведения Павла Клушанцева для детей — одни из самых занимательных и доступных книг о космосе в детской литературе. Его книги — это не просто популяризация знаний, а захватывающие научно-художественные истории, где реальность переплетается с фантастическими приключениями.



Книга «О чём рассказал телескоп» при жизни Павла Клушанцева была издана шесть раз. Это произведение — увлекательное путешествие в мир астрономии для детей. Автор в доступной форме излагает основные астрономические сведения, касающиеся формы Земли, планет, созвездий, фаз Луны и масштабов Вселенной. Эффект наглядности достигается за счёт использования приёма фантастической реконструкции, в которой космонавты совершают путешествие по Солнечной системе. Несмотря на годы, прошедшие с момента написания, книга остается актуальной и востребованной. Также по-прежнему актуальны принципы работы орбитальных станций, заложенные писателем в книге «Дом на орбите».

Одной из первых работ писателя стала книга «Станция Луна», опубликованная в 1965 году. Она и сейчас представляет собой непревзойдённое исследование физики нашего естественного спутника, первых полётов автоматических станций к Луне и перспектив её освоения, сохраняющих свою актуальность и в наши дни.

Литературные критики отмечают, что Павел Клушанцев обладал уникальным талантом объяснять технические достижения так, что они были понятны даже самым юным читателям. Он мастерски выделял ключевые моменты, опуская второстепенные детали. Его книги ценны не только своей новаторской информацией и умением связывать её с фундаментальными знаниями, но и оригинальным подходом к построению сюжета в познавательной литературе.

Книги Павла Клушанцева, наполненные смелыми идеями и точными научными фактами, стали настоящим окном в будущее для юных читателей. Клушанцев не просто рассказывал о космосе, он зажигал в сердцах ребят искру любопытства, мечту о покорении новых миров и стремление к знаниям. Его произведения, отличающиеся доступностью изложения и яркой образностью, пробуждали интерес к астрономии, физике и инженерным наукам, формируя целое поколение будущих исследователей и учёных. Каждая страница этих книг дышала верой в безграничные возможности человеческого разума и неудержимое стремление к звёздам.

Общий тираж книг писателя, выпущенных в стране, составил свыше полутора миллионов экземпляров. Творчество Павла Клушанцева получило международное признание: книги переведены на 16 языков и изданы в 12 странах.

Огромную роль в успехе книг П. Клушанцева сыграло его сотрудничество с талантливыми ленинградскими художниками Е. Войшвилло и Ю. Киселёвым. Их иллюстрации — это не просто сопровождение текста, а его визуальное воплощение. Яркие краски и точное выделение конструктивно важных деталей делают рисунки запоминающимися. А схемы и иллюстрации, полные изобретательности, с лёгкостью пробуждают детскую фантазию.

Выдающийся режиссёр Павел Клушанцев скончался 27 апреля 1999 года. Он похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском православном кладбище.

О творчестве Павла Клушанцева в разные годы сняты документальные фильмы: «Павел Клушанцев — К звёздам!», «Звёздный мечтатель», «Великие комбинаторы». В 2025 году на «Ленфильме» завершились съёмки фильма «Однажды в Ленинграде», основанного на мемуарах Павла Клушанцева. Картина охватывает всю жизнь режиссёра, прослеживая его творческий путь в свете ключевых событий XX века. В этом же году М. Архипов снял художественный фильм «Планета», который рассказывает об истории создания знаменитого фантастического фильма «Планета бурь».

В 2008 году Международный астрономический союз отдал дань уважения выдающемуся кинорежиссёру, присвоив его имя малой планете № 321046, открытой Т. В. Крячко на Зеленчукской обсерватории. Этот акт стал символом признания его неоценимого вклада в осмысление и исследование космоса.

Павел Клушанцев / Книги

  • Клушанцев, П. В. К другим планетам! / П. Клушанцев ; худож. Е. Войшвилло, Ю. Киселев. — Ленинград : Детгиз, 1959. — 64 с. : ил. — (Школьная библиотека). — (Хранится в фонде редкой книги РГДБ).
  • Клушанцев, П. В. К другим планетам! / П. В. Клушанцев ; худож. Е. Войшвилло, Ю. Киселев. — Ленинград : Детская литература, 1962. — 80 с. : ил. — (Школьная библиотека). — (Хранится в фонде редкой книги РГДБ).
  • Клушанцев, П. В. О чем рассказал телескоп / П. В. Клушанцев ; ил. Е. Войшвилло и др. — Ленинград : Детгиз, 1962. — 64 с. : ил. — (Хранится в РГБ).
  • Клушанцев, П. В. Станция «Луна» / П. Клушанцев ; худож. Е. Войшвилло, Ю. Киселев. — Ленинград : Детская литература, 1965. — 64 с. : ил. — (Хранится в фонде редкой книги РГДБ).
  • Клушанцев, П. В. Отзовитесь, марсиане / П. В. Клушанцев ; рис. Ю. Смольникова. — Ленинград : Детская литература, 1968. — 143 с. : ил. — (Хранится в РГБ).
  • Клушанцев, П. В. О чем рассказал телескоп / П. В. Клушанцев ; худож. Е. Войшвилло и др. — Ленинград : Детская литература, 1972. — 66 с. : ил.
  • Клушанцев, П. В. Станция «Луна» : рассказы об астрономии / П. В. Клушанцев ; худож. Е. Войшвилло, Ю. Киселев. — 2-е изд. перераб. — Ленинград : Детская литература, 1974. — 80 с. : ил.
  • Клушанцев, П. В. Дом на орбите : рассказы об орбитальных станциях / П. В. Клушанцев ; худож. Е. Войшвилло, Ю. Киселев. — Ленинград : Детская литература, 1975. — 80 с. : ил.
  • Клушанцев, П. В. Отзовитесь, марсиане! : научно-художественная книга / П. В. Клушанцев ; худож. Ю. Смольников. — 2-е изд., перераб. — Ленинград : Детская литература, 1976. — 143 с.
  • Клушанцев, П. В. О чем рассказал телескоп : очерки / П. В. Клушанцев ; худож. Е. Войшвилло, Ю. Киселев, Б. Калаушин, Б. Стародубцев. — Ленинград : Детская литература, 1980. — 80 с. : ил. — (Библиотечная серия).
  • Клушанцев, П. В. О чем рассказал телескоп : очерки / П. Клушанцев ; рис. Е. Войшвилло и др. — 3-е изд., испр. и доп. — Ленинград : Детская литература, 1980. — 80 с. : ил. — (Библиотечная серия). — (Хранится в РГБ).
  • Клушанцев, П. В. Одиноки ли мы во Вселенной? : научно-художественная книга / П. В. Клушанцев ; худож. Д. Плаксин. — Ленинград : Детская литература, 1981. — 190 с. : ил.

Павел Клушанцев / Книги и диафильмы в НЭБ.Дети

  • Клушанцев, П. В. О чем рассказал телескоп : [диафильм] / П. Клушанцев ; художник В. Бундин ; редактор Т. Семибратова ; художественный редактор А. Морозов. — Москва : Студия «Диафильм», 1965 (Москва : РГДБ, 2019). — 1 дф. (42 кд.) : цв., рис.
  • Клушанцев, П. В. Станция Луна : [диафильм] / П. Клушанцев ; художник В. Бундин ; [редактор Т. Семибратова ; художественный редактор А. Морозов]. — Москва : Студия «Диафильм», 1967 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (41 кд.) : цв., рис.

О жизни и творчестве

  • Гагинский, А. Игра с притяжением. Как изображают невесомость в кино / Александр Гагинский // Мир фантастики. — 2013. — № 122. — С. 59–63. — (Видеодром) (Магия кино).
  • Иванов, С. Небо над головой : детям о космосе, из старых фондов / Сергей Иванов // Библиотека в школе. — 2015. — № 5/6. — С. 31–34. — (Остров сокровищ) (Книга подана).
  • Иноземцев, И. В. Космическая фантазия. П. Клушанцев и его книги / И. Иноземцев // Детская литература. — 1971. — № 11. — С. 32–34.
  • Иноземцев, И. В. Непростая простота // Наука в образах : писатели-популяризаторы детям. — Москва : Книга, 1972. — С. 30–36.
  • Клушанцев, П. В. Одна из моих картин : записки кинорежиссера / П. В. Клушанцев ; под ред. засл. деят. искусств Рос. Федерации И.З. Войтенко. — Санкт-Петербург : СПИКиТ, 1997. — 85 с.
  • Клушанцев, П. В. В стороне от больших дорог / П. В. Клушанцев ; сост. Жанна Клушанцева. — Санкт-Петербург : Сеанс, 2015. — 303 с. : ил.
  • Лезников, П. О Павле Клушанцеве / Пётр Лезников // Сеанс. — 2015. — №56/60. — С. 156.
  • Спутницкая, Н. Ю. Первые на Венере. Космические путешествия в отечественном кино 1930–1960-х годов // Вестник ВГИК. — 2015. — № 1. — С. 37–45.
  • Харитонов, Е. Космическая одиссея Павла Клушанцева / Евгений Харитонов // Если. — 2002. — № 2. — С. 81–86.
  • Войтенко, И. Человек с другой планеты. — Текст : электронный // Музей ЦСДФ. Центральная студия документальных фильмов : информационно-просветительский проект.
  • Гений советской кинофантастики: Клушанцев Павел Владимирович.— Текст : электронный // Космическая фантастика : сообщество в социальной сети «Вконтакте».
  • Ефремова, А. Знай наших! Павел Клушанцев — он совместил кино и космос. — Текст : электронный // Русский мир : информационный портал фонда «Русский мир».
  • Клушанцев Павел Владимирович. — Текст : электронный // MonoNews : электронная энциклопедия.
  • Павел Клушанцев. Кинооператор, писатель, режиссёр, сценарист. — Текст : электронный // Музей ЦСДФ. Центральная студия документальных фильмов : информационно-просветительский проект.
  • Павел Владимирович Клушанцев. — Текст : электронный // Лаборатория фантастики : сайт.
  • Покровский, В. Он не мог бы жить без космоса. — Текст : электронный // Сеанс : журнал.
  • Харитонов, Е. Космическая одиссея Павла Клушанцева. — Текст : электронный // Фэндом : архив любителей фантастики.

Награды, премии

  • 1948 — диплом IX Международного кинофестиваля в Венеции.
  • 1950 — орден «Знак Почёта» (за творческие достижения в области кинематографии).
  • 1952 — приз VII Международного кинофестиваля в Карловых Варах, диплом IV Международного кинофестиваля документальных фильмов в Париже (за документальный фильм «Вселенная»).
  • 1956 — премия IX Международного кинофестиваля в Карловых Варах за лучший научно-популярный фильм (документальный фильм «Тайна вещества»).
  • 1958 — вторая премия и особая премия за комбинированные съёмки на I Всесоюзном кинофестивале в Москве, бронзовая медаль имени Б. Кудрича на Международном кинофестивале научных и технических фильмов в Белграде. Диплом III Международного кинофестиваля документальных и научно-популярных фильмов в Монтевидео (за документальный фильм «Дорога к звёздам»).
  • 1966 — приз «Золотой тюлень» (за удачное сочетание науки и фантастики) IV Международного фестиваля научно-популярных и фантастических фильмов в Триесте (за документальный фильм «Луна»).
  • 1972 — золотая медаль на Всесоюзном смотре-конкурсе фильмов о проблемах организации производства, труда и управления (за фильм «Веление времени»).

См. также