Шварц Евгений Львович: различия между версиями

Материал из ПроДетЛит
(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Шварц Евгений Львович |Портрет = <!-- впи…»)
 
Нет описания правки
 
(не показаны 24 промежуточные версии 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Шаблон:Писатель2
{{Шаблон:Писатель2
|ФИО                          = Шварц Евгений Львович
|ФИО                          = Евгений Шварц
|Портрет                      =   <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg -->
|Портрет                      = Evgenij-SHvarc.jpg  <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg -->
|Описание портрета            =  
|Описание портрета            = Евгений Шварц
|Имя при рождении            =  
|Имя при рождении            = Евгений Шварц
|Псевдоним(ы)                =  
|Псевдоним(ы)                =  
|Дата рождения                = 09.10.1896 (21.10 по старому стилю) <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 -->
|Дата рождения                = 09.10.1896 (21.10 по новому стилю) <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 -->
|Место рождения              =  
|Место рождения              = г. Казань
|Дата смерти                  = 15.01.1958 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 -->
|Дата смерти                  = 15.01.1958 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 -->
|Место смерти                =  
|Место смерти                = Ленинград, СССР
|Период творчества            =  
|Период творчества            =  
|Гражданство                  =  
|Гражданство                  = Российская империя, СССР
|Род деятельности            =  
|Род деятельности            =  
|Жанр                        =
|Жанр                        =
|Язык произведений            =  
|Язык произведений            = русский
|Премии                      =  
|Премии                      =  
|Награды                      =
|Награды                      =
Строка 22: Строка 22:
__FORCETOC__
__FORCETOC__
'''Евгений Львович Шварц''' — драматург и прозаик.
'''Евгений Львович Шварц''' — драматург и прозаик.
== Биография ==
==Евгений Шварц / Биография==
Родился в семье студента-медика Льва Борисовича Шварца, уроженца Екатеринодара (ныне Краснодар), еврея, перешедшего в православие, и его супруги Марии Федоровны, урожденной Шелковой, акушерки, родом из Рязани. В 1898 году Лев Борисович Шварц закончил университет и получил место врача сперва в Дмитрове, затем в Майкопе. После окончания Майкопского реального училища (1913) Евгений Шварц учился сперва в Народном университете имени Шанявского в Москве, затем на юридическом факультете Московского университета. В 1916 он был призван в армию, служил в Царицыне, направлен в юнкерское училище в Москву, произведен в прапорщики (октябрь 1917).  
Евгений Шварц родился в семье студента-медика Льва Борисовича Шварца, уроженца Екатеринодара (ныне Краснодар), еврея, перешедшего в православие, и его супруги Марии Федоровны, урожденной Шелковой, акушерки, родом из Рязани. В 1898 году Лев Борисович Шварц закончил университет и получил место врача сперва в Дмитрове, затем в Майкопе. После окончания Майкопского реального училища (1913) Евгений Шварц учился сперва в Народном университете имени Шанявского в Москве, затем на юридическом факультете Московского университета. В 1916 он был призван в армию, служил в Царицыне, направлен в юнкерское училище в Москву, произведен в прапорщики (октябрь 1917).  


После октябрьского переворота Шварц уехал в Екатеринодар, где находились его родители, где вступил в Добровольческую армию и участвовал в знаменитом Ледовом походе. Результатом контузии стал тремор, сохранившийся до конца жизни. Участие в Гражданской войне на стороне белых было тайной, которую Шварц скрывал всю свою жизнь; этот период никак не отразился в его автобиографических записках.
После октябрьского переворота Евгений Шварц уехал в Екатеринодар, где находились его родители, где вступил в Добровольческую армию и участвовал в знаменитом Ледовом походе. Результатом контузии стал тремор, сохранившийся до конца жизни. Участие в Гражданской войне на стороне белых было тайной, которую Шварц скрывал всю свою жизнь; этот период никак не отразился в его автобиографических записках.


После Гражданской войны Шварц был актером театральной мастерской Павла Вайсберма в Ростове-на-Дону, одновременно учась в университете. В октябре 1921 труппа переехала в Петроград и вскоре распалась. В 1922-1923 годы Шварц был секретарем к К.И.Чуковского, одновременно подрабатывая сочинением скетчей и газетных фельетонов; был близок к группе «Серапионовы братья». В 1923 году на некоторое время переселился в Бахмут, где познакомился с [[Олейников Николай Макарович|Н.М.Олейниковым]]. По предложению Олейникова Шварц вместе с М.Л. Слонимским организовал литературный журнал «Забой» и до возвращения в начале 1924 в Ленинград (за время его отсутствия город поменял название) участвовал в его редактировании. Олейников стал его ближайшим другом; литературное сотрудничество Шварца и Олейникова продолжалось до гибели последнего в 1937 году, хотя их человеческие отношения развивались неровно и драматично.  
После Гражданской войны Шварц был актером театральной мастерской Павла Вайсберма в Ростове-на-Дону, одновременно учась в университете. В октябре 1921 труппа переехала в Петроград и вскоре распалась. В 1922-1923 годы Шварц был секретарем [[Чуковский Корней Иванович|К.И. Чуковского]], одновременно подрабатывая сочинением скетчей и газетных фельетонов; был близок к группе «Серапионовы братья». В 1923 году на некоторое время переселился в Бахмут, где познакомился с [[Олейников Николай Макарович|Н.М.Олейниковым]]. По предложению Олейникова Шварц вместе с М.Л. Слонимским организовал литературный журнал «Забой» и до возвращения в начале 1924 в Ленинград (за время его отсутствия город поменял название) участвовал в его редактировании. Олейников стал его ближайшим другом; литературное сотрудничество Шварца и Олейникова продолжалось до гибели последнего в 1937 году, хотя их человеческие отношения развивались неровно и драматично.  


Как детский писатель Шварц дебютировал в 1924 «Рассказом старой балалайки», опубликованным в журнале «Воробей» и посвященным петербургскому наводнению 1824 года. В следующем году рассказ вышел отдельной книжкой. За ней последовали другие («Война Петрушки и Стёпки-растрёпки», «Лагерь», «Шарики» и др.). С 1927 года Шварц, вместе с Маршаком, Олейниковым и др,. работал в Детском секторе Госиздата. К этому периоду относится его тесное общение с членами ОБЭРИУ.  
Как детский писатель Шварц дебютировал в 1924 «Рассказом старой балалайки», опубликованным в журнале «Воробей» и посвященным петербургскому наводнению 1824 года. В следующем году рассказ вышел отдельной книжкой. За ней последовали другие («Война Петрушки и Стёпки-растрёпки», «Лагерь», «Шарики» и др.). С 1927 года Шварц, вместе с [[Маршак Самуил Яковлевич|Маршаком]], Олейниковым и др,. работал в Детском секторе Госиздата. К этому периоду относится его тесное общение с членами ОБЭРИУ.  


Еще в Ростове Шварц женился на актрисе студии Вайсбрема Гаяне Халайджиевой (по сцене Холодовой). В этом браке родилась дочь Наташа. В 1930 году Шварц оставил семью и женился на Екатерине Ивановне Обуховой, в первом браке Зильбер (после смерти мужа, в 1963 году, она покончила с собой). За исключением эвакуации в Киров и Душанбе в 1941-1944 годы, Шварц никогда не покидал Ленинград. С начала 1930-х годов он занимался исключительно литературной работой.
Еще в Ростове Шварц женился на актрисе студии Вайсбрема Гаяне Халайджиевой (по сцене Холодовой). В этом браке родилась дочь Наташа. В 1930 году Шварц оставил семью и женился на Екатерине Ивановне Обуховой, в первом браке Зильбер (после смерти мужа, в 1963 году, она покончила с собой). За исключением эвакуации в Киров и Душанбе в 1941-1944 годы, Шварц никогда не покидал Ленинград. С начала 1930-х годов он занимался исключительно литературной работой.


В 1929 году в Театре Юного Зрителя была поставлена первая пьеса Шварца – «Ундервуд». Уже в ней традиционные сказочные ситуации и образы вторгаются в повседневную советскую реальность. В дальнейшем этот прием становится сквозным для писателя – как в детских пьесах и рассказах, так и в произведениях для взрослых. Во «взрослых» пьесах («Голый король», 1933, «Тень», 1940, «Дракон», 1943, «Обыкновенное чудо» 1950) сюжетные ходы, заимствованные из сказок (главным образом, Андерсена) или так или иначе восходящие к ним, парадоксально обостряются и трансформируются; используются приемы, близкие к театру абсурда. Не случайно постановщик пьес Шварца, Н.П. Акимов, сравнивал его с Э.Ионеско. Абстрактное обличение тирании и жестокости воспринималось в условиях сталинского СССР как использование «эзопова языка»: особенно это видно в пьесе «Дракон», задуманной как антифашистская, но легко проецируемой и на советские реалии. Моральные и философские идеи, заключенные в пьесах Шварца, также нетривиальны. Все это обусловило их трудную сценическую историю. «Голый король» не был поставлен при жизни автора, «Тень» шла в Ленинградском Театре Комедии лишь один сезон, «Дракон» был запрещен после первого спектакля (в 1946 году он был, однако, поставлен в Германии, на оккупированной СССР территории). Лишь в 1956 году «взрослые» пьесы Шварца были изданы, в том же году в Театре—Студии киноактера и Театре Комедии увидело сцену «Обыкновенное чудо». Начиная с 1960-х эти пьесы Шварца стали широко ставиться и экранизироваться.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Евгений Шварц">
Файл:Evgenij-SHvarc (5).jpg|Лагерь / Евгений Шварц; рисунки А. Пахомов, 1925
Файл:Evgenij-SHvarc (1).jpg|Поезд / Е. Шварц, 1929
Файл:Evgenij-SHvarc (6).jpg|Крейсер Аврора / текст Евгений Шварц
Файл:Evgenij-SHvarc (3).jpg|Ведро / Евгений Шварц; рис. А. Пахомов, 1930
</gallery></center>
 
 
В 1929 году в Театре Юного Зрителя была поставлена первая пьеса Шварца – «Ундервуд». Уже в ней традиционные сказочные ситуации и образы вторгаются в повседневную советскую реальность. В дальнейшем этот прием становится сквозным для писателя – как в детских пьесах и рассказах, так и в произведениях для взрослых. Во «взрослых» пьесах («Голый король», 1933, «Тень», 1940, «Дракон», 1943, «Обыкновенное чудо» 1950) сюжетные ходы, заимствованные из сказок (главным образом, Андерсена) или так или иначе восходящие к ним, парадоксально обостряются и трансформируются; используются приемы, близкие к театру абсурда. Не случайно постановщик пьес Шварца, Н.П. Акимов, сравнивал его с Э. Ионеско. Абстрактное обличение тирании и жестокости воспринималось в условиях сталинского СССР как использование «эзопова языка»: особенно это видно в пьесе «Дракон», задуманной как антифашистская, но легко проецируемой и на советские реалии. Моральные и философские идеи, заключенные в пьесах Шварца, также нетривиальны. Все это обусловило их трудную сценическую историю. «Голый король» не был поставлен при жизни автора, «Тень» шла в Ленинградском Театре Комедии лишь один сезон, «Дракон» был запрещен после первого спектакля (в 1946 году он был, однако, поставлен в Германии, на оккупированной СССР территории). Лишь в 1956 году «взрослые» пьесы Шварца были изданы, в том же году в Театре—Студии киноактера и Театре Комедии увидело сцену «Обыкновенное чудо». Начиная с 1960-х эти пьесы Шварца стали широко ставиться и экранизироваться.
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Евгений Шварц">
Файл:SHariki-SHvarc.jpg|Шарики / Евгений Шварц; рисунки В. Ермолаевой, 1929
Файл:Vasya-SHelaev-SHvarc.jpg|Вася Шелаев / Евгений Шварц ; рис. Н. Петровой, 1932
Файл:Evgenij-SHvarc (2).jpg|Чужая девочка / Е. Шварц; рис. А. Боровской, 1937
Файл:Evgenij-SHvarc (4).jpg|Сказка о потерянном времени / Е. Шварц; [рис. [[Конашевич Владимир Михайлович|В. Конашевича]], обл. А. Пахомова], 1948
Файл:Skazka-o-poteryannom-vremeni.jpg|Сказка о потерянном времени / Евгений Шварц
</gallery></center>
 


Судьба произведений Шварца, написанных для детей, складывалась гораздо благоприятнее. Его детские пьесы-сказки («Принцесса и свинопас»,1934, «Красная шапочка»,1936, «Снежная королева»,1939, «Брат и сестра»,1940, «Два клена», 1953 и другие) регулярно ставились в Театре юного зрителя и других театрах СССР. Некоторые пьесы («Кукольный город», 1939) написаны для театра кукол. Используя сюжеты литературных или народных сказок, Шварц «очеловечивал» их персонажей, наполнял действие парадоксальным юмором, лиризмом, иногда (как в «Снежной королеве») вводил в действие автора-повествователя. К пьесам примыкают сказочные новеллы для детей - «Сказка о потерянном времени» (1940), «Два брата» (1943) и др. Во многих произведениях Шварца присутствует мотив угрожающей трансформации мира, утраты идентичности: дети становятся стариками («Сказка о потерянном времени»), живые существа превращаются в ледяные фигуры («Два брата») или деревья («Два клена»).  
Судьба произведений Шварца, написанных для детей, складывалась гораздо благоприятнее. Его детские пьесы-сказки («Принцесса и свинопас»,1934, «Красная шапочка»,1936, «Снежная королева»,1939, «Брат и сестра»,1940, «Два клена», 1953 и другие) регулярно ставились в Театре юного зрителя и других театрах СССР. Некоторые пьесы («Кукольный город», 1939) написаны для театра кукол. Используя сюжеты литературных или народных сказок, Шварц «очеловечивал» их персонажей, наполнял действие парадоксальным юмором, лиризмом, иногда (как в «Снежной королеве») вводил в действие автора-повествователя. К пьесам примыкают сказочные новеллы для детей - «Сказка о потерянном времени» (1940), «Два брата» (1943) и др. Во многих произведениях Шварца присутствует мотив угрожающей трансформации мира, утраты идентичности: дети становятся стариками («Сказка о потерянном времени»), живые существа превращаются в ледяные фигуры («Два брата») или деревья («Два клена»).  
Строка 39: Строка 57:
В «реалистических» рассказах и пьесах («Клад», 1933 и др.) индивидуальность Шварца проявляется в меньшей степени.  
В «реалистических» рассказах и пьесах («Клад», 1933 и др.) индивидуальность Шварца проявляется в меньшей степени.  


Шварцу принадлежит большое количество киносценариев. Среди них можно назвать сценарий-инсценировку «Дон-Кихота» для фильма Г.Козинцева (1957), написанный совместно с Н.Эрдманом в 1947 году сценарий фильма «Каин XVIII (поставлен в 1963), в котором использованы мотивы пьесы «Голый король», и несколько сценариев, написанных в соавторстве с Олейниковым: детские фильмы «Разбудите Леночку»(1934) и «Леночка и виноград»(1936) и взрослый – «На отдыхе»(1936).
Шварцу принадлежит большое количество киносценариев. Среди них можно назвать сценарий-инсценировку «Дон-Кихота» для фильма Г. Козинцева (1957), написанный совместно с Н. Эрдманом в 1947 году сценарий фильма «Каин XVIII (поставлен в 1963), в котором использованы мотивы пьесы «Голый король», и несколько сценариев, написанных в соавторстве с Олейниковым: детские фильмы «Разбудите Леночку»(1934) и «Леночка и виноград»(1936) и взрослый – «На отдыхе»(1936).


Шварц писал также стихи в обэриутском духе, по большей части шуточные.
Евгений Шварц писал также стихи в обэриутском духе, по большей части шуточные.


Еще одно произведение Шварца – дневник в основном мемуарного характера, создававшийся в 1950-1958 годы и частично изданный под названием «Живу беспокойно…» в 1990 (более полное издание – «Превратности судьбы», 2013) и содержащий ценный материал о литературной жизни 1920-30-х годов, в том числе о детской литературе.
Еще одно произведение Шварца – дневник в основном мемуарного характера, создававшийся в 1950-1958 годы и частично изданный под названием «Живу беспокойно…» в 1990 (более полное издание – «Превратности судьбы», 2013) и содержащий ценный материал о литературной жизни 1920-30-х годов, в том числе о детской литературе.


== Основные издания ==
Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Евгений Шварц">
Файл:SHvarc-Evgenij-Lvovich (2).jpg|Рынок / Евгений Шварц ; рис. Е. Эвенбах, 1926
Файл:SHvarc-Evgenij-Lvovich (1).jpg|Карта с приключениями / Евгений Шварц; обл. и рис. Н. Лапшина, 1930
Файл:Undervud-SHvarc.jpg|Ундервуд / Евгений Шварц, 1930
Файл:SHvarc.jpg|Куратор Болонской ярмарки детской книги Грация Готти (Grazia Gotti) на ММКЯ 2019 с книгой «Рынок». Выставка «Нарисованные миры: 1001 выдающаяся детская книга со всего мира».
Файл:Pervoklassnica-SHvarc.jpg|Первоклассница / Евгений Шварц
</gallery></center>
 
{{цитата|автор=Евгений Шварц|Единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного.}}
 
==Евгений Шварц / Основные издания ==


* Е.Л. Шварц Все произведения. Проза. Пьесы. Стихи. М. Астрель, 2012
* Е.Л. Шварц Все произведения. Проза. Пьесы. Стихи. М. Астрель, 2012
* Е.Л.Шварц Полное собрание сочинений в одном томе М.Альфа-книга. 2017
* Е.Л. Шварц Полное собрание сочинений в одном томе М. Альфа-книга. 2017
* Е.Л. Шварц Рассказ старой балалайки. М.Л ГИЗ 1925
* Е.Л. Шварц Рассказ старой балалайки. М.Л ГИЗ 1925
* Е.Л.Шварц Ундервуд. Пьеса. М.; Л.: ГИЗ 1930
* Е.Л. Шварц Ундервуд. Пьеса. М.; Л.: ГИЗ 1930
* Е.Л.Шварц «Снежная королева». М.; Л.: Искусство 1939
* Е.Л. Шварц «Снежная королева». М.; Л.: Искусство 1939
* Е.Л.Шварц Тень. Л.: Гос. театр комедии 1940
* Е.Л. Шварц Тень. Л.: Гос. театр комедии 1940
* Е.Л.Шварц „Тень“ и другие пьесы. Л.: Советский писатель 1956
* Е.Л. Шварц „Тень“ и другие пьесы. Л.: Советский писатель 1956
* Е.Л.Шварц «Повесть о молодых супругах». М.; Л.: Искусство 1958
* Е.Л. Шварц «Повесть о молодых супругах». М.; Л.: Искусство 1958
* Е.Л.Шварц Пьесы М. Советский писатель 1962
* Е.Л. Шварц Пьесы М. Советский писатель 1962
* Е.Л.Шварц Пьесы Л. Советский писатель 1972, 1982
* Е.Л. Шварц Пьесы Л. Советский писатель 1972, 1982
* Е.Л. Шварц Живу беспойно… (из дневников) Л.Советский писатель 1990
* Е.Л. Шварц Живу беспокойно… (из дневников) Л. Советский писатель 1990
* Е.Л. Шварц Телефонная книжка. М.: Искусство 1997
* Е.Л. Шварц Телефонная книжка. М.: Искусство 1997
* Е.Л.Шварц Позвонки минувших дней. М.: Вагриус,2008
* Е.Л. Шварц Позвонки минувших дней. М.: Вагриус, 2008
* Е.Л. Шварц Обыкновенное чудо М.: Эксмо 2008
* Е.Л. Шварц Обыкновенное чудо М.: Эксмо 2008
* Е.Л. Шварц Превратности судьбы. Воспоминания об эпохе из дневников писателя. — М.: АСТ 2013
* Е.Л. Шварц Превратности судьбы. Воспоминания об эпохе из дневников писателя. — М.: АСТ 2013


== Литература ==
==Евгений Шварц / Литература==


* Беневич Е.М. Евгений Шварц Хроника жизни М. ДНК 2008
* Биневич Е.М. Евгений Шварц Хроника жизни М. ДНК 2008
* Цимбал С. Добрая и беспощадная фантазия сказочника // Шварц Е. Пьесы. — М.-Л.: 1962.
* Цимбал С. Добрая и беспощадная фантазия сказочника // Шварц Е. Пьесы. — М.-Л.: 1962.
* Мы знали Евгения Шварца / Под ред. Н. К. Войцеховской. — Л.-М.: Искусство, 1966.
* Мы знали Евгения Шварца / Под ред. Н. К. Войцеховской. — Л.-М.: Искусство, 1966.
* Сабинина И. Старые сказки на новый лад // Шварц Е. Обыкновенное чудо. — М.: Олма-пресс, 2001.
* Сабинина И. Старые сказки на новый лад // Шварц Е. Обыкновенное чудо. — М.: Олма-пресс, 2001.


 
==См. также==
*[[Бажов Павел Петрович]]
*[[Голявкин Виктор Владимирович]]
*[[Зощенко Михаил Михайлович]]
*[[Конецкий Виктор Викторович]]
*[[Маршак Самуил Яковлевич]]




[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]

Текущая версия от 02:30, 29 октября 2024

Евгений Шварц
Евгений Шварц
Евгений Шварц
Имя при рождении Евгений Шварц
Дата рождения 09.10.1896 (21.10 по новому стилю)
Место рождения г. Казань
Дата смерти 15.01.1958
Место смерти Ленинград, СССР
Гражданство Российская империя, СССР
Язык произведений русский



Евгений Львович Шварц — драматург и прозаик.

Евгений Шварц / Биография

Евгений Шварц родился в семье студента-медика Льва Борисовича Шварца, уроженца Екатеринодара (ныне Краснодар), еврея, перешедшего в православие, и его супруги Марии Федоровны, урожденной Шелковой, акушерки, родом из Рязани. В 1898 году Лев Борисович Шварц закончил университет и получил место врача сперва в Дмитрове, затем в Майкопе. После окончания Майкопского реального училища (1913) Евгений Шварц учился сперва в Народном университете имени Шанявского в Москве, затем на юридическом факультете Московского университета. В 1916 он был призван в армию, служил в Царицыне, направлен в юнкерское училище в Москву, произведен в прапорщики (октябрь 1917).

После октябрьского переворота Евгений Шварц уехал в Екатеринодар, где находились его родители, где вступил в Добровольческую армию и участвовал в знаменитом Ледовом походе. Результатом контузии стал тремор, сохранившийся до конца жизни. Участие в Гражданской войне на стороне белых было тайной, которую Шварц скрывал всю свою жизнь; этот период никак не отразился в его автобиографических записках.

После Гражданской войны Шварц был актером театральной мастерской Павла Вайсберма в Ростове-на-Дону, одновременно учась в университете. В октябре 1921 труппа переехала в Петроград и вскоре распалась. В 1922-1923 годы Шварц был секретарем К.И. Чуковского, одновременно подрабатывая сочинением скетчей и газетных фельетонов; был близок к группе «Серапионовы братья». В 1923 году на некоторое время переселился в Бахмут, где познакомился с Н.М.Олейниковым. По предложению Олейникова Шварц вместе с М.Л. Слонимским организовал литературный журнал «Забой» и до возвращения в начале 1924 в Ленинград (за время его отсутствия город поменял название) участвовал в его редактировании. Олейников стал его ближайшим другом; литературное сотрудничество Шварца и Олейникова продолжалось до гибели последнего в 1937 году, хотя их человеческие отношения развивались неровно и драматично.

Как детский писатель Шварц дебютировал в 1924 «Рассказом старой балалайки», опубликованным в журнале «Воробей» и посвященным петербургскому наводнению 1824 года. В следующем году рассказ вышел отдельной книжкой. За ней последовали другие («Война Петрушки и Стёпки-растрёпки», «Лагерь», «Шарики» и др.). С 1927 года Шварц, вместе с Маршаком, Олейниковым и др,. работал в Детском секторе Госиздата. К этому периоду относится его тесное общение с членами ОБЭРИУ.

Еще в Ростове Шварц женился на актрисе студии Вайсбрема Гаяне Халайджиевой (по сцене Холодовой). В этом браке родилась дочь Наташа. В 1930 году Шварц оставил семью и женился на Екатерине Ивановне Обуховой, в первом браке Зильбер (после смерти мужа, в 1963 году, она покончила с собой). За исключением эвакуации в Киров и Душанбе в 1941-1944 годы, Шварц никогда не покидал Ленинград. С начала 1930-х годов он занимался исключительно литературной работой.


В 1929 году в Театре Юного Зрителя была поставлена первая пьеса Шварца – «Ундервуд». Уже в ней традиционные сказочные ситуации и образы вторгаются в повседневную советскую реальность. В дальнейшем этот прием становится сквозным для писателя – как в детских пьесах и рассказах, так и в произведениях для взрослых. Во «взрослых» пьесах («Голый король», 1933, «Тень», 1940, «Дракон», 1943, «Обыкновенное чудо» 1950) сюжетные ходы, заимствованные из сказок (главным образом, Андерсена) или так или иначе восходящие к ним, парадоксально обостряются и трансформируются; используются приемы, близкие к театру абсурда. Не случайно постановщик пьес Шварца, Н.П. Акимов, сравнивал его с Э. Ионеско. Абстрактное обличение тирании и жестокости воспринималось в условиях сталинского СССР как использование «эзопова языка»: особенно это видно в пьесе «Дракон», задуманной как антифашистская, но легко проецируемой и на советские реалии. Моральные и философские идеи, заключенные в пьесах Шварца, также нетривиальны. Все это обусловило их трудную сценическую историю. «Голый король» не был поставлен при жизни автора, «Тень» шла в Ленинградском Театре Комедии лишь один сезон, «Дракон» был запрещен после первого спектакля (в 1946 году он был, однако, поставлен в Германии, на оккупированной СССР территории). Лишь в 1956 году «взрослые» пьесы Шварца были изданы, в том же году в Театре—Студии киноактера и Театре Комедии увидело сцену «Обыкновенное чудо». Начиная с 1960-х эти пьесы Шварца стали широко ставиться и экранизироваться.



Судьба произведений Шварца, написанных для детей, складывалась гораздо благоприятнее. Его детские пьесы-сказки («Принцесса и свинопас»,1934, «Красная шапочка»,1936, «Снежная королева»,1939, «Брат и сестра»,1940, «Два клена», 1953 и другие) регулярно ставились в Театре юного зрителя и других театрах СССР. Некоторые пьесы («Кукольный город», 1939) написаны для театра кукол. Используя сюжеты литературных или народных сказок, Шварц «очеловечивал» их персонажей, наполнял действие парадоксальным юмором, лиризмом, иногда (как в «Снежной королеве») вводил в действие автора-повествователя. К пьесам примыкают сказочные новеллы для детей - «Сказка о потерянном времени» (1940), «Два брата» (1943) и др. Во многих произведениях Шварца присутствует мотив угрожающей трансформации мира, утраты идентичности: дети становятся стариками («Сказка о потерянном времени»), живые существа превращаются в ледяные фигуры («Два брата») или деревья («Два клена»).

В «реалистических» рассказах и пьесах («Клад», 1933 и др.) индивидуальность Шварца проявляется в меньшей степени.

Шварцу принадлежит большое количество киносценариев. Среди них можно назвать сценарий-инсценировку «Дон-Кихота» для фильма Г. Козинцева (1957), написанный совместно с Н. Эрдманом в 1947 году сценарий фильма «Каин XVIII (поставлен в 1963), в котором использованы мотивы пьесы «Голый король», и несколько сценариев, написанных в соавторстве с Олейниковым: детские фильмы «Разбудите Леночку»(1934) и «Леночка и виноград»(1936) и взрослый – «На отдыхе»(1936).

Евгений Шварц писал также стихи в обэриутском духе, по большей части шуточные.

Еще одно произведение Шварца – дневник в основном мемуарного характера, создававшийся в 1950-1958 годы и частично изданный под названием «Живу беспокойно…» в 1990 (более полное издание – «Превратности судьбы», 2013) и содержащий ценный материал о литературной жизни 1920-30-х годов, в том числе о детской литературе.

Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.

« Единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного.

Евгений Шварц

»


Евгений Шварц / Основные издания

  • Е.Л. Шварц Все произведения. Проза. Пьесы. Стихи. М. Астрель, 2012
  • Е.Л. Шварц Полное собрание сочинений в одном томе М. Альфа-книга. 2017
  • Е.Л. Шварц Рассказ старой балалайки. М.Л ГИЗ 1925
  • Е.Л. Шварц Ундервуд. Пьеса. М.; Л.: ГИЗ 1930
  • Е.Л. Шварц «Снежная королева». М.; Л.: Искусство 1939
  • Е.Л. Шварц Тень. Л.: Гос. театр комедии 1940
  • Е.Л. Шварц „Тень“ и другие пьесы. Л.: Советский писатель 1956
  • Е.Л. Шварц «Повесть о молодых супругах». М.; Л.: Искусство 1958
  • Е.Л. Шварц Пьесы М. Советский писатель 1962
  • Е.Л. Шварц Пьесы Л. Советский писатель 1972, 1982
  • Е.Л. Шварц Живу беспокойно… (из дневников) Л. Советский писатель 1990
  • Е.Л. Шварц Телефонная книжка. М.: Искусство 1997
  • Е.Л. Шварц Позвонки минувших дней. М.: Вагриус, 2008
  • Е.Л. Шварц Обыкновенное чудо М.: Эксмо 2008
  • Е.Л. Шварц Превратности судьбы. Воспоминания об эпохе из дневников писателя. — М.: АСТ 2013

Евгений Шварц / Литература

  • Биневич Е.М. Евгений Шварц Хроника жизни М. ДНК 2008
  • Цимбал С. Добрая и беспощадная фантазия сказочника // Шварц Е. Пьесы. — М.-Л.: 1962.
  • Мы знали Евгения Шварца / Под ред. Н. К. Войцеховской. — Л.-М.: Искусство, 1966.
  • Сабинина И. Старые сказки на новый лад // Шварц Е. Обыкновенное чудо. — М.: Олма-пресс, 2001.

См. также