Фраерман Рувим Исаевич: различия между версиями

Строка 26: Строка 26:
Рувим Исаевич Фраерман родился в еврейской семье. Большая и бедная семья проживала в г. Могилёве-на-Днепре (Могилёв). Отец был мелким подрядчиком, нередко брал сына с собой в поездки по лесничествам, селам и местечкам Могилевщины.  
Рувим Исаевич Фраерман родился в еврейской семье. Большая и бедная семья проживала в г. Могилёве-на-Днепре (Могилёв). Отец был мелким подрядчиком, нередко брал сына с собой в поездки по лесничествам, селам и местечкам Могилевщины.  
В Могилевское реальное училище Рувим Фраерман попал переростком; там его творческие способности были поддержаны учителем словесности Солодким. Первые стихотворные опыты появились в училищном журнале «Труд ученика» (1916). Далее поступил в Харьковский технологический институт и в 1918 году, после 3 курса, отправился на Дальний Восток — на учебную практику.
В Могилевское реальное училище Рувим Фраерман попал переростком; там его творческие способности были поддержаны учителем словесности Солодким. Первые стихотворные опыты появились в училищном журнале «Труд ученика» (1916). Далее поступил в Харьковский технологический институт и в 1918 году, после 3 курса, отправился на Дальний Восток — на учебную практику.
Там молодой человек провел три года революции и гражданской войны. Примкнул к революционной молодежи, во время японской оккупации был связан с партийным подпольем. Вместе с партизанским соединением под командованием Я. И. Тряпицына сражался с белыми и интервентами в Сахалинской области. Стал участником трагических событий, которые развернулись в 1920 г. в г. Николаевске-на-Амуре, центре золотодобычи. Осадив город зимой 1920 года, партизаны принудили его к сдаче и заключили мирный договор с японцами. В городе начался «красный террор»: шли аресты белогвардейцев, зажиточных и влиятельных граждан, «социально чуждых элементов». После внезапного нападения интервентов на штаб Я. И. Тряпицына и боев за город началась расправа над японцами, в т. ч. гражданскими лицами. Спешное разрушение города при приближении интервентов и насильственную эвакуацию жителей Николаевска (конец мая 1920) Р. И. Фраерман, скорее всего, не застал.  
Там молодой человек провел три года революции и гражданской войны. Примкнул к революционной молодежи, во время японской оккупации был связан с партийным подпольем. Вместе с партизанским соединением под командованием Я. И. Тряпицына сражался с белыми и интервентами в Сахалинской области. Стал участником трагических событий, которые развернулись в 1920 г. в г. Николаевске-на-Амуре, центре золотодобычи. Осадив город зимой 1920 года, партизаны принудили его к сдаче и заключили мирный договор с японцами. В городе начался «красный террор»: шли аресты белогвардейцев, зажиточных и влиятельных граждан, «социально чуждых элементов». После внезапного нападения интервентов на штаб Я. И. Тряпицына и боев за город началась расправа над японцами, в т. ч. гражданскими лицами. Спешное разрушение города при приближении интервентов и насильственную эвакуацию жителей Николаевска (конец мая 1920) Р. И. Фраерман, скорее всего, не застал.  
В мае 1920 комиссар Р.И. Фраерман вместе с партизанским отрядом совершил тяжелейший четырехмесячный поход сквозь тайгу к Охотскому морю, чтобы установить советскую власть в тунгусских стойбищах и предотвратить высадку интервентов, а затем через тайгу и Саянские хребты вышел в Якутск. Его имя было известно по всему краю, слышал о нем и партизан Александр Булыга – будущий писатель А. А. Фадеев. Позже, в Москве, началась их дружба. В 1971 году Р. И. Фраерман напишет «Воспоминания о походе партизанского отряда из Николаевска-на-Амуре до Якутска» («Поход»).
В мае 1920 комиссар Р.И. Фраерман вместе с партизанским отрядом совершил тяжелейший четырехмесячный поход сквозь тайгу к Охотскому морю, чтобы установить советскую власть в тунгусских стойбищах и предотвратить высадку интервентов, а затем через тайгу и Саянские хребты вышел в Якутск. Его имя было известно по всему краю, слышал о нем и партизан Александр Булыга – будущий писатель А. А. Фадеев. Позже, в Москве, началась их дружба. В 1971 году Р. И. Фраерман напишет «Воспоминания о походе партизанского отряда из Николаевска-на-Амуре до Якутска» («Поход»).
Еще до похода Фраерман редактировал штабную газету «Красный клич». После похода он работал в сибирских газетах «Ленский коммунар», «Советская Сибирь» (ее главный редактор Емельян Ярославцев во многом повлиял на становление писателя). Отправившись в Москву на Съезд журналистов, Ярославцев и Фраерман расстались с Якутией. Московские впечатления тех лет отразились в незавершенной повести «Раздумье».  
Еще до похода Фраерман редактировал штабную газету «Красный клич». После похода он работал в сибирских газетах «Ленский коммунар», «Советская Сибирь» (ее главный редактор Емельян Ярославцев во многом повлиял на становление писателя). Отправившись в Москву на Съезд журналистов, Ярославцев и Фраерман расстались с Якутией. Московские впечатления тех лет отразились в незавершенной повести «Раздумье».  
В 1922 году Р. И. Фраерман, корреспондент РОСТА, был командирован в Батуми. В 1922–1923 гг. состоялось знакомство с К. Г. Паустовским, редактором батумской газеты «Маяк». Начинающие литераторы подружились. Именно Паустовскому Фраерман решился прочесть наброски своей первой дальневосточной повести (черновики потом лягут в основу повестей «Огневка» и «Васька-гиляк»). Весной 1923 года Фраермана отозвали в Москву, а осенью того же года журналист «перетянул» в РОСТА и Паустовского.
В 1922 году Р. И. Фраерман, корреспондент РОСТА, был командирован в Батуми. В 1922–1923 гг. состоялось знакомство с К. Г. Паустовским, редактором батумской газеты «Маяк». Начинающие литераторы подружились. Именно Паустовскому Фраерман решился прочесть наброски своей первой дальневосточной повести (черновики потом лягут в основу повестей «Огневка» и «Васька-гиляк»). Весной 1923 года Фраермана отозвали в Москву, а осенью того же года журналист «перетянул» в РОСТА и Паустовского.
В 1926 году, перейдя в газету «Беднота», помимо заметок, отчетов, репортажей, пишет вместе с Г. Устиновым сатирико-приключенческий роман с продолжением «Мухогорская любовь, или Американская подметка», очерки и бытовые сценки в духе русского физиологического очерка. Много ездит по европейской части России, по Украине, Кавказу, туристом побывал в Италии. Итогом работы газетчика стали очерк «С советским паспортом за границей» (1926) и книга очерков «22 на 36: письма об МТС» (1931).  
В 1926 году, перейдя в газету «Беднота», помимо заметок, отчетов, репортажей, пишет вместе с Г. Устиновым сатирико-приключенческий роман с продолжением «Мухогорская любовь, или Американская подметка», очерки и бытовые сценки в духе русского физиологического очерка. Много ездит по европейской части России, по Украине, Кавказу, туристом побывал в Италии. Итогом работы газетчика стали очерк «С советским паспортом за границей» (1926) и книга очерков «22 на 36: письма об МТС» (1931).  
Дебютом Фраермана как беллетриста стала публикация в журнале «Сибирские огни» повести «Огневка» (1924). Главный герой – бедный и бесправный гиляк (нивх) Васька – становится у красных отличным разведчиком и стрелком, участвует в установлении советской власти в Николаевске. За повестью последовали рассказы «На мысу» (1925), «Соболя» (1926). В этих произведениях заметен переход от фиксирования впечатлений к художественным обобщениям. В 1920-х годах в сибирской периодике выходят стихи и поэмы «Сибирь» и «На рассвете». В ранней повести «Буран» (1926) и рассказе «Сквозь белый ветер» (1931) запечатлена панорама военно-революционного Николаевска-на-Амуре. Неоднозначным было отношение автора к революции: «Буран» полон картин лютой жестокости.  
Дебютом Фраермана как беллетриста стала публикация в журнале «Сибирские огни» повести «Огневка» (1924). Главный герой – бедный и бесправный гиляк (нивх) Васька – становится у красных отличным разведчиком и стрелком, участвует в установлении советской власти в Николаевске. За повестью последовали рассказы «На мысу» (1925), «Соболя» (1926). В этих произведениях заметен переход от фиксирования впечатлений к художественным обобщениям. В 1920-х годах в сибирской периодике выходят стихи и поэмы «Сибирь» и «На рассвете». В ранней повести «Буран» (1926) и рассказе «Сквозь белый ветер» (1931) запечатлена панорама военно-революционного Николаевска-на-Амуре. Неоднозначным было отношение автора к революции: «Буран» полон картин лютой жестокости.  
Повесть «Васька-гиляк» (1932) представляла собой переработку первой повести «Огневка» (отчасти изменен сюжет, переделан финал). Произведение стало первой удачей писателя: стиль повествования стал более строгим, изображение человека, природы и непростого времени – более реалистичным, ушла схематизация.
Повесть «Васька-гиляк» (1932) представляла собой переработку первой повести «Огневка» (отчасти изменен сюжет, переделан финал). Произведение стало первой удачей писателя: стиль повествования стал более строгим, изображение человека, природы и непростого времени – более реалистичным, ушла схематизация.
Повесть «Вторая весна» (1932) предназначалась «для колхозных ребят старшего возраста» и рассказывала о коллективизации.  
Повесть «Вторая весна» (1932) предназначалась «для колхозных ребят старшего возраста» и рассказывала о коллективизации.  
Повесть «Никичен» (1933, впервые – в журнале «Сибирские огни», № 3–4, 5–6 под названием «Афанасий Олешек» (Охотская повесть)) обозначила собой новый этап творчества, приближение к детско-подростковой аудитории. В центре повествования – образы влюбленных тунгусов-подростков, жениха и невесты, счастье которых зависит от разрешения борьбы партизан за установление советской власти в крае. Образ комиссара во многом автобиографичен.  
Повесть «Никичен» (1933, впервые – в журнале «Сибирские огни», № 3–4, 5–6 под названием «Афанасий Олешек» (Охотская повесть)) обозначила собой новый этап творчества, приближение к детско-подростковой аудитории. В центре повествования – образы влюбленных тунгусов-подростков, жениха и невесты, счастье которых зависит от разрешения борьбы партизан за установление советской власти в крае. Образ комиссара во многом автобиографичен.  
После поездки Р. И. Фраермана в Хабаровск (1934) появились рассказы «Несчастье Ан-Сенена» (1935), «Смерть Юн Фа-фу», «На реке», очерк «Два снайпера». Приключенческая повесть для детей «Шпион» (1937) – попытка соединить «шпионскую» интригу с мотивом дружбы корейского мальчика и русской девочки – оказалась неудачной из-за схематизма ситуаций и героев.  
После поездки Р. И. Фраермана в Хабаровск (1934) появились рассказы «Несчастье Ан-Сенена» (1935), «Смерть Юн Фа-фу», «На реке», очерк «Два снайпера». Приключенческая повесть для детей «Шпион» (1937) – попытка соединить «шпионскую» интригу с мотивом дружбы корейского мальчика и русской девочки – оказалась неудачной из-за схематизма ситуаций и героев.  
Впечатления от советского Дальнего Востока предопределили темы произведений 1950–1960-х годов (рассказ «На утренней заре», повесть «Золотой Василёк» и др.).
С 1932 года семьи Фраерманов и Паустовских, дружившие между собой, подолгу жили в рязанской деревне Солотча, в бревенчатом доме, когда-то принадлежавшем граверу и художнику И. П. Пожалостину. Туда часто приезжали А. П. Гайдар, В. С. Гроссман, А. П. Платонов, К. М. Симонов, А. А. Фадеев и др., там возник литературный кружок «Конотоп». В Солотче Рувим Фраерман написал несколько рассказов, сказки. Над пьесой «Волшебное существо» он работал в соавторстве с Платоновым.
В Солотче была написана и повесть «Дикая собака Динго, или Повесть о перовой любви». Прототип Фильки, друга главной героини, был найден автором еще в 1920 году, во время похода по тайге. После выхода произведения в журнале «Красная новь» (1939, №7) в печати началась бурная дискуссия. Одни критики обвиняли автора в руссоистском призыве вернуться к первобытной природе, другие подчеркивали, что в книге изображено «утро человеческой жизни», «люди, еще не утратившие утренней свежести, непосредственности». Борис Полевой на 2-м Всесоюзном съезде писателей взял под защиту «повесть о юношеской любви, целомудренную, взволнованную, цельную». От прежних «дальневосточных» повестей «Дикая собака Динго...» отличается тем, что спокойному взгляду «естественного» человека (эвенкийского мальчика Фильки) противопоставлено смятенное сознание юной Тани Сабанеевой. Изобразив благополучное советское общество, автор заявил о неизбежных при любом строе конфликтах: это и трудности расставания с детством, и терзания первой любви, и разбившиеся семьи, и противоборство людей со стихией.
«Дикая собака Динго…» впоследствии неоднократно переиздавалась и стала самым известным произведением автора. В 1962 году режиссером Ю. Карасиком был снят одноименный фильм, а в 1968 году художник Р. Столяров создал диафильм в 2-х частях.
С началом Великой Отечественной войны Р. И. Фраерман вступил в московское ополчение. Его распределили в 3-ю писательскую роту 22 стрелкового полка 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения Москвы. Вместе с Р. И. Фраерманом оказались секретарь Литфонда С. Н. Афрамеев, известные в то время писатели В. А. Аверьянов, А. И. Роскин, П. А. Бляхин, М. В. Лузгин, молодой Э. Г. Казакевич и др. Большинство бойцов писательской роты были немолоды, имели проблемы со здоровьем; многие погибли уже в первый год войны.
Сослуживец писателя критик Б.М. Рунин вспоминал: «Никогда не унывающий и бесконечно участливый Фраерман, который в годы гражданской войны партизанил на Дальнем Востоке, поражал всех своей походной тренированностью. <…> … он скоро уже шагал с двумя вещевыми мешками — кто-то не устоял перед соблазном переложить на него часть своего груза» (Б. М. Рунин. Писательская рота). Однако пребывание в роте оказалось недолгим: вскоре Р. И. Фраермана по возрасту отозвали во фронтовую печать.
Очерки Р. И. Фраермана выходили в газете «Защитник Отечества». В очерках «Минометчик Мальцев», «Военный хирург», «Генерал», «Подвиг» и др. произведениях изображал войну как тяжелую работу, требующую мастерства и самоотверженности. Рассказ «Подвиг в майскую ночь» (1944) был посвящен Герою Советского Союза старшему сержанту С. И. Шершавину, с риском для жизни взорвавшему хорошо замаскированный мост на реке Северский Донец (Харьковская область).
За Великую Отечественную Рувим Фраерман потерял нескольких друзей и знакомых, в т. ч. Аркадия Гайдара (погиб в партизанском отряде 26 октября 1941 года) и Александра Роскина (погиб в окружении осенью 1941 года).
После войны вернулся к литературе для детей и подростков. Повесть «Дальнее плавание» (1946) рассказывает о духовном становлении подростков военных лет. В соавторстве с П. Д. Зайкиным написал роман «Жизнь и необыкновенные приключения капитан-лейтенанта Головнина, путешественника и мореходца» (Ч. 1–2, 1946–1948). Главным героем стал русский мореплаватель XIX века В. М. Головнин, совершивший два кругосветных плавания (в 1807–1811 и 1817–1819 годах) и более двух лет проведший в плену у японцев. П. Д. Зайкин стал соавтором еще двух книг автора – сборников рассказов для детей «Ласточки» (1947) и «Степанка и Резвый» (1947).
Р. И. Фраерман положил начало исследованиям творчества А. П. Гайдара сборником статей из ранее не публиковавшихся материалов «Жизнь и творчество Гайдара» (1951), а также книгой-очерком «Любимый писатель детей» (1964).
В 1953 году выходит сборник переработанных для детей китайских народных сказок «Желанный цветок» (1953). При работе над книгой автор пользовался как литературными источниками, так и записями, сделанными на Дальнем Востоке со слов китайских рыбаков и охотников.
В 1963 году выходит роман «Золотой Василёк». В этом произведении писатель вернулся к теме Дальнего Востока и революции, соединив ее с темой детства и юности. Нелегкая судьба Нади Морозовой, главной героини, была типичной для девушек из среды народной интеллигенции. Прообразом Нади стала жена автора – В. С. Скрыльникова (Фраерман).
В 1966 году писатель выпустил сборник очерков и рассказов для подростков на морально-этические темы «Испытание души».
В июне 1968 года в Переделкине Фраерман в последний раз встретился с К. Г. Паустовским, тяжело больным. «Прощаясь, мы оба расплакались. И все-таки никто не думал, что конец так близок», – вспоминал впоследствии писатель в биографическом очерке «Любимый друг» (1972).
27 марта 1972 года Р. И. Фраерман скончался в Москве, был похоронен на Пятницком кладбище.




Строка 68: Строка 59:




Впечатления от советского Дальнего Востока предопределили темы произведений 1950–1960-х годов (рассказ «На утренней заре», повесть «Золотой Василёк» и др.).
С 1932 года семьи Фраерманов и Паустовских, дружившие между собой, подолгу жили в рязанской деревне Солотча, в бревенчатом доме, когда-то принадлежавшем граверу и художнику И. П. Пожалостину. Туда часто приезжали А. П. Гайдар, В. С. Гроссман, А. П. Платонов, К. М. Симонов, А. А. Фадеев и др., там возник литературный кружок «Конотоп». В Солотче Рувим Фраерман написал несколько рассказов, сказки. Над пьесой «Волшебное существо» он работал в соавторстве с Платоновым.


В Солотче была написана и повесть «Дикая собака Динго, или Повесть о перовой любви». Прототип Фильки, друга главной героини, был найден автором еще в 1920 году, во время похода по тайге. После выхода произведения в журнале «Красная новь» (1939, №7) в печати началась бурная дискуссия. Одни критики обвиняли автора в руссоистском призыве вернуться к первобытной природе, другие подчеркивали, что в книге изображено «утро человеческой жизни», «люди, еще не утратившие утренней свежести, непосредственности». Борис Полевой на 2-м Всесоюзном съезде писателей взял под защиту «повесть о юношеской любви, целомудренную, взволнованную, цельную». От прежних «дальневосточных» повестей «Дикая собака Динго...» отличается тем, что спокойному взгляду «естественного» человека (эвенкийского мальчика Фильки) противопоставлено смятенное сознание юной Тани Сабанеевой. Изобразив благополучное советское общество, автор заявил о неизбежных при любом строе конфликтах: это и трудности расставания с детством, и терзания первой любви, и разбившиеся семьи, и противоборство людей со стихией.
«Дикая собака Динго…» впоследствии неоднократно переиздавалась и стала самым известным произведением автора. В 1962 году режиссером Ю. Карасиком был снят одноименный фильм, а в 1968 году художник Р. Столяров создал диафильм в 2-х частях.
С началом Великой Отечественной войны Р. И. Фраерман вступил в московское ополчение. Его распределили в 3-ю писательскую роту 22 стрелкового полка 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения Москвы. Вместе с Р. И. Фраерманом оказались секретарь Литфонда С. Н. Афрамеев, известные в то время писатели В. А. Аверьянов, А. И. Роскин, П. А. Бляхин, М. В. Лузгин, молодой Э. Г. Казакевич и др. Большинство бойцов писательской роты были немолоды, имели проблемы со здоровьем; многие погибли уже в первый год войны.




Строка 80: Строка 77:




Сослуживец писателя критик Б.М. Рунин вспоминал: «Никогда не унывающий и бесконечно участливый Фраерман, который в годы гражданской войны партизанил на Дальнем Востоке, поражал всех своей походной тренированностью. <…> … он скоро уже шагал с двумя вещевыми мешками — кто-то не устоял перед соблазном переложить на него часть своего груза» (Б. М. Рунин. Писательская рота). Однако пребывание в роте оказалось недолгим: вскоре Р. И. Фраермана по возрасту отозвали во фронтовую печать.
Очерки Р. И. Фраермана выходили в газете «Защитник Отечества». В очерках «Минометчик Мальцев», «Военный хирург», «Генерал», «Подвиг» и др. произведениях изображал войну как тяжелую работу, требующую мастерства и самоотверженности. Рассказ «Подвиг в майскую ночь» (1944) был посвящен Герою Советского Союза старшему сержанту С. И. Шершавину, с риском для жизни взорвавшему хорошо замаскированный мост на реке Северский Донец (Харьковская область).
За Великую Отечественную Рувим Фраерман потерял нескольких друзей и знакомых, в т. ч. Аркадия Гайдара (погиб в партизанском отряде 26 октября 1941 года) и Александра Роскина (погиб в окружении осенью 1941 года).
После войны вернулся к литературе для детей и подростков. Повесть «Дальнее плавание» (1946) рассказывает о духовном становлении подростков военных лет. В соавторстве с П. Д. Зайкиным написал роман «Жизнь и необыкновенные приключения капитан-лейтенанта Головнина, путешественника и мореходца» (Ч. 1–2, 1946–1948). Главным героем стал русский мореплаватель XIX века В. М. Головнин, совершивший два кругосветных плавания (в 1807–1811 и 1817–1819 годах) и более двух лет проведший в плену у японцев. П. Д. Зайкин стал соавтором еще двух книг автора – сборников рассказов для детей «Ласточки» (1947) и «Степанка и Резвый» (1947).
Р. И. Фраерман положил начало исследованиям творчества А. П. Гайдара сборником статей из ранее не публиковавшихся материалов «Жизнь и творчество Гайдара» (1951), а также книгой-очерком «Любимый писатель детей» (1964).
В 1953 году выходит сборник переработанных для детей китайских народных сказок «Желанный цветок» (1953). При работе над книгой автор пользовался как литературными источниками, так и записями, сделанными на Дальнем Востоке со слов китайских рыбаков и охотников.
В 1963 году выходит роман «Золотой Василёк». В этом произведении писатель вернулся к теме Дальнего Востока и революции, соединив ее с темой детства и юности. Нелегкая судьба Нади Морозовой, главной героини, была типичной для девушек из среды народной интеллигенции. Прообразом Нади стала жена автора – В. С. Скрыльникова (Фраерман).
В 1966 году писатель выпустил сборник очерков и рассказов для подростков на морально-этические темы «Испытание души».
В июне 1968 года в Переделкине Фраерман в последний раз встретился с К. Г. Паустовским, тяжело больным. «Прощаясь, мы оба расплакались. И все-таки никто не думал, что конец так близок», – вспоминал впоследствии писатель в биографическом очерке «Любимый друг» (1972).
27 марта 1972 года Р. И. Фраерман скончался в Москве, был похоронен на Пятницком кладбище.