44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 27: | Строка 27: | ||
В детстве Александр Дорофеев вместе с родителями проделал долгий путь с многочисленными остановками от Москвы до рабочего поселка Хандыга на берегу реки Алдан (Якутия) и обратно. Многое из увиденного во время путешествия после легло в основу первой книги А. Д. Дорофеева «Белый воробей» (1980). С пяти лет увлеченно читал книги о природе, любимым писателем в дошкольном возрасте был Э. Сетон-Томпсон. В школе учился без особого энтузиазма, однако, как после отметил в краткой автобиографии, в годы учебы осознал потребность «поделиться с миром чем-нибудь сокровенным в литературной форме». | В детстве Александр Дорофеев вместе с родителями проделал долгий путь с многочисленными остановками от Москвы до рабочего поселка Хандыга на берегу реки Алдан (Якутия) и обратно. Многое из увиденного во время путешествия после легло в основу первой книги А. Д. Дорофеева «Белый воробей» (1980). С пяти лет увлеченно читал книги о природе, любимым писателем в дошкольном возрасте был Э. Сетон-Томпсон. В школе учился без особого энтузиазма, однако, как после отметил в краткой автобиографии, в годы учебы осознал потребность «поделиться с миром чем-нибудь сокровенным в литературной форме». | ||
Большое влияние оказал на будущего писателя его дядя – прозаик, поэт и художник Ю. И. Коваль (1938–1995). Отношениям с наставником посвящен очерк «Гусик (прозвище, данное племянником)», впервые напечатанный в сборнике воспоминаний о писателе («Ковалиная книга», 2013, стр. 109–119). Юрий Коваль стал старшим товарищем подростка, приобщил к живописи и литературе. Благодаря этой дружбе Александр Дорофеев познакомился с творчеством русских и зарубежных классиков (М. М. Зощенко, Ю. К. Олеши, А. П. Платонов, У. Фолкнер, Г. Мелвилл) и выдающихся современников – Ю. П. Казакова, А. Г. Битова и Г. В. Семенова. Рисованию Александр Дорофеев тоже учился у Коваля, поначалу. Они часто ездили за город, где Коваль «от собственной избыточности наполнял <…> всем, что под руку подворачивалось», – «названиями трав, луговых цветов, созвездий и собачьих пород» («Гусик»). Cвой первый литературный опыт начинающий автор показал именно Ковалю; это был рассказ о рыбалке под названием «Луна и рыба». Одобрив пробу пера, писатель помог опубликовать рассказ в журнале «Рыбоводство и рыболовство» (1969, № 2). Увидев свое произведение в печати, юный литератор испытал сильное смущение и желание научиться писать лучше. | Большое влияние оказал на будущего писателя его дядя – прозаик, поэт и художник [[Коваль Юрий Иосифович|Ю. И. Коваль]] (1938–1995). Отношениям с наставником посвящен очерк «Гусик (прозвище, данное племянником)», впервые напечатанный в сборнике воспоминаний о писателе («Ковалиная книга», 2013, стр. 109–119). Юрий Коваль стал старшим товарищем подростка, приобщил к живописи и литературе. Благодаря этой дружбе Александр Дорофеев познакомился с творчеством русских и зарубежных классиков (М. М. Зощенко, Ю. К. Олеши, А. П. Платонов, У. Фолкнер, Г. Мелвилл) и выдающихся современников – Ю. П. Казакова, А. Г. Битова и Г. В. Семенова. Рисованию Александр Дорофеев тоже учился у Коваля, поначалу. Они часто ездили за город, где Коваль «от собственной избыточности наполнял <…> всем, что под руку подворачивалось», – «названиями трав, луговых цветов, созвездий и собачьих пород» («Гусик»). Cвой первый литературный опыт начинающий автор показал именно Ковалю; это был рассказ о рыбалке под названием «Луна и рыба». Одобрив пробу пера, писатель помог опубликовать рассказ в журнале «Рыбоводство и рыболовство» (1969, № 2). Увидев свое произведение в печати, юный литератор испытал сильное смущение и желание научиться писать лучше. | ||
Ю. И. Коваль нередко читал, критически разбирал и редактировал работы молодого литератора. Требования наставника излагать мысли кратко и емко, «оставляя воздух для дыхания», оказали существенное влияние на стиль Александра Дорофеева. | Ю. И. Коваль нередко читал, критически разбирал и редактировал работы молодого литератора. Требования наставника излагать мысли кратко и емко, «оставляя воздух для дыхания», оказали существенное влияние на стиль Александра Дорофеева. | ||
Строка 37: | Строка 37: | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption=" Александр Дорофеев"> | <center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption=" Александр Дорофеев"> | ||
Файл:Uskov-CHizhikov.jpg|Юрий Коваль, [[Устинов Николай Александрович|Николай Устинов]], [[Чижиков Виктор Александрович|Виктор Чижиков]], Александр Дорофеев и Анатолий Митяев в деревне у Плещеева озера. Фото Виктора Ускова | Файл:Uskov-CHizhikov.jpg|[[Коваль Юрий Иосифович|Юрий Коваль]], [[Устинов Николай Александрович|Николай Устинов]], [[Чижиков Виктор Александрович|Виктор Чижиков]], Александр Дорофеев и Анатолий Митяев в деревне у Плещеева озера. Фото Виктора Ускова | ||
Файл:Dorofeev-Aleksandr (7).jpg|Александр Дорофеев, 1975 | Файл:Dorofeev-Aleksandr (7).jpg|Александр Дорофеев, 1975 | ||
Файл:Dorofeev-Aleksandr-2.jpg|Ночная радуга / Александр Дорофеев | Файл:Dorofeev-Aleksandr-2.jpg|Ночная радуга / Александр Дорофеев |