44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 29: | Строка 29: | ||
В эвакуации в городе Пермь, куда отправили инженера Г.И. Монина с семьей в начале Великой Отечественной войны, десятилетний Евгений Монин познакомился с пермским художником, который обнаружил у мальчика неординарные способности и за год подготовил его к поступлению в художественную школу. | В эвакуации в городе Пермь, куда отправили инженера Г.И. Монина с семьей в начале Великой Отечественной войны, десятилетний Евгений Монин познакомился с пермским художником, который обнаружил у мальчика неординарные способности и за год подготовил его к поступлению в художественную школу. | ||
В 1943 году семья вернулась в Москву. Евгений Монин, несмотря на большой конкурс, успешно поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) при МГАХИ им. В. И. Сурикова. Там же | В 1943 году семья вернулась в Москву. Евгений Монин, несмотря на большой конкурс, успешно поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) при МГАХИ им. В. И. Сурикова. Там же познакомился с [[Иткин Анатолий Зиновьевич|Анатолием Иткиным]] и Вениамином Лосиным, с которым дружил всю жизнь. | ||
Художественную школу и своих педагогов Е.Г. Монин всегда вспоминал с благодарностью и теплотой. | Художественную школу и своих педагогов Е.Г. Монин всегда вспоминал с благодарностью и теплотой. | ||
Строка 37: | Строка 37: | ||
В 1956 году Евгений Монин получил диплом архитектора и был направлен прорабом в Мосстрой. Но по распределению работать не пошел, мечтая быть художником. | В 1956 году Евгений Монин получил диплом архитектора и был направлен прорабом в Мосстрой. Но по распределению работать не пошел, мечтая быть художником. | ||
Будучи студентом, Евгений Монин участвовал в оформлении выставки «Советская молодежь» к V Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Варшаве (1955); оформлял шествие и стадион во время проходившего в Москве | Будучи студентом, Евгений Монин участвовал в оформлении выставки «Советская молодежь» к V Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Варшаве (1955); оформлял шествие и стадион во время проходившего в Москве XVI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957); советский павильон на Брюссельской Всемирной выставке (1957–1958), некоторое время работал в Московском драматическом театре на Спартаковской площади. | ||
В 1956 году Вениамин Лосин привел друга в издательство [[Детская литература (издательство)|«Детская литература»]]. Главный художник Б. А. Дехтерёв предложил ему проиллюстрировать книжку Н. М. Павловой «Чьи башмачки?». Эту и еще несколько ранних книг Евгений Монин называл неудачными. | В 1956 году Вениамин Лосин привел друга в издательство [[Детская литература (издательство)|«Детская литература»]]. Главный художник Б. А. Дехтерёв предложил ему проиллюстрировать книжку Н. М. Павловой «Чьи башмачки?». Эту и еще несколько ранних книг Евгений Монин называл неудачными. | ||
Своей первой книгой он считал сборник африканских сказок Дадье Бернара «Паук Ананзе» («Дитвидав», 1958), изданный в Киеве на украинском языке. Работая над книгой художник исследовал африканское народное творчество и удачно интерпретировал его в выразительных двухцветных иллюстрациях. | Своей первой книгой он считал сборник африканских сказок Дадье Бернара «Паук Ананзе» («Дитвидав», 1958), изданный в Киеве на украинском языке. Работая над книгой, художник исследовал африканское народное творчество и удачно интерпретировал его в выразительных двухцветных иллюстрациях. | ||
<center><gallery perrow="3" widths="180" heights="180" caption=""> | <center><gallery perrow="3" widths="180" heights="180" caption=""> | ||
Строка 51: | Строка 51: | ||
В конце 50-х годов Евгений Монин начал сотрудничать с журналом «Мурзилка». Самый первый рисунок был сделан к стихотворению А. Бродского «Великан — подъёмный кран» и появился в «Мурзилке» (№ 7) в 1959 г. | В конце 50-х годов Евгений Монин начал сотрудничать с журналом «Мурзилка». Самый первый рисунок был сделан к стихотворению А. Бродского «Великан — подъёмный кран» и появился в «Мурзилке» (№ 7) в 1959 г. | ||
Тогдашняя «Мурзилка», собравшая под одной обложкой журнала классиков детской литературы, молодых иллюстраторов и мастеров книжной графики, | Тогдашняя «Мурзилка», собравшая под одной обложкой журнала классиков детской литературы, молодых иллюстраторов и мастеров книжной графики, была хорошей школой для начинающих художников. В журнале работали В. Лосин, В. Перцов, Н. Устинов, Ю. Молоканов, В. Чижиков, Л. Токмаков, М. Митурич и многие другие талантливые художники, пришедшие в книжное искусство в годы «оттепели». | ||
В «Мурзилке» началось сотрудничество Е.Г. Монина с Яковом Акимом и Юрием Ковалём, с которыми его потом связывала тесная дружба на всю жизнь. Первая их совместная с Я. Акимом книга вышла в издательстве «Детская литература». Позже проиллюстрировал почти все книги поэта: «Друг», «Мой верный чиж», «Мой брат Миша», «Разноцветные дома» и другие. | В «Мурзилке» началось сотрудничество Е.Г. Монина с Яковом Акимом и Юрием Ковалём, с которыми его потом связывала тесная дружба на всю жизнь. Первая их совместная с Я. Акимом книга вышла в издательстве «Детская литература». Позже проиллюстрировал почти все книги поэта: «Друг», «Мой верный чиж», «Мой брат Миша», «Разноцветные дома» и другие. | ||
Строка 59: | Строка 59: | ||
Евгений Монин сотрудничал сразу с несколькими московскими издательствами:«Малыш» (до 1963 г. «Детский мир»), «Детская литература», «Советская Россия». | Евгений Монин сотрудничал сразу с несколькими московскими издательствами:«Малыш» (до 1963 г. «Детский мир»), «Детская литература», «Советская Россия». | ||
Издательство «Детский мир» выпустило в 1961 году книжку Д. Самойлова «Слонёнок пошёл учиться» с иллюстрациями Монина. В рисунках, выполненных к детской сказке, большую роль играет чёрный цвет. На одной странице черный проем двери — это образ ночи и страха, на другой — черная доска становится образом порядка и дисциплины, а черный рояль — образ великого искусства в целом. На контрасте с веселыми мышатами, бегущими в школу, появляется статичный ворон на ветке | Издательство «Детский мир» выпустило в 1961 году книжку Д. Самойлова «Слонёнок пошёл учиться» с иллюстрациями Монина. В рисунках, выполненных к детской сказке, большую роль играет чёрный цвет. На одной странице черный проем двери — это образ ночи и страха, на другой — черная доска становится образом порядка и дисциплины, а черный рояль — образ великого искусства в целом. На контрасте с веселыми мышатами, бегущими в школу, появляется статичный ворон на ветке — «за мышатами нужен глаз да глаз». В этом проявляется неординарный юмор художника. | ||
Строка 71: | Строка 71: | ||
Следом выходит из печати тоненькая книжка С. Г. Козлова «Как солнце разбилось» (1962), нарисованная в характерной и своеобразной манере художника, которую читатели начнут узнавать в иллюстрациях Евгения Монина для «Мурзилки», «Пионера», «Малыша». | Следом выходит из печати тоненькая книжка С. Г. Козлова «Как солнце разбилось» (1962), нарисованная в характерной и своеобразной манере художника, которую читатели начнут узнавать в иллюстрациях Евгения Монина для «Мурзилки», «Пионера», «Малыша». | ||
В 1963 году в издательстве «Детский мир» был издан сборник стихов [[Сапгир Генрих Вениаминович|Г. Сапгира]] «Загадки с грядки» с иллюстрациями Е.Г. Монина. В книге иллюстратор нарисовал остроумные ассоциации-подсказки к загадкам, своеобразную изобразительную метафору. Новым был и прием изображения «невидимого». В некоторых рисунках художник показал то, что видимо и то, что невидимо — скрыто под землёй. Затем этот прием станет своеобразной визитной карточкой в иллюстрациях Евгения Монина к сказкам братьев Гримм. | В 1963 году в издательстве «Детский мир» был издан сборник стихов [[Сапгир Генрих Вениаминович|Г. Сапгира]] «Загадки с грядки» с иллюстрациями Е.Г. Монина. В книге иллюстратор нарисовал остроумные ассоциации-подсказки к загадкам, своеобразную изобразительную метафору. Новым был и прием изображения «невидимого». В некоторых рисунках художник показал то, что видимо, и то, что невидимо — скрыто под землёй. Затем этот прием станет своеобразной визитной карточкой в иллюстрациях Евгения Монина к сказкам братьев Гримм. | ||
<center><gallery perrow="5" widths="180" heights="180" caption="Сборник стихов Г. Сапгира «Загадки с грядки»"> | <center><gallery perrow="5" widths="180" heights="180" caption="Сборник стихов Г. Сапгира «Загадки с грядки»"> | ||
Строка 81: | Строка 81: | ||
Имя Евгения Монина часто упоминается рядом с именами Владимира Перцова, Вениамина Лосина и Виктора Чижикова. Художников связывала дружба и совместная работа. Работая в одной мастерской искали новые пути оформления детской книги. Вместе отдыхали, ездили на этюды, много путешествовали по древнерусским городам, по Грузии, Средней Азии. | Имя Евгения Монина часто упоминается рядом с именами Владимира Перцова, Вениамина Лосина и Виктора Чижикова. Художников связывала дружба и совместная работа. Работая в одной мастерской, они искали новые пути оформления детской книги. Вместе отдыхали, ездили на этюды, много путешествовали по древнерусским городам, по Грузии, Средней Азии. | ||
<center><gallery perrow="3" widths="180" heights="180" caption=""> | <center><gallery perrow="3" widths="180" heights="180" caption=""> | ||
Строка 103: | Строка 103: | ||
В 1963 году Евгений Монин вступил в Союз художников СССР. | В 1963 году Евгений Монин вступил в Союз художников СССР. | ||
В 1965 году Владимир Перцов, Евгений Монин и Вениамин Лосин вместе проиллюстрировали книгу Марка Сергеева «Капелька по капельке». Художники, вернувшиеся из творческой поездки в Сибирь (1963 год),побывав на крупнейшей Иркутской гидроэлектростанции, на строительстве Братской ГЭС, посмотрев деревянную архитектуру иркутских окраин сумели поэтично раскрыть познавательный материал о современной Сибири. Книга вышла в 1965 году в издательстве «Малыш» и была отмечена Дипломом II степени Всесоюзного конкурса «Искусство книги» (1965). | В 1965 году Владимир Перцов, Евгений Монин и Вениамин Лосин вместе проиллюстрировали книгу Марка Сергеева «Капелька по капельке». Художники, вернувшиеся из творческой поездки в Сибирь (1963 год),побывав на крупнейшей Иркутской гидроэлектростанции, на строительстве Братской ГЭС, посмотрев деревянную архитектуру иркутских окраин, сумели поэтично раскрыть познавательный материал о современной Сибири. Книга вышла в 1965 году в издательстве «Малыш» и была отмечена Дипломом II степени Всесоюзного конкурса «Искусство книги» (1965). | ||
В 1966 году в журнале «Детская литература» (№ 10) в рубрике «Талант — детям» вышла полномасштабная статья Юрия Лощица о творчестве художника Евгения Монина. | В 1966 году в журнале «Детская литература» (№ 10) в рубрике «Талант — детям» вышла полномасштабная статья Юрия Лощица о творчестве художника Евгения Монина. | ||
Строка 117: | Строка 117: | ||
В 70-е годы Евгений Григорьевич Монин активно сотрудничал с издательствами «Малыш» и [[Детская литература (издательство)|«Детская литература»]]. Любимой темой его творчества были сказки: русские, немецкие, французские, английские, итальянские, восточнославянские. Среди произведений, проиллюстрированных в эти годы, книги: «Скатерть-самобранка» (русские сказки, 1970), «Чего на свете не бывает» (русские сказки, 1973), «Сказки» братьев Гримм (1976), «Медведь-судья» (алтайская сказка, 1976), «Три мужика — три поросенка» (болгарские сказки, 1978), «Удалой портняжка» Я. Гримм (1978), сказка Л. Яхнина «Площадь картонных часов» (издана на немецком, 1979) и многие др. | В 70-е годы Евгений Григорьевич Монин активно сотрудничал с издательствами «Малыш» и [[Детская литература (издательство)|«Детская литература»]]. Любимой темой его творчества были сказки: русские, немецкие, французские, английские, итальянские, восточнославянские. Среди произведений, проиллюстрированных в эти годы, книги: «Скатерть-самобранка» (русские сказки, 1970), «Чего на свете не бывает» (русские сказки, 1973), «Сказки» братьев Гримм (1976), «Медведь-судья» (алтайская сказка, 1976), «Три мужика — три поросенка» (болгарские сказки, 1978), «Удалой портняжка» Я. Гримм (1978), сказка Л. Яхнина «Площадь картонных часов» (издана на немецком, 1979) и многие др. | ||
Архитектор по образованию Евгений Монин любил рисовать дома. Старинные замки и дворцы, деревенские избы и средневековые дома становятся у художника полноправными участниками всех сказочных событий. Они, как и люди, имеют свое лицо, свой характер, свои привычки. В его рисунках много пародийного и гротескового — незадачливые и легкомысленные простофили, благородные чудаки, пышные кавалеры, нелепые рыцари, отважные разбойники. | Архитектор по образованию, Евгений Монин любил рисовать дома. Старинные замки и дворцы, деревенские избы и средневековые дома становятся у художника полноправными участниками всех сказочных событий. Они, как и люди, имеют свое лицо, свой характер, свои привычки. В его рисунках много пародийного и гротескового — незадачливые и легкомысленные простофили, благородные чудаки, пышные кавалеры, нелепые рыцари, отважные разбойники. | ||
<center><gallery perrow="3" widths="180" heights="180" caption="Иллюстрации Евгения Монина"> | <center><gallery perrow="3" widths="180" heights="180" caption="Иллюстрации Евгения Монина"> | ||
Строка 158: | Строка 158: | ||
В 1991 году за сборник сказок «Джек — победитель великанов» Евгений Монин был награждён Серебряной медалью Российской академии художеств. Книга включала английские, шотландские, валлийские и ирландские сказки. Забавные и грустные персонажи народных сказок Британских островов художник нарисовал в лучших традициях жанра абсурда, любимого англичанами. | В 1991 году за сборник сказок «Джек — победитель великанов» Евгений Монин был награждён Серебряной медалью Российской академии художеств. Книга включала английские, шотландские, валлийские и ирландские сказки. Забавные и грустные персонажи народных сказок Британских островов художник нарисовал в лучших традициях жанра абсурда, любимого англичанами. | ||
После издательского кризиса 90-х художник перешел с бумаги на холст. Сочинял забавные истории, стилизованные под разные эпохи и создавал к ним изобразительный ряд. Так появились «Портрет господина, бросившего тень на даму», циклы «Короли», «Малые голландцы», «Нарышкинское барокко». | После издательского кризиса 90-х художник перешел с бумаги на холст. Сочинял забавные истории, стилизованные под разные эпохи, и создавал к ним изобразительный ряд. Так появились «Портрет господина, бросившего тень на даму», циклы «Короли», «Малые голландцы», «Нарышкинское барокко». | ||
В 2001 году вышло последнее прижизненное издание сказок братьев Гримм «Удалой портняжка» (Издательство Дрофа). | В 2001 году вышло последнее прижизненное издание сказок братьев Гримм «Удалой портняжка» (Издательство Дрофа). | ||
Персональные выставки Евгения Монина с успехом проходили | Персональные выставки Евгения Монина с успехом проходили как в России ([[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]], Российская академия художеств, галерея Манеж и др.), так и в других странах — в Финляндии, Словакии, Швейцарии, Японии, Германии. Его работы находятся в Третьяковской галерее (ГТГ), Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Среднесловацкой картинной галерее, частных коллекциях. | ||
Евгений Григорьевич Монин умер 25 сентября 2002 года на 72-м году жизни от тяжелой болезни сердца. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. | Евгений Григорьевич Монин умер 25 сентября 2002 года на 72-м году жизни от тяжелой болезни сердца. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. |