46 021
правка
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| Строка 60: | Строка 60: | ||
И вот два порознь пропадающих, «осиротевших», все потерявших человеческих существа обретают друг в друге новую, слитую, общую судьбу, взаимно утверждают друг друга в жизни. Ибо не только мужчина дает возможность ребенку оставаться ребенком, но и ребенок открывает перед мужчиной возможность «выдюжить» —- остаться до конца верным себе, остаться мужчиной... | И вот два порознь пропадающих, «осиротевших», все потерявших человеческих существа обретают друг в друге новую, слитую, общую судьбу, взаимно утверждают друг друга в жизни. Ибо не только мужчина дает возможность ребенку оставаться ребенком, но и ребенок открывает перед мужчиной возможность «выдюжить» —- остаться до конца верным себе, остаться мужчиной... | ||
Бережное выхаживание | Бережное выхаживание молодых весенних ростков, стремление ничем не затемнить мира детской души составляет один из характернейших ведущих мотивов, настойчиво повторяющихся на протяжении всего произведения Шолохова. В полную сипу проявляется это в святой лжи Соколова, которая, в сущности, сразу же перестает быть ложью: не только мальчик поверил в то, что Соколов взаправду его отец, но и сам он тут же и навсегда стал ощущать малыша своим доподлинным сыном. | ||
Здесь | Здесь воочию, в живых пластических образах перед нами возникает столь знакомая жизнеутверждающая пушкинская тема. Причем эта тема получает дальнейшее знаменательное развитие. Там поэт примирился с неизбежною смертью и своей собственной, и всего своего поколения, мысленно воображая себе новую, «младую жизнь», которая будет играть у его гробового входа. Здесь герой делает все для того, чтобы младая жизнь могла играть...» | ||
Яркий психологический этюд Д. Благого завершается следующими вдохновенными строками: «Совсем небольшое по объему создание Шолохова исполнено такой | Яркий психологический этюд Д. Благого завершается следующими вдохновенными строками: «Совсем небольшое по объему создание Шолохова исполнено такой проникающей в душу нашей социалистической человечности, такой нашей социалистической правды и одновременно такой мудрой сдержанности, скупости художнических средств, такой завещанной Пушкиным простоты, что оно вполне может служить еще одним замечательным образцом той поэзии действительности, которая составляет отличительнейшее свойство - живую душу — русского реализма на всех этапах его развития». | ||
В «Судьбе человека» и в опубликованных главах нового романа «Они сражались за | В «Судьбе человека» и в опубликованных главах нового романа «Они сражались за Родину» сливаются два мощных потока человеческих чувств: любовь и ненависть. Горячая любовь народа к своему социалистическому Отечеству и ненависть к его врагам. В новом проявлении видны в этих произведениях основные черты шолоховского творчества. | ||
Писатель показывает войну во всей ее суровой и тяжелой правде, рисует потрясающие своей жестокостью картины всемирной бойни, но рисует их так, что каждая страница | Писатель показывает войну во всей ее суровой и тяжелой правде, рисует потрясающие своей жестокостью картины всемирной бойни, но рисует их так, что каждая страница этих произведений дышит побеждающим оптимизмом, несокрушимой верой в торжество правого дела, за которое борется трудовое человечество. | ||
Шолоховские образы потому и обладают могучей художественной силой | Шолоховские образы потому и обладают могучей художественной силой воздействия, что писатель, наблюдая и изучая жизнь родного народа, зорко отбирает и вдумчиво синтезирует наиболее типичные черты образа и создает в своих произведениях цельные, убедительные характеры, изображенные с редкостной четкостью и ясностью. Видя перед собой живой, полный богатства жизненных красок образ, читатель находит в окружающей жизни таких людей, понять которых помогает ему этот неизгладимый из памяти литературный герой. | ||
В образах шолоховских героев многие люди порой узнают себя. В свое время объявился «прототип» деда Щукаря, хотя на самом деле этого старика окрестили «Щукарем» после | В образах шолоховских героев многие люди порой узнают себя. В свое время объявился «прототип» деда Щукаря, хотя на самом деле этого старика окрестили «Щукарем» после выхода «Поднятой целины». В ряде станиц появилось несколько «Кондратов Майданниковых», убежденных в том, что именно их-то и описал «из жизни» автор романа. Дело доходило до того, что всерьез разыскивали родственников Аксиньи Астаховой или показывали место, где стоял мепеховский курень... Вот до какой степени убеждает в своей реальности художественная правда созданных Шолоховым литературных героев. | ||
В пленительном образе Аксиньи из «Тихого Дона» впервые в мировой | В пленительном образе Аксиньи из «Тихого Дона» впервые в мировой литературе появилось столь проникновенное изображение внутреннего мира женщины-крестьянки. | ||
И судьба «Поднятой целины» сложилась поистине необыкновенно. Этот роман уже давно вышел за пределы того, что мы привыкли называть романом. Он стал для миллионов людей руководством в жизни, учебником в самом высоком значении этого слова, стал школой опыта, источником вдохновения и надежды: Мы не удивились, когда прочли однажды в газете, что собрание крестьян | И судьба «Поднятой целины» сложилась поистине необыкновенно. Этот роман уже давно вышел за пределы того, что мы привыкли называть романом. Он стал для миллионов людей руководством в жизни, учебником в самом высоком значении этого слова, стал школой опыта, источником вдохновения и надежды: Мы не удивились, когда прочли однажды в газете, что собрание крестьян какой-то румынской деревни попросило срочно прислать двадцать пять экземпляров «Поднятой целины», так как они решили перейти к коллективному хозяйству. | ||
Писатель Михаил Шолохов в житейском обиходе в совершенстве владеет искусством слушать. Шопохов не задает вопросов. Меткой репликой, улыбчивой шуткой он создает вокруг себя атмосферу тепла и искренности, умеет повернуть разговор так незаметно, тактично, без малейшего нажима, что люди и не спрошенные рассказывают сами все, его интересующее. | Писатель Михаил Шолохов в житейском обиходе в совершенстве владеет искусством слушать. Шопохов не задает вопросов. Меткой репликой, улыбчивой шуткой он создает вокруг себя атмосферу тепла и искренности, умеет повернуть разговор так незаметно, тактично, без малейшего нажима, что люди и не спрошенные рассказывают сами все, его интересующее. | ||
| Строка 94: | Строка 94: | ||
«Вот так и останется в памяти, — писал о вешенской встрече один из её участников, — Мы ехали автобусом по донскои земле. пели донские песни. Волжские. Дунайские. Днепровские... Пели «Варшавянку». Пели «Смело мы в бой пойдем»... И голоса венгров и поляков, немцев и болгар вплетались в голоса русских парней, и это был один чистый голос «третьей» писательской смены...» | «Вот так и останется в памяти, — писал о вешенской встрече один из её участников, — Мы ехали автобусом по донскои земле. пели донские песни. Волжские. Дунайские. Днепровские... Пели «Варшавянку». Пели «Смело мы в бой пойдем»... И голоса венгров и поляков, немцев и болгар вплетались в голоса русских парней, и это был один чистый голос «третьей» писательской смены...» | ||
Взволнованный незабываемой встречей, венгерский писатель Имре Берани сказал: —— Тихий Дон впадает не в Азовское море, тихий Дон впадает в наши сердца: Радушная товарищеская встреча происходила и в марте 1969 пода. Группа литераторов, участников V Всесоюзного совещания молодых писателеq вместе с руководителями центрального комсомольского издательства «Молодая гвардия» поехала в гости к Михаилу Александровичу, который из-за недомогания не мог принять участия в совещании. Много интересного рассказывал маститый художник своим | Взволнованный незабываемой встречей, венгерский писатель Имре Берани сказал: —— Тихий Дон впадает не в Азовское море, тихий Дон впадает в наши сердца: Радушная товарищеская встреча происходила и в марте 1969 пода. Группа литераторов, участников V Всесоюзного совещания молодых писателеq вместе с руководителями центрального комсомольского издательства «Молодая гвардия» поехала в гости к Михаилу Александровичу, который из-за недомогания не мог принять участия в совещании. Много интересного рассказывал маститый художник своим гостям о своей работе, путешествиях, встречах и замыслах. Писатель говорил также и о том, сколь необходимо для литераторов глубокое познание жизни, совершенствование своего мастерства‚ предостерегал от слишком поспешного использования накопленного материала. В записи, сделанной Шолоховым в памятной книге совещания, он пожелал молодым «свершений, дерзаний и успеха». | ||
Шолохов внес в советскую и мировую литературу неоценимый вклад, в полную меру еще не изученный. Более сорока пяти лет прошло с 19 сентября 1923 года. Когда на страницах газеты «Юношеская правда» появился небольшой фельетон «Испытание»; это было первое выступление в печати Михаила Шолохова‚ тогда еще никому не известного 18-летнего юноши из казачьей станицы Вешенской. На протяжении последующих четырех десятков лет, начиная с первого из «Донских рассказов» и кончая опубликованным в 1957 году романом «Судьба человека», Шолохов, по существу, писал одну книгу — эпопею о судьбах великого народа, творца Октября, на разных этапах его революционного пути к Свету и Правде на Земле. | Шолохов внес в советскую и мировую литературу неоценимый вклад, в полную меру еще не изученный. Более сорока пяти лет прошло с 19 сентября 1923 года. Когда на страницах газеты «Юношеская правда» появился небольшой фельетон «Испытание»; это было первое выступление в печати Михаила Шолохова‚ тогда еще никому не известного 18-летнего юноши из казачьей станицы Вешенской. На протяжении последующих четырех десятков лет, начиная с первого из «Донских рассказов» и кончая опубликованным в 1957 году романом «Судьба человека», Шолохов, по существу, писал одну книгу — эпопею о судьбах великого народа, творца Октября, на разных этапах его революционного пути к Свету и Правде на Земле. | ||
| Строка 100: | Строка 100: | ||
При вручении ему Нобелевской премии Шолохов сказал: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив». | При вручении ему Нобелевской премии Шолохов сказал: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив». | ||
Михаил Александрович Шолохов был делегатом | Михаил Александрович Шолохов был делегатом ХХIV съезда КПСС. | ||
«Все мы, советские писатели, — сказал в своем выступлении на | «Все мы, советские писатели, — сказал в своем выступлении на ХХIV съезде Михаил Александрович, — глубочайше убеждены в том, что за эти годы создадим значительные произведения, на идейно-художественном уровне, полностью отвечающем возросшим требованиям нашего читателя. Смеем вас уверить, что крепкая порука этому—наша преданность делу партии и народа, наше горячее стремление отдать все силы и способности на служение великим идеям коммунизма». | ||