Лемкуль Фёдор Викторович: различия между версиями

(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Фёдор Лемкуль |Портрет = Fyodor-Lemkul.jpg <!-- вп…»)
 
Строка 24: Строка 24:
==Фёдор Лемкуль / Биография==
==Фёдор Лемкуль / Биография==
Фёдор Лемкуль родился 25 [по ст. ст. 12] февраля 1914 года в Москве, его отец имел немецкие корни, мать — английские. Рисовать он стал ещё в детстве. В 1938 году окончил Государственный Полиграфический техникум. Он учился вместе с Фёдором Хитруком, знаменитым советским мультипликатором, ставшим его близким другом на всю жизнь. Главным своим учителем Ф. Лемкуль считал замечательного советского графика Петра Алякринского, который сыграл важную роль в профессиональном становлении молодого художника и формировании его взглядов в искусстве.
Фёдор Лемкуль родился 25 [по ст. ст. 12] февраля 1914 года в Москве, его отец имел немецкие корни, мать — английские. Рисовать он стал ещё в детстве. В 1938 году окончил Государственный Полиграфический техникум. Он учился вместе с Фёдором Хитруком, знаменитым советским мультипликатором, ставшим его близким другом на всю жизнь. Главным своим учителем Ф. Лемкуль считал замечательного советского графика Петра Алякринского, который сыграл важную роль в профессиональном становлении молодого художника и формировании его взглядов в искусстве.
После окончания учёбы Лемкуль начал работать в детских журналах «Мурзилка» и «Пионер», а также в детских книжных издательствах. Там началось его формирование как будущего иллюстратора детских книг.
После окончания учёбы Лемкуль начал работать в детских журналах «Мурзилка» и «Пионер», а также в детских книжных издательствах. Там началось его формирование как будущего иллюстратора детских книг.
С самого начала Великой Отечественной войны Ф. И. Лемкуль ушёл в армию, где воевал в инженерной части, участвовал в Сталинградском сражении, освобождал Киев. Он и на фронте тяготел к творческой деятельности: оформлял клубы, где проходили концерты фронтовой самодеятельности, делал рисунки для боевых листков и стенгазет. Несмотря на тяготы фронтовой жизни, он не расставался с томиком стихов Александра Блока, бережно храня его в вещмешке.
С самого начала Великой Отечественной войны Ф. И. Лемкуль ушёл в армию, где воевал в инженерной части, участвовал в Сталинградском сражении, освобождал Киев. Он и на фронте тяготел к творческой деятельности: оформлял клубы, где проходили концерты фронтовой самодеятельности, делал рисунки для боевых листков и стенгазет. Несмотря на тяготы фронтовой жизни, он не расставался с томиком стихов Александра Блока, бережно храня его в вещмешке.
Вернувшись в Москву после окончания войны, Лемкуль продолжил трудиться художником-иллюстратором. Его первыми работами, обратившими на себя внимание, стали иллюстрации к книгам С. Баруздина «Сказка о трамвае» (1956) и М. Карема «Мой змей» (1958). Художнику свойственна динамичность в изображении людей, домашних животных. Он тщательно прорисовывал детали, много внимания уделяя цвету. Лёгкие линейные рисунки дополняла богатая цветовая гамма. В каждом из персонажей художник подчёркивал только одну смешную черту, что сближает его рисунки с шаржем, карикатурой или сатирическим плакатом. Уже по этим книгам видно, что Лемкуль нашёл свой художественный почерк. Имея способность находить забавное и смешное не только в чём-то фантастическом, но и в самом привычном, обыденном, он по-своему умел раскрыть, казалось бы, скучную сторону быта. Всё это показывает, насколько юмор органичен для работы художника, настолько же и разнообразны формы его воплощения — от улыбки до сарказма.
Вернувшись в Москву после окончания войны, Лемкуль продолжил трудиться художником-иллюстратором. Его первыми работами, обратившими на себя внимание, стали иллюстрации к книгам С. Баруздина «Сказка о трамвае» (1956) и М. Карема «Мой змей» (1958). Художнику свойственна динамичность в изображении людей, домашних животных. Он тщательно прорисовывал детали, много внимания уделяя цвету. Лёгкие линейные рисунки дополняла богатая цветовая гамма. В каждом из персонажей художник подчёркивал только одну смешную черту, что сближает его рисунки с шаржем, карикатурой или сатирическим плакатом. Уже по этим книгам видно, что Лемкуль нашёл свой художественный почерк. Имея способность находить забавное и смешное не только в чём-то фантастическом, но и в самом привычном, обыденном, он по-своему умел раскрыть, казалось бы, скучную сторону быта. Всё это показывает, насколько юмор органичен для работы художника, настолько же и разнообразны формы его воплощения — от улыбки до сарказма.
Очень удачно Ф. Лемкуль оформил книгу К. И. Чуковского «Джек-покоритель великанов» (1966). Нарядная цветная суперобложка сочетается с черно-белыми рисунками в тексте. Иллюстрации предельно динамичны, выполнены с чувством юмора. Великаны у Лемкуля представлены не страшными, а просто смешными, чудаковатыми стариками. Художник показал себя мастером острого, выразительного, уверенного рисунка, лаконичного по форме и сложного по цветовому решению.
Очень удачно Ф. Лемкуль оформил книгу К. И. Чуковского «Джек-покоритель великанов» (1966). Нарядная цветная суперобложка сочетается с черно-белыми рисунками в тексте. Иллюстрации предельно динамичны, выполнены с чувством юмора. Великаны у Лемкуля представлены не страшными, а просто смешными, чудаковатыми стариками. Художник показал себя мастером острого, выразительного, уверенного рисунка, лаконичного по форме и сложного по цветовому решению.
Ф. В. Лемкуль одним из первых, после длительного перерыва, проиллюстрировал детские стихи Даниила Хармса. За иллюстрации к сборникам Д. Хармса «Что это было» и К. Чуковского «Джек — покоритель великанов и другие сказки для детей» он был удостоен диплома II степени конкурса «Искусство книги» 1966–1967 года.
Ф. В. Лемкуль одним из первых, после длительного перерыва, проиллюстрировал детские стихи Даниила Хармса. За иллюстрации к сборникам Д. Хармса «Что это было» и К. Чуковского «Джек — покоритель великанов и другие сказки для детей» он был удостоен диплома II степени конкурса «Искусство книги» 1966–1967 года.
Художник оформлял много произведений классиков детской литературы — С. Я. Маршака и С. В. Михалкова. Работая над книгами, которые иллюстрировали другие наши художники, Лемкуль находил свои индивидуальные краски. При оформлении «Пожара» С. Маршака художник подчеркнул не столько характер героев, сколько передал атмосферу эпохи, красочно изобразив черты старого русского города с его маленькими уютными домиками, каланчой и многочисленными зеваками на улицах.
Художник оформлял много произведений классиков детской литературы — С. Я. Маршака и С. В. Михалкова. Работая над книгами, которые иллюстрировали другие наши художники, Лемкуль находил свои индивидуальные краски. При оформлении «Пожара» С. Маршака художник подчеркнул не столько характер героев, сколько передал атмосферу эпохи, красочно изобразив черты старого русского города с его маленькими уютными домиками, каланчой и многочисленными зеваками на улицах.
Интересным в работе Лемкуля стало оформление «Сказок» в обработке А. Нечаева (1970). Книга привлекает своей красочностью, фигуры героев даны крупным планом. Характеры персонажей очерчены ярко и убедительно, с большим юмором нарисованы смешные и глупые цари, хитрые и угодливые придворные, простоватые мужички, наивная царевна. Манера художника свободна и раскованна, цвет звучит в полную силу.
Интересным в работе Лемкуля стало оформление «Сказок» в обработке А. Нечаева (1970). Книга привлекает своей красочностью, фигуры героев даны крупным планом. Характеры персонажей очерчены ярко и убедительно, с большим юмором нарисованы смешные и глупые цари, хитрые и угодливые придворные, простоватые мужички, наивная царевна. Манера художника свободна и раскованна, цвет звучит в полную силу.
Свою профессиональную деятельность он всецело посвятил работе в книге для детей, проиллюстрировав более ста тридцати книг. Среди созданных им персонажей — Айболит, Джек — покоритель великанов, дядя Степа, пан Ниточка, Пиноккио. Герои стихов Д. Хармса, К. Чуковского, А. Барто, Ю. Тувима, С. Михалкова, рассказов и повестей С. Баруздина, К. Макушинского, Ю. Олеши, М. Твена, К. Чапека, русских, латышских, чешских, итальянских, польских, английских, болгарских сказок стали любимыми персонажами нескольких поколений детей в нашей стране.
Свою профессиональную деятельность он всецело посвятил работе в книге для детей, проиллюстрировав более ста тридцати книг. Среди созданных им персонажей — Айболит, Джек — покоритель великанов, дядя Степа, пан Ниточка, Пиноккио. Герои стихов Д. Хармса, К. Чуковского, А. Барто, Ю. Тувима, С. Михалкова, рассказов и повестей С. Баруздина, К. Макушинского, Ю. Олеши, М. Твена, К. Чапека, русских, латышских, чешских, итальянских, польских, английских, болгарских сказок стали любимыми персонажами нескольких поколений детей в нашей стране.
Ф. В. Лемкуль принадлежал к поколению реформаторов детской книги. Любимая техника художника — акварель. Он мастерски ею владел, умело использовал все её возможности: лёгкость, прозрачность цвета, его перетекание и внутренний свет. Прекрасным дополнением акварели служил рисунок тушью. Колорит его иллюстраций сдержанный, благородный, в нём нет кричащих красок и броскости плаката.
Ф. В. Лемкуль принадлежал к поколению реформаторов детской книги. Любимая техника художника — акварель. Он мастерски ею владел, умело использовал все её возможности: лёгкость, прозрачность цвета, его перетекание и внутренний свет. Прекрасным дополнением акварели служил рисунок тушью. Колорит его иллюстраций сдержанный, благородный, в нём нет кричащих красок и броскости плаката.
В рисунках Лемкуля, особенно поздних, можно заметить искусную работу с цветом, плавные переходы тонов. При всей их декоративности они развивали ту линию иллюстрирования детской книги, в которой цвет не нарушает ни книжного пространства, ни плоскости страницы, а тактично включается в целостную графическую систему художественных элементов оформления. В качестве цветового фона он использует отсвет от основного цвета иллюстрации. И тогда даже самые простые предметы превращаются в волшебные, уносят в мир сказки и фантазии. Иллюстрация Ф. В. Лемкуля — это передача поэтической атмосферы сказки, стихотворения или рассказа.
В рисунках Лемкуля, особенно поздних, можно заметить искусную работу с цветом, плавные переходы тонов. При всей их декоративности они развивали ту линию иллюстрирования детской книги, в которой цвет не нарушает ни книжного пространства, ни плоскости страницы, а тактично включается в целостную графическую систему художественных элементов оформления. В качестве цветового фона он использует отсвет от основного цвета иллюстрации. И тогда даже самые простые предметы превращаются в волшебные, уносят в мир сказки и фантазии. Иллюстрация Ф. В. Лемкуля — это передача поэтической атмосферы сказки, стихотворения или рассказа.
Для творчества художника характерны точность выражения художественной мысли, безупречное чувство поэтической ткани произведения, идеальное равновесие сказочного вымысла и изобразительной реальности. Картины Фёдора Викторовича Лемкуля отличает особый стиль. Лев Токмаков писал о коллеге и друге:
Для творчества художника характерны точность выражения художественной мысли, безупречное чувство поэтической ткани произведения, идеальное равновесие сказочного вымысла и изобразительной реальности. Картины Фёдора Викторовича Лемкуля отличает особый стиль. Лев Токмаков писал о коллеге и друге:


«Лемкуль — художник удивительно опрятного пластического мышления. Ничего лишнего — ни детали, ни жеста. Отбор настолько аскетичен и строг, что изображение подчас приближается к символу. Художник дорожит временем зрителя и в рисунке, как говорится, всегда укладывается в регламент. Внутренний душевный такт оказал влияние и на цветовой строй работ Лемкуля. У него почти нет локальных заливок. Возникающее в глубине фантастическое мерцание окрашивает плоскости предмета в сложные перламутровые тона. Магия лемкулевского цвета завораживает, как завораживает созерцание драгоценных камней, то есть — исподволь и полностью. Продуманные колористические случайности, запланированные цветовые оговорки, а также строгий вкус при отборе окончательного варианта придают акварелям Лемкуля еле уловимый привкус музейности».
«Лемкуль — художник удивительно опрятного пластического мышления. Ничего лишнего — ни детали, ни жеста. Отбор настолько аскетичен и строг, что изображение подчас приближается к символу. Художник дорожит временем зрителя и в рисунке, как говорится, всегда укладывается в регламент. Внутренний душевный такт оказал влияние и на цветовой строй работ Лемкуля. У него почти нет локальных заливок. Возникающее в глубине фантастическое мерцание окрашивает плоскости предмета в сложные перламутровые тона. Магия лемкулевского цвета завораживает, как завораживает созерцание драгоценных камней, то есть — исподволь и полностью. Продуманные колористические случайности, запланированные цветовые оговорки, а также строгий вкус при отборе окончательного варианта придают акварелям Лемкуля еле уловимый привкус музейности».
Строка 41: Строка 51:


Художник-иллюстратор Май Митурич отмечал наряду с занимательностью серьёзные достоинства графики Ф. В. Лемкуля. Ей присущи яркая образность, композиционная стройность, преодоление иллюзорности и внешней красивости. Сильный и динамичный рисунок делает творчество Лемкуля заметным явлением в художественной жизни, его имя занимает прочное место в ряду крупнейших мастеров графики.
Художник-иллюстратор Май Митурич отмечал наряду с занимательностью серьёзные достоинства графики Ф. В. Лемкуля. Ей присущи яркая образность, композиционная стройность, преодоление иллюзорности и внешней красивости. Сильный и динамичный рисунок делает творчество Лемкуля заметным явлением в художественной жизни, его имя занимает прочное место в ряду крупнейших мастеров графики.
Фёдор Викторович Лемкуль страстно увлекался коллекционированием. Вместе со своей женой Екатериной Петровной, дочерью известного коллекционера живописи и фарфора П. А. Шумского, с 1949 года приобретал, изучал, реставрировал антиквариат. Супруги собрали замечательную коллекцию художественного стекла. Даже в иллюстрациях и рисунках, созданных Лемкулем, можно нередко встретить любимые предметы из его собрания. Насчитывающее около трёхсот экземпляров, оно является крупнейшим частным «стеклянным» собранием в России и позволяет проследить практически всю историю мирового стеклоделия. Большую часть коллекции составляют предметы второй половины XVIII — начала XIX века русского и западноевропейского происхождения. Уникальные произведения принадлежат мастерам разных стран и народов. Здесь кубки, флаконы, вазы самых различных форм и разного цвета, выполненные в многочисленных техниках стеклоделия.
Фёдор Викторович Лемкуль страстно увлекался коллекционированием. Вместе со своей женой Екатериной Петровной, дочерью известного коллекционера живописи и фарфора П. А. Шумского, с 1949 года приобретал, изучал, реставрировал антиквариат. Супруги собрали замечательную коллекцию художественного стекла. Даже в иллюстрациях и рисунках, созданных Лемкулем, можно нередко встретить любимые предметы из его собрания. Насчитывающее около трёхсот экземпляров, оно является крупнейшим частным «стеклянным» собранием в России и позволяет проследить практически всю историю мирового стеклоделия. Большую часть коллекции составляют предметы второй половины XVIII — начала XIX века русского и западноевропейского происхождения. Уникальные произведения принадлежат мастерам разных стран и народов. Здесь кубки, флаконы, вазы самых различных форм и разного цвета, выполненные в многочисленных техниках стеклоделия.
Помимо ценнейшего собрания памятников мирового стеклоделия в доме находились и живописные произведения — картины В. Сурикова (завещаны Государственной Третьяковской галерее), Б. Кустодиева, М. Врубеля; редкая антикварная мебель, гравюры петровского времени, керамические блюда. Незадолго до смерти Фёдора Викторовича супруги приняли решение о передаче коллекции произведений прикладного искусства в Музей личных коллекций.
Помимо ценнейшего собрания памятников мирового стеклоделия в доме находились и живописные произведения — картины В. Сурикова (завещаны Государственной Третьяковской галерее), Б. Кустодиева, М. Врубеля; редкая антикварная мебель, гравюры петровского времени, керамические блюда. Незадолго до смерти Фёдора Викторовича супруги приняли решение о передаче коллекции произведений прикладного искусства в Музей личных коллекций.
Фёдор Викторович Лемкуль умер 17 июня 1995 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.
Фёдор Викторович Лемкуль умер 17 июня 1995 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.
31 мая 1996 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина был открыт зал Лемкулей.
31 мая 1996 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина был открыт зал Лемкулей.