44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 29: | Строка 29: | ||
В Дмитрове Голицыны обосновались в 1929 году, когда получили предписание властей покинуть Москву. В 1943 году в ссылке на острове Свияжск умер Владимир Михайлович Голицын — иллюстратор «Всемирного следопыта» и «Пионера», книг А. Беляева, А. Грина, В. Бианки, Б. Житкова — дядя будущего художника, человек, много значивший для него в детстве, первый учитель рисования. | В Дмитрове Голицыны обосновались в 1929 году, когда получили предписание властей покинуть Москву. В 1943 году в ссылке на острове Свияжск умер Владимир Михайлович Голицын — иллюстратор «Всемирного следопыта» и «Пионера», книг А. Беляева, А. Грина, В. Бианки, Б. Житкова — дядя будущего художника, человек, много значивший для него в детстве, первый учитель рисования. | ||
Мать | Мать Владимира Перцова — Екатерина Михайловна — прожила долгую жизнь, была художником-шрифтовиком, оформителем музеев и выставок, собирала материалы по истории семьи. Отец — Валерий Николаевич — химик по образованию, увлекался музыкой и античностью, в 1941-м ушёл в московское ополчение, погиб при обороне Москвы. Младшие братья Николай и Александр стали крупными учёными-химиками. Художником, как и Владимир, стал двоюродный брат, сын В. М. Голицына, Илларион. Впоследствии обширный биографический материал о своих родственниках Владимир Перцов собрал в книгу «Братья Перцовы» (Москва : Перо, 2014). | ||
В 1956 году Владимир Валерьевич Перцов окончил Московский полиграфический институт, получил диплом художника-графика. По распределению работал техническим редактором в «Гослитиздате». По предложению Юрия Молоканова, художественного редактора «Мурзилки», рисовал для этого журнала. С начала 1960-х иллюстрировал книги издательства «Детский мир» (с 1963-го это издательство «Малыш»). Многие годы был знаком с В. А. Фаворским, считал его своим учителем. | В 1956 году Владимир Валерьевич Перцов окончил Московский полиграфический институт, получил диплом художника-графика. По распределению работал техническим редактором в «Гослитиздате». По предложению Юрия Молоканова, художественного редактора «Мурзилки», рисовал для этого журнала. С начала 1960-х иллюстрировал книги издательства «Детский мир» (с 1963-го это издательство «Малыш»). Многие годы был знаком с В. А. Фаворским, считал его своим учителем. | ||
Строка 44: | Строка 44: | ||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
Первая значительная самостоятельная книжная работа — былина «Садко» в прозаическом пересказе А. Н. Нечаева (Малыш, 1970). | Первая значительная самостоятельная книжная работа — былина «Садко» в прозаическом пересказе А. Н. Нечаева (Малыш, 1970). Владимир Перцов побывал в Великом Новгороде, изучал книги по искусству Древней Руси и в своих иллюстрациях придал былине, не умаляя её сказочности, исторические черты новгородской жизни XIV века. В 1971 году также в издательстве «Малыш» в оформлении и с иллюстрациями В. В. Перцова вышла архангельская быль Б. В. Шергина «Ваня Датский». Шергина художник называет старинным другом своего дяди В. М. Голицына и своим любимым писателем. Каждый лист украшен орнаментом, на центральном развороте — вид старого Архангельска. На полосных иллюстрациях главные герои окружены второстепенными персонажами и событиями, как иконописными клеймами. В. В. Перцов гордился этой книгой и долго ждал её переиздания. Книга переиздана в 2015 году. | ||
Владимир Перцов иллюстрировал произведения разных жанров и на разные темы. Например: «Федорино горе» К. И. Чуковского (Малыш, 1971), «Солнечная сторона улицы» Л. А. Сергеева (Советская Россия, 1971), «Весело мне!» Я. Л. Акима (Советская Россия, 1972), «Поросёнок в колючей шубке» С. Г. Козлова (Малыш, 1977). Но главная тема творчества — русская история и опоэтизированная история в русском фольклоре. | |||
В. В. Перцов иллюстрировал повесть Олега Тихомирова «Александр Невский. Слово о походах» (Малыш, 1975) и, по словам самого художника, уговорил автора написать повести о Дмитрии Донском и о Минине и Пожарском. «На страже Руси» — сделанная в единой композиционной системе книга из трёх повестей: «Слово о походах Александра Невского», «Слово о битве Куликовой», «Слово о защите Москвы и подвиге Минина и Пожарского». В книге более ста иллюстраций. Повести выходили и отдельными изданиями, в том числе — в серии издательства «Малыш» «Страницы истории нашей Родины». В той же серии вышли книги «Михайло Ломоносов» О. Н. Тихомирова (1982), «Сказание о Евпатии Коловрате» (1984), «Ладьи плывут на север» (1985), «До самого синего Дона» (1986) и «Про бел-горюч камень» (1983) С. М. Голицына, «Полтавская битва» Я. А. Гордина (1989). В. В. Перцов иллюстрировал поэму А. С. Пушкина «Полтава» (Саратов, 1981). В 2017 году издательский центр «Москвоведение» объединил поэму Пушкина и текст историка Якова Гордина с иллюстрациями В. В. Перцова в одной книге — «Полтава. Полтавская битва». | В. В. Перцов иллюстрировал повесть Олега Тихомирова «Александр Невский. Слово о походах» (Малыш, 1975) и, по словам самого художника, уговорил автора написать повести о Дмитрии Донском и о Минине и Пожарском. «На страже Руси» — сделанная в единой композиционной системе книга из трёх повестей: «Слово о походах Александра Невского», «Слово о битве Куликовой», «Слово о защите Москвы и подвиге Минина и Пожарского». В книге более ста иллюстраций. Повести выходили и отдельными изданиями, в том числе — в серии издательства «Малыш» «Страницы истории нашей Родины». В той же серии вышли книги «Михайло Ломоносов» О. Н. Тихомирова (1982), «Сказание о Евпатии Коловрате» (1984), «Ладьи плывут на север» (1985), «До самого синего Дона» (1986) и «Про бел-горюч камень» (1983) С. М. Голицына, «Полтавская битва» Я. А. Гордина (1989). В. В. Перцов иллюстрировал поэму А. С. Пушкина «Полтава» (Саратов, 1981). В 2017 году издательский центр «Москвоведение» объединил поэму Пушкина и текст историка Якова Гордина с иллюстрациями В. В. Перцова в одной книге — «Полтава. Полтавская битва». | ||
Строка 54: | Строка 54: | ||
Другие иллюстрированные и оформленные В. В. Перцовым популярные книги о русской истории: «Сказ о друкаре Иване и его книгах» Е. И. Осетрова (Малыш, 1979), «В грозную пору. 1812 год» М. Г. Брагина (Малыш, 1984). История в иллюстрациях В. В. Перцова имеет былинный, легендарный характер. | Другие иллюстрированные и оформленные В. В. Перцовым популярные книги о русской истории: «Сказ о друкаре Иване и его книгах» Е. И. Осетрова (Малыш, 1979), «В грозную пору. 1812 год» М. Г. Брагина (Малыш, 1984). История в иллюстрациях В. В. Перцова имеет былинный, легендарный характер. | ||
Владимир Перцов неоднократно иллюстрировал былины. Обобщающий сборник былин, в разное время иллюстрированных художником, вышел в издательстве «Фортуна ЭЛ» в 2007 году в серии «Книжная коллекция». Из предисловия «От художника книги»: | |||
«Как рисовать богатырей, в одиночку побеждающих толпы врагов? Богатырь — значит у него пудовые кулаки, широченные плечи, огромные мускулы. Это гиганты, хотя они ведут жизнь обычных людей. Большой человек получается, если рядом с ним поставить человека обычного телосложения. Богатыри должны быть на первом плане. Если обычного человека поставить за ним, то тогда он как бы уходит вдаль и сравнения не получается. Я решил эту задачу следующим образом: сделал рисунки в рамках, иногда кривоватых, как бы прогнувшихся от тяжести или усилий богатырей, иногда рисунок выходит за раму, как бы не помещается в этих рамках, как правило, это сами богатыри. Этот прием создает некоторую условность происходящего, и еще помогает тому, чтобы богатыри не были похожи на штангистов». | «Как рисовать богатырей, в одиночку побеждающих толпы врагов? Богатырь — значит у него пудовые кулаки, широченные плечи, огромные мускулы. Это гиганты, хотя они ведут жизнь обычных людей. Большой человек получается, если рядом с ним поставить человека обычного телосложения. Богатыри должны быть на первом плане. Если обычного человека поставить за ним, то тогда он как бы уходит вдаль и сравнения не получается. Я решил эту задачу следующим образом: сделал рисунки в рамках, иногда кривоватых, как бы прогнувшихся от тяжести или усилий богатырей, иногда рисунок выходит за раму, как бы не помещается в этих рамках, как правило, это сами богатыри. Этот прием создает некоторую условность происходящего, и еще помогает тому, чтобы богатыри не были похожи на штангистов». | ||
Строка 66: | Строка 66: | ||
В Московском художественном институте имени В. И. Сурикова В. В. Перцов преподавал историю и искусство шрифта. Написал учебное пособие «Рисованый шрифт». В Московском полиграфическом институте (Московский государственный университет печати) вёл курс рисунка, живописи и композиции. В соавторстве с Б. В. Лушниковым написал учебное пособие «Рисунок. Изобразительно-выразительные средства». | В Московском художественном институте имени В. И. Сурикова В. В. Перцов преподавал историю и искусство шрифта. Написал учебное пособие «Рисованый шрифт». В Московском полиграфическом институте (Московский государственный университет печати) вёл курс рисунка, живописи и композиции. В соавторстве с Б. В. Лушниковым написал учебное пособие «Рисунок. Изобразительно-выразительные средства». | ||
Всего | Всего Владимир Перцов иллюстрировал и оформил около двухсот книг. Кроме книжной иллюстрации, работал в станковой живописи и графике, создал несколько циклов графических работ, в том числе «По святым местам». В 1996 году написал картину «А. С. Пушкин в гостях у Перцовых в Казани 7 сентября 1833 года». | ||
В 2002 году В. В. Перцову присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». Произведения В. В. Перцова хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, в частных собраниях в России и за рубежом. | В 2002 году В. В. Перцову присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». Произведения В. В. Перцова хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, в частных собраниях в России и за рубежом. | ||
Строка 76: | Строка 76: | ||
В феврале — марте 2012 года выставка работ В. В. Перцова проходила в Санкт-Петербурге в Музее В. В. Набокова в рамках конференции «Трауготовские чтения». В Российской государственной детской библиотеке выставка работ «Близкое далёкое» проходила к восьмидесятилетию художника летом 2013 года. | В феврале — марте 2012 года выставка работ В. В. Перцова проходила в Санкт-Петербурге в Музее В. В. Набокова в рамках конференции «Трауготовские чтения». В Российской государственной детской библиотеке выставка работ «Близкое далёкое» проходила к восьмидесятилетию художника летом 2013 года. | ||
В 2015 году на Всероссийском конкурсе «Образ книги» | В 2015 году на Всероссийском конкурсе «Образ книги» Владимир Перцов награждён специальным дипломом «За особый вклад в искусство книжного дизайна, верность эстетическим принципам». | ||
Владимир Валерьевич Перцов умер 24 января 2017 года. В феврале 2017 года в Староладожском музее-заповеднике прошла выставка «Памяти художника. В. В. Перцов (1933—2017). Станковая живопись. Книжная графика». В РГДБ в феврале 2017 года состоялась выставка «Сказка». На ней были представлены иллюстрации к народным и авторским сказкам, выполненные Вениамином Лосиным, Евгением Мониным, Николаем Устиновым, Виктором Чижиковым и Владимиром Перцовым. | Владимир Валерьевич Перцов умер 24 января 2017 года. В феврале 2017 года в Староладожском музее-заповеднике прошла выставка «Памяти художника. В. В. Перцов (1933—2017). Станковая живопись. Книжная графика». В РГДБ в феврале 2017 года состоялась выставка «Сказка». На ней были представлены иллюстрации к народным и авторским сказкам, выполненные Вениамином Лосиным, Евгением Мониным, Николаем Устиновым, Виктором Чижиковым и Владимиром Перцовым. |