Одоевский Владимир Федорович: различия между версиями

Строка 51: Строка 51:
Из сочинений Одоевского чаще всего публиковалась сказка «Городок в Табакерке». В. Г. Белинский больше всего ценил «Сказки и повести для детей дедушки Иринея». Он писал: «В настоящее время русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций». (В. Г. Белинский. «О детских книгах. Подарок на Новый год. Две сказки Гофмана. Детская сказка дедушки Иринея» 1840 г.»). Писатель часто работал под таким псевдонимом. Необходимо отметить, что музыка была любимейшим искусством Одоевского и всегда находилась в центре его идейных помыслов. Уже в период обучения в Московском университетском благородном пансионе он проявил себя как талантливый музыкант, композитор, пианист. Владимир Одоевский был одним из основоположников музыкальной критики и музыкальной лексикографии. Одним из первых в русской художественной литературе он обратился в русской художественной литературе к темам музыкального творчества и образам музыкантов. В его литературной деятельности появились несколько романтических повестей с «музыкальным» сюжетом. Новелла «Последний квартет Бетховена» опубликована в альманахе «Северные цветы на 1831 год», через несколько лет в журнале «Московский наблюдатель» появилась следующая — «Себастьян Бах». Владимир Федорович пишет и издает «Музыкальную грамоту или Основания музыки для немузыкантов» (1868), письма Глинки («Русский архив», 1869, т. 2). В своей речи на открытии Московской Консерватории 1 сентября 1866 года Одоевский призывал молодых музыкантов изучать народную музыку.
Из сочинений Одоевского чаще всего публиковалась сказка «Городок в Табакерке». В. Г. Белинский больше всего ценил «Сказки и повести для детей дедушки Иринея». Он писал: «В настоящее время русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций». (В. Г. Белинский. «О детских книгах. Подарок на Новый год. Две сказки Гофмана. Детская сказка дедушки Иринея» 1840 г.»). Писатель часто работал под таким псевдонимом. Необходимо отметить, что музыка была любимейшим искусством Одоевского и всегда находилась в центре его идейных помыслов. Уже в период обучения в Московском университетском благородном пансионе он проявил себя как талантливый музыкант, композитор, пианист. Владимир Одоевский был одним из основоположников музыкальной критики и музыкальной лексикографии. Одним из первых в русской художественной литературе он обратился в русской художественной литературе к темам музыкального творчества и образам музыкантов. В его литературной деятельности появились несколько романтических повестей с «музыкальным» сюжетом. Новелла «Последний квартет Бетховена» опубликована в альманахе «Северные цветы на 1831 год», через несколько лет в журнале «Московский наблюдатель» появилась следующая — «Себастьян Бах». Владимир Федорович пишет и издает «Музыкальную грамоту или Основания музыки для немузыкантов» (1868), письма Глинки («Русский архив», 1869, т. 2). В своей речи на открытии Московской Консерватории 1 сентября 1866 года Одоевский призывал молодых музыкантов изучать народную музыку.


За три года до смерти на статью И. С. Тургенева «Довольно!», где Иван Сергеевич пишет о старости и прощается со своим прошлым, утверждая, что «…сама суть жизни мелко-неинтересна и нищенски плоска», Владимир Федорович отвечает жизнеутверждающей статьей «Недовольно!», проникнутой верой в нравственное развитие человечества. «То, что я думал, чувствовал, любил, выстрадал вчера, за 20, за 40 лет, — не состарилось, не прошло бесследно, не умерло, но лишь преобразилось, старая мысль, старое чувство отзывается в новых чувствах, мое новое слово, как сквозь призму, ложится разноцветный оттенок бывшего…». Эти две статьи стали своеобразным диспутом двух писателей.
За три года до смерти на статью [[Тургенев Иван Сергеевич|И. С. Тургенева]] «Довольно!», где Иван Сергеевич пишет о старости и прощается со своим прошлым, утверждая, что «…сама суть жизни мелко-неинтересна и нищенски плоска», Владимир Федорович отвечает жизнеутверждающей статьей «Недовольно!», проникнутой верой в нравственное развитие человечества. «То, что я думал, чувствовал, любил, выстрадал вчера, за 20, за 40 лет, — не состарилось, не прошло бесследно, не умерло, но лишь преобразилось, старая мысль, старое чувство отзывается в новых чувствах, мое новое слово, как сквозь призму, ложится разноцветный оттенок бывшего…». Эти две статьи стали своеобразным диспутом двух писателей.


Владимир Федорович Одоевский ушел из жизни после продолжительной болезни 11 марта 1869 года (27 февраля 1869 года по старому стилю). Похоронили писателя на Донском кладбище в Москве. Его вдова передала его книжный архив в Императорскую Публичную библиотеку в Санкт-Петербурге.
Владимир Федорович Одоевский ушел из жизни после продолжительной болезни 11 марта 1869 года (27 февраля 1869 года по старому стилю). Похоронили писателя на Донском кладбище в Москве. Его вдова передала его книжный архив в Императорскую Публичную библиотеку в Санкт-Петербурге.