Шолохов Михаил Александрович: различия между версиями

Материал из ПроДетЛит
Строка 60: Строка 60:
И вот два порознь пропадающих, «осиротевших», все потерявших человеческих существа обретают друг в друге новую, слитую, общую судьбу, взаимно утверждают друг друга в жизни. Ибо не только мужчина дает возможность ребенку оставаться ребенком, но и ребенок открывает перед мужчиной возможность «выдюжить» —- остаться до конца верным себе, остаться мужчиной...  
И вот два порознь пропадающих, «осиротевших», все потерявших человеческих существа обретают друг в друге новую, слитую, общую судьбу, взаимно утверждают друг друга в жизни. Ибо не только мужчина дает возможность ребенку оставаться ребенком, но и ребенок открывает перед мужчиной возможность «выдюжить» —- остаться до конца верным себе, остаться мужчиной...  


Бережное выхаживание МОЛОДЫХ весенних ростков, стремление ничем не За- темнить мира детской души составляет один из характернейших ведущих мотивов, настойчиво повторяющихся на протяжении всего произведения Шолохова. в ПОЛ- ную сипу проявляется это в святой лжи Соколова, которая, в сущности, сразу же перестает быть ЛОЖЬЮ: не ТОЛЬКО мальчик поверил в то, что Соколов взаправду его отец, но и сам он тут же и навсегда стал ощущать малыша своим доподлинным сыном.  
Бережное выхаживание молодых весенних ростков, стремление ничем не затемнить мира детской души составляет один из характернейших ведущих мотивов, настойчиво повторяющихся на протяжении всего произведения Шолохова. В полную сипу проявляется это в святой лжи Соколова, которая, в сущности, сразу же перестает быть ложью: не только мальчик поверил в то, что Соколов взаправду его отец, но и сам он тут же и навсегда стал ощущать малыша своим доподлинным сыном.  


Здесь ВООЧИЮ, в ЖИВЫХ пластических образах перед нами возникает столь знакомая жизнеутверждающая пушкинская тема. Причем эта тема получает дальней— шее И знаменательное развитие. Там ПОЭТ примирился С неизбежною смертью и своей собственной, и всего своего поколения, мысленно воображая себе новую, «младую жизнь», которая будет играть у его гробового входа. Здесь герой делает все для того, чтобы младая ЖИЗНЬ могла играть...»  
Здесь воочию, в живых пластических образах перед нами возникает столь знакомая жизнеутверждающая пушкинская тема. Причем эта тема получает дальнейшее знаменательное развитие. Там поэт примирился с неизбежною смертью и своей собственной, и всего своего поколения, мысленно воображая себе новую, «младую жизнь», которая будет играть у его гробового входа. Здесь герой делает все для того, чтобы младая жизнь могла играть...»  


Яркий психологический этюд Д. Благого завершается следующими вдохновенными строками: «Совсем небольшое по объему создание Шолохова исполнено такой проникаю- щей в душу нашей социалистической человечности, такой нашей социалистической правды и одновременно такой мудрой сдержанности, скупости художнических средств, такой завещанной Пушкиным простоты, что оно вполне может служить еще одним замечательным образцом ТОЙ ПОЭЗИИ действительности, которая составляет отличительнейшее свойство - живую душу — русского ревлизма на всех этапах его развития».  
Яркий психологический этюд Д. Благого завершается следующими вдохновенными строками: «Совсем небольшое по объему создание Шолохова исполнено такой проникающей в душу нашей социалистической человечности, такой нашей социалистической правды и одновременно такой мудрой сдержанности, скупости художнических средств, такой завещанной Пушкиным простоты, что оно вполне может служить еще одним замечательным образцом той поэзии действительности, которая составляет отличительнейшее свойство - живую душу — русского реализма на всех этапах его развития».  


В «Судьбе человека» и в опубликованных главах нового романа «Они сражались за РОДИНУ» СЛИЕВЮТСЯ два мощных П0?0Ка человеческих ЧУВСТВ: любовь и ненависть. Горячая любовь народа к своему социалистическому Отечеству и ненависть К его врагам. В НОВОМ проявлении видны В ЭТИХ произведениях основные черты шолоховского творчества.  
В «Судьбе человека» и в опубликованных главах нового романа «Они сражались за Родину» сливаются два мощных потока человеческих чувств: любовь и ненависть. Горячая любовь народа к своему социалистическому Отечеству и ненависть к его врагам. В новом проявлении видны в этих произведениях основные черты шолоховского творчества.  


Писатель показывает войну во всей ее суровой и тяжелой правде, рисует потрясающие своей жестокостью картины всемирной бойни, но рисует их так, что каждая страница ЭТИХ произведений дышит побеждающим ОПТИМИЗМОМ, несокрушимой верой в торжество правого дела, за которое борется трудовое человечество.  
Писатель показывает войну во всей ее суровой и тяжелой правде, рисует потрясающие своей жестокостью картины всемирной бойни, но рисует их так, что каждая страница этих произведений дышит побеждающим оптимизмом, несокрушимой верой в торжество правого дела, за которое борется трудовое человечество.  


Шолоховские образы потому и обладают могучей художественной силой воз- действия, что писатель, наблюдая и изучая жизнь родного народа, зорко отбирает и вдумчиво синтезирует наиболее типичные черты образа и создает в своих произведениях цельные, убедительные характеры, изображенные с редкостной чет- костью и ясностью. Видя перед собой живой, полный богатства жизненных красок образ, читатель находит в окружающей жизни таких людей, понять которых помогает ему этот неизгладимый из памяти литературный герой.  
Шолоховские образы потому и обладают могучей художественной силой воздействия, что писатель, наблюдая и изучая жизнь родного народа, зорко отбирает и вдумчиво синтезирует наиболее типичные черты образа и создает в своих произведениях цельные, убедительные характеры, изображенные с редкостной четкостью и ясностью. Видя перед собой живой, полный богатства жизненных красок образ, читатель находит в окружающей жизни таких людей, понять которых помогает ему этот неизгладимый из памяти литературный герой.  


В образах шолоховских героев многие люди порой узнают себя. В свое время объявился «прототип» деда Щукаря, хотя на самом деле этого старика окрестили «Щукарем» после вых0да «Поднятой целины». В ряде станиц появилось несколько «Кондратов Майданниковых», убежденных в том, что именно их-то и описал «из жизни» автор романа. Дело доходило до того, что всерьез разыскивали родственников Аксиньи Астаховой или показывали место, где стоял мепеховский курень... Вот до какой степени убеждает в своей реальности художественная правда созданных Шолоховым литературных героев.  
В образах шолоховских героев многие люди порой узнают себя. В свое время объявился «прототип» деда Щукаря, хотя на самом деле этого старика окрестили «Щукарем» после выхода «Поднятой целины». В ряде станиц появилось несколько «Кондратов Майданниковых», убежденных в том, что именно их-то и описал «из жизни» автор романа. Дело доходило до того, что всерьез разыскивали родственников Аксиньи Астаховой или показывали место, где стоял мепеховский курень... Вот до какой степени убеждает в своей реальности художественная правда созданных Шолоховым литературных героев.  


В пленительном образе Аксиньи из «Тихого Дона» впервые в мировой литера- туре появилось столь проникновенное изображение внутреннего мира женщины- крестьянки.  
В пленительном образе Аксиньи из «Тихого Дона» впервые в мировой литературе появилось столь проникновенное изображение внутреннего мира женщины-крестьянки.  


И судьба «Поднятой целины» сложилась поистине необыкновенно. Этот роман уже давно вышел за пределы того, что мы привыкли называть романом. Он стал для миллионов людей руководством в жизни, учебником в самом высоком значении этого слова, стал школой опыта, источником вдохновения и надежды: Мы не удивились, когда прочли однажды в газете, что собрание крестьян какои-то ру- мынской деревни попросило срочно прислать двадцать пять экземпляров «ПОДНЯ- той целины», так как они решили перейти к коллективному хозяйству.
И судьба «Поднятой целины» сложилась поистине необыкновенно. Этот роман уже давно вышел за пределы того, что мы привыкли называть романом. Он стал для миллионов людей руководством в жизни, учебником в самом высоком значении этого слова, стал школой опыта, источником вдохновения и надежды: Мы не удивились, когда прочли однажды в газете, что собрание крестьян какой-то румынской деревни попросило срочно прислать двадцать пять экземпляров «Поднятой целины», так как они решили перейти к коллективному хозяйству.


Писатель Михаил Шолохов в житейском обиходе в совершенстве владеет искусством слушать. Шопохов не задает вопросов. Меткой репликой, улыбчивой шуткой он создает вокруг себя атмосферу тепла и искренности, умеет повернуть разговор так незаметно, тактично, без малейшего нажима, что люди и не спрошенные  рассказывают сами все, его интересующее.  
Писатель Михаил Шолохов в житейском обиходе в совершенстве владеет искусством слушать. Шопохов не задает вопросов. Меткой репликой, улыбчивой шуткой он создает вокруг себя атмосферу тепла и искренности, умеет повернуть разговор так незаметно, тактично, без малейшего нажима, что люди и не спрошенные  рассказывают сами все, его интересующее.  
Строка 94: Строка 94:
  «Вот так и останется в памяти, — писал о вешенской встрече один из её участников, — Мы ехали автобусом по донскои земле. пели донские песни. Волжские. Дунайские. Днепровские... Пели «Варшавянку». Пели «Смело мы в бой пойдем»... И голоса венгров и поляков, немцев и болгар вплетались в голоса русских парней, и это был один чистый голос «третьей» писательской смены...»  
  «Вот так и останется в памяти, — писал о вешенской встрече один из её участников, — Мы ехали автобусом по донскои земле. пели донские песни. Волжские. Дунайские. Днепровские... Пели «Варшавянку». Пели «Смело мы в бой пойдем»... И голоса венгров и поляков, немцев и болгар вплетались в голоса русских парней, и это был один чистый голос «третьей» писательской смены...»  


Взволнованный незабываемой встречей, венгерский писатель Имре Берани сказал: —— Тихий Дон впадает не в Азовское море, тихий Дон впадает в наши сердца: Радушная товарищеская встреча происходила и в марте 1969 пода. Группа литераторов, участников V Всесоюзного совещания молодых писателеq вместе с руководителями центрального комсомольского издательства «Молодая гвардия» поехала в гости к Михаилу Александровичу, который из-за недомогания не мог принять участия в совещании. Много интересного рассказывал маститый художник своим госям о своей работе, путешествиях, встречах и замыслах. Писатель говорил также и о том, сколь необходимо для литераторов глубокое познание жизни, совершенствование своего мастерства‚ предостерегал от слишком  поспешного использования накопленного материала. В записи, сделанной Шолоховым в памятной книге совещания, он пожелал молодым «свершений, дерзаний и успеха».  
Взволнованный незабываемой встречей, венгерский писатель Имре Берани сказал: —— Тихий Дон впадает не в Азовское море, тихий Дон впадает в наши сердца: Радушная товарищеская встреча происходила и в марте 1969 пода. Группа литераторов, участников V Всесоюзного совещания молодых писателеq вместе с руководителями центрального комсомольского издательства «Молодая гвардия» поехала в гости к Михаилу Александровичу, который из-за недомогания не мог принять участия в совещании. Много интересного рассказывал маститый художник своим гостям о своей работе, путешествиях, встречах и замыслах. Писатель говорил также и о том, сколь необходимо для литераторов глубокое познание жизни, совершенствование своего мастерства‚ предостерегал от слишком  поспешного использования накопленного материала. В записи, сделанной Шолоховым в памятной книге совещания, он пожелал молодым «свершений, дерзаний и успеха».  


Шолохов внес в советскую и мировую литературу неоценимый вклад, в полную меру еще не изученный. Более сорока пяти лет прошло с 19 сентября 1923 года. Когда на страницах газеты «Юношеская правда» появился небольшой фельетон «Испытание»; это было первое выступление в печати Михаила Шолохова‚ тогда еще никому не известного 18-летнего юноши из казачьей станицы Вешенской. На протяжении последующих четырех десятков лет, начиная с первого из «Донских рассказов» и кончая опубликованным в 1957 году романом «Судьба человека», Шолохов, по существу, писал одну книгу — эпопею о судьбах великого народа, творца Октября, на разных этапах его революционного пути к Свету и Правде на Земле.  
Шолохов внес в советскую и мировую литературу неоценимый вклад, в полную меру еще не изученный. Более сорока пяти лет прошло с 19 сентября 1923 года. Когда на страницах газеты «Юношеская правда» появился небольшой фельетон «Испытание»; это было первое выступление в печати Михаила Шолохова‚ тогда еще никому не известного 18-летнего юноши из казачьей станицы Вешенской. На протяжении последующих четырех десятков лет, начиная с первого из «Донских рассказов» и кончая опубликованным в 1957 году романом «Судьба человека», Шолохов, по существу, писал одну книгу — эпопею о судьбах великого народа, творца Октября, на разных этапах его революционного пути к Свету и Правде на Земле.  
Строка 100: Строка 100:
При вручении ему Нобелевской премии Шолохов сказал: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».  
При вручении ему Нобелевской премии Шолохов сказал: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».  


Михаил Александрович Шолохов был делегатом ХХ|\/ съезда КПСС.  
Михаил Александрович Шолохов был делегатом ХХIV съезда КПСС.  


«Все мы, советские писатели, — сказал в своем выступлении на ХХ!\/ съезде Михаил Александрович, — глубочайше убеждены в том, что за эти годы создадим значительные произведения, на идейно-художественном уровне, полностью отве- чающем возросшим требованиям нашего читателя. Смеем вас уверить, что крепкая порука этому—наша преданность делу партии и народа, наше горячее стремление отдать все силы и способности на служение великим идеям коммунизма».
«Все мы, советские писатели, — сказал в своем выступлении на ХХIV съезде Михаил Александрович, — глубочайше убеждены в том, что за эти годы создадим значительные произведения, на идейно-художественном уровне, полностью отвечающем возросшим требованиям нашего читателя. Смеем вас уверить, что крепкая порука этому—наша преданность делу партии и народа, наше горячее стремление отдать все силы и способности на служение великим идеям коммунизма».

Версия от 18:44, 1 мая 2022

Михаил Шолохов
Михаил Шолохов
Михаил Шолохов
Имя при рождении Михаил Шолохов
Дата рождения 24.05.1905
Место рождения станица Вёшенская, Донецкий округ, область Войска Донского, Российская Империя
Дата смерти 21.02.1984
Место смерти станица Вёшенская, Ростовская область, РСФСР, СССР
Гражданство Российская Империя, СССР
Род деятельности писатель
Язык произведений русский



Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, журналист и киносценарист. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965).

Михаил Шолохов / Биография

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 году в станице Вешенской Донецкого округа, бывшей области Войска Донского, ныне Ростовской области. В своей автобиографии писатель приводит интересный штрих, характеризующий силу душевного мира его матери: когда отец отвез его в город учиться, неграмотная мать будущего писателя выучилась грамоте, чтобы самостоятельно писать сыну письма.

Юноша Михаил Шолохов служил и участвовал в сражениях с бандами, властвовавшими на Дону в начале 20-х годов, работал учителем, канцеляристом, продовольственным инспектором. В 1923 году он переехал в Москву, работал чернорабочим, каменщиком, грузчиком, счетоводом и «упорно учился писать»... М. Шолохов — страстный участник всех событий, происходящих в стране. Он часто бывал у тех, кто возводил на Волго—Доне плотину Цимлянского гидроузла, кто строил Волгоградскую гидроэлектростанцию. Он гость колхозных чабанов, ростовских рабочих, металлургов Таганрога, воинов Советской Армии, литературной молодежи. Шолохов всегда с народом — и в мирные дни, и в пору грозных испытаний в годы Великой Отечественной войны сначала полковой комиссар, а затем полковник Шолохов — военный корреспондент «Правды» и «Красной звезды».

Первая книга Шолохова «Донские рассказы» родилась в 1925 году. Появление нового таланта в молодой советской литературе приветствовал писатель, земляк Шолохова, А. С. Серафимович. В предисловии к «Донским рассказам» Серафимович предугадал в Шолохове большого писателя.

В 1926 году Шолохов начал писать «Тихий Дон». Четырехтомная эпопея была завершена им только в 1940 году.

Задумав писать роман о донском казачества, Михаил Александрович покидает Москву и возвращается в родные края, в станицу Вешенскую.

Крупный общественный деятель, коммунист, чуткий к большим и малым интересам и нуждам народа, депутат Верховного Совета СССР Шолохов сочетает свою творческую работу с тесным повседневным общением с народом, среди которого живет и которому служит. Вот почему сложившийся в поколениях народа, типы людей, условия их жизни и труда, особенности быта разных прослоек общества, краски языка, оттенки чувств — все это для писателя «открытая книга». Живя слитной, единой жизнью с народом, Шолохов понимает своих земляков героев с полуслова.

С глубочайшей искренностью и страстной убежденностью Михаил Александрович, выступая на Втором Всесоюзном съезде советских писателей, сказал: «Злобствующие враги за рубежом говорят, будто бы пишем мы по указке партии. Дело обстоит несколько иначе: каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердце наше принадлежит партии и родному народу, которым мы служим своим искусством».

В этих облетевших весь мир словах Шопохова выражены глубинные особенности советского искусства, отношения между писателем и народом, который оказывает свое влияние не только на содержание, но и на всю направленность и специфику советской художественной литературы.

Если до Шолохова в советской литературе об Октябрьской революции и о гражданской войне рассказывалось главным образом о тех, кто рос и мужал вместе с революцией, кто обретал себя как полноправную человеческую личность в борьбе за счастливое будущее народа, то Шопохов в «Тихом Доне» повествует о тех, кто блуждал и ошибался, чей путь был отмечен сопротивлением народному движению и тяжелыми, невозвратимыми утратами.

Покоряющая особенность творческого метода Шолохова в том и состоит, что он как бы ставит своих героев перед суровым и нелицеприятным судом истории. Причем его герои отнюдь не безвольные «жертвы истории», не пассивные наблюдатели — они, подобно Григорию Мелехову, предельно активны, они бросаются в огонь ожесточенных битв, сознавая себя силой, способной воздействовать на ход истории.

И в обрисовке героев, находящихся на нашей стороне баррикад, например Семена Давыдова из «Поднятой целины», Шолохов также не изменяет скрупулезной реалистической объективности, правде жизни, правдивому раскрытию людских характеров. Обнажает он и силу, и слабости героя; все стороны, все грани характера, все качества героя проходят жесткую проверку В нелегких обстоятельствах, порожденных драматическими событиями. Реалистическое изображение личных судеб людей достигается художником благодаря сопоставлению индивидуальной человеческой жизни, перипетии ее пути, с судьбой, идеалами и целями народа. Наиболее яркой иллюстрацией к этому может послужить потрясающий образ Андрея Соколова из прославленного на весь мир шолоховского рассказа «Судьба человека».

В этом «маленьком романе в форме рассказа» поднята высокая гуманистическая тема, с исключительной яркостью показаны могучая духовная сила и благородная красота мужественного характера советского человека, прошедшего через тяжелые испытания жестокой войны против фашизма.

О «Судьбе человека» написано множество статей. Но более пытливым читателям мы рекомендуем прочесть исследование одного из крупнейших советских ученых —- члена-корреспондента Академии наук СССР Д. Д. Благого — главу «Шедевр социалистического реализма» в книге «Поэзия действительности». «Испепеленного», «покалеченного» войной... Андрея Соколова ничто и никогда не в силах утешить, заставить забыть пережитое, возместить его страшные потери... Но, если личная трагедия Соколова ни при каких условиях не может перестать быть трагичной, — он, простой советский человек, пусть «исказненный», сгорбленный жизнью, не только не сломлен, но и становится носителем закона «утверждения в жизни живого» — закона «великих свершений» весны, закона майского солнца, закона того нового общества.

В рассказе, заглавие которого недаром носит обобщенный характер, перед нами... судьба не только одного Андрея Соколова. В нем речь идет о двух в основном идентичных судьбах.

Как и у Андрея Соколова, у случайно встреченного им в чужом городе беспризорного парнишки война все отняла — родной кров, мать, которую во время эвакуации убило бомбой в поезде, отца, который погиб на фронте. Это еще совсем ребенок... Но то, что с ним произошло, понятно, не могло пройти для него даром. «Этакая маленькая птаха, — вспоминает о встрече с ним Соколов, — а уже научился вздыхать. Его ли это дело?»

Соколов не в силах исправить свою личную «покалеченную» судьбу, не может оживить своих «мертвых, потухших» глаз, но он может выправить жизнь и судьбу ребенка, может не дать погаснуть за пеленой дождя звездочкам в его глазах, может сделать так, чтобы он перестал заниматься «не своим», недетским делом. «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

И Андрей Соколов делает еще большее. Для того чтобы «маленькая птаха» никогда больше не вздыхала, он объявляет мальчику, что он—то и есть его отец, которого считали погибшим.

И вот два порознь пропадающих, «осиротевших», все потерявших человеческих существа обретают друг в друге новую, слитую, общую судьбу, взаимно утверждают друг друга в жизни. Ибо не только мужчина дает возможность ребенку оставаться ребенком, но и ребенок открывает перед мужчиной возможность «выдюжить» —- остаться до конца верным себе, остаться мужчиной...

Бережное выхаживание молодых весенних ростков, стремление ничем не затемнить мира детской души составляет один из характернейших ведущих мотивов, настойчиво повторяющихся на протяжении всего произведения Шолохова. В полную сипу проявляется это в святой лжи Соколова, которая, в сущности, сразу же перестает быть ложью: не только мальчик поверил в то, что Соколов взаправду его отец, но и сам он тут же и навсегда стал ощущать малыша своим доподлинным сыном.

Здесь воочию, в живых пластических образах перед нами возникает столь знакомая жизнеутверждающая пушкинская тема. Причем эта тема получает дальнейшее знаменательное развитие. Там поэт примирился с неизбежною смертью и своей собственной, и всего своего поколения, мысленно воображая себе новую, «младую жизнь», которая будет играть у его гробового входа. Здесь герой делает все для того, чтобы младая жизнь могла играть...»

Яркий психологический этюд Д. Благого завершается следующими вдохновенными строками: «Совсем небольшое по объему создание Шолохова исполнено такой проникающей в душу нашей социалистической человечности, такой нашей социалистической правды и одновременно такой мудрой сдержанности, скупости художнических средств, такой завещанной Пушкиным простоты, что оно вполне может служить еще одним замечательным образцом той поэзии действительности, которая составляет отличительнейшее свойство - живую душу — русского реализма на всех этапах его развития».

В «Судьбе человека» и в опубликованных главах нового романа «Они сражались за Родину» сливаются два мощных потока человеческих чувств: любовь и ненависть. Горячая любовь народа к своему социалистическому Отечеству и ненависть к его врагам. В новом проявлении видны в этих произведениях основные черты шолоховского творчества.

Писатель показывает войну во всей ее суровой и тяжелой правде, рисует потрясающие своей жестокостью картины всемирной бойни, но рисует их так, что каждая страница этих произведений дышит побеждающим оптимизмом, несокрушимой верой в торжество правого дела, за которое борется трудовое человечество.

Шолоховские образы потому и обладают могучей художественной силой воздействия, что писатель, наблюдая и изучая жизнь родного народа, зорко отбирает и вдумчиво синтезирует наиболее типичные черты образа и создает в своих произведениях цельные, убедительные характеры, изображенные с редкостной четкостью и ясностью. Видя перед собой живой, полный богатства жизненных красок образ, читатель находит в окружающей жизни таких людей, понять которых помогает ему этот неизгладимый из памяти литературный герой.

В образах шолоховских героев многие люди порой узнают себя. В свое время объявился «прототип» деда Щукаря, хотя на самом деле этого старика окрестили «Щукарем» после выхода «Поднятой целины». В ряде станиц появилось несколько «Кондратов Майданниковых», убежденных в том, что именно их-то и описал «из жизни» автор романа. Дело доходило до того, что всерьез разыскивали родственников Аксиньи Астаховой или показывали место, где стоял мепеховский курень... Вот до какой степени убеждает в своей реальности художественная правда созданных Шолоховым литературных героев.

В пленительном образе Аксиньи из «Тихого Дона» впервые в мировой литературе появилось столь проникновенное изображение внутреннего мира женщины-крестьянки.

И судьба «Поднятой целины» сложилась поистине необыкновенно. Этот роман уже давно вышел за пределы того, что мы привыкли называть романом. Он стал для миллионов людей руководством в жизни, учебником в самом высоком значении этого слова, стал школой опыта, источником вдохновения и надежды: Мы не удивились, когда прочли однажды в газете, что собрание крестьян какой-то румынской деревни попросило срочно прислать двадцать пять экземпляров «Поднятой целины», так как они решили перейти к коллективному хозяйству.

Писатель Михаил Шолохов в житейском обиходе в совершенстве владеет искусством слушать. Шопохов не задает вопросов. Меткой репликой, улыбчивой шуткой он создает вокруг себя атмосферу тепла и искренности, умеет повернуть разговор так незаметно, тактично, без малейшего нажима, что люди и не спрошенные рассказывают сами все, его интересующее.

У Шопохова множество друзей среди хуторян и станичников. Он ходит с ними на охоту, на рыбную ловлю, варит кашу к ужину, а у костров заводит душевные беседы, и люди «выкладывают» писателю самое сокровенное.

Поразительно, что Михаил Александрович почти никогда этих бесед не записывает. В рабочем обиходе писателя отсутствует традиционная «записная книжка». Феноменальная память и «абсолютный слух», редкостная чуткость художника и несметное богатство изобразительных средств позволяют ему воспроизвести в своих книгах думы и душу народа.

Летом 1967 года после писательского съезда по инициативе правления Союза писателей СССР и Центрального Комитета комсомола молодые советские писатели вместе с писателями из социалистических стран съехались в «литературную столицу мира» —- станицу Вешенскую в гости к Михаилу Александровичу Шолохову.

Молодые гости привезли седовласому, но молодому сердцем хозяину библиотеку своих произведений: недавно изданные книги и журналы «Молодая гвардия», в которых были напечатаны произведения почти всех участников встречи.

Шолохов сердечно поблагодарил за подарки и сказал: — Старому писателю всегда приятно получать в подарок молодогвардейскую литературу.

Братская, раздольная встреча на берегу прославленного тихого Дона не была стеснена никакими официальными церемониями. Каждый, кто хотел, запросто подходил к Шолохову и задавал волнующие его вопросы о жизни, о писательском работе. Непринужденное дружеское общение, прогулки, беседы, между разговорами — песни, шутки...

«Вот так и останется в памяти, — писал о вешенской встрече один из её участников, — Мы ехали автобусом по донскои земле. пели донские песни. Волжские. Дунайские. Днепровские... Пели «Варшавянку». Пели «Смело мы в бой пойдем»... И голоса венгров и поляков, немцев и болгар вплетались в голоса русских парней, и это был один чистый голос «третьей» писательской смены...» 

Взволнованный незабываемой встречей, венгерский писатель Имре Берани сказал: —— Тихий Дон впадает не в Азовское море, тихий Дон впадает в наши сердца: Радушная товарищеская встреча происходила и в марте 1969 пода. Группа литераторов, участников V Всесоюзного совещания молодых писателеq вместе с руководителями центрального комсомольского издательства «Молодая гвардия» поехала в гости к Михаилу Александровичу, который из-за недомогания не мог принять участия в совещании. Много интересного рассказывал маститый художник своим гостям о своей работе, путешествиях, встречах и замыслах. Писатель говорил также и о том, сколь необходимо для литераторов глубокое познание жизни, совершенствование своего мастерства‚ предостерегал от слишком поспешного использования накопленного материала. В записи, сделанной Шолоховым в памятной книге совещания, он пожелал молодым «свершений, дерзаний и успеха».

Шолохов внес в советскую и мировую литературу неоценимый вклад, в полную меру еще не изученный. Более сорока пяти лет прошло с 19 сентября 1923 года. Когда на страницах газеты «Юношеская правда» появился небольшой фельетон «Испытание»; это было первое выступление в печати Михаила Шолохова‚ тогда еще никому не известного 18-летнего юноши из казачьей станицы Вешенской. На протяжении последующих четырех десятков лет, начиная с первого из «Донских рассказов» и кончая опубликованным в 1957 году романом «Судьба человека», Шолохов, по существу, писал одну книгу — эпопею о судьбах великого народа, творца Октября, на разных этапах его революционного пути к Свету и Правде на Земле.

При вручении ему Нобелевской премии Шолохов сказал: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».

Михаил Александрович Шолохов был делегатом ХХIV съезда КПСС.

«Все мы, советские писатели, — сказал в своем выступлении на ХХIV съезде Михаил Александрович, — глубочайше убеждены в том, что за эти годы создадим значительные произведения, на идейно-художественном уровне, полностью отвечающем возросшим требованиям нашего читателя. Смеем вас уверить, что крепкая порука этому—наша преданность делу партии и народа, наше горячее стремление отдать все силы и способности на служение великим идеям коммунизма».