Ходза Нисон Александрович: различия между версиями

Строка 26: Строка 26:


Нисон Александрович Ходза родился 16 января 1906 года в Томске в семье мастера, работавшего на пивоваренном заводе. В 1916 году Нисон поступил в Томское (Алексеевское) реальное училище, через несколько лет преобразованное в трудовую школу второй ступени. В это время юноша заболел туберкулёзом и, по окончанию школы, вынужден был переехать в Крым, где в Севастопольском морском госпитале служил брат отца.
Нисон Александрович Ходза родился 16 января 1906 года в Томске в семье мастера, работавшего на пивоваренном заводе. В 1916 году Нисон поступил в Томское (Алексеевское) реальное училище, через несколько лет преобразованное в трудовую школу второй ступени. В это время юноша заболел туберкулёзом и, по окончанию школы, вынужден был переехать в Крым, где в Севастопольском морском госпитале служил брат отца.
В 1923 году он успешно окончил промышленно-экономический техникум и поступил в Одесский институт народного хозяйства на финансовый факультет. В 1927 году молодой специалист уехал на стажировку в Ленинградское отделение Госиздата, где проявил себя как ответственный и грамотный сотрудник. По окончании стажировки Ходза получил предложение стать штатным сотрудником издательства. Несколько лет Нисон Александрович, помимо работы секретарём общественно-политического отдела, успешно руководил обществом атеистов, его статьи и интересные очерки о религиозных праздниках публиковала комсомольская газета «Смена».
В 1923 году он успешно окончил промышленно-экономический техникум и поступил в Одесский институт народного хозяйства на финансовый факультет. В 1927 году молодой специалист уехал на стажировку в Ленинградское отделение Госиздата, где проявил себя как ответственный и грамотный сотрудник. По окончании стажировки Ходза получил предложение стать штатным сотрудником издательства. Несколько лет Нисон Александрович, помимо работы секретарём общественно-политического отдела, успешно руководил обществом атеистов, его статьи и интересные очерки о религиозных праздниках публиковала комсомольская газета «Смена».
Небольшая комнатка, в которой работал Ходза, находилась рядом с кабинетом С. Маршака, возглавлявшего в то время редакцию детской литературы. Со временем публикации Ходзы привлекли его внимание. Самуил Яковлевич отмечал, что статьи молодого автора убедительные, образные, легко читаются. Вскоре он предложил написать книгу для детей о вреде религии. Ходза с энтузиазмом взялся за дело, в 1930 году увидела свет первая его книга под названием «Пасха». Начинающий писатель сумел отобрать убедительные факты, выстроить их в увлекательную цепочку сюжета, изложить материал предельно просто для детей. Две следующие книги — «Щорс: боевые эпизоды» и «Семён Рошаль», рассказывающие о героях гражданской войны, также строились на тщательно проработанном документальном материале.
Небольшая комнатка, в которой работал Ходза, находилась рядом с кабинетом С. Маршака, возглавлявшего в то время редакцию детской литературы. Со временем публикации Ходзы привлекли его внимание. Самуил Яковлевич отмечал, что статьи молодого автора убедительные, образные, легко читаются. Вскоре он предложил написать книгу для детей о вреде религии. Ходза с энтузиазмом взялся за дело, в 1930 году увидела свет первая его книга под названием «Пасха». Начинающий писатель сумел отобрать убедительные факты, выстроить их в увлекательную цепочку сюжета, изложить материал предельно просто для детей. Две следующие книги — «Щорс: боевые эпизоды» и «Семён Рошаль», рассказывающие о героях гражданской войны, также строились на тщательно проработанном документальном материале.
«Работа с фактом, с документом, ювелирная отделка этого факта, доведение его до предельной ясности и образности, до понимания самым маленьким читателем — и стали основой творчества Нисона Александровича Ходзы», ― писал известный поэт В. Суслов.
«Работа с фактом, с документом, ювелирная отделка этого факта, доведение его до предельной ясности и образности, до понимания самым маленьким читателем — и стали основой творчества Нисона Александровича Ходзы», ― писал известный поэт В. Суслов.
После реорганизации издательства, в 1930 году Ходза был назначен главным редактором ленинградского отделения издательства массово-политической литературы «Масспартгиз», где проработал до июля 1934 года. В этом же году он стал редактором издательства «История фабрик и заводов», где издавались книги по истории промышленных предприятий, железнодорожного и водного транспорта. Работу в издательстве Ходза совмещал со службой в Государственной публичной библиотеке.
После реорганизации издательства, в 1930 году Ходза был назначен главным редактором ленинградского отделения издательства массово-политической литературы «Масспартгиз», где проработал до июля 1934 года. В этом же году он стал редактором издательства «История фабрик и заводов», где издавались книги по истории промышленных предприятий, железнодорожного и водного транспорта. Работу в издательстве Ходза совмещал со службой в Государственной публичной библиотеке.
В 1938 году Нисон Александрович был назначен ответственным литературным сотрудником газеты «Крестьянская правда», где активно публиковал статьи и очерки. Также его произведения печатал журнал «Юный пролетарий» и газета «Ленинградская правда».
В 1938 году Нисон Александрович был назначен ответственным литературным сотрудником газеты «Крестьянская правда», где активно публиковал статьи и очерки. Также его произведения печатал журнал «Юный пролетарий» и газета «Ленинградская правда».
В 1939 году Нисон Ходза стал сотрудником Ленинградского комитета по радиофикации и радиовещанию. С началом Великой Отечественной войны он возглавил отдел детского вещания. В это время он пишет для радиопередач заметки, репортажи с фронта, очерки, небольшие рассказы о героизме советских людей. В годы блокады Ленинграда писатель, не оставляя работу на радио, принимает активное участие в обороне города. Вместе с коллегами роет противотанковые рвы за речкой Ижорой, во время ночных дежурств на крышах тушит зажигательные бомбы, разбирает завалы обрушившихся от налётов вражеской авиации зданий. Также писатель собирает обширный фактический материал о блокадных днях, записывает воспоминания очевидцев, собирает письма детей.
В 1939 году Нисон Ходза стал сотрудником Ленинградского комитета по радиофикации и радиовещанию. С началом Великой Отечественной войны он возглавил отдел детского вещания. В это время он пишет для радиопередач заметки, репортажи с фронта, очерки, небольшие рассказы о героизме советских людей. В годы блокады Ленинграда писатель, не оставляя работу на радио, принимает активное участие в обороне города. Вместе с коллегами роет противотанковые рвы за речкой Ижорой, во время ночных дежурств на крышах тушит зажигательные бомбы, разбирает завалы обрушившихся от налётов вражеской авиации зданий. Также писатель собирает обширный фактический материал о блокадных днях, записывает воспоминания очевидцев, собирает письма детей.
В послевоенные годы Нисон Ходза продолжает работать на радио. Он возглавляет отдел литературно-драматического вещания. В 1947 году по решению Бюро Ленинградского обкома партии писатель был направлен на работу в «Ленинградскую правду». Также он активно сотрудничал с издательствами «Молодая гвардия», «Советский писатель», «Лениздат».
В послевоенные годы Нисон Ходза продолжает работать на радио. Он возглавляет отдел литературно-драматического вещания. В 1947 году по решению Бюро Ленинградского обкома партии писатель был направлен на работу в «Ленинградскую правду». Также он активно сотрудничал с издательствами «Молодая гвардия», «Советский писатель», «Лениздат».
В 1949 году по заданию редакции Ходза трудился над серией очерков о жизни и учёбе студентов зарубежной Азии, обучающихся в ленинградских ВУЗах. В одной из многочисленных бесед разговор коснулся фольклора, и оказалось, что каждый из его собеседников знает множество сказок, легенд, преданий. Мудрые, философские сказки покорили писателя, он решил попытаться пересказать их советским детям. На протяжении последующих десяти лет «Детгиз» выпустил в пересказе Н. Ходзы замечательные сборники: «Корейские сказки», «Монгольские сказки», «Китайские сказки», «Японские сказки», сказки Индии «Волшебная чаша». Результатом сотрудничества с профессором Усманом Эффенди, читавшем лекции по малайско-индонезийской литературе на восточном факультете Ленинградского государственного университета, стал сборник индонезийских сказок «Фиолетовый змей», который увидел свет в 1960 году.
В 1949 году по заданию редакции Ходза трудился над серией очерков о жизни и учёбе студентов зарубежной Азии, обучающихся в ленинградских ВУЗах. В одной из многочисленных бесед разговор коснулся фольклора, и оказалось, что каждый из его собеседников знает множество сказок, легенд, преданий. Мудрые, философские сказки покорили писателя, он решил попытаться пересказать их советским детям. На протяжении последующих десяти лет «Детгиз» выпустил в пересказе Н. Ходзы замечательные сборники: «Корейские сказки», «Монгольские сказки», «Китайские сказки», «Японские сказки», сказки Индии «Волшебная чаша». Результатом сотрудничества с профессором Усманом Эффенди, читавшем лекции по малайско-индонезийской литературе на восточном факультете Ленинградского государственного университета, стал сборник индонезийских сказок «Фиолетовый змей», который увидел свет в 1960 году.
Время подтвердило, что именно благодаря работе Ходзы ребята нескольких поколений приобщились к народной восточной мудрости. Сказки неоднократно переиздавались, печатались в сборниках: «Братья Лю», «Сказки народов Востока», «Волшебный котёл». В наше время сказки были изданы в знаменитой серии «Наследие Н. Кочергина» издательства «Нигма».
Время подтвердило, что именно благодаря работе Ходзы ребята нескольких поколений приобщились к народной восточной мудрости. Сказки неоднократно переиздавались, печатались в сборниках: «Братья Лю», «Сказки народов Востока», «Волшебный котёл». В наше время сказки были изданы в знаменитой серии «Наследие Н. Кочергина» издательства «Нигма».
Также большой читательский интерес вызвал сборник древних китайских басен «Ларец мудрости» в литературной обработке Нисона Александровича.
Также большой читательский интерес вызвал сборник древних китайских басен «Ларец мудрости» в литературной обработке Нисона Александровича.
В 1964 году Ходза создал авторскую сказку «Проделки Хитрюшкина». Это не просто сборник забавных историй о художнике-иллюстраторе, но и своеобразный учебник для дошкольников. Писатель включил в книгу множество познавательных историй, интересных загадок и головоломок. Каждая история сопровождается заданиями на внимательность, сообразительность, умение строить логические цепочки. Книга пользовалась огромной популярностью, через несколько лет получила продолжение в сборниках «Новые проделки Хитрюшкина» и «Опять Хитрюшкин». В 2016 году издательство «Дельфин» объединило все истории о художнике под одной обложкой в книге «Проделки Хитрюшкина», которая вышла в серии «Мишуткины книжки» с оригинальными, яркими иллюстрациями И. Харкевича.
В 1964 году Ходза создал авторскую сказку «Проделки Хитрюшкина». Это не просто сборник забавных историй о художнике-иллюстраторе, но и своеобразный учебник для дошкольников. Писатель включил в книгу множество познавательных историй, интересных загадок и головоломок. Каждая история сопровождается заданиями на внимательность, сообразительность, умение строить логические цепочки. Книга пользовалась огромной популярностью, через несколько лет получила продолжение в сборниках «Новые проделки Хитрюшкина» и «Опять Хитрюшкин». В 2016 году издательство «Дельфин» объединило все истории о художнике под одной обложкой в книге «Проделки Хитрюшкина», которая вышла в серии «Мишуткины книжки» с оригинальными, яркими иллюстрациями И. Харкевича.
В 1974 году, в год 30-летия освобождения Ленинграда от ненавистной вражеской блокады, Нисон Александрович издал сборник небольших рассказов «Дорога жизни», в которых раскрыл историю блокадного города. Книга повествует не только о легендарной Дороге жизни, но и раскрывает перед юными читателями и их родителями широкое полотно всей героической обороны города. Каждый разворот книги посвящён отдельной теме, а огромное количество архивных фотографий говорят о войне больше, чем любые слова. Фотографии замечательно дополняются рисунками В. Бескаравайного и понятными детям картами и схемами боёв за Ленинград. Автор широко использовал, собранные им в годы войны свидетельства очевидцев, материалы музея «Дорога жизни» в Осиновце. В конце книги — экскурсия по «Дороге жизни», с фотографиями памятников, обелисков, музеев, мемориалов, посвящённым тем тяжёлым годам.
В 1974 году, в год 30-летия освобождения Ленинграда от ненавистной вражеской блокады, Нисон Александрович издал сборник небольших рассказов «Дорога жизни», в которых раскрыл историю блокадного города. Книга повествует не только о легендарной Дороге жизни, но и раскрывает перед юными читателями и их родителями широкое полотно всей героической обороны города. Каждый разворот книги посвящён отдельной теме, а огромное количество архивных фотографий говорят о войне больше, чем любые слова. Фотографии замечательно дополняются рисунками В. Бескаравайного и понятными детям картами и схемами боёв за Ленинград. Автор широко использовал, собранные им в годы войны свидетельства очевидцев, материалы музея «Дорога жизни» в Осиновце. В конце книги — экскурсия по «Дороге жизни», с фотографиями памятников, обелисков, музеев, мемориалов, посвящённым тем тяжёлым годам.
Книга неоднократно переиздавалась, вызывая неизменный интерес у читателей. В 2011 году она была переиздана в «Детгизе» и дополнена новыми фотографиями из музейных запасников и из архива издательства. Современные воспитатели и родители отмечают простоту изложения и искренность подобранных архивных материалов, которые позволяют понять трагедию войны и беспримерный подвиг русского народа.
Книга неоднократно переиздавалась, вызывая неизменный интерес у читателей. В 2011 году она была переиздана в «Детгизе» и дополнена новыми фотографиями из музейных запасников и из архива издательства. Современные воспитатели и родители отмечают простоту изложения и искренность подобранных архивных материалов, которые позволяют понять трагедию войны и беспримерный подвиг русского народа.
Тему Великой Отечественной войны писатель продолжил в повести «Испытание» и сборнике рассказов для подростков «Конец дракона».
Тему Великой Отечественной войны писатель продолжил в повести «Испытание» и сборнике рассказов для подростков «Конец дракона».
Документальный рассказ для детей «Звонкое слово БАМ» увидел свет уже после смерти автора. Книга содержит массу интересной познавательной информации, фотоиллюстрации, письма детей. Литературный критик Е. Сетунская отмечает:
Документальный рассказ для детей «Звонкое слово БАМ» увидел свет уже после смерти автора. Книга содержит массу интересной познавательной информации, фотоиллюстрации, письма детей. Литературный критик Е. Сетунская отмечает:
«Произведение кажется то мудрой сказкой, то взволнованной поэмой, то фантастической повестью».
«Произведение кажется то мудрой сказкой, то взволнованной поэмой, то фантастической повестью».
Большой интерес представляет работа художника В. Гусева. В работе над книгой он использовал географические карты, которые словно бы «вплетены» в ткань произведения наравне с красочными рисунками, что делает рассказ о строителях БАМа ещё более образным и увлекательным.
Большой интерес представляет работа художника В. Гусева. В работе над книгой он использовал географические карты, которые словно бы «вплетены» в ткань произведения наравне с красочными рисунками, что делает рассказ о строителях БАМа ещё более образным и увлекательным.
Также Нисон Александрович известен как автор остросюжетных повестей для взрослых: «Операция «Эрзац», «Первый выстрел Дробова», «Злая звезда», которые были включены в сборник «Три повести», изданный в 1971 году.
Также Нисон Александрович известен как автор остросюжетных повестей для взрослых: «Операция «Эрзац», «Первый выстрел Дробова», «Злая звезда», которые были включены в сборник «Три повести», изданный в 1971 году.
Литературное творчество писатель сочетал с большой и ответственной работой председателя Бюро секции детской литературы Ленинградской писательской организации, много лет был членом редколлегии журнала «Костер», составлял и редактировал альманах для дошкольников «Звёздочка». В 1966 году Ходза вошёл в редколлегию журнала «Детская литература», где трудился много лет. Его заботу о молодых детских писателях высоко ценили друзья и коллеги, он был отмечен правительственными наградами.
Литературное творчество писатель сочетал с большой и ответственной работой председателя Бюро секции детской литературы Ленинградской писательской организации, много лет был членом редколлегии журнала «Костер», составлял и редактировал альманах для дошкольников «Звёздочка». В 1966 году Ходза вошёл в редколлегию журнала «Детская литература», где трудился много лет. Его заботу о молодых детских писателях высоко ценили друзья и коллеги, он был отмечен правительственными наградами.