44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Шарль Нодье |Портрет = Файл:SHarl-Node.jpg <!-- вп…») |
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Шаблон:Писатель2 | {{Шаблон:Писатель2 | ||
|ФИО = Шарль Нодье | |ФИО = Шарль Нодье | ||
|Портрет = | |Портрет = SHarl-Node.jpg <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg --> | ||
|Описание портрета = Шарль Нодье | |Описание портрета = Шарль Нодье | ||
|Имя при рождении = Шарль Нодье | |Имя при рождении = Шарль Нодье | ||
Строка 28: | Строка 28: | ||
Шарль получил домашнее образование. Отец сам обучал сына латыни и классическим наукам, читал ему труды древних мыслителей. Детство будущего писателя прошло в атмосфере политических дебатов. В юности Шарль проявлял интерес к революционным обществам. В двенадцатилетнем возрасте вступил в Общество друзей Конституции, идеологически близкое якобинцам. | Шарль получил домашнее образование. Отец сам обучал сына латыни и классическим наукам, читал ему труды древних мыслителей. Детство будущего писателя прошло в атмосфере политических дебатов. В юности Шарль проявлял интерес к революционным обществам. В двенадцатилетнем возрасте вступил в Общество друзей Конституции, идеологически близкое якобинцам. | ||
В годы Террора был отправлен отцом на учебу к известному натуралисту Жюстену Жиро-Шантрану и вскоре увлекся энтомологией. Впоследствии Нодье займется наукой о насекомых профессионально, напишет «Рассуждения о назначении усиков у насекомых и об их органе слуха» (Dissertation sur l'usage des antennes dans les insectes, et sur l'organe de l'ouïe dans les mêmes animaux; 1798; в соавторстве с Франсуа Люкзо) и составит «Энтомологическую библиографию» (Bibliographie entomologique; 1801), среди прочего одобренную ученым-естествоиспытателем Жаном-Батистом Ламарком. Тема насекомых неоднократно будет возникать и в литературных произведениях Нодье. | В годы Террора был отправлен отцом на учебу к известному натуралисту Жюстену Жиро-Шантрану и вскоре увлекся энтомологией. Впоследствии Шарль Нодье займется наукой о насекомых профессионально, напишет «Рассуждения о назначении усиков у насекомых и об их органе слуха» (Dissertation sur l'usage des antennes dans les insectes, et sur l'organe de l'ouïe dans les mêmes animaux; 1798; в соавторстве с Франсуа Люкзо) и составит «Энтомологическую библиографию» (Bibliographie entomologique; 1801), среди прочего одобренную ученым-естествоиспытателем Жаном-Батистом Ламарком. Тема насекомых неоднократно будет возникать и в литературных произведениях Нодье. | ||
В 1794 году отец отправил Шарля изучать греческий язык под руководством Евлогия Шнейдера, известного переводчика, специалиста по античности и католического проповедника. Тогда же Нодье начал изучать право, поскольку отец хотел, чтобы он стал адвокатом. | В 1794 году отец отправил Шарля изучать греческий язык под руководством Евлогия Шнейдера, известного переводчика, специалиста по античности и католического проповедника. Тогда же Нодье начал изучать право, поскольку отец хотел, чтобы он стал адвокатом. | ||
В 1798 году Нодье был назначен помощником библиотекаря Центральной школы бургундского города Ду. В это же время вступил в тайное армейское общество «Филадельфы» (существуют версии, что будущий писатель был одним из основателей). В 1799 году Нодье был привлечен к ответственности за участие в заговоре, связанном с деятельностью «Филадельфов». В 1800 году публиковал стихотворения в издании общества «Литературные опыты молодежного общества» (Essais littéraires par une société de jeunes gens). | В 1798 году Нодье был назначен помощником библиотекаря Центральной школы бургундского города Ду. В это же время вступил в тайное армейское общество «Филадельфы» (существуют версии, что будущий писатель был одним из основателей). В 1799 году Нодье был привлечен к ответственности за участие в заговоре, связанном с деятельностью «Филадельфов». В 1800 году публиковал стихотворения в издании общества «Литературные опыты молодежного общества» (Essais littéraires par une société de jeunes gens). | ||
В 1802 году Нодье приехал в Париж и вступил в общество «Медиаторов», которое стремилось отгородиться от современной цивилизации, создав братство «античных мудрецов». Сам писатель описывал свое участие в этом тайном обществе так: «Мы садились в кружок и курили восточный табак из бамбуковых трубок: потом ели апельсины и винные ягоды и читали Экклезиаста и Апокалипсис» (Цит. по: Нодье Ш. Жан Сбогар / пер. с фр. В. Н. Карякина ; предисл. И. М. Нусинова. — Москва — Ленинград : Academia (Серия «Французская литература»), 1934. С. 22). | |||
В 1802 году Шарль Нодье приехал в Париж и вступил в общество «Медиаторов», которое стремилось отгородиться от современной цивилизации, создав братство «античных мудрецов». Сам писатель описывал свое участие в этом тайном обществе так: «Мы садились в кружок и курили восточный табак из бамбуковых трубок: потом ели апельсины и винные ягоды и читали Экклезиаста и Апокалипсис» (Цит. по: Нодье Ш. Жан Сбогар / пер. с фр. В. Н. Карякина ; предисл. И. М. Нусинова. — Москва — Ленинград : Academia (Серия «Французская литература»), 1934. С. 22). | |||
В 1803 году начинающий писатель сочинил и анонимно опубликовал сатирический памфлет «Наполеон» (La Napoléone), потом сам признался в авторстве. В итоге на полгода был заключен в тюрьму Сен-Пелажи, а после выслан полицией в родной Безансон. В том же году от туберкулеза умирает Люсили Франк, возлюбленная Нодье. | В 1803 году начинающий писатель сочинил и анонимно опубликовал сатирический памфлет «Наполеон» (La Napoléone), потом сам признался в авторстве. В итоге на полгода был заключен в тюрьму Сен-Пелажи, а после выслан полицией в родной Безансон. В том же году от туберкулеза умирает Люсили Франк, возлюбленная Нодье. | ||
Строка 58: | Строка 59: | ||
Темы и образы Нодье присутствуют и в других произведениях А. С. Пушкина. В повести «Барышня-крестьянка» собаку Алексея Берестова зовут Сбогар. Неоконченный пушкинский «Роман в письмах» затрагивает сюжет новеллы «Адель». | Темы и образы Нодье присутствуют и в других произведениях А. С. Пушкина. В повести «Барышня-крестьянка» собаку Алексея Берестова зовут Сбогар. Неоконченный пушкинский «Роман в письмах» затрагивает сюжет новеллы «Адель». | ||
3 января 1824 года Шарль Нодье заступает на пост библиотекаря в Библиотеке Арсенала в Париже. Двадцатилетний период работы в библиотеке станет самым плодотворным в жизни писателя. Нодье получает доступ к редким изданиям. | 3 января 1824 года Шарль Нодье заступает на пост библиотекаря в Библиотеке Арсенала в Париже. Двадцатилетний период работы в библиотеке станет самым плодотворным в жизни писателя. Нодье получает доступ к редким изданиям. | ||
С 1826-го на служебной квартире Нодье при библиотеке работает один самых известных литературных салонов того времени «Сенакль», бросивший вызов школе классицизма. Печатным органом «Сенакля» стал журнал «Французская муза» (La muse française). Активное участие в работе салона принимали известные писатели-романтики Альфонс де Ламартин, Жерар де Нерваль, Альфред де Виньи. | С 1826-го на служебной квартире Нодье при библиотеке работает один самых известных литературных салонов того времени «Сенакль», бросивший вызов школе классицизма. Печатным органом «Сенакля» стал журнал «Французская муза» (La muse française). Активное участие в работе салона принимали известные писатели-романтики Альфонс де Ламартин, Жерар де Нерваль, Альфред де Виньи. | ||
В 1824 году Нодье знакомится с классиком французской литературы Виктором Гюго. В 1825 году Нодье назначен официальным историографом коронации Карла X, незадолго до этого Гюго был награжден орденом Почетного Легиона (по инициативе Карла X). В дальнейшем Гюго неоднократно выступает в библиотеке Арсенала, писателей свяжет дружба. Но в 1829 году Нодье выступил с критической статьей в адрес пьесы «Эрнани» в журнале «Ежедневник» (La Quotidienne). Учитывая тогдашний статус Нодье, разгромная статья могла угрожать постановке, — Гюго запомнил обиду на всю жизнь. | |||
В 1824 году Шарль Нодье знакомится с классиком французской литературы Виктором Гюго. В 1825 году Нодье назначен официальным историографом коронации Карла X, незадолго до этого Гюго был награжден орденом Почетного Легиона (по инициативе Карла X). В дальнейшем Гюго неоднократно выступает в библиотеке Арсенала, писателей свяжет дружба. Но в 1829 году Нодье выступил с критической статьей в адрес пьесы «Эрнани» в журнале «Ежедневник» (La Quotidienne). Учитывая тогдашний статус Нодье, разгромная статья могла угрожать постановке, — Гюго запомнил обиду на всю жизнь. | |||
В 1828 году Нодье случайно (во время театрального представления) знакомится с Александром Дюма. Позднее Нодье станет для Дюма наставником, тот позаимствует у Нодье многие премудрости и даже манеру вести себя в обществе. | В 1828 году Нодье случайно (во время театрального представления) знакомится с Александром Дюма. Позднее Нодье станет для Дюма наставником, тот позаимствует у Нодье многие премудрости и даже манеру вести себя в обществе. | ||
В 1830 году у Нодье выходит роман «История Богемского короля и его семи замков» (Histoire du roi de Bohême et de ses sept châteaux), где есть вставная новелла «История собаки Бриске» (Histoire du chien de Brisquet) — о верной собаке, пожертвовавшей жизнью ради хозяйских детей. Начиная с 1843 года новелла неоднократно издавалась как отдельное произведение. В 1944 году «История…» выходила отдельным изданием вместе с новеллой «Золотой сон» (Le Songe d’or). В 1854 году, уже после смерти автора, «История…» была опубликована в сборнике вместе с новеллами «Бобовый дар и Душистая горошинка» (Trésors des fèves et fleurs des pois) и «Смышленый паренек» (Le génie Bonhomme). Новелла о собаке Бриске пользовалась большой популярностью и вошла в число литературных образцов. В частности, Жорж Санд предваряет свой роман «Франсуа-найденыш» высокой оценкой «Истории собаки Бриске». В 1942 году вышло детское издание новеллы с иллюстрациями Федора Рожанковского, позднее по новелле был снят рисованный мультфильм. | В 1830 году у Нодье выходит роман «История Богемского короля и его семи замков» (Histoire du roi de Bohême et de ses sept châteaux), где есть вставная новелла «История собаки Бриске» (Histoire du chien de Brisquet) — о верной собаке, пожертвовавшей жизнью ради хозяйских детей. Начиная с 1843 года новелла неоднократно издавалась как отдельное произведение. В 1944 году «История…» выходила отдельным изданием вместе с новеллой «Золотой сон» (Le Songe d’or). В 1854 году, уже после смерти автора, «История…» была опубликована в сборнике вместе с новеллами «Бобовый дар и Душистая горошинка» (Trésors des fèves et fleurs des pois) и «Смышленый паренек» (Le génie Bonhomme). Новелла о собаке Бриске пользовалась большой популярностью и вошла в число литературных образцов. В частности, Жорж Санд предваряет свой роман «Франсуа-найденыш» высокой оценкой «Истории собаки Бриске». В 1942 году вышло детское издание новеллы с иллюстрациями Федора Рожанковского, позднее по новелле был снят рисованный мультфильм. | ||
В 1832 году Нодье выбирают членом Энтомологического общества Франции, в 1833 году — членом Французской академии. | В 1832 году Нодье выбирают членом Энтомологического общества Франции, в 1833 году — членом Французской академии. | ||
В своем творчестве Нодье работает с жанрами готической новеллы и волшебной сказки. Наиболее известные примеры готических новелл — «Лорд Рётвин, или Вампиры» (Lord Rutween, ou Les vampires, 1820), «Смарра, или демоны ночи» (Smarra, ou les Démons de la Nuit, 1821), «Инферналиана» (Infernaliana, 1822). Знаменитые волшебные сказки Нодье — «Трильби, или Фея Аргайла» (Trilby, ou le Lutin d'Argail, 1822), «Фея хлебных крошек» (La Fée aux miettes, 1832), «Бобовый дар и Душистая горошинка» (Trésors des fèves et fleurs des pois, 1933), «Инес де Лас Сьеррас» (Inès de las Sierras, 1837). | В своем творчестве Нодье работает с жанрами готической новеллы и волшебной сказки. Наиболее известные примеры готических новелл — «Лорд Рётвин, или Вампиры» (Lord Rutween, ou Les vampires, 1820), «Смарра, или демоны ночи» (Smarra, ou les Démons de la Nuit, 1821), «Инферналиана» (Infernaliana, 1822). Знаменитые волшебные сказки Нодье — «Трильби, или Фея Аргайла» (Trilby, ou le Lutin d'Argail, 1822), «Фея хлебных крошек» (La Fée aux miettes, 1832), «Бобовый дар и Душистая горошинка» (Trésors des fèves et fleurs des pois, 1933), «Инес де Лас Сьеррас» (Inès de las Sierras, 1837). | ||
Многие фантастические новеллы Нодье и, прежде всего, волшебные сказки, стали классикой мировой детской литературы. При жизни автора именно сказки прославили его больше прочих сочинений. Их многократно переиздавали, постепенно вводили в круг детского чтения. | Многие фантастические новеллы Нодье и, прежде всего, волшебные сказки, стали классикой мировой детской литературы. При жизни автора именно сказки прославили его больше прочих сочинений. Их многократно переиздавали, постепенно вводили в круг детского чтения. | ||
Особой популярностью пользовалась новелла «Трильби, или Фея Аргайла». На ее основе в 1832 году французский композитор Жан Шнейцхоффер написал балет «Сильфида». В 1870-м по мотивам новеллы Мариус Иванович Петипа создаст свой балет «Трильби». | Особой популярностью пользовалась новелла «Трильби, или Фея Аргайла». На ее основе в 1832 году французский композитор Жан Шнейцхоффер написал балет «Сильфида». В 1870-м по мотивам новеллы Мариус Иванович Петипа создаст свой балет «Трильби». | ||
Другая важная часть творчества Нодье — театр. В 1820 году он пишет пьесу «Вампир» по мотивам одноименного произведения английского писателя и врача Джона Уильяма Полидори. За этим опытом последовали пьесы по мотивам других зарубежных произведений — «Бертрам, или Пират» (Bertram ou le Pirate, 1822, на основе пьесы «Бертрам, или Замок св. Альдобранда» ирландского писателя французского происхождения Чарльза Роберта Метьюрина) и «Монстр и волшебник» (Le Monstre et le Magicien, 1826, по мотивам романа Мэри Шелли «Франкенштейн»). | Другая важная часть творчества Нодье — театр. В 1820 году он пишет пьесу «Вампир» по мотивам одноименного произведения английского писателя и врача Джона Уильяма Полидори. За этим опытом последовали пьесы по мотивам других зарубежных произведений — «Бертрам, или Пират» (Bertram ou le Pirate, 1822, на основе пьесы «Бертрам, или Замок св. Альдобранда» ирландского писателя французского происхождения Чарльза Роберта Метьюрина) и «Монстр и волшебник» (Le Monstre et le Magicien, 1826, по мотивам романа Мэри Шелли «Франкенштейн»). | ||
Еще одна сфера интересов Нодье — сновидения. Подобно немецким романтикам и, прежде всего, Новалису, французский писатель на протяжении всей своей жизни записывал свои сны и старался их анализировать. В 1814 году на основе собственных сновидений Нодье пишет поэтическое размышление «Песни Морлахов» (Le Chant des Morlaques), позднее выходит ряд других произведений о снах: «О некоторых феноменах сна» (De Quelques Phénomènes du Sommeil, 1831), «Рисунок Пиранези» (Le Dessin de Piranèse, 1833), «О галлюцинациях и сновидениях в уголовных делах» (Des Hallucinations et des Songes en Matière Criminal, 1835). Новелла «Смарра, или демоны ночи» (1821) также была основана на сновидении писателя. | Еще одна сфера интересов Нодье — сновидения. Подобно немецким романтикам и, прежде всего, Новалису, французский писатель на протяжении всей своей жизни записывал свои сны и старался их анализировать. В 1814 году на основе собственных сновидений Нодье пишет поэтическое размышление «Песни Морлахов» (Le Chant des Morlaques), позднее выходит ряд других произведений о снах: «О некоторых феноменах сна» (De Quelques Phénomènes du Sommeil, 1831), «Рисунок Пиранези» (Le Dessin de Piranèse, 1833), «О галлюцинациях и сновидениях в уголовных делах» (Des Hallucinations et des Songes en Matière Criminal, 1835). Новелла «Смарра, или демоны ночи» (1821) также была основана на сновидении писателя. | ||
В 1834 году Нодье выпустил труд «Начала лингвистики» (Notions élémentaires de linguistique) и «Библиографию безумцев» (Bibliographie des fous), где рассказал о выдающихся безумцах французской литературы. | В 1834 году Нодье выпустил труд «Начала лингвистики» (Notions élémentaires de linguistique) и «Библиографию безумцев» (Bibliographie des fous), где рассказал о выдающихся безумцах французской литературы. | ||
Нодье имел непосредственное отношение к формированию канона детского чтения во Франции. В 1834 году он написал предисловие под названием «Юным читательницам» к сборнику «Книга для юных, избранная проза и стихи лучших французских писателей, древних и новых». | |||
Шарль Нодье имел непосредственное отношение к формированию канона детского чтения во Франции. В 1834 году он написал предисловие под названием «Юным читательницам» к сборнику «Книга для юных, избранная проза и стихи лучших французских писателей, древних и новых». | |||
В 1837–1840-х годах Нодье работал над трехтомным сочинением «Париж исторический» (с литографиями Жан-Жака Шампена). | В 1837–1840-х годах Нодье работал над трехтомным сочинением «Париж исторический» (с литографиями Жан-Жака Шампена). | ||
В 1842 году написал предисловие к серии изданий «Новая голубая библиотека, или Популярные легенды Франции» (Nouvelle bibliothèque bleue ou Légendes populaires de la France), продолжающей традиции книжной серии «Голубая библиотека», в которой выходили книги, адресованные детям. | В 1842 году написал предисловие к серии изданий «Новая голубая библиотека, или Популярные легенды Франции» (Nouvelle bibliothèque bleue ou Légendes populaires de la France), продолжающей традиции книжной серии «Голубая библиотека», в которой выходили книги, адресованные детям. | ||
На русский язык переведен почти весь основной корпус художественных произведений Нодье. Над переводами его книг работали М. А. Салье, В. А. Мильчина, Е. И. Маурин, А. Л. Андрес и др. | На русский язык переведен почти весь основной корпус художественных произведений Нодье. Над переводами его книг работали М. А. Салье, В. А. Мильчина, Е. И. Маурин, А. Л. Андрес и др. | ||
Шарль Нодье умер в Париже в 1844 году в возрасте 63 лет. | Шарль Нодье умер в Париже в 1844 году в возрасте 63 лет. | ||