Ротов Константин Павлович: различия между версиями

(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Константин Ротов |Портрет = Konstantin-Rotov (2).jp…»)
 
Строка 24: Строка 24:
==Константин Ротов / Биография==
==Константин Ротов / Биография==
Константин Павлович Ротов родился 19 февраля [4 марта] 1902 года в городе Ростове-на-Дону в семье донского казака, счетовода по профессии, мать Константина была домохозяйкой.
Константин Павлович Ротов родился 19 февраля [4 марта] 1902 года в городе Ростове-на-Дону в семье донского казака, счетовода по профессии, мать Константина была домохозяйкой.
Склонность к рисованию у Константина поощрялась, как и интерес к чтению: в доме было много книг и журналов, которые покупались и выписывались, несмотря на скромный материальный достаток семьи.
Склонность к рисованию у Константина поощрялась, как и интерес к чтению: в доме было много книг и журналов, которые покупались и выписывались, несмотря на скромный материальный достаток семьи.
После окончания пятиклассного городского училища Константин поступил и окончил с похвальным листом Ростово-Нахичеванские рисовальные классы (сейчас это Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова). С четырнадцати лет начал работать художником.
 
После окончания пятиклассного городского училища Константин Ротов поступил и окончил с похвальным листом Ростово-Нахичеванские рисовальные классы (сейчас это Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова). С четырнадцати лет начал работать художником.
 
В 1916–1917 годах карикатуры его авторства были опубликованы в петроградском еженедельном сатирико-юмористическом журнале «Бич», куда их тайком от сына послал отец. Первой опубликованной работой был рисунок уличного митинга. Следует отметить, что авторы журнала «Бич» поддерживали свержение монархии и переход власти к Временному правительству, критиковали политические и экономические моменты, человеческие пороки и мещанские взгляды. После октября 1917 года журнал продолжил высмеивать уже советскую власть и большевизм как идеологию. Карикатуры стали практически политическими плакатами. Журнал был закрыт в конце 1917 года.
В 1916–1917 годах карикатуры его авторства были опубликованы в петроградском еженедельном сатирико-юмористическом журнале «Бич», куда их тайком от сына послал отец. Первой опубликованной работой был рисунок уличного митинга. Следует отметить, что авторы журнала «Бич» поддерживали свержение монархии и переход власти к Временному правительству, критиковали политические и экономические моменты, человеческие пороки и мещанские взгляды. После октября 1917 года журнал продолжил высмеивать уже советскую власть и большевизм как идеологию. Карикатуры стали практически политическими плакатами. Журнал был закрыт в конце 1917 года.
В 1918 году Константин Ротов устроился на работу в редакцию казачьего журнала «Донская волна». Его рисунки печатались в еженедельной газете «Донская волна» (одно из печатных изданий времён Белого движения) и в газете «Ростовская речь» (большая политическая, общественная и литературная ежедневная газета) ещё до установления Советской власти на Дону.
В 1918 году Константин Ротов устроился на работу в редакцию казачьего журнала «Донская волна». Его рисунки печатались в еженедельной газете «Донская волна» (одно из печатных изданий времён Белого движения) и в газете «Ростовская речь» (большая политическая, общественная и литературная ежедневная газета) ещё до установления Советской власти на Дону.
В 1919 году Константин Павлович служил в качестве художника-пропагандиста, автора и соавтора многих плакатов и листовок того времени в Донотосе (органе пропаганды при Донском Атамане и правительстве Всевеликого войска Донского, существовавшем с марта 1919 года и до разгрома Донской армии). Затем К. Ротов переводится в ОСВАГ — информационный осведомительно-пропагандистский орган Добровольческой армии, основанный летом 1918 года генералом А. Деникиным с целью информирования населения о Белом движении.
В 1919 году Константин Павлович служил в качестве художника-пропагандиста, автора и соавтора многих плакатов и листовок того времени в Донотосе (органе пропаганды при Донском Атамане и правительстве Всевеликого войска Донского, существовавшем с марта 1919 года и до разгрома Донской армии). Затем К. Ротов переводится в ОСВАГ — информационный осведомительно-пропагандистский орган Добровольческой армии, основанный летом 1918 года генералом А. Деникиным с целью информирования населения о Белом движении.
В декабре 1920 года на Дону установилась Советская власть. К. Ротов начал работать в ростовских Дон-РОСТА, Политпросвете, ростовском отделении Госиздата: оформлял стенгазеты, листовки, плакаты, брошюры. Это было время расцвета газетно-журнальной политической графики, а в «Окнах РОСТА», выпускавшихся в разных городах Советской России, как раз формировался стиль советского агитационного искусства. Сатира и агитация стали призванием художника. Константин Ротов в 20-е годы был поглощён изучением выразительных возможностей карикатуры. Работы художника в Дон-РОСТА дважды премировались на Всесоюзных выставках плакатов РОСТА.
В декабре 1920 года на Дону установилась Советская власть. К. Ротов начал работать в ростовских Дон-РОСТА, Политпросвете, ростовском отделении Госиздата: оформлял стенгазеты, листовки, плакаты, брошюры. Это было время расцвета газетно-журнальной политической графики, а в «Окнах РОСТА», выпускавшихся в разных городах Советской России, как раз формировался стиль советского агитационного искусства. Сатира и агитация стали призванием художника. Константин Ротов в 20-е годы был поглощён изучением выразительных возможностей карикатуры. Работы художника в Дон-РОСТА дважды премировались на Всесоюзных выставках плакатов РОСТА.
В 2020 году К. Ротов поступил на обучение в только что открытое Ростовское художественное училище имени Врубеля, где преподавали Николай Лансере и Мартирос Сарьян.
В 2020 году К. Ротов поступил на обучение в только что открытое Ростовское художественное училище имени Врубеля, где преподавали Николай Лансере и Мартирос Сарьян.
В 1920 году издательство «Круг» заказало 18-летнему Константину Ротову иллюстрации к сказкам Х. К. Андерсена.
В 1920 году издательство «Круг» заказало 18-летнему Константину Ротову иллюстрации к сказкам Х. К. Андерсена.
В 1921 году его командировали на учёбу в Петроградскую Академию на графический факультет. В автобиографии К. Ротов писал о периоде студенчества: «был принят на графический факультет, но не учился, так как в ту пору среди преподавателей Академии преобладали непонятные и чуждые мне формалистические направления». К. Ротов бросил учёбу и переехал в Москву.
В 1921 году его командировали на учёбу в Петроградскую Академию на графический факультет. В автобиографии К. Ротов писал о периоде студенчества: «был принят на графический факультет, но не учился, так как в ту пору среди преподавателей Академии преобладали непонятные и чуждые мне формалистические направления». К. Ротов бросил учёбу и переехал в Москву.
С 1922 года его зачислили в штат журнала «Крокодил», где К. Ротов работал по 1940 год. Его карикатуры печатались также в газетах «Комсомольская правда», «Гудок», «Правда», «Рабочая газета», «Прожектор», «Огонёк», «Смехач», «Чудак», «30 дней», «Лапоть». Сотрудничал с Демьяном Бедным, Николаем Асеевым, предпочитая учиться не в академических стенах, а в плакатной мастерской — у В. Маяковского и М. Черемных. Это был период творчески насыщенной жизни и хороших заработков.
С 1922 года его зачислили в штат журнала «Крокодил», где К. Ротов работал по 1940 год. Его карикатуры печатались также в газетах «Комсомольская правда», «Гудок», «Правда», «Рабочая газета», «Прожектор», «Огонёк», «Смехач», «Чудак», «30 дней», «Лапоть». Сотрудничал с Демьяном Бедным, Николаем Асеевым, предпочитая учиться не в академических стенах, а в плакатной мастерской — у В. Маяковского и М. Черемных. Это был период творчески насыщенной жизни и хороших заработков.
В 1925 году К. Ротов женился на артистке Екатерине Долбежевой (в будущем детской писательнице Екатерине Борисовой), в 1928 году стал отцом Ирины Константиновны Ротовой (1928–2007).
В 1925 году К. Ротов женился на артистке Екатерине Долбежевой (в будущем детской писательнице Екатерине Борисовой), в 1928 году стал отцом Ирины Константиновны Ротовой (1928–2007).
С 1920 по 1940 годы проиллюстрировал много книг, в числе которых сказки Андерсена, братьев Гримм, Салтыкова-Щедрина, а также произведения советских писателей: К. Чуковского, С. Михалкова, А. Барто, Ильфа и Петрова, В. Катаева, И. Уткина и других. В 1929 году он создал иллюстрации к «Похождениям Мурзилки — удивительно шустрой собачки» А. Фёдорова-Давыдова. Константин Ротов, как иллюстратор, обладал абсолютным чувством текста: он подмечал в произведении то, что, может быть, даже не предусматривал автор. Художественный почерк Константина Ротова исследователи сравнивают с сатирической манерой Михаила Зощенко, с одной стороны, едко подмечающей все человеческие пороки и недостатки, с другой — не чуждой человеколюбия. Своими учителями К. Ротов называл представителей художественного объединения «Мир искусства», художников книжной графики Г. И. Нарбута, Д. И. Митрохина, С. В. Чехонина.
С 1920 по 1940 годы проиллюстрировал много книг, в числе которых сказки Андерсена, братьев Гримм, Салтыкова-Щедрина, а также произведения советских писателей: К. Чуковского, С. Михалкова, А. Барто, Ильфа и Петрова, В. Катаева, И. Уткина и других. В 1929 году он создал иллюстрации к «Похождениям Мурзилки — удивительно шустрой собачки» А. Фёдорова-Давыдова. Константин Ротов, как иллюстратор, обладал абсолютным чувством текста: он подмечал в произведении то, что, может быть, даже не предусматривал автор. Художественный почерк Константина Ротова исследователи сравнивают с сатирической манерой Михаила Зощенко, с одной стороны, едко подмечающей все человеческие пороки и недостатки, с другой — не чуждой человеколюбия. Своими учителями К. Ротов называл представителей художественного объединения «Мир искусства», художников книжной графики Г. И. Нарбута, Д. И. Митрохина, С. В. Чехонина.
Художника К. Ротова часто привлекали не только как иллюстратора текста, но и как оформителя книги в целом, тогда он делал для книги и обложку, и титул, выполняя всю книгу в общей манере, говоря современным языком, был её дизайнером. Характер изображения у К. Ротова зависел от иллюстрируемого им автора: плакат на стихи В. Маяковского он оформлял, акцентируя фигуры, делая их крупными, размашистыми и чёткими, как сам стих, а работая с В. Лебедевым-Кумачом, предпочитал многофигурную, детализированную композицию.
Художника К. Ротова часто привлекали не только как иллюстратора текста, но и как оформителя книги в целом, тогда он делал для книги и обложку, и титул, выполняя всю книгу в общей манере, говоря современным языком, был её дизайнером. Характер изображения у К. Ротова зависел от иллюстрируемого им автора: плакат на стихи В. Маяковского он оформлял, акцентируя фигуры, делая их крупными, размашистыми и чёткими, как сам стих, а работая с В. Лебедевым-Кумачом, предпочитал многофигурную, детализированную композицию.
Работал Константин Павлович и в театральной сфере — оформителем постановок. Участвовал во многих художественных выставках, как отечественных, так и зарубежных. В 1939 году по эскизу Константина Ротова создавалось панно для Советского павильона на Всемирной выставке, которая проходила в Нью-Йорке. Ротов состоял в бригаде художников, работавших над панно на тему «Мир завтрашнего дня». Художественные работы были сделаны акварелью за двое суток, на них было изображено около семидесяти человек, в числе которых и Папанин, и Качалов, и Стаханов, и Дуся Виноградова — все персонажи были прорисованы с портретным сходством.
Работал Константин Павлович и в театральной сфере — оформителем постановок. Участвовал во многих художественных выставках, как отечественных, так и зарубежных. В 1939 году по эскизу Константина Ротова создавалось панно для Советского павильона на Всемирной выставке, которая проходила в Нью-Йорке. Ротов состоял в бригаде художников, работавших над панно на тему «Мир завтрашнего дня». Художественные работы были сделаны акварелью за двое суток, на них было изображено около семидесяти человек, в числе которых и Папанин, и Качалов, и Стаханов, и Дуся Виноградова — все персонажи были прорисованы с портретным сходством.
Константина Ротова в советской карикатуре часто называют родоначальником «массовых рисунков» — многофигурной композиции, в которых показано большое множество людей.
Константина Ротова в советской карикатуре часто называют родоначальником «массовых рисунков» — многофигурной композиции, в которых показано большое множество людей.
В 1930–40-х годах К. Ротов был уже очень известным художником, дважды избирался в члены правления МОССХ, был председателем секции карикатуры.
В 1930–40-х годах К. Ротов был уже очень известным художником, дважды избирался в члены правления МОССХ, был председателем секции карикатуры.
В июне 1940 года Константина Ротова арестовали по обвинению в пропаганде и агитации против Советской власти за создание в 1934 году карикатуры, «дискредитирующей советскую торговлю и советскую кооперацию». Ордер на арест был подписан народным комиссаром внутренних дел СССР Л. Берией. К. Ротова обвинили также в работе на реакционные органы печати в годы Гражданской войны и на германскую разведку. Дело отчасти строилось на ложных показаниях художника Михаила Храпковского, также обвинённого в сотрудничестве с германской разведкой.
В июне 1940 года Константина Ротова арестовали по обвинению в пропаганде и агитации против Советской власти за создание в 1934 году карикатуры, «дискредитирующей советскую торговлю и советскую кооперацию». Ордер на арест был подписан народным комиссаром внутренних дел СССР Л. Берией. К. Ротова обвинили также в работе на реакционные органы печати в годы Гражданской войны и на германскую разведку. Дело отчасти строилось на ложных показаниях художника Михаила Храпковского, также обвинённого в сотрудничестве с германской разведкой.
Константина Ротова приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей по статьям «измена Родине» и «участие в контрреволюционной организации».  
Константина Ротова приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей по статьям «измена Родине» и «участие в контрреволюционной организации».  
В городе Соликамске, где Константин Ротов отбывал свой первый срок, им было создано множество живописных полотен, многие из которых хранятся в Соликамском государственном краеведческом музее. Он создавал картины, в которых передал суровость и величие северной природы; часть полотен написал для своих друзей-заключённых; оформил клуб МВД Соликамска; сделал большую серию акварельных работ, посвящённую Великой Отечественной войне. Также в лагере было налажено производство детских игрушек из папье-маше по эскизам К. Ротова — зайцев, медведей и петушков.
В городе Соликамске, где Константин Ротов отбывал свой первый срок, им было создано множество живописных полотен, многие из которых хранятся в Соликамском государственном краеведческом музее. Он создавал картины, в которых передал суровость и величие северной природы; часть полотен написал для своих друзей-заключённых; оформил клуб МВД Соликамска; сделал большую серию акварельных работ, посвящённую Великой Отечественной войне. Также в лагере было налажено производство детских игрушек из папье-маше по эскизам К. Ротова — зайцев, медведей и петушков.
Друзья Константина Павловича узнали о том, что он отбывает свое заключение на Каме, только в 1943 году.
Друзья Константина Павловича узнали о том, что он отбывает свое заключение на Каме, только в 1943 году.
Семья и коллеги художника несколько раз пытались добиться пересмотра дела К. Ротова. В феврале 1943 года с жалобой о пересмотре обратилась мать осужденного — Н. И. Ротова, но получила отказ, а в декабре 1943 года сам Константин Ротов обратился с заявлением к Верховному прокурору СССР с просьбой разобраться в деле.
Семья и коллеги художника несколько раз пытались добиться пересмотра дела К. Ротова. В феврале 1943 года с жалобой о пересмотре обратилась мать осужденного — Н. И. Ротова, но получила отказ, а в декабре 1943 года сам Константин Ротов обратился с заявлением к Верховному прокурору СССР с просьбой разобраться в деле.
В апреле 1944 года Верховному Прокурору СССР было направлено письмо от группы художников и писателей (В. Лебедев-Кумач, В. Катаев, М. Черемных, Б. Ефимов, Кукрыниксы, Л. Ленч) с просьбой о пересмотре дела Константина Ротова.
 
И жалобу К. Ротова, и ходатайство группы писателей и художников Прокуратурой СССР было решено оставить без удовлетворения.
В апреле 1944 года Верховному Прокурору СССР было направлено письмо от группы художников и писателей (В. Лебедев-Кумач, В. Катаев, М. Черемных, Б. Ефимов, Кукрыниксы, Л. Ленч) с просьбой о пересмотре дела Константина Ротова. И жалобу К. Ротова, и ходатайство группы писателей и художников Прокуратурой СССР было решено оставить без удовлетворения.
 
Константин Ротов пробыл в лагерях до 4 января 1948 года и был освобождён без права проживания в ста городах страны. Художник поселился в городе Кимры Тверской области. Начал работать над иллюстрациями к роману А. Франса «Современная история», над сказками А. С. Пушкина и детской книгой С. Михалкова «Дядя Степа», причём дядю Стёпу он рисовал с актера Алексея Баталова, женившегося на дочери К. Ротова Ирине.
Константин Ротов пробыл в лагерях до 4 января 1948 года и был освобождён без права проживания в ста городах страны. Художник поселился в городе Кимры Тверской области. Начал работать над иллюстрациями к роману А. Франса «Современная история», над сказками А. С. Пушкина и детской книгой С. Михалкова «Дядя Степа», причём дядю Стёпу он рисовал с актера Алексея Баталова, женившегося на дочери К. Ротова Ирине.
Завершить работы не удалось, так как «за нарушение паспортного режима» К. Ротов, часто приезжавший в редакцию в Москву, был отправлен на бессрочное поселение в Северо-Енисейск Красноярского края. В этом городе К. Ротов тоже работал: принимал участие в оформлении нового рабочего клуба и трудился в нём в качестве клубного художника.
Завершить работы не удалось, так как «за нарушение паспортного режима» К. Ротов, часто приезжавший в редакцию в Москву, был отправлен на бессрочное поселение в Северо-Енисейск Красноярского края. В этом городе К. Ротов тоже работал: принимал участие в оформлении нового рабочего клуба и трудился в нём в качестве клубного художника.
В 1954 году Военная коллегия Верховного суда СССР реабилитировала художника, опровергнув обвинение Ротова в том, что в 1934 году им была изготовлена карикатура антисоветского характера, придя к выводу, что «карикатура, которая рассматривается как антисоветская, в действительности не является таковой».
В 1954 году Военная коллегия Верховного суда СССР реабилитировала художника, опровергнув обвинение Ротова в том, что в 1934 году им была изготовлена карикатура антисоветского характера, придя к выводу, что «карикатура, которая рассматривается как антисоветская, в действительности не является таковой».
После освобождения художник возвратился в Москву, работал в журнале «Крокодил», в детских журналах «Весёлые картинки» и «Юный техник». Обложку первого номера журнала «Весёлые картинки», вышедшего в сентябре 1956 года, нарисовал Константин Ротов.
После освобождения художник возвратился в Москву, работал в журнале «Крокодил», в детских журналах «Весёлые картинки» и «Юный техник». Обложку первого номера журнала «Весёлые картинки», вышедшего в сентябре 1956 года, нарисовал Константин Ротов.
Журнал «Крокодил» стал для художника основным местом творчества. После продолжительного перерыва — четырнадцати лет ссылок, в 1954 году на страницах этого издания опять появились карикатуры Константина Ротова, посвящённые жизни послевоенной деревни, работе городских предприятий, вопросам градостроительства и архитектуры. Дорисовал он иллюстрации и к книге С. Михалкова «Дядя Стёпа — милиционер», которая была издана в 1957 году.
Журнал «Крокодил» стал для художника основным местом творчества. После продолжительного перерыва — четырнадцати лет ссылок, в 1954 году на страницах этого издания опять появились карикатуры Константина Ротова, посвящённые жизни послевоенной деревни, работе городских предприятий, вопросам градостроительства и архитектуры. Дорисовал он иллюстрации и к книге С. Михалкова «Дядя Стёпа — милиционер», которая была издана в 1957 году.
Константин Павлович создал иллюстрации к известным книгам: И. Ильф и Е. Петров «Золотой телёнок» (1931); К. Чуковский «Сказки» (1936); К. Чуковский «Африканские сказки» (1937); А. Барто «Дом переехал» (1938); А. Некрасов — «Приключения капитана Врунгеля», 1939 год; С. Михалков «Дядя Стёпа», 1957 год; С. Маршак «Про гиппопотама» (1958); Л. Лагин «Старик Хоттабыч» (1958); С. Михалков «Три поросёнка» (1958); В. Катаев  «Белеет парус одинокий» (1972).
Константин Павлович создал иллюстрации к известным книгам: И. Ильф и Е. Петров «Золотой телёнок» (1931); К. Чуковский «Сказки» (1936); К. Чуковский «Африканские сказки» (1937); А. Барто «Дом переехал» (1938); А. Некрасов — «Приключения капитана Врунгеля», 1939 год; С. Михалков «Дядя Стёпа», 1957 год; С. Маршак «Про гиппопотама» (1958); Л. Лагин «Старик Хоттабыч» (1958); С. Михалков «Три поросёнка» (1958); В. Катаев  «Белеет парус одинокий» (1972).
Константин Ротов умер 16 января 1959 года, похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Константин Ротов умер 16 января 1959 года, похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Художественные работы Константина Ротова хранятся в фондах РГБ и многих крупных музеях страны, а также в частных коллекциях России и Великобритании.
Художественные работы Константина Ротова хранятся в фондах РГБ и многих крупных музеях страны, а также в частных коллекциях России и Великобритании.
В фондах Соликамского краеведческого музея хранятся несколько картин художника Константина Ротова. Познакомиться с ними можно на портале Госкатолог.рф (ссылка https://goskatalog.ru/portal/#/museums?id=1434 . Далее зайдите в раздел «предметы музея» и в поисковой строке введите имя и фамилию художника).
В фондах Соликамского краеведческого музея хранятся несколько картин художника Константина Ротова. Познакомиться с ними можно на портале Госкатолог.рф (ссылка https://goskatalog.ru/portal/#/museums?id=1434 . Далее зайдите в раздел «предметы музея» и в поисковой строке введите имя и фамилию художника).
В Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации хранятся 250 экспонатов, в числе которых автобиография и иллюстрации Константина Ротова к различным произведениям.
В Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации хранятся 250 экспонатов, в числе которых автобиография и иллюстрации Константина Ротова к различным произведениям.