Ионайтис Ольга Ромуальдовна: различия между версиями

Строка 30: Строка 30:
Профессию книжного художника выбрала ещё в детстве.
Профессию книжного художника выбрала ещё в детстве.


В 1980 году Ольга окончила Мытищинскую художественную школу. В 1982 году поступила в Московский Полиграфический институт,   училась у Дмитрия Бисти, Владимира Кортовича и Александра Ливанова. До поступления в институт познакомилась с  художником Наталией Ярош, которая стала её наставником на всю жизнь.  
В 1980 году Ольга Ионайтис окончила Мытищинскую художественную школу. В 1982 году поступила в Московский Полиграфический институт, училась у Дмитрия Бисти, Владимира Кортовича и Александра Ливанова. До поступления в институт познакомилась с  художником Наталией Ярош, которая стала её наставником на всю жизнь.  


Делая дипломную работу, Ольга иллюстрировала собственные стихи, в результате появилась «Книжка про котов», нарисованная под впечатлением первого знакомства с Таллинном. Книга была издана в 1987 году в издательстве «Радуга» ( главный художник Борис Алимов) ещё до защиты диплома.
Делая дипломную работу, Ольга Ионайтис иллюстрировала собственные стихи, в результате появилась «Книжка про котов», нарисованная под впечатлением первого знакомства с Таллинном. Книга была издана в 1987 году в издательстве «Радуга» ( главный художник Борис Алимов) ещё до защиты диплома.


В 1992 году в издательстве «Благовест» вышли три авторские книги художника: «Прогулки по Москве в картинках для детей: Кремль», «Прогулки по Москве в картинках для детей: Китай-город» и «Русские суеверия». В 1997 году за серию детских книг о Москве Ольга Ионайтис была награждена медалью «850 лет Москвы» за вклад в развитие культуры города .
В 1992 году в издательстве «Благовест» вышли три авторские книги художника: «Прогулки по Москве в картинках для детей: Кремль», «Прогулки по Москве в картинках для детей: Китай-город» и «Русские суеверия». В 1997 году за серию детских книг о Москве Ольга Ионайтис была награждена медалью «850 лет Москвы» за вклад в развитие культуры города.


В 1994 году главный художник издательства «Малыш» Михаил Салтыков предложил Ольге первую большую работу – три повести О.Пройслера «Маленькое привидение», «Маленький Водяной» и «Маленькая Баба-яга.». Работая над ней, художница нашла оригинальное решение: традиционные фольклорные образы предстают здесь добрыми, забавными и проказливыми детьми.  
В 1994 году главный художник издательства «Малыш» Михаил Салтыков предложил Ольге Ионайтис первую большую работу – три повести О.Пройслера «Маленькое привидение», «Маленький Водяной» и «Маленькая Баба-яга». Работая над книгой, художница нашла оригинальное решение: традиционные фольклорные образы предстают здесь добрыми, забавными и проказливыми детьми.  


С 1994 года начинается сотрудничество Ольги Ионайтис с литературно-художественным агенством «Норд» и Наталией Будур. Молодому художнику доверяют иллюстрировать новую книгу классика отечественной детской литературы Ирины Токмаковой « Вместе почитаем, вместе поиграем».  С этого момента начинается дружба с семьёй Токмаковых и работа над совместными проектами с Наталией Будур. В 2006 году «Большая новогодняя книга» (Дрофа Плюс, автор-составитель Н. Будур) получила вторую премию на конкурсе Издательского совета Русской православной церкви «Просвещение через книгу» в номинации «Лучший художник — иллюстратор».
С 1994 года начинается сотрудничество Ольги Ионайтис с литературно-художественным агенством «Норд» и Наталией Будур. Молодому художнику доверяют иллюстрировать новую книгу классика отечественной детской литературы Ирины Токмаковой « Вместе почитаем, вместе поиграем».  С этого момента начинается дружба с семьёй Токмаковых и работа над совместными проектами с Наталией Будур. В 2006 году «Большая новогодняя книга» (Дрофа Плюс, автор-составитель Н. Будур) получила вторую премию на конкурсе Издательского совета Русской православной церкви «Просвещение через книгу» в номинации «Лучший художник — иллюстратор».


В 1995 году Ольга Ионайтис начинает работать с журналом «Детская Роман-газета»,  главным художником которого был Юрий Коннов. Он оказал большое влияние на молодого художника.  
В 1995 году Ольга Ионайтис начинает работать с журналом «Детская Роман-газета»,  главным художником которого был Юрий Коннов. Он оказал большое влияние на молодого художника.  
Ольга Ионайтис: И самое главное, чему он научил: даже каждая картиночка, самая маленькая, должна быть сделана на пределе возможностей, максимально честно, чтобы не было стыдно за неё никогда. Его знаменитую фразу «это же не моя фамилия будет тут стоять, а ваша...» вспоминают многие художники, работавшие с журналом. В 2002 году за серию иллюстраций Ольга Ионайтис была награждена премией «Детской Роман-газеты» (см. список публикаций).


Ольга Ионайтис:
И самое главное, чему он научил: даже каждая картиночка, самая маленькая, должна быть сделана на пределе возможностей, максимально честно, чтобы не было стыдно за неё никогда. Его знаменитую фразу «это же не моя фамилия будет тут стоять, а ваша...» вспоминают многие художники, работавшие с журналом. В 2002 году за серию иллюстраций Ольга Ионайтис была награждена премией «Детской Роман-газеты» (см. список публикаций).
В 1996 году Ольга  Ионайтис вступила в Московский союз художников (секция книжной графики) и в Союз художников России (секция графики). В 1999 году становится членом Ассоциации  художников города Мытищи.


В 1996 году Ольга  Ионайтис вступила в Московский союз художников (секция книжной графики) и в Союз художников России (секция графики).
В 1999 году становится членом Ассоциации  художников города Мытищи.
Ольга Ионайтис иллюстрировала книги для  издательств: «Малыш», «Оникс», «Стрекоза», «Белый город», «Олма-пресс».
Ольга Ионайтис иллюстрировала книги для  издательств: «Малыш», «Оникс», «Стрекоза», «Белый город», «Олма-пресс».


C 2006 года Ольга начинает  сотрудничать с журналом «Мурзилка».
C 2006 года Ольга начинает  сотрудничать с журналом «Мурзилка».


В период с 2000 по 2006 год сотрудничала с агенством Пиарт, в результате выходят книги в различных издательствах Южной Кореи:  «Жизнь Далай-ламы», «Маленький лорд Фаунтлерой», «Маленькая принцесса», «Эльфы и башмачник»,  «Дедушка Мыш и внучек» и другие.
В период с 2000 по 2006 год сотрудничала с агенством «Пиарт», в результате выходят книги в различных издательствах Южной Кореи:  «Жизнь Далай-ламы», «Маленький лорд Фаунтлерой», «Маленькая принцесса», «Эльфы и башмачник»,  «Дедушка Мыш и внучек» и другие.


В 2008 году в издательстве Росмэн выходит книга П.Бажова «Серебряное копытце» с иллюстрациями Ольги Ионайтис. С этого момента художник работает только в технике акварели. Иллюстрации к  книге были удостоены диплома на Триеннале стран Балтии в 2009 году.
В 2008 году в издательстве Росмэн выходит книга П.Бажова «Серебряное копытце» с иллюстрациями Ольги Ионайтис. С этого момента художник работает только в технике акварели. Иллюстрации к  книге были удостоены диплома на Триеннале стран Балтии в 2009 году.
Строка 63: Строка 66:
</gallery></center>
</gallery></center>


В 2008 году в издательстве Сретенско-Иверского монастыря выходит книга Ч.Диккенса «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (в 2018 году иллюстрации были использованы для издания «Библии для детей» в «ЭКСМО»), книга получила одобрение Издательского Совета Русской Православной церкви.
В 2008 году в издательстве Сретенско-Иверского монастыря выходит книга Ч. Диккенса «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (в 2018 году иллюстрации были использованы для издания «Библии для детей» в «ЭКСМО»), книга получила одобрение Издательского Совета Русской Православной церкви.
 
Ольга Ионайтис (интервью сайту «Артхив»):
Ольга Ионайтис (интервью сайту «Артхив»):


Строка 70: Строка 74:




В 2010 году в издательстве «Росмэн» выходит издание Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».  Сильная стилизация персонажей, необычные ракурсы, гипертрофированные детали - всё это сделало книгу художницы знаковой. Сразу после книги  «Ночь перед Рождеством» Ольга иллюстрирует «Майскую ночь или утопленницу». Вся книга выдержана в сумеречном, сдержанном колорите. Магическая составляющая, мистика проявляются как-бы между прочим, предоставляя зрителю возможность самому додумать страшные образы, придуманные Гоголем. Лица главных героев были проработаны особенно тщательно и подробно, чтобы создать ощущение реальности происходящего на страницах книги.
В 2010 году в издательстве «Росмэн» выходит издание Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».  Сильная стилизация персонажей, необычные ракурсы, гипертрофированные детали - всё это сделало книгу художницы знаковой. Сразу после книги  «Ночь перед Рождеством» Ольга иллюстрирует «Майскую ночь или утопленницу». Вся книга выдержана в сумеречном, сдержанном колорите. Магическая составляющая, мистика проявляются как-бы между прочим, предоставляя зрителю возможность самому додумать страшные образы, придуманные Гоголем. Лица главных героев были проработаны особенно тщательно и подробно, чтобы создать ощущение реальности происходящего на страницах книги.
Книги Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (Росмэн, 2010) и «Майская ночь, или Утопленница» (, 2013) номинировались Ассоциацией книгоиздателей России на звание «Лучшая книга для детей и юношества» в 2010 и 2013 году.
Книги Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (Росмэн, 2010) и «Майская ночь, или Утопленница» (, 2013) номинировались Ассоциацией книгоиздателей России на звание «Лучшая книга для детей и юношества» в 2010 и 2013 году.


В 2012 году Ольга Ионайтис рисует для издательства «Росмэн» сборник сказок Шарля Перро, декорированный цветочными орнаментами, плавно перетекающими со страницы на страницу, а в 2013 году в издательстве «Росмэн» выходит книга А.Франса «Пчёлка», в которой Ольга впервые вводит в иллюстрацию контур и монохромный орнамент.
В 2012 году Ольга Ионайтис рисует для издательства «Росмэн» сборник сказок Шарля Перро, декорированный цветочными орнаментами, плавно перетекающими со страницы на страницу, а в 2013 году в издательстве «Росмэн» выходит книга А. Франса «Пчёлка», в которой Ольга впервые вводит в иллюстрацию контур и монохромный орнамент.


В 2015 году для издательства «Малыш» Ольга проиллюстрировала книгу Ф.Бернетт «Таинственный сад», а в 2017 году – «Маленький лорд Фаунтлерой». Книги сделаны в одной технике – акварель с контуром коричневой тушью, который кладётся тонкой кистью поверх цвета.
В 2015 году для издательства «Малыш» Ольга проиллюстрировала книгу Ф. Бернетт «Таинственный сад», а в 2017 году – «Маленький лорд Фаунтлерой». Книги сделаны в одной технике – акварель с контуром коричневой тушью, который кладётся тонкой кистью поверх цвета.
«Очень тяжело подбирались образы героев. Поэтому несколько лет назад у меня появился новый подход к работе над некоторыми книгами. Я начала искать прототипов героев среди реальных людей. Сначала помогали родственники: муж, дочери, сёстры, родители, племянники... Потом появилась необходимость дополнительных характерных героев. С тех пор я чувствую себя немножко режиссёром – всё время в поиске новых героев для своих книг.»
«Очень тяжело подбирались образы героев. Поэтому несколько лет назад у меня появился новый подход к работе над некоторыми книгами. Я начала искать прототипов героев среди реальных людей. Сначала помогали родственники: муж, дочери, сёстры, родители, племянники... Потом появилась необходимость дополнительных характерных героев. С тех пор я чувствую себя немножко режиссёром – всё время в поиске новых героев для своих книг.»


Строка 81: Строка 85:
В рамках проекта Издательского дома Марджани «Сказки Великого Шёлкового пути» в 2012 году выходит сборник алтайских народных сказок «Рыжий пёс» в переложении Ирины Богатырёвой. Сборник мордовских народных сказок «Чудо в перьях» в переложении Алёны Каримовой был сделан в рамках того же проекта несколько лет спустя.  
В рамках проекта Издательского дома Марджани «Сказки Великого Шёлкового пути» в 2012 году выходит сборник алтайских народных сказок «Рыжий пёс» в переложении Ирины Богатырёвой. Сборник мордовских народных сказок «Чудо в перьях» в переложении Алёны Каримовой был сделан в рамках того же проекта несколько лет спустя.  
  «Я столкнулась с персонажами страшными, непонятными для меня, тем важнее было найти их, сделать доступными для ребенка. Мне хотелось добиться того, чтобы те, кто прочитает сказки , захотел поехать туда, где среди скал и озер гуляют такие создания. Может, он их там и не увидит, но кто знает..».
  «Я столкнулась с персонажами страшными, непонятными для меня, тем важнее было найти их, сделать доступными для ребенка. Мне хотелось добиться того, чтобы те, кто прочитает сказки , захотел поехать туда, где среди скал и озер гуляют такие создания. Может, он их там и не увидит, но кто знает..».
В 2012 году книга вошла в топ-лист Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/fictio№ 14. В 2017 году книга была представлена на российском стенде Международной биеннале иллюстраций в Братиславе.
В 2012 году книга вошла в топ-лист Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/fictio№ 14. В 2017 году книга была представлена на российском стенде Международной биеннале иллюстраций в Братиславе.


Строка 101: Строка 106:
Ольга Ионайтис сотрудничает с Библиотекой-читальней имени И. С. Тургенева, Центральной городской детской библиотекой имени А. П. Гайдара , Российской государственной библиотекой и Ассоциацией «Растим читателя». Организует выставки, встречи, мастер-классы для детей и взрослых. В  РГДБ ведёт авторский курс для детей восьми—двенадцати лет «Книга своими руками». Ольга Ионайтис — участник и организатор многих коллективных художественных выставок в России и за рубежом.  
Ольга Ионайтис сотрудничает с Библиотекой-читальней имени И. С. Тургенева, Центральной городской детской библиотекой имени А. П. Гайдара , Российской государственной библиотекой и Ассоциацией «Растим читателя». Организует выставки, встречи, мастер-классы для детей и взрослых. В  РГДБ ведёт авторский курс для детей восьми—двенадцати лет «Книга своими руками». Ольга Ионайтис — участник и организатор многих коллективных художественных выставок в России и за рубежом.  


С 2013 года рецензирует дипломные работы студентов Московского государственного университета печати имени Ивана Фёдорова (с 2016 года это Московский Политехнический университет).
С 2013 года рецензирует дипломные работы студентов Московского государственного университета печати имени Ивана Фёдорова (с 2016 года это Московский Политехнический университет). Ольга Ионайтис — куратор выставочных программ Совета по детской книге России.  
Ольга Ионайтис — куратор выставочных программ Совета по детской книге России.  


В 2019 году — член жюри 27 Международной биеннале иллюстрации в Братиславе.
В 2019 году — член жюри 27 Международной биеннале иллюстрации в Братиславе.