Крученых Алексей Елисеевич: различия между версиями

Строка 37: Строка 37:
По воспоминаниям Крученых, в конце 1912 года Бурлюк порекомендовал ему написать стихотворение из «неведомых слов». Так родилось главное изобретение поэта — заумный язык (заумь). По совету друга Крученых написал три стихотворения на «собственном языке» и включил их в свой сборник «Помада» (январь 1913). Первое из них начиналось со слов «дыр бул щыл…». Эта строка стала самым ярким примером зауми; сам Крученых заявлял, что в этом стихотворении «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». Уже в марте поэт «запатентовал» свое изобретение: в «Декларации слова как такового» были даны определение заумного языка и его краткая характеристика. В зауми он видел «первоначальную форму поэзии». Большинство критиков, поэтов и ученых отрицательно отнеслись к такому новшеству. Одним из главных критиков футуризма и, в частности, зауми был К. И. Чуковский. В статье «Футуристы» он писал об участниках «Гилеи» как о предвестниках литературного апокалипсиса. Были и те, кто поддержал Крученых, например, молодой член ОПОЯЗа Виктор Шкловский в докладе «Воскрешение слова», прочитанном в «Подвале Бродячей собаки» в 1914 г.  
По воспоминаниям Крученых, в конце 1912 года Бурлюк порекомендовал ему написать стихотворение из «неведомых слов». Так родилось главное изобретение поэта — заумный язык (заумь). По совету друга Крученых написал три стихотворения на «собственном языке» и включил их в свой сборник «Помада» (январь 1913). Первое из них начиналось со слов «дыр бул щыл…». Эта строка стала самым ярким примером зауми; сам Крученых заявлял, что в этом стихотворении «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». Уже в марте поэт «запатентовал» свое изобретение: в «Декларации слова как такового» были даны определение заумного языка и его краткая характеристика. В зауми он видел «первоначальную форму поэзии». Большинство критиков, поэтов и ученых отрицательно отнеслись к такому новшеству. Одним из главных критиков футуризма и, в частности, зауми был К. И. Чуковский. В статье «Футуристы» он писал об участниках «Гилеи» как о предвестниках литературного апокалипсиса. Были и те, кто поддержал Крученых, например, молодой член ОПОЯЗа Виктор Шкловский в докладе «Воскрешение слова», прочитанном в «Подвале Бродячей собаки» в 1914 г.  


На волне популярности, полученной от публикации «Помады», Крученых выпускает многочисленные сборники на протяжении 1913–1914 годов. Из них можно выделить «Взорваль», «Возропщем», «Утиное гнездышко дурных слов». Отдельно стоит рассмотреть сборник «Поросята» росята» (1913). Помимо стихотворений самого Крученых, туда вошли заумные тексты одиннадцатилетней девочки Зины В., что стало первым опытом обращения поэта к детской зауми. Важным событием в творческой биографии Крученых стало создание летом 1913 года совместно с Михаилом Матюшиным и Казимиром Малевичем заумной оперы «Победа над солнцем», постановка которой состоялась в декабре того же года в Санкт-Петербурге.  
На волне популярности, полученной от публикации «Помады», Крученых выпускает многочисленные сборники на протяжении 1913–1914 годов. Из них можно выделить «Взорваль», «Возропщем», «Утиное гнездышко дурных слов». Отдельно стоит рассмотреть сборник «Поросята» (1913). Помимо стихотворений самого Крученых, туда вошли заумные тексты одиннадцатилетней девочки Зины В., что стало первым опытом обращения поэта к детской зауми. Важным событием в творческой биографии Крученых стало создание летом 1913 года совместно с Михаилом Матюшиным и Казимиром Малевичем заумной оперы «Победа над солнцем», постановка которой состоялась в декабре того же года в Санкт-Петербурге.  
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Алексей Крученых">
Файл:Kruchenyh-Aleksej-2.jpg|Поросята / Зина В. и А. Крученых
Файл:Kruchenyh-Aleksej-1.jpg|М.В. Матюшин, А.Е. Крученых, К.С. Малевич. Санкт-Петербург, 11 декабря 1913. Автор К.К. Булла
Файл:Kruchenyh-Aleksej-5.jpg|Собственные рассказы и рисунки детей / собрал А. Крученых
Файл:Kruchenyh-Aleksej-4.jpg|Собственные рассказы и рисунки детей / собрал А. Крученых
Файл:Kruchenyh-Aleksej-3.jpg|Собственные рассказы детей / собрал А. Крученых
</gallery></center>
 


С началом Первой мировой войны группа «Гилея» распадается, творческие пути ее участников расходятся. Крученых остается верен зауми. Он переезжает на Кавказ, где продолжает публиковать стихи и теоретические работы, а также формирует новую группу заумников «41°», в которую вошли Илья Зданевич, Игорь Терентьев и другие. Среди книг, опубликованных поэтом в этот период, выделяются «Замауль» и «Лакированное трико». Также в эти годы Крученых разрабатывает стиховедческую концепцию «сдвига».  
С началом Первой мировой войны группа «Гилея» распадается, творческие пути ее участников расходятся. Крученых остается верен зауми. Он переезжает на Кавказ, где продолжает публиковать стихи и теоретические работы, а также формирует новую группу заумников «41°», в которую вошли Илья Зданевич, Игорь Терентьев и другие. Среди книг, опубликованных поэтом в этот период, выделяются «Замауль» и «Лакированное трико». Также в эти годы Крученых разрабатывает стиховедческую концепцию «сдвига».