Амонашвили Шалва Александрович

Материал из ПроДетЛит
Шалва Амонашвили
Род деятельности писатель
Язык произведений русский



Шалва Александрович Амонашвили – советский, грузинский и российский педагог, кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, академик АПН СССР.

Шалва Амонашвили / Биография

Шалва Александрович Амонашвили родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия). Отец ушел на войну добровольцем и погиб в начале войны в Крыму. Воспитанием маленького Шалвы занимались мать, бабушка и дедушка. С детства он любил писать стихи, пьесы, философские эссе, ставить спектакли.

Сначала со школой и учителями у Шалвы Александровича складывались непростые отношения. «Школу то я любил, но это не значит, что также любил своих учителей, или спешил в школу лишь для того, чтобы их увидеть, с ними пообщаться. Причину, которая объясняет это обстоятельство, я бы назвал законом взаимности: недолюбливал своих учителей, потому что чувствовал – они тоже недолюбливали меня, слабого» – вспоминает Шалва Александрович. Поверить в себя, превратиться в выпускника, закончившего школу с золотой медалью, ему помогла учительница грузинского языка и литературы Варвара Вардиашвили. Именно она помогла ему поверить в себя и свои способности, поддержала его поэтический дар. И это помогло ему внутренне собраться и окончить школу с золотой медалью.

Как говорит сам Ш.А. Амонашвили, пройдя через руки своих учителей, педагогом он становиться не собирался. Его влекла журналистика, но так как в школе задержали выдачу аттестатов на несколько дней, он не успел подать свои документы на этот факультет: все места для медалистов были уже заняты. Для того, чтобы осуществить свою мечту, он подал документы на факультет востоковедения в группу иранской филологии. В школу Шалва Александрович попал совершенно случайно, желая помочь финансово своей семье, которая в тот момент едва сводила концы с концами. Ему, студенту второго курса Тбилисского университета, предлагают стать старшим пионервожатым в одной из школ, и он соглашается.

Сам Шалва Александрович говорит, что он не шел в школу для того, чтобы сделать ее смыслом своей жизни, но знал, что работать надо честно. В школе с его приходом закипела пионерская жизнь. Как старший пионервожатый, он ходит с учениками в походы, участвует в общественной жизни, ставит с ними спектакли и участвует в других мероприятиях. И во всей этой круговерти школьной жизни Ш.А. Амонашвили был не над ребятами, а вместе с ними. Постепенно, работая в школе, он осознает себя не студентом - учеником, а начинающим молодым педагогом среди более опытных коллег. Как рассказывает он сам, его мысли о дипломатической службе и журналисткой карьере в тот момент постепенно блекнут и он понимает, что пришел к детям в школу навсегда.

В 1955 году он заканчивает с красным дипломом факультет востоковедения Тбилисского университета, поступает в аспирантуру, становится сотрудником НИИ педагогики Грузии, одновременно работая учителем истории, побывав перед этим учителем труда и литературы. Вспоминая себя в те годы, Ш.А. Амонашвили характеризует себя как «доброго «авторитата» - учителя, который противился авторитарным методам, но не знал, как по-другому выстраивать общение с детьми.

В 1958 году он закончил аспирантуру НИИ педагогики Грузии, а в 1960 г. защитил диссертацию по педагогике, от которой потом отказался, ибо она противоречила его новым педагогическим взглядам. «Тогда я был уверен, что все образование можно изменить, отреформировать, обновить через так называемое внедрение новых педагогических, дидактических или методических систем, через приказы министерства или постановления правительства. Здесь я допустил ту же самую ошибку, что сейчас допускают специалисты так называемых педагогических технологий: я не отдавал должного свободной творческой воле учителя» - рассказывает он сам о том периоде своей работы.

К постепенному изменению стиля своей педагогической деятельности его подвели сами ученики. Именно с ними он начинает изучать и обсуждать Яна Амоса Коменского, Иоганна Генриха Песталоцци, Якова Семеновича Гогебашвили, Константина Дмитриевича Ушинского и Антона Семеновича Макаренко. В это же время, ища для себя новое в педагогике и психологии, он перечитывает труды В.А. Сухомлинского, Я. Корчака, Л.С. Выготского, другие психологические и философские источники. На основании этого он начал осознавать и формировать принципы и основы новой гуманно-личностной педагогики.

Вот что говорит сам Шалва Александрович об этом этапе его педагогической деятельности: «Была поставлена задача — уйти от авторитаризма… Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства… Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной».

В 1960–70-х годах Шалва Александрович возглавляет массовый эксперимент в школах Грузии. Он стал известен всему мировому педагогическому сообществу под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Это «Школа радости» в Тбилиси. В ней в 1961 году он первым в СССР начинает эксперимент по работе с детьми-шестилетками. По словам Шалвы Александровича, цель эксперимента была одна – вырастить просто хороших людей, и она, по его мнению, была достигнута.

В это же время он начинает рассказывать со страниц газеты «Комсомольская правда» о своем опыте обучения без оценок, опираясь на взгляды Василия Александровича Сухомлинского, которого он считает одним из своих учителей. Через некоторое время случилось одно из значимых событий жизни Ш.А. Амонашвили – он получает экземпляр книги Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям» с письмом и напутствием от самого автора. Это послужило для него еще одним подтверждением тому, что он идет по верному пути. Продолжает свой педагогический эксперимент Шалва Александрович уже в Москве. Здесь ему дали самую ужасную школу, куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он сумел превратить её совсем в другое образовательное учебное заведение. Когда в школу пришла министерская комиссия с проверкой, чиновники были удивлены произошедшей с учащимися переменой. Они спрашивали: а где же недоразвитые дети? На что Ш.А. Амонашвили отвечал, что детей надо любить и заниматься с ними, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов.

В 1972 году Ш.А. Амонашвили защищает докторскую диссертацию по психологии и в 40 лет и становится доктором наук. Статьи о Шалве Александровиче иногда появляются на страницах периодических изданий. Но в это же время Министерство образования Грузии приостанавливает эксперимент в школах, мэтру педагогики туда ходить запрещено. В освободившееся от занятий время, отчасти от отчаяния, он начинает писать свою первую книгу. Пока это только наброски, рукопись не имеет даже названия.

Именно в это время, по стечению жизненных обстоятельств, одна из «подвальных» статей об опыте работы Ш.А. Амонашвили, написанная педагогом и журналистом Олегом Матятиным и опубликованная в газете «Правда», попала в руки руководителя издательства «Просвещение» Дмитрию Дмитриевичу Зуеву. Он обращается к «учителю Шалве» и предлагает ему собрать имеющийся материал и издать книгу. Это было в 1981 году, а в 1983 выходит первая книга педагога «Здравствуйте, дети!». Путь этой книги к читателю был тернист и непрост, она не нравилась «высшему» руководству и у него к ней было немало вопросов. Но несмотря ни на что, книга вышла тиражом 400 000 экземпляров. Эта книга стала настоящим прорывом в системе педагогики того времени и одним из символов педагогической системы XX века. Успех книги был так огромен, что выходят вторая и третья часть этой книги «Как живете, дети?» и «Единство цели».

В 1988-89 году Шалва Александрович работает вместе с А. А. Леонтьевым во Временном научно–исследовательском коллективе (ВНИК) «Школа». Это содружество ученых решает поистине историческую задачу: создание новой образовательной модели образовательной системы, которая бы обеспечила стране образование будущего.

В эти же годы С.Л. Соловейчик приглашает Ш. А. Амонашвили в одну из своих передач на центральное телевидение. Благодаря этому об опыте его работы узнает вся страна. Здесь же он знакомится с другими педагогами, несущими в существующую систему образования, что-то новое и интересное. Тогда их называли педагогами–новаторами. В беседах и разговорах между ними родились и выкристаллизовывались основы педагогики сотрудничества, где главное – глубинная духовная взаимосвязь: учитель – ученик. С 1993 года Ш. А. Амонашвили принимает активное участие в работе объединения «Школа 2100», возглавляемого А. А. Леонтьевым, которое продолжило развивать идеи ВНИК «Школа». Шалва Александрович вписывает свою концепцию гуманной личностно ориентированной педагогики в общую схему образовательной системы «Школа 2100». После смерти Алексея Алексеевича Леонтьева он становится одним из научных руководителей этой образовательной системы.

Все эти годы Шалва Александрович мечтал о создании «Антологии Гуманной Педагогики». В девяностых годах прошлого века издать ее не получилось, время серии этих книг пришло в веке нынешнем. Дмитрий Дмитриевич Зуев помог ему осуществить эту идею. Издано уже 55 томов и, по мнению ее автора: «Это не очередная хрестоматия, а вечно исходящая Истина, Чаша педагогической мудрости, протянутая нам добрыми руками из будущего».

Среди этих томов есть и произведения самого Шалвы Александровича. Книги мэтра гуманно–личностной педагогики очень разные. Это и переиздание его первых книг, и размышления о современной педагогической культуре и известных педагогах современности, педагогические притчи, философские трактаты.

В начале XXI века под руководством Ш.А. Амонашвили образовался Международный Центр Гуманной Педагогики. Каждый год здесь проводятся Международные педагогические чтения, на которых собираются педагоги из разных стран. Международный центр имеет свой символ: лебедь на фоне сердца. Это обозначает единство любви и мудрости. Такие символы есть на всех книгах, выпускаемых Издательским Домом Шалвы Амонашвили, как символ гуманно–личностной педагогики. В настоящее время Ш.А Амонашвили возглавляет Академию Гуманной педагогики, которая представляет собой Образовательный и культурный Центр, который реализует образовательные программы, как для родителей, так и для учителей. Здесь же проводятся встречи, семинары, фестивали для всех интересующихся гуманно–личностной педагогикой.

Кроме этого, Шалва Александрович Амонашвили руководит Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, он – глава Издательского Дома Шалвы Амонашвили.

«Кто хоть раз общался с академиком РАО Шалвой Александровичем Амонашвили, был у него на лекциях, на уроках в школе, тот навсегда останется в плену его обаяния, глубочайшего такта, внутреннего света и тепла, излучаемого этим необыкновенным человеком» - говорит о нем его коллега Дмитрий Дмитриевич Зуев.