Конашевич Владимир Михайлович
Конашевич Владимир Михайлович | |
Имя при рождении | Владимир Конашевич |
Дата рождения | 7 (19) мая 1888 года |
Место рождения | Новочеркасск, Российская империя |
Дата смерти | 23.02.1963 |
Место смерти | Ленинград, СССР |
Гражданство | Российская империя, СССР |
Род деятельности | художник-иллюстратор |
Жанр | книжная иллюстрация |
Язык произведений | русский |
Награды | заслуженный деятель искусств РСФСР, 1945 |
Владимир Михайлович Конашевич — русский и советский художник, график, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Биография
Владимир Конашевич родился в Новочеркасске, в семье банковского служащего. Вскоре семья переехала в Москву. Жили скромно. Снимали четырёхкомнатную квартиру на Садовой-Самотечной в доме казачьего генерала Дукмасова. Отец служил в Крестьянском банке, расположенном в том же доме. Это была простая, бесхитростная жизнь с визитами к тёткам, играми в детской, придумыванием сказочных историй про маленьких человечков, новогодними ёлками… Много лет спустя в блокадном Ленинграде Конашевич с нежностью вспоминал о такой ёлке из детства: «Мы с сестрой стояли на пороге столовой в немом, восторженном изумлении. Ёлка сверкала живыми огоньками свечек. Огоньки отражались искрами на золотом и серебряном дожде, на позолоте орехов, блёстках коробочек и золотой обёртке шоколадных конфет. Крымские яблочки вертелись на своих нитках вправо и влево, показывая то жёлтые свои, то красные бока; а наверху сияла серебряная стеклянная пика…».
В 1897 году семья переехала жить в Чернигов — отец поссорился со своим начальником князем Кудашевым (управляющим банком), отказавшись провести не вполне законную операцию. В Чернигове Конашевич окончил реальное училище. Он с удовольствием занимался математикой, играл на скрипке. Увлекаясь символизмом и романтизмом, переписывал в тетрадь стихи Фета и Блока. Брал частные уроки у художника Ивана Ивановича Михайлова, затем стал заниматься у живописца П.Д. Цыганка.
В 1908 г. Владимир Конашевич поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1913. Учился у К. Коровина, С. Малютина, Л. Пастернака. С 1915 г. его жизнь связана с Петроградом-Ленинградом, который он не покинул и во время блокады.
В 1915 году Конашевич переехал в Петроград. Вместе с С.В. Чехониным и Н.А. Тырсой он расписывал Юсуповский дворец (1915-1917), ряд петербургских особняков, принимал участие в реставрации Павловского дворца-музея, устраивал выставки.Три года занятий декоративными работами позднее ярко проявились в его подходе к оформлению детских книг.
В 1918-1926 годах был помощником хранителя Павловского дворца-музея. После Великой Отечественной войны участвовал в восстановлении Русского музея.
В 1922-м А. Бенуа пригласил Конашевича стать членом художественного объединения «Мир искусства», созданного по инициативе А. Бенуа и К. Сомова для изучения истории искусства, преимущественно живописи и музыки. В. Конашевич считал, что искусство – это выражение личности художника. Его собственная личность проявилась в его творчестве, которому присущ особый, романтически-сказочный стиль, близкий к рококо. Затейливо-декоративная манера, ироничность, гротесковость, смягченная теплым юмором. Первой детской книгой Владимира Михайловича стала «Азбука в рисунках В.Конашевича» (1918). Как вспоминала дочь художника, «Азбука» родилась из писем, которые Конашевич писал жене, уехавшей с дочкой к родным на Урал и застрявшей там на долгое время (Урал оказался отрезан армией Колчака): «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита. Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы. Позднее эти картинки были изданы под заглавием “Азбука в картинках”». В отличие от композиционно сложной «Азбуки» Александра Бенуа, Конашевич создал книгу, выстроенную при помощи крупных изображений предметов и животных, нарисованных акварелью.
- Азбука в рисунках Вл. Конашевича, 1918 год
В 1918 г. с иллюстрациями В. Конашевича выходит «Розовая азбука» Е. Соловьевой, составленная уже по принципам новой орфографии и объясняющая реформы русского языка, но в той же иллюстративной манере, что и предыдущая азбука: утонченной и в то же время конкретно изображающей предметы и явления.
В 1922 г. В. Конашевич оформляет сборник стихотворений А. Фета, используя изысканные орнаменты и арабески, и лирическую поэму И. Тургенева «Помещик». Для сборника Конашевич сам подбирает стихотворения, а иллюстрации делает, где-то едва касаясь бумаги и чуть намечая контуры фигур и действие прерывистыми, лёгкими линиями, где-то прибегая к эмоциональной, густой штриховке; он создаёт своё — визуальное поэтическое повествование. Не случайно исследователь его творчества Ю. Молок писал, что рисунки Конашевича к стихам Фета «остались в истории русской графики как превосходные лирические страницы… где художник не побоялся состязаться с поэтом».
В 1922 г. выходят оформленные В. Конашевичем сказки Шарля Перро и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. В книжках этих — нарядных, изысканных — прослеживались традиции художников объединения «Мир искусства». Печатались сказки в Берлине, на хорошей бумаге, при помощи офсетной печати (которой в России тогда ещё не было), позволявшей воспроизвести все нюансы лёгкого акварельного рисунка, но в прессе подвергались нападкам за то, что были сделаны «скорее для библиофилов, чем для детей»
В 1923-1930-х гг. В. Конашевич сотрудничал с издательством детской литературы «Радуга», с первым советским изданием для детей «Северное сияние», с журналами «Новый Робинзон», «Чиж» и «Ёж», «Костёр», «Мурзилка».
- Сказка о глупом мышонке / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1923
С 1923 года В. Конашевича связывает тесное сотрудничество с С. Маршаком, которое началось с книги «Дом, который построил Джек». Большой резонанс литературной критики вызвали иллюстрации Конашевича к стихотворению С. Маршака «Пожар». С помощью всего трех цветов – красного, желтого, черного – художник сумел создать запоминающееся, выразительное, динамичное, напряженное зрелище.
В 1924 г. В. Конашевич иллюстрирует сказку К. Чуковского «Мухина свадьба» (в 1927 г. выходит под названием «Муха-цокотуха»)
В 1930 г. с иллюстрациями В. Конашевича вышел «Вот какой рассеянный» С. Маршака.
![]() |
Но я хочу вспомнить о рисунках В. М. Конашевича в издании 1930 года, в которых Человек Рассеянный начал жить. Легкие, почти небрежно набросанные подвижным, но точным пером и условно, в два тона подкрашенные — они, пожалуй, не покажутся на первый взгляд достаточно серьезными, заслуживающими, да еще сорок лет спустя, отдельной статьи. Но у веселых и живых рисунков Конашевича есть своя глубина, не сразу заметная внутренняя значительность. В них стоит вглядеться. Ю. Герчук / Детская литература. 1970. № 9 |
![]() |
- «Вот какой рассеянный». Издание 1930 и 1953 гг.
![]() |
Противопоставляя этим рисункам сделанную через четверть века книжку А. Каневского на ту же тему, А. Девишев говорит о неприятном «сутулом старикашке» старых рисунков Конашевича. Мне не хотелось бы ради схоластического вопроса «кто лучше?» критиковать характерные для своего времени и имеющие определенные достоинства рисунки Каневского. Но нужно заметить, что вызвавший эти нарекания веселый схематизм героя Конашевича куда больше сродни задорному ритму стихов Маршака, чем повествовательно-правдоподобные рисунки и Каневского, и самого Конашевича, который в поздних вариантах бесконечно переиздававшейся книжки все дальше отходил от игровой легкости первого издания в угоду изменявшимся педагогическим и художественным принципам времени. И при кажущейся «несерьезности» старых иллюстраций, именно в них и именно благодаря, а не вопреки их немного иронической схематичности, ощущается подлинность изображенной жизни, сохраняющая их живыми и свежими через сорок лет после того, как они были изданы впервые. Ю. Герчук / Детская литература. 1970. № 9 |
![]() |
Иллюстрировал произведения И. Крылова, Ю. Олеши, А. Гайдара, Л. Квитко.
- Владимир Конашевич
В. Конашевич признавался, что К. Чуковский – его любимый автор. А Чуковский считал Конашевича любимейшим иллюстратором. «“Муха-Цокотуха”, – писал К. Чуковский В. Конашевичу, – давно уже столь же моя, сколь и Ваша». Когда открывалась персональная выставка Конашевича, Чуковский писал: «Ваш праздник – это мой праздник, праздник всех моих Бармалеев, Айболитов и Мух-Цокотух. Благодаря Вам эти люди и звери явились миллионам советских ребят в прекрасном, поэтическом, благородном, изящном обличии... В каждом Вашем штрихе, в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты – огромное в три обхвата сердце, без которого было бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям».
Хотя начало этого знакомства было не очень приятным. Чуковскому крайне не понравились рисунки Конашевича.
![]() |
Третьего дня пошёл я в литографию Шумахера <…> и вижу, что рисунки к «Мухе-цокотухе» так же тупы, как и рисунки к «Муркиной книге». Это привело меня в ужас. Из дневника Корнея Чуковского |
![]() |
- Владимир Конашевич
В 1935 г. выходит сборник «Сказки» К. Чуковского с иллюстрациями В. Конашевича, за который оба автора подверглись жестокой критике приверженцев пролетарского искусства. Художника обвиняли в «левачестве», формализме, эстетстве и нелюбви к детям. «Дети отвернутся от пачкотни формалистов», - писал автор анонимной статьи «О художниках-пачкунах» (газета «Правда», 1936 г.). Изящно-прихотливый, романтический стиль В. Конашевича был далек от официальных канонов социалистического реализма.
![]() |
Есть школа компрачикосов детской книги, ма́стеров-пачкастеров. Художник Конашевич испачкал сказки Чуковского. Это сделано не от бездарности, не от безграмотности, а нарочито — в стиле якобы детского примитива. Это — трюкачество чистейшей воды. Это — «искусство», основная цель которого — как можно меньше иметь общего с подлинной действительностью. О художниках-пачкунах («Правда», 1 марта 1936 г.) |
![]() |
Во время ленинградской блокады В. Конашевич оставался в осажденном городе. Работал над оформлением ленинградского Военно-медицинского музея, сделал около пятидесяти рисунков для «Атласа переливания крови», рисовал портреты бойцов Ленинградского фронта. В блокадном Ленинграде была организована его персональная выставка. Позднее сам художник с присущей ему самоиронией говорил о своих блокадных работах: «Трудно представить себе, что они сделаны рукой дистрофика».
В 1950 году оформил сказки Х.К. Андерсена. С его иллюстрациями выходят сборники народных сказок – русских, украинских, английских, французских, китайских, африканских, эстонских, латышских.
Последняя работа В. Конашевича – иллюстрации ко всем сказкам А.С.Пушкина (1961–1962). Исследователь Л. Громова обращала внимание на то, что, кроме поиска пластического решения иллюстраций, Конашевич проводил настоящие научные изыскания, анализировал тексты Пушкина. Так, например, на одном из рисунков к «Сказке о золотом петушке» он изобразил царя с шутом играющими в шахматы. В окончательном варианте этой сцены у Пушкина не было, однако она была в одном из черновиков.
![]() |
«Восстановив» её в иллюстрациях, художник не стремился продемонстрировать свои познания. Он хотел заинтересовать читателя, быть может, несколько его озадачить и тем самым побудить к самостоятельным поискам. Громова Л. Пушкинские сказки в иллюстрациях Конашевича // Детская литература. — 1974. — № 2 |
![]() |
В. Конашевич также иллюстрировал произведения Н. Гоголя, Ф. Достоевского, А. Чехова, М. Зощенко, К. Федина, Б. Пастернака и др.
В. Конашевич не только иллюстратор, блистательный книжный график, один из отцов-основателей советской детской книги, но и выдающийся художник ХХ века: мастер станковой графики, цветных литографий, пейзажей Павловска и Ленинграда (в том числе блокадного), натюрмортов и портретов, выполненных в разных техниках. Его работы приобретены Третьяковской галереей. В. Конашевич выполнил шрифтовые композиции на памятнике «Жертвам революции» на Марсовом поле (автор текста – А.Луначарский). В 1921-1930 и 1944-1948 гг. В. Конашевич преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (бывшая Императорская академия художеств) рисунок и литографию, руководил графической мастерской. В 1945 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора искусствоведческих наук.
Владимир Конашевич – теоретик искусства, автор статей о книжной графике, писатель, автор документально-мемуарной прозы.
Неоднократно удостаивался высоких международных наград. За литографии к книге аббата Прево «Манон Леско» (издана в 1932 г. издательством «Academia») Конашевич получил золотую медаль на Всемирной выставке 1937 года в Париже. В 1959 г. на Международной выставке искусства книги социалистических стран в Лейпциге ему была присуждена Серебряная медаль за иллюстрации к детским книгам «Плывет, плывет кораблик» и «Сказки старого Сюня».
![]() |
Я просто выбрасываю готовый рисунок, если он хотя бы частично не удался. Не переделывая, не исправляя старого рисунка, я вновь рисую на чистой бумаге. Этим и достигается непосредственность и свежесть, если она у меня когда-нибудь бывает. Владимир Конашевич |
![]() |
«Заповеди для детских художников» В. Конашевич
В. Конашевич оставил своеобразные «заповеди для детских художников» (по аналогии с «Заповедями для детских поэтов» К. Чуковского)
- «Направление, по которому идет иллюстратор в своих рисунках, должно точно совпадать с основной линией рассказа, точно следовать развитию фабулы… Обе эти линии – линия повествования и линия иллюстрации – должны быть строго параллельны».
- «Художник должен смотреть глазами автора».
- Но рисунки могут иметь и самостоятельное значение, «отходить» от текста. Это возможно, если художник хочет развить недооценённые писателем темы, внести «подробности, упущенные автором, но имеющие существенное значение для характеристики героев и обстановки».
- Если «содержание текста имеет психологический характер, когда оно лишено внешнего действия («трудный случай» для иллюстратора!), художник может перенести свое внимание на пейзаж, на обстановку, создав фон, а через него – «настроение», как говорили в старину».
- Чтобы созданный художником образ был убедителен, иллюстратор должен «поверить в подлинную реальность того, что он читает». «Он поневоле должен читать, как ребёнок». «Эта вера в подлинность и реальность героев и обстановки повествования совершенно необходима художнику (он знает, конечно, читая, что все это вымысел; но знание пусть остается знанием, а вера – верой)».
- Натурализма в рисунке быть не должно. «Художественное произведение не протокол, а творчество с начала до конца».
- «Перегрузки в иллюстрации, в рисунке вообще я не люблю. В обилии материала тонет, гибнет внутренняя выразительность, как в большой, пышно украшенной шкатулке какая-нибудь маленькая драгоценность. Законченная в упор форма, разработанные до тошноты детали заслоняют суть рисунка и – что главное – лишают его напряженности».
- «Как бы легко и свободно ни был сделан рисунок, в нем все должно быть на месте и как раз в меру: ни убавить, ни прибавить! За этой легкостью может (и должен) скрываться большой труд: лаконичный рисунок – результат отметания лишнего. Но этот труд не должен выпирать: не надо, чтобы на произведении искусства оставались следы пота».
- Рисунок для детской книги должен быть вещественным, выразительным, ясным и лаконичным. (Из статьи «Некоторые мысли о приёмах иллюстрирования книги», 1935 г.)
Искусствоведы обращали внимание на то, что иллюстрации Конашевича сознательно лишены перспективы и светотени. Изображение у него – плоскостное, но при этом удивительно живое, достоверное и сказочно-волшебное одновременно. Эти принципы своего творчества Конашевич изложил и чётко аргументировал в статье «О рисунке для детской книги» (1925).
- Владимир Конашевич
- В рисунке для детей должна быть ясность, простота (но не нарочитое упрощение предмета) и выразительность.
- «Никаких нагромождений, (…) но и никаких упущений. Всякий предмет должен изображаться так, чтобы все его части были видны ясно: ноги у животных не должны накрывать одна другую, а должны быть показаны все; человек не должен изображаться в профиль («а где второй глаз?»), и т.д.»
Этим и объясняется отказ Конашевича от принципа перспективы, ведь «перспективное искажение так и будет принято за деформацию, а уменьшение предмета в силу перспективного удаления будет восприниматься как уменьшение действительное»! - «Предмет должен быть окрашен своим нормальным, локальным цветом» «Светотень должна быть исключена вовсе»! «Лучше, если теней не будет вовсе; лучше, если изображения в рисунке будут лежать на белой бумаге – без фона, который запутывает ребенка, мешает ему ясно видеть изображенные предметы». (Статья «О сказке»)
- «Таким образом, раз перспектива и светотень исключаются, изображение будет плоским (таким оно и должно быть)».
«Я создаю иллюзию объема, – писал Конашевич в другой своей статье, «О некоторых принципах оформления книги», – «оттушёвывая» предметы всегда с одной стороны. Этот «плоский объем» (потому что он на самом деле плоский, двухмерный) создает пространство, недостаточно глубокое, чтобы продырявить страницу… Этот «плоский объем» нужен мне еще для того, чтобы создать вещественность, материальность предмета» Об этом же говорится и в статье «Обложка детской книги»: «Удаленные предметы обычно окрашены у меня так же интенсивно, как и предметы на переднем плане. Кроме того, не всегда в моих рисунках можно определить, с какой стороны свет. Правда, я всегда все предметы притеняю с одной стороны, чтобы дать им объем, но не всегда делаю это одинаково: иногда выходит так, что один предмет на рисунке освещен справа, другой слева. Это делается не намеренно: просто иной раз удобнее, более с руки положить тень слева, а другой раз справа. Это несколько усугубляет условность пространства. Словом, вольно или невольно делается все, чтобы пространство не было глубоким»
- Композиционно рисунок должен строиться так, «чтобы взгляд ребенка направлялся на самое главное и потом шел по тем направлениям, куда развивается действие».
- «При всей своей простоте иллюстрация должна иметь максимум содержания, то есть заключать в себе много подробностей (не в ущерб, конечно, ясности изложения), чтобы ее «интересно» было рассматривать».
В.Фаворский отмечал, что «фантазирует Конашевич чрезвычайно сильно… Разные пустяки у него обрастают гроздьями выдумок, которым невольно удивляешься. А детям – это то, что надо». Поразительная иллюстрация к «Дюймовочке», где Мышь беседует с Кротом в норе, заставленной всякими вещичками, полна тревожной притягательности. Это остро почувствовал и Фаворский: «Мы переживаем фантастическую историю ее запаса. То, что лежит на полках, намекает на какие-то новые истории. Вообще, каждый угол рассказывает новое»).
- Рисунок всегда должен быть композиционно завершён.
В статье «О некоторых принципах оформления книги» (1947) Конашевич писал: «Когда у меня в Академии художеств заходит разговор со студентами о средствах и способах выражения, я даю им один совет: взять лист бумаги, вырезать в нем небольшое квадратное окошечко, положить этот лист на рисунок и передвигать его по рисунку во всех направлениях. Где бы мы ни остановили лист, в окошечке должен быть виден фрагментик рисунка, композиционно завершенный. Даже в тех случаях, когда нам не ясно, что там изображено (так как мы видим слишком малую часть изображённого), распределение пятен и линий композиционно нас должно удовлетворять».
Часто на одном и том же рисунке Конашевич показывает последовательность действий героя или даже события, которые происходят в разных местах. Этот приём тоже тщательно обоснован:
- «Можно для удовлетворения законного любопытства ребенка поступиться единством времени и пространства (…). Это не будет нарушением требований реализма – хотя бы потому, что самые категории времени и пространства для ребенка не имеют еще полной реальности».
Не раз Конашевич говорил о том, что иллюстрация для детей должна обладать максимальной выразительностью. Состояние изображённого героя должно передаваться зрителю.
- «Только во имя экспрессии (…) может быть дозволено (а иногда и нужно) искажение реальной формы, с тем, однако, чтобы предмет оставался всегда самим собой. Так, например, если в тексте книжки говорится о носатом человеке, то на картинке может быть не человек с большим носом, а нос, к которому приставлен человек (конечно, такие приемы не должны переходить границ – рисунки не должны превращаться в карикатуры)».
В статье «О сказке» (1953) Конашевич пишет: «Я твердо уверен, что с ребенком не нужно сюсюкать и не нужно карикатурно искажать формы. Дети – народ искренний, все принимают всерьез. И к рисунку в книжке они относятся серьезно и доверчиво. Потому и художнику надо к делу относиться серьезно и добросовестно». Конашевич отмечает, что художник в своих иллюстрациях должен показать больше, чем фантастическая оболочка сказки. «Он должен добраться до правды сказки, до ее подлинной реальности». Чтобы передать дух народного творчества, художник сам должен обладать «этой наивной непосредственностью».
Большое значение для книги имеет обложка. Принципы её оформления изложены В. Конашевичем в статье «Обложка детской книги» (1955–1960).
- Владимир Конашевич
- Обложка должна быть яркой, декоративной.
- «Рисунок на обложке должен только намекать на содержание книжки, но никак не раскрывать его полностью. На моей обложке к сказкам бр. Гримм «Семеро храбрецов» и «Умная Эльза» изображены все действующие лица обеих сказок, но совсем не в тех взаимоотношениях, как в сказках. На обложке умная Эльза угощает храбрецов пивом, которое нацедила из бочки в погребе, а в книжке они из разных сказок и вовсе не встречаются. Таким образом: хоть все персонажи сказок здесь и показаны на обложке, чтобы заинтересовать читателя, но содержание сказки не раскрыто».
- Нельзя изображать на обложке основные события книги.
- Обложка должна сближаться с плакатом по остроте замысла и неожиданности цветового решения, но должна быть сложнее и содержательнее плаката.
- Пейзаж на обложке не должен выходить за край поля, лучше его обрамить орнаментом.
- Нельзя накладывать шрифт на объёмный рисунок (Конашевич приводит пример, когда надпись на обложке идёт прямо по штанам мальчика)
- Не стоит размещать надпись… на небе. «Надпись в таком случае кажется висящей в воздухе. Так или иначе вещь, лишенная объема, входит в пространственную композицию. Это нелепо!» Но и внизу не стоит тоже: мы привыкли читать сверху вниз, а не наоборот. Сам Конашевич изображал название в картуше, «таблетке», цветном флажке.19 Сказочный мир Ивана Билибина
- О шрифтах. «Не следует выдумывать шрифты вычурные, коверкающие буквы, шрифты неудобочитаемые, делать буквы из фигурок зверей, из веточек, елочек и проч. Я особенно предостерегаю от всего этого потому, что сам когда-то в прошлом отдал большую дань издевательству над русским алфавитом, о чем теперь весьма сожалею».
Статьи В. Конашевича полны острых, живописных наблюдений и афоризмов. Вот некоторые из них: «В искусстве все (или почти все, если хотите) можно, если это сделано талантливо, и ничего нельзя, если это сделано бездарно». «Ребенку нужно настоящее искусство, а не подделки под него, не бездарные суррогаты».
А эти слова Владимира Конашевича, сказанные больше полувека назад, актуальны и сегодня: «Плохая традиция не живет долго. Это только случайные вспышки дурного вкуса. Они могут только задержать на время нормальный путь искусства…»
Книги
- Дедушка Рох : польские народные детские песенки / пересказал Борис Заходер ; рисунки Вл. Конашевича. — Москва : Издательство «Мелик-Пашаев», 2013. — 16 с. : ил.
- Барто, А. Л. Игрушки : [стихи] / Агния Барто ; [художник В. Конашевич]. — Москва : Мелик-Пашаев, 2014. — 12 с. : ил.
- Чуковский, К. И. Федорино горе : [сказка] / Корней Чуковский ; рисунки В. Конашевича. — Москва : Мелик-Пашаев, 2014. — 16 с. : ил.
- Чуковский, К. И. Путаница : [сказка] / Корней Чуковский ; рисунки В. Конашевича. — Москва : Мелик-Пашаев, 2014. — 12 с. : ил.
- Былины / пересказала для детей Н. П. Колпакова ; рисунки В. М. Конашевича. — Москва : Мелик-Пашаев, 2014. — 47 с. : ил.
- Гримм, В. Семеро храбрецов. Умная Эльза : сказки / [Вильгельм Гримм, Якоб Гримм] ; рисунки В. Конашевича ; [пересказал с немецкого А. Введенский]. — Москва : Мелик-Пашаев, 2014. — 16 с. : ил.
- Кончаловская, Н. П. Сказ про муравья и великана: [стихи] / Наталья Кончаловская ; рисунки Владимира Конашевича. — Москва : Мелик-Пашаев, 2015. — 20 с. : ил.
- Маршак, С. От одного до десяти: весёлый счёт / Самуил Маршак ; художник Владимир Конашевич. ― Москва: Мелик-Пашаев, 2015. ― 20 с. : ил. ― (Тонкие шедевры для самых маленьких).
- Чуковский К. Муха-Цокотуха : [сказка в стихах] / [Корней Иванович Чуковский ; художник Владимир Михайлович Конашевич]. — Москва : Мелик-Пашаев, 2016. — 12 с. : ил.
О жизни и творчестве
- Конашевич Владимир Михайлович / Библиогид — Дарья Герасимова
- Конашевич В.М. О себе и своём деле: Воспоминания; Статьи; Письма; С приложением воспоминаний о художнике. — М.: Дет. лит., 1968. — С. 39.
- Чайко-Конашевич О.В. Воспоминания // Конашевич В.М. О себе и своём деле: Воспоминания; Статьи; Письма; С приложением воспоминаний о художнике. — М.: Дет. лит., 1968. — С. 413.
- Герчук Ю. Конашевич в жизни и в искусстве // Детская литература. — 1969. — № 7. — С. 39.
- Герчук Ю. На улице Бассейной // Детская литература. — 1970. — № 9. — С. 46.