Шергин Борис Викторович

Материал из ПроДетЛит
Версия от 20:28, 15 сентября 2019; Dzyaloshinskiy (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Борис Шергин |Портрет = <!-- впишите назв…»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Борис Шергин
Дата рождения 26.07.1893
Место рождения г. Архангельск, Российская империя
Дата смерти 31.10.1973
Место смерти г. Москва, СССР
Гражданство Российская империя
Период творчества XX век
Род деятельности писатель, фольклорист, публицист, художник



Борис Викторович Шергин — писатель, фольклорист, публицист, художник.

Биография

Борис Викторович Шергин родился 28 (16) июля 1893 г. в городе Архангельске в семье коренных поморов. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и поморский кодекс чести. Мать — коренная архангелогородка, старообрядка, — познакомила сына с народной поэзией Русского Севера (сказками, преданиями, старинными духовными песнопениями). Няня Шергина Наталья Петровна Бугаева и близкий друг семьи Пафнутий Осипович Анкудинов научили мастерству исполнения былин-баллад.

С детства Шергин копировал картинки из «Соловецкого патерика» — книги поморских староверов. В годы учебы в Архангельской мужской губернской гимназии (1903–1912) начал собирать северные былины, сказки; занялся изготовлением и оформлением рукописных книг. Полюбившиеся баллады и сказы Шергин исполнял в гимназии, дома, в кругу сверстников. Посещал архивы Архангельского краеведческого музея и Адмиралтейства, увиденные экспонаты запоминал и мастерил дома модели кораблей, старинных северных церквей, расписывал утварь. У местных мастеров Шергин учился поморской иконописи.

С началом XX века, на волне интереса в обществе к русскому народному искусству, в журналах появились очерки о Севере. Увлеченный художественной стариной, Шергин читал статьи этнографов и фольклористов, восторженно изучал репродукции картин Билибина, Васнецова, Нестерова, Коровина, посвященные Русскому Северу. Разносторонние интересы усложняли выбор жизненного пути для юного Шергина. В 1911 г. произошла встреча, которая повлияла на его профессиональный выбор в пользу искусства, — Шергин познакомился с московским художником Петром Ивановичем Субботиным, оценившим художественные способности юноши и посоветовавшим ему учиться в Строгановском училище.

В 1913 г. Шергин поступил в Строгановское центральное художественно-промышленное училище. Его учителем стал известный художник С. В. Ноаковский.

В Москве оценили не только художественные способности Шергина, но и его знание народного слова, талант сказочника. В 1915 году произошло знакомство Шергина с удивительной пинежской сказительницей Марьей Дмитриевной Кривополеновой, и начались их совместные выступления с былинами и сказками в Москве и Петербурге.

В студенческие годы Шергин страстно заинтересовался старообрядчеством — от его истоков до древних икон и духовных песен. В это время им были созданы иконы «Сожжение Аввакума», «Хотят гореть. Из истории староверия на севере», которые вместе с другими иконами были представлены в Архангельске на художественной выставке «Русский Север» (1917). Путь писателя в литературу начался с очерков, посвященных талантливым певцам из народа, чьё искусство стало неоценимой поддержкой и опорой в творческом самоутверждении будущего писателя. Рассказы «Из недавнего прошлого — «Священник Евтропий» (1914); «Пафнутий Осипович Анкундинов» и «Наталья Петровна Бугаева» (1916); «Отходящая красота» о сказительнице М. Д. Кривополеновой (1915) появились в 1914–1916 гг. на страницах газеты «Архангельск». Но первым своим серьёзным рассказом Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти» (1919).

В 1915 г. Шергин встретился с земляками — известными учеными-фольклористами братьями Борисом и Юрием Соколовыми, которые не раз приглашали его в Московский университет иллюстрировать пением лекции по народной словесности.

В 1916 г. по поручению Отделения русского языка и словесности Академии наук Шергин совершил поездку в Архангельскую и Олонецкую губернии. Записанный им фольклорный материал был высоко оценен учеными.

Окончив Строгановское училище (1917), Шергин вернулся в Архангельск. Работал в Архангельском краеведческом музее (1917–1919), занимаясь реставрацией и составлением новых коллекций, организацией выставок, археографией. Состоял членом Архангельского общества изучения Русского Севера.

После революции Шергин заведовал кустарно-ремесленными мастерскими в Архангельске, содействуя возрождению холмогорской техники резьбы по кости (1919–1921).

Борис Шергин был помолвлен, но произошло несчастье, — в 1919 году в Архангельске он попал под трамвай, потерял правую ногу. Это побудило Шергина разорвать помолвку.

Начало 20-х гг. в Архангельской губернии было связано с антицерковной государственной политикой большевиков и террором. Закрывались церкви, уничтожались святыни и древние памятники, изгонялись священники. В области шла организация лагерей для ссыльных и репрессированных. Обстоятельства вынудили Шергина уехать из Архангельска.

В 1921 г. Шергин принял приглашение директора Московского Института Детского чтения А. К. Покровской участвовать в работе художественно-этнографического бюро института. Шергин приехал в Москву и поселился в подвале здания Института в Сверчковом переулке.

В 20-е гг. Шергин выступал перед юными слушателями в клубах, школах, библиотеках, рассказывая о народной культуре Севера, исполняя сказания и баллады. Работал художником-рецензентом по оформлению и иллюстрации детской книги в Институте Детского чтения. (1921–1933). Чтобы поддержать интерес к древней былине и сказке, Шергин задумал ряд книг — художественных переработок северорусского фольклора.

В 1924 г. вышла первая книга Шергина «У Архангельского города, у корабельного пристанища». В сборник вошли художественно обработанные старинные народные былины-баллады, услышанные Шергиным от матери, с нотациями мелодий. Цветные иллюстрации в книге были выполнены в иконографической манере самим Шергиным.

В конце 20-х гг. на страницах журнала «Пионер» появились первые произведения писателя для детей, — ставшие вскоре знаменитыми сказки о Шише: «Доход не живёт без хлопот». «Наш пострел везде поспел», «За шишовым языком не поспеешь босиком» (1928, № 24; 1829 № 4–5).

Сказочная «эпопея» о Шише — беглом холопе, мошеннике и плуте, складывалась еще при Иване Грозном, но в наиболее полном виде эпос сохранился лишь на Севере. Здесь в Архангельской губернии Шергин собрал более 100 сказок о Шише.

В конце 20-х гг. Шергин начал переводить на язык народных преданий избранные литературные произведения, публикуя свои рассказы в журнале «Дружные ребята». В 1928 г. вышел сказ «О лопарях» — поэтическое переложение в духе «Калевалы» одной из глав повести М. Пришвина «За волшебным колобком». В 1929 г. перевел на фольклорную почву очерк писателя-этнографа П. П. Инфантьева, посвященного истории северных мореплавателей, рассказав о «Мурманских зуйках», юных мальчишках, работающих на промысловых кораблях. Зуйком был в юности отец Шергина.

В 1930 году была издана первая книга сказок о веселом бродяге Шише «Шиш московский». Необычайный успех принесли Шергину выступления со сказками о Шише на радио под псевдонимом «Шиш Московский» (1932–1933). Шергину удалось передать музыку устного исполнения народных сюжетов, увлечь слушателей народной сказкой. В его исполнении балагур, бродяга и плут, надувающий богачей, стал любимым героем детей тех лет.

В 1931 г. в Ленинграде вышел сборник актрисы и фольклористки О. Э. Озаровской «Пятиречие», в который вошли сказка-скоморошина «Золоченые лбы», «Волшебное кольцо» и др. В этих сказках Шергин задумал перенести фольклорных героев в современность, где они бы жили собственной жизнью.

В 30-е годы начиналось оригинальное литературное творчество Шергина-прозаика. Героями его новелл становятся почитаемые в народе мастеровые-художники. В 1934 г. Шергиным был создан сказ «Рождение корабля», посвященный талантливому архангельскому кораблестроителю. Максим Горький назвал его одним из лучших рассказов писателя и напечатал его в журнале «Колхозник». В 1932-1933 гг. рассказы Шергина выходили на страницах журналов «Чиж», «Юный натуралист и др.

В 1936 г. вышел второй сборник Шергина — «Архангельские новеллы». Шергин поместил в книгу новеллы и сказки, бытовавшие на Севере, услышанные от бывалых людей и художественно обработанные писателем. В них Шергин не реставрировал, а продолжал традиции народного и сказочного искусства.

В 1934 году Шергин вступил в Союз писателей и от Московской организации был избран делегатом на Первый Всесоюзный съезд писателей.

В 1939 г. в Гослитиздате вышла новая, очень заметная в творчестве писателя книга «У песенных рек», которая открывалась большим циклом авторских, собственных шергинских произведений. В сборник вошла большая часть прозы писателя, созданная в 30-е гг. и посвященная Белому морю, рыболовному промыслу, городу Архангельску. В сборник вошли маленькие поэмы о морском искусстве и житейской мудрости людей Поморья. В книгу Шергин поместил созданный к 100-летнему юбилею Пушкина сказ «Пинежский Пушкин», преподнесенный писателем от лица трех женщин-крестьянок.

Отдельные сказки и новеллы Шергина печатались в «Литературной газете», «Известиях», «Ленинградской правде», в газетах, издаваемых в Архангельске, в журналах «30 дней», «Октябрь», «Смена», «Пионер», «Вокруг света», «Нева», «Колхозник».

В годы Великой Отечественной войны Шергин выступал в воинских частях Москвы, школах, в вузах, сельских клубах. Событиям военных лет он посвятил свои рассказы «Золотая сюрприза», «Офонина бабушка», «Три сына». Не смотря на проблемы со здоровьем, и почти полную потерю зрения, писатель продолжал работать.

Сразу после войны Шергин выпустил книгу «Поморщина-корабельщина» (1947), в которую он включил наиболее «обкатанные» в живом исполнении фольклорные обработки и рассказы о Севере. К моменту выхода книги в стране началась беспрецедентная государственная компания по удушения искусства. Творчество Шергина объявили псевдонародным, его перестали печатать, не позволяли выступать со сцены.

Лишь через десять лет в «Детлите» вышла очередная книги писателя «Поморские были и сказания» (1957, 1971), оформленная В. А. Фаворским. Сборник вобрал в себя все лучшее, изначально адресованное детям или вошедшее в детское чтение.

Настоящую славу и признание писателю принесла книга «Океан — море русское», изданная в «Молодой гвардии» (1957, 1959, 1961). В нее вошли лучшие оригинальные произведения Шергина 30-х и 50-х гг. Шергин поместил в сборник «Сказ о Ломоносове», созданный к 250-летию ученого. Писатель взял за основу и обработал дореволюционную книгу Б. Н. Меншуткина «Михайло Васильевич Ломоносов».

В 1960 г. Шергин переехал со Сверчкового переулка на Рождественский бульвар. Здесь писатель прожил 13 лет, выезжая на лето в подмосковное Хотьково.

В 1967 г. за заслуги в развитии советской литературы Борис Шергин был награжден орденом трудового Красного Знамени.

Тогда же была выпущена книга «Запечатленная слава» (1967, 1983) — наиболее полное прижизненное издание писателя. Еще одна книга Шергина «Гандвиг — студеное море» (1971, 1977, 1987) вышла на родине писателя в 1971 г.

Борис Викторович Шергин умер 31 октября 1973 года в Москве. Писатель был похоронен на Кузьминском кладбище.

В конце 70-х — начале 1980-х гг. книги Шергина издавались довольно часто и большими тиражами. В сборниках понемногу печатались отрывки из дневников Шергина, которые писатель вел большую часть жизни. В этот период были опубликованы: «Избранное» (1977); «Повести и рассказы» (1984); «У Ахангельского города : рассказы, сказки и были» (1985); «Древние памяти : поморские были и сказания» (1989 ); сборник «Изящные мастера» (1990).

В разные годы издательство «Детская литература» выпускала для детей былины, сказки и рассказы писателя: «Авдотья Рязаночка» (1958); «Илья Муромец» (1963); пословицы «Добрый молодец» (1964), в серии «Книга за книгой» — «Гости с Двины» (1970), «Рассказы и сказки» (1987); «Незабудки : пословицы в рассказах» (1969); «Одно дело делаешь, другого не порть» (1977); рассказ «Миша Ласкин» (1976) с рисунками Н. Устинова; «Сказки о Шише» (1981, 1989) с рисунками А. Костина. Многие произведения автора выходили в коллективных сборниках и периодических журналах для детей.

В красочном оформлении вышли книги: «Небылицы в лицах» (1970) с рисунками В. Лосина; «Ваня Датский» (1971) с рисунками В. Перцова; рассказ «Собирай по ягодке — наберешь кузовок» (1986). В разные годы

«Ваня Датский» (1979, 1982, 1988, 1991) в разные годы издавался с рисунками А. Олина и Т. Сергеевой. Ставропольское книжное изд-во выпустило «Три сказки о Шише» (1986), Новосибирское книжное издательство — рассказ «Рождение корабля» (1988).

В постсоветский период вновь начали появляться сказки Шергина: «Лисичка, иди играть!» (1991); сказки Шергина с иллюстрациями художника В. Чапли из серии «Моя любимая книжка» (2003).

Современные издания сказок писателя под названием «Волшебное кольцо» выходили в Москве с иллюстрациями разных художников — с рисунками художников А. Елисеева (2011), В. Чапли (2016).

Книга Шергина «Рождение корабля» (2017) вышла на Соловецких островах с рисунками художницы Анастасии Соротокиной.

В 2012-2015 гг. издательством «Москвоведение» было выпущено четырёхтомное собрание сочинений «Борис Викторович Шергин», наиболее полно отражающее его литературное творчество. В четырёх томах собраны самые лучшие произведения поэзии и прозы Шергина, его очерки об искусстве, литературно-критические статьи, письма, дневники, иллюстрации фотографии и статьи о писателе.

Книги писателя-помора неоднократно переиздавались на Севере.

В городе Архангельске к 110-летннему юбилею Шергина была учреждена «Премия им. Б. В. Шергина» (2003).

Книги

Книги Б. В. Шергина в Национальной электронной детской библиотеке

О жизни и творчестве

Экранизации

Музеи писателя

  • В 2008 г. Соломбальской библиотеке № 5. г. Архангельска присвоено имя Б. В. Шергина. В библиотеке создана музейная экспозиция, посвященная Б. В. Шергину, ежегодно проводятся Шергинские чтения для специалистов библиотек, педагогов, краеведов, журналистов.
  • Библиотечно-краеведческий центр в городе Хотьково (Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный район) носит имя Б. В. Шергина.
  • В 2003 году в ознаменование 110-летия со дня рождения писателя была учреждена «Премия им. Б. В. Шергина». Учредители конкурса — мэрия города Архангельска и Архангельское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз писателей России». Организатор конкурса — управление культуры и молодёжной политики мэрии города. Первые премии имени Б. В. Шергина были вручены в 2005 году и до 2009 года являлись ежегодными. В 2010 году было принято решение вручать премию имени Шергина один раз в два года. В 2015 году премия вручалась седьмой раз.

Памятники писателю

  • Памятник Б. В. Шергину в г. Архангельске на проспекте им. Чумбарова-Лучинского. Скульптор С. Н. Сюхин. 2013 г.