44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Лидия Чарская родилась 19 (31) января 1875 года в Санкт-Петербурге в семье военного инженера Алексея Александровича Воронова. Мать, Антонина Дмитриевна Крахоткина, дочь петербургского купца, умерла при родах, и девочку воспитывали сестры матери. Позднее отец женился на своей кузине, генеральской дочери Анне Павловне Вороновой (род. в 1857 г.). В этом брака родилось ещё четверо детей. Одиннадцатилетнюю Лидию поместили в закрытое учебное заведение для девочек-сирот – Павловский институт благородных девиц. Суровая дисциплина, постоянная зубрёжка, скудная еда, грубая одежда — всё поначалу отталкивало её. Но со временем Лидия стала терпимее, увлеклась чтением и сочинительством. С десяти лет писала стихи, в пятнадцать начала вести дневник. Впечатления институтской жизни легли в основу ее будущих книг. | Лидия Чарская родилась 19 (31) января 1875 года в Санкт-Петербурге в семье военного инженера Алексея Александровича Воронова. Мать, Антонина Дмитриевна Крахоткина, дочь петербургского купца, умерла при родах, и девочку воспитывали сестры матери. Позднее отец женился на своей кузине, генеральской дочери Анне Павловне Вороновой (род. в 1857 г.). В этом брака родилось ещё четверо детей. Одиннадцатилетнюю Лидию поместили в закрытое учебное заведение для девочек-сирот – Павловский институт благородных девиц. Суровая дисциплина, постоянная зубрёжка, скудная еда, грубая одежда — всё поначалу отталкивало её. Но со временем Лидия стала терпимее, увлеклась чтением и сочинительством. С десяти лет писала стихи, в пятнадцать начала вести дневник. Впечатления институтской жизни легли в основу ее будущих книг. | ||
В 1893г. Л. А. Воронова с отличием окончила институт и вскоре вышла замуж за ротмистра Лейб-Гвардии 2-го Стрелкового батальона Бориса Павловича Чурилова (род. 9 июня 1868). Через два года, 15 декабря 1896 года, у них родился сын Георгий. Но союз с Чуриловым оказался недолгим. Согласно документам Курского Епархиального Начальства, 7 сентября 1901 года брак Бориса и Лидии был расторгнут. Георгий остался с матерью, а Б. П. Чурилов уехал в Сибирь к месту службы. В 1914 году Лидия вышла замуж за дворянина Василия Ивановича Стабровского, который был на семнадцать лет моложе ее. Этот брак продлился не больше года. А в 1920 году она стала женой красноармейца Алексея Никифоровича Иванова (род. в 1888 г.). После заключения брака оба взяли двойную фамилию Ивановы-Чарские. Алексей пережил Лидию на пять лет и скончался в январе 1942 года во время Блокады. О судьбе сына Чарской Георгии данные противоречивы. По одним сведениям, он погиб в Гражданскую войну, по другим – дожил почти до сорока лет и умер в Харбине. Первый муж Чарской Б. П. Чурилов погиб на германском фронте в Первую мировую. | В 1893г. Л. А. Воронова с отличием окончила институт и вскоре вышла замуж за ротмистра Лейб-Гвардии 2-го Стрелкового батальона Бориса Павловича Чурилова (род. 9 июня 1868). Через два года, 15 декабря 1896 года, у них родился сын Георгий. Но союз с Чуриловым оказался недолгим. Согласно документам Курского Епархиального Начальства, 7 сентября 1901 года брак Бориса и Лидии был расторгнут. Георгий остался с матерью, а Б. П. Чурилов уехал в Сибирь к месту службы. В 1914 году Лидия вышла замуж за дворянина Василия Ивановича Стабровского, который был на семнадцать лет моложе ее. Этот брак продлился не больше года. А в 1920 году она стала женой красноармейца Алексея Никифоровича Иванова (род. в 1888 г.). После заключения брака оба взяли двойную фамилию Ивановы-Чарские. Алексей пережил Лидию на пять лет и скончался в январе 1942 года во время Блокады. О судьбе сына Чарской Георгии данные противоречивы. По одним сведениям, он погиб в Гражданскую войну, по другим – дожил почти до сорока лет и умер в Харбине. Первый муж Чарской Б. П. Чурилов погиб на германском фронте в Первую мировую. | ||
Материальные трудности и желание реализовать свои артистические способности побудили Лидию Чурилову в августе 1897 года поступить на Драматические курсы при Императорском театральном училище. По окончании курсов Лидия определилась в Александринский Императорский театр, где прослужила с 1898 по 1924 год. Именно там, на сценических подмостках, родился псевдоним «Чарская». | Материальные трудности и желание реализовать свои артистические способности побудили Лидию Чурилову в августе 1897 года поступить на Драматические курсы при Императорском театральном училище. По окончании курсов Лидия определилась в Александринский Императорский театр, где прослужила с 1898 по 1924 год. Именно там, на сценических подмостках, родился псевдоним «Чарская». | ||
Она была характерной актрисой, играла роли третьего, редко – второго плана: сумасшедшей барыни в «Грозе» А. Н. Островского, Шарлотты в «Вишневом саде» и Дашеньки в «Свадьбе» А. Чехова. За небольшие, эпизодические роли в театре платили мало, и Лидия решила попытать счастья на писательском поприще. В 1901 году она начала писать повесть «Записки институтки», основанную на её школьных дневниках, которая публиковалась по частям издательством Маврикия Вольфа в детском журнале «Задушевное слово» под псевдонимом «Чарская». Так началась ее писательская карьера. | Она была характерной актрисой, играла роли третьего, редко – второго плана: сумасшедшей барыни в «Грозе» А. Н. Островского, Шарлотты в «Вишневом саде» и Дашеньки в «Свадьбе» А. Чехова. За небольшие, эпизодические роли в театре платили мало, и Лидия решила попытать счастья на писательском поприще. В 1901 году она начала писать повесть «Записки институтки», основанную на её школьных дневниках, которая публиковалась по частям издательством Маврикия Вольфа в детском журнале «Задушевное слово» под псевдонимом «Чарская». Так началась ее писательская карьера. | ||
Повесть имела ошеломляющий успех. Молодая писательница стала кумиром многих девочек и барышень. Журнал «Русская школа» № 9 в 1911 году сообщал, что в сочинении на тему „Любимая книга“ гимназистки почти единогласно указали произведения Чарской. | Повесть имела ошеломляющий успех. Молодая писательница стала кумиром многих девочек и барышень. Журнал «Русская школа» № 9 в 1911 году сообщал, что в сочинении на тему „Любимая книга“ гимназистки почти единогласно указали произведения Чарской. | ||
Из года в год издательство «Товарищество М. О. Вольф» печатает ее книги, бо́льшая часть которых рассказывает о школьной жизни, о воспитанницах закрытых школ-пансионов, о любви, о девичьей дружбе: «За что?» (1909), «Большой Джон» (1910), «На всю жизнь» (1911), «Цель достигнута» (1911). Чарская раскрывает полный страхов и грёз внутренний мир маленькой девочки. В этих повестях яркая эмоциональность сентиментализма начала XIX века соединяется с повышенным интересом к миру грез и снов, привнесенным в литературу писателями-модернистами. От последних Лидия Чарская унаследовала интерес к страшному и стала часто использовать мотивы детских рассказов-страшилок. Другой ряд произведений — «Княжна Джаваха» (1903), «Люда Влассовская» (1904), «Белые пелеринки» (1906), «Юность Лидии» (1912) — также биографичен, но события жизни автора служат в них лишь основой. Сентиментально-драматическая тональность, неопределенность судьбы героев, ожидание напряженной развязки привлекают читателя. И здесь автор воспроизводит внутренний мир девушки, показывая становление героини как личности. | Из года в год издательство «Товарищество М. О. Вольф» печатает ее книги, бо́льшая часть которых рассказывает о школьной жизни, о воспитанницах закрытых школ-пансионов, о любви, о девичьей дружбе: «За что?» (1909), «Большой Джон» (1910), «На всю жизнь» (1911), «Цель достигнута» (1911). Чарская раскрывает полный страхов и грёз внутренний мир маленькой девочки. В этих повестях яркая эмоциональность сентиментализма начала XIX века соединяется с повышенным интересом к миру грез и снов, привнесенным в литературу писателями-модернистами. От последних Лидия Чарская унаследовала интерес к страшному и стала часто использовать мотивы детских рассказов-страшилок. Другой ряд произведений — «Княжна Джаваха» (1903), «Люда Влассовская» (1904), «Белые пелеринки» (1906), «Юность Лидии» (1912) — также биографичен, но события жизни автора служат в них лишь основой. Сентиментально-драматическая тональность, неопределенность судьбы героев, ожидание напряженной развязки привлекают читателя. И здесь автор воспроизводит внутренний мир девушки, показывая становление героини как личности. | ||
Другая любимая тема Чарской – приключения потерянных, осиротевших или похищенных детей: «Лесовичка» (1909), «Сибирочка» (1910). Также ею написано множество книг и рассказов по истории России: «Смелая жизнь» (1905), «Газават» (1906), «Так велела царица» (1910). Писала Лидия Чарская и сказки (1912): «Дуль-Дуль, король без сердца», «Мельник Нарцисс», «Чудесная звёздочка», «Дочь Сказки», «Король с раскрашенной картинки», «Подарок феи», «Царевна Льдинка», «Волшебная сказка» и другие. Она была автором рассказов и романов, пьес и стихов. Ее сборник стихов и песен для юношества «Голубая волна» выдержал не одно издание. | Другая любимая тема Чарской – приключения потерянных, осиротевших или похищенных детей: «Лесовичка» (1909), «Сибирочка» (1910). Также ею написано множество книг и рассказов по истории России: «Смелая жизнь» (1905), «Газават» (1906), «Так велела царица» (1910). Писала Лидия Чарская и сказки (1912): «Дуль-Дуль, король без сердца», «Мельник Нарцисс», «Чудесная звёздочка», «Дочь Сказки», «Король с раскрашенной картинки», «Подарок феи», «Царевна Льдинка», «Волшебная сказка» и другие. Она была автором рассказов и романов, пьес и стихов. Ее сборник стихов и песен для юношества «Голубая волна» выдержал не одно издание. | ||
Произведения Л. А. Чарской уже больше ста лет вызывают споры критиков и литературоведов. Ее творчество, ее нравственно-эстетическая позиция в разные времена имели противоположные трактовки. И пока девочки зачитывались ее историями и бредили институтами, критики практически единодушно выступали против произведений писательницы. Молодой критик К. Чуковский ядовито высмеивал книжки Чарской, называя их «фабрикой ужасов». Педагог В. Фриденберг в своей статье «За что дети любят и обожают Чарскую?» писал, что произведения Чарской значительно страшнее порнографии, поскольку они «особенно действуют развращающе на юных девушек». (1912 г.) С. Маршак на Первом съезде писателей СССР в 1934 году заявил, что «убить» Чарскую «было не так-то легко», и она «продолжает жить в детской среде, хотя и на подпольном положении». А педагог и историк русской детской литературы Н. В. Чехов, называя Чарскую самым популярным детским писателем, в 1909 году писал: «Актриса по профессии, г-жа Чарская обладает живою фантазиею и вполне литературным слогом. Сочинения ее всецело принадлежат к романтическому направлению в детской литературе: главный интерес их в занимательности рассказа, необычайных приключениях и выдающихся характерах героев и героинь». (Детская литература / сост. Н. В. Чехов. – М.: Польза, 1909, с. 141). И по признанию Фёдора Сологуба, «на всем протяжении русской детской литературы (а, быть может, и всемирной) не было писателя, столь популярного среди подростков, как Л. Чарская. Популярность Крылова в России и Андерсена в Дании не достигала такой напряженности и пылкости. И эта популярность была вполне заслужена Чарской» (19 дек. 1926 г.) Ее повести переводились на иностранные языки: немецкий, польский, французский, чешский, английский. А редакция журнала «Задушевное слово» даже учредила стипендию для гимназистов имени Лидии Чарской. Писательница была членом Санкт-петербургского литературного общества (СЛО), задуманного как продолжение Союза взаимопомощи русских писателей, которое просуществовало с 1907 по 1911 год. В него входил и К. Чуковский. | Произведения Л. А. Чарской уже больше ста лет вызывают споры критиков и литературоведов. Ее творчество, ее нравственно-эстетическая позиция в разные времена имели противоположные трактовки. И пока девочки зачитывались ее историями и бредили институтами, критики практически единодушно выступали против произведений писательницы. Молодой критик К. Чуковский ядовито высмеивал книжки Чарской, называя их «фабрикой ужасов». Педагог В. Фриденберг в своей статье «За что дети любят и обожают Чарскую?» писал, что произведения Чарской значительно страшнее порнографии, поскольку они «особенно действуют развращающе на юных девушек». (1912 г.) С. Маршак на Первом съезде писателей СССР в 1934 году заявил, что «убить» Чарскую «было не так-то легко», и она «продолжает жить в детской среде, хотя и на подпольном положении». А педагог и историк русской детской литературы Н. В. Чехов, называя Чарскую самым популярным детским писателем, в 1909 году писал: «Актриса по профессии, г-жа Чарская обладает живою фантазиею и вполне литературным слогом. Сочинения ее всецело принадлежат к романтическому направлению в детской литературе: главный интерес их в занимательности рассказа, необычайных приключениях и выдающихся характерах героев и героинь». (Детская литература / сост. Н. В. Чехов. – М.: Польза, 1909, с. 141). И по признанию Фёдора Сологуба, «на всем протяжении русской детской литературы (а, быть может, и всемирной) не было писателя, столь популярного среди подростков, как Л. Чарская. Популярность Крылова в России и Андерсена в Дании не достигала такой напряженности и пылкости. И эта популярность была вполне заслужена Чарской» (19 дек. 1926 г.) Ее повести переводились на иностранные языки: немецкий, польский, французский, чешский, английский. А редакция журнала «Задушевное слово» даже учредила стипендию для гимназистов имени Лидии Чарской. Писательница была членом Санкт-петербургского литературного общества (СЛО), задуманного как продолжение Союза взаимопомощи русских писателей, которое просуществовало с 1907 по 1911 год. В него входил и К. Чуковский. | ||
За 20 лет творчества Лидия Чарская написала 80 повестей, 20 сказок, 200 стихотворений. Большая часть её книг была выпущена издательствами «Товарищество М.О. Вольф» и «И. Кнебель». Но хотя ее книги были сверхпопулярны, они не сделали Чарскую богатой: Вольф охотно ее печатал, но оплачивал лишь первые издания, платил мало и забывал об обещанных гонорарах. | За 20 лет творчества Лидия Чарская написала 80 повестей, 20 сказок, 200 стихотворений. Большая часть её книг была выпущена издательствами «Товарищество М.О. Вольф» и «И. Кнебель». Но хотя ее книги были сверхпопулярны, они не сделали Чарскую богатой: Вольф охотно ее печатал, но оплачивал лишь первые издания, платил мало и забывал об обещанных гонорарах. | ||
Творчество Л. А. Чарской выпало на время революционного перелома в жизни России. Выпускница Института благородных девиц, она исповедовала веру в Бога, любовь к Государю и Отечеству. Ее книги были причислены к «вредной» бульварной литературе, проявлению буржуазно-мещанских вкусов и практически не печатались. В 1918 году закрылся журнал «Задушевное слово», и последняя повесть Лидии Чарской «Мотылёк», так и осталась неоконченной. Несмотря на травлю и запреты, пять детских книг, в том числе «Пров-рыболов» с 1925 по 1929 г.г. вышли в разных издательствах СССР за подписью «Н. Иванова». В «Прове» Чарская намеренно порывает с дореволюционной эстетикой и романтизмом, сочетая форму народного лубка с откровенной назидательностью и речевой простотой. | Творчество Л. А. Чарской выпало на время революционного перелома в жизни России. Выпускница Института благородных девиц, она исповедовала веру в Бога, любовь к Государю и Отечеству. Ее книги были причислены к «вредной» бульварной литературе, проявлению буржуазно-мещанских вкусов и практически не печатались. В 1918 году закрылся журнал «Задушевное слово», и последняя повесть Лидии Чарской «Мотылёк», так и осталась неоконченной. Несмотря на травлю и запреты, пять детских книг, в том числе «Пров-рыболов» с 1925 по 1929 г.г. вышли в разных издательствах СССР за подписью «Н. Иванова». В «Прове» Чарская намеренно порывает с дореволюционной эстетикой и романтизмом, сочетая форму народного лубка с откровенной назидательностью и речевой простотой. | ||
В последние годы Лидия Алексеевна бедствовала и тяжело болела. Но ее сочинения были всё так же популярны, в том числе среди детей из рабоче-крестьянских семей. Очевидцы вспоминали, что соседские ребята приносили Чарской продукты и даже деньги, а она взамен давала им почитать свои рукописи. Виктор Шкловский вспоминал: «Она искренне сочувствовала революции, жила очень бедно. Мальчики и девочки приходили к Чарской убирать её комнату и мыть пол: они жалели старую писательницу». (Приходько В. «Простишь ли ты нас?» Пионер 1990-07, стр. 29-30) Писательница Елизавета Полонская вспоминала, что однажды застала Чарскую в слезах: та держала в руках деньги, которые девочки подсунули ей под скатерть, увидев, что им с мужем нечего есть. Изредка ей удавалось подработать в театре в качестве статистки. В 1924 году Чарская ушла из театра и жила на актёрскую пенсию, которую выхлопотал для нее прежде беспощадный противник ее творчества и глубоко не согласный с ее взглядами на искусство Корней Чуковский. | В последние годы Лидия Алексеевна бедствовала и тяжело болела. Но ее сочинения были всё так же популярны, в том числе среди детей из рабоче-крестьянских семей. Очевидцы вспоминали, что соседские ребята приносили Чарской продукты и даже деньги, а она взамен давала им почитать свои рукописи. Виктор Шкловский вспоминал: «Она искренне сочувствовала революции, жила очень бедно. Мальчики и девочки приходили к Чарской убирать её комнату и мыть пол: они жалели старую писательницу». (Приходько В. «Простишь ли ты нас?» Пионер 1990-07, стр. 29-30) Писательница Елизавета Полонская вспоминала, что однажды застала Чарскую в слезах: та держала в руках деньги, которые девочки подсунули ей под скатерть, увидев, что им с мужем нечего есть. Изредка ей удавалось подработать в театре в качестве статистки. В 1924 году Чарская ушла из театра и жила на актёрскую пенсию, которую выхлопотал для нее прежде беспощадный противник ее творчества и глубоко не согласный с ее взглядами на искусство Корней Чуковский. | ||
Умерла Лидия Алексеевна 18 марта 1937 года в г. Ленинграде и была похоронена соседками на Смоленском кладбище. | Умерла Лидия Алексеевна 18 марта 1937 года в г. Ленинграде и была похоронена соседками на Смоленском кладбище. | ||