Чарская Лидия Алексеевна: различия между версиями

Строка 30: Строка 30:
Материальные трудности и желание реализовать свои артистические способности побудили Лидию Чурилову в августе 1897 года поступить на Драматические курсы при Императорском театральном училище. По окончании курсов Лидия определилась в Александринский Императорский театр, где прослужила с 1898 по 1924 год. Именно там, на сценических подмостках, родился псевдоним «Чарская».
Материальные трудности и желание реализовать свои артистические способности побудили Лидию Чурилову в августе 1897 года поступить на Драматические курсы при Императорском театральном училище. По окончании курсов Лидия определилась в Александринский Императорский театр, где прослужила с 1898 по 1924 год. Именно там, на сценических подмостках, родился псевдоним «Чарская».


Она была характерной актрисой, играла роли третьего, редко – второго плана: сумасшедшей барыни в «Грозе» А. Н. Островского, Шарлотты в «Вишневом саде» и Дашеньки в «Свадьбе» А. Чехова.  За небольшие, эпизодические роли в театре платили мало, и Лидия решила попытать счастья на писательском поприще. В 1901 году она начала писать повесть «Записки институтки», основанную на её школьных дневниках, которая публиковалась по частям издательством Маврикия Вольфа в детском журнале «Задушевное слово» под псевдонимом «Чарская». Так началась ее писательская карьера.
Лидия Чарская была характерной актрисой, играла роли третьего, редко – второго плана: сумасшедшей барыни в «Грозе» А. Н. Островского, Шарлотты в «Вишневом саде» и Дашеньки в «Свадьбе» А. Чехова.  За небольшие, эпизодические роли в театре платили мало, и Лидия решила попытать счастья на писательском поприще. В 1901 году она начала писать повесть «Записки институтки», основанную на её школьных дневниках, которая публиковалась по частям издательством Маврикия Вольфа в детском журнале «Задушевное слово» под псевдонимом «Чарская». Так началась ее писательская карьера.


Повесть имела ошеломляющий успех. Молодая писательница стала кумиром многих девочек и барышень. Журнал «Русская школа» № 9 в 1911 году сообщал, что в сочинении на тему „Любимая книга“ гимназистки почти единогласно указали произведения Чарской.  
Повесть имела ошеломляющий успех. Молодая писательница стала кумиром многих девочек и барышень. Журнал «Русская школа» № 9 в 1911 году сообщал, что в сочинении на тему „Любимая книга“ гимназистки почти единогласно указали произведения Чарской.  
Строка 52: Строка 52:


Произведения Л. А. Чарской уже больше ста лет вызывают споры критиков и литературоведов. Ее творчество, ее нравственно-эстетическая позиция в разные времена имели противоположные трактовки. И пока девочки зачитывались ее историями и бредили институтами, критики практически единодушно выступали против произведений писательницы. Молодой критик К. Чуковский ядовито высмеивал книжки Чарской, называя их «фабрикой ужасов».  Педагог В. Фриденберг в своей статье «За что дети любят и обожают Чарскую?»  писал, что произведения Чарской значительно страшнее порнографии, поскольку они «особенно действуют развращающе на юных девушек».  (1912 г.)    С. Маршак на Первом съезде писателей СССР в 1934 году заявил, что «убить» Чарскую «было не так-то легко», и она «продолжает жить в детской среде, хотя и на подпольном положении».  А педагог и историк русской детской литературы Н. В. Чехов, называя  Чарскую  самым популярным детским писателем, в 1909 году писал: «Актриса по профессии, г-жа Чарская обладает живою фантазиею и вполне литературным слогом. Сочинения ее всецело принадлежат к романтическому направлению в детской литературе: главный интерес их в занимательности рассказа, необычайных приключениях и выдающихся характерах героев и героинь».  (Детская литература / сост. Н. В. Чехов. – М.: Польза, 1909, с. 141). И по признанию Фёдора Сологуба, «на всем протяжении русской детской литературы (а, быть может, и всемирной) не было писателя, столь популярного среди подростков, как Л. Чарская. Популярность Крылова в России и Андерсена в Дании не достигала такой напряженности и пылкости. И эта популярность была вполне заслужена Чарской» (19 дек. 1926 г.)  Ее повести переводились на иностранные языки: немецкий, польский, французский, чешский, английский.  А редакция журнала «Задушевное слово» даже учредила стипендию для гимназистов имени Лидии Чарской.   
Произведения Л. А. Чарской уже больше ста лет вызывают споры критиков и литературоведов. Ее творчество, ее нравственно-эстетическая позиция в разные времена имели противоположные трактовки. И пока девочки зачитывались ее историями и бредили институтами, критики практически единодушно выступали против произведений писательницы. Молодой критик К. Чуковский ядовито высмеивал книжки Чарской, называя их «фабрикой ужасов».  Педагог В. Фриденберг в своей статье «За что дети любят и обожают Чарскую?»  писал, что произведения Чарской значительно страшнее порнографии, поскольку они «особенно действуют развращающе на юных девушек».  (1912 г.)    С. Маршак на Первом съезде писателей СССР в 1934 году заявил, что «убить» Чарскую «было не так-то легко», и она «продолжает жить в детской среде, хотя и на подпольном положении».  А педагог и историк русской детской литературы Н. В. Чехов, называя  Чарскую  самым популярным детским писателем, в 1909 году писал: «Актриса по профессии, г-жа Чарская обладает живою фантазиею и вполне литературным слогом. Сочинения ее всецело принадлежат к романтическому направлению в детской литературе: главный интерес их в занимательности рассказа, необычайных приключениях и выдающихся характерах героев и героинь».  (Детская литература / сост. Н. В. Чехов. – М.: Польза, 1909, с. 141). И по признанию Фёдора Сологуба, «на всем протяжении русской детской литературы (а, быть может, и всемирной) не было писателя, столь популярного среди подростков, как Л. Чарская. Популярность Крылова в России и Андерсена в Дании не достигала такой напряженности и пылкости. И эта популярность была вполне заслужена Чарской» (19 дек. 1926 г.)  Ее повести переводились на иностранные языки: немецкий, польский, французский, чешский, английский.  А редакция журнала «Задушевное слово» даже учредила стипендию для гимназистов имени Лидии Чарской.   
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Лидия Чарская">
Файл:CHarskaya (5).jpg|Веселая дюжинка / Лидия Чарская, 1910
Файл:CHarskaya (4).jpg|Записки маленькой гимназистки / Л. А. Чарская, 1912
Файл:CHarskaya (3).jpg|Сибирочка : повесть для детей / Л. А. Чарская, 1912
Файл:CHarskaya (2).jpg|Счастливчик : повесть для детей / Л. А. Чарская, 1912
Файл:CHarskaya (1).jpg|Смешные малютки / Лидия Чарская, 1913
Файл:CHarskaya (6).jpg|На край света / Лидия Чарская, 1915
</gallery></center>