Алимов Сергей Александрович: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 28 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{#seo:
|title=Алимов Сергей Александрович — ПроДетЛит
|title_mode=replace
|keywords=Алимов, Сергей Александрович, ПроДетЛит, prodetlit
|description=Сергей Александрович Алимов — советский и российский художник-постановщик мультипликационных фильмов, театральный художник и книжный график, народный художник Российской Федерации. Биография, библиография, иллюстрации, фотографии.
|image=Sergej Alimov.jpg
|image_alt=Сергей Алимов
}}
{{Шаблон:Писатель2
{{Шаблон:Писатель2
|ФИО                          = Сергей Алимов
|ФИО                          = Сергей Алимов
Строка 22: Строка 30:
__FORCETOC__
__FORCETOC__
'''Сергей Александрович Алимов''' — советский и российский художник-постановщик мультипликационных фильмов, театральный художник и книжный график, народный художник Российской Федерации.
'''Сергей Александрович Алимов''' — советский и российский художник-постановщик мультипликационных фильмов, театральный художник и книжный график, народный художник Российской Федерации.
== Биография ==
==Сергей Алимов / Биография==
 
Сергей Алимов родился 25 апреля 1938 года в Москве. Семья была тесно связана с искусством. Мама, Наталья Яковлевна Гембицкая, была художником детской книги, работала в издательстве «Учпедгиз» (ныне «Просвещение»). С её рисунками много лет печатались буквари, книги для чтения «Родная речь», учебники. Отец, Александр Сергеевич Алимов, — заслуженный архитектор РСФСР. Художником-живописцем был и дед, Сергей Семёнович Алимов, выпускник Училища живописи, ваяния и зодчества. Двоюродная бабушка, Мария Яковлевна Артюхова, последняя ученица К. А. Коровина перед его эмиграцией во Францию, — художник-кукольник. Брат С. А. Алимова, [[Алимов Борис Александрович|Борис]], был признанным мастером иллюстрации, членом-корреспондентом Академии художеств, жена и сын художники.


Сергей Алимов родился 25 апреля 1938 года в Москве. Семья была тесно связана с искусством. Мама, Наталья Яковлевна Гембицкая, была художником детской книги, работала в издательстве «Учпедгиз» (ныне «Просвещение»). С её рисунками много лет печатались буквари, книги для чтения «Родная речь», учебники. Отец, Александр Сергеевич Алимов, — заслуженный архитектор РСФСР. Художником-живописцем был и дед, Сергей Семёнович Алимов, выпускник Училища живописи, ваяния и зодчества. Двоюродная бабушка, Мария Яковлевна Артюхова, последняя ученица К. А. Коровина перед его эмиграцией во Францию, — художник-кукольник. Брат С. А. Алимова, Борис, был признанным мастером иллюстрации, членом-корреспондентом Академии художеств, жена и сын художники.
В семье всегда много читали. У деда, С. С. Алимова, была прекрасная библиотека, составленная из произведений русской классики. С гоголевским «Вием» Сергей познакомился в раннем детстве: отец прочитал ему эту повесть вслух.
В семье всегда много читали. У деда, С. С. Алимова, была прекрасная библиотека, составленная из произведений русской классики. С гоголевским «Вием» Сергей познакомился в раннем детстве: отец прочитал ему эту повесть вслух.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Алимов">
Файл:Natalya-YAkovlevna-Gembickaya.jpg|Наталья Яковлевна Гембицкая (мать Бориса и Сергея Алимовых)
Файл:Aleksandr-Sergeevich-Alimov.jpg|Александр Сергеевич Алимов (отец Бориса и Сергея Алимовых)
Файл:Boris-Alimov-i-Sergej-Alimov.jpg|[[Алимов Борис Александрович|Борис Алимов]] (слева) и Сергей Алимов
Файл:Boris-Alimov-i-Sergej-Alimov (2).jpg|Борис Алимов (слева) и Сергей Алимов
</gallery></center>


Сергей Алимов учился в Московской средней художественной школе (МСХШ) в 1953–1957 годах по специальности «Живопись. Рисунок». В 1957 году поступил во ВГИК, на факультет, который готовил художников-постановщиков мультфильмов. Много позже о своём выборе Алимов говорил так: «…моя мама и брат занимались иллюстрацией, я тоже с детства готовился пойти в Полиграфический институт, но в последний момент был соблазнен предложением поступить во ВГИК. Кино и особенно мультипликация всегда представлялись мне ожившей графикой, поэтому в моем решении не было никаких противоречий». Кроме того, мультипликация представлялась Сергею «кладезем метафор», и это давало возможность реализовывать свои фантазии, работать с литературой «по воображению». На вступительном экзамене Алимов представил комиссии выполненные тушью композиции к роману Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен».
Сергей Алимов учился в Московской средней художественной школе (МСХШ) в 1953–1957 годах по специальности «Живопись. Рисунок». В 1957 году поступил во ВГИК, на факультет, который готовил художников-постановщиков мультфильмов. Много позже о своём выборе Алимов говорил так: «…моя мама и брат занимались иллюстрацией, я тоже с детства готовился пойти в Полиграфический институт, но в последний момент был соблазнен предложением поступить во ВГИК. Кино и особенно мультипликация всегда представлялись мне ожившей графикой, поэтому в моем решении не было никаких противоречий». Кроме того, мультипликация представлялась Сергею «кладезем метафор», и это давало возможность реализовывать свои фантазии, работать с литературой «по воображению». На вступительном экзамене Алимов представил комиссии выполненные тушью композиции к роману Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен».
Строка 38: Строка 56:


В следующей совместной работе С. А. Алимов и Ф. С. Хитрук вернулись к традиционной — сказочной — мультипликационной тематике, но интерпретировали её иначе, в «антидиснеевском» духе. Так появился «Топтыжка» (1964), в основе которого не контурный рисунок, а плоские перекладки и бумажные марионетки. «Топтыжка» получил приз «Бронзовый лев» на Международном кинофестивале в Венеции в 1965 году.
В следующей совместной работе С. А. Алимов и Ф. С. Хитрук вернулись к традиционной — сказочной — мультипликационной тематике, но интерпретировали её иначе, в «антидиснеевском» духе. Так появился «Топтыжка» (1964), в основе которого не контурный рисунок, а плоские перекладки и бумажные марионетки. «Топтыжка» получил приз «Бронзовый лев» на Международном кинофестивале в Венеции в 1965 году.
Сказочную традицию отечественной мультипликации продолжили «Каникулы Бонифация» (1965). Здесь С. А. Алимов выступил как мастер линии и цвета, а Ф. С. Хитрук привнёс в сценарий, написанный по мотивам сказки М. Мацоурека «Бонифаций и его родня», заметную философскую нотку. «Каникулы Бонифация» получили несколько наград на международных кинофестивалях: в 1966 году — I премия Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, высшая премия «Золотой Пеликан» в номинации детских фильмов на I Международном кинофестивале в Мамайе (Румыния), Почётный диплом на X МКФ в Корке (Ирландия).
Сказочную традицию отечественной мультипликации продолжили «Каникулы Бонифация» (1965). Здесь С. А. Алимов выступил как мастер линии и цвета, а Ф. С. Хитрук привнёс в сценарий, написанный по мотивам сказки М. Мацоурека «Бонифаций и его родня», заметную философскую нотку. «Каникулы Бонифация» получили несколько наград на международных кинофестивалях: в 1966 году — I премия Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, высшая премия «Золотой Пеликан» в номинации детских фильмов на I Международном кинофестивале в Мамайе (Румыния), Почётный диплом на X МКФ в Корке (Ирландия).
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Алимов">
Файл:Sergej-Alimov-Bonifacij (5).jpg|Каникулы Бонифация / Фёдор Хитрук ; худ. Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-Bonifacij (4).jpg|Художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-Bonifacij (3).jpg|Художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-Bonifacij (2).jpg|Художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-Bonifacij (1).jpg|Художник Сергей Алимов
</gallery></center>


В 1967 году Ф. С. Хитрук и С. А. Алимов приняли участие в конкурсе мини-фильмов, проходившем в рамках Всемирной выставки в Монреале с мультфильмом «Отелло-67». В этой предельно лаконичной ленте художник-постановщик исследовал возможности мультипликационной интерпретации сложного классического произведения. На монреальском конкурсе «Отелло-67» победил.
В 1967 году Ф. С. Хитрук и С. А. Алимов приняли участие в конкурсе мини-фильмов, проходившем в рамках Всемирной выставки в Монреале с мультфильмом «Отелло-67». В этой предельно лаконичной ленте художник-постановщик исследовал возможности мультипликационной интерпретации сложного классического произведения. На монреальском конкурсе «Отелло-67» победил.
Строка 47: Строка 76:


В 1979 году С. А. Алимов совместно с режиссёром В. А. Караваевым выпускает мультфильм «Премудрый пескарь» по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина. Этот мультфильм тоже стал классикой анимации, В 1980 году эскизы к мультфильму были отмечены I премией МОСХ РСФСР, кроме того, принесли Алимову Серебряный приз Международного кинофестиваля в Варне (Болгария).
В 1979 году С. А. Алимов совместно с режиссёром В. А. Караваевым выпускает мультфильм «Премудрый пескарь» по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина. Этот мультфильм тоже стал классикой анимации, В 1980 году эскизы к мультфильму были отмечены I премией МОСХ РСФСР, кроме того, принесли Алимову Серебряный приз Международного кинофестиваля в Варне (Болгария).
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Бонифаций / Сергей Алимов">
Файл:Bonifacij (1).jpg|Бонифаций / Сергей Алимов
Файл:Bonifacij (2).jpg|Бонифаций / Сергей Алимов
Файл:Bonifacij (3).jpg|Бонифаций / Сергей Алимов
Файл:Bonifacij (4).jpg|Бонифаций / Сергей Алимов
</gallery></center>


Снимать дальше мультфильмы по щедринским сказкам С. А. Алимов и В. А. Караваев не стали, решив экранизировать роман «История одного города». Цикл мультфильмов должен был открыть «Органчик». Алимов и Караваев вместе написали сценарий, Алимов создал эскизы. Предварительные работы были завершены в 1985 году. В 1986 году Алимов был награждён Серебряной медалью Академии художеств СССР за эскизы к мультфильму. На экраны лента «История одного города. Органчик» вышла только в 1991 году.
Снимать дальше мультфильмы по щедринским сказкам С. А. Алимов и В. А. Караваев не стали, решив экранизировать роман «История одного города». Цикл мультфильмов должен был открыть «Органчик». Алимов и Караваев вместе написали сценарий, Алимов создал эскизы. Предварительные работы были завершены в 1985 году. В 1986 году Алимов был награждён Серебряной медалью Академии художеств СССР за эскизы к мультфильму. На экраны лента «История одного города. Органчик» вышла только в 1991 году.
В 1987 году С. А. Алимов выполнил эскизы для мультфильма по пьесе А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Постановка не состоялась. «Смерть Тарелкина» стала последним проектом Алимова в мультипликационном кино.
В 1987 году С. А. Алимов выполнил эскизы для мультфильма по пьесе А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Постановка не состоялась. «Смерть Тарелкина» стала последним проектом Алимова в мультипликационном кино.


Как художник-иллюстратор С. А. Алимов попробовал свои силы ещё в студенческие годы. Серьёзному обращению к книжной графике способствовал успех эскизов к мультфильму «Каникулы Бонифация» на Всесоюзной художественной выставке, посвящённая 50-летию Октябрьской революции (Москва, 1967). Критики отметили, что эскизы воспринимаются как самостоятельные, законченные графические произведения. Алимов стал регулярно получать заказы на книжную иллюстрацию. «Я, конечно, художник-иллюстратор», — говорил он впоследствии. — Ведь что такое мультфильм? Тоже иллюстрация, только во времени».
Как художник-иллюстратор Сергей Алимов попробовал свои силы ещё в студенческие годы. Серьёзному обращению к книжной графике способствовал успех эскизов к мультфильму «Каникулы Бонифация» на Всесоюзной художественной выставке, посвящённая 50-летию Октябрьской революции (Москва, 1967). Критики отметили, что эскизы воспринимаются как самостоятельные, законченные графические произведения. Алимов стал регулярно получать заказы на книжную иллюстрацию. «Я, конечно, художник-иллюстратор», — говорил он впоследствии. — Ведь что такое мультфильм? Тоже иллюстрация, только во времени».
 
Любимыми писателями С. А. Алимова были [[Гофман Эрнст Теодор Амадей|Э. Т. А. Гофман]], М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, М. А. Булгаков и — особенно — Н. В. Гоголь. Художник говорил: «Я всегда тяготел к некоему гротеску».


Любимыми писателями С. А. Алимова были Э. А. Гофман, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, М. А. Булгаков и — особенно — Н. В. Гоголь. Художник говорил: «Я всегда тяготел к некоему гротеску».
Наиболее известны иллюстрации С. А. Алимова к поэме «Мёртвые души». Над рисунками к ней С. А. Алимов работал много лет. В этой своей работе он отталкивался от творчества А. А. Агина, возможно, лучшего иллюстратора «Мёртвых душ». Фантасмагория Алимова в рисунках к поэме тесно связана с реалиями российской действительности. Придавая большое значение достоверности, в том числе бытовой, Алимов много работал с историческими и литературоведческими источниками.
Наиболее известны иллюстрации С. А. Алимова к поэме «Мёртвые души». Над рисунками к ней С. А. Алимов работал много лет. В этой своей работе он отталкивался от творчества А. А. Агина, возможно, лучшего иллюстратора «Мёртвых душ». Фантасмагория Алимова в рисунках к поэме тесно связана с реалиями российской действительности. Придавая большое значение достоверности, в том числе бытовой, Алимов много работал с историческими и литературоведческими источниками.


Поэма с пятнадцатью иллюстрациями Алимова вышла в начале 1970-х годов в издательстве «Современник». Художника не полностью удовлетворяли рисунки, поэтому он перерабатывал иллюстрации, увеличивал их количество, затем перевёл в шелкографию. Рисунки долго выставлялись как самостоятельные графические листы. В 2011 году по заказу петербургского издательства «Вита Нова» Алимов создал сорок иллюстраций в технике шелкографии к первому и второму тому «Мёртвых душ». Алимов считал, что техника шелкографии даёт глубину пространства, выразительный контраст чёрного и светлого, органичный для гротескного сюжета. Каждый лист после оттиска художник дорисовывал, доводил до совершенства вручную. В 2012 году «Вита Нова» напечатала ограниченный тираж (двадцать экземпляров) альбомной серии шелкографий к «Мёртвым душам», а в 2013-м выпустила поэму с иллюстрациями Алимова.
Поэма с пятнадцатью иллюстрациями Алимова вышла в начале 1970-х годов в издательстве «Современник». Художника не полностью удовлетворяли рисунки, поэтому он перерабатывал иллюстрации, увеличивал их количество, затем перевёл в шелкографию. Рисунки долго выставлялись как самостоятельные графические листы. В 2011 году по заказу петербургского издательства [[Вита_Нова|«Вита Нова»]] Алимов создал сорок иллюстраций в технике шелкографии к первому и второму тому «Мёртвых душ». Алимов считал, что техника шелкографии даёт глубину пространства, выразительный контраст чёрного и светлого, органичный для гротескного сюжета. Каждый лист после оттиска художник дорисовывал, доводил до совершенства вручную. В 2012 году «Вита Нова» напечатала ограниченный тираж альбомной серии шелкографий к «Мёртвым душам», а в 2013-м выпустила поэму с иллюстрациями Алимова.


Иллюстрируя книги, С. А. Алимов нередко менял творческую манеру, добиваясь максимального созвучия текста и изобразительного ряда.
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Алимов">
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (1).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов. — Санкт-Петербург : Вита Нова, 2013
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (5).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (2).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (3).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (4).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов
</gallery></center>
 
 
Иллюстрируя книги, Сергей Алимов нередко менял творческую манеру, добиваясь максимального созвучия текста и изобразительного ряда.


В 1974–1975 годах А. С. Алимов проиллюстрировал поэму А. Т. Твардовского «Василий Тёрки». Рисунки выполнил в русской лубочной традиции.
В 1974–1975 годах А. С. Алимов проиллюстрировал поэму А. Т. Твардовского «Василий Тёрки». Рисунки выполнил в русской лубочной традиции.
Строка 69: Строка 119:
Первыми книжками стали издания Бюро пропаганды советского киноискусства, в частности, «Каникулы Бонифация» (1966). Героем полноценной книги Бонифаций стал в 2016 году, когда московское издательство «Дельфин» выпустило «Каникулы Бонифация»; для неё С. А. Алимов нарисовал новые иллюстрации.
Первыми книжками стали издания Бюро пропаганды советского киноискусства, в частности, «Каникулы Бонифация» (1966). Героем полноценной книги Бонифаций стал в 2016 году, когда московское издательство «Дельфин» выпустило «Каникулы Бонифация»; для неё С. А. Алимов нарисовал новые иллюстрации.


С. А. Алимов полностью разработал для мульткино эскизы по гоголевским «Носу» (1969–1970) и «Портрету» (1977–1978), а к «Мёртвым душам» сделал несколько эскизов в 1971–1972 годах. За эскизы декораций к мультфильму «Портрет» получил I премию МОСХ РСФСР (1977). Однако ленты сняты не были. Некоторые эскизы стали иллюстрациями в книгах: «Мёртые души» были изданы «Современником» в начале 1970-х, а «Нос» и «Портрет» печатались в сборнике «Нежданные гости» (Детская литература, 1994), полностью проиллюстрированном Алимовым.
С. А. Алимов полностью разработал для мульткино эскизы по гоголевским «Носу» (1969–1970) и «Портрету» (1977–1978), а к «Мёртвым душам» сделал несколько эскизов в 1971–1972 годах. За эскизы декораций к мультфильму «Портрет» получил I премию МОСХ РСФСР (1977). Однако ленты сняты не были. Некоторые эскизы стали иллюстрациями в книгах: «Мёртвые души» были изданы «Современником» в начале 1970-х, а «Нос» и «Портрет» печатались в сборнике «Нежданные гости» (Детская литература, 1994), полностью проиллюстрированном Алимовым.


В 1975 году С. А. Алимов начал работу над чёрно-белой анимационной лентой «Мастер и Маргарита» по роману М. А. Булгакова. Проект не был реализован, но графические листы получили I премию МОСХ РСФСР. В 1988 году роман с единственной иллюстрацией Алимова выпустила московская «Художественная литература». В конце 1990-х годов Алимов вернулся к «Мастеру и Маргарите» и в 2017 году завершил цикл из двенадцати чёрно-белых графических листов к «московской» части романа. Композиции к булгаковскому роману считаются одной из вершин творчества Алимова. Издательство «Вита Нова» выражало намерение напечатать «Мастера и Маргариту» с иллюстрациями Алимова, но планы не осуществились. Графические листы с успехом экспонировались на выставках. Сегодня хранятся в Государственной Третьяковской галерее.
В 1975 году С. А. Алимов начал работу над чёрно-белой анимационной лентой «Мастер и Маргарита» по роману М. А. Булгакова. Проект не был реализован, но графические листы получили I премию МОСХ РСФСР. В 1988 году роман с единственной иллюстрацией Алимова выпустила московская «Художественная литература». В конце 1990-х годов Алимов вернулся к «Мастеру и Маргарите» и в 2017 году завершил цикл из двенадцати чёрно-белых графических листов к «московской» части романа. Композиции к булгаковскому роману считаются одной из вершин творчества Алимова. Издательство «Вита Нова» выражало намерение напечатать «Мастера и Маргариту» с иллюстрациями Алимова, но планы не осуществились. Графические листы с успехом экспонировались на выставках. Сегодня хранятся в Государственной Третьяковской галерее.


В конце 1970-х годов С. А. Алимов обратился к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1979 вышел на экраны мультфильм «Премудрый пескарь». Снять ленту по «Господам Головлёвым» студия «Союзмультфильм» не разрешила. Но всё же Алимов создал (1979) и начал экспонировать на различных выставках эскизы-разработки мультфильма по этому роману. Эскизы положили начало большому циклу иллюстраций к «Господам Головлёвым», над которым художник работал почти пять лет. В 1985 году в издательстве «Художественная литература» вышел сборник произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы» и сказки), проиллюстрированный Алимовым. Рисунки к сказкам стали своеобразным продолжением разработки темы, начатой при создании мультфильма «Премудрый пескарь». В 2001 году небольшой сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» с иллюстрациями Алимова выпустил московский «Белый город», в 2016-м — «НИГМА».


С. А. Алимов много рисовал для детей, не внося особых изменений в свою творческую манеру. Его иллюстрации в детских книгах — яркие, выразительные, зачастую ироничные, лишённые сентиментальности. «Задача художника — поразить ребёнка, — говорил Алимов, — мне в иллюстрации к детской книге важна острота и внутренняя напряжённость в листе. Острый образ персонажа концентрирует внимание ребёнка. Эти качества делают детскую иллюстрацию незабываемой, она остаётся с читателем на всю жизнь».
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Алимов">
В 1969 году вышла небольшая книга Ю. И. Коваля «Слоны на луне» — стихи сопровождали яркие многоцветные рисунки С. А. Алимова и В. К. Стацинского.
Файл:Medved-na-voevodstve (2).jpg|Медведь на воеводстве : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. Сергей Алимов
Файл:Medved-na-voevodstve (1).jpg|Медведь на воеводстве : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. Сергей Алимов
Файл:Medved-na-voevodstve (3).jpg|Медведь на воеводстве : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. Сергей Алимов
Файл:Medved-na-voevodstve (4).jpg|Медведь на воеводстве : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. Сергей Алимов
Файл:Medved-na-voevodstve (5).jpg|Медведь на воеводстве : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. Сергей Алимов
</gallery></center>
 
 
В конце 1970-х годов Сергей Алимов обратился к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1979 вышел на экраны мультфильм «Премудрый пескарь». Снять ленту по «Господам Головлёвым» студия «Союзмультфильм» не разрешила. Но всё же Алимов создал (1979) и начал экспонировать на различных выставках эскизы-разработки мультфильма по этому роману. Эскизы положили начало большому циклу иллюстраций к «Господам Головлёвым», над которым художник работал почти пять лет. В 1985 году в издательстве «Художественная литература» вышел сборник произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы» и сказки), проиллюстрированный Алимовым. Рисунки к сказкам стали своеобразным продолжением разработки темы, начатой при создании мультфильма «Премудрый пескарь». В 2001 году небольшой сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» с иллюстрациями Алимова выпустил московский «Белый город», в 2016-м — [[Издательский_дом_НИГМА|«НИГМА»]].
 
Сергей Алимов много рисовал для детей, не внося особых изменений в свою творческую манеру. Его иллюстрации в детских книгах — яркие, выразительные, зачастую ироничные, лишённые сентиментальности. «Задача художника — поразить ребёнка, — говорил Алимов, — мне в иллюстрации к детской книге важна острота и внутренняя напряжённость в листе. Острый образ персонажа концентрирует внимание ребёнка. Эти качества делают детскую иллюстрацию незабываемой, она остаётся с читателем на всю жизнь».
В 1969 году вышла небольшая книга [[Коваль Юрий Иосифович|Ю. И. Коваля]] «Слоны на луне» — стихи сопровождали яркие многоцветные рисунки С. А. Алимова и В. К. Стацинского.


Иллюстрации, выполненные для книги Дж. Кимонко «Там, где бежит Сукпай» (Современник, 1974), выдержаны в сугубо реалистической манере. Прежде чем приступить к работе над ними, С. А. Алимов изучал этнографический материал, чтобы максимально передать национальный колорит. В иллюстрациях доминируют две краски — коричневая и зелёная.
Иллюстрации, выполненные для книги Дж. Кимонко «Там, где бежит Сукпай» (Современник, 1974), выдержаны в сугубо реалистической манере. Прежде чем приступить к работе над ними, С. А. Алимов изучал этнографический материал, чтобы максимально передать национальный колорит. В иллюстрациях доминируют две краски — коричневая и зелёная.
Строка 82: Строка 142:
Большой цикл рисунков С. А. Алимов создал для антологии американского фольклора «Верхом на урагане», впервые вышедшей в 1980 году в московской «Детской литературе». Алимов, следуя внутренней логике легенд, небылиц, сказок молодого американского фольклора, снабжает невероятные, фантастические сцены узнаваемыми бытовыми деталями. В рисунках много юмора, некоторые имеют точную социальную направленность.
Большой цикл рисунков С. А. Алимов создал для антологии американского фольклора «Верхом на урагане», впервые вышедшей в 1980 году в московской «Детской литературе». Алимов, следуя внутренней логике легенд, небылиц, сказок молодого американского фольклора, снабжает невероятные, фантастические сцены узнаваемыми бытовыми деталями. В рисунках много юмора, некоторые имеют точную социальную направленность.


Примечательны рисунки С. А. Алимова к книге обладательницы премии Дж. Ньюбери и медали Калдекотта Р. Кодилл «У меня в кармане сверчок» (Детская литература, 1977). В иллюстрациях, по мнению искусствоведов (в частности, Е. Громова), явно ощущается влияние известнейшего американского художника-реалиста Э. Н. Уайета, умевшего придавать «поэтическую многозначность изображению самых обыденных вещей, которые вместе с тем воспроизводятся во всей полноте их бытовой достоверности». Творческое обращение к опыту Уайета помогло Алимову передать национальный колорит книги. Кроме того, книга «У меня в кармане сверчок» не только проиллюстрирована Алимовым, но и полностью сконструирована им в качестве дизайнера книги.
Примечательны рисунки С. А. Алимова к книге обладательницы [[Медаль Джона Ньюбери|премии Дж. Ньюбери]] и [[Медаль Рандольфа Калдекотта|медали Калдекотта]] Р. Кодилл «У меня в кармане сверчок» (Детская литература, 1977). В иллюстрациях, по мнению искусствоведов (в частности, Е. Громова), явно ощущается влияние известнейшего американского художника-реалиста Э. Н. Уайета, умевшего придавать «поэтическую многозначность изображению самых обыденных вещей, которые вместе с тем воспроизводятся во всей полноте их бытовой достоверности». Творческое обращение к опыту Уайета помогло Алимову передать национальный колорит книги. Кроме того, книга «У меня в кармане сверчок» не только проиллюстрирована Алимовым, но и полностью сконструирована им в качестве дизайнера книги.
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Алимов">
Файл:Rebekka-Kodill (5).jpg|У меня в кармане сверчок / Ребекка Кодилл ; рисунки Сергей Алимов, 1977
Файл:Rebekka-Kodill (1).jpg|У меня в кармане сверчок / Ребекка Кодилл ; рисунки Сергей Алимов
Файл:Rebekka-Kodill (3).jpg|У меня в кармане сверчок / Ребекка Кодилл ; рисунки Сергей Алимов
Файл:Rebekka-Kodill (4).jpg|У меня в кармане сверчок / Ребекка Кодилл ; рисунки Сергей Алимов
Файл:Rebekka-Kodill (2).jpg|У меня в кармане сверчок / Ребекка Кодилл ; рисунки Сергей Алимов
</gallery></center>
 


В 1982 году состоялось первое издание «Азбуки вежливости» Л. П. Васильевой-Гангнус, оформленной Алимовым. В этой книге он создал из рисунков своеобразный мультфильм, органично встроив иллюстрации в литературный текст.
В 1982 году состоялось первое издание «Азбуки вежливости» Л. П. Васильевой-Гангнус, оформленной Алимовым. В этой книге он создал из рисунков своеобразный мультфильм, органично встроив иллюстрации в литературный текст.
Строка 90: Строка 160:
Художник нередко возвращался к своим прежним героям. Так, в 1983 году вышел сборник сказок югославских писателей «Двенадцать слонов». Одним из ведущих персонажей книги художник сделал льва Бонифация. Сказки, вошедшие в сборник, тяготеют к городскому фольклору, поэтому Алимов рисовал «среднестатистический» европейский город.
Художник нередко возвращался к своим прежним героям. Так, в 1983 году вышел сборник сказок югославских писателей «Двенадцать слонов». Одним из ведущих персонажей книги художник сделал льва Бонифация. Сказки, вошедшие в сборник, тяготеют к городскому фольклору, поэтому Алимов рисовал «среднестатистический» европейский город.


В 1985 году в издательстве «Педагогика» вышла одна из самых известных отечественных книг для детей, посвящённая астрономии, — «Малышам о звёздах и планетах» Е. Левитана. В ней С. А. Алимову принадлежат внутренние иллюстрации.
В 1985 году в издательстве «Педагогика» вышла одна из самых известных отечественных книг для детей, посвящённая астрономии, — «Малышам о звёздах и планетах» [[Левитан Ефрем Павлович|Е. Левитана]]. В ней С. А. Алимову принадлежат внутренние иллюстрации.
В общей сложности С. А. Алимов проиллюстрировал более сотни книг, адресованных как детям, так и взрослым читателям.
В общей сложности С. А. Алимов проиллюстрировал более сотни книг, адресованных как детям, так и взрослым читателям.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Алимов">
Файл:Malysham-o-zvyozdah-i-planetah-Efrem-Levitan (1).jpg|Малышам о звёздах и планетах / [[Левитан Ефрем Павлович|Ефрем Левитан]] ; оформ. С. Алимова, А. Рюмина ; худож. С. Алимов
Файл:Malysham-o-zvyozdah-i-planetah-Efrem-Levitan (2).jpg|Малышам о звёздах и планетах / Ефрем Левитан ; худож. [[Алимов Сергей Александрович|Сергей Алимов]]
Файл:Malysham-o-zvyozdah-i-planetah-Efrem-Levitan (3).jpg|Малышам о звёздах и планетах / Ефрем Левитан ; худож. Сергей Алимов
Файл:Malysham-o-zvyozdah-i-planetah-Efrem-Levitan (4).jpg|Малышам о звёздах и планетах / Ефрем Левитан ; худож. Сергей Алимов
Файл:Malysham-o-zvyozdah-i-planetah-Efrem-Levitan (5).jpg|Малышам о звёздах и планетах / Ефрем Левитан ; худож. Сергей Алимов
</gallery></center>


Значительную и интересную часть работы С. А. Алимов составляло оформление обложек книг серии «Классики и современники» издательства «Художественная литература», с которым художник сотрудничал многие годы, а также обложки и иллюстрации к антологиям русской «страшной» и «готической» прозы.
Значительную и интересную часть работы С. А. Алимов составляло оформление обложек книг серии «Классики и современники» издательства «Художественная литература», с которым художник сотрудничал многие годы, а также обложки и иллюстрации к антологиям русской «страшной» и «готической» прозы.
Строка 97: Строка 176:
С середины 1960-х годов С. А. Алимов сотрудничал с периодическими изданиями, в частности, с такими популярными журналами, как «Знание — сила», «Человек и закон», «Юность», «Роман-газета». Много лет рисовал для детского журнала «Колобок», начиная с самого первого выпуска (Колобок. № 1. 1969), а также для «Весёлых картинок». Рисунки С. А. Алимова украшали и оживляли журнал «Детская роман-газета».
С середины 1960-х годов С. А. Алимов сотрудничал с периодическими изданиями, в частности, с такими популярными журналами, как «Знание — сила», «Человек и закон», «Юность», «Роман-газета». Много лет рисовал для детского журнала «Колобок», начиная с самого первого выпуска (Колобок. № 1. 1969), а также для «Весёлых картинок». Рисунки С. А. Алимова украшали и оживляли журнал «Детская роман-газета».


С. А. Алимов много работал как сценограф. Ещё в 1966 году вместе с другом, московским художником М. Ромадиным, для московского Театра сатиры оформил спектакль «Тёркин на том свете» (режиссёр В. Плучек). Эскизы декораций Алимов выполнил белилами и гуашью, с использованием аппликации. В 1967 году С. А. Алимов создал эскиз декорации к пьесе «Путешествие Гулливера» по одноименному роману Д. Свифта. Спектакль был поставлен московским Театром-студией киноактёра. В 1971 году Алимов выполнил эскизы декораций для постановки комедии «С лёгким паром» Э. Брагинского и Э. Рязанова в Московском областном драматическом театре. Четыре эскиза декораций — «Единая установка», «Дом Джильды», «Пролог», «Тюрьма» (хранятся в Государственном центральном театральном музее) — Алимов выполнил для Государственного академического театра им. Моссовета, поставившего в 1972 году пьесу Л. Николаи «Чёрный, как канарейка».
Сергей Алимов много работал как сценограф. Ещё в 1966 году вместе с другом, московским художником М. Ромадиным, для московского Театра сатиры оформил спектакль «Тёркин на том свете» (режиссёр В. Плучек). Эскизы декораций Алимов выполнил белилами и гуашью, с использованием аппликации. В 1967 году С. А. Алимов создал эскиз декорации к пьесе «Путешествие Гулливера» по одноименному роману Д. Свифта. Спектакль был поставлен московским Театром-студией киноактёра. В 1971 году Алимов выполнил эскизы декораций для постановки комедии «С лёгким паром» Э. Брагинского и Э. Рязанова в Московском областном драматическом театре. Четыре эскиза декораций — «Единая установка», «Дом Джильды», «Пролог», «Тюрьма» (хранятся в Государственном центральном театральном музее) — Алимов выполнил для Государственного академического театра им. Моссовета, поставившего в 1972 году пьесу Л. Николаи «Чёрный, как канарейка».


С. А. Алимов много лет отдал преподавательской деятельности. Начал в 1967 году во ВГИКе. В 1972-м, выпустив курс, Алимов ушёл из института, решив, что учить ему ещё рано. Позднее он вёл мастерскую в школе-студии МХАТ, в Московской академии образования Натальи Нестеровой. Во ВГИК вернулся в 1994 году и проработал там четверть века, был профессором, вёл мастерскую художников мультипликационного фильма. Среди его учеников Сергей Рябов, дебютный мультфильм которого «Рыбка» собрал множество наград фестивалей в России, Японии, Боливии, Аргентине; Мария Заикина, выступившая художником-постановщиком нескольких лент серии «Колыбельные мира» (кинопремия «Золотой орёл», 2008); Екатерина Татарская — художник фильма А. Прошкина «Чудо» (специальный приз ММКФ, 2009).
С. А. Алимов много лет отдал преподавательской деятельности. Начал в 1967 году во ВГИКе. В 1972-м, выпустив курс, Алимов ушёл из института, решив, что учить ему ещё рано. Позднее он вёл мастерскую в школе-студии МХАТ, в Московской академии образования Натальи Нестеровой. Во ВГИК вернулся в 1994 году и проработал там четверть века, был профессором, вёл мастерскую художников мультипликационного фильма. Среди его учеников Сергей Рябов, дебютный мультфильм которого «Рыбка» собрал множество наград фестивалей в России, Японии, Боливии, Аргентине; Мария Заикина, выступившая художником-постановщиком нескольких лент серии «Колыбельные мира» (кинопремия «Золотой орёл», 2008); Екатерина Татарская — художник фильма А. Прошкина «Чудо» (специальный приз ММКФ, 2009).
Строка 117: Строка 196:
С. А. Алимов был участником творческих союзов, обладателем многих званий и наград: членом Союза кинематографистов РСФСР (1964) и Союза художников СССР (1968), народным художником РФ (1999). В 2002 году он стал лауреатом Государственной премии РФ, был избран действительным членом Российской академии художеств. Также Алимов был избран членом Академии кинематографических искусств «Ника». В 2019 году за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность Алимов был награждён орденом Дружбы.
С. А. Алимов был участником творческих союзов, обладателем многих званий и наград: членом Союза кинематографистов РСФСР (1964) и Союза художников СССР (1968), народным художником РФ (1999). В 2002 году он стал лауреатом Государственной премии РФ, был избран действительным членом Российской академии художеств. Также Алимов был избран членом Академии кинематографических искусств «Ника». В 2019 году за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность Алимов был награждён орденом Дружбы.


Работы С. А. Алимов находятся в Государственном Русском музее, Музее Мюнхгаузена в г. Боденвердене (ФРГ), Музее М. Е. Салтыкова-Щедрина, Музее-заповеднике «Абрамцево», Государственном литературном музее А. С. Пушкина, доме-музее Н. В. Гоголя (Мемориальный музей и научная библиотека), Государственном центральном театральном музее, в частных собраниях России, Германии, Голландии, Финляндии, Греции, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии и других стран.
Работы С. А. Алимов находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее Мюнхгаузена в г. Боденвердене (ФРГ), Музее М. Е. Салтыкова-Щедрина, Музее-заповеднике «Абрамцево», Государственном литературном музее А. С. Пушкина, доме-музее Н. В. Гоголя (Мемориальный музей и научная библиотека), Государственном центральном театральном музее, в частных собраниях России, Германии, Голландии, Финляндии, Греции, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии и других стран.


С. А. Алимов умер 17 декабря 2019 года. Похоронен на Троекуровском кладбище (Москва).
С. А. Алимов умер 17 декабря 2019 года. Похоронен на Троекуровском кладбище (Москва).


23 ноября 2023 года в Большом выставочном зале [[Российская государственная детская библиотека|Российской государственной детской библиотеки]] состоялось торжественное открытие выставки братьев Алимовых «Двойной портрет в раме». В экспозиции были представлены избранные работы выдающихся мастеров отечественной книжной иллюстрации Сергея и Бориса Алимовых. Несмотря на родственную связь, художники работали в совершенно разных манерах, щепетильно выстраивали особые визуальные миры, полные оригинальной образности и почти осязаемых персонажей.


<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Алимов">
Файл:Tatyana-Ivanickaya-i-Dmitrij-Alimov.jpg|Татьяна Иваницкая и Дмитрий Алимов (вдова и сын Бориса Алимова) / Выставка братьев Бориса и Сергея Алимовых «Двойной портрет в раме» в РГДБ
Файл:Natalya-Avgustinovich.jpg|Наталья Августинович (вдова Сергея Алимова) / Выставка братьев Бориса и Сергея Алимовых «Двойной портрет в раме»
Файл:Alimov.jpg|Дмитрий Алимов, Татьяна Иваницкая, Анастасия Архипова, Ольга Монина, Наталья Августинович, Николай Немоляев
Файл:Vladimir-Martynov.jpg|Композитор Владимир Мартынов / Выставка братьев Бориса и Сергея Алимовых «Двойной портрет в раме»
Файл:Nikolaj-Nemolyaev.jpg|Кинооператор Николай Немоляев / Выставка братьев Бориса и Сергея Алимовых «Двойной портрет в раме» в РГДБ
</gallery></center>


==Сергей Алимов / Иллюстрации==


{{#ev:youtube|https://youtu.be/CLCi3MJJZ4c|500|center|<p style="text-align: center;">Художник Сергей Алимов</p>|frame}}


==Книги с иллюстрациями С. А. Алимова==
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сказки народов мира / художник Сергей Алимов">
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (2).jpg|Сказки народов мира / художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (3).jpg|Сказки народов мира / художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (4).jpg|Сказки народов мира / художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (5).jpg|Сказки народов мира / художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (6).jpg|Сказки народов мира / художник Сергей Алимов
</gallery></center>
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов">
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (7).jpg|Фома : набор открыток : раздаточный материал с комм. на англ., нем., фран. языках для учащихся зарубежных школ / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (8).jpg|Фома : набор открыток / [[Михалков Сергей Владимирович|С. В. Михалков]] ; художник С. А. Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (9).jpg|Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (10).jpg|Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (11).jpg|Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов
</gallery></center>
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Красный теленок в белую крапинку / Леопольд Суходольчан ; художник Сергей Алимов">
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (12).jpg|Красный теленок в белую крапинку / Леопольд Суходольчан ; художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (13).jpg|Красный теленок в белую крапинку / Леопольд Суходольчан ; художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (14).jpg|Красный теленок в белую крапинку / Леопольд Суходольчан ; художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (15).jpg|Красный теленок в белую крапинку / Леопольд Суходольчан ; художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (1).jpg|Красный теленок в белую крапинку / Леопольд Суходольчан ; художник Сергей Алимов
</gallery></center>
 
==Сергей Алимов / Книги с иллюстрациями==


*Топтыжка : фильм-сказка / [авт. Ф. Хитрук] ; [ил. : С. Алимов]. — [Москва] : Бюро пропаганды советского киноискусства, [1966]. — [19] с. : ил. — (Фильм-сказка).
*Топтыжка : фильм-сказка / [авт. Ф. Хитрук] ; [ил. : С. Алимов]. — [Москва] : Бюро пропаганды советского киноискусства, [1966]. — [19] с. : ил. — (Фильм-сказка).
Строка 152: Строка 265:
*Кодилл, Р. У меня в кармане сверчок : рассказ / Ребекка Кодилл ; пересказала с английского О. Образцова ; рисунки С. Алимова. — Москва : Детская литература, 1986. — 24 с. : цв. ил.
*Кодилл, Р. У меня в кармане сверчок : рассказ / Ребекка Кодилл ; пересказала с английского О. Образцова ; рисунки С. Алимова. — Москва : Детская литература, 1986. — 24 с. : цв. ил.


*Гашек, Я. Рассказы / Ярослав Гашек — Москва : Художественная литература, 1978. — 304 с. — (Классики и современники. Зарубежная литература).
*Гашек, Я. Рассказы / [[Гашек Ярослав|Ярослав Гашек]] — Москва : Художественная литература, 1978. — 304 с. — (Классики и современники. Зарубежная литература).


*Суходольчан, Л. Красный теленок в белую крапинку : сказка / Леопольд Суходольчан ; пересказ со словенского Леонида Яхнина ; рисунки С. Алимова. — Москва : Детская литература, 1978. — 40 c. : цв. ил.
*Суходольчан, Л. Красный теленок в белую крапинку : сказка / Леопольд Суходольчан ; пересказ со словенского Леонида Яхнина ; рисунки С. Алимова. — Москва : Детская литература, 1978. — 40 c. : цв. ил.
Строка 162: Строка 275:
*Макаров, С. Необыкновенные приключения школьника Бобки, который изобрел летающий стул : сказка / С. Макаров ; худож. С. Алимов. — Москва : Детская литература, 1980. — 64 с. : ил.
*Макаров, С. Необыкновенные приключения школьника Бобки, который изобрел летающий стул : сказка / С. Макаров ; худож. С. Алимов. — Москва : Детская литература, 1980. — 64 с. : ил.


*Макаров, С. Необыкновенные приключения школьника Бобки, который изобрел летающий стул : сказка / С. Макаров ; худож. С. Алимов. — Москва : РОСМЭН, 1996. — 63 с. : ил.
*Макаров, С. Необыкновенные приключения школьника Бобки, который изобрел летающий стул : сказка / С. Макаров ; худож. С. Алимов. — Москва : [[Росмэн|РОСМЭН]], 1996. — 63 с. : ил.


*Шерешевская, Н. Верхом на урагане : из американского фольклора / Наталия Шерешевская ; сост. и пересказ с англ. Н. Шерешевской ; худож. С. Алимов. — Москва : Детская литература, 1980. — 255 с. : ил.
*Шерешевская, Н. Верхом на урагане : из американского фольклора / Наталия Шерешевская ; сост. и пересказ с англ. Н. Шерешевской ; худож. С. Алимов. — Москва : Детская литература, 1980. — 255 с. : ил.
Строка 172: Строка 285:
*Левитан, Е. Малышам о звёздах и планетах / Ефрем Левитан ; худож. С. Алимов. — Москва : Педагогика-Пресс, 1993. — 127 с. : ил.
*Левитан, Е. Малышам о звёздах и планетах / Ефрем Левитан ; худож. С. Алимов. — Москва : Педагогика-Пресс, 1993. — 127 с. : ил.


*Левитан, Е. Малышам о звёздах и планетах / Е. Левитан ; [иллюстрации Сергея Алимова]. — Москва : РОСМЭН, 2014. — 128 с. : ил. — (Та самая книжка).
*Левитан, Е. Малышам о звёздах и планетах / Е. Левитан ; [иллюстрации Сергея Алимова]. — Москва : [[Росмэн|РОСМЭН]], 2014. — 128 с. : ил. — (Та самая книжка).


*Распе, Э. Приключения барона Мюнхаузена / Эрих Распэ ; [пересказ К. И. Чуковского] ; художник С. А. Алимов. — Ленинград : Детская литература, 1981. — 104 с. : ил.
*Распе, Э. Приключения барона Мюнхаузена / Эрих Распэ ; [пересказ К. И. Чуковского] ; художник С. А. Алимов. — Ленинград : Детская литература, 1981. — 104 с. : ил.
Строка 182: Строка 295:
*Распе, Э. Приключения барона Мюнхаузена / Эрих Распэ ; пересказ К. Чуковского ; художник С. А. Алимов. — Москва : Дом, 1992. — 104 с. : ил.
*Распе, Э. Приключения барона Мюнхаузена / Эрих Распэ ; пересказ К. Чуковского ; художник С. А. Алимов. — Москва : Дом, 1992. — 104 с. : ил.


*Распе, Р. Э. Приключения барона Мюнхгаузена / [Р.] Э. Распе ; [пересказ К. И. Чуковского] ; худож. С. А. Алимов. — Москва : ЭНАС-КНИГА, 2017. — 105 с. : цв. ил. — (Новые старые книжки).
*Распе, Р. Э. Приключения барона Мюнхгаузена / [Р.] Э. Распе ; [пересказ К. И. Чуковского] ; худож. С. А. Алимов. — Москва : [[ЭНАС-книга|ЭНАС-КНИГА]], 2017. — 105 с. : цв. ил. — (Новые старые книжки).


*Васильева-Гангнус, Л. Азбука вежливости / Людмила Васильева-Гангнус ; худож. С. Алимов ; оформ. А. Рюмин. — Москва : Педагогика, 1982. — 128 с. : цв. ил.
*Васильева-Гангнус, Л. Азбука вежливости / Людмила Васильева-Гангнус ; худож. С. Алимов ; оформ. А. Рюмин. — Москва : Педагогика, 1982. — 128 с. : цв. ил.
Строка 190: Строка 303:
*Васильева-Гангнус, Л. Азбука вежливости / Л. Васильева-Гангнус ; худож. С. Алимов. — Москва : Педагогика, 1989. — 143 с. : цв. ил. — (Библиотечная серия).
*Васильева-Гангнус, Л. Азбука вежливости / Л. Васильева-Гангнус ; худож. С. Алимов. — Москва : Педагогика, 1989. — 143 с. : цв. ил. — (Библиотечная серия).


*Васильева-Гангнус, Л. Азбука вежливости / Л. Васильева-Гангнус ; худож. С. Алимов. — Москва : РОСМЭН, 1996. — 127 с. : цв. ил.
*Васильева-Гангнус, Л. Азбука вежливости / Л. Васильева-Гангнус ; худож. С. Алимов. — Москва : [[Росмэн|РОСМЭН]], 1996. — 127 с. : цв. ил.


*Васильева-Гангнус, Л. Азбука вежливости / Людмила Васильева-Гангнус ; худож. Сергей Алимов. — Москва : НИГМА, 2014. — 183 с. : цв. ил.
*Васильева-Гангнус, Л. Азбука вежливости / Людмила Васильева-Гангнус ; худож. Сергей Алимов. — Москва : [[Издательский_дом_НИГМА|НИГМА]], 2014. — 183 с. : цв. ил.


*Гоголь, Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки ; Миргород / Н. В. Гоголь ; худож. С. Алимов, А. Костин ; послесл. П. Николаева. — Москва : Художественная литература, 1982. — 431 с. — (Классики и современники. Русская классическая литература).
*Гоголь, Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки ; Миргород / Н. В. Гоголь ; худож. С. Алимов, А. Костин ; послесл. П. Николаева. — Москва : Художественная литература, 1982. — 431 с. — (Классики и современники. Русская классическая литература).
Строка 234: Строка 347:
*Трэверс, П. Л. Мэри Поппинс открывает дверь / Памела Трэверс ; художник С. Алимов ; [пер. с англ. С. С. Степанова, П. Ю. Тарасова]. — Москва : Педагогика-пресс ; Калининград : Янтарный сказ, 1996. — 496 с. : ил.
*Трэверс, П. Л. Мэри Поппинс открывает дверь / Памела Трэверс ; художник С. Алимов ; [пер. с англ. С. С. Степанова, П. Ю. Тарасова]. — Москва : Педагогика-пресс ; Калининград : Янтарный сказ, 1996. — 496 с. : ил.


*Чуковский, К. Путаница : сказки : [в стихах] / Корней Чуковский ; худож. С. Алимов. — Москва : РОСМЭН, 1996. — 87 с. : цв. ил.
*Чуковский, К. Путаница : сказки : [в стихах] / [[Чуковский Корней Иванович|Корней Чуковский]] ; худож. С. Алимов. — Москва : [[Росмэн|РОСМЭН]], 1996. — 87 с. : цв. ил.


*Салтыков-Щедрин, М. Е. Медведь на воеводстве ; Орёл-меценат; Карась-идеалист : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. С. Алимов. — Москва : Белый город, 2001. — 47 с. : цв. ил. — (Классики — детям).
*Салтыков-Щедрин, М. Е. Медведь на воеводстве ; Орёл-меценат; Карась-идеалист : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. С. Алимов. — Москва : Белый город, 2001. — 47 с. : цв. ил. — (Классики — детям).


*Салтыков-Щедрин, М. Е. Медведь на воеводстве ; Орёл-меценат ; Карась-идеалист : [сказки] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. С. Алимов. — Москва : НИГМА, 2016. — 63 с. : цв. ил.
*Салтыков-Щедрин, М. Е. Медведь на воеводстве ; Орёл-меценат ; Карась-идеалист : [сказки] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. С. Алимов. — Москва : [[Издательский_дом_НИГМА|НИГМА]], 2016. — 63 с. : цв. ил.


*Чуковский, К. Сказки / Корней Чуковский ; иллюстратор Сергей Алимов. — Москва : Русский путь, 2007. — 88 с. : ил.
*Чуковский, К. Сказки / Корней Чуковский ; иллюстратор Сергей Алимов. — Москва : Русский путь, 2007. — 88 с. : ил.


*Гоголь, Н. В. Мертвые души : поэма / Н. В. Гоголь ; статья и комментарии Юрия Манна ; иллюстрации Сергея Алимова. — Санкт-Петербург : Вита Нова, 2013. — 454 с. : ил.
*Гоголь, Н. В. Мертвые души : поэма / Н. В. Гоголь ; статья и комментарии Юрия Манна ; иллюстрации Сергея Алимова. — Санкт-Петербург : [[Вита_Нова|Вита Нова]], 2013. — 454 с. : ил.


*Американские сказки и легенды / [перевод и пересказ с английского Н. Шерешевской, А. Ващенко, Т. Голенпольского, М. Гурвица] ; художник Сергей Алимов. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. — 400 с. : цв. ил. — (Дар Речи).
*Американские сказки и легенды / [перевод и пересказ с английского Н. Шерешевской, А. Ващенко, Т. Голенпольского, М. Гурвица] ; художник Сергей Алимов. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. — 400 с. : цв. ил. — (Дар Речи).
Строка 325: Строка 438:
*Сергей Алимов: «Как я стал "папой" Бонифация» : [интервью с художником С. Алимовым, создателем образа льва Бонифация в мультфильме Ф. С. Хитрука «Каникулы Бонифация»] / Сергей Алимов ; беседу вела Наталья Конивец // Читаем вместе. — 2016. — № 2. — С. 38.
*Сергей Алимов: «Как я стал "папой" Бонифация» : [интервью с художником С. Алимовым, создателем образа льва Бонифация в мультфильме Ф. С. Хитрука «Каникулы Бонифация»] / Сергей Алимов ; беседу вела Наталья Конивец // Читаем вместе. — 2016. — № 2. — С. 38.


*Сергей Алимов : штрихи к портрету : [краткая биография С. А. Алимова] / из интервью, данного Елене Долгих ; ГТМЦ им. Н. А. Бахрушина ; Галерея Вересов ; худож. галерея «Ars Longa» ; куратор проекта Н. Августинович ; составители: Н. Августинович, В. Ермичева. — Санкт-Петербург ; Москва : Вита Нова, 2013. — 32 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*Сергей Алимов : штрихи к портрету : [краткая биография С. А. Алимова] / из интервью, данного Елене Долгих ; ГТМЦ им. Н. А. Бахрушина ; Галерея Вересов ; худож. галерея «Ars Longa» ; куратор проекта Н. Августинович ; составители: Н. Августинович, В. Ермичева. — Санкт-Петербург ; Москва : [[Вита_Нова|Вита Нова]], 2013. — 32 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
 
*[http://www.strast10.ru/node/2739 Алимов, С.] «И горечь, и печаль, и радость, и радость…» / Сергей Алимов. — Текст : электронный // Страстной бульвар, 10 : сайт.
*[http://booksplim.ru/tag/alimov-s-a Алимов С. А.] : [статьи о жизни и творчестве художника] // Плим : сайт.
*[http://www.fairyroom.ru/?p=46283 Кононович, К.] Сергей Александрович Алимов / Кира Кононович. — Текст : электронный // Картинки и разговоры : сайт.
*[https://www.rah.ru/search/index.php?q=%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2+%D1%81 О творчестве С. А. Алимова]. — Текст : электронный // Российская Академия художеств : сайт.
 
*[https://www.kinopoisk.ru/name/1805817 Сергей Алимов.] — Текст : электронный // Кинопоиск : сайт.
*[http://www.arslonga.ru/hudozhniki/sergej-alimov Сергей Алимов.] — Текст : электронный // Галерея ARSLONGA.RU: современное искусство России : сайт.
 
*[https://dlib.eastview.com/browse/doc/50943804 Сергей Алимов:] «Нам удалось очеловечить Бонифация» : [беседа с художником-мультипликатором Сергеем Алимовым] / беседу вела Ксения Воротынцева. — Текст : электронный // Культура : сайт.
 
*[https://www.kino-teatr.ru/mult/painter/sov/266823/forum/#s4473275 Сергей Алимов] : [фильмография, сценография]. — Текст : электронный // Кино-Театр.Ру : сайт.
 
*[https://intelogic.ru/2019/03/26/%D1%8D%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B7%D1%8B-%D0%BA-%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%83-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80/ Эскизы] [С. А. Алимова] к мультфильму «Мастер и Маргарита» 1975 г. — Текст: электронный // Интеллектуальный клуб «Калейдоскоп» : сайт.


==Награды и премии==
==Награды и премии==
Строка 474: Строка 573:


*2018 — персональная выставка в Российской государственной детской библиотеке.
*2018 — персональная выставка в Российской государственной детской библиотеке.
==См. также==
*[[Архипова Анастасия Ивановна]]
*[[Диодоров Борис Аркадьевич]]
*[[Монин Евгений Григорьевич]]
*[[Попов Николай Евгеньевич]]
*[[Токмаков Лев Алексеевич]]
*[[Устинов Николай Александрович]]
*[[Чижиков Виктор Александрович]]


[[Category:Иллюстраторы]]
[[Category:Иллюстраторы]]