Божунга Лижия: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 15 промежуточных версий 2 участников)
Строка 14: Строка 14:
|Жанр                        =
|Жанр                        =
|Язык произведений            =  
|Язык произведений            =  
|Премии                      =  
|Премии                      = [[Премия имени Ханса Кристиана Андерсена|Премия имени Х. К. Андерсена]]
|Награды                      =
|Награды                      =
|Сайт                        =  <!-- введите адрес ссылки начиная с http:// или https:// например - |Сайт =http://aksakoff.org -->
|Сайт                        =  <!-- введите адрес ссылки начиная с http:// или https:// например - |Сайт =http://aksakoff.org -->
Строка 21: Строка 21:
}}
}}
__FORCETOC__
__FORCETOC__
'''Лижия Божунга'''(порт. Lygia Bojunga Nunes) —  бразильский писатель, драматург, издатель.
'''Лижия Божунга''' (порт. ''Lygia Bojunga Nunes'') —  бразильский писатель, драматург, издатель.
== Биография ==
==Лижия Божунга / Биография==
Божунга Лижия (к её имени часто добавляют псевдоним Нуньес) — бразильская детская писательница, актриса, драматург, издатель. Яркий представитель латиноамериканского магического реализма. Обладательница многих национальных и международных литературных премий, в том числе Премии имени Х. К. Андерсена и Мемориальной премии Астрид Линдгрен (ALMA).
Божунга Лижия (к её имени часто добавляют псевдоним Нуньес) — бразильская детская писательница, актриса, драматург, издатель. Яркий представитель латиноамериканского магического реализма. Обладательница многих национальных и международных литературных премий, в том числе Премии имени Х. К. Андерсена и [[Премия памяти Астрид Линдгрен|Мемориальной премии Астрид Линдгрен]] (ALMA).


Божунга родилась 26 августа 1932 года на крайнем юге Бразилии, в городе Пелотас. Детство провела на ферме. Когда девочке было восемь лет, семья переехала в Рио-де-Жанейро. В 1951 году Божунга стала актрисой странствующего театра «Os Artistas Unidos» и несколько лет ездила с труппой по Бразилии. Уйдя из театра, стала принимать участие в радиоспектаклях, затем писала для радио и телевидения. Этот период длился около десяти лет.
Лижия Божунга родилась 26 августа 1932 года на крайнем юге Бразилии, в городе Пелотас. Детство провела на ферме. Когда девочке было восемь лет, семья переехала в Рио-де-Жанейро. В 1951 году Божунга стала актрисой странствующего театра «Os Artistas Unidos» и несколько лет ездила с труппой по Бразилии. Уйдя из театра, стала принимать участие в радиоспектаклях, затем писала для радио и телевидения. Этот период длился около десяти лет.


Во время гастролей театр часто оказывался в небольших городах и деревнях, и Божунга обратила внимание на практически полную неграмотность местных жителей. Узнав, что главная причина — недостаточное количество школ для бедных, Божунга создала и возглавила частную школу для деревенских детей в глухой провинции штата Рио-де-Фунда. Через пять лет Божунга была вынуждена закрыть школу, но к этому времени подобные учебные заведения начало открывать правительство Бразилии.
Во время гастролей театр часто оказывался в небольших городах и деревнях, и Божунга обратила внимание на практически полную неграмотность местных жителей. Узнав, что главная причина — недостаточное количество школ для бедных, Божунга создала и возглавила частную школу для деревенских детей в глухой провинции штата Рио-де-Фунда. Через пять лет Божунга была вынуждена закрыть школу, но к этому времени подобные учебные заведения начало открывать правительство Бразилии.
Строка 31: Строка 31:
Первую книгу для детей — «Os Colegas», своеобразную притчу о дружбе и свободе — Божунга выпустила в 1972 году. В следующем году, 1973-м, за эту книгу она получила несколько наград, в том числе крупнейшую литературную премию страны «Jabuti», учреждённую в 1959 году Бразильской книжной палатой для развития отечественной словесности и читательской культуры. Затем вышли также адресованные детям «Angélica» (1975), «А Bolsa Amarela» (1976), «Casa da Madrinha» (1978), «Corda Bamba» (1979), «O sofá estampado» (1980). В них Божунга говорит о проблемах, с которыми сталкивается ребёнок: от принятия самого себя, бедности, насилия и социального неравенства до смерти близкого человека. К этим темам она будет обращаться и в последующих своих книгах.
Первую книгу для детей — «Os Colegas», своеобразную притчу о дружбе и свободе — Божунга выпустила в 1972 году. В следующем году, 1973-м, за эту книгу она получила несколько наград, в том числе крупнейшую литературную премию страны «Jabuti», учреждённую в 1959 году Бразильской книжной палатой для развития отечественной словесности и читательской культуры. Затем вышли также адресованные детям «Angélica» (1975), «А Bolsa Amarela» (1976), «Casa da Madrinha» (1978), «Corda Bamba» (1979), «O sofá estampado» (1980). В них Божунга говорит о проблемах, с которыми сталкивается ребёнок: от принятия самого себя, бедности, насилия и социального неравенства до смерти близкого человека. К этим темам она будет обращаться и в последующих своих книгах.


В 1982 году Божунге была присуждена Премия имени Х. К. Андерсена. Жюри Hans Christian Andersen Award отметило умение автора сплавлять противоречивую, зачастую конфликтную социальную действительность и фантазию, создавая тем самым мощные поэтические образы; необычайное разнообразие метафор и выверенность повествования. Особенно был подчёркнут тот факт, что Божунга выходит за рамки традиций своей страны, но в то же время сохраняет яркий бразильский колорит.
В 1982 году Божунге была присуждена [[Премия имени Ханса Кристиана Андерсена|Премия имени Х. К. Андерсена]]. Жюри Hans Christian Andersen Award отметило умение автора сплавлять противоречивую, зачастую конфликтную социальную действительность и фантазию, создавая тем самым мощные поэтические образы; необычайное разнообразие метафор и выверенность повествования. Особенно был подчёркнут тот факт, что Божунга выходит за рамки традиций своей страны, но в то же время сохраняет яркий бразильский колорит.


В этом же году Божунга переехала в Англию, на родину второго мужа, и несколько лет жила попеременно то в Рио-де-Жанейро, то в Лондоне, не прекращая писательской деятельности. В этот период появились адресованные подросткам «Tchau» (1984), «Nós Três» (1987), «O Meu Amigo Pintor» (1987).
В этом же году Божунга переехала в Англию, на родину второго мужа, и несколько лет жила попеременно то в Рио-де-Жанейро, то в Лондоне, не прекращая писательской деятельности. В этот период появились адресованные подросткам «Tchau» (1984), «Nós Três» (1987), «O Meu Amigo Pintor» (1987).


В 1988 году Божунга вернулась к театру, но в ином качестве: она написала посвящённый книгам монолог «Livro» и читала его в библиотеках, школах и университетах по всей Бразилии и за рубежом. Ставший знаменитым монолог о книге положил начало проекту «As Mambembadas», в рамках которого Божунга в течение нескольких лет создавала шоу, объединявшие два её «я» — актрисы и писателя: она писала инсценировки, часто сама выходила на сцену (моноспектакли «Fazendo Ana Paz», «De cara com a Lygia», «Depoimento»).
В 1988 году Лижия Божунга вернулась к театру, но в ином качестве: она написала посвящённый книгам монолог «Livro» и читала его в библиотеках, школах и университетах по всей Бразилии и за рубежом. Ставший знаменитым монолог о книге положил начало проекту «As Mambembadas», в рамках которого Божунга в течение нескольких лет создавала шоу, объединявшие два её «я» — актрисы и писателя: она писала инсценировки, часто сама выходила на сцену (моноспектакли «Fazendo Ana Paz», «De cara com a Lygia», «Depoimento»).


Всё, что связано с книгой, для Божунги очень важно. Размышлениям о книге, чтении, читателе и тому, как рождается история, она посвятила своеобразную трилогию: «Livro — um encontro» (1988), «Fazendo Ana Paz» (1988), «A paisagem» (1992). К ней примыкает — тоже неофициально — роман «Intramuros» (2016).
Всё, что связано с книгой, для Божунги очень важно. Размышлениям о книге, чтении, читателе и тому, как рождается история, она посвятила своеобразную трилогию: «Livro — um encontro» (1988), «Fazendo Ana Paz» (1988), «A paisagem» (1992). К ней примыкает — тоже неофициально — роман «Intramuros» (2016).
<center><gallery perrow="6" widths="180" heights="180" caption="Книги Лижии Божунги ">
Файл:Bozhunga-Lizhiya (1).JPG|Лижия Божунга
Файл:Bozhunga-Lizhiya (2).jpg|Лижия Божунга
Файл:Bozhunga-Lizhiya (3).jpg|Лижия Божунга
</gallery></center>


Продолжая писать для подростков, Божунга в 1995 году издала повести «Seis Vezez Lucas» и «O abraço».
Продолжая писать для подростков, Божунга в 1995 году издала повести «Seis Vezez Lucas» и «O abraço».


В 1996 году Божунга опубликовала ещё три книги, в числе которых — книга-арт-объект «Feito a mao». В ней автор рассказывает о своей семье, жизни на ферме, о животных и природе. Книга сделана вручную, а напечатана в технике ксерокопии на бумаге, изготовленной из макулатуры и бумажных отходов. По замыслу Божунги, эта книга — пример производства, альтернативного промышленному.
В 1996 году Лижия Божунга опубликовала ещё три книги, в числе которых — книга-арт-объект «Feito a mao». В ней автор рассказывает о своей семье, жизни на ферме, о животных и природе. Книга сделана вручную, а напечатана в технике ксерокопии на бумаге, изготовленной из макулатуры и бумажных отходов. По замыслу Божунги, эта книга — пример производства, альтернативного промышленному.


В 2002 году вышла книга «Retratos de Carolina», представляющая собой новый этап в творчестве Божунги, — реалистичное произведение с элементами метаромана, подробно описывающее жизнь героини с шести до 29 лет. «Retratos de Carolina» примечательна ещё и тем, что это первая книга, выпущенная собственным издательством Божунги «Casa Lygia Bojunga». К выходу из печати «Retratos de Carolina» Божунга приурочила свои последние театральные работы: «Еntrevista», в которой больше часа беседовала с воображаемым интервьюером, и сольную презентацию «...minha trilha no palco é tão solitária quanto o ato da escrita...».
В 2002 году вышла книга «Retratos de Carolina», представляющая собой новый этап в творчестве Божунги, — реалистичное произведение с элементами метаромана, подробно описывающее жизнь героини с шести до 29 лет. «Retratos de Carolina» примечательна ещё и тем, что это первая книга, выпущенная собственным издательством Божунги «Casa Lygia Bojunga». К выходу из печати «Retratos de Carolina» Божунга приурочила свои последние театральные работы: «Еntrevista», в которой больше часа беседовала с воображаемым интервьюером, и сольную презентацию «...minha trilha no palco é tão solitária quanto o ato da escrita...».
Строка 49: Строка 57:
На премиальные деньги в июне 2006 года Божунга создала Культурный фонд «Casa Lygia Bojunga», осуществляющий различные проекты, направленные на поддержку чтения и издание книг для детей, подростков и взрослых из неимущих слоёв общества. Одноимённое издательство стало частью фонда. Оно выпускает красочные, но дешёвые книги, которые могут купить даже бедные дети. В этом издательстве увидели свет адресованные подросткам новые книги Божунги «Sapato de salto» (2006), «Aula de inglês» (2006), «Querida» (2009) и вновь напечатаны все написанные ранее.
На премиальные деньги в июне 2006 года Божунга создала Культурный фонд «Casa Lygia Bojunga», осуществляющий различные проекты, направленные на поддержку чтения и издание книг для детей, подростков и взрослых из неимущих слоёв общества. Одноимённое издательство стало частью фонда. Оно выпускает красочные, но дешёвые книги, которые могут купить даже бедные дети. В этом издательстве увидели свет адресованные подросткам новые книги Божунги «Sapato de salto» (2006), «Aula de inglês» (2006), «Querida» (2009) и вновь напечатаны все написанные ранее.


За долгую творческую жизнь Лижия Божунга написала более двадцати произведений, почти все они — для детей и подростков. Книги переведены на многие языки мира, включая английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, норвежский, шведский, исландский, болгарский, чешский, иврит. На русском языке существует только детская «Bolsa Amarela» — «Жёлтая сумка», она вышла в московском издательстве «РИПОЛ классик» в 2016 году.
За долгую творческую жизнь Лижия Божунга написала более двадцати произведений, почти все они — для детей и подростков. Книги переведены на многие языки мира, включая английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, норвежский, шведский, исландский, болгарский, чешский, иврит. На русском языке существует только детская «Bolsa Amarela» — «Жёлтая сумка», она вышла в московском издательстве [[РИПОЛ классик|«РИПОЛ классик»]] в 2016 году.


== Книги ==
==Лижия Божунга / Книги ==


* Божунга, Л. Жёлтая сумка / Лижия Божунга ; (пер. с португальского Ирины Новиковой) ; иллюстрации Елены Гнедковой. — Москва : РИПОЛ классик, 2016. — 143 с. : ил. — (Сумка чудес).
* Божунга, Л. Жёлтая сумка / Лижия Божунга ; (пер. с португальского Ирины Новиковой) ; иллюстрации Елены Гнедковой. — Москва : [[РИПОЛ классик|РИПОЛ классик]], 2016. — 143 с. : ил. — (Сумка чудес).
* Bojunga, L. A Bolsa Amarela / Lygia Bojunga ; ilustracoes : Nery M. L. — BR : Сasa Lygia Bojunga, 2013. — 140 c.
* Bojunga, L. A Bolsa Amarela / Lygia Bojunga ; ilustracoes : Nery M. L. — BR : Сasa Lygia Bojunga, 2013. — 140 c.
* Bojunga, L. A cama. 1996.
* Bojunga, L. A cama. 1996.
Строка 80: Строка 88:
== О жизни и творчестве ==
== О жизни и творчестве ==


* Бройде, В. Тяжесть против пустоты : (о книге: Божунга, Л. Жёлтая сумка. Москва : РИПОЛ классик, 2016) / В. Бройде // Книжное обозрение. — 2016. — № 10-11. — С. 29. — (Детлит).
* Бройде, В. Тяжесть против пустоты : (о книге: Божунга, Л. Жёлтая сумка. Москва : [[РИПОЛ классик]], 2016) / В. Бройде // Книжное обозрение. — 2016. — № 10-11. — С. 29. — (Детлит).
* Лауреат Международной литературной премии памяти Астрид Линдгрен 2004 года — бразильская писательница Лиджа Божунга // Книжное обозрение. — 2004. — 22 марта. — С. 1.
* Лауреат Международной литературной премии памяти Астрид Линдгрен 2004 года — бразильская писательница Лиджа Божунга // Книжное обозрение. — 2004. — 22 марта. — С. 1.
* Очарование «магического реализма» : интервью с Лиджией Божунгой Нуньес / интервью взяла Мария Николаева // Детская литература. — 1989. — № 3. — С. 31–33.
* Очарование «магического реализма» : интервью с Лиджией Божунгой Нуньес / интервью взяла Мария Николаева // Детская литература. — 1989. — № 3. — С. 31–33.
* Порядина, М. Несправедливость и волшебство : (о сказочных повестях российских и зарубежных авторов, в том числе о книге: Божунга, Л. Жёлтая сумка. Москва : РИПОЛ классик, 2016) / М. Порядина // Читаем вместе. — 2018. — № 4. — С. 36. — (Читаем без родителей).
* Порядина, М. Несправедливость и волшебство : (о сказочных повестях российских и зарубежных авторов, в том числе о книге: Божунга, Л. Жёлтая сумка. Москва : [[РИПОЛ классик]], 2016) / М. Порядина // Читаем вместе. — 2018. — № 4. — С. 36. — (Читаем без родителей).
* Скляр, Ю. Как трудно быть ребенком : (о книге: Божунга, Л. Жёлтая сумка. 2016) / Ю. Скляр // Читаем вместе. — 2016. — № 3. — С. 35. — Ил.
* Скляр, Ю. Как трудно быть ребенком : (о книге: Божунга, Л. Жёлтая сумка. 2016) / Ю. Скляр // Читаем вместе. — 2016. — № 3. — С. 35. — Ил.
** [https://www.papmambook.ru/articles/2018 Аромштам, М. Писатель, петух и зонтик в поисках смысла жизни : (о книге: Божунга, Л. Жёлтая сумка. Москва : РИПОЛ классик, 2016) / Марина Аромштам // Папмамбук : сайт. — (дата обращения: 21.08.2019). — Текст : электронный.]
* [https://bibliogid.ru/knigi/2099-na-daljokoj-amazonke Новикова, И. «На далёкой Амазонке…» : о детской литературе Бразилии] / Ирина Новикова // Библиогид : сайт. — (дата обращения: 21.08.2019). — Текст : электронный.
** [http://rara-rara.ru/menu-texts/lizhiya_bozhunga_ya_nachala_pisat_v_usloviyah_voennoj_diktatury Лижия Божунга: «Я начала писать в условиях военной диктатуры» / беседовала Е. Александрова-Зорина // Rara Avis : открытая критика : сайт. — (дата обращения: 21.08.2019). — Текст : электронный.]
** [https://bibliogid.ru/knigi/2099-na-daljokoj-amazonke Новикова, И. «На далёкой Амазонке…» : о детской литературе Бразилии / Ирина Новикова // Библиогид : сайт. — (дата обращения: 21.08.2019). — Текст : электронный.]
** [http://www.casalygiabojunga.com.br Casa Lygia Bojunga : сайт. — (дата обращения: 21.08.2019). — Текст : электронный.]


== Премии и награды ==
== Премии и награды ==
Строка 94: Строка 99:
* 1973 год: премия Jabuti (за книгу «Os Colegas»).
* 1973 год: премия Jabuti (за книгу «Os Colegas»).
* 1974 год: книга «Os Colegas» внесена в Почётный список IBBY.
* 1974 год: книга «Os Colegas» внесена в Почётный список IBBY.
* 1982 год: Премия имени Ханса Кристиана Андерсена.
* 1982 год: [[Премия имени Ханса Кристиана Андерсена|Премия имени Ханса Кристиана Андерсена]].
* 1993 год: премия «Jabuti» (за книгу «Fazendo Ana Paz»).
* 1993 год: премия «Jabuti» (за книгу «Fazendo Ana Paz»).
* 1993 год: книга «Fazendo Ana Paz» внесена в список самых выдающихся книг мира «Белые вороны», составляемый Мюнхенской международной детской библиотекой.
* 1993 год: книга «Fazendo Ana Paz» внесена в список самых выдающихся книг мира «Белые вороны», составляемый Мюнхенской международной детской библиотекой.
Строка 102: Строка 107:
* 2011 год: Ordem do Mérito Cultural (высшая награда Министерства культуры Бразилии, присуждается ежегодно в знак признания выдающегося вклада в культуру страны).  
* 2011 год: Ordem do Mérito Cultural (высшая награда Министерства культуры Бразилии, присуждается ежегодно в знак признания выдающегося вклада в культуру страны).  
   
   
== Экранизации ===
== Экранизации ==


* Полнометражный художественный фильм «Corda Bamba, historia de uma menina equilibrista». Снят по мотивам повести «Corda Bamba». Режиссер: Эдуарду Голдштейн (Eduardo Goldenstein). Бразилия, 2012 год.
* Полнометражный художественный фильм «Corda Bamba, historia de uma menina equilibrista». Снят по мотивам повести «Corda Bamba». Режиссер: Эдуарду Голдштейн (Eduardo Goldenstein). Бразилия, 2012 год.


==См. также==
*[[Алмонд Дэвид]]
*[[Вудсон Жаклин]]
*[[Грипе Мария]]
*[[Кадоно Эйко]]
*[[Кестнер Эрих]]
*[[Крюс Джеймс Якоб Хайнрих]]
*[[Линдгрен Астрид]]
*[[Махи Маргарет]]
*[[Монтейру Лобату]]
*[[Родари Джанни]]
*[[Фарджон Элинор]]
*[[Хауген Турмуд]]
*[[Шмидт Анни]]
*[[Янссон Туве]]






[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]