Грин Александр Степанович: различия между версиями

Строка 37: Строка 37:
Добравшись до Одессы, Гриневский безуспешно пытается устроиться учеником на пароход, голодает, ночует в ночлежном доме. Наконец обращается за помощью к Хохлову, который устраивает его в бордингауз (общежитие береговой команды), здесь кормили. В августе устраивается учеником на пароход «Платон» (деньги на питание прислал отец). Совершает два рейса по Крымско-Кавказской линии, списывается на берег за неуплату за продовольствие. Работает в порту сторожем складов. В декабре устраивается матросом и поваром на шхуну «Святой Николай», откуда был уволен без расчета за строптивость. Проработав маркировщиком в портовых складах до весны 1897 года, устроился матросом на пароход «Цесаревич», совершавший рейсы в Александрию (Египет). На обратном пути отстраняется капитаном от работы «за сопротивление учебной шлюпочной гребле», заканчивает рейс пассажиром. До июля живет в Одессе, на деньги, вырученные от продажи комплекта форменной одежды, полученной на «Цесаревиче», грузит уголь, голодает. В августе возвращается в Вятку. Живет у отца,  до зимы служит писцом в канцелярии городской управы. Зимой и весной 1898 года служит в городском театре, переписывает роли для труппы. Две недели посещает железнодорожные курсы. Работает писцом в одной из канцелярий, по заказу отца переписывает ведомости годового отчета земских благотворительных учреждений.  
Добравшись до Одессы, Гриневский безуспешно пытается устроиться учеником на пароход, голодает, ночует в ночлежном доме. Наконец обращается за помощью к Хохлову, который устраивает его в бордингауз (общежитие береговой команды), здесь кормили. В августе устраивается учеником на пароход «Платон» (деньги на питание прислал отец). Совершает два рейса по Крымско-Кавказской линии, списывается на берег за неуплату за продовольствие. Работает в порту сторожем складов. В декабре устраивается матросом и поваром на шхуну «Святой Николай», откуда был уволен без расчета за строптивость. Проработав маркировщиком в портовых складах до весны 1897 года, устроился матросом на пароход «Цесаревич», совершавший рейсы в Александрию (Египет). На обратном пути отстраняется капитаном от работы «за сопротивление учебной шлюпочной гребле», заканчивает рейс пассажиром. До июля живет в Одессе, на деньги, вырученные от продажи комплекта форменной одежды, полученной на «Цесаревиче», грузит уголь, голодает. В августе возвращается в Вятку. Живет у отца,  до зимы служит писцом в канцелярии городской управы. Зимой и весной 1898 года служит в городском театре, переписывает роли для труппы. Две недели посещает железнодорожные курсы. Работает писцом в одной из канцелярий, по заказу отца переписывает ведомости годового отчета земских благотворительных учреждений.  
В апреле получает «свидетельство № 620 о приписке к 3-му призывному участку Вятского Уездного по воинским повинностям Присутствия». «Но не было мне в жизни ни места, ни занятия. И я решил искать счастья на стороне – подальше от унылой и чопорной Вятки».
В апреле получает «свидетельство № 620 о приписке к 3-му призывному участку Вятского Уездного по воинским повинностям Присутствия». «Но не было мне в жизни ни места, ни занятия. И я решил искать счастья на стороне – подальше от унылой и чопорной Вятки».
В июне 1898 года пароходом из  Вятки отправляется в Баку. Здесь прошел «отчаянно тяжелый год». А. Гриневский снимает жилье у старика-грузчика, перебивается случайными заработками в порту: работает грузчиком, забивает сваи для пристани, в доках шкурит пароходы. Бродяжничает и даже пытается просить милостыню. Снова работает: в кузнице раздувальщиком мехов, рыбаком, разнорабочим в степной пекарне, землекопом. Большое впечатление на него произвел нефтяной пожар. Летом 1899 года поступает матросом на пароход "Артек" и совершает на нем два рейса между Красноводском, Астраханью, Баку, Дербентом. Заболевает малярией и жестоко страдает от лихорадки. Измученный неудачами и безденежьем возвращается в Вятку.
С осени 1899 по февраль 1901 года живет в Вятке, перебивается случайными заработками: переписывает роли, пишет под диктовку исковые прошения и апелляционные жалобы для частного поверенного, в железнодорожных мастерских Вятского депо строгает «различное дерево на различных машинах», работает банщиком на станции Мураши Пермь-Котласской железной дороги. Много читает.
Надежда на чудесное обогащение, захватывающие приключения не покидает юношу. В конце февраля 1901 года он пешком идет на Урал: «Там я мечтал разыскать клад, найти самородок пуда в полтора...» Из Глазова поездом добирается до Перми. С письмом отца идет к знакомому ссыльному поляку А. И. Ковальскому, владельцу колбасного магазина, знакомится с его сыном. Получает от него рекомендательную записку к вагонному мастеру  железнодорожного депо с просьбой дать Гриневскому работу. Устраивается  чернорабочим в депо. В марте берет расчет и отправляется на Шуваловские золотые прииски: «...дикий, мрачный вид этой страны золота посеял во мне наивные надежды... Мне грезились костры в лесу, карабины, тайные притоны скупщиков, золото и пиры, медведи и индейцы". Откачивает воду из шурфа, работает в шахте. "Интерес к приискам начал проходить". В начале апреля едет на  Кушвинский завод по переработке железной руды. Работает на укладке чугунных болванок, просеивает древесный уголь, возит на домну руду. В середине апреля Гриневский при Архангело-Пашийском чугунолитейном заводе работает лесорубом  на берегу лесной речки, живет в хижине с дровосеком Ильей, рассказывает ему придуманные самим истории.  Скидывает дрова для сплава по реке.
Везде "работа оказалась неимоверно тяжелая..., золотой дым вылетел из головы» и пришло понимание, что "такая жизнь, в сущности, мне чужда». Летом 1901 года возвращается в Вятку.
28 февраля 1902 года А. С. Гриневский  призван в армию. « Служить мне пришлось в Пензе, в 213-м Оровайском резервном батальоне. Службу я возненавидел мгновенно и, достаточно просидев в карцере, бежал летом 1902 года, но был пойман в Камышине и отсидел еще месяц. Скоро я познакомился с революционерами. Они устроили мне второй побег зимой 1902 года".
На конспиративной квартире эсеров получает теплую гражданскую одежду и билет до Саратова.




Строка 59: Строка 50:




В июне 1898 года пароходом из  Вятки отправляется в Баку. Здесь прошел «отчаянно тяжелый год». А. Гриневский снимает жилье у старика-грузчика, перебивается случайными заработками в порту: работает грузчиком, забивает сваи для пристани, в доках шкурит пароходы. Бродяжничает и даже пытается просить милостыню. Снова работает: в кузнице раздувальщиком мехов, рыбаком, разнорабочим в степной пекарне, землекопом. Большое впечатление на него произвел нефтяной пожар. Летом 1899 года поступает матросом на пароход "Артек" и совершает на нем два рейса между Красноводском, Астраханью, Баку, Дербентом. Заболевает малярией и жестоко страдает от лихорадки. Измученный неудачами и безденежьем возвращается в Вятку.
С осени 1899 по февраль 1901 года живет в Вятке, перебивается случайными заработками: переписывает роли, пишет под диктовку исковые прошения и апелляционные жалобы для частного поверенного, в железнодорожных мастерских Вятского депо строгает «различное дерево на различных машинах», работает банщиком на станции Мураши Пермь-Котласской железной дороги. Много читает.
Надежда на чудесное обогащение, захватывающие приключения не покидает юношу. В конце февраля 1901 года он пешком идет на Урал: «Там я мечтал разыскать клад, найти самородок пуда в полтора...» Из Глазова поездом добирается до Перми. С письмом отца идет к знакомому ссыльному поляку А. И. Ковальскому, владельцу колбасного магазина, знакомится с его сыном. Получает от него рекомендательную записку к вагонному мастеру  железнодорожного депо с просьбой дать Гриневскому работу. Устраивается  чернорабочим в депо. В марте берет расчет и отправляется на Шуваловские золотые прииски: «...дикий, мрачный вид этой страны золота посеял во мне наивные надежды... Мне грезились костры в лесу, карабины, тайные притоны скупщиков, золото и пиры, медведи и индейцы". Откачивает воду из шурфа, работает в шахте. "Интерес к приискам начал проходить". В начале апреля едет на  Кушвинский завод по переработке железной руды. Работает на укладке чугунных болванок, просеивает древесный уголь, возит на домну руду. В середине апреля Гриневский при Архангело-Пашийском чугунолитейном заводе работает лесорубом  на берегу лесной речки, живет в хижине с дровосеком Ильей, рассказывает ему придуманные самим истории.  Скидывает дрова для сплава по реке.
Везде "работа оказалась неимоверно тяжелая..., золотой дым вылетел из головы» и пришло понимание, что "такая жизнь, в сущности, мне чужда». Летом 1901 года возвращается в Вятку.
28 февраля 1902 года А. С. Гриневский  призван в армию. « Служить мне пришлось в Пензе, в 213-м Оровайском резервном батальоне. Службу я возненавидел мгновенно и, достаточно просидев в карцере, бежал летом 1902 года, но был пойман в Камышине и отсидел еще месяц. Скоро я познакомился с революционерами. Они устроили мне второй побег зимой 1902 года".
На конспиративной квартире эсеров получает теплую гражданскую одежду и билет до Саратова.


Армейские впечатления Грина легли в основу рассказов: «Заслуга рядового Пантелеева»(1906), «История одного убийства»(1910), «Тюремная старина»(1933)
Армейские впечатления Грина легли в основу рассказов: «Заслуга рядового Пантелеева»(1906), «История одного убийства»(1910), «Тюремная старина»(1933)