Маврина Татьяна Алексеевна: различия между версиями

Строка 32: Строка 32:


В 1930-е гг. Татьяна Маврина стала активно работать как художник-иллюстратор. В этот период иллюстрировала преимущественно книги для детей среднего и старшего школьного возраста. Из наиболее значительных её работ — «Судьба Шарля Лонсевиля» [[Паустовский Константин Георгиевич|К. Г. Паустовского]] (1933, 1935), «Джек Восьмёркин американец» Н. Г. Смирнова (1933, 1935), «Солнечная» К. И. Чуковского (1934, 1936). Для детей помладше художница проиллюстрировала такие произведения, как «Песнь о стройке» А. Л. Барто (1931, 1932), «Про нашего друга — про чёрный уголь» Б. Киссина (1931), «Мы вас ждём, товарищ птица, отчего вам не летится?» В. В. Маяковского (1931). В предвоенные годы Маврина делала иллюстрации к произведениям классиков зарубежной литературы — Анатоля Франса, Эмиля Золя, Стендаля, Вашингтона Ирвинга и др. Художница также выполнила серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова: «Измаил-Бей», «Тамань», «Тамбовская казначейша».
В 1930-е гг. Татьяна Маврина стала активно работать как художник-иллюстратор. В этот период иллюстрировала преимущественно книги для детей среднего и старшего школьного возраста. Из наиболее значительных её работ — «Судьба Шарля Лонсевиля» [[Паустовский Константин Георгиевич|К. Г. Паустовского]] (1933, 1935), «Джек Восьмёркин американец» Н. Г. Смирнова (1933, 1935), «Солнечная» К. И. Чуковского (1934, 1936). Для детей помладше художница проиллюстрировала такие произведения, как «Песнь о стройке» А. Л. Барто (1931, 1932), «Про нашего друга — про чёрный уголь» Б. Киссина (1931), «Мы вас ждём, товарищ птица, отчего вам не летится?» В. В. Маяковского (1931). В предвоенные годы Маврина делала иллюстрации к произведениям классиков зарубежной литературы — Анатоля Франса, Эмиля Золя, Стендаля, Вашингтона Ирвинга и др. Художница также выполнила серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова: «Измаил-Бей», «Тамань», «Тамбовская казначейша».
Вместе с художником [[Алфеевский Валерий Сергеевич|Валерием Алфеевским]] представили художественному совету детской редакции ОГИЗа листы книжки-картинки «Цирк» в технике коллажа. Проект был одобрен, и, хотя «Цирк» издан не был, творческий дуэт получил заказ на оформление книги М. Гершензона «Товарищ Метр». Алфеевский и Лебедева создали весёлый изобразительный пересказ фантастической истории о забавных приключениях юнги ростом в метр. Книга со множеством штриховых рисунков была напечатана очень быстро — вышла в том же 1930 году.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Товарищ Метр / Михаил Гершензон. Художники: Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева, 1930">
Файл:Alfeevskij-Metr (2).jpg|Товарищ Метр / Михаил Гершензон. Художники: Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева
Файл:Alfeevskij-Metr (1).jpg|[[Алфеевский Валерий Сергеевич|Валерий Алфеевский]] и Татьяна Лебедева
Файл:Alfeevskij-Metr (3).jpg|Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева
Файл:Alfeevskij-Metr (4).jpg|Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева
Файл:Alfeevskij-Metr (5).jpg|Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева
</gallery></center>
Затем В.С. Алфеевский и Т.А. Лебедева проиллюстрировали две книги о научно-техническом прогрессе своего времени: цветную «Хитрые машины» и «Приключения изобретений» А. Ивича (обе — 1930). Иллюстрации в этих книгах были лишены всякого академизма и научной достоверности — тогда этого не требовали ни редакторы, ни авторы. Алфеевский говорил: «Считалось, что рисунки прежде всего должны возбудить творческую фантазию ребёнка, вызвать у него интерес к науке и технике, в которых он сейчас все равно понять ничего не может, а подлинный интерес придет позже, и тогда в его распоряжении будут другие книги. <...> В то время довольно широкое распространение получили идеи "инфантилизма", особенно у художников, работавших в дошкольной детской книге. Думали, что приближение к детским представлениям о действительности облегчит детям понимание окружающего их мира. Привлекательность "инфантилизма" для нас, молодых художников, заключалась в большей свободе интерпретации, подражании детскому рисунку с его яркой выразительностью и красочной декоративностью».
За очень короткое время В.С. Алфеевский и Т.А. Лебедева оформили около десяти книг, среди которых — известнейшая цветная книжка-картинка «Парк культуры и отдыха» (1930).
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Парк культуры и отдыха / Художники: Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева, 1930">
Файл:Alfeevskij-VDNH (2).jpg|Парк культуры и отдыха / Художники: Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева, 1930
Файл:Alfeevskij-VDNH (1).jpg|Художники: Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева
Файл:Alfeevskij-VDNH (3).jpg|Художники: Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева
Файл:Alfeevskij-VDNH (5).jpg|Художники: Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева
Файл:Alfeevskij-VDNH (4).jpg|Художники: Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева
</gallery></center>
В.С. Алфеевский всегда тепло отзывался о творческом сотрудничестве с Т.А. Мавриной. «Мы далеко не всегда работали в четыре руки, — вспоминал он много позже. — Замысел и композиция создавались в тесной согласованности. Т. Лебедева обладала красивым уверенным рисунком <...> Любовь Т. Лебедевой к новому в искусстве хорошо уживалась с моими более традиционными представлениями о действительности, а её в какой-то мере режиссёрская расчётливость удачно оформляла моё более непосредственное отношение к натуре».
Последней книгой художников-соавторов стала цветная книжка-картинка «На якоре» (1931), в основе которой — впечатления от поездки в Баку, Батуми и Одессу. Вскоре на одном из совещаний по детской литературе иллюстрации В.С. Алфеевского и Т.А. Лебедевой подверглись резкой и во многом несправедливой критике (в частности, их обвинили в формализме и инфантилизме). Заказы на оформление книг прекратились, и творческие пути художников разошлись.