Аксаков Сергей Тимофеевич: различия между версиями

Нет описания правки
Строка 23: Строка 23:
'''Сергей Тимофеевич Аксаков''' — русский писатель, мемуарист, литературный и театральный критик.
'''Сергей Тимофеевич Аксаков''' — русский писатель, мемуарист, литературный и театральный критик.
== Биография ==
== Биография ==
Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября (20 сентября по старому стилю) 1791 года в Уфе, где его отец был чиновником земского суда. Детство провёл в Уфе и родовом имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии.
Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе в семье прокурора земского суда Тимофея Степановича Аксакова и Марии Николаевны Зубовой. Его мать получила хорошее образование, вследствие чего обладала прогрессивными взглядами и даже вела переписку с либеральным просветителем Н.И. Новиковым.  
Учился в Казанской гимназии и только что открывшемся Казанском университете. Участвовал в студенческих рукописных журналах «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». Выступал в любительском театре как актёр и декламатор.


С 1808 по 1838 год, с перерывами, Сергей Аксаков состоял на государственной службе. В 1808–1811 годах в Петербурге служил в Комиссии составления законов и Экспедиции о государственных доходах. В 1827–1832 годах был цензором Московского цензурного комитета. Уволен за разрешение к печати пародии В. А. Проташинского «Двенадцать спящих будошников». В 1833 году назначен инспектором Константиновского землемерного училища (в 1835 году преобразованного в институт). С. Т. Аксаков был первым директором Константиновского межевого института с 1835 по 1838 год.
На формирование личности писателя повлияла атмосфера в семье. По словам литературоведа Д. Мирского, он вырос в атмосфере любви и заботы, с ним никогда не обращались грубо или сурово. «Его чувствительность и интеллектуальная восприимчивость развились очень рано…». Кроме этого, от отца юный Тимофей унаследовал любовь к природе (его «Записки» о рыбалке и охоте, которые произвели впечатление на таких писателей, как Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев и Н.Г.Чернышевский); он также рано полюбил книги, в четыре года уже свободно читал, а в пять — декламировал А.П. Сумарокова и М.М. Хераскова, пересказывал в лицах сказки «Тысячи и одной ночи».  


В Петербурге С. Т. Аксаков познакомился с Г. Р. Державиным и А. С. Шишковым, принимал участие в заседаниях общества «Беседа любителей русского слова». В Москве сблизился с литературно-театральным кружком, играл в домашних спектаклях у Ф. Ф. Кокошкина.
Детство Аксакова прошло в Уфе и родовом имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Юный писатель учился в Казанской гимназии и в Казанском университете впоследствии. Также он сотрудничал со студенческими рукописными журналами «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». Первые его стихи, написанные в стиле сентиментализма, были опубликованы именно там. Аксаков выступал в любительском театре как актёр и декламатор, а также как соавтор одной из пьес.
В 1807 году, окончив университет в 15 с половиной лет, писатель переезжает в Москву.


К 1812 году относится первая публикация С. Т. Аксакова в печати — басня «Три канарейки» в журнале «Русский вестник». С. Т. Аксаков занимался переводами — поэтическими и для театра: в частности, переводил сатиры Буало и комедии Мольера. В 1821 году принят в «Общество любителей российской словесности». Сотрудничал с журналами «Московский вестник», «Телескоп», «Молва» как литературный и театральный критик. Большое влияние на него оказало знакомство Н. В. Гоголем, состоявшееся в 1832 году.
В 1808 году в Санкт-Петербурге поступил на службу переводчиком в Комиссию по составлению законов. Позже он был переведён в Экспедицию о государственных доходах.  
В 1834 году в альманахе «Денница» напечатан очерк С. Т. Аксакова «Буран», в котором видны стилистические черты будущих произведений писателя. На следующие четверть века приходится его зрелое художественное творчество — книги о русской природе и патриархальном укладе жизни.


«Записки об уженье» вышли в Москве в 1847 году (в 1854 году — второе, значительно дополненное издание: «Записки об уженье рыбы»). «Записки…» — наблюдения натуралиста, бывалого рыболова, и поэтичные картины природы. Успех книги вдохновил Аксакова на создание «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) и «Рассказов и воспоминаний охотника о разных охотах» (1855, с приложением очерка И. С. Тургенева «О соловьях»).
В 1811 году Аксаков возвращается в Москву, где знакомится с такими литераторами, как С.Н. Глинка, Н.И.Ильин, Ф.Ф.Кокошкин.  
Главные сочинения С. Т. Аксакова — автобиографическая художественная проза: «Семейная хроника» (Москва : тип. Л. Степановой, 1856) и «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники» (Москва : тип. Каткова и К°, 1858). Книги высоко оценили [[Тургенев Иван Сергеевич|И. С. Тургенев]], А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, [[Толстой Лев Николаевич|Л. Н. Толстой]].
 
Во время Отечественной войны 1812 года Аксаков уезжает в Оренбургскую губернию, где проводит следующие 15 лет. В это время он активно переводит классическую литературу: Софокла, Мольера, Николя Буало и Вальтера Скотта. К 1812 году относится и его первая публикация в литературном журнале «Русский вестник», где была напечатана его басня «Три канарейки», а в 1821 году было опубликовано стихотворение «Уральский казак», которое сам автор позже характеризовал как «слабое и бледное подражание «Чёрной шали» Пушкина.
 
В 1816 году Аксаков женится на Ольге Семеновне Заплатиной. В 1826 Аксаковы вернулись в Москву, где Сергей Тимофеевич вновь поступил на государственную службу.  
 
В 1821 году писатель был принят в «Общество любителей российской словесности», а также сотрудничал с такими журналами, как «Московский вестник», «Телескоп», «Молва» в качестве литературного и театрального критика.  
 
В 1827–1832 годах писатель работал цензором Московского цензурного комитета, а после был уволен за разрешение к печати пародии В. А. Проташинского «Двенадцать спящих будошников».  
 
В 1833 году Аксаков был назначен инспектором Константиновского землемерного училища (в 1835 году преобразованного в институт), затем с 1835 года по 1838 Сергей Тимофеевич работал директором Константиновского межевого института.
 
В 1834 году в альманахе «Денница» анонимно печатается его очерк «Буран», в котором прослеживаются стилистические черты будущих произведений писателя. После публикации очерк получил высокие оценки критиков. По достоинству описание бурана оценил Александр Сергеевич Пушкин. Ещё через двадцать лет к опыту аксаковского описания бурана обратится Лев Николаевич Толстой в своём рассказе «Метель». Это отметил и сам Аксаков в своём письме к Ивану Сергеевичу Тургеневу.  


В «Семейной хронике» Сергей Аксаков рассказал историю Багровых (реальных Аксаковых) — русских помещиков в пограничных степях. «Детские годы Багрова-внука» — подробная, от младенчества до девятилетнего возраста, история Серёжи Багрова (самого Аксакова) с его глубокими впечатлениями от общения с людьми и природой. Повествовательной манере писателя присуща неторопливая, спокойная простота и ясность.




Строка 50: Строка 59:




В приложении к «Детским годам…» Аксаков поместил сказку «Аленький цветочек», слышанную в детстве от ключницы Палагеи (Пелагеи) и записанную в манере народной. Сказка о «купецкой дочери» — вариант сюжета «красавица и чудовище», наиболее известного по французской сказке Лепренс де Бомон «Красавица и Зверь». «Аленький цветочек» многократно издавался отдельно для детского чтения.
В 1845 у писателя появляется новый замысел: написать книгу о рыбалке. В качестве формы Аксаков выбирает подборку очерков бывалого рыболова, и уже в 1847 году книга выходит в свет под названием «Записки об уженье». Успех книги вдохновил Аксакова на создание «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) и «Рассказов и воспоминаний охотника о разных охотах». Главные сочинения С. Т. Аксакова — автобиографическая художественная проза: «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники». Книги высоко оценили , А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин.
 
В «Семейной хронике» Сергей Аксаков рассказал историю Багровых — русских помещиков, прототипами которых являются сами Аксаковы. Аксаков в «Семейной хронике» изменил многие реальные имена и географические названия, чтобы избежать ссоры с родными, а в предисловиях к первому и второму изданиям подчёркивал, что между «Семейными хрониками» и «Воспоминаниями» нет ничего общего. Эта предосторожность оказалась бесполезной: после выхода книги в свет критики быстро установили всех реальных прототипов персонажей «Семейной хроники». Аксаков так и не завершил написание тематически примыкающей к «Семейной хронике» повести «Наташа», где в качестве главной героини хотел вывести свою младшую сестру Надежду, испугавшись окончательного разрыва с родными
События, описанные в «Воспоминаниях», охватывают период с 1801 по 1807 год — время учёбы Аксакова в Казанской гимназии и университете. Если «Семейная хроника» в основном опирается на семейные предания и рассказы близких Аксакова, то «Воспоминания» — произведение автобиографическое, почти полностью построенное на впечатлениях детства и юности автора. В этой книге семейную тему оттесняют на задний план новые сюжетные линии, связанные с взрослением главного героя.
После окончания «Семейной хроники» Аксаков писал А. И. Панаеву: «Это последний акт моей жизни».
 
С 1854 по 1856 годы продолжалась работа над произведением «Детские годы Багрова-внука» — действительной историей о детстве писателя. Бытописательное произведение достоверно описывает переживания впечатлительного Сережи Багрова. Радостные чувства вызывают у мальчика  незабываемые летние развлечения: уженье рыбы, охота на перепелов, ловля бабочек, но глубоко ранит его душу издевательства и жестокое обращение его бабушки с крестьянами. Повествовательной манере писателя присуща документальная точность, неторопливая, спокойная простота и ясность.
 
В приложении к «Детским годам…» Аксаков поместил сказку «Аленький цветочек», услышанную в детстве от ключницы Пелагеи и записанную в народной манере. Сказка о «купецкой дочери» — вариант «бродячего» сюжета о красавице и чудовище, наиболее известного в обработке французской писательницы XVIII в. Лепренс де Бомон. Сказка «Аленький цветочек» многократно издавалась отдельно для детского чтения.




{{цитата|автор=Примеч. молодого Багрова|Эту сказку (Аленький цветочек), которую слыхал я в продолжение нескольких годов не один десяток раз, потому что она мне очень нравилась, впоследствии выучил я наизусть и сам сказывал ее, со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханьем Пелагеи. Я так хорошо ее передразнивал, что все домашние хохотали, слушая меня. Разумеется, потом я забыл свой рассказ; но теперь, восстановляя давно прошедшее в моей памяти, я неожиданно наткнулся на груду обломков этой сказки; много слов и выражений ожило для меня, и я попытался вспомнить ее. Странное сочетание восточного вымысла, восточной постройки и многих, очевидно переводных, выражений с приемами, образами и народною нашею речью, следы прикосновенья разных сказочников и сказочниц, -- показались мне стоящими вниманья.}}


<center><gallery perrow="6" widths="180" heights="180" caption="Диафильм «Аленький цветочек» / Сергей Аксаков ">
<center><gallery perrow="6" widths="180" heights="180" caption="Диафильм «Аленький цветочек» / Сергей Аксаков ">
Строка 63: Строка 79:
</gallery></center>
</gallery></center>


Последними сочинениями С. Т. Аксакова были рассказы «Собирание бабочек» (1858), «Встреча с мартинистами» (1859) и «Очерк зимнего дня» (1859).
Последними сочинениями С. Т. Аксакова были рассказы «Собирание бабочек» (1858), «Встреча с мартинистами» (1859) и «Очерк зимнего дня» (1859).  
Кроме того, писатель оставил воспоминания о Г. Р. Державине, А. С. Шишкове, М. Н. Загоскине, Я. Е. Шушерине и других литературных и театральных деятелях. Воспоминания о Н. В. Гоголе Аксаков предназначал не современникам, а потомкам. «История моего знакомства с Гоголем со включением всей переписки с 1832 по 1852 год» полностью напечатана в 1890 году.
 
С. Т. Аксаков умер в Москве в 1859 году. В 1930 году его прах перенесён из уничтоженного некрополя Симонова монастыря на Новодевичье кладбище.
 
Сергей Тимофеевич Аксаков занимает особое место в истории русской культуры не только благодаря своему замечательному литературному творчеству. Абрамцевский дом Аксаковых в течение многих десятилетий был центром притяжения для большого круга писателей, журналистов, ученых и театральных деятелей.


С. Т. Аксаков умер в Москве 12 мая (30 апреля по старому стилю) 1859 года. В 1930 году его прах перенесён из уничтоженного некрополя Симонова монастыря на Новодевичье кладбище.
Сыновья С. Т. Аксакова — Константин Сергеевич (1817–1860) и Иван Сергеевич (1823–1886) — стояли во главе славянофильского движения.
Сыновья С. Т. Аксакова — Константин Сергеевич (1817–1860) и Иван Сергеевич (1823–1886) — стояли во главе славянофильского движения.


Строка 73: Строка 92:


{{#ev:youtube|https://youtu.be/rFQz6zf3NxA|500|center|<p style="text-align: center;">Фильм, посвященный 225-летию Сергея Тимофеевича Аксакова.</p>|frame}}
{{#ev:youtube|https://youtu.be/rFQz6zf3NxA|500|center|<p style="text-align: center;">Фильм, посвященный 225-летию Сергея Тимофеевича Аксакова.</p>|frame}}
{{цитата|автор=Примеч. молодого Багрова|Эту сказку (Аленький цветочек), которую слыхал я в продолжение нескольких годов не один десяток раз, потому что она мне очень нравилась, впоследствии выучил я наизусть и сам сказывал ее, со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханьем Пелагеи. Я так хорошо ее передразнивал, что все домашние хохотали, слушая меня. Разумеется, потом я забыл свой рассказ; но теперь, восстановляя давно прошедшее в моей памяти, я неожиданно наткнулся на груду обломков этой сказки; много слов и выражений ожило для меня, и я попытался вспомнить ее. Странное сочетание восточного вымысла, восточной постройки и многих, очевидно переводных, выражений с приемами, образами и народною нашею речью, следы прикосновенья разных сказочников и сказочниц, -- показались мне стоящими вниманья.}}


==Сергей Аксаков / Избранная библиография==
==Сергей Аксаков / Избранная библиография==