Алимов Сергей Александрович: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 22: Строка 22:
__FORCETOC__
__FORCETOC__
'''Сергей Александрович Алимов''' — советский и российский художник-постановщик мультипликационных фильмов, театральный художник и книжный график, народный художник Российской Федерации.
'''Сергей Александрович Алимов''' — советский и российский художник-постановщик мультипликационных фильмов, театральный художник и книжный график, народный художник Российской Федерации.
== Биография ==
==Сергей Алимов / Биография==


Сергей Алимов родился 25 апреля 1938 года в Москве. Семья была тесно связана с искусством. Мама, Наталья Яковлевна Гембицкая, была художником детской книги, работала в издательстве «Учпедгиз» (ныне «Просвещение»). С её рисунками много лет печатались буквари, книги для чтения «Родная речь», учебники. Отец, Александр Сергеевич Алимов, — заслуженный архитектор РСФСР. Художником-живописцем был и дед, Сергей Семёнович Алимов, выпускник Училища живописи, ваяния и зодчества. Двоюродная бабушка, Мария Яковлевна Артюхова, последняя ученица К. А. Коровина перед его эмиграцией во Францию, — художник-кукольник. Брат С. А. Алимова, Борис, был признанным мастером иллюстрации, членом-корреспондентом Академии художеств, жена и сын художники.
Сергей Алимов родился 25 апреля 1938 года в Москве. Семья была тесно связана с искусством. Мама, Наталья Яковлевна Гембицкая, была художником детской книги, работала в издательстве «Учпедгиз» (ныне «Просвещение»). С её рисунками много лет печатались буквари, книги для чтения «Родная речь», учебники. Отец, Александр Сергеевич Алимов, — заслуженный архитектор РСФСР. Художником-живописцем был и дед, Сергей Семёнович Алимов, выпускник Училища живописи, ваяния и зодчества. Двоюродная бабушка, Мария Яковлевна Артюхова, последняя ученица К. А. Коровина перед его эмиграцией во Францию, — художник-кукольник. Брат С. А. Алимова, Борис, был признанным мастером иллюстрации, членом-корреспондентом Академии художеств, жена и сын художники.
Строка 63: Строка 63:
Как художник-иллюстратор С. А. Алимов попробовал свои силы ещё в студенческие годы. Серьёзному обращению к книжной графике способствовал успех эскизов к мультфильму «Каникулы Бонифация» на Всесоюзной художественной выставке, посвящённая 50-летию Октябрьской революции (Москва, 1967). Критики отметили, что эскизы воспринимаются как самостоятельные, законченные графические произведения. Алимов стал регулярно получать заказы на книжную иллюстрацию. «Я, конечно, художник-иллюстратор», — говорил он впоследствии. — Ведь что такое мультфильм? Тоже иллюстрация, только во времени».
Как художник-иллюстратор С. А. Алимов попробовал свои силы ещё в студенческие годы. Серьёзному обращению к книжной графике способствовал успех эскизов к мультфильму «Каникулы Бонифация» на Всесоюзной художественной выставке, посвящённая 50-летию Октябрьской революции (Москва, 1967). Критики отметили, что эскизы воспринимаются как самостоятельные, законченные графические произведения. Алимов стал регулярно получать заказы на книжную иллюстрацию. «Я, конечно, художник-иллюстратор», — говорил он впоследствии. — Ведь что такое мультфильм? Тоже иллюстрация, только во времени».


Любимыми писателями С. А. Алимова были Э. А. Гофман, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, М. А. Булгаков и — особенно — Н. В. Гоголь. Художник говорил: «Я всегда тяготел к некоему гротеску».
Любимыми писателями С. А. Алимова были [[Гофман Эрнст Теодор Амадей|Э. Т. А. Гофман]], М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, М. А. Булгаков и — особенно — Н. В. Гоголь. Художник говорил: «Я всегда тяготел к некоему гротеску».
Наиболее известны иллюстрации С. А. Алимова к поэме «Мёртвые души». Над рисунками к ней С. А. Алимов работал много лет. В этой своей работе он отталкивался от творчества А. А. Агина, возможно, лучшего иллюстратора «Мёртвых душ». Фантасмагория Алимова в рисунках к поэме тесно связана с реалиями российской действительности. Придавая большое значение достоверности, в том числе бытовой, Алимов много работал с историческими и литературоведческими источниками.
Наиболее известны иллюстрации С. А. Алимова к поэме «Мёртвые души». Над рисунками к ней С. А. Алимов работал много лет. В этой своей работе он отталкивался от творчества А. А. Агина, возможно, лучшего иллюстратора «Мёртвых душ». Фантасмагория Алимова в рисунках к поэме тесно связана с реалиями российской действительности. Придавая большое значение достоверности, в том числе бытовой, Алимов много работал с историческими и литературоведческими источниками.


Поэма с пятнадцатью иллюстрациями Алимова вышла в начале 1970-х годов в издательстве «Современник». Художника не полностью удовлетворяли рисунки, поэтому он перерабатывал иллюстрации, увеличивал их количество, затем перевёл в шелкографию. Рисунки долго выставлялись как самостоятельные графические листы. В 2011 году по заказу петербургского издательства [[Вита_Нова|«Вита Нова»]] Алимов создал сорок иллюстраций в технике шелкографии к первому и второму тому «Мёртвых душ». Алимов считал, что техника шелкографии даёт глубину пространства, выразительный контраст чёрного и светлого, органичный для гротескного сюжета. Каждый лист после оттиска художник дорисовывал, доводил до совершенства вручную. В 2012 году «Вита Нова» напечатала ограниченный тираж альбомной серии шелкографий к «Мёртвым душам», а в 2013-м выпустила поэму с иллюстрациями Алимова.
Поэма с пятнадцатью иллюстрациями Алимова вышла в начале 1970-х годов в издательстве «Современник». Художника не полностью удовлетворяли рисунки, поэтому он перерабатывал иллюстрации, увеличивал их количество, затем перевёл в шелкографию. Рисунки долго выставлялись как самостоятельные графические листы. В 2011 году по заказу петербургского издательства [[Вита_Нова|«Вита Нова»]] Алимов создал сорок иллюстраций в технике шелкографии к первому и второму тому «Мёртвых душ». Алимов считал, что техника шелкографии даёт глубину пространства, выразительный контраст чёрного и светлого, органичный для гротескного сюжета. Каждый лист после оттиска художник дорисовывал, доводил до совершенства вручную. В 2012 году «Вита Нова» напечатала ограниченный тираж альбомной серии шелкографий к «Мёртвым душам», а в 2013-м выпустила поэму с иллюстрациями Алимова.


Иллюстрируя книги, С. А. Алимов нередко менял творческую манеру, добиваясь максимального созвучия текста и изобразительного ряда.
Иллюстрируя книги, Сергей Алимов нередко менял творческую манеру, добиваясь максимального созвучия текста и изобразительного ряда.


В 1974–1975 годах А. С. Алимов проиллюстрировал поэму А. Т. Твардовского «Василий Тёрки». Рисунки выполнил в русской лубочной традиции.
В 1974–1975 годах А. С. Алимов проиллюстрировал поэму А. Т. Твардовского «Василий Тёрки». Рисунки выполнил в русской лубочной традиции.
Строка 79: Строка 79:
Первыми книжками стали издания Бюро пропаганды советского киноискусства, в частности, «Каникулы Бонифация» (1966). Героем полноценной книги Бонифаций стал в 2016 году, когда московское издательство «Дельфин» выпустило «Каникулы Бонифация»; для неё С. А. Алимов нарисовал новые иллюстрации.
Первыми книжками стали издания Бюро пропаганды советского киноискусства, в частности, «Каникулы Бонифация» (1966). Героем полноценной книги Бонифаций стал в 2016 году, когда московское издательство «Дельфин» выпустило «Каникулы Бонифация»; для неё С. А. Алимов нарисовал новые иллюстрации.


С. А. Алимов полностью разработал для мульткино эскизы по гоголевским «Носу» (1969–1970) и «Портрету» (1977–1978), а к «Мёртвым душам» сделал несколько эскизов в 1971–1972 годах. За эскизы декораций к мультфильму «Портрет» получил I премию МОСХ РСФСР (1977). Однако ленты сняты не были. Некоторые эскизы стали иллюстрациями в книгах: «Мёртые души» были изданы «Современником» в начале 1970-х, а «Нос» и «Портрет» печатались в сборнике «Нежданные гости» (Детская литература, 1994), полностью проиллюстрированном Алимовым.
С. А. Алимов полностью разработал для мульткино эскизы по гоголевским «Носу» (1969–1970) и «Портрету» (1977–1978), а к «Мёртвым душам» сделал несколько эскизов в 1971–1972 годах. За эскизы декораций к мультфильму «Портрет» получил I премию МОСХ РСФСР (1977). Однако ленты сняты не были. Некоторые эскизы стали иллюстрациями в книгах: «Мёртвые души» были изданы «Современником» в начале 1970-х, а «Нос» и «Портрет» печатались в сборнике «Нежданные гости» (Детская литература, 1994), полностью проиллюстрированном Алимовым.


В 1975 году С. А. Алимов начал работу над чёрно-белой анимационной лентой «Мастер и Маргарита» по роману М. А. Булгакова. Проект не был реализован, но графические листы получили I премию МОСХ РСФСР. В 1988 году роман с единственной иллюстрацией Алимова выпустила московская «Художественная литература». В конце 1990-х годов Алимов вернулся к «Мастеру и Маргарите» и в 2017 году завершил цикл из двенадцати чёрно-белых графических листов к «московской» части романа. Композиции к булгаковскому роману считаются одной из вершин творчества Алимова. Издательство «Вита Нова» выражало намерение напечатать «Мастера и Маргариту» с иллюстрациями Алимова, но планы не осуществились. Графические листы с успехом экспонировались на выставках. Сегодня хранятся в Государственной Третьяковской галерее.
В 1975 году С. А. Алимов начал работу над чёрно-белой анимационной лентой «Мастер и Маргарита» по роману М. А. Булгакова. Проект не был реализован, но графические листы получили I премию МОСХ РСФСР. В 1988 году роман с единственной иллюстрацией Алимова выпустила московская «Художественная литература». В конце 1990-х годов Алимов вернулся к «Мастеру и Маргарите» и в 2017 году завершил цикл из двенадцати чёрно-белых графических листов к «московской» части романа. Композиции к булгаковскому роману считаются одной из вершин творчества Алимова. Издательство «Вита Нова» выражало намерение напечатать «Мастера и Маргариту» с иллюстрациями Алимова, но планы не осуществились. Графические листы с успехом экспонировались на выставках. Сегодня хранятся в Государственной Третьяковской галерее.