44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показана 21 промежуточная версия 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{#seo: | |||
|title=Алимов Сергей Александрович — ПроДетЛит | |||
|title_mode=replace | |||
|keywords=Алимов, Сергей Александрович, ПроДетЛит, prodetlit | |||
|description=Сергей Александрович Алимов — советский и российский художник-постановщик мультипликационных фильмов, театральный художник и книжный график, народный художник Российской Федерации. Биография, библиография, иллюстрации, фотографии. | |||
|image=Sergej Alimov.jpg | |||
|image_alt=Сергей Алимов | |||
}} | |||
{{Шаблон:Писатель2 | {{Шаблон:Писатель2 | ||
|ФИО = Сергей Алимов | |ФИО = Сергей Алимов | ||
Строка 24: | Строка 32: | ||
==Сергей Алимов / Биография== | ==Сергей Алимов / Биография== | ||
Сергей Алимов родился 25 апреля 1938 года в Москве. Семья была тесно связана с искусством. Мама, Наталья Яковлевна Гембицкая, была художником детской книги, работала в издательстве «Учпедгиз» (ныне «Просвещение»). С её рисунками много лет печатались буквари, книги для чтения «Родная речь», учебники. Отец, Александр Сергеевич Алимов, — заслуженный архитектор РСФСР. Художником-живописцем был и дед, Сергей Семёнович Алимов, выпускник Училища живописи, ваяния и зодчества. Двоюродная бабушка, Мария Яковлевна Артюхова, последняя ученица К. А. Коровина перед его эмиграцией во Францию, — художник-кукольник. Брат С. А. Алимова, Борис, был признанным мастером иллюстрации, членом-корреспондентом Академии художеств, жена и сын художники. | Сергей Алимов родился 25 апреля 1938 года в Москве. Семья была тесно связана с искусством. Мама, Наталья Яковлевна Гембицкая, была художником детской книги, работала в издательстве «Учпедгиз» (ныне «Просвещение»). С её рисунками много лет печатались буквари, книги для чтения «Родная речь», учебники. Отец, Александр Сергеевич Алимов, — заслуженный архитектор РСФСР. Художником-живописцем был и дед, Сергей Семёнович Алимов, выпускник Училища живописи, ваяния и зодчества. Двоюродная бабушка, Мария Яковлевна Артюхова, последняя ученица К. А. Коровина перед его эмиграцией во Францию, — художник-кукольник. Брат С. А. Алимова, [[Алимов Борис Александрович|Борис]], был признанным мастером иллюстрации, членом-корреспондентом Академии художеств, жена и сын художники. | ||
В семье всегда много читали. У деда, С. С. Алимова, была прекрасная библиотека, составленная из произведений русской классики. С гоголевским «Вием» Сергей познакомился в раннем детстве: отец прочитал ему эту повесть вслух. | В семье всегда много читали. У деда, С. С. Алимова, была прекрасная библиотека, составленная из произведений русской классики. С гоголевским «Вием» Сергей познакомился в раннем детстве: отец прочитал ему эту повесть вслух. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Алимов"> | |||
Файл:Natalya-YAkovlevna-Gembickaya.jpg|Наталья Яковлевна Гембицкая (мать Бориса и Сергея Алимовых) | |||
Файл:Aleksandr-Sergeevich-Alimov.jpg|Александр Сергеевич Алимов (отец Бориса и Сергея Алимовых) | |||
Файл:Boris-Alimov-i-Sergej-Alimov.jpg|[[Алимов Борис Александрович|Борис Алимов]] (слева) и Сергей Алимов | |||
Файл:Boris-Alimov-i-Sergej-Alimov (2).jpg|Борис Алимов (слева) и Сергей Алимов | |||
</gallery></center> | |||
Сергей Алимов учился в Московской средней художественной школе (МСХШ) в 1953–1957 годах по специальности «Живопись. Рисунок». В 1957 году поступил во ВГИК, на факультет, который готовил художников-постановщиков мультфильмов. Много позже о своём выборе Алимов говорил так: «…моя мама и брат занимались иллюстрацией, я тоже с детства готовился пойти в Полиграфический институт, но в последний момент был соблазнен предложением поступить во ВГИК. Кино и особенно мультипликация всегда представлялись мне ожившей графикой, поэтому в моем решении не было никаких противоречий». Кроме того, мультипликация представлялась Сергею «кладезем метафор», и это давало возможность реализовывать свои фантазии, работать с литературой «по воображению». На вступительном экзамене Алимов представил комиссии выполненные тушью композиции к роману Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». | Сергей Алимов учился в Московской средней художественной школе (МСХШ) в 1953–1957 годах по специальности «Живопись. Рисунок». В 1957 году поступил во ВГИК, на факультет, который готовил художников-постановщиков мультфильмов. Много позже о своём выборе Алимов говорил так: «…моя мама и брат занимались иллюстрацией, я тоже с детства готовился пойти в Полиграфический институт, но в последний момент был соблазнен предложением поступить во ВГИК. Кино и особенно мультипликация всегда представлялись мне ожившей графикой, поэтому в моем решении не было никаких противоречий». Кроме того, мультипликация представлялась Сергею «кладезем метафор», и это давало возможность реализовывать свои фантазии, работать с литературой «по воображению». На вступительном экзамене Алимов представил комиссии выполненные тушью композиции к роману Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». | ||
Строка 38: | Строка 56: | ||
В следующей совместной работе С. А. Алимов и Ф. С. Хитрук вернулись к традиционной — сказочной — мультипликационной тематике, но интерпретировали её иначе, в «антидиснеевском» духе. Так появился «Топтыжка» (1964), в основе которого не контурный рисунок, а плоские перекладки и бумажные марионетки. «Топтыжка» получил приз «Бронзовый лев» на Международном кинофестивале в Венеции в 1965 году. | В следующей совместной работе С. А. Алимов и Ф. С. Хитрук вернулись к традиционной — сказочной — мультипликационной тематике, но интерпретировали её иначе, в «антидиснеевском» духе. Так появился «Топтыжка» (1964), в основе которого не контурный рисунок, а плоские перекладки и бумажные марионетки. «Топтыжка» получил приз «Бронзовый лев» на Международном кинофестивале в Венеции в 1965 году. | ||
Сказочную традицию отечественной мультипликации продолжили «Каникулы Бонифация» (1965). Здесь С. А. Алимов выступил как мастер линии и цвета, а Ф. С. Хитрук привнёс в сценарий, написанный по мотивам сказки М. Мацоурека «Бонифаций и его родня», заметную философскую нотку. «Каникулы Бонифация» получили несколько наград на международных кинофестивалях: в 1966 году — I премия Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, высшая премия «Золотой Пеликан» в номинации детских фильмов на I Международном кинофестивале в Мамайе (Румыния), Почётный диплом на X МКФ в Корке (Ирландия). | Сказочную традицию отечественной мультипликации продолжили «Каникулы Бонифация» (1965). Здесь С. А. Алимов выступил как мастер линии и цвета, а Ф. С. Хитрук привнёс в сценарий, написанный по мотивам сказки М. Мацоурека «Бонифаций и его родня», заметную философскую нотку. «Каникулы Бонифация» получили несколько наград на международных кинофестивалях: в 1966 году — I премия Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, высшая премия «Золотой Пеликан» в номинации детских фильмов на I Международном кинофестивале в Мамайе (Румыния), Почётный диплом на X МКФ в Корке (Ирландия). | ||
Строка 57: | Строка 76: | ||
В 1979 году С. А. Алимов совместно с режиссёром В. А. Караваевым выпускает мультфильм «Премудрый пескарь» по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина. Этот мультфильм тоже стал классикой анимации, В 1980 году эскизы к мультфильму были отмечены I премией МОСХ РСФСР, кроме того, принесли Алимову Серебряный приз Международного кинофестиваля в Варне (Болгария). | В 1979 году С. А. Алимов совместно с режиссёром В. А. Караваевым выпускает мультфильм «Премудрый пескарь» по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина. Этот мультфильм тоже стал классикой анимации, В 1980 году эскизы к мультфильму были отмечены I премией МОСХ РСФСР, кроме того, принесли Алимову Серебряный приз Международного кинофестиваля в Варне (Болгария). | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Бонифаций / Сергей Алимов"> | |||
Файл:Bonifacij (1).jpg|Бонифаций / Сергей Алимов | |||
Файл:Bonifacij (2).jpg|Бонифаций / Сергей Алимов | |||
Файл:Bonifacij (3).jpg|Бонифаций / Сергей Алимов | |||
Файл:Bonifacij (4).jpg|Бонифаций / Сергей Алимов | |||
</gallery></center> | |||
Снимать дальше мультфильмы по щедринским сказкам С. А. Алимов и В. А. Караваев не стали, решив экранизировать роман «История одного города». Цикл мультфильмов должен был открыть «Органчик». Алимов и Караваев вместе написали сценарий, Алимов создал эскизы. Предварительные работы были завершены в 1985 году. В 1986 году Алимов был награждён Серебряной медалью Академии художеств СССР за эскизы к мультфильму. На экраны лента «История одного города. Органчик» вышла только в 1991 году. | Снимать дальше мультфильмы по щедринским сказкам С. А. Алимов и В. А. Караваев не стали, решив экранизировать роман «История одного города». Цикл мультфильмов должен был открыть «Органчик». Алимов и Караваев вместе написали сценарий, Алимов создал эскизы. Предварительные работы были завершены в 1985 году. В 1986 году Алимов был награждён Серебряной медалью Академии художеств СССР за эскизы к мультфильму. На экраны лента «История одного города. Органчик» вышла только в 1991 году. | ||
В 1987 году С. А. Алимов выполнил эскизы для мультфильма по пьесе А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Постановка не состоялась. «Смерть Тарелкина» стала последним проектом Алимова в мультипликационном кино. | В 1987 году С. А. Алимов выполнил эскизы для мультфильма по пьесе А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Постановка не состоялась. «Смерть Тарелкина» стала последним проектом Алимова в мультипликационном кино. | ||
Как художник-иллюстратор | Как художник-иллюстратор Сергей Алимов попробовал свои силы ещё в студенческие годы. Серьёзному обращению к книжной графике способствовал успех эскизов к мультфильму «Каникулы Бонифация» на Всесоюзной художественной выставке, посвящённая 50-летию Октябрьской революции (Москва, 1967). Критики отметили, что эскизы воспринимаются как самостоятельные, законченные графические произведения. Алимов стал регулярно получать заказы на книжную иллюстрацию. «Я, конечно, художник-иллюстратор», — говорил он впоследствии. — Ведь что такое мультфильм? Тоже иллюстрация, только во времени». | ||
Любимыми писателями С. А. Алимова были [[Гофман Эрнст Теодор Амадей|Э. Т. А. Гофман]], М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, М. А. Булгаков и — особенно — Н. В. Гоголь. Художник говорил: «Я всегда тяготел к некоему гротеску». | Любимыми писателями С. А. Алимова были [[Гофман Эрнст Теодор Амадей|Э. Т. А. Гофман]], М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, М. А. Булгаков и — особенно — Н. В. Гоголь. Художник говорил: «Я всегда тяготел к некоему гротеску». | ||
Наиболее известны иллюстрации С. А. Алимова к поэме «Мёртвые души». Над рисунками к ней С. А. Алимов работал много лет. В этой своей работе он отталкивался от творчества А. А. Агина, возможно, лучшего иллюстратора «Мёртвых душ». Фантасмагория Алимова в рисунках к поэме тесно связана с реалиями российской действительности. Придавая большое значение достоверности, в том числе бытовой, Алимов много работал с историческими и литературоведческими источниками. | Наиболее известны иллюстрации С. А. Алимова к поэме «Мёртвые души». Над рисунками к ней С. А. Алимов работал много лет. В этой своей работе он отталкивался от творчества А. А. Агина, возможно, лучшего иллюстратора «Мёртвых душ». Фантасмагория Алимова в рисунках к поэме тесно связана с реалиями российской действительности. Придавая большое значение достоверности, в том числе бытовой, Алимов много работал с историческими и литературоведческими источниками. | ||
Поэма с пятнадцатью иллюстрациями Алимова вышла в начале 1970-х годов в издательстве «Современник». Художника не полностью удовлетворяли рисунки, поэтому он перерабатывал иллюстрации, увеличивал их количество, затем перевёл в шелкографию. Рисунки долго выставлялись как самостоятельные графические листы. В 2011 году по заказу петербургского издательства [[Вита_Нова|«Вита Нова»]] Алимов создал сорок иллюстраций в технике шелкографии к первому и второму тому «Мёртвых душ». Алимов считал, что техника шелкографии даёт глубину пространства, выразительный контраст чёрного и светлого, органичный для гротескного сюжета. Каждый лист после оттиска художник дорисовывал, доводил до совершенства вручную. В 2012 году «Вита Нова» напечатала ограниченный тираж альбомной серии шелкографий к «Мёртвым душам», а в 2013-м выпустила поэму с иллюстрациями Алимова. | Поэма с пятнадцатью иллюстрациями Алимова вышла в начале 1970-х годов в издательстве «Современник». Художника не полностью удовлетворяли рисунки, поэтому он перерабатывал иллюстрации, увеличивал их количество, затем перевёл в шелкографию. Рисунки долго выставлялись как самостоятельные графические листы. В 2011 году по заказу петербургского издательства [[Вита_Нова|«Вита Нова»]] Алимов создал сорок иллюстраций в технике шелкографии к первому и второму тому «Мёртвых душ». Алимов считал, что техника шелкографии даёт глубину пространства, выразительный контраст чёрного и светлого, органичный для гротескного сюжета. Каждый лист после оттиска художник дорисовывал, доводил до совершенства вручную. В 2012 году «Вита Нова» напечатала ограниченный тираж альбомной серии шелкографий к «Мёртвым душам», а в 2013-м выпустила поэму с иллюстрациями Алимова. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Алимов"> | |||
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (1).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов. — Санкт-Петербург : Вита Нова, 2013 | |||
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (5).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов | |||
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (2).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов | |||
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (3).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов | |||
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (4).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов | |||
</gallery></center> | |||
Иллюстрируя книги, Сергей Алимов нередко менял творческую манеру, добиваясь максимального созвучия текста и изобразительного ряда. | Иллюстрируя книги, Сергей Алимов нередко менял творческую манеру, добиваясь максимального созвучия текста и изобразительного ряда. | ||
Строка 83: | Строка 123: | ||
В 1975 году С. А. Алимов начал работу над чёрно-белой анимационной лентой «Мастер и Маргарита» по роману М. А. Булгакова. Проект не был реализован, но графические листы получили I премию МОСХ РСФСР. В 1988 году роман с единственной иллюстрацией Алимова выпустила московская «Художественная литература». В конце 1990-х годов Алимов вернулся к «Мастеру и Маргарите» и в 2017 году завершил цикл из двенадцати чёрно-белых графических листов к «московской» части романа. Композиции к булгаковскому роману считаются одной из вершин творчества Алимова. Издательство «Вита Нова» выражало намерение напечатать «Мастера и Маргариту» с иллюстрациями Алимова, но планы не осуществились. Графические листы с успехом экспонировались на выставках. Сегодня хранятся в Государственной Третьяковской галерее. | В 1975 году С. А. Алимов начал работу над чёрно-белой анимационной лентой «Мастер и Маргарита» по роману М. А. Булгакова. Проект не был реализован, но графические листы получили I премию МОСХ РСФСР. В 1988 году роман с единственной иллюстрацией Алимова выпустила московская «Художественная литература». В конце 1990-х годов Алимов вернулся к «Мастеру и Маргарите» и в 2017 году завершил цикл из двенадцати чёрно-белых графических листов к «московской» части романа. Композиции к булгаковскому роману считаются одной из вершин творчества Алимова. Издательство «Вита Нова» выражало намерение напечатать «Мастера и Маргариту» с иллюстрациями Алимова, но планы не осуществились. Графические листы с успехом экспонировались на выставках. Сегодня хранятся в Государственной Третьяковской галерее. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Алимов"> | |||
В 1969 году вышла небольшая книга Ю. И. Коваля «Слоны на луне» — стихи сопровождали яркие многоцветные рисунки С. А. Алимова и В. К. Стацинского. | Файл:Medved-na-voevodstve (2).jpg|Медведь на воеводстве : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. Сергей Алимов | ||
Файл:Medved-na-voevodstve (1).jpg|Медведь на воеводстве : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. Сергей Алимов | |||
Файл:Medved-na-voevodstve (3).jpg|Медведь на воеводстве : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. Сергей Алимов | |||
Файл:Medved-na-voevodstve (4).jpg|Медведь на воеводстве : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. Сергей Алимов | |||
Файл:Medved-na-voevodstve (5).jpg|Медведь на воеводстве : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. Сергей Алимов | |||
</gallery></center> | |||
В конце 1970-х годов Сергей Алимов обратился к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1979 вышел на экраны мультфильм «Премудрый пескарь». Снять ленту по «Господам Головлёвым» студия «Союзмультфильм» не разрешила. Но всё же Алимов создал (1979) и начал экспонировать на различных выставках эскизы-разработки мультфильма по этому роману. Эскизы положили начало большому циклу иллюстраций к «Господам Головлёвым», над которым художник работал почти пять лет. В 1985 году в издательстве «Художественная литература» вышел сборник произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы» и сказки), проиллюстрированный Алимовым. Рисунки к сказкам стали своеобразным продолжением разработки темы, начатой при создании мультфильма «Премудрый пескарь». В 2001 году небольшой сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» с иллюстрациями Алимова выпустил московский «Белый город», в 2016-м — [[Издательский_дом_НИГМА|«НИГМА»]]. | |||
Сергей Алимов много рисовал для детей, не внося особых изменений в свою творческую манеру. Его иллюстрации в детских книгах — яркие, выразительные, зачастую ироничные, лишённые сентиментальности. «Задача художника — поразить ребёнка, — говорил Алимов, — мне в иллюстрации к детской книге важна острота и внутренняя напряжённость в листе. Острый образ персонажа концентрирует внимание ребёнка. Эти качества делают детскую иллюстрацию незабываемой, она остаётся с читателем на всю жизнь». | |||
В 1969 году вышла небольшая книга [[Коваль Юрий Иосифович|Ю. И. Коваля]] «Слоны на луне» — стихи сопровождали яркие многоцветные рисунки С. А. Алимова и В. К. Стацинского. | |||
Иллюстрации, выполненные для книги Дж. Кимонко «Там, где бежит Сукпай» (Современник, 1974), выдержаны в сугубо реалистической манере. Прежде чем приступить к работе над ними, С. А. Алимов изучал этнографический материал, чтобы максимально передать национальный колорит. В иллюстрациях доминируют две краски — коричневая и зелёная. | Иллюстрации, выполненные для книги Дж. Кимонко «Там, где бежит Сукпай» (Современник, 1974), выдержаны в сугубо реалистической манере. Прежде чем приступить к работе над ними, С. А. Алимов изучал этнографический материал, чтобы максимально передать национальный колорит. В иллюстрациях доминируют две краски — коричневая и зелёная. | ||
Строка 92: | Строка 142: | ||
Большой цикл рисунков С. А. Алимов создал для антологии американского фольклора «Верхом на урагане», впервые вышедшей в 1980 году в московской «Детской литературе». Алимов, следуя внутренней логике легенд, небылиц, сказок молодого американского фольклора, снабжает невероятные, фантастические сцены узнаваемыми бытовыми деталями. В рисунках много юмора, некоторые имеют точную социальную направленность. | Большой цикл рисунков С. А. Алимов создал для антологии американского фольклора «Верхом на урагане», впервые вышедшей в 1980 году в московской «Детской литературе». Алимов, следуя внутренней логике легенд, небылиц, сказок молодого американского фольклора, снабжает невероятные, фантастические сцены узнаваемыми бытовыми деталями. В рисунках много юмора, некоторые имеют точную социальную направленность. | ||
Примечательны рисунки С. А. Алимова к книге обладательницы премии Дж. Ньюбери и медали Калдекотта Р. Кодилл «У меня в кармане сверчок» (Детская литература, 1977). В иллюстрациях, по мнению искусствоведов (в частности, Е. Громова), явно ощущается влияние известнейшего американского художника-реалиста Э. Н. Уайета, умевшего придавать «поэтическую многозначность изображению самых обыденных вещей, которые вместе с тем воспроизводятся во всей полноте их бытовой достоверности». Творческое обращение к опыту Уайета помогло Алимову передать национальный колорит книги. Кроме того, книга «У меня в кармане сверчок» не только проиллюстрирована Алимовым, но и полностью сконструирована им в качестве дизайнера книги. | Примечательны рисунки С. А. Алимова к книге обладательницы [[Медаль Джона Ньюбери|премии Дж. Ньюбери]] и [[Медаль Рандольфа Калдекотта|медали Калдекотта]] Р. Кодилл «У меня в кармане сверчок» (Детская литература, 1977). В иллюстрациях, по мнению искусствоведов (в частности, Е. Громова), явно ощущается влияние известнейшего американского художника-реалиста Э. Н. Уайета, умевшего придавать «поэтическую многозначность изображению самых обыденных вещей, которые вместе с тем воспроизводятся во всей полноте их бытовой достоверности». Творческое обращение к опыту Уайета помогло Алимову передать национальный колорит книги. Кроме того, книга «У меня в кармане сверчок» не только проиллюстрирована Алимовым, но и полностью сконструирована им в качестве дизайнера книги. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Алимов"> | |||
Файл:Rebekka-Kodill (5).jpg|У меня в кармане сверчок / Ребекка Кодилл ; рисунки Сергей Алимов, 1977 | |||
Файл:Rebekka-Kodill (1).jpg|У меня в кармане сверчок / Ребекка Кодилл ; рисунки Сергей Алимов | |||
Файл:Rebekka-Kodill (3).jpg|У меня в кармане сверчок / Ребекка Кодилл ; рисунки Сергей Алимов | |||
Файл:Rebekka-Kodill (4).jpg|У меня в кармане сверчок / Ребекка Кодилл ; рисунки Сергей Алимов | |||
Файл:Rebekka-Kodill (2).jpg|У меня в кармане сверчок / Ребекка Кодилл ; рисунки Сергей Алимов | |||
</gallery></center> | |||
В 1982 году состоялось первое издание «Азбуки вежливости» Л. П. Васильевой-Гангнус, оформленной Алимовым. В этой книге он создал из рисунков своеобразный мультфильм, органично встроив иллюстрации в литературный текст. | В 1982 году состоялось первое издание «Азбуки вежливости» Л. П. Васильевой-Гангнус, оформленной Алимовым. В этой книге он создал из рисунков своеобразный мультфильм, органично встроив иллюстрации в литературный текст. | ||
Строка 100: | Строка 160: | ||
Художник нередко возвращался к своим прежним героям. Так, в 1983 году вышел сборник сказок югославских писателей «Двенадцать слонов». Одним из ведущих персонажей книги художник сделал льва Бонифация. Сказки, вошедшие в сборник, тяготеют к городскому фольклору, поэтому Алимов рисовал «среднестатистический» европейский город. | Художник нередко возвращался к своим прежним героям. Так, в 1983 году вышел сборник сказок югославских писателей «Двенадцать слонов». Одним из ведущих персонажей книги художник сделал льва Бонифация. Сказки, вошедшие в сборник, тяготеют к городскому фольклору, поэтому Алимов рисовал «среднестатистический» европейский город. | ||
В 1985 году в издательстве «Педагогика» вышла одна из самых известных отечественных книг для детей, посвящённая астрономии, — «Малышам о звёздах и планетах» Е. Левитана. В ней С. А. Алимову принадлежат внутренние иллюстрации. | В 1985 году в издательстве «Педагогика» вышла одна из самых известных отечественных книг для детей, посвящённая астрономии, — «Малышам о звёздах и планетах» [[Левитан Ефрем Павлович|Е. Левитана]]. В ней С. А. Алимову принадлежат внутренние иллюстрации. | ||
В общей сложности С. А. Алимов проиллюстрировал более сотни книг, адресованных как детям, так и взрослым читателям. | В общей сложности С. А. Алимов проиллюстрировал более сотни книг, адресованных как детям, так и взрослым читателям. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Алимов"> | |||
Файл:Malysham-o-zvyozdah-i-planetah-Efrem-Levitan (1).jpg|Малышам о звёздах и планетах / [[Левитан Ефрем Павлович|Ефрем Левитан]] ; оформ. С. Алимова, А. Рюмина ; худож. С. Алимов | |||
Файл:Malysham-o-zvyozdah-i-planetah-Efrem-Levitan (2).jpg|Малышам о звёздах и планетах / Ефрем Левитан ; худож. [[Алимов Сергей Александрович|Сергей Алимов]] | |||
Файл:Malysham-o-zvyozdah-i-planetah-Efrem-Levitan (3).jpg|Малышам о звёздах и планетах / Ефрем Левитан ; худож. Сергей Алимов | |||
Файл:Malysham-o-zvyozdah-i-planetah-Efrem-Levitan (4).jpg|Малышам о звёздах и планетах / Ефрем Левитан ; худож. Сергей Алимов | |||
Файл:Malysham-o-zvyozdah-i-planetah-Efrem-Levitan (5).jpg|Малышам о звёздах и планетах / Ефрем Левитан ; худож. Сергей Алимов | |||
</gallery></center> | |||
Значительную и интересную часть работы С. А. Алимов составляло оформление обложек книг серии «Классики и современники» издательства «Художественная литература», с которым художник сотрудничал многие годы, а также обложки и иллюстрации к антологиям русской «страшной» и «готической» прозы. | Значительную и интересную часть работы С. А. Алимов составляло оформление обложек книг серии «Классики и современники» издательства «Художественная литература», с которым художник сотрудничал многие годы, а также обложки и иллюстрации к антологиям русской «страшной» и «готической» прозы. | ||
Строка 107: | Строка 176: | ||
С середины 1960-х годов С. А. Алимов сотрудничал с периодическими изданиями, в частности, с такими популярными журналами, как «Знание — сила», «Человек и закон», «Юность», «Роман-газета». Много лет рисовал для детского журнала «Колобок», начиная с самого первого выпуска (Колобок. № 1. 1969), а также для «Весёлых картинок». Рисунки С. А. Алимова украшали и оживляли журнал «Детская роман-газета». | С середины 1960-х годов С. А. Алимов сотрудничал с периодическими изданиями, в частности, с такими популярными журналами, как «Знание — сила», «Человек и закон», «Юность», «Роман-газета». Много лет рисовал для детского журнала «Колобок», начиная с самого первого выпуска (Колобок. № 1. 1969), а также для «Весёлых картинок». Рисунки С. А. Алимова украшали и оживляли журнал «Детская роман-газета». | ||
Сергей Алимов много работал как сценограф. Ещё в 1966 году вместе с другом, московским художником М. Ромадиным, для московского Театра сатиры оформил спектакль «Тёркин на том свете» (режиссёр В. Плучек). Эскизы декораций Алимов выполнил белилами и гуашью, с использованием аппликации. В 1967 году С. А. Алимов создал эскиз декорации к пьесе «Путешествие Гулливера» по одноименному роману Д. Свифта. Спектакль был поставлен московским Театром-студией киноактёра. В 1971 году Алимов выполнил эскизы декораций для постановки комедии «С лёгким паром» Э. Брагинского и Э. Рязанова в Московском областном драматическом театре. Четыре эскиза декораций — «Единая установка», «Дом Джильды», «Пролог», «Тюрьма» (хранятся в Государственном центральном театральном музее) — Алимов выполнил для Государственного академического театра им. Моссовета, поставившего в 1972 году пьесу Л. Николаи «Чёрный, как канарейка». | |||
С. А. Алимов много лет отдал преподавательской деятельности. Начал в 1967 году во ВГИКе. В 1972-м, выпустив курс, Алимов ушёл из института, решив, что учить ему ещё рано. Позднее он вёл мастерскую в школе-студии МХАТ, в Московской академии образования Натальи Нестеровой. Во ВГИК вернулся в 1994 году и проработал там четверть века, был профессором, вёл мастерскую художников мультипликационного фильма. Среди его учеников Сергей Рябов, дебютный мультфильм которого «Рыбка» собрал множество наград фестивалей в России, Японии, Боливии, Аргентине; Мария Заикина, выступившая художником-постановщиком нескольких лент серии «Колыбельные мира» (кинопремия «Золотой орёл», 2008); Екатерина Татарская — художник фильма А. Прошкина «Чудо» (специальный приз ММКФ, 2009). | С. А. Алимов много лет отдал преподавательской деятельности. Начал в 1967 году во ВГИКе. В 1972-м, выпустив курс, Алимов ушёл из института, решив, что учить ему ещё рано. Позднее он вёл мастерскую в школе-студии МХАТ, в Московской академии образования Натальи Нестеровой. Во ВГИК вернулся в 1994 году и проработал там четверть века, был профессором, вёл мастерскую художников мультипликационного фильма. Среди его учеников Сергей Рябов, дебютный мультфильм которого «Рыбка» собрал множество наград фестивалей в России, Японии, Боливии, Аргентине; Мария Заикина, выступившая художником-постановщиком нескольких лент серии «Колыбельные мира» (кинопремия «Золотой орёл», 2008); Екатерина Татарская — художник фильма А. Прошкина «Чудо» (специальный приз ММКФ, 2009). | ||
Строка 130: | Строка 199: | ||
С. А. Алимов умер 17 декабря 2019 года. Похоронен на Троекуровском кладбище (Москва). | С. А. Алимов умер 17 декабря 2019 года. Похоронен на Троекуровском кладбище (Москва). | ||
23 ноября 2023 года в Большом выставочном зале [[Российская государственная детская библиотека|Российской государственной детской библиотеки]] состоялось торжественное открытие выставки братьев Алимовых «Двойной портрет в раме». В экспозиции были представлены избранные работы выдающихся мастеров отечественной книжной иллюстрации Сергея и Бориса Алимовых. Несмотря на родственную связь, художники работали в совершенно разных манерах, щепетильно выстраивали особые визуальные миры, полные оригинальной образности и почти осязаемых персонажей. | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Алимов"> | |||
Файл:Tatyana-Ivanickaya-i-Dmitrij-Alimov.jpg|Татьяна Иваницкая и Дмитрий Алимов (вдова и сын Бориса Алимова) / Выставка братьев Бориса и Сергея Алимовых «Двойной портрет в раме» в РГДБ | |||
Файл:Natalya-Avgustinovich.jpg|Наталья Августинович (вдова Сергея Алимова) / Выставка братьев Бориса и Сергея Алимовых «Двойной портрет в раме» | |||
Файл:Alimov.jpg|Дмитрий Алимов, Татьяна Иваницкая, Анастасия Архипова, Ольга Монина, Наталья Августинович, Николай Немоляев | |||
Файл:Vladimir-Martynov.jpg|Композитор Владимир Мартынов / Выставка братьев Бориса и Сергея Алимовых «Двойной портрет в раме» | |||
Файл:Nikolaj-Nemolyaev.jpg|Кинооператор Николай Немоляев / Выставка братьев Бориса и Сергея Алимовых «Двойной портрет в раме» в РГДБ | |||
</gallery></center> | |||
==Сергей Алимов / Иллюстрации== | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сказки народов мира / художник Сергей Алимов"> | |||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (2).jpg|Сказки народов мира / художник Сергей Алимов | |||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (3).jpg|Сказки народов мира / художник Сергей Алимов | |||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (4).jpg|Сказки народов мира / художник Сергей Алимов | |||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (5).jpg|Сказки народов мира / художник Сергей Алимов | |||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (6).jpg|Сказки народов мира / художник Сергей Алимов | |||
</gallery></center> | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов"> | |||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (7).jpg|Фома : набор открыток : раздаточный материал с комм. на англ., нем., фран. языках для учащихся зарубежных школ / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов | |||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (8).jpg|Фома : набор открыток / [[Михалков Сергей Владимирович|С. В. Михалков]] ; художник С. А. Алимов | |||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (9).jpg|Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов | |||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (10).jpg|Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов | |||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (11).jpg|Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов | |||
</gallery></center> | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Красный теленок в белую крапинку / Леопольд Суходольчан ; художник Сергей Алимов"> | |||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (12).jpg|Красный теленок в белую крапинку / Леопольд Суходольчан ; художник Сергей Алимов | |||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (13).jpg|Красный теленок в белую крапинку / Леопольд Суходольчан ; художник Сергей Алимов | |||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (14).jpg|Красный теленок в белую крапинку / Леопольд Суходольчан ; художник Сергей Алимов | |||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (15).jpg|Красный теленок в белую крапинку / Леопольд Суходольчан ; художник Сергей Алимов | |||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (1).jpg|Красный теленок в белую крапинку / Леопольд Суходольчан ; художник Сергей Алимов | |||
</gallery></center> | |||
==Книги с иллюстрациями | ==Сергей Алимов / Книги с иллюстрациями== | ||
*Топтыжка : фильм-сказка / [авт. Ф. Хитрук] ; [ил. : С. Алимов]. — [Москва] : Бюро пропаганды советского киноискусства, [1966]. — [19] с. : ил. — (Фильм-сказка). | *Топтыжка : фильм-сказка / [авт. Ф. Хитрук] ; [ил. : С. Алимов]. — [Москва] : Бюро пропаганды советского киноискусства, [1966]. — [19] с. : ил. — (Фильм-сказка). | ||
Строка 162: | Строка 265: | ||
*Кодилл, Р. У меня в кармане сверчок : рассказ / Ребекка Кодилл ; пересказала с английского О. Образцова ; рисунки С. Алимова. — Москва : Детская литература, 1986. — 24 с. : цв. ил. | *Кодилл, Р. У меня в кармане сверчок : рассказ / Ребекка Кодилл ; пересказала с английского О. Образцова ; рисунки С. Алимова. — Москва : Детская литература, 1986. — 24 с. : цв. ил. | ||
*Гашек, Я. Рассказы / Ярослав Гашек — Москва : Художественная литература, 1978. — 304 с. — (Классики и современники. Зарубежная литература). | *Гашек, Я. Рассказы / [[Гашек Ярослав|Ярослав Гашек]] — Москва : Художественная литература, 1978. — 304 с. — (Классики и современники. Зарубежная литература). | ||
*Суходольчан, Л. Красный теленок в белую крапинку : сказка / Леопольд Суходольчан ; пересказ со словенского Леонида Яхнина ; рисунки С. Алимова. — Москва : Детская литература, 1978. — 40 c. : цв. ил. | *Суходольчан, Л. Красный теленок в белую крапинку : сказка / Леопольд Суходольчан ; пересказ со словенского Леонида Яхнина ; рисунки С. Алимова. — Москва : Детская литература, 1978. — 40 c. : цв. ил. | ||
Строка 202: | Строка 305: | ||
*Васильева-Гангнус, Л. Азбука вежливости / Л. Васильева-Гангнус ; худож. С. Алимов. — Москва : [[Росмэн|РОСМЭН]], 1996. — 127 с. : цв. ил. | *Васильева-Гангнус, Л. Азбука вежливости / Л. Васильева-Гангнус ; худож. С. Алимов. — Москва : [[Росмэн|РОСМЭН]], 1996. — 127 с. : цв. ил. | ||
*Васильева-Гангнус, Л. Азбука вежливости / Людмила Васильева-Гангнус ; худож. Сергей Алимов. — Москва : НИГМА, 2014. — 183 с. : цв. ил. | *Васильева-Гангнус, Л. Азбука вежливости / Людмила Васильева-Гангнус ; худож. Сергей Алимов. — Москва : [[Издательский_дом_НИГМА|НИГМА]], 2014. — 183 с. : цв. ил. | ||
*Гоголь, Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки ; Миргород / Н. В. Гоголь ; худож. С. Алимов, А. Костин ; послесл. П. Николаева. — Москва : Художественная литература, 1982. — 431 с. — (Классики и современники. Русская классическая литература). | *Гоголь, Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки ; Миргород / Н. В. Гоголь ; худож. С. Алимов, А. Костин ; послесл. П. Николаева. — Москва : Художественная литература, 1982. — 431 с. — (Классики и современники. Русская классическая литература). | ||
Строка 244: | Строка 347: | ||
*Трэверс, П. Л. Мэри Поппинс открывает дверь / Памела Трэверс ; художник С. Алимов ; [пер. с англ. С. С. Степанова, П. Ю. Тарасова]. — Москва : Педагогика-пресс ; Калининград : Янтарный сказ, 1996. — 496 с. : ил. | *Трэверс, П. Л. Мэри Поппинс открывает дверь / Памела Трэверс ; художник С. Алимов ; [пер. с англ. С. С. Степанова, П. Ю. Тарасова]. — Москва : Педагогика-пресс ; Калининград : Янтарный сказ, 1996. — 496 с. : ил. | ||
*Чуковский, К. Путаница : сказки : [в стихах] / Корней Чуковский ; худож. С. Алимов. — Москва : [[Росмэн|РОСМЭН]], 1996. — 87 с. : цв. ил. | *Чуковский, К. Путаница : сказки : [в стихах] / [[Чуковский Корней Иванович|Корней Чуковский]] ; худож. С. Алимов. — Москва : [[Росмэн|РОСМЭН]], 1996. — 87 с. : цв. ил. | ||
*Салтыков-Щедрин, М. Е. Медведь на воеводстве ; Орёл-меценат; Карась-идеалист : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. С. Алимов. — Москва : Белый город, 2001. — 47 с. : цв. ил. — (Классики — детям). | *Салтыков-Щедрин, М. Е. Медведь на воеводстве ; Орёл-меценат; Карась-идеалист : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. С. Алимов. — Москва : Белый город, 2001. — 47 с. : цв. ил. — (Классики — детям). | ||
*Салтыков-Щедрин, М. Е. Медведь на воеводстве ; Орёл-меценат ; Карась-идеалист : [сказки] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. С. Алимов. — Москва : НИГМА, 2016. — 63 с. : цв. ил. | *Салтыков-Щедрин, М. Е. Медведь на воеводстве ; Орёл-меценат ; Карась-идеалист : [сказки] / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. С. Алимов. — Москва : [[Издательский_дом_НИГМА|НИГМА]], 2016. — 63 с. : цв. ил. | ||
*Чуковский, К. Сказки / Корней Чуковский ; иллюстратор Сергей Алимов. — Москва : Русский путь, 2007. — 88 с. : ил. | *Чуковский, К. Сказки / Корней Чуковский ; иллюстратор Сергей Алимов. — Москва : Русский путь, 2007. — 88 с. : ил. | ||
Строка 336: | Строка 439: | ||
*Сергей Алимов : штрихи к портрету : [краткая биография С. А. Алимова] / из интервью, данного Елене Долгих ; ГТМЦ им. Н. А. Бахрушина ; Галерея Вересов ; худож. галерея «Ars Longa» ; куратор проекта Н. Августинович ; составители: Н. Августинович, В. Ермичева. — Санкт-Петербург ; Москва : [[Вита_Нова|Вита Нова]], 2013. — 32 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Сергей Алимов : штрихи к портрету : [краткая биография С. А. Алимова] / из интервью, данного Елене Долгих ; ГТМЦ им. Н. А. Бахрушина ; Галерея Вересов ; худож. галерея «Ars Longa» ; куратор проекта Н. Августинович ; составители: Н. Августинович, В. Ермичева. — Санкт-Петербург ; Москва : [[Вита_Нова|Вита Нова]], 2013. — 32 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
==Награды и премии== | ==Награды и премии== | ||
Строка 484: | Строка 573: | ||
*2018 — персональная выставка в Российской государственной детской библиотеке. | *2018 — персональная выставка в Российской государственной детской библиотеке. | ||
==См. также== | |||
*[[Архипова Анастасия Ивановна]] | |||
*[[Диодоров Борис Аркадьевич]] | |||
*[[Монин Евгений Григорьевич]] | |||
*[[Попов Николай Евгеньевич]] | |||
*[[Токмаков Лев Алексеевич]] | |||
*[[Устинов Николай Александрович]] | |||
*[[Чижиков Виктор Александрович]] | |||
[[Category:Иллюстраторы]] | [[Category:Иллюстраторы]] |