Дёжкин Борис Петрович: различия между версиями

Строка 25: Строка 25:


Борис Петрович Дёжкин — легендарный режиссёр и «одушевитель» (так на «Союзмультфильме» называли художников-аниматоров). На его мультфильмах выросло не одно поколение. В докомпьютерную эпоху у детей не было возможности смотреть любимые мультфильмы так часто, как им хотелось бы, зато можно было полистать небольшую книжицу, выполненную по мотивам любимого «мультика». Такие книги назывались «фильмы-сказки», выпускались тиражами в сотни тысяч экземпляров, стоили копейки и были доступны каждому. Как и многие союзмультфильмовцы, Дёжкин иллюстрировал книжки по своим мультфильмам.
Борис Петрович Дёжкин — легендарный режиссёр и «одушевитель» (так на «Союзмультфильме» называли художников-аниматоров). На его мультфильмах выросло не одно поколение. В докомпьютерную эпоху у детей не было возможности смотреть любимые мультфильмы так часто, как им хотелось бы, зато можно было полистать небольшую книжицу, выполненную по мотивам любимого «мультика». Такие книги назывались «фильмы-сказки», выпускались тиражами в сотни тысяч экземпляров, стоили копейки и были доступны каждому. Как и многие союзмультфильмовцы, Дёжкин иллюстрировал книжки по своим мультфильмам.
Борис Дёжкин родился 19 августа в 1914 году в городе Курске в семье чиновника Московско-курской железной дороги. В то лето началась Первая мировая война. Отец был постоянно в разъездах. Воспитанием пятерых детей занималась мать отца, бабушка Варвара. Она читала им, рассказывала сказки. С ней дети ходили на речку: она полоскать белье, они — купаться. Зимой катались на коньках.
Борис Дёжкин родился 19 августа в 1914 году в городе Курске в семье чиновника Московско-курской железной дороги. В то лето началась Первая мировая война. Отец был постоянно в разъездах. Воспитанием пятерых детей занималась мать отца, бабушка Варвара. Она читала им, рассказывала сказки. С ней дети ходили на речку: она полоскать белье, они — купаться. Зимой катались на коньках.
Спортивный Борис рано начал изучать суть движения. Мальчик любил цирк, ходил на все представления, тренировался на турнике, превосходно делал сальто. Гимнастика стала его увлечением на всю жизнь. Еще одной страстью была музыка. Он очень хорошо чувствовал ритм и внутренне понимал характер музыкальных фраз. Но самым любимым занятием, как и любимым предметом в школе, было рисование.
Спортивный Борис рано начал изучать суть движения. Мальчик любил цирк, ходил на все представления, тренировался на турнике, превосходно делал сальто. Гимнастика стала его увлечением на всю жизнь. Еще одной страстью была музыка. Он очень хорошо чувствовал ритм и внутренне понимал характер музыкальных фраз. Но самым любимым занятием, как и любимым предметом в школе, было рисование.
Примерно в 1930–1932 годах его отца перевели на работу в Москву. После окончания средней школы Борис переехал к нему и попробовал поступить в Суриковское художественное училище, но безрезультатно. Тогда он пошел учиться в фабрично-заводское училище. Окончив его, стал работать слесарем-инструментальщиком 5-го разряда на заводе «Шарикоподшипник». Любимое занятие не оставил, рисовал для заводской газеты. Особенно ему удавались карикатуры.
Примерно в 1930–1932 годах его отца перевели на работу в Москву. После окончания средней школы Борис переехал к нему и попробовал поступить в Суриковское художественное училище, но безрезультатно. Тогда он пошел учиться в фабрично-заводское училище. Окончив его, стал работать слесарем-инструментальщиком 5-го разряда на заводе «Шарикоподшипник». Любимое занятие не оставил, рисовал для заводской газеты. Особенно ему удавались карикатуры.
После одной из них Дёжкина вызвал в свой кабинет директор завода. Вместо ожидаемого нагоняя молодой слесарь услышал слова, которые резко изменили его жизнь: «Тебе, дружок, надо учиться. У меня есть друг-художник по фамилии Радаков. Познакомлю. А пока поработай в газете «Труд». Рабочие у нас есть, а вот хороших художников — мало».
После одной из них Дёжкина вызвал в свой кабинет директор завода. Вместо ожидаемого нагоняя молодой слесарь услышал слова, которые резко изменили его жизнь: «Тебе, дружок, надо учиться. У меня есть друг-художник по фамилии Радаков. Познакомлю. А пока поработай в газете «Труд». Рабочие у нас есть, а вот хороших художников — мало».
Так Дёжкин стал работать в отделе газеты «Труд», а затем попал на курсы художников, созданные при московском Доме Печати. Там его наставником был тот самый друг директора завода — Алексей Александрович Радаков, выдающийся советский график. Он сразу обратил внимание на даровитого юношу и впоследствии не раз отмечал исключительность Дёжкина как мультипликатора. Именно он в 1934 году привел своего любимого ученика в студию Смирнова (Экспериментальная мультмастерская при Научно-исследовательском секторе ГИКа). Спустя два года (в 1936 году) на базе этой мастерской был создан «Союздетмультфильм», через год переименованный в «Союзмультфильм». Дёжкин в числе других художников начал работать на только что созданной студии.
Так Дёжкин стал работать в отделе газеты «Труд», а затем попал на курсы художников, созданные при московском Доме Печати. Там его наставником был тот самый друг директора завода — Алексей Александрович Радаков, выдающийся советский график. Он сразу обратил внимание на даровитого юношу и впоследствии не раз отмечал исключительность Дёжкина как мультипликатора. Именно он в 1934 году привел своего любимого ученика в студию Смирнова (Экспериментальная мультмастерская при Научно-исследовательском секторе ГИКа). Спустя два года (в 1936 году) на базе этой мастерской был создан «Союздетмультфильм», через год переименованный в «Союзмультфильм». Дёжкин в числе других художников начал работать на только что созданной студии.
Среди учителей Дёжкина — В. Г. Сутеев, М. С. Пащенко и… Уолт Дисней. Сцены из диснеевских фильмов он знал досконально. Несмотря на прозвище, «русский Дисней» никогда не подражал мэтру американской анимации. Все его фильмы имеют свое лицо. Иван Петрович Иванов-Вано говорил: «Мультипликация — это его стихия, его призвание, его творческое «я». Он принес с собой на студию «Союзмультфильм» какой-то веселый, почти мальчишеский задор. (…) Он быстрее нас постиг такие тонкости, которые нам стали ясны значительно позднее. В сравнительно короткий срок он освоил диснеевскую технику и метод и мог, как говорится, с закрытыми глазами рисовать различные фазы поведения своего персонажа».
Среди учителей Дёжкина — В. Г. Сутеев, М. С. Пащенко и… Уолт Дисней. Сцены из диснеевских фильмов он знал досконально. Несмотря на прозвище, «русский Дисней» никогда не подражал мэтру американской анимации. Все его фильмы имеют свое лицо. Иван Петрович Иванов-Вано говорил: «Мультипликация — это его стихия, его призвание, его творческое «я». Он принес с собой на студию «Союзмультфильм» какой-то веселый, почти мальчишеский задор. (…) Он быстрее нас постиг такие тонкости, которые нам стали ясны значительно позднее. В сравнительно короткий срок он освоил диснеевскую технику и метод и мог, как говорится, с закрытыми глазами рисовать различные фазы поведения своего персонажа».
Уже в 1940-е годы начинает складываться особый дёжкинский мультипликационный стиль, он удивительно живо изображал движение. Режиссеры «Союзмультфильма» понимают, что художнику требуется отдельное «пространство» в фильме. Ему поручают отдельные эпизоды — пластические номера, трюки, погони, поединки и прочий «экшен». В дальнейшем именно спортивные фильмы и фильмы-концерты станут визитной карточкой его мультипликации. В это же время проявляется гротесковая и сатирическая направленность Дёжкина-режиссера.
Уже в 1940-е годы начинает складываться особый дёжкинский мультипликационный стиль, он удивительно живо изображал движение. Режиссеры «Союзмультфильма» понимают, что художнику требуется отдельное «пространство» в фильме. Ему поручают отдельные эпизоды — пластические номера, трюки, погони, поединки и прочий «экшен». В дальнейшем именно спортивные фильмы и фильмы-концерты станут визитной карточкой его мультипликации. В это же время проявляется гротесковая и сатирическая направленность Дёжкина-режиссера.
В 1941 году, до того, как «Союзмультфильм» был эвакуирован, Дёжкин при одном из обстрелов Москвы потерял глаз (осколками стекла сильно поразило левую сторону лица). Для художника, которому по наследству передалось плохое зрение, потеря была серьезной. Но от операции он отказывался, боялся ослепнуть совсем. С этого времени появляется чёрная повязка на глазу. Дёжкин говорил о своём увечье: «Факт налицо».
В 1941 году, до того, как «Союзмультфильм» был эвакуирован, Дёжкин при одном из обстрелов Москвы потерял глаз (осколками стекла сильно поразило левую сторону лица). Для художника, которому по наследству передалось плохое зрение, потеря была серьезной. Но от операции он отказывался, боялся ослепнуть совсем. С этого времени появляется чёрная повязка на глазу. Дёжкин говорил о своём увечье: «Факт налицо».
В 1948 году в соавторстве с Геннадием Флегонтовичем Филипповым Дёжкин делает мультфильм «Слон и муравей» по басне Гамзата Цадасы — первого аварского автора басен, стихов и сказок для детей. Это поучительная история о том, как находчивый и храбрый муравей спас зверей от ига нахального силача слона. В 1950 году стихотворную басню с иллюстрациями по мотивам мультфильма выпустило махачкалинское издательство «Даггиз».
В 1948 году в соавторстве с Геннадием Флегонтовичем Филипповым Дёжкин делает мультфильм «Слон и муравей» по басне Гамзата Цадасы — первого аварского автора басен, стихов и сказок для детей. Это поучительная история о том, как находчивый и храбрый муравей спас зверей от ига нахального силача слона. В 1950 году стихотворную басню с иллюстрациями по мотивам мультфильма выпустило махачкалинское издательство «Даггиз».
После войны и в 50-е годы на студии господствовал «эклер» (отснятый киноматериал обводили на пленке, и на основе этой кальки рождался мультфильм). Талант Дёжкина, слишком карикатурный и экспрессивный для такой техники, подавлялся, ему не находилось работы в чинных, плавных фильмах — разве что чёрта нарисовать в «Ночи перед Рождеством». Стало ясно, что самобытному стилю Дёжкина требуется «свой» фильм. В 1946 году Дёжкин создал первый «спортивный» фильм, «Тихая поляна» — про футбольный матч медведей и зайцев. С этого момента тема спорта — визитная карточка Дёжкина.
После войны и в 50-е годы на студии господствовал «эклер» (отснятый киноматериал обводили на пленке, и на основе этой кальки рождался мультфильм). Талант Дёжкина, слишком карикатурный и экспрессивный для такой техники, подавлялся, ему не находилось работы в чинных, плавных фильмах — разве что чёрта нарисовать в «Ночи перед Рождеством». Стало ясно, что самобытному стилю Дёжкина требуется «свой» фильм. В 1946 году Дёжкин создал первый «спортивный» фильм, «Тихая поляна» — про футбольный матч медведей и зайцев. С этого момента тема спорта — визитная карточка Дёжкина.
В 1955 году Дёжкин в соавторстве с Мстиславом Сергеевичем Пащенко делает мультфильм «Необыкновенный матч». Зрелищная картина о состязании в секции игрушек пользовалась огромным успехом у зрителей. История рассказывает, как честные и благородные мягкие игрушки одержали победу над задаваками из набора деревянных футболистов. В 1955 году эта работа получила премию за лучший мультипликационный фильм года на XVI МКФ в Венеции Венецианском фестивале с формулировкой: «За интересную карикатурную форму показа современного зазнайства в футбольном мире». Мораль в конце фильма гласит: «Кто часто задирает нос, тот часто с носом остается». В 1966 году по этому мультфильму вышла книжка-малышка.
В 1955 году Дёжкин в соавторстве с Мстиславом Сергеевичем Пащенко делает мультфильм «Необыкновенный матч». Зрелищная картина о состязании в секции игрушек пользовалась огромным успехом у зрителей. История рассказывает, как честные и благородные мягкие игрушки одержали победу над задаваками из набора деревянных футболистов. В 1955 году эта работа получила премию за лучший мультипликационный фильм года на XVI МКФ в Венеции Венецианском фестивале с формулировкой: «За интересную карикатурную форму показа современного зазнайства в футбольном мире». Мораль в конце фильма гласит: «Кто часто задирает нос, тот часто с носом остается». В 1966 году по этому мультфильму вышла книжка-малышка.
Музыкально-пластические способности Дёжкина-мультипликатора проявлялись в фильмах-концертах. В 1957 году в мультфильме «Чудесница» режиссера Александра Васильевича Иванова он создает эпизод с куплетами сорняков: приблатненные чертополохи вальяжно вышагивают и поют под гитару. Эта сцена стала «визиткой» Дёжкина в кино. Первым «полноценным» концертом стал снятый в 1959 году в соавторстве с Евгением Тихоновичем Мигуновым мультфильм «Ровно в три пятнадцать…». Герои «Клуба веселых человечков» попадают в аварию по пути в пионерский лагерь, но выбираются из беды, спешат на встречу с друзьями журнала «Веселые картинки», и концерт начинается ровно в три пятнадцать. Типажи из этого фильма Дёжкин будет использовать в будущих замыслах (например, Чиполлино станет героем одноименного мультфильма в 1962 году).
Музыкально-пластические способности Дёжкина-мультипликатора проявлялись в фильмах-концертах. В 1957 году в мультфильме «Чудесница» режиссера Александра Васильевича Иванова он создает эпизод с куплетами сорняков: приблатненные чертополохи вальяжно вышагивают и поют под гитару. Эта сцена стала «визиткой» Дёжкина в кино. Первым «полноценным» концертом стал снятый в 1959 году в соавторстве с Евгением Тихоновичем Мигуновым мультфильм «Ровно в три пятнадцать…». Герои «Клуба веселых человечков» попадают в аварию по пути в пионерский лагерь, но выбираются из беды, спешат на встречу с друзьями журнала «Веселые картинки», и концерт начинается ровно в три пятнадцать. Типажи из этого фильма Дёжкин будет использовать в будущих замыслах (например, Чиполлино станет героем одноименного мультфильма в 1962 году).
С начала 1960-х режиссер начинает работать самостоятельно, без соавторов. В этот период выходят его лучшие работы. В 1961 году он снимает мультфильм «Чиполлино» по сказке Джанни Родари. В 1964 году выходит фильм «Шайбу! Шайбу!!». В хоккейном матче «Метеор» — «Вымпел» команда дружных новичков побеждает зазнавшихся «мастеров». Фильм пользуется огромным успехом у публики, собирает многочисленные награды. В 1968 году выходит книжка-малышка по этому мультфильму.
С начала 1960-х режиссер начинает работать самостоятельно, без соавторов. В этот период выходят его лучшие работы. В 1961 году он снимает мультфильм «Чиполлино» по сказке Джанни Родари. В 1964 году выходит фильм «Шайбу! Шайбу!!». В хоккейном матче «Метеор» — «Вымпел» команда дружных новичков побеждает зазнавшихся «мастеров». Фильм пользуется огромным успехом у публики, собирает многочисленные награды. В 1968 году выходит книжка-малышка по этому мультфильму.
Соперничество двух хоккейных команд продолжается в мультфильме «Матч-реванш» (1968). «Метеор» пытается отыграться у «Вымпела», но самонадеянные и нечестные хоккеисты вновь проигрывают трудолюбивым и дружным ребятам.
Соперничество двух хоккейных команд продолжается в мультфильме «Матч-реванш» (1968). «Метеор» пытается отыграться у «Вымпела», но самонадеянные и нечестные хоккеисты вновь проигрывают трудолюбивым и дружным ребятам.
Герои Дёжкина узнаваемы: блестящие черные глазки, кустистые брови, нос картофелиной и фирменная улыбка до ушей с выдающимися в буквальном смысле слова зубами. В его персонажах угадываются портретные черты автора. Да и темперамент Дёжкина угадывается в героях его фильмов. По воспоминаниям его жены, «подвижный, как ртуть», даже «будучи 50-летним, оставался совсем молодым человеком. Как-то мы гуляли по парку, я устала, присела. И вдруг — он летит через меня, через скамейку, встает на колено и протягивает собранные кленовые листья».
Герои Дёжкина узнаваемы: блестящие черные глазки, кустистые брови, нос картофелиной и фирменная улыбка до ушей с выдающимися в буквальном смысле слова зубами. В его персонажах угадываются портретные черты автора. Да и темперамент Дёжкина угадывается в героях его фильмов. По воспоминаниям его жены, «подвижный, как ртуть», даже «будучи 50-летним, оставался совсем молодым человеком. Как-то мы гуляли по парку, я устала, присела. И вдруг — он летит через меня, через скамейку, встает на колено и протягивает собранные кленовые листья».
В 1960-е Дёжкин мультипликатор номер один на студии. Его участие в работе гарантировало успех, он мог оживить любую картину. И вместе с тем на заседаниях художественных советов студии с обсуждением его фильмов разгораются отчаянные споры.
В 1960-е Дёжкин мультипликатор номер один на студии. Его участие в работе гарантировало успех, он мог оживить любую картину. И вместе с тем на заседаниях художественных советов студии с обсуждением его фильмов разгораются отчаянные споры.
Он преподает на курсах при «Союзмультфильме». «Огнистые линии словно прожигают графитную доску. Персонажи безостановочно появляются и исчезают под их хлестким ливнем, берут новый старт, обрастают гроздьями фаз, мчатся к финишу, замирают в немыслимых компоновках, чтобы вновь развернуться веером графических шедевров. С последними штрихами он буквально вколотил мел в доску, распял его в гениальных линиях. Мы расслышали несколько кратких, одному ему внятных междометий, среди которых промелькнуло: «Федька Хитрук работает иначе». И мистификатор, фокусник, шпагоглотатель, цирковой акробат — он был всё в этот момент — растаял в воздухе. Осталась плотно изрисованная доска с медленно оседающей пылью (сегодня бы эту доску в любой киномузей мира), пол, усыпанный белыми крошками, да еще дворовый возглас — «Федька Хитрук»», — так вспоминает о нём Юрий Норштейн. В 1960-м ему девятнадцать лет, и он пока еще только осваивает профессию мультипликатора на двухгодичных курсах, где преподает в том числе и Дёжкин. Рисунок мастера рождался как будто сам собой, а объяснить, почему нарисовал именно так, художник не мог. «Учить не буду, что украдёшь глазом, то твое», — так говорил он одной из своих учениц, Виолетте Колесниковой.
Он преподает на курсах при «Союзмультфильме». «Огнистые линии словно прожигают графитную доску. Персонажи безостановочно появляются и исчезают под их хлестким ливнем, берут новый старт, обрастают гроздьями фаз, мчатся к финишу, замирают в немыслимых компоновках, чтобы вновь развернуться веером графических шедевров. С последними штрихами он буквально вколотил мел в доску, распял его в гениальных линиях. Мы расслышали несколько кратких, одному ему внятных междометий, среди которых промелькнуло: «Федька Хитрук работает иначе». И мистификатор, фокусник, шпагоглотатель, цирковой акробат — он был всё в этот момент — растаял в воздухе. Осталась плотно изрисованная доска с медленно оседающей пылью (сегодня бы эту доску в любой киномузей мира), пол, усыпанный белыми крошками, да еще дворовый возглас — «Федька Хитрук»», — так вспоминает о нём Юрий Норштейн. В 1960-м ему девятнадцать лет, и он пока еще только осваивает профессию мультипликатора на двухгодичных курсах, где преподает в том числе и Дёжкин. Рисунок мастера рождался как будто сам собой, а объяснить, почему нарисовал именно так, художник не мог. «Учить не буду, что украдёшь глазом, то твое», — так говорил он одной из своих учениц, Виолетте Колесниковой.
Экспрессивная манера работы и преподавания неоднозначно оценивается руководством. К началу 1970-х годов отношение к Дёжкину на студии меняется. Его обвиняют в корыстолюбии, злоупотреблении алкоголем и дурном влиянии на молодежь. В очередной раз наступают не лучшие для него времена. В «литературоцентричном» сценарном отделе студии редко находится материал, подходящий для «его» темы (спорт, концерт, хореография). Мультипликатор страдает от дефицита сценариев.
Экспрессивная манера работы и преподавания неоднозначно оценивается руководством. К началу 1970-х годов отношение к Дёжкину на студии меняется. Его обвиняют в корыстолюбии, злоупотреблении алкоголем и дурном влиянии на молодежь. В очередной раз наступают не лучшие для него времена. В «литературоцентричном» сценарном отделе студии редко находится материал, подходящий для «его» темы (спорт, концерт, хореография). Мультипликатор страдает от дефицита сценариев.
В периоды простоев Дёжкин снимает короткометражки для сатирического киножурнала «Фитиль», занимается иллюстрацией открыток и книжек-малышек по своим мультфильмам. Их выпускает щедрыми тиражами Бюро пропаганды советского киноискусство.
В периоды простоев Дёжкин снимает короткометражки для сатирического киножурнала «Фитиль», занимается иллюстрацией открыток и книжек-малышек по своим мультфильмам. Их выпускает щедрыми тиражами Бюро пропаганды советского киноискусство.
В 1975 году он работает над книжкой в формате набора открыток по своему мультфильму «Шайбу! Шайбу!!». История победы Рыжика и его команды на этот раз пересказывалась на семи отдельных листках.
В 1975 году он работает над книжкой в формате набора открыток по своему мультфильму «Шайбу! Шайбу!!». История победы Рыжика и его команды на этот раз пересказывалась на семи отдельных листках.
К Олимпиаде-80 талант Дёжкина снова востребован. Ему доверяют снимать картину с главным героем будущей Олимпиады — олимпийским мишкой. Однако изначальному творческому замыслу повредили неоднократные ревизии, связанные с политическими осложнениями начала 1980 года. В итоге мультфильм «Первый автограф» (1980) стал одной из наименее удачных работ режиссера.
К Олимпиаде-80 талант Дёжкина снова востребован. Ему доверяют снимать картину с главным героем будущей Олимпиады — олимпийским мишкой. Однако изначальному творческому замыслу повредили неоднократные ревизии, связанные с политическими осложнениями начала 1980 года. В итоге мультфильм «Первый автограф» (1980) стал одной из наименее удачных работ режиссера.
В 1980-х годах Дёжкин снимает фильмы о фигурном катании. Например, «Приходи на каток» (1981). Образ лирической героини на коньках сложился ещё раньше, в мультфильмах «Шайбу! Шайбу» и «Матч-реванш». Беленькие фигуристки, выполнявшие номера в перерывах между периодами матча, походили на юную Ольгу Гайдук, ставшую впоследствии его второй женой.
В 1980-х годах Дёжкин снимает фильмы о фигурном катании. Например, «Приходи на каток» (1981). Образ лирической героини на коньках сложился ещё раньше, в мультфильмах «Шайбу! Шайбу» и «Матч-реванш». Беленькие фигуристки, выполнявшие номера в перерывах между периодами матча, походили на юную Ольгу Гайдук, ставшую впоследствии его второй женой.
В 1984 году он снимает фильм, который, как выяснится позже, станет его последней режиссерской работой. Это сатирический рассказ на производственную и спортивную тему «Не опоздал» (1984). Городской служащий показывает мастерство не в одном виде спорта, чтобы ровно в девять оказаться на рабочем месте, где сразу приступает к разгадыванию кроссворда.
В 1984 году он снимает фильм, который, как выяснится позже, станет его последней режиссерской работой. Это сатирический рассказ на производственную и спортивную тему «Не опоздал» (1984). Городской служащий показывает мастерство не в одном виде спорта, чтобы ровно в девять оказаться на рабочем месте, где сразу приступает к разгадыванию кроссворда.
В последние годы работы на студии Дёжкин готовится к запуску еще трёх сценарных замыслов (на экологическую и спортивную темы). Однако ни один из сюжетов не был утвержден к запуску в производство.
В последние годы работы на студии Дёжкин готовится к запуску еще трёх сценарных замыслов (на экологическую и спортивную темы). Однако ни один из сюжетов не был утвержден к запуску в производство.
В 1989 году вышла книжка-малышка по его мультфильму «Метеор» на ринге» (1970). Давние соперники «Метеор» и «Вымпел» договариваются сразиться в новом виде спорта: их капитаны встречаются на боксерском ринге.
В 1989 году вышла книжка-малышка по его мультфильму «Метеор» на ринге» (1970). Давние соперники «Метеор» и «Вымпел» договариваются сразиться в новом виде спорта: их капитаны встречаются на боксерском ринге.
Тогда же выходит книжка-малышка по мультфильму Дёжкина «Футбольные звезды» (1974). Молодой тренер приходит в отстающую команду с «цветочным» именем «Тюльпан». Благодаря упорным тренировкам, футболисты одерживают труднейшую победу над «Астрой» и «Гладиолусом».
Тогда же выходит книжка-малышка по мультфильму Дёжкина «Футбольные звезды» (1974). Молодой тренер приходит в отстающую команду с «цветочным» именем «Тюльпан». Благодаря упорным тренировкам, футболисты одерживают труднейшую победу над «Астрой» и «Гладиолусом».
Умер Борис Дёжкин в Москве 13 марта 1992 года. По воспоминаниям его вдовы Ольги Гайдук-Дёжкиной даже в последние дни своей жизни, будучи тяжело больным человеком, он придумывал танец, лежал и рисовал рукой в воздухе.
Умер Борис Дёжкин в Москве 13 марта 1992 года. По воспоминаниям его вдовы Ольги Гайдук-Дёжкиной даже в последние дни своей жизни, будучи тяжело больным человеком, он придумывал танец, лежал и рисовал рукой в воздухе.