44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 28 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 39: | Строка 39: | ||
Весной-летом 1919 года проходил ускоренное военное обучение сначала в Москве, затем в Киеве. В августе курсанты Шестых Киевских пехотных курсов командного состава Красной Армии, в числе которых был и А. Голиков, досрочно получили удостоверения красных командиров. Из выпускников сразу сформировали Ударную бригаду для обороны Киева; Голикову, как одному из лучших, доверили стать командиром взвода. Большая часть выпускников погибла во время обороны города и отступления. Уже через несколько дней Аркадий заменил в бою ротного Якова Оксюза, убитого в утреннем налете петлюровцев. С Украинского фронта перешел на Западный (польский) фронт. После недолгой побывки в Арзамасе, дома, в январе 1920 года (в связи с контузией и ранением в ногу при взрыве шрапнельного снаряда в декабре 1919 года) уехал в Москву — учиться в Высшей стрелковой школе. С марта воевал на Кавказском фронте, а в октябре получил направление снова в Москву — в Высшую стрелковую школу «Выстрел», и снова ему не удалось получить полноценное военное образование: в феврале следующего года школа досрочно выпустила курсантов. Далее А. Голиков занимался отправкой маршевых рот на подавление Кронштадтского мятежа, участвовал в подавлении крестьянских восстаний на Кубани и Тамбовщине, был начальником обороны г. Моршанска (Тамбовская губерния). Примерно тогда же получил контузию головы и ранение в руку. Тем не менее в сентябре 1921 года он был назначен командиром отдельного батальона особого назначения Башкирской республики. | Весной-летом 1919 года проходил ускоренное военное обучение сначала в Москве, затем в Киеве. В августе курсанты Шестых Киевских пехотных курсов командного состава Красной Армии, в числе которых был и А. Голиков, досрочно получили удостоверения красных командиров. Из выпускников сразу сформировали Ударную бригаду для обороны Киева; Голикову, как одному из лучших, доверили стать командиром взвода. Большая часть выпускников погибла во время обороны города и отступления. Уже через несколько дней Аркадий заменил в бою ротного Якова Оксюза, убитого в утреннем налете петлюровцев. С Украинского фронта перешел на Западный (польский) фронт. После недолгой побывки в Арзамасе, дома, в январе 1920 года (в связи с контузией и ранением в ногу при взрыве шрапнельного снаряда в декабре 1919 года) уехал в Москву — учиться в Высшей стрелковой школе. С марта воевал на Кавказском фронте, а в октябре получил направление снова в Москву — в Высшую стрелковую школу «Выстрел», и снова ему не удалось получить полноценное военное образование: в феврале следующего года школа досрочно выпустила курсантов. Далее А. Голиков занимался отправкой маршевых рот на подавление Кронштадтского мятежа, участвовал в подавлении крестьянских восстаний на Кубани и Тамбовщине, был начальником обороны г. Моршанска (Тамбовская губерния). Примерно тогда же получил контузию головы и ранение в руку. Тем не менее в сентябре 1921 года он был назначен командиром отдельного батальона особого назначения Башкирской республики. | ||
В начале 1922 года Голиков был рекомендован М. Н. Тухачевским в Военную академию РККА в Москве, но снова получил боевое назначение — в Ачинский уезд Томской губернии, где принял командование батальоном 6-го Сводного отряда Сибири. Временно исполнял обязанности начальника второго боевого района в Хакасии, в котором действовал «горно-партизанский» отряд И. Н. Соловьева, местного казака, имевшего боевой опыт первой мировой войны и службы в армии Колчака. Погони за соловьевцами дорого обошлись командиру. Он заболел травматическим неврозом, на него посыпались доносы, он был обвинен в «должностных преступлениях, выразившихся в самочинных расстрелах» (Камов Б. Н. Рывок в неведомое. Москва, 1991, С. 262). В ноябре 1922 года Голиков был отпущен в шестимесячный отпуск по болезни, а через два года уволен из РККА как негодный к службе по состоянию здоровья. Однако он всегда связывал себя с Красной Армией и жалел, что не довелось ему стать крупным военачальником. Хакасский период практически не получил отражения в творчестве Гайдара. Последствия контузии и травматического невроза долго давали себя знать: в 1920-е годы он не раз ложился в психиатрические больницы, а по просьбе врача 1-й Московской психиатрической больницы начал вести дневник. Из партии он был исключен сроком на год, с правом восстановления, но этим правом так и не воспользовался. | В начале 1922 года Голиков был рекомендован М. Н. Тухачевским в Военную академию РККА в Москве, но снова получил боевое назначение — в Ачинский уезд Томской губернии, где принял командование батальоном 6-го Сводного отряда Сибири. Временно исполнял обязанности начальника второго боевого района в Хакасии, в котором действовал «горно-партизанский» отряд И. Н. Соловьева, местного казака, имевшего боевой опыт первой мировой войны и службы в армии Колчака. Погони за соловьевцами дорого обошлись командиру. Он заболел травматическим неврозом, на него посыпались доносы, он был обвинен в «должностных преступлениях, выразившихся в самочинных расстрелах» (Камов Б. Н. Рывок в неведомое. Москва, 1991, С. 262). | ||
В ноябре 1922 года Голиков был отпущен в шестимесячный отпуск по болезни, а через два года уволен из РККА как негодный к службе по состоянию здоровья. Однако он всегда связывал себя с Красной Армией и жалел, что не довелось ему стать крупным военачальником. Хакасский период практически не получил отражения в творчестве Гайдара. Последствия контузии и травматического невроза долго давали себя знать: в 1920-е годы он не раз ложился в психиатрические больницы, а по просьбе врача 1-й Московской психиатрической больницы начал вести дневник. Из партии он был исключен сроком на год, с правом восстановления, но этим правом так и не воспользовался. | |||
Во время лечения в госпитале (1921) Аркадий Голиков встретил медсестру Марию Николаевну Плаксину (Марусю), годом его младше, и женился на ней. Семья Голиковых тепло ее приняла, но из-за постоянных переездов молодого командира брак вскоре распался, сын Евгений умер, не дожив до двух лет. Контакты с бывшей женой будущий писатель поддерживал, она стала прототипом Маруси в рассказе «Голубая чашка». | Во время лечения в госпитале (1921) Аркадий Голиков встретил медсестру Марию Николаевну Плаксину (Марусю), годом его младше, и женился на ней. Семья Голиковых тепло ее приняла, но из-за постоянных переездов молодого командира брак вскоре распался, сын Евгений умер, не дожив до двух лет. Контакты с бывшей женой будущий писатель поддерживал, она стала прототипом Маруси в рассказе «Голубая чашка». | ||
В 1920 году А. П. Гайдар писал отцу с Кубани, из станицы Казачьей: «Растут события. <…> Веет отовсюду чем-то новым и хорошим, и впереди открываются такие грандиозные перспективы! Крепкой и мощной стала наша Армия <…>». Однако годы спустя писатель Гайдар заново переживал минувшее, оставляя такие записи в дневнике: | В 1920 году А. П. Гайдар писал отцу с Кубани, из станицы Казачьей: «Растут события. <…> Веет отовсюду чем-то новым и хорошим, и впереди открываются такие грандиозные перспективы! Крепкой и мощной стала наша Армия <…>». | ||
Однако годы спустя писатель Гайдар заново переживал минувшее, оставляя такие записи в дневнике: | |||
{{цитата|автор=Аркадий Гайдар|Мучает меня совесть, а о чем — точно не знаю; Очень дымное, тревожное, счастливое время — людей не помню — помню события; Снились люди, убитые мною в детстве; Будто бы я солдат не то какого-то полукаторжного легиона, не то еще кто-то.}} | |||
Летом 1924 года он возвратился в Москву. Несколько недель августа провел в Крыму, в Алупке, рядом с тяжелобольной матерью (она умерла осенью), сестрами и другими членами семьи. В ноябре вышел последний приказ — об увольнении из РККА. 1923 году он получил отказ в поступлении в Военную академию по состоянию здоровья и был зачислен в резерв армии. | Летом 1924 года он возвратился в Москву. Несколько недель августа провел в Крыму, в Алупке, рядом с тяжелобольной матерью (она умерла осенью), сестрами и другими членами семьи. В ноябре вышел последний приказ — об увольнении из РККА. 1923 году он получил отказ в поступлении в Военную академию по состоянию здоровья и был зачислен в резерв армии. | ||
Строка 50: | Строка 58: | ||
Начинающий литератор попытался обобщить свои фронтовые впечатления, передать настроения красноармейцев, мирных крестьян, при этом внутренний мир врагов, их взгляды его почти не интересовали. Военно-идеологическая тенденциозность этой повести максимальна, зато обнаружилось и писательское дарование — в ярких деталях, динамичных и точных описаниях, стремительных, интонационно выразительных диалогах. В этом произведении впервые дала себя знать тяга автора к эпическим обобщениям «большой земли» и «большой войны». | Начинающий литератор попытался обобщить свои фронтовые впечатления, передать настроения красноармейцев, мирных крестьян, при этом внутренний мир врагов, их взгляды его почти не интересовали. Военно-идеологическая тенденциозность этой повести максимальна, зато обнаружилось и писательское дарование — в ярких деталях, динамичных и точных описаниях, стремительных, интонационно выразительных диалогах. В этом произведении впервые дала себя знать тяга автора к эпическим обобщениям «большой земли» и «большой войны». | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Аркадий Гайдар"> | |||
Файл:Gajdar-Arkadij (5).jpg|Обыкновенная биография. Ч. 2: Фронт / Аркадий Гайдар, 1930 | |||
Файл:Gajdar-Arkadij.jpg|Чук и Гек / Аркадий Гайдар; рис. А. Ермолаева, 1939 | |||
Файл:Gajdar-Arkadij (4).jpg|Тимур и его команда / Арк.Гайдар; рис. А. Ермолаева, 1941 | |||
Файл:Gajdar-Arkadij (2).jpg|Р. В. С. / Аркадий Гайдар; рис. Д. Шмаринова, 1947 | |||
Файл:Gajdar-Arkadij (3).jpg|Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове / Аркадий Гайдар; рис. Ю. Рейнер | |||
</gallery></center> | |||
1 и 8 февраля 1925 года состоялась первая публикация для юных читателей — в еженедельной детской газете Ленинградского губкома РЛКСМ «Ленинские искры» (№№ 5, 6). | 1 и 8 февраля 1925 года состоялась первая публикация для юных читателей — в еженедельной детской газете Ленинградского губкома РЛКСМ «Ленинские искры» (№№ 5, 6). | ||
Строка 73: | Строка 91: | ||
С января по июнь 1931 года работал корреспондентом в радиогазете «Пролетарий» в поселке Кунцево, по заданию редакции посетил Магнитогорск, Коломну и другие промышленные центры. Начал писать повесть «Дальние страны». В феврале в издательстве «Молодая гвардия» вышел созданный для радио рассказ «Четвертый блиндаж». На Большой Кунцевской улице, где Гайдар снял комнату в небольшом деревянном доме, его посещали друзья, среди них уроженец Арзамаса и сверстник писателя, один из руководителей пионерского движения в СССР С. А. Салтанов (1904–1937, репрессирован и расстрелян), первый секретарь ЦК ВЛКСМ А. В. Косарев (1903–1939, репрессирован и расстрелян). | С января по июнь 1931 года работал корреспондентом в радиогазете «Пролетарий» в поселке Кунцево, по заданию редакции посетил Магнитогорск, Коломну и другие промышленные центры. Начал писать повесть «Дальние страны». В феврале в издательстве «Молодая гвардия» вышел созданный для радио рассказ «Четвертый блиндаж». На Большой Кунцевской улице, где Гайдар снял комнату в небольшом деревянном доме, его посещали друзья, среди них уроженец Арзамаса и сверстник писателя, один из руководителей пионерского движения в СССР С. А. Салтанов (1904–1937, репрессирован и расстрелян), первый секретарь ЦК ВЛКСМ А. В. Косарев (1903–1939, репрессирован и расстрелян). | ||
Совсем рядом снимал жилье поэт Э. Г. Багрицкий, у которого бывали [[Олеша Юрий Карлович|Ю. К. Олеша]], В. Б. Шкловский и др. Среди московских друзей Гайдара - [[Фраерман Рувим Исаевич|Р. И. Фраерман]], [[Паустовский Константин Георгиевич|К. Г. Паустовский]], [[Кассиль Лев Абрамович|Л. А. Кассиль]], редактор И. И. Халтурин. Кунцево и его окрестности (полигон «Выстрел» — вблизи села Крылатское) стали основой художественного пространства в повести для кинематографа «Тимур и его команда», рассказа «Четвертый блиндаж». Вместе с К. Г. Паустовским, Р. И. Фраерманом, И. И. Халтуриным он подолгу бывал в живописных окрестностях деревни Солотча под Рязанью, продолжая работу над новыми книгами. В это время А. П. Гайдар окончательно сложился как писатель, овладел литературным мастерством. Главными в творчестве автора остались темы Красной Армии и воспитания подрастающего поколения. Человек военного склада, Гайдар знал только два состояния страны и народа — война и мир в передышке между войнами. При этом в произведениях и на войне продолжается мирная жизнь, а после войны не утихает боевая тревога. | Совсем рядом снимал жилье поэт [[Багрицкий Эдуард Георгиевич|Э. Г. Багрицкий]], у которого бывали [[Олеша Юрий Карлович|Ю. К. Олеша]], В. Б. Шкловский и др. Среди московских друзей Гайдара - [[Фраерман Рувим Исаевич|Р. И. Фраерман]], [[Паустовский Константин Георгиевич|К. Г. Паустовский]], [[Кассиль Лев Абрамович|Л. А. Кассиль]], редактор И. И. Халтурин. Кунцево и его окрестности (полигон «Выстрел» — вблизи села Крылатское) стали основой художественного пространства в повести для кинематографа «Тимур и его команда», рассказа «Четвертый блиндаж». Вместе с К. Г. Паустовским, Р. И. Фраерманом, И. И. Халтуриным он подолгу бывал в живописных окрестностях деревни Солотча под Рязанью, продолжая работу над новыми книгами. В это время А. П. Гайдар окончательно сложился как писатель, овладел литературным мастерством. Главными в творчестве автора остались темы Красной Армии и воспитания подрастающего поколения. Человек военного склада, Гайдар знал только два состояния страны и народа — война и мир в передышке между войнами. При этом в произведениях и на войне продолжается мирная жизнь, а после войны не утихает боевая тревога. | ||
В крымском пионерлагере Артек, куда Гайдар приехал вместе с сыном в июле 1931 года, была закончена повесть «Дальние страны», отрывки из еще не оконченной книги писатель зачитывал ребятам. В 1932 году повесть вышла отдельной книгой в «Молодой гвардии». | В крымском пионерлагере Артек, куда Гайдар приехал вместе с сыном в июле 1931 года, была закончена повесть «Дальние страны», отрывки из еще не оконченной книги писатель зачитывал ребятам. В 1932 году повесть вышла отдельной книгой в «Молодой гвардии». | ||
Строка 88: | Строка 106: | ||
Файл:Konashevich-Vladimir (11).jpg|Сказка о военной тайне о мальчише-кибальчише и его твердом слове / А. Гайдар. Художник Владимир Конашевич, 1933 | Файл:Konashevich-Vladimir (11).jpg|Сказка о военной тайне о мальчише-кибальчише и его твердом слове / А. Гайдар. Художник Владимир Конашевич, 1933 | ||
Файл:Konashevich-Vladimir (1).jpg|Сказка о военной тайне о мальчише-кибальчише и его твердом слове / А. Гайдар. Художник Владимир Конашевич, 1933 | Файл:Konashevich-Vladimir (1).jpg|Сказка о военной тайне о мальчише-кибальчише и его твердом слове / А. Гайдар. Художник Владимир Конашевич, 1933 | ||
Файл:Gajdar-Arkadij86 (1).jpg|В 1933 г. «Пионерская правда» опубликовала «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» с рис. [[Радаков Алексей Александрович|А. Радакова]] | |||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
В апреле 1933 года газета «Пионерская правда» опубликовала гайдаровскую «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» с рисунками А. Радакова. Через год писатель завершил повесть «Военная тайна», включив в нее сказку о Мальчише-Кибальчише, образ которого стал отражением революционно-романтического сознания писателя, эмблемой поколения юных героев гражданской войны. И сказка, и повесть были хорошо встречены читателями-детьми, но вызвали оживленную дискуссию среди критиков. В своей речи на Первом съезде советских писателей (1934) С. Я. Маршак отметил «поэтичность и неподдельную искренность» замысла сказки, но раскритиковал «однообразно-приподнятый» стиль и условность образов. К. И. Чуковский писал: «…революционная сказка Гайдара, несмотря на то что у нее такой ценный сюжет, вся насквозь фальшива и безвкусна». (Чуковский К. И. Опять о Мюнхаузене // Литературная газета, 21.08.1934). Обсуждения на страницах журнала «Детская литература» продолжались полгода. Споры прекратились только в 1936 году, когда заведующий отделом культурно-просветительской работы ЦК ВКП(б) А. С. Щербаков указал на ненужность дальнейшей дискуссии. | В апреле 1933 года газета «Пионерская правда» опубликовала гайдаровскую «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» с рисунками А. Радакова. Через год писатель завершил повесть «Военная тайна», включив в нее сказку о Мальчише-Кибальчише, образ которого стал отражением революционно-романтического сознания писателя, эмблемой поколения юных героев гражданской войны. И сказка, и повесть были хорошо встречены читателями-детьми, но вызвали оживленную дискуссию среди критиков. В своей речи на Первом съезде советских писателей (1934) С. Я. Маршак отметил «поэтичность и неподдельную искренность» замысла сказки, но раскритиковал «однообразно-приподнятый» стиль и условность образов. [[Чуковский Корней Иванович|К. И. Чуковский]] писал: «…революционная сказка Гайдара, несмотря на то что у нее такой ценный сюжет, вся насквозь фальшива и безвкусна». (Чуковский К. И. Опять о Мюнхаузене // Литературная газета, 21.08.1934). Обсуждения на страницах журнала «Детская литература» продолжались полгода. Споры прекратились только в 1936 году, когда заведующий отделом культурно-просветительской работы ЦК ВКП(б) А. С. Щербаков указал на ненужность дальнейшей дискуссии. | ||
В мае 1934 г. вышел пятый номер журнала «Детская и юношеская литература» с фотографией на обложке — мальчики увлеченно читают «Школу». Эта обложка стала единой для всех номеров за 1933 и 1934 годы. | В мае 1934 г. вышел пятый номер журнала «Детская и юношеская литература» с фотографией на обложке — мальчики увлеченно читают «Школу». Эта обложка стала единой для всех номеров за 1933 и 1934 годы. | ||
Строка 99: | Строка 118: | ||
Рассказ А. Гайдара «Голубая чашка» вызвал острую дискуссию. Наркомат просвещения СССР и ряд родителей поставили вопрос о «нужности» подобных произведений для советских детей, на страницах «Детской литературы» развернулось долгое обсуждение. «Одни считают эту книгу отрадным явлением в детской литературе. Другие находят ее “непригодной” для детей, «недопустимой» и даже «возмутительной»», — отмечала А. Жаворонкова (журнал «Детская литература» № 5, 1937 год). Часть критиков, например, А. Дерман, защищали произведение, указывая на его успех у детей и новаторство автора. При жизни Гайдара «Голубая чашка» больше не переиздается. Такую же реакцию в обществе вызвало появление повести «Военная тайна». Постепенно, не без трудностей, творения писателя стали восприниматься как новое слово в советской детской литературе, а сам Гайдар начал осваивать новую область творчества — кинематограф. С 1936 года писатель работал в кино для детей, редактировал чужие сценарии, готовил к экранизации повесть «РВС» и рассказ «Четвертый блиндаж». | Рассказ А. Гайдара «Голубая чашка» вызвал острую дискуссию. Наркомат просвещения СССР и ряд родителей поставили вопрос о «нужности» подобных произведений для советских детей, на страницах «Детской литературы» развернулось долгое обсуждение. «Одни считают эту книгу отрадным явлением в детской литературе. Другие находят ее “непригодной” для детей, «недопустимой» и даже «возмутительной»», — отмечала А. Жаворонкова (журнал «Детская литература» № 5, 1937 год). Часть критиков, например, А. Дерман, защищали произведение, указывая на его успех у детей и новаторство автора. При жизни Гайдара «Голубая чашка» больше не переиздается. Такую же реакцию в обществе вызвало появление повести «Военная тайна». Постепенно, не без трудностей, творения писателя стали восприниматься как новое слово в советской детской литературе, а сам Гайдар начал осваивать новую область творчества — кинематограф. С 1936 года писатель работал в кино для детей, редактировал чужие сценарии, готовил к экранизации повесть «РВС» и рассказ «Четвертый блиндаж». | ||
В 1937 году работал над повестями «Судьба барабанщика» и «Бумбараш» (осталась незавершенной после выхода книги В. А. Каверина на схожий сюжет). Вышли фильмы по мотивам повестей — «Каро» (сценарий и постановка А. Ар-Артаняна и С. Тайца на основе «Школы») и «Дума про казака Голоту» (сценарий И. Савченко по мотивам «РВС»). В марте следующего года Гайдар работал над сценарием «Судьбы барабанщика», но фильм так и не был снят при его жизни. | В 1937 году работал над повестями «Судьба барабанщика» и «Бумбараш» (осталась незавершенной после выхода книги [[Каверин Вениамин Александрович|В. А. Каверина]] на схожий сюжет). Вышли фильмы по мотивам повестей — «Каро» (сценарий и постановка А. Ар-Артаняна и С. Тайца на основе «Школы») и «Дума про казака Голоту» (сценарий И. Савченко по мотивам «РВС»). В марте следующего года Гайдар работал над сценарием «Судьбы барабанщика», но фильм так и не был снят при его жизни. | ||
Летом 1938 года снял дом в подмосковном Клину, женился на дочери хозяина, Доре Матвеевне Чернышёвой, и удочерил ее дочь Женю. В том же году Союз советских писателей предоставил Гайдару, до того не имевшему своего жилья, комнату в коммунальной квартире (Москва, Большой Казенный переулок, д. 8). В декабре в подмосковной деревне Головково он написал рассказ «Телеграмма» (под названием «Чук и Гек» рассказ вышел в «Пионерской правде» в январе следующего года). | Летом 1938 года снял дом в подмосковном Клину, женился на дочери хозяина, Доре Матвеевне Чернышёвой, и удочерил ее дочь Женю. В том же году Союз советских писателей предоставил Гайдару, до того не имевшему своего жилья, комнату в коммунальной квартире (Москва, Большой Казенный переулок, д. 8). В декабре в подмосковной деревне Головково он написал рассказ «Телеграмма» (под названием «Чук и Гек» рассказ вышел в «Пионерской правде» в январе следующего года). | ||
Ни в одном произведении или выступлении Гайдар не звучало имя Сталина. Публикация в газете «Пионерская правда» первых глав повести «Судьба барабанщика» (1938), по которой автор создал и сценарий, едва не стоила ему ареста. После запрета на публикацию повести набор других гайдаровских произведений в разных издательствах был рассыпан. Спас товарища А. А. Фадеев, вписавший его имя в список из 172 писателей на представление к орденам. 31 января 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР А.П. Гайдар был награжден орденом «Знак Почета». После этого гайдаровские произведения начали выходить большими тиражами, а «Судьба барабанщика» была издана отдельной книгой. | Ни в одном произведении или выступлении Гайдар не звучало имя Сталина. Публикация в газете «Пионерская правда» первых глав повести «Судьба барабанщика» (1938), по которой автор создал и сценарий, едва не стоила ему ареста. После запрета на публикацию повести набор других гайдаровских произведений в разных издательствах был рассыпан. Спас товарища А. А. Фадеев, вписавший его имя в список из 172 писателей на представление к орденам. 31 января 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР А.П. Гайдар был награжден орденом «Знак Почета». После этого гайдаровские произведения начали выходить большими тиражами, а «Судьба барабанщика» была издана отдельной книгой. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Аркадий Гайдар"> | |||
Файл:Pamyatnik-Arkadiyu-Gajdaru.JPG|Памятник Аркадию Гайдару в Москве (ул. Шкулёва, д. 2) | |||
Файл:Timur-Gajdar.jpg|Тимур Аркадьевич Гайдар - советский и российский журналист и писатель, контр-адмирал, сын писателя Аркадия Гайдара. Фотоархив [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]] | |||
Файл:Gajdar-Arkadij-avtograf.jpg|Аркадий Гайдар / автограф | |||
Файл:Piony-Arkadij-Gajdar.jpg|Пион Аркадий Гайдар (Arkadij Gaydar) | |||
</gallery></center> | |||
В февральском номере за 1939 год «Пионера» был напечатан рассказ «Дым в лесу» — о тревоге в мирной жизни. В 1939–1941 годах Гайдар писал короткие рассказы для детей, развивая тему подготовки к войне: «Василий Крюков», «Маруся» (для сборника «К бою готовы» — материалы для оборонного вечера в школе), «Советская площадь», «Поход» (для альманаха «Детский календарь» на 1941 год), «Совесть». | В февральском номере за 1939 год «Пионера» был напечатан рассказ «Дым в лесу» — о тревоге в мирной жизни. В 1939–1941 годах Гайдар писал короткие рассказы для детей, развивая тему подготовки к войне: «Василий Крюков», «Маруся» (для сборника «К бою готовы» — материалы для оборонного вечера в школе), «Советская площадь», «Поход» (для альманаха «Детский календарь» на 1941 год), «Совесть». | ||
Строка 109: | Строка 137: | ||
В 1940 году в «Пионерской правде» вышла повесть «Тимур и его команда», а на экранах появился одноименный фильм А. Е. Разумного по сценарию писателя. Главной удачей Гайдара был фабульный прием большой детской игры, отражающей советскую жизнь. Идея создания команды ребят, добровольно помогающих старикам, больным и семьям военных, родилась за несколько лет до выхода книги. По воспоминаниям К. Г. Паустовского и Р. И. Фраермана, сам Гайдар не раз успешно организовывал соседских детей, давая им подобные поручения. В советском обществе, считал автор, мальчишеской игре в разбойников нужна альтернатива: объединение вокруг общей благой цели. Первая часть «Тимур и его команда» стала культовой книгой на многие десятилетия, а имя Тимура — нарицательным. На волне огромного успеха фильма и повести возниклотак называемое «тимуровское движение» миллионов детей (первые отряды возникли в Клину). | В 1940 году в «Пионерской правде» вышла повесть «Тимур и его команда», а на экранах появился одноименный фильм А. Е. Разумного по сценарию писателя. Главной удачей Гайдара был фабульный прием большой детской игры, отражающей советскую жизнь. Идея создания команды ребят, добровольно помогающих старикам, больным и семьям военных, родилась за несколько лет до выхода книги. По воспоминаниям К. Г. Паустовского и Р. И. Фраермана, сам Гайдар не раз успешно организовывал соседских детей, давая им подобные поручения. В советском обществе, считал автор, мальчишеской игре в разбойников нужна альтернатива: объединение вокруг общей благой цели. Первая часть «Тимур и его команда» стала культовой книгой на многие десятилетия, а имя Тимура — нарицательным. На волне огромного успеха фильма и повести возниклотак называемое «тимуровское движение» миллионов детей (первые отряды возникли в Клину). | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Аркадий Гайдар"> | |||
Файл:Timur-i-ego-komanda (4).jpg|Тимур и его команда : [эскиз к диафильму] / А. Гайдар ; худож. Герман Мазурин | |||
Файл:Timur-i-ego-komanda (1).jpg|Тимур и его команда : [эскиз к диафильму] / А. Гайдар ; худож. Герман Мазурин | |||
Файл:Timur-i-ego-komanda (2).jpg|Тимур и его команда : [эскиз к диафильму] / А. Гайдар ; худож. Герман Мазурин | |||
Файл:Timur-i-ego-komanda (3).jpg|Тимур и его команда : [эскиз к диафильму] / А. Гайдар ; худож. Герман Мазурин | |||
</gallery></center> | |||
Развивая успех «Тимура и его команды», Гайдар написал продолжение под названием «Комендант снежной крепости» и его киносценарный вариант (1941). Детская игра в оборону крепости развернулась на фоне советско-финской войны, а идеалом взрослого был представлен капитан Максимов. Третья часть, повесть «Клятва Тимура», была завершена в первые месяцы войны. | Развивая успех «Тимура и его команды», Гайдар написал продолжение под названием «Комендант снежной крепости» и его киносценарный вариант (1941). Детская игра в оборону крепости развернулась на фоне советско-финской войны, а идеалом взрослого был представлен капитан Максимов. Третья часть, повесть «Клятва Тимура», была завершена в первые месяцы войны. | ||
Строка 152: | Строка 189: | ||
**Т. 4: Обыкновенная биография в необыкновенное время ; В дни поражений и побед ; На графских развалинах ; Неоконченные произведения ; Фельетоны и очерки ; Из писем и дневников. — 1972. — 590 с. : ил. | **Т. 4: Обыкновенная биография в необыкновенное время ; В дни поражений и побед ; На графских развалинах ; Неоконченные произведения ; Фельетоны и очерки ; Из писем и дневников. — 1972. — 590 с. : ил. | ||
*А. П. Гайдар. Собрание сочинений : в 4-х т. / А. П. Гайдар ; сост. Б. Камов ; ред. кол. А. Л. Барто и др. ; худож. А. Веркау. — Москва : Детская литература. | *А. П. Гайдар. Собрание сочинений : в 4-х т. / А. П. Гайдар ; сост. Б. Камов ; ред. кол. [[Барто Агния Львовна|А. Л. Барто]] и др. ; худож. А. Веркау. — Москва : Детская литература. | ||
**Т. 1: Повести. Рассказы. — 1979. — 382 с. : ил., 1 л. портр. | **Т. 1: Повести. Рассказы. — 1979. — 382 с. : ил., 1 л. портр. | ||
**Т. 2: — 1980. — 558 с.: ил. | **Т. 2: — 1980. — 558 с.: ил. | ||
Строка 194: | Строка 231: | ||
*Гайдар, А. П. Мои товарищи : [рассказы] / Аркадий Гайдар ; ил.: А. Ермолаев. — [Москва] : Молодая гвардия, 1932. — 159 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Гайдар, А. П. Мои товарищи : [рассказы] / Аркадий Гайдар ; ил.: А. Ермолаев. — [Москва] : Молодая гвардия, 1932. — 159 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
*Гайдар, А. П. Дальние страны / повесть А. Гайдара ; [рис. Л. А. Бруни]. — 2-е изд. — Москва : Молодая гвардия, 1933. — 95 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ]. | *Гайдар, А. П. Дальние страны / повесть А. Гайдара ; [рис. Л. А. Бруни]. — 2-е изд. — Москва : Молодая гвардия, 1933. — 95 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]]]. | ||
*Гайдар, А. П. Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове / Арк. Гайдар ; рисунки В. М. Конашевича. — Москва ; Ленинград : Молодая гвардия, 1933. — 18 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ]. | *Гайдар, А. П. Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове / Арк. Гайдар ; рисунки В. М. Конашевича. — Москва ; Ленинград : Молодая гвардия, 1933. — 18 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ]. | ||
Строка 326: | Строка 363: | ||
*Гайдар, А. П. Военная тайна : повести и рассказы / А. П. Гайдар ; сост. и послесл. Т. А. Гайдара ; худож. В. Л. Гальдяев. — Москва : Правда, 1990. — 462 с. : ил. | *Гайдар, А. П. Военная тайна : повести и рассказы / А. П. Гайдар ; сост. и послесл. Т. А. Гайдара ; худож. В. Л. Гальдяев. — Москва : Правда, 1990. — 462 с. : ил. | ||
*Гайдар, А. П. Чук и Гек / А. П. Гайдар ; худож. Е. Двоскина. — Москва : ТОО «ПИОНЕР», 1994. — 95 с. : ил. | *Гайдар, А. П. Чук и Гек / А. П. Гайдар ; худож. [[Двоскина Евгения Григорьевна|Е. Двоскина]]. — Москва : ТОО «ПИОНЕР», 1994. — 95 с. : ил. | ||
*Гайдар, А. П. Тимур и его команда : рассказы и повести / А. П. Гайдар ; худож. Д. Дубинский, Г. Мазурин. — Москва : Оникс, 1999. — 399 с. : ил. — (Золотая библиотека). | *Гайдар, А. П. Тимур и его команда : рассказы и повести / А. П. Гайдар ; худож. Д. Дубинский, Г. Мазурин. — Москва : Оникс, 1999. — 399 с. : ил. — (Золотая библиотека). | ||
Строка 376: | Строка 413: | ||
*Гайдар, А. П. Лучшие рассказы для детей / Аркадий Гайдар ; иллюстрации Анны Власовой. — Москва : Эксмо, 2021. — 136 с. : ил. — ([Лучшие книги для маленьких читателей] #эксмодетство). | *Гайдар, А. П. Лучшие рассказы для детей / Аркадий Гайдар ; иллюстрации Анны Власовой. — Москва : Эксмо, 2021. — 136 с. : ил. — ([Лучшие книги для маленьких читателей] #эксмодетство). | ||
==Аркадий Гайдар / Книги в | ==Аркадий Гайдар / Книги в НЭБ.Дети== | ||
*Гайдар, А. П. РВС : повесть / Аркадий Голиков ; рис. А. Пахомова. — Текст : электронный. — Москва, 1926 (Москва : РГДБ, 2012). — 60 с. : ил. | *Гайдар, А. П. РВС : повесть / Аркадий Голиков ; рис. А. Пахомова. — Текст : электронный. — Москва, 1926 (Москва : РГДБ, 2012). — 60 с. : ил. | ||
Строка 468: | Строка 505: | ||
*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/47966#page/0/mode/2up Гайдар, А. П. Тимур и его команда :] [диафильм] : ч. 2 / А. Гайдар ; худож. Г. Мазурин ; [сцен. Т. Семибратовой ; ред. В. Кузнецова ; худож. ред. Л. Усайтис. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1966. — 1 дф. (52 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ. | *[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/47966#page/0/mode/2up Гайдар, А. П. Тимур и его команда :] [диафильм] : ч. 2 / А. Гайдар ; худож. Г. Мазурин ; [сцен. Т. Семибратовой ; ред. В. Кузнецова ; худож. ред. Л. Усайтис. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1966. — 1 дф. (52 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ. | ||
*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/47610#page/0/mode/2up Гайдар, А. П. Четвертый блиндаж :] [диафильм] : по рассказу А. Гайдара / А. Гайдар ; худож. Ф. Лемкуль и Н. Петров ; ред. Е. Кавтиашвили ; худож. ред. А. Морозов. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1955 (Москва : РГДБ, 2020). — 1 дф. (47 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ. | *[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/47610#page/0/mode/2up Гайдар, А. П. Четвертый блиндаж :] [диафильм] : по рассказу А. Гайдара / А. Гайдар ; худож. [[Лемкуль Фёдор Викторович|Ф. Лемкуль]] и Н. Петров ; ред. Е. Кавтиашвили ; худож. ред. А. Морозов. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1955 (Москва : РГДБ, 2020). — 1 дф. (47 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ. | ||
==О жизни и творчестве== | ==О жизни и творчестве== | ||
Строка 530: | Строка 567: | ||
*Останин, С. В. От Голикова к Гайдару / С. В. Останин. — Кунгур : б/м, 2007. — 80 с. | *Останин, С. В. От Голикова к Гайдару / С. В. Останин. — Кунгур : б/м, 2007. — 80 с. | ||
*Панова, Е. П. Мифопоэтические традиции в детской литературе XX века: (А. Гайдар, К. Паустовский, Н. Сладков, Ю. Коваль) : монография / Е. П. Панова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Волгоградский гос. технический ун-т. — Волгоград : ВолгГТУ, 2010. — 158 с. : табл. | *Панова, Е. П. Мифопоэтические традиции в детской литературе XX века: (А. Гайдар, К. Паустовский, [[Сладков Николай Иванович|Н. Сладков]], [[Коваль Юрий Иосифович|Ю. Коваль]]) : монография / Е. П. Панова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Волгоградский гос. технический ун-т. — Волгоград : ВолгГТУ, 2010. — 158 с. : табл. | ||
*Перечитывая Гайдара сегодня... : сборник статей / Сост. А. В. Ситиленкова, Т. В. Рудишина, Л. Н. Муравьева. — Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 320 с. | *Перечитывая Гайдара сегодня... : сборник статей / Сост. А. В. Ситиленкова, Т. В. Рудишина, Л. Н. Муравьева. — Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 320 с. | ||
Строка 552: | Строка 589: | ||
*Баруздин, С. Так я его понимаю / С. Баруздин // Детская литература. — 1977. — № 2. — С. 55. | *Баруздин, С. Так я его понимаю / С. Баруздин // Детская литература. — 1977. — № 2. — С. 55. | ||
*Бегак, Б. Сила смеха — сила человечности : о юморе Аркадия Гайдара / Б. Бегак // Детская литература. — 1976. — № 5. — С. 19–23. | *Бегак, Б. Сила смеха — сила человечности : о юморе Аркадия Гайдара / [[Бегак Борис Александрович|Б. Бегак]] // Детская литература. — 1976. — № 5. — С. 19–23. | ||
*Волынский, Г. Тридцать лет спустя / Г. Волынский // Детская литература. — 1966. — № 10. — С. 42. | *Волынский, Г. Тридцать лет спустя / Г. Волынский // Детская литература. — 1966. — № 10. — С. 42. | ||
Строка 588: | Строка 625: | ||
*Михайлова, Е. Чтобы, умирая, воплотиться… / Е. Михайлов // Детская литература. — 1966. — № 4. — С. 60–61. | *Михайлова, Е. Чтобы, умирая, воплотиться… / Е. Михайлов // Детская литература. — 1966. — № 4. — С. 60–61. | ||
*Мотяшов, И. «Цена слова — жизнь» / И. Мотяшов // Повести / А. П. Гайдар. — Москва, 1974. — С. 343–349. | *Мотяшов, И. «Цена слова — жизнь» / [[Мотяшов Игорь Павлович|И. Мотяшов]] // Повести / А. П. Гайдар. — Москва, 1974. — С. 343–349. | ||
*Никитин, А. Дорогою поисков / А. Никитин // Лесные братья : ранние приключ. повести / А. Гайдар. — Москва, 1987. — С. 399–429. | *Никитин, А. Дорогою поисков / А. Никитин // Лесные братья : ранние приключ. повести / А. Гайдар. — Москва, 1987. — С. 399–429. | ||
Строка 602: | Строка 639: | ||
*Сердюкова, Н. Хранящим память : история одной переписки / Н. Сердюкова // Детская литература. — 1966. — № 10. — С. 33–34. | *Сердюкова, Н. Хранящим память : история одной переписки / Н. Сердюкова // Детская литература. — 1966. — № 10. — С. 33–34. | ||
*Сивоконь, С. Аркадий Голиков учится воевать… / С. Сивоконь // Семья и школа. — 1988. — № 2. — С. 52. | *Сивоконь, С. Аркадий Голиков учится воевать… / [[Сивоконь Сергей Иванович|С. Сивоконь]] // Семья и школа. — 1988. — № 2. — С. 52. | ||
*Сивоконь, С. И. В литературе — как в бою : Аркадий Гайдар // Уроки детских классиков : очерки / С. И. Сивоконь. — Москва : Детская литература, 1990. — С. 176–212. | *Сивоконь, С. И. В литературе — как в бою : Аркадий Гайдар // Уроки детских классиков : очерки / С. И. Сивоконь. — Москва : Детская литература, 1990. — С. 176–212. | ||
Строка 623: | Строка 660: | ||
*Чудакова, М. Про Тимура, козу Нюрку и многих других / М. Чудакова // Читайка. — 2006. — № 8. — С. 27. | *Чудакова, М. Про Тимура, козу Нюрку и многих других / М. Чудакова // Читайка. — 2006. — № 8. — С. 27. | ||
==Аркадий Гайдар / Экранизации== | ==Аркадий Гайдар / Экранизации== | ||
Строка 700: | Строка 729: | ||
*Дом А. П. Гайдара. — г. Екатеринбург, набережная Рабочей Молодёжи, д. 23. | *Дом А. П. Гайдара. — г. Екатеринбург, набережная Рабочей Молодёжи, д. 23. | ||
* | *Дом-музей А. П. Гайдара. — Текст : электронный // Музейно-туристический центр г. Клин : сайт. | ||
* | *Литературно-мемориальный музей А. П. Гайдара в Арзамасе : сайт. | ||
* | *Мемориальный музей А. П. Гайдара [в Льгове]. — Текст : электронный // Курский областной краеведческий музей : сайт. | ||
*Могила А. П. Гайдара. — Украина, Черкасская область, г. Канев, Днепровская гора. | *Могила А. П. Гайдара. — Украина, Черкасская область, г. Канев, Днепровская гора. | ||
Строка 719: | Строка 748: | ||
*Памятник Мальчишу-Кибальчишу в Москве, перед зданием Городского дворца творчества детей и юношества на Воробьёвых (Ленинских) горах. Скульптор В. К. Фролов, архитектор В. С. Кубасов. Установлен в 1972 году. | *Памятник Мальчишу-Кибальчишу в Москве, перед зданием Городского дворца творчества детей и юношества на Воробьёвых (Ленинских) горах. Скульптор В. К. Фролов, архитектор В. С. Кубасов. Установлен в 1972 году. | ||
==См. также== | |||
*[[Астафьев Виктор Петрович]] | |||
*[[Бажов Павел Петрович]] | |||
*[[Берггольц Ольга Федоровна]] | |||
*[[Богомолов Владимир Осипович]] | |||
*[[Губарев Виталий Георгиевич]] | |||
*[[Железников Владимир Карпович]] | |||
*[[Каверин Вениамин Александрович]] | |||
*[[Носов Евгений Иванович]] | |||
*[[Полевой Борис Николаевич]] | |||
*[[Рыбаков Анатолий Наумович]] | |||
*[[Самойлов Давид Самуилович]] | |||
[[Category:Писатели]] | [[Category:Писатели]] |