Фраерман Рувим Исаевич: различия между версиями

 
(не показано 12 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{#seo:
|title=Фраерман Рувим Исаевич — ПроДетЛит
|title_mode=replace
|keywords=Фраерман, Рувим Исаевич, ПроДетЛит, prodetlit
|description=Рувим Исаевич Фраерман — советский детский писатель, журналист, военный корреспондент. Биография, библиография, иллюстрации, фотографии.
|image=Fraerman_(1).jpg
|image_alt=Рувим Фраерман
}}
{{Шаблон:Писатель2
{{Шаблон:Писатель2
|ФИО                          = Рувим Фраерман
|ФИО                          = Рувим Фраерман
Строка 33: Строка 41:
Еще до похода Фраерман редактировал штабную газету «Красный клич». После похода он работал в сибирских газетах «Ленский коммунар», «Советская Сибирь» (ее главный редактор Емельян Ярославцев во многом повлиял на становление писателя). Отправившись в Москву на Съезд журналистов, Ярославцев и Фраерман расстались с Якутией. Московские впечатления тех лет отразились в незавершенной повести «Раздумье».  
Еще до похода Фраерман редактировал штабную газету «Красный клич». После похода он работал в сибирских газетах «Ленский коммунар», «Советская Сибирь» (ее главный редактор Емельян Ярославцев во многом повлиял на становление писателя). Отправившись в Москву на Съезд журналистов, Ярославцев и Фраерман расстались с Якутией. Московские впечатления тех лет отразились в незавершенной повести «Раздумье».  


В 1922 году Р. И. Фраерман, корреспондент РОСТА, был командирован в Батуми. В 1922–1923 гг. состоялось знакомство с К. Г. Паустовским, редактором батумской газеты «Маяк». Начинающие литераторы подружились. Именно Паустовскому Фраерман решился прочесть наброски своей первой дальневосточной повести (черновики потом лягут в основу повестей «Огневка» и «Васька-гиляк»). Весной 1923 года Фраермана отозвали в Москву, а осенью того же года журналист «перетянул» в РОСТА и Паустовского.
В 1922 году Р. И. Фраерман, корреспондент РОСТА, был командирован в Батуми. В 1922–1923 гг. состоялось знакомство с [[Паустовский Константин Георгиевич|К. Г. Паустовским]], редактором батумской газеты «Маяк». Начинающие литераторы подружились. Именно Паустовскому Фраерман решился прочесть наброски своей первой дальневосточной повести (черновики потом лягут в основу повестей «Огневка» и «Васька-гиляк»). Весной 1923 года Фраермана отозвали в Москву, а осенью того же года журналист «перетянул» в РОСТА и Паустовского.
В 1926 году, перейдя в газету «Беднота», помимо заметок, отчетов, репортажей, пишет вместе с Г. Устиновым сатирико-приключенческий роман с продолжением «Мухогорская любовь, или Американская подметка», очерки и бытовые сценки в духе русского физиологического очерка. Много ездит по европейской части России, по Украине, Кавказу, туристом побывал в Италии. Итогом работы газетчика стали очерк «С советским паспортом за границей» (1926) и книга очерков «22 на 36: письма об МТС» (1931).  
В 1926 году, перейдя в газету «Беднота», помимо заметок, отчетов, репортажей, пишет вместе с Г. Устиновым сатирико-приключенческий роман с продолжением «Мухогорская любовь, или Американская подметка», очерки и бытовые сценки в духе русского физиологического очерка. Много ездит по европейской части России, по Украине, Кавказу, туристом побывал в Италии. Итогом работы газетчика стали очерк «С советским паспортом за границей» (1926) и книга очерков «22 на 36: письма об МТС» (1931).  
Дебютом Фраермана как беллетриста стала публикация в журнале «Сибирские огни» повести «Огневка» (1924). Главный герой – бедный и бесправный гиляк (нивх) Васька – становится у красных отличным разведчиком и стрелком, участвует в установлении советской власти в Николаевске. За повестью последовали рассказы «На мысу» (1925), «Соболя» (1926). В этих произведениях заметен переход от фиксирования впечатлений к художественным обобщениям. В 1920-х годах в сибирской периодике выходят стихи и поэмы «Сибирь» и «На рассвете». В ранней повести «Буран» (1926) и рассказе «Сквозь белый ветер» (1931) запечатлена панорама военно-революционного Николаевска-на-Амуре. Неоднозначным было отношение автора к революции: «Буран» полон картин лютой жестокости.  
Дебютом Фраермана как беллетриста стала публикация в журнале «Сибирские огни» повести «Огневка» (1924). Главный герой – бедный и бесправный гиляк (нивх) Васька – становится у красных отличным разведчиком и стрелком, участвует в установлении советской власти в Николаевске. За повестью последовали рассказы «На мысу» (1925), «Соболя» (1926). В этих произведениях заметен переход от фиксирования впечатлений к художественным обобщениям. В 1920-х годах в сибирской периодике выходят стихи и поэмы «Сибирь» и «На рассвете». В ранней повести «Буран» (1926) и рассказе «Сквозь белый ветер» (1931) запечатлена панорама военно-революционного Николаевска-на-Амуре. Неоднозначным было отношение автора к революции: «Буран» полон картин лютой жестокости.  
Строка 62: Строка 70:
С 1932 года семьи Фраерманов и Паустовских, дружившие между собой, подолгу жили в рязанской деревне Солотча, в бревенчатом доме, когда-то принадлежавшем граверу и художнику И. П. Пожалостину. Туда часто приезжали [[Гайдар Аркадий Петрович|А. П. Гайдар]], В. С. Гроссман, А. П. Платонов, К. М. Симонов, А. А. Фадеев и др., там возник литературный кружок «Конотоп». В Солотче Рувим Фраерман написал несколько рассказов, сказки. Над пьесой «Волшебное существо» он работал в соавторстве с Платоновым.  
С 1932 года семьи Фраерманов и Паустовских, дружившие между собой, подолгу жили в рязанской деревне Солотча, в бревенчатом доме, когда-то принадлежавшем граверу и художнику И. П. Пожалостину. Туда часто приезжали [[Гайдар Аркадий Петрович|А. П. Гайдар]], В. С. Гроссман, А. П. Платонов, К. М. Симонов, А. А. Фадеев и др., там возник литературный кружок «Конотоп». В Солотче Рувим Фраерман написал несколько рассказов, сказки. Над пьесой «Волшебное существо» он работал в соавторстве с Платоновым.  


В Солотче была написана и повесть «Дикая собака Динго, или Повесть о перовой любви». Прототип Фильки, друга главной героини, был найден автором еще в 1920 году, во время похода по тайге. После выхода произведения в журнале «Красная новь» (1939, №7) в печати началась бурная дискуссия. Одни критики обвиняли автора в руссоистском призыве вернуться к первобытной природе, другие подчеркивали, что в книге изображено «утро человеческой жизни», «люди, еще не утратившие утренней свежести, непосредственности». Борис Полевой на 2-м Всесоюзном съезде писателей взял под защиту «повесть о юношеской любви, целомудренную, взволнованную, цельную». От прежних «дальневосточных» повестей «Дикая собака Динго...» отличается тем, что спокойному взгляду «естественного» человека (эвенкийского мальчика Фильки) противопоставлено смятенное сознание юной Тани Сабанеевой. Изобразив благополучное советское общество, автор заявил о неизбежных при любом строе конфликтах: это и трудности расставания с детством, и терзания первой любви, и разбившиеся семьи, и противоборство людей со стихией.
В Солотче была написана и повесть «Дикая собака Динго, или Повесть о перовой любви». Прототип Фильки, друга главной героини, был найден автором еще в 1920 году, во время похода по тайге. После выхода произведения в журнале «Красная новь» (1939, №7) в печати началась бурная дискуссия. Одни критики обвиняли автора в руссоистском призыве вернуться к первобытной природе, другие подчеркивали, что в книге изображено «утро человеческой жизни», «люди, еще не утратившие утренней свежести, непосредственности». [[Полевой Борис Николаевич|Борис Полевой]] на 2-м Всесоюзном съезде писателей взял под защиту «повесть о юношеской любви, целомудренную, взволнованную, цельную». От прежних «дальневосточных» повестей «Дикая собака Динго...» отличается тем, что спокойному взгляду «естественного» человека (эвенкийского мальчика Фильки) противопоставлено смятенное сознание юной Тани Сабанеевой. Изобразив благополучное советское общество, автор заявил о неизбежных при любом строе конфликтах: это и трудности расставания с детством, и терзания первой любви, и разбившиеся семьи, и противоборство людей со стихией.


«Дикая собака Динго…» впоследствии неоднократно переиздавалась и стала самым известным произведением автора. В 1962 году режиссером Ю. Карасиком был снят одноименный фильм, а в 1968 году художник Р. Столяров создал диафильм в 2-х частях.
«Дикая собака Динго…» впоследствии неоднократно переиздавалась и стала самым известным произведением автора. В 1962 году режиссером Ю. Карасиком был снят одноименный фильм, а в 1968 году художник Р. Столяров создал диафильм в 2-х частях.
Строка 96: Строка 104:


27 марта 1972 года Р. И. Фраерман скончался в Москве, был похоронен на Пятницком кладбище.
27 марта 1972 года Р. И. Фраерман скончался в Москве, был похоронен на Пятницком кладбище.
{{#ev:youtube|https://youtu.be/VyxJvJpp6ME|500|center|<p style="text-align: center;">Рувим Фраерман / Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви</p> |frame}}


==Рувим Фраерман / Книги==
==Рувим Фраерман / Книги==
Строка 128: Строка 131:
*Фраерман Р. И Дикая собака Динго, или повесть о первой любви / [предислов. К. Паустовского] ; худож. С. Монахов. — Москва : Детская литература, 2017. — 223 с. : ил. — (Школьная библиотека).
*Фраерман Р. И Дикая собака Динго, или повесть о первой любви / [предислов. К. Паустовского] ; худож. С. Монахов. — Москва : Детская литература, 2017. — 223 с. : ил. — (Школьная библиотека).
*Фраерман Р. И Дикая собака динго : повесть о первой любви. — Москва ; Санкт-Петербург : Пальмира : [[РИПОЛ классик]], 2019. — 141 с.
*Фраерман Р. И Дикая собака динго : повесть о первой любви. — Москва ; Санкт-Петербург : Пальмира : [[РИПОЛ классик]], 2019. — 141 с.
*Фраерман Р. И Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви : повесть. — Москва : Омега, 2020. — 174 с. — [Хранится в РГБ].
*Фраерман Р. И Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви : повесть. — Москва : [[Омега (издательство)|Омега]], 2020. — 174 с. — [Хранится в РГБ].
*Фраерман Р.И. Золотой Василек : роман / худож. В. Ладягин. – Москва : Детгиз, 1963. — 288 с.
*Фраерман Р.И. Золотой Василек : роман / худож. В. Ладягин. – Москва : Детгиз, 1963. — 288 с.
*Фраерман Р. И. Жизнь и необыкновенные приключения капитан-лейтенанта Головнина, путешественника и мореходца / Фраерман Р. И., Зайкин П. — Москва : Воен. изд-во, 1946–1948. — [Хранится в РГБ].
*Фраерман Р. И. Жизнь и необыкновенные приключения капитан-лейтенанта Головнина, путешественника и мореходца / Фраерман Р. И., Зайкин П. — Москва : Воен. изд-во, 1946–1948. — [Хранится в РГБ].
Строка 148: Строка 151:
*Фраерман Р.И. Шпион : повесть / худож. Р. Гершаник. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1937. — 94 с. — [Хранится в РГБ].
*Фраерман Р.И. Шпион : повесть / худож. Р. Гершаник. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1937. — 94 с. — [Хранится в РГБ].


==Рувим Фраерман / Книги в Национальной электронной детской библиотеке==
==Рувим Фраерман / Книги в НЭБ.Дети==


*Фраерман Р. И. Соболя / рис. А. Сурикова. — Москва : Детиздат, 1935. — 112 с.  
*Фраерман Р. И. Соболя / рис. А. Сурикова. — Москва : Детиздат, 1935. — 112 с.  
Строка 202: Строка 205:
*Арзамасцева И.Н. Фраерман Рувим Исаевич // Русские писатели, XX век. Биографический словарь / Сост. И. О. Шайтанов. — М., Просвещение, 2009. — С. 552–554.
*Арзамасцева И.Н. Фраерман Рувим Исаевич // Русские писатели, XX век. Биографический словарь / Сост. И. О. Шайтанов. — М., Просвещение, 2009. — С. 552–554.
*Смекалов Г. Сахалинские мотивы в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» // Духовно-нравственное воспитание. 2015. № 1. – С. 63–69.
*Смекалов Г. Сахалинские мотивы в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» // Духовно-нравственное воспитание. 2015. № 1. – С. 63–69.
*Майофис М. Как читать «Дикую собаку Динго» [Текст] // Arzamas, 9 июня 2017. https://arzamas.academy/mag/437-dingo
*Майофис М. Как читать «Дикую собаку Динго» [Текст] // Arzamas, 9 июня 2017.
*Семенова Н. В. Трансформация «Повести о Дикой собаке Динго» Рувима Фраермана: от семейной драмы к ностальгии // Русская литература: проблемы, феномены, константы. Коллективная монография – Вроцлав, Санкт-Петербург, Краков, 2018. – С. 167–177.
*Семенова Н. В. Трансформация «Повести о Дикой собаке Динго» Рувима Фраермана: от семейной драмы к ностальгии // Русская литература: проблемы, феномены, константы. Коллективная монография – Вроцлав, Санкт-Петербург, Краков, 2018. – С. 167–177.
*Боева Г. Н. Две «Первые любви»: Тургенев и Фраерман // «Воронежский текст» русской культуры: детская литература и (не)детское чтение. Сборник научных статей. Сер. «Воронежский текст» — Воронежский государственный университет. Воронеж, 2019. — С. 95–102.
*Боева Г. Н. Две «Первые любви»: Тургенев и Фраерман // «Воронежский текст» русской культуры: детская литература и (не)детское чтение. Сборник научных статей. Сер. «Воронежский текст» — Воронежский государственный университет. Воронеж, 2019. — С. 95–102.
Строка 210: Строка 213:
*Дикая собака Динго. Художественный фильм по мотивам повести Р.И. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Реж. Юлий Карасик. СССР, 1962.
*Дикая собака Динго. Художественный фильм по мотивам повести Р.И. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Реж. Юлий Карасик. СССР, 1962.


==См. также==
*[[Гайдар Аркадий Петрович]]
*[[Куприн Александр Иванович]]
*[[Погодин Радий Петрович]]
*[[Олеша Юрий Карлович]]
[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]