Баруздин Сергей Алексеевич: различия между версиями

Строка 54: Строка 54:
С. А. Баруздин известен в большей степени как детский писатель, но сам он никогда не разделял свои произведения на детские и взрослые. «Судьбы их часто складывались так, что будущая сугубо «детская» книга сначала публиковалась в «сугубо» взрослом журнале. В 1984–1985 годах в издательстве «Детская литература» вышло Собрание сочинений детского Баруздина в трех томах, но многое из того, что вошло в него, публиковалось во взрослых изданиях. И, наоборот, в двухтомнике прозы «Избранное» (издательство «Художественная литература, 1977) есть немало вещей, издававшихся для детей», — вспоминал писатель.
С. А. Баруздин известен в большей степени как детский писатель, но сам он никогда не разделял свои произведения на детские и взрослые. «Судьбы их часто складывались так, что будущая сугубо «детская» книга сначала публиковалась в «сугубо» взрослом журнале. В 1984–1985 годах в издательстве «Детская литература» вышло Собрание сочинений детского Баруздина в трех томах, но многое из того, что вошло в него, публиковалось во взрослых изданиях. И, наоборот, в двухтомнике прозы «Избранное» (издательство «Художественная литература, 1977) есть немало вещей, издававшихся для детей», — вспоминал писатель.


В 1950 году вышли первая отдельно изданная книга стихов С. Баруздина для детей «Кто построил этот дом» и сборник стихов «Флажок» (в соавторстве с А. Г. Алексиным). За ними последовал сборник рассказов «Про Светлану» (1951). В 1955 году был опубликован сборник стихов «Кто сегодня учится», в 1957 году С. Баруздиным были изданы книга для малышей «Шаг за шагом» и повесть «Ласточкин младший и Ласточкин старший».
В 1950 году вышли первая отдельно изданная книга стихов С. Баруздина для детей «Кто построил этот дом» и сборник стихов «Флажок» (в соавторстве с [[Алексин Анатолий Георгиевич|А. Г. Алексиным]]). За ними последовал сборник рассказов «Про Светлану» (1951). В 1955 году был опубликован сборник стихов «Кто сегодня учится», в 1957 году С. Баруздиным были изданы книга для малышей «Шаг за шагом» и повесть «Ласточкин младший и Ласточкин старший».


Поэтическая «Сказка о трамвае» (1956) повествует о трамвае, как о живом существе. Он просыпается, моет стеклянные глаза, торопится на работу. Обладающий «железным характером», трамвай меняется вместе с жизнью. В «Сказке о Лесном царе и Пионерском царстве» (1972) волшебные мотивы переплетены с реалиями современной жизни. Ее герои — не только сказочные существа, но и октябрята и пионеры, вожатые и другие сотрудники пионерского лагеря. Библиотекарь Олишка знакомит ребят с необычным Книжным царством, которое «называется скучным словом …«библиотека». Но нет на свете большего моря, чем море Книжное. В нем — миллионы, миллиарды, триллионы книг, из моря текут тысячи рек, больших и малых, тысячи ручейков. И вот один из этих ручейков Книжного моря притек сюда к нам. Смотрите, что он вам принес, смотрите, выбирайте и читайте!». Не только мальчишек и девчонок, но и самого Лесного царя увлекает ее поэтический рассказ о книгах: «Это — ваши друзья-товарищи, что живут рядом с вами. Это смех, если вам хочется посмеяться, это грусть, если вам хочется погрустить, это мысль, ум, если вам хочется подумать». (Сам автор сказки каждый месяц вел на телевидении передачу «Книжная лавка», рассказывая о книжных новинках.) Как и все произведения С. А. Баруздина, его сказки обладают нравственно-этической направленностью. Автор без назидательности учил детей не бояться трудностей, уметь признавать свои недостатки, трудиться для блага общества. К жанру сказки на протяжении всей своей творческой жизни он обращался неоднократно — вышли сборник сказок «Почему рыбы молчат» (1983), сказка-путешествие «Как мы на ракете летали» (1963), повесть-сказка «Бегемот на ферме» (1986), сборник коротких сказок «Чучело гороховое» (1988).
Поэтическая «Сказка о трамвае» (1956) повествует о трамвае, как о живом существе. Он просыпается, моет стеклянные глаза, торопится на работу. Обладающий «железным характером», трамвай меняется вместе с жизнью. В «Сказке о Лесном царе и Пионерском царстве» (1972) волшебные мотивы переплетены с реалиями современной жизни. Ее герои — не только сказочные существа, но и октябрята и пионеры, вожатые и другие сотрудники пионерского лагеря. Библиотекарь Олишка знакомит ребят с необычным Книжным царством, которое «называется скучным словом …«библиотека». Но нет на свете большего моря, чем море Книжное. В нем — миллионы, миллиарды, триллионы книг, из моря текут тысячи рек, больших и малых, тысячи ручейков. И вот один из этих ручейков Книжного моря притек сюда к нам. Смотрите, что он вам принес, смотрите, выбирайте и читайте!». Не только мальчишек и девчонок, но и самого Лесного царя увлекает ее поэтический рассказ о книгах: «Это — ваши друзья-товарищи, что живут рядом с вами. Это смех, если вам хочется посмеяться, это грусть, если вам хочется погрустить, это мысль, ум, если вам хочется подумать». (Сам автор сказки каждый месяц вел на телевидении передачу «Книжная лавка», рассказывая о книжных новинках.) Как и все произведения С. А. Баруздина, его сказки обладают нравственно-этической направленностью. Автор без назидательности учил детей не бояться трудностей, уметь признавать свои недостатки, трудиться для блага общества. К жанру сказки на протяжении всей своей творческой жизни он обращался неоднократно — вышли сборник сказок «Почему рыбы молчат» (1983), сказка-путешествие «Как мы на ракете летали» (1963), повесть-сказка «Бегемот на ферме» (1986), сборник коротких сказок «Чучело гороховое» (1988).