Свирский Алексей Иванович: различия между версиями

Строка 61: Строка 61:
«Рыжик» стал самым известным произведением А. И. Свирского. Книга многократно переиздавалась, печатается и в наши дни. Была экранизирована (1960, режиссёр И. А. Фрэз), стала основой радиопостановки «Санька-Рыжик» (М. А. Ульянов, К. М. Румянова, Т. Ю. Шатилова, А. И. Баранцев, 1971).
«Рыжик» стал самым известным произведением А. И. Свирского. Книга многократно переиздавалась, печатается и в наши дни. Была экранизирована (1960, режиссёр И. А. Фрэз), стала основой радиопостановки «Санька-Рыжик» (М. А. Ульянов, К. М. Румянова, Т. Ю. Шатилова, А. И. Баранцев, 1971).


С 1900-х годов в художественных и публицистических произведениях Свирского все чаще звучит еврейская тема (впервые — в «Вечных странниках», 1899). Непосредственное влияние на творчество Свирского оказало обострение межнациональных противоречий. Против еврейских погромов выступили В. Г. Короленко, Л. Н. Толстой, а также литераторы-евреи. Свирский встал на защиту своего народа. С 1904 года он печатается в журналах «Восход» и «Еврейская жизнь», выпускает сборники рассказов о «вечных странниках» («Вечные странники», 1905; «Еврейские рассказы», 1909; «В черте», 1914).
С 1900-х годов в художественных и публицистических произведениях Свирского все чаще звучит еврейская тема (впервые — в «Вечных странниках», 1899). Непосредственное влияние на творчество Свирского оказало обострение межнациональных противоречий. Против еврейских погромов выступили В. Г. Короленко, [[Толстой Лев Николаевич|Л. Н. Толстой]], а также литераторы-евреи. Свирский встал на защиту своего народа. С 1904 года он печатается в журналах «Восход» и «Еврейская жизнь», выпускает сборники рассказов о «вечных странниках» («Вечные странники», 1905; «Еврейские рассказы», 1909; «В черте», 1914).


С конца 1890-х годов А. И. Свирский выступает и как драматург. В 1905–1908 годах его пьесы — «Тюрьма» (написана в 1897 году), «Заратустра села Будникова» (1904), «Белый ангел» (1908) и др. — с успехом шли на сценах столичных и провинциальных театров.
С конца 1890-х годов А. И. Свирский выступает и как драматург. В 1905–1908 годах его пьесы — «Тюрьма» (написана в 1897 году), «Заратустра села Будникова» (1904), «Белый ангел» (1908) и др. — с успехом шли на сценах столичных и провинциальных театров.
Строка 67: Строка 67:
В 1909–1916 годах вышло собрание сочинений А. И Свирского в шести томах.
В 1909–1916 годах вышло собрание сочинений А. И Свирского в шести томах.


В 1900–1908 годах А. И. Свирский входил в литературное окружение А. И. Куприна. Они часто встречались в петербургском ресторане «Вена», популярном среди деятелей литературы и искусства, переписывались. В 1908 году совместно переделали повесть Куприна «На покое» в одноименную пьесу в трёх действиях, существенно изменив сюжет. В феврале-марте 1908 года пьесу поставили в Александринском и Малом театрах, роли исполняли известные актёры — В. П. Далматов, И. В. Лерский, К. Н. Яковлев, В. Н. Давыдов, М. А. Ведринская. Публика встретила спектакль сдержанно; возможно, причиной стали излишняя мелодраматичность и композиционная слабость. В дальнейшем отношения писателей разладились; известна нелестная характеристика Свирского, данная Куприным: «Как писатель пошл, как человек — грязный сплетник, завистник и интриган» (т. 11, с. 116).
В 1900–1908 годах А. И. Свирский входил в литературное окружение [[Куприн Александр Иванович|А. И. Куприна]]. Они часто встречались в петербургском ресторане «Вена», популярном среди деятелей литературы и искусства, переписывались. В 1908 году совместно переделали повесть Куприна «На покое» в одноименную пьесу в трёх действиях, существенно изменив сюжет. В феврале-марте 1908 года пьесу поставили в Александринском и Малом театрах, роли исполняли известные актёры — В. П. Далматов, И. В. Лерский, К. Н. Яковлев, В. Н. Давыдов, М. А. Ведринская. Публика встретила спектакль сдержанно; возможно, причиной стали излишняя мелодраматичность и композиционная слабость. В дальнейшем отношения писателей разладились; известна нелестная характеристика Свирского, данная Куприным: «Как писатель пошл, как человек — грязный сплетник, завистник и интриган» (т. 11, с. 116).


После революции 1917 года Свирский погрузился в общественно-политическую деятельность. В 1919 году вступил в РКП(б) — Российскую коммунистическую партию (большевиков). Вступил добровольцем в Красную Армию, служил начальником театрально-клубного отдела.
После революции 1917 года Свирский погрузился в общественно-политическую деятельность. В 1919 году вступил в РКП(б) — Российскую коммунистическую партию (большевиков). Вступил добровольцем в Красную Армию, служил начальником театрально-клубного отдела.