44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Сергей Петрович Алексеев родился 1 апреля 1922 года в большом украинском селе Плисков. Ныне это Винницкая область, а издавна эта часть Украины называлась Подолией. Ее история тесно связана с деятельностью гетмана Богдана Хмельницкого и его запорожцев, здесь возникло Южное общество декабристов, здесь не раз менялась власть в ходе гражданской войны. | Сергей Петрович Алексеев родился 1 апреля 1922 года в большом украинском селе Плисков. Ныне это Винницкая область, а издавна эта часть Украины называлась Подолией. Ее история тесно связана с деятельностью гетмана Богдана Хмельницкого и его запорожцев, здесь возникло Южное общество декабристов, здесь не раз менялась власть в ходе гражданской войны. | ||
Отец, Петр Сергеевич Алексеев, был сельским врачом. Мать, Елена Александровна Ганшина, — медицинской сестрой. Познакомились они на фронте Первой мировой войны и вскоре поженились. | Отец, Петр Сергеевич Алексеев, был сельским врачом. Мать, Елена Александровна Ганшина, — медицинской сестрой. Познакомились они на фронте Первой мировой войны и вскоре поженились. | ||
Деревенское детство Сергея Алексеева, свободное и без особых забот, длилось до девяти лет. В Плискове русской школы не было, только украинская и еврейская, поэтому родители отправили сына к родственникам — сначала в Воронеж, потом в Москву. Дома Сергей выучился читать, писать и считать, поэтому смог пойти сразу во второй класс. | Деревенское детство Сергея Алексеева, свободное и без особых забот, длилось до девяти лет. В Плискове русской школы не было, только украинская и еврейская, поэтому родители отправили сына к родственникам — сначала в Воронеж, потом в Москву. Дома Сергей выучился читать, писать и считать, поэтому смог пойти сразу во второй класс. | ||
С десяти лет мальчик жил у сестер матери в 3-ем Троицком переулке недалеко от дома художника В. М. Васнецова (ныне переулок Васнецова). Сестры Ганшины были прекрасно образованы и весьма начитаны (в семье была большая библиотека на нескольких языках, доступная для публичного использования). Старшая тетя, Клавдия Александровна Ганшина (1881–1952), начала педагогическую деятельность еще до революции, окончив в 1901 году Варшавские женские педагогические курсы. В 1918 году она окончила Историко-филологический факультет Московского университета, а с 1919 года работала в Московском университете, читала лекции по французскому языку, параллельно с 1944 по 1952 годы работала в Московском городском педагогическом институте имени В. П. Потемкина; с 1924 года — профессор, с 1943 года — доктор наук, с 1945 года — член-корреспондент отделения методик преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе АПН РСФСР. Средние сестры тоже были профессорами: Мария Александровна заведовала кафедрой английского языка в Московском государственном институте иностранных языков, Юлия Александровна была специалистом по русской филологии, преподавала в Московском педагогическом институте. Две младшие сестры занимались хозяйством. | С десяти лет мальчик жил у сестер матери в 3-ем Троицком переулке недалеко от дома художника В. М. Васнецова (ныне переулок Васнецова). Сестры Ганшины были прекрасно образованы и весьма начитаны (в семье была большая библиотека на нескольких языках, доступная для публичного использования). Старшая тетя, Клавдия Александровна Ганшина (1881–1952), начала педагогическую деятельность еще до революции, окончив в 1901 году Варшавские женские педагогические курсы. В 1918 году она окончила Историко-филологический факультет Московского университета, а с 1919 года работала в Московском университете, читала лекции по французскому языку, параллельно с 1944 по 1952 годы работала в Московском городском педагогическом институте имени В. П. Потемкина; с 1924 года — профессор, с 1943 года — доктор наук, с 1945 года — член-корреспондент отделения методик преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе АПН РСФСР. Средние сестры тоже были профессорами: Мария Александровна заведовала кафедрой английского языка в Московском государственном институте иностранных языков, Юлия Александровна была специалистом по русской филологии, преподавала в Московском педагогическом институте. Две младшие сестры занимались хозяйством. | ||
Ни у кого из пяти женщин своей семьи не было (Мария Александровна была замужем, и то недолго), и они охотно взялись за воспитание мальчика. Одна из младших, Лидия Александровна, установила железную дисциплину, жесткий режим дня и обширную систему наказаний за проступки. Но не только строгими порядками запомнилась Сергею жизнь у московских родственниц. Тёти водили племянника в музеи, покупали билеты на выставки и в театры (особенно полюбил он спектакли А. Я. Таирова). С удовольствием навещал мальчик и Марию Александровну, жившую отдельно: у нее, в отличие от сестер, характер был мягкий и покладистый. | Ни у кого из пяти женщин своей семьи не было (Мария Александровна была замужем, и то недолго), и они охотно взялись за воспитание мальчика. Одна из младших, Лидия Александровна, установила железную дисциплину, жесткий режим дня и обширную систему наказаний за проступки. Но не только строгими порядками запомнилась Сергею жизнь у московских родственниц. Тёти водили племянника в музеи, покупали билеты на выставки и в театры (особенно полюбил он спектакли А. Я. Таирова). С удовольствием навещал мальчик и Марию Александровну, жившую отдельно: у нее, в отличие от сестер, характер был мягкий и покладистый. | ||
Учился в школе № 236, был прилежен, особенно нравились уроки истории. Был председателем ученического комитета; охотно участвовал в спортивных состязаниях, брался и за организацию школьных вечеров, и за выпуск стенгазеты, и за поддержание «культурного вида школы». | Учился в школе № 236, был прилежен, особенно нравились уроки истории. Был председателем ученического комитета; охотно участвовал в спортивных состязаниях, брался и за организацию школьных вечеров, и за выпуск стенгазеты, и за поддержание «культурного вида школы». | ||
В детстве Сергей Алексеев мечтал стать то балагулой (сельским извозчиком), то пожарником, то геологом, то моторостроителем... Одно время думал о карьере дипломата. Родители хотели, чтобы сын повторил их путь; тёти, поддерживая увлечение племянника историей, видели его ученым. В старших классах Алексеев принял твердое решение: он будет летчиком. Как и тысячи его сверстников, юноша восхищался дальними перелетами экипажей В. П. Чкалова и В. С. Гризодубовой, подвигом летчиков, спасших из ледового плена челюскинцев. Вступив в аэроклуб, поднимался в небо на маленьком учебном самолете. В 1940 году, окончив школу, поступил в авиационное училище в г. Поставы (Западная Белоруссия). Учился с азартом, а к строгой дисциплине давно был приучен. | В детстве Сергей Алексеев мечтал стать то балагулой (сельским извозчиком), то пожарником, то геологом, то моторостроителем... Одно время думал о карьере дипломата. Родители хотели, чтобы сын повторил их путь; тёти, поддерживая увлечение племянника историей, видели его ученым. В старших классах Алексеев принял твердое решение: он будет летчиком. Как и тысячи его сверстников, юноша восхищался дальними перелетами экипажей В. П. Чкалова и В. С. Гризодубовой, подвигом летчиков, спасших из ледового плена челюскинцев. Вступив в аэроклуб, поднимался в небо на маленьком учебном самолете. В 1940 году, окончив школу, поступил в авиационное училище в г. Поставы (Западная Белоруссия). Учился с азартом, а к строгой дисциплине давно был приучен. | ||
Летом 1941 года курсанты прибыли в полевой учебный лагерь у самой западной границы. А ранним утром 22 июня лагерь подвергся бомбежке и обстрелу. «В первый же день войны мы вступили в неравный бой с фашистами. Почти все наши самолеты и многие мои товарищи погибли», — вспоминал писатель («От автора»). В тот день он подносил снаряды зенитчикам, улетел на последнем уцелевшем транспортном самолете. | Летом 1941 года курсанты прибыли в полевой учебный лагерь у самой западной границы. А ранним утром 22 июня лагерь подвергся бомбежке и обстрелу. «В первый же день войны мы вступили в неравный бой с фашистами. Почти все наши самолеты и многие мои товарищи погибли», — вспоминал писатель («От автора»). В тот день он подносил снаряды зенитчикам, улетел на последнем уцелевшем транспортном самолете. | ||
Авиации, понесшей тяжелые потери в первые месяцы войны, срочно требовались свежие кадры. Поэтому выживших курсантов направили в Чкаловское (Оренбургское) летное училище и начали спешно обучать управлению новыми боевыми машинами. С отличием окончив училище, С. П. Алексеев готовился попасть на фронт. Однако генерал-лейтенант И. Л. Туркель, присутствовавший на сдаче экзамена, был впечатлен умениями курсанта и распорядился оставить его инструктором. До конца войны Алексеев обучал молодых летчиков. | Авиации, понесшей тяжелые потери в первые месяцы войны, срочно требовались свежие кадры. Поэтому выживших курсантов направили в Чкаловское (Оренбургское) летное училище и начали спешно обучать управлению новыми боевыми машинами. С отличием окончив училище, С. П. Алексеев готовился попасть на фронт. Однако генерал-лейтенант И. Л. Туркель, присутствовавший на сдаче экзамена, был впечатлен умениями курсанта и распорядился оставить его инструктором. До конца войны Алексеев обучал молодых летчиков. | ||
Ответственная работа сочеталась с продолжением образования. С. П. Алексеев поступил на вечернее отделение исторического факультета Чкаловского (ныне Оренбургского) педагогического института, где среди преподавателей были и московские профессора, уехавшие в эвакуацию. Прошел полный курс за год и пять месяцев и в 1944 году получил диплом. | Ответственная работа сочеталась с продолжением образования. С. П. Алексеев поступил на вечернее отделение исторического факультета Чкаловского (ныне Оренбургского) педагогического института, где среди преподавателей были и московские профессора, уехавшие в эвакуацию. Прошел полный курс за год и пять месяцев и в 1944 году получил диплом. | ||
После войны, когда начались сокращения армейского состава, начальство посоветовало Алексееву поступить в Высшую дипломатическую школу, и молодой человек согласился. | После войны, когда начались сокращения армейского состава, начальство посоветовало Алексееву поступить в Высшую дипломатическую школу, и молодой человек согласился. | ||
В конце 1945 года, перед самым отъездом на учебу, случилось несчастье — третья по счету авария. В очередном полете отказал мотор, и машина вошла в штопор. Опытный летчик, Алексеев смог посадить самолет, но получил сотрясение мозга и тяжёлую травму позвоночника. Курсант, находившийся в кабине, отделался ушибами. Все время, пока медики боролись за жизнь летчика-инструктора, его мать дежурила у больничных ворот. До самой зимы 1946 года Сергей Алексеев лечился — сначала в госпитале, потом в санатории на Волге. Там познакомился с А. П. Маресьевым, летчиком, ставшим прототипом главного героя в «Повести о настоящем человеке» Б. Н. Полевого. Маресьев поразил его личным обаянием, скромностью и простотой в общении. Позднее Алексеев посвятит своему хорошему знакомому рассказ «Три подвига». | В конце 1945 года, перед самым отъездом на учебу, случилось несчастье — третья по счету авария. В очередном полете отказал мотор, и машина вошла в штопор. Опытный летчик, Алексеев смог посадить самолет, но получил сотрясение мозга и тяжёлую травму позвоночника. Курсант, находившийся в кабине, отделался ушибами. Все время, пока медики боролись за жизнь летчика-инструктора, его мать дежурила у больничных ворот. До самой зимы 1946 года Сергей Алексеев лечился — сначала в госпитале, потом в санатории на Волге. Там познакомился с А. П. Маресьевым, летчиком, ставшим прототипом главного героя в «Повести о настоящем человеке» Б. Н. Полевого. Маресьев поразил его личным обаянием, скромностью и простотой в общении. Позднее Алексеев посвятит своему хорошему знакомому рассказ «Три подвига». | ||
Доктора поставили Алексеева на ноги, но о полетах пришлось забыть. Лишь однажды, на Параде Победы, бывший инструктор снова поднимется в воздух — но на несколько секунд потеряет сознание во время крутого пике и с трудом посадит машину. Прием в Высшую дипломатическую школу к тому времени уже закончился — приходилось ждать следующего года. | Доктора поставили Алексеева на ноги, но о полетах пришлось забыть. Лишь однажды, на Параде Победы, бывший инструктор снова поднимется в воздух — но на несколько секунд потеряет сознание во время крутого пике и с трудом посадит машину. Прием в Высшую дипломатическую школу к тому времени уже закончился — приходилось ждать следующего года. | ||
Вчерашний летчик обратился в Министерство просвещения. Диплом пединститута стал основанием для предложения временно поработать редактором издательства «Детская литература». Алексеев согласился, надеясь вскоре сменить род занятий, но новая работа неожиданно увлекла. И директор издательства К. Ф. Пискунов, и большинство его сотрудников были настоящими энтузиастами своего дела. Так С. П. Алексеев вошел в мир детской литературы. | Вчерашний летчик обратился в Министерство просвещения. Диплом пединститута стал основанием для предложения временно поработать редактором издательства «Детская литература». Алексеев согласился, надеясь вскоре сменить род занятий, но новая работа неожиданно увлекла. И директор издательства К. Ф. Пискунов, и большинство его сотрудников были настоящими энтузиастами своего дела. Так С. П. Алексеев вошел в мир детской литературы. | ||
Редактором Алексеев работал с 1946 года. По рекомендации А. А. Фадеева в 1950-м стал ответственным секретарем, а позже — председателем Комиссии по детской литературе Союза писателей СССР. Писал статьи по вопросам развития литературы для детей. | Редактором Алексеев работал с 1946 года. По рекомендации А. А. Фадеева в 1950-м стал ответственным секретарем, а позже — председателем Комиссии по детской литературе Союза писателей СССР. Писал статьи по вопросам развития литературы для детей. | ||
В 1952 году Министерство образования объявило конкурс: нужен был учебник истории СССР для начальной школы. Алексеев рискнул принять участие и неожиданно вышел победителем вместе с известным методистом и историком В. Г. Карцовым (1904–1977). Их взгляды были схожими — оба автора стремились излагать историю в доступной, легкой и образной форме, избегали сухости, обилия дат и схем. Победителям предложили объединить усилия. Написанная в соавторстве «История СССР: Учебная книга для 4 класса» вышла в 1955 году и выдержала десять переизданий. Книга была написана легким, живым языком, а описания сражений читались как захватывающая повесть: «День и ночь кипела Сталинградская битва. Наши танки проходили через овраги и глубокие рвы, прорывали проволочные заграждения, подминали вражеские пушки и пулеметы и снова с боями шли вперёд и вперёд» (§ 51. Враг наступает. С. 134). | В 1952 году Министерство образования объявило конкурс: нужен был учебник истории СССР для начальной школы. Алексеев рискнул принять участие и неожиданно вышел победителем вместе с известным методистом и историком В. Г. Карцовым (1904–1977). Их взгляды были схожими — оба автора стремились излагать историю в доступной, легкой и образной форме, избегали сухости, обилия дат и схем. Победителям предложили объединить усилия. Написанная в соавторстве «История СССР: Учебная книга для 4 класса» вышла в 1955 году и выдержала десять переизданий. Книга была написана легким, живым языком, а описания сражений читались как захватывающая повесть: «День и ночь кипела Сталинградская битва. Наши танки проходили через овраги и глубокие рвы, прорывали проволочные заграждения, подминали вражеские пушки и пулеметы и снова с боями шли вперёд и вперёд» (§ 51. Враг наступает. С. 134). | ||
Учебник прочитал С. В. Михалков. Оценив талант С. П. Алексеева, Михалков предложил ему написать художественную книгу об истории для детей. Он же отнёс первую рукопись автора в издательство и пожелал молодому прозаику удачи со страниц «Литературной газеты». | Учебник прочитал С. В. Михалков. Оценив талант С. П. Алексеева, Михалков предложил ему написать художественную книгу об истории для детей. Он же отнёс первую рукопись автора в издательство и пожелал молодому прозаику удачи со страниц «Литературной газеты». | ||
В 1958 году выходит первая повесть С. П. Алексеева, состоящая из коротких рассказов, — «Небывалое бывает». Книгу заметили. Повесть поразила смелостью замысла: начинающий автор взялся рассказывать младшим школьникам об эпохе Петра Великого, не скрывая её сложности и неоднозначности. Повесть высоко оценили Л. А. Кассиль и А. К. Югов — известный советский писатель, историк, публицист и литературовед. Для второго издания 1959 года Кассиль напишет внутреннюю рецензию, предназначенную для издательства: «Писателю удается <…> сочетать высокую познавательность с подлинной увлекательностью. Предельный лаконизм, живая легкость языка, точность находок, позволяющая по-своему, заново раскрыть перед ребятами очень важные моменты <…> ярчайших эпох в истории нашей Родины, — все это делает рассказы С. Алексеева <…> чрезвычайно ценными как с воспитательной, так и чисто литературной точки зрения. А умение передать своеобразие характеров <…> и великолепный, точный и образный язык придают произведениям Алексеева подлинную прелесть». | В 1958 году выходит первая повесть С. П. Алексеева, состоящая из коротких рассказов, — «Небывалое бывает». Книгу заметили. Повесть поразила смелостью замысла: начинающий автор взялся рассказывать младшим школьникам об эпохе Петра Великого, не скрывая её сложности и неоднозначности. Повесть высоко оценили Л. А. Кассиль и А. К. Югов — известный советский писатель, историк, публицист и литературовед. Для второго издания 1959 года Кассиль напишет внутреннюю рецензию, предназначенную для издательства: «Писателю удается <…> сочетать высокую познавательность с подлинной увлекательностью. Предельный лаконизм, живая легкость языка, точность находок, позволяющая по-своему, заново раскрыть перед ребятами очень важные моменты <…> ярчайших эпох в истории нашей Родины, — все это делает рассказы С. Алексеева <…> чрезвычайно ценными как с воспитательной, так и чисто литературной точки зрения. А умение передать своеобразие характеров <…> и великолепный, точный и образный язык придают произведениям Алексеева подлинную прелесть». | ||
Окрыленный успехом первой книги, автор за три недели — уже по заказу издательства — написал «Историю крепостного мальчика» (1958), повесть о России XVIII века. Это произведение вошло в советский канон школьного чтения. | Окрыленный успехом первой книги, автор за три недели — уже по заказу издательства — написал «Историю крепостного мальчика» (1958), повесть о России XVIII века. Это произведение вошло в советский канон школьного чтения. | ||
Обе повести не раз переиздавались, входили в авторские сборники и собрание сочинений. Эти две книги, высоко оцененные товарищами по перу и юными читателями, посылавшими письма в московский Дом детской книги, стали хорошим стартом для начинающего литератора. 27 ноября 1958 года С. П. Алексеева приняли в Союз писателей РСФСР. | Обе повести не раз переиздавались, входили в авторские сборники и собрание сочинений. Эти две книги, высоко оцененные товарищами по перу и юными читателями, посылавшими письма в московский Дом детской книги, стали хорошим стартом для начинающего литератора. 27 ноября 1958 года С. П. Алексеева приняли в Союз писателей РСФСР. | ||
С конца 1950-х годов постепенно складывается большая книга «Сто рассказов из русской истории» (1966). Она начинается с повествования о восстании Степана Разина и кончается «Рассказами о Владимире Ильиче Ленине» (в другом издании «Рассказами о декабристах»). | С конца 1950-х годов постепенно складывается большая книга «Сто рассказов из русской истории» (1966). Она начинается с повествования о восстании Степана Разина и кончается «Рассказами о Владимире Ильиче Ленине» (в другом издании «Рассказами о декабристах»). | ||
В творчестве рубежа 1950–1960-х годов берут свое начало сюжеты о народной и общественной борьбе за свободу, реализованные в историко-приключенческом жанре: следом за повестями «Небывалое бывает» и «История крепостного мальчика» писатель создает «Жизнь и смерть Гришатки Соколова» (1962) — о войне Емельяна Пугачева, «Декабристы», «Грозный всадник» (обе — 1966) — о восстании Степана Разина. | В творчестве рубежа 1950–1960-х годов берут свое начало сюжеты о народной и общественной борьбе за свободу, реализованные в историко-приключенческом жанре: следом за повестями «Небывалое бывает» и «История крепостного мальчика» писатель создает «Жизнь и смерть Гришатки Соколова» (1962) — о войне Емельяна Пугачева, «Декабристы», «Грозный всадник» (обе — 1966) — о восстании Степана Разина. | ||
В тот же период автор начинает разработку еще одной большой темы — о событиях революции и гражданской войны. Для детей младшего и среднего возраста он пишет повести «Сын великана» (1959), «Упрямая льдина» (1960), «Братишка» (1963), короткие рассказы «Рабочая газета «Правда»», «Агитатор», «Орел-село», «Царя скинули»», Марксист», «Максималист» и др. | В тот же период автор начинает разработку еще одной большой темы — о событиях революции и гражданской войны. Для детей младшего и среднего возраста он пишет повести «Сын великана» (1959), «Упрямая льдина» (1960), «Братишка» (1963), короткие рассказы «Рабочая газета «Правда»», «Агитатор», «Орел-село», «Царя скинули»», Марксист», «Максималист» и др. | ||
Тогда же писатель создает ряд произведений на сюжеты из истории русской армии: выходят сборники «Рассказах о Суворове и русских солдатах» (1961), «Птица-слава» (1962). Таким образом, идея борьбы за свободу уравновешивается идеей исторически необходимого ограничения свободы: армейская дисциплина и чувство воинского долга, честь для С. П. Алексеева всегда оставались основой воспитания юного поколения. | Тогда же писатель создает ряд произведений на сюжеты из истории русской армии: выходят сборники «Рассказах о Суворове и русских солдатах» (1961), «Птица-слава» (1962). Таким образом, идея борьбы за свободу уравновешивается идеей исторически необходимого ограничения свободы: армейская дисциплина и чувство воинского долга, честь для С. П. Алексеева всегда оставались основой воспитания юного поколения. | ||
Начинающий писатель обретает друзей в писательском мире, через всю жизнь пронесет дружбу с Богданом Чалым (1924—2008) — ветераном войны, украинским детским поэтом и прозаиком. В их соавторстве вышла повесть «Самолет вылетает из Мирного. Подвиг» (1960). | Начинающий писатель обретает друзей в писательском мире, через всю жизнь пронесет дружбу с Богданом Чалым (1924—2008) — ветераном войны, украинским детским поэтом и прозаиком. В их соавторстве вышла повесть «Самолет вылетает из Мирного. Подвиг» (1960). | ||
В 1965 году С. П. Алексеев был назначен главным редактором только что возобновленного журнала «Детская литература»: он возглавлял его три десятка лет, вплоть до 1996 года. Он наладил четкую работу редакции, собрал сильный коллектив, насчитывавший в лучшие времена более двух десятков сотрудников. Члены редколлегии и редакции журнала, работавшие в разные периоды: С. С. Вангели, Н. В. Виноградова, Х. М. Гюльназарян, Л. С. Кудрявцева, Т. А. Куценко, В. В. Медведев, С. В. Михалков, И. П. Мотяшов, И. Г. Нагаев, С. А. Николаева, Г. Д. Павлишин, Н. И. Павлова, Т. Д. Полозова, Э. М. Рауд, И. П. Токмакова, К. Т. Тангрыкулиев, О. В. Филимонов, Б. И. Чалый, С. И. Чупринин и др. Они не только вели рубрики, работали с авторами, организовывали мероприятия, но много ездили по стране, знакомили своих читателей с зарубежными деятелями детской книги, всемерно поддерживали детский литературный процесс. С. П. Алексеев и сам держал связь с региональными писательскими организациями, детскими библиотеками и читательскими клубами, обращал внимание на письма с запросами юных читателей. Часто устраивал выездные заседания редколлегии (например: Вслед за Гайдаром // Детская литература. — 1977. — № 2. — С. 9–21). | В 1965 году С. П. Алексеев был назначен главным редактором только что возобновленного журнала «Детская литература»: он возглавлял его три десятка лет, вплоть до 1996 года. Он наладил четкую работу редакции, собрал сильный коллектив, насчитывавший в лучшие времена более двух десятков сотрудников. Члены редколлегии и редакции журнала, работавшие в разные периоды: С. С. Вангели, Н. В. Виноградова, Х. М. Гюльназарян, Л. С. Кудрявцева, Т. А. Куценко, В. В. Медведев, С. В. Михалков, И. П. Мотяшов, И. Г. Нагаев, С. А. Николаева, Г. Д. Павлишин, Н. И. Павлова, Т. Д. Полозова, Э. М. Рауд, И. П. Токмакова, К. Т. Тангрыкулиев, О. В. Филимонов, Б. И. Чалый, С. И. Чупринин и др. Они не только вели рубрики, работали с авторами, организовывали мероприятия, но много ездили по стране, знакомили своих читателей с зарубежными деятелями детской книги, всемерно поддерживали детский литературный процесс. С. П. Алексеев и сам держал связь с региональными писательскими организациями, детскими библиотеками и читательскими клубами, обращал внимание на письма с запросами юных читателей. Часто устраивал выездные заседания редколлегии (например: Вслед за Гайдаром // Детская литература. — 1977. — № 2. — С. 9–21). | ||
Принципиально важное значение для курса детского книгоиздания имели выступления С. П. Алексеева на писательских съездах. | Принципиально важное значение для курса детского книгоиздания имели выступления С. П. Алексеева на писательских съездах. | ||
Руководство журналом не помешало С. П. Алексееву продолжать литературную работу. | Руководство журналом не помешало С. П. Алексееву продолжать литературную работу. | ||
История России стала главной темой творчества Алексеева, хотя писал он и о современной жизни (например, «Наш колхоз стоит на горке», 1966). Действие повестей и рассказов охватывает почти восемь веков: с XII до середины ХХ веков. | История России стала главной темой творчества Алексеева, хотя писал он и о современной жизни (например, «Наш колхоз стоит на горке», 1966). Действие повестей и рассказов охватывает почти восемь веков: с XII до середины ХХ веков. | ||
Отдавая дань памяти и уважения товарищам по оружию, с 1970-х годов Алексеев создает циклы рассказов о Великой Отечественной войне. Выходят сборники «Идет война народная» (1975), «Богатырские фамилии» (1978), «От Москвы до Берлина», «Двенадцать тополей», «Гвардейский разговор» (1985). Отдельными книгами издаются «Рассказы о маршале Жукове» (1977), «Рассказы о маршале Рокоссовском» (1978), «Рассказы о маршале Коневе» (1982). | Отдавая дань памяти и уважения товарищам по оружию, с 1970-х годов Алексеев создает циклы рассказов о Великой Отечественной войне. Выходят сборники «Идет война народная» (1975), «Богатырские фамилии» (1978), «От Москвы до Берлина», «Двенадцать тополей», «Гвардейский разговор» (1985). Отдельными книгами издаются «Рассказы о маршале Жукове» (1977), «Рассказы о маршале Рокоссовском» (1978), «Рассказы о маршале Коневе» (1982). | ||
В 1980-х годах писатель возвращается к теме Гражданской войны: выходят сборники рассказов «Красные и белые» (1980) и «На той далекой, на гражданской» (1988). | В 1980-х годах писатель возвращается к теме Гражданской войны: выходят сборники рассказов «Красные и белые» (1980) и «На той далекой, на гражданской» (1988). | ||
Переиздаются ранние произведения автора; в 1982–1984 годах в московском издательстве «Детская литература» выходит собрание сочинений в трех томах. | Переиздаются ранние произведения автора; в 1982–1984 годах в московском издательстве «Детская литература» выходит собрание сочинений в трех томах. | ||
Усиливающееся тяготение писателя к научно-художественному типу повествования отразилось в создании пособия «Книга для чтения по истории нашей Родины (с 1670 по 1945) (1987). Там Алексеев соединил избранные рассказы из своих основных книг, предварив разделы историческими справками; показ живых лиц и важных событий прошлого соединился с его оценками. | Усиливающееся тяготение писателя к научно-художественному типу повествования отразилось в создании пособия «Книга для чтения по истории нашей Родины (с 1670 по 1945) (1987). Там Алексеев соединил избранные рассказы из своих основных книг, предварив разделы историческими справками; показ живых лиц и важных событий прошлого соединился с его оценками. | ||
В перестроечные и постсоветские годы С. П. Алексеев продолжает работу. В 1990 году увидела свет книга «Суровый век. Рассказы о царе Иване Грозном и его времени». В 1997 году выходит биография М. И. Кутузова («Михаил Кутузов»). В 2007 году — сборник «Лебединый крик», включающий повести о монголо-татарском иге («Лебединый крик») и Смутном времени («Цари и самозванцы»). | В перестроечные и постсоветские годы С. П. Алексеев продолжает работу. В 1990 году увидела свет книга «Суровый век. Рассказы о царе Иване Грозном и его времени». В 1997 году выходит биография М. И. Кутузова («Михаил Кутузов»). В 2007 году — сборник «Лебединый крик», включающий повести о монголо-татарском иге («Лебединый крик») и Смутном времени («Цари и самозванцы»). | ||
Первым слушателем, критиком — а иногда и соавтором — писателя была его супруга Валентина Алексеевна Алексеева. | Первым слушателем, критиком — а иногда и соавтором — писателя была его супруга Валентина Алексеевна Алексеева. | ||
С будущей женой Алексеев познакомился в Москве, на Международном фестивале молодежи и студентов (1957). Супруги прожили вместе полвека, воспитали сына Сергея (род. 1959). В соавторстве написали повести «Лебединый крик», «Цари и самозванцы». | С будущей женой Алексеев познакомился в Москве, на Международном фестивале молодежи и студентов (1957). Супруги прожили вместе полвека, воспитали сына Сергея (род. 1959). В соавторстве написали повести «Лебединый крик», «Цари и самозванцы». | ||
После смерти С. П. Алексеева (16 мая 2008 года) Валентина Алексеевна и ее внук Владимир Алексеев создали документально-биографическую повесть «Добавить краски в серость будней». | После смерти С. П. Алексеева (16 мая 2008 года) Валентина Алексеевна и ее внук Владимир Алексеев создали документально-биографическую повесть «Добавить краски в серость будней». |