Троепольский Гавриил Николаевич: различия между версиями

Нет описания правки
Строка 28: Строка 28:
До поступления в гимназию Гавриил (или Галя, как его называли дома) учился в церковно-приходской школе, получил основательное домашнее образование. Родители Троепольского рано приучили своих детей к крестьянскому труду.
До поступления в гимназию Гавриил (или Галя, как его называли дома) учился в церковно-приходской школе, получил основательное домашнее образование. Родители Троепольского рано приучили своих детей к крестьянскому труду.


Первые три года школьной жизни Гавриил Троепольский провел в мужской гимназии Новохопёрска, уездного города Воронежской губернии (сегодня Новохопёрск — районный центр в Воронежской области). В 1918–1919 годах, во время Гражданской войны, Новохопёрский уезд стал ареной ожесточенных боев (описанием одного из таких боев под Новохопёрском Аркадий Гайдар завершил свою автобиографическую повесть «Школа»). Новохопёрск стал прифронтовым городом, оставаться в нем было опасно. Гавриил и его старшая сестра уехали учиться в более спокойное село Новогольское. Незадолго до этого там открылась средняя школа или, как тогда принято было говорить, школа второй ступени. Деятельное участие в ее создании принял уроженец западной Белоруссии Григорий Романович Ширма — в будущем известнейший фольклорист, композитор и дирижер, руководитель государственной академической хоровой капеллы Белорусской ССР, народный артист Советского Союза.
Первые три года школьной жизни Гавриил Троепольский провел в мужской гимназии Новохопёрска, уездного города Воронежской губернии (сегодня Новохопёрск — районный центр в Воронежской области). В 1918–1919 годах, во время Гражданской войны, Новохопёрский уезд стал ареной ожесточенных боев (описанием одного из таких боев под Новохопёрском [[Гайдар Аркадий Петрович|Аркадий Гайдар]] завершил свою автобиографическую повесть «Школа»). Новохопёрск стал прифронтовым городом, оставаться в нем было опасно. Гавриил и его старшая сестра уехали учиться в более спокойное село Новогольское. Незадолго до этого там открылась средняя школа или, как тогда принято было говорить, школа второй ступени. Деятельное участие в ее создании принял уроженец западной Белоруссии Григорий Романович Ширма — в будущем известнейший фольклорист, композитор и дирижер, руководитель государственной академической хоровой капеллы Белорусской ССР, народный артист Советского Союза.


Г. Р. Ширма попал в Воронеж во время Первой мировой войны, когда проводилась эвакуация жителей западных губерний Российской империи. В новогольской школе он был директором, а также преподавал русский язык, литературу, психологию и педагогику, заведовал школьной библиотекой, руководил хором и драматическим кружком. Учитель Ширма оказал огромное влияние на своих учеников, в том числе на Троепольского. Впоследствии Гавриил Николаевич вспоминал: «Я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным. Под его руководством мы основательно познакомились с сочинениями русских классиков. Помогло и то, что в школе имелась превосходная библиотека».
Г. Р. Ширма попал в Воронеж во время Первой мировой войны, когда проводилась эвакуация жителей западных губерний Российской империи. В новогольской школе он был директором, а также преподавал русский язык, литературу, психологию и педагогику, заведовал школьной библиотекой, руководил хором и драматическим кружком. Учитель Ширма оказал огромное влияние на своих учеников, в том числе на Троепольского. Впоследствии Гавриил Николаевич вспоминал: «Я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным. Под его руководством мы основательно познакомились с сочинениями русских классиков. Помогло и то, что в школе имелась превосходная библиотека».