Берггольц Ольга Федоровна: различия между версиями

Строка 62: Строка 62:
На пленуме Союза писателей Ольгу Берггольц критиковали за то, что ее стихотворения чрезмерно сосредоточены на страданиях граждан. На этот упрек она ответила, что не даст забыть боль, причинённую народу войной. Ее лирика того времени не отличалась разнообразием поэтических приемов и витиеватостью слога, она была минималистична, строга, «железна». Всего две краски явственно прослеживались в стихотворениях: белая, как снег и черная, как дым огня, заполонившего город. Простые слова, честно передававшие горький опыт каждого ленинградца, зачастую нужны были слушателям больше, чем хитрая литературная техника. Они были по-настоящему проникновенны и поэтому могли утешить. На гранитной стеле Пискарёвского мемориального кладбища высечено стихотворение Ольги Берггольц, последняя строка из которого известна многим:
На пленуме Союза писателей Ольгу Берггольц критиковали за то, что ее стихотворения чрезмерно сосредоточены на страданиях граждан. На этот упрек она ответила, что не даст забыть боль, причинённую народу войной. Ее лирика того времени не отличалась разнообразием поэтических приемов и витиеватостью слога, она была минималистична, строга, «железна». Всего две краски явственно прослеживались в стихотворениях: белая, как снег и черная, как дым огня, заполонившего город. Простые слова, честно передававшие горький опыт каждого ленинградца, зачастую нужны были слушателям больше, чем хитрая литературная техника. Они были по-настоящему проникновенны и поэтому могли утешить. На гранитной стеле Пискарёвского мемориального кладбища высечено стихотворение Ольги Берггольц, последняя строка из которого известна многим:


Здесь лежат ленинградцы.
{{цитата|автор=Ольга Берггольц / «Здесь лежат ленинградцы», 1959|Здесь лежат ленинградцы.|Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.|Рядом с ними солдаты-красноармейцы.|Всею жизнью своею|Они защищали тебя, Ленинград,|Колыбель революции.|Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,|Так их много под вечной охраной гранита.|Но знай, внимающий этим камням:|Никто не забыт и ничто не забыто.}}
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
 
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.
(«Здесь лежат ленинградцы», 1959)


После войны она выпустила книгу о работе на радио в военное время — «Говорит Ленинград» (1946) о работе на радио во время войны. Также совместно с Г. Макогоненко написала пьесу «Они жили в Ленинграде» (1943). Премьера спектакля состоялась 7 ноября 1945 года под названием «Верные сердца» в московском Камерном театре Таирова, режиссёр-постановщик Н. Сухоцкая. В 1950 году в журнале «Знамя» было опубликовано главное произведение писательницы — поэма «Первороссийск» (1950), которая повествует о бедственной судьбе советской коммуны. Через год поэма была удостоена Сталинской премии. Тяжелая судьба не прошла бесследно — в 1952 году Ольга Берггольц лечилась в психиатрической больнице.  
После войны она выпустила книгу о работе на радио в военное время — «Говорит Ленинград» (1946) о работе на радио во время войны. Также совместно с Г. Макогоненко написала пьесу «Они жили в Ленинграде» (1943). Премьера спектакля состоялась 7 ноября 1945 года под названием «Верные сердца» в московском Камерном театре Таирова, режиссёр-постановщик Н. Сухоцкая. В 1950 году в журнале «Знамя» было опубликовано главное произведение писательницы — поэма «Первороссийск» (1950), которая повествует о бедственной судьбе советской коммуны. Через год поэма была удостоена Сталинской премии. Тяжелая судьба не прошла бесследно — в 1952 году Ольга Берггольц лечилась в психиатрической больнице.