Берггольц Ольга Федоровна: различия между версиями

Строка 58: Строка 58:


В 1932 году у супругов родилась дочь Майя, она умерла год спустя.
В 1932 году у супругов родилась дочь Майя, она умерла год спустя.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Ольга Берггольц">
Файл:Olga-Berggolc (6).jpg|Пионерская лагерная / Ольга Берггольц ; рис. Н. Свиненко, 1931
Файл:Olga-Berggolc (5).jpg|Пионерская лагерная / Ольга Берггольц ; рис. Н. Свиненко, 1931
Файл:Olga-Berggolc (7).jpg|Пионерская лагерная / Ольга Берггольц ; рис. Н. Свиненко, 1931
Файл:Olga-Berggolc (8).jpg|Пионерская лагерная / Ольга Берггольц ; рис. Н. Свиненко, 1931
</gallery></center>


Сборник «Стихотворения» (1934) положил начало известности поэтессы. Тогда же Берггольц была принята в Союз писателей СССР.
Сборник «Стихотворения» (1934) положил начало известности поэтессы. Тогда же Берггольц была принята в Союз писателей СССР.
Строка 70: Строка 80:


В июле 1939 года Ольга Берггольц была полностью реабилитирована и освобождена «за недоказанностью состава преступления» при содействии Александра Фадеева, но жить после таких испытаний было нелегко. Она наконец-то смогла вступить в ВКП(б), но пришла война. В 1942 году умер от голода ее второй муж. Ему была посвящена ее лучшая, по мнению самой Ольги, книга «Узел» (1965). Годы Великой Отечественной войны Ольга провела в блокадном Ленинграде и с августа 1941 года почти ежедневно обращалась к жителям по радио, призывая к стойкости и вселяя надежду. Ее называли «музой осажденного города» – именно она 27 января 1943 года сообщила ленинградцам о прорыве блокады. В это время Берггольц были написаны ее лучшие поэмы, посвященные обороне Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградская поэма» (1942), «Ленинградская тетрадь» (1942; сборник), «Памяти защитников» (1944), «Твой путь» (1945), киносценарий «Ленинградская симфония» (1945; совместно с Макогоненко), пьеса «У нас на земле» (1947). После войны вышел радиофильм «900 дней», в работе над которым она принимала участие – читала стихи.
В июле 1939 года Ольга Берггольц была полностью реабилитирована и освобождена «за недоказанностью состава преступления» при содействии Александра Фадеева, но жить после таких испытаний было нелегко. Она наконец-то смогла вступить в ВКП(б), но пришла война. В 1942 году умер от голода ее второй муж. Ему была посвящена ее лучшая, по мнению самой Ольги, книга «Узел» (1965). Годы Великой Отечественной войны Ольга провела в блокадном Ленинграде и с августа 1941 года почти ежедневно обращалась к жителям по радио, призывая к стойкости и вселяя надежду. Ее называли «музой осажденного города» – именно она 27 января 1943 года сообщила ленинградцам о прорыве блокады. В это время Берггольц были написаны ее лучшие поэмы, посвященные обороне Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградская поэма» (1942), «Ленинградская тетрадь» (1942; сборник), «Памяти защитников» (1944), «Твой путь» (1945), киносценарий «Ленинградская симфония» (1945; совместно с Макогоненко), пьеса «У нас на земле» (1947). После войны вышел радиофильм «900 дней», в работе над которым она принимала участие – читала стихи.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Ольга Берггольц">
Файл:Olga-Berggolc (2).jpg|Зима-лето-попугай / Ольга Берггольц ; рис. В. Лебедева, 1933
Файл:Olga-Berggolc (1).jpg|Зима-лето-попугай / Ольга Берггольц ; рис. В. Лебедева, 1933
Файл:Olga-Berggolc (3).jpg|Зима-лето-попугай / Ольга Берггольц ; рис. В. Лебедева, 1933
Файл:Olga-Berggolc (4).jpg|Зима-лето-попугай / Ольга Берггольц ; рис. В. Лебедева, 1933
</gallery></center>


На пленуме Союза писателей Ольгу Берггольц критиковали за то, что ее стихотворения чрезмерно сосредоточены на страданиях граждан. На этот упрек она ответила, что не даст забыть боль, причинённую народу войной. Ее лирика того времени не отличалась разнообразием поэтических приемов и витиеватостью слога, она была минималистична, строга, «железна». Всего две краски явственно прослеживались в стихотворениях: белая, как снег и черная, как дым огня, заполонившего город. Простые слова, честно передававшие горький опыт каждого ленинградца, зачастую нужны были слушателям больше, чем хитрая литературная техника. Они были по-настоящему проникновенны и поэтому могли утешить. На гранитной стеле Пискарёвского мемориального кладбища высечено стихотворение Ольги Берггольц, последняя строка из которого известна многим:
На пленуме Союза писателей Ольгу Берггольц критиковали за то, что ее стихотворения чрезмерно сосредоточены на страданиях граждан. На этот упрек она ответила, что не даст забыть боль, причинённую народу войной. Ее лирика того времени не отличалась разнообразием поэтических приемов и витиеватостью слога, она была минималистична, строга, «железна». Всего две краски явственно прослеживались в стихотворениях: белая, как снег и черная, как дым огня, заполонившего город. Простые слова, честно передававшие горький опыт каждого ленинградца, зачастую нужны были слушателям больше, чем хитрая литературная техника. Они были по-настоящему проникновенны и поэтому могли утешить. На гранитной стеле Пискарёвского мемориального кладбища высечено стихотворение Ольги Берггольц, последняя строка из которого известна многим: