Верзилин Николай Михайлович: различия между версиями

 
(не показано 7 промежуточных версий 2 участников)
Строка 24: Строка 24:
==Николай Верзилин / Биография==
==Николай Верзилин / Биография==


Николай Верзилин родился 21 января 1903 года в семье малоземельных крестьян Курской губернии. Вскоре семья переехала в небольшой городок Малая Вишера, что на Новгородчине. В детстве будущий учёный и писатель любил приключения, мечтал путешествовать по далёким экзотическим странам. Он рано приобщился к чтению, а среди его любимых книг были приключенческие романы М. Рида, [[Купер Джеймс Фенимор|Ф. Купера]], Ж. Верна, [[Дефо Даниэль|Д. Дефо]]. Во время учёбы в школе Николай принимал активное участие в скаутском движении, был избран старшим патрульным первого Новгородского отряда бойскаутов «Лесной голубь». Участники отряда часто выезжали за город, где приключения героев прочитанных книг превращались в увлекательную игру. Мальчишки строили шалаши, разжигали костры, играли в игры, представляя себя индейцами, путешественниками, следопытами, «робинзонами». Ребята бродили по лесу, окрестным полям и лугам, где знакомились с жизнью деревьев и трав, птиц и лесных зверьков. Они развивали выносливость, учились выживать в экстремальных условиях. Походы в лес оставили в душе подростка глубокий след, дали толчок для серьёзного изучения природы, её животного и растительного мира.
Николай Верзилин родился 21 января 1903 года в семье малоземельных крестьян Курской губернии. Вскоре семья переехала в небольшой городок Малая Вишера, что на Новгородчине. В детстве будущий учёный и писатель любил приключения, мечтал путешествовать по далёким экзотическим странам. Он рано приобщился к чтению, а среди его любимых книг были приключенческие романы М. Рида, [[Купер Джеймс Фенимор|Ф. Купера]], Ж. Верна, [[Дефо Даниэль|Д. Дефо]].  
 
Во время учёбы в школе Николай принимал активное участие в скаутском движении, был избран старшим патрульным первого Новгородского отряда бойскаутов «Лесной голубь». Участники отряда часто выезжали за город, где приключения героев прочитанных книг превращались в увлекательную игру. Мальчишки строили шалаши, разжигали костры, играли в игры, представляя себя индейцами, путешественниками, следопытами, «робинзонами». Ребята бродили по лесу, окрестным полям и лугам, где знакомились с жизнью деревьев и трав, птиц и лесных зверьков. Они развивали выносливость, учились выживать в экстремальных условиях. Походы в лес оставили в душе подростка глубокий след, дали толчок для серьёзного изучения природы, её животного и растительного мира.


Одним из самих любимых предметов Николая Верзилина была литература. Будучи учеником третьего класса гимназии, он издавал свой рукописный журнал «Луч», куда помещал небольшие рассказы и рисунки. В старших классах гимназии Верзилин сочинял «потрясающие» приключенческие рассказы: «Бледнолицый вождь атасов», «Бандиты, или Приключение трёх мальчиков», «Ущелье ужасов». Также он писал заметки для гимназического журнала «Проблески творчества», а в выпускном классе издавал альманах «Беседы у костра».
Одним из самих любимых предметов Николая Верзилина была литература. Будучи учеником третьего класса гимназии, он издавал свой рукописный журнал «Луч», куда помещал небольшие рассказы и рисунки. В старших классах гимназии Верзилин сочинял «потрясающие» приключенческие рассказы: «Бледнолицый вождь атасов», «Бандиты, или Приключение трёх мальчиков», «Ущелье ужасов». Также он писал заметки для гимназического журнала «Проблески творчества», а в выпускном классе издавал альманах «Беседы у костра».
Тяжёлые годы Гражданской войны заставили молодого человека искать заработок. В 1919 году он начал преподавать в Маловишерской начальной школе. Здесь юноша организовывает походы в лес, знакомит учеников с природой средней полосы России. Они проводили летние каникулы в палатках, изучая законы жизни лесных разведчиков и следопытов.
Тяжёлые годы Гражданской войны заставили молодого человека искать заработок. В 1919 году он начал преподавать в Маловишерской начальной школе. Здесь юноша организовывает походы в лес, знакомит учеников с природой средней полосы России. Они проводили летние каникулы в палатках, изучая законы жизни лесных разведчиков и следопытов.


Интерес к многообразию мира живой природы предопределил выбор профессии — исследователя, ботаника, педагога. В 1928 году Николай Верзилин окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт и уехал в Псков, где продолжил работать в школе. Молодой учитель, стремясь приобщить школьников к труду и полезной деятельности, увлечь их наукой, создаёт уголки живой природы, небольшие опытные лаборатории. Он выступает инициатором создания пришкольных участков, где ученики круглый год приобретают навыки экспериментальной работы с растениями. В 1929 году выходит его первая статья — «Как сделать интересным преподавание естествознания», в которой Николай Михайлович делится своим преподавательским опытом, предлагает передовые и оригинальные идеи. А через непродолжительное время увидели свет статьи «Агроботанический участок средней школы», «Опыты с растениями в живом уголке средней школы» и методические материалы в помощь учителю биологии «Практика преподавания ботаники в средней школе».
Интерес к многообразию мира живой природы предопределил выбор профессии — исследователя, ботаника, педагога. В 1928 году Николай Верзилин окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт и уехал в Псков, где продолжил работать в школе. Молодой учитель, стремясь приобщить школьников к труду и полезной деятельности, увлечь их наукой, создаёт уголки живой природы, небольшие опытные лаборатории. Он выступает инициатором создания пришкольных участков, где ученики круглый год приобретают навыки экспериментальной работы с растениями.  
 
В 1929 году выходит его первая статья — «Как сделать интересным преподавание естествознания», в которой Николай Михайлович делится своим преподавательским опытом, предлагает передовые и оригинальные идеи. А через непродолжительное время увидели свет статьи «Агроботанический участок средней школы», «Опыты с растениями в живом уголке средней школы» и методические материалы в помощь учителю биологии «Практика преподавания ботаники в средней школе».




Строка 51: Строка 56:


Первый успешный опыт натолкнул автора на мысль написать «книгу для зимнего чтения». Он много лет занимался разведением растений, наблюдал за ними, превратив свою квартиру в небольшую оранжерею. Своим опытом Николай Михайлович решил поделиться с читателями. Так в 1949 году увидела свет замечательная книга «Путешествие с домашними растениями», где исключительно интересный фактический материал о прошлом, настоящем и будущем одомашненных представителей растительного мира всего земного шара сочетается с практическими советами, как их разводить, ухаживать, проводить необычные опыты. Книга вызвала большой читательский интерес, автор получил тысячи писем с вопросами, просьбами, пожеланиями.
Первый успешный опыт натолкнул автора на мысль написать «книгу для зимнего чтения». Он много лет занимался разведением растений, наблюдал за ними, превратив свою квартиру в небольшую оранжерею. Своим опытом Николай Михайлович решил поделиться с читателями. Так в 1949 году увидела свет замечательная книга «Путешествие с домашними растениями», где исключительно интересный фактический материал о прошлом, настоящем и будущем одомашненных представителей растительного мира всего земного шара сочетается с практическими советами, как их разводить, ухаживать, проводить необычные опыты. Книга вызвала большой читательский интерес, автор получил тысячи писем с вопросами, просьбами, пожеланиями.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Николай Верзилин">
Файл:Verzilin-Nikolaj (1).jpg|Как собирать лекарственные растения / Н. Верзилин, 1947
Файл:Verzilin-Nikolaj (3).jpg|Как сделать гербарий / Н. Верзилин, 1947
Файл:Verzilin-Nikolaj (2).jpg|Путешествие с домашними растениями / Николай Верзилин, 1954
Файл:Nikolaj-Verzilin (7).jpg|Николай Верзилин
</gallery></center>


В 50-годы Николай Михайлович Верзилин ведёт активную преподавательскую деятельность, занимается научно-исследовательской работой в Академии педагогических наук, где заведует лабораторией методики преподавания ботаники и зоологии. Созданная под руководством Верзилина теория развития понятий легла в основу отбора содержания школьного курса биологии. Он является автором учебника «Ботаника» для средней школы. В 1955 году увидело свет учебное пособие для школьных учителей «Основы методики преподавания ботаники». В этом же году ученый становится членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
В 50-годы Николай Михайлович Верзилин ведёт активную преподавательскую деятельность, занимается научно-исследовательской работой в Академии педагогических наук, где заведует лабораторией методики преподавания ботаники и зоологии. Созданная под руководством Верзилина теория развития понятий легла в основу отбора содержания школьного курса биологии. Он является автором учебника «Ботаника» для средней школы. В 1955 году увидело свет учебное пособие для школьных учителей «Основы методики преподавания ботаники». В этом же году ученый становится членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
Строка 142: Строка 156:
*Верзилин, Н. М. По следам Робинзона : методическое пособие для взрослых : для чтения взрослыми детям / Николай Верзилин. — Москва : Белый город : Воскресный день, 2015. — 335 с. : ил. — (Обо всем на свете). — [Хранится в РГБ].
*Верзилин, Н. М. По следам Робинзона : методическое пособие для взрослых : для чтения взрослыми детям / Николай Верзилин. — Москва : Белый город : Воскресный день, 2015. — 335 с. : ил. — (Обо всем на свете). — [Хранится в РГБ].


==Николай Верзилин / Книги в Национальной электронной детской библиотеке==
==Николай Верзилин / Книги в НЭБ.Дети==


*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/30548#page/11/mode/2up Верзилин, Н. М. Как сделать гербарий] / Н. Верзилин. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1947 (Москва : РГДБ, 2013). — 10 с. : ил.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/30548#page/11/mode/2up Верзилин, Н. М. Как сделать гербарий] / Н. Верзилин. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1947 (Москва : РГДБ, 2013). — 10 с. : ил.
Строка 175: Строка 189:
   
   
*Трайтак, Д. И. Ветеран советской педагогики : [о жизни и творчестве Н. М. Верзилина] / Д. И. Трайтак // Советская педагогика. — 1983.— № 2. — С. 59.
*Трайтак, Д. И. Ветеран советской педагогики : [о жизни и творчестве Н. М. Верзилина] / Д. И. Трайтак // Советская педагогика. — 1983.— № 2. — С. 59.
*[https://ant53.ru/project/ Верзилин Николай Михайлович.] — Текст : электронный // Электронная библиотека «Муравейник» : сайт.
*[https://lavkapisateley.spb.ru/enciklopediya/v/verzilin- Фёдоров, В. Верзилин Николай Михайлович.] — Текст : электронный // Книжная лавка писателей : сайт.


==См. также==
==См. также==
Строка 184: Строка 194:
*[[Акимушкин Игорь Иванович]]
*[[Акимушкин Игорь Иванович]]
*[[Бианки Виталий Валентинович]]
*[[Бианки Виталий Валентинович]]
*[[Дмитриев Юрий Дмитриевич]]
*[[Чаплина Вера Васильевна]]
*[[Чаплина Вера Васильевна]]
*[[Чарушин Евгений Иванович]]
*[[Чарушин Евгений Иванович]]
[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]