Баруздин Сергей Алексеевич: различия между версиями

Строка 24: Строка 24:
==Сергей Баруздин / Биография==
==Сергей Баруздин / Биография==


Сергей Баруздин родился 22 июля 1926 года в Москве в семье советского служащего, позже занимавшего должность заместителя начальника «Главторфа», Алексея Александровича Баруздина. Мать, Елена Дмитриевна, работала бухгалтером. Сосед Баруздиных по коммунальной квартире, профессор, любитель поэзии, разрешал свободно пользоваться своей библиотекой. Сергей увлекся поэзией XIX века, а позже пришел интерес к творчеству поэтов современности. Школьник начал сочинять стихи; патриотическое стихотворение одиннадцатилетнего Сергея о выборах в Верховный совет было опубликовано в многотиражке, а затем перепечатано «Пионерской правдой». Н. К. Крупская разглядела в подростке талант и направила его в литературную студию Московского дома пионеров. «Вот уже почти четыре года этот дом был заветной несбыточной мечтой московских мальчишек и девчонок. Несбыточной потому, что он был единственным в Москве и даже, может быть, во всей стране. И попасть в него было труднее трудного», — через многие годы мысленно возвращался к своему отрочеству писатель. Перед ребятами выступали [[Гайдар Аркадий Петрович|А. П. Гайдар]], [[Кассиль Лев Абрамович|Л. А. Кассиль]], [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршак]], С. В. Михалков и другие поэты и прозаики. Стихи и заметки Баруздина часто публиковались на страницах детских газет и журналов, звучали в радиопередачах. Обучение в литературной студии и общение с Н.  К.  Крупской, по мнению писателя, во многом предопределили его интерес к работе в области литературы для детей в послевоенные годы.
Сергей Баруздин родился 22 июля 1926 года в Москве в семье советского служащего, позже занимавшего должность заместителя начальника «Главторфа», Алексея Александровича Баруздина. Мать, Елена Дмитриевна, работала бухгалтером. Сосед Баруздиных по коммунальной квартире, профессор, любитель поэзии, разрешал свободно пользоваться своей библиотекой. Сергей увлекся поэзией XIX века, а позже пришел интерес к творчеству поэтов современности.  
 
Школьник начал сочинять стихи; патриотическое стихотворение одиннадцатилетнего Сергея о выборах в Верховный совет было опубликовано в многотиражке, а затем перепечатано «Пионерской правдой». Н. К. Крупская разглядела в подростке талант и направила его в литературную студию Московского дома пионеров. «Вот уже почти четыре года этот дом был заветной несбыточной мечтой московских мальчишек и девчонок. Несбыточной потому, что он был единственным в Москве и даже, может быть, во всей стране. И попасть в него было труднее трудного», — через многие годы мысленно возвращался к своему отрочеству писатель. Перед ребятами выступали [[Гайдар Аркадий Петрович|А. П. Гайдар]], [[Кассиль Лев Абрамович|Л. А. Кассиль]], [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршак]], С. В. Михалков и другие поэты и прозаики. Стихи и заметки Баруздина часто публиковались на страницах детских газет и журналов, звучали в радиопередачах. Обучение в литературной студии и общение с Н.  К.  Крупской, по мнению писателя, во многом предопределили его интерес к работе в области литературы для детей в послевоенные годы.
 
После начала Великой Отечественной войны С. Баруздин работал в типографии, рыл окопы на улицах города, по ночам дежурил на крышах, гася немецкие «зажигалки». На фронт попал раньше положенного срока, приписав себе два лишних года, служил в артиллерийской разведке, прошел с боями до Берлина, освобождал Европу. Несмотря на запрет, под угрозой штрафбата вел дневник, первая часть которого погибла при переправе через Одер, а вторая сохранилась и легла в основу многих повестей и романов писателя.
 
{{цитата|автор=Сергей Баруздин|Отечественная сформировала меня и как человека, и как литератора. И она остается и всегда останется моей главной темой и в книжках для самых маленьких, и в стихах и прозе для взрослых…}}


После начала Великой Отечественной войны С. Баруздин работал в типографии, рыл окопы на улицах города, по ночам дежурил на крышах, гася немецкие «зажигалки». На фронт попал раньше положенного срока, приписав себе два лишних года, служил в артиллерийской разведке, прошел с боями до Берлина, освобождал Европу. Несмотря на запрет, под угрозой штрафбата вел дневник, первая часть которого погибла при переправе через Одер, а вторая сохранилась и легла в основу многих повестей и романов писателя. «Отечественная сформировала меня и как человека, и как литератора. И она остается и всегда останется моей главной темой и в книжках для самых маленьких, и в стихах и прозе для взрослых…», — писал позднее С. А.  Баруздин в своей автобиографии.


После возвращения к мирной жизни он начал сотрудничать с журналами — заведовал отделами в «Затейнике» и «Шахматах в СССР», работал в редакции журнала «Пионер». После выхода в начале 50-х годов первых книг для детей С. Баруздин, не имеющий даже среднего образования, был сразу принят в Союз писателей СССР. Сдав экстерном экзамены на аттестат зрелости, в 1958 году он досрочно с отличием окончил заочное отделение Литературного института им. М. Горького. В 1956 году С. Баруздин перешел на работу в Союз писателей, где и трудился на разных постах долгие годы. Более десяти лет С. Баруздин занимал должность секретаря правления Союза писателей РСФСР, а в 1966 году был назначен еще и главным редактором журнала «Дружба народов». В то время ему не исполнилось и сорока лет, что по советским меркам было очень мало для такой должности.
После возвращения к мирной жизни он начал сотрудничать с журналами — заведовал отделами в «Затейнике» и «Шахматах в СССР», работал в редакции журнала «Пионер». После выхода в начале 50-х годов первых книг для детей С. Баруздин, не имеющий даже среднего образования, был сразу принят в Союз писателей СССР. Сдав экстерном экзамены на аттестат зрелости, в 1958 году он досрочно с отличием окончил заочное отделение Литературного института им. М. Горького. В 1956 году С. Баруздин перешел на работу в Союз писателей, где и трудился на разных постах долгие годы. Более десяти лет С. Баруздин занимал должность секретаря правления Союза писателей РСФСР, а в 1966 году был назначен еще и главным редактором журнала «Дружба народов». В то время ему не исполнилось и сорока лет, что по советским меркам было очень мало для такой должности.
Строка 40: Строка 45:
Файл:Baruzdin-Sergej (4).jpg|Как куры научились плавать / Сергей Баруздин; рис. [[Устинов Николай Александрович|Н. Устинова]]
Файл:Baruzdin-Sergej (4).jpg|Как куры научились плавать / Сергей Баруздин; рис. [[Устинов Николай Александрович|Н. Устинова]]
Файл:Baruzdin-Sergej (1).jpg|Рави и Шаши / Сергей Баруздин; рисунки Ф. Лемкуля, 1973
Файл:Baruzdin-Sergej (1).jpg|Рави и Шаши / Сергей Баруздин; рисунки Ф. Лемкуля, 1973
Файл:Baruzdin-Sergej (5).jpg|Чудеса : стихи и рассказы / Сергей Баруздин


</gallery></center>
</gallery></center>
Строка 55: Строка 59:


В 1950 году вышли первая отдельно изданная книга стихов С. Баруздина для детей «Кто построил этот дом» и сборник стихов «Флажок» (в соавторстве с [[Алексин Анатолий Георгиевич|А. Г. Алексиным]]). За ними последовал сборник рассказов «Про Светлану» (1951). В 1955 году был опубликован сборник стихов «Кто сегодня учится», в 1957 году С. Баруздиным были изданы книга для малышей «Шаг за шагом» и повесть «Ласточкин младший и Ласточкин старший».
В 1950 году вышли первая отдельно изданная книга стихов С. Баруздина для детей «Кто построил этот дом» и сборник стихов «Флажок» (в соавторстве с [[Алексин Анатолий Георгиевич|А. Г. Алексиным]]). За ними последовал сборник рассказов «Про Светлану» (1951). В 1955 году был опубликован сборник стихов «Кто сегодня учится», в 1957 году С. Баруздиным были изданы книга для малышей «Шаг за шагом» и повесть «Ласточкин младший и Ласточкин старший».
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Баруздин">
Файл:Ravi-i-SHashi-Baruzdin.jpg|Рави, Шаши, Снежок и другие / Сергей Баруздин
Файл:Pro-Svetlanu-Baruzdin.jpg|Про Светлану / Сергей Баруздин ; рисунки Георгий Фитингоф
Файл:Zachem-belke-hvost-Baruzdin.jpg|Зачем белке хвост / Сергей Баруздин
Файл:Baruzdin-Sergej (5).jpg|Чудеса : стихи и рассказы / Сергей Баруздин
</gallery></center>


Поэтическая «Сказка о трамвае» (1956) повествует о трамвае, как о живом существе. Он просыпается, моет стеклянные глаза, торопится на работу. Обладающий «железным характером», трамвай меняется вместе с жизнью. В «Сказке о Лесном царе и Пионерском царстве» (1972) волшебные мотивы переплетены с реалиями современной жизни. Ее герои — не только сказочные существа, но и октябрята и пионеры, вожатые и другие сотрудники пионерского лагеря. Библиотекарь Олишка знакомит ребят с необычным Книжным царством, которое «называется скучным словом …«библиотека». Но нет на свете большего моря, чем море Книжное. В нем — миллионы, миллиарды, триллионы книг, из моря текут тысячи рек, больших и малых, тысячи ручейков. И вот один из этих ручейков Книжного моря притек сюда к нам. Смотрите, что он вам принес, смотрите, выбирайте и читайте!». Не только мальчишек и девчонок, но и самого Лесного царя увлекает ее поэтический рассказ о книгах: «Это — ваши друзья-товарищи, что живут рядом с вами. Это смех, если вам хочется посмеяться, это грусть, если вам хочется погрустить, это мысль, ум, если вам хочется подумать». (Сам автор сказки каждый месяц вел на телевидении передачу «Книжная лавка», рассказывая о книжных новинках.) Как и все произведения С. А. Баруздина, его сказки обладают нравственно-этической направленностью. Автор без назидательности учил детей не бояться трудностей, уметь признавать свои недостатки, трудиться для блага общества. К жанру сказки на протяжении всей своей творческой жизни он обращался неоднократно — вышли сборник сказок «Почему рыбы молчат» (1983), сказка-путешествие «Как мы на ракете летали» (1963), повесть-сказка «Бегемот на ферме» (1986), сборник коротких сказок «Чучело гороховое» (1988).
Поэтическая «Сказка о трамвае» (1956) повествует о трамвае, как о живом существе. Он просыпается, моет стеклянные глаза, торопится на работу. Обладающий «железным характером», трамвай меняется вместе с жизнью. В «Сказке о Лесном царе и Пионерском царстве» (1972) волшебные мотивы переплетены с реалиями современной жизни. Ее герои — не только сказочные существа, но и октябрята и пионеры, вожатые и другие сотрудники пионерского лагеря. Библиотекарь Олишка знакомит ребят с необычным Книжным царством, которое «называется скучным словом …«библиотека». Но нет на свете большего моря, чем море Книжное. В нем — миллионы, миллиарды, триллионы книг, из моря текут тысячи рек, больших и малых, тысячи ручейков. И вот один из этих ручейков Книжного моря притек сюда к нам. Смотрите, что он вам принес, смотрите, выбирайте и читайте!». Не только мальчишек и девчонок, но и самого Лесного царя увлекает ее поэтический рассказ о книгах: «Это — ваши друзья-товарищи, что живут рядом с вами. Это смех, если вам хочется посмеяться, это грусть, если вам хочется погрустить, это мысль, ум, если вам хочется подумать». (Сам автор сказки каждый месяц вел на телевидении передачу «Книжная лавка», рассказывая о книжных новинках.) Как и все произведения С. А. Баруздина, его сказки обладают нравственно-этической направленностью. Автор без назидательности учил детей не бояться трудностей, уметь признавать свои недостатки, трудиться для блага общества. К жанру сказки на протяжении всей своей творческой жизни он обращался неоднократно — вышли сборник сказок «Почему рыбы молчат» (1983), сказка-путешествие «Как мы на ракете летали» (1963), повесть-сказка «Бегемот на ферме» (1986), сборник коротких сказок «Чучело гороховое» (1988).