Высоцкий Владимир Семёнович: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 14 промежуточных версий 2 участников)
Строка 18: Строка 18:
|Сайт                        =  <!-- введите адрес ссылки начиная с http:// или https:// например - |Сайт =http://aksakoff.org -->
|Сайт                        =  <!-- введите адрес ссылки начиная с http:// или https:// например - |Сайт =http://aksakoff.org -->
|Срок авторских прав          =  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Срок авторских прав =06.11.1978 -->
|Срок авторских прав          =  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Срок авторских прав =06.11.1978 -->
|Автограф                    =   <!-- впишите название файла например - |Автограф =Sergej Aksakov Aftograf.jpg -->
|Автограф                    = Vladimir-Vysockij (12).jpg <!-- впишите название файла например - |Автограф =Sergej Aksakov Aftograf.jpg -->
}}
}}
__FORCETOC__
__FORCETOC__
Строка 38: Строка 38:


Весной 1955 года Владимир Высоцкий переезжает к матери на проспект Мира, 76. Летом, окончив школу, хотел поступать в театральный институт, однако родители настояли на Инженерно-строительном институте имени В. В. Куйбышева (ныне МГСУ). Отучившись первый семестр, он ушел еще до сессии.  
Весной 1955 года Владимир Высоцкий переезжает к матери на проспект Мира, 76. Летом, окончив школу, хотел поступать в театральный институт, однако родители настояли на Инженерно-строительном институте имени В. В. Куйбышева (ныне МГСУ). Отучившись первый семестр, он ушел еще до сессии.  
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Владимир Высоцкий">
Файл:Vladimir-Vysockij12.jpg|Владимир Высоцкий, г. Эберсвальде, 1947
Файл:Vladimir-Vysockij (11).jpg|Владимир Высоцкий
Файл:Vladimir-Vysockij (6).jpg|Нерв / В. С. Высоцкий
Файл:Vladimir-Vysockij (5).jpg|Я, конечно, вернусь / В. С. Высоцкий
Файл:Vladimir-Vysockij (3).jpg|Мой Гамлет : стихотворения / В.С. Высоцкий
</gallery></center>


Вернулся в драмкружок В. Н. Богомолова и стал готовиться к поступлению на актёрское отделение Школы-студии им. Немировича-Данченко при МХАТе, куда его приняли летом 1956 года. На втором курсе сочинил первое прозаическое произведение — зарисовку из жизни молодых актеров «О жертвах вообще и об одной — в частности...», затем — цикл рассказов про «собаку Рекса, который был значительно умнее своего хозяина». Кроме того, сочинял куплеты и тому подобные стихи для капустников. Во время учебы, в 1957–1959 годах, начал учиться играть на гитаре, по совету Б. И. Вершилова, преподавателя, ученика К. С. Станиславского. Студийцы увлечены были песнями Булата Окуджавы — в записях на первых магнитофонах. На последнем курсе, в 1960-м году женился на актрисе Изольде Жуковой. Супруги присутствовали на концерте Б.Ш. Окуджавы в Школе-Студии. Впоследствии Высоцкий не раз будет говорить о прямом влиянии окуджавской песни на становление его собственного песенного стиля.
Вернулся в драмкружок В. Н. Богомолова и стал готовиться к поступлению на актёрское отделение Школы-студии им. Немировича-Данченко при МХАТе, куда его приняли летом 1956 года. На втором курсе сочинил первое прозаическое произведение — зарисовку из жизни молодых актеров «О жертвах вообще и об одной — в частности...», затем — цикл рассказов про «собаку Рекса, который был значительно умнее своего хозяина». Кроме того, сочинял куплеты и тому подобные стихи для капустников. Во время учебы, в 1957–1959 годах, начал учиться играть на гитаре, по совету Б. И. Вершилова, преподавателя, ученика К. С. Станиславского. Студийцы увлечены были песнями Булата Окуджавы — в записях на первых магнитофонах. На последнем курсе, в 1960-м году женился на актрисе Изольде Жуковой. Супруги присутствовали на концерте Б.Ш. Окуджавы в Школе-Студии. Впоследствии Высоцкий не раз будет говорить о прямом влиянии окуджавской песни на становление его собственного песенного стиля.
Строка 58: Строка 68:


Толчком к переходу от писания стихов к жанру авторской песни было знакомство с творчеством Булата Окуджавы. Среди ранних стихотворений-песен — «Татуировка», «Ленинградская блокада» (оба — 1961), «Большой Каретный» (1962). «Татуировка» положила начало циклу песен на «блатные» сюжеты: «Я в деле, и со мною нож...» (1961), «Тот, кто раньше с нею был» (1962), «За меня невеста отрыдает честно» (1963) и др.  
Толчком к переходу от писания стихов к жанру авторской песни было знакомство с творчеством Булата Окуджавы. Среди ранних стихотворений-песен — «Татуировка», «Ленинградская блокада» (оба — 1961), «Большой Каретный» (1962). «Татуировка» положила начало циклу песен на «блатные» сюжеты: «Я в деле, и со мною нож...» (1961), «Тот, кто раньше с нею был» (1962), «За меня невеста отрыдает честно» (1963) и др.  
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Владимир Высоцкий">
Файл:Vladimir-Vysockij (2).jpg|Четыре четверти пути : сборник / сост. И примеч. А. Крылова
Файл:Vladimir-Vysockij (4).jpg|Кони привередливые / В. С. Высоцкий
Файл:Vladimir-Vysockij (8).jpg|Высоцкий, В. С. Сочинения : в 2 т. / предисл. С. В. Высоцкого, худ. М. М. Златковский
Файл:Vladimir-Vysockij (13).jpg|Черновой автограф песни «Бал-маскарад» / Владимир Высоцкий
Файл:Vladimir-Vysockij (1).jpg|Беловой автограф песни «Высота»
</gallery></center>


Песни Высоцкого прозвучали в 32 художественных фильмах. Однако в ряде картин фамилия автора песен в титрах не указывалась. К примеру, в фильме «Карантин» (1968) звучит песня «Давно смолкли залпы орудий…» в исполнении Ю. Каморного; автор в титрах не значился. То же самое произошло с произведением «Долго же ты шёл в конверте, листок…», вошедшим в приключенческий фильм «Внимание, цунами!» (1969): песенно-музыкальная тема оказалась лейтмотивом картины, в титрах был указан композитор О. Каравайчук. С киноленты «Последний жулик» (1966), в которой прозвучали три песни на стихи Высоцкого, начался отсчет его дискографии: в 1967-м году вышла в свет пластинка М. Л. Таривердиева с первой записью произведения Высоцкого — песней «Вот что: жизнь прекрасна, товарищи…» в исполнении Николая Губенко, актера театра на Таганке.  
Песни Высоцкого прозвучали в 32 художественных фильмах. Однако в ряде картин фамилия автора песен в титрах не указывалась. К примеру, в фильме «Карантин» (1968) звучит песня «Давно смолкли залпы орудий…» в исполнении Ю. Каморного; автор в титрах не значился. То же самое произошло с произведением «Долго же ты шёл в конверте, листок…», вошедшим в приключенческий фильм «Внимание, цунами!» (1969): песенно-музыкальная тема оказалась лейтмотивом картины, в титрах был указан композитор О. Каравайчук. С киноленты «Последний жулик» (1966), в которой прозвучали три песни на стихи Высоцкого, начался отсчет его дискографии: в 1967-м году вышла в свет пластинка М. Л. Таривердиева с первой записью произведения Высоцкого — песней «Вот что: жизнь прекрасна, товарищи…» в исполнении Николая Губенко, актера театра на Таганке.  
Строка 74: Строка 94:
Уже после смерти поэта в 1981 году вышел в свет первый стихотворный сборник В. С. Высоцкого «Нерв», а в 1988 году — сборник «Я, конечно, вернусь…».  
Уже после смерти поэта в 1981 году вышел в свет первый стихотворный сборник В. С. Высоцкого «Нерв», а в 1988 году — сборник «Я, конечно, вернусь…».  


Из произведений поэта наиболее близок к детям цикл песен по мотивам сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Сочинять песни для сказки Владимир Высоцкий убедила его Марина Влади. Песни были закончены в конце 1973 г. Поэт очень серьёзно относился к этой работе — две диска-гиганта были его первым легальным появлением как автора в государственном издании. Поначалу Высоцкий не хотел исполнять свои песни, желая оставить за собой только авторство, но некоторые из его песен оказались настолько трудны для других исполнителей, что О. В. Герасимов, актёр и режиссёр, руководитель проекта, смог переубедить его. Высоцкий исполнил «Марш антиподов» («Когда провалишься сквозь землю от стыда…»), «Песню Попугая-моряка» («Послушайте все! Ого-го! Эге-гей!»), «Песню Орлёнка Эда» («Таких имён в помине нет…»). Кроме того, звучат «Песня Кэрролла», «Песня Алисы», «Додо, Алиса и Белый Кролик», «Падение Алисы», «Про Мэри Энн», «В море слез», «Песня Мыши», «Про Робин Гуся», «Странные скачки», «Песня о планах», «Лягушонок», «Песня про ребёнка-поросёнка», «Мартовский заяц», «Песня Чеширского кота», «Шляпник», «Песня Сони», «Песня об обиженном времени», «Королевское шествие», «Песня про крохей». Всего же для аудио-сказки было написано свыше 20 песен. После окончания записи состоялся художественный совет, на котором детский театральный деятель Н. И. Сац обвинила Всесоюзную студию грамзаписи «Мелодия» в том, что «она развращает детей чудовищными песнями Высоцкого». Однако вмешательство Бэллы Ахмадулиной, опубликовавшей в «Литературной газете» поздравление с выходом «Алисы…», спасло сказку. Дискоспектакль вышел в 1976 году, тираж пластинок допечатывался чуть ли не ежегодно, популярность издания сохранялась вплоть до начала 1990-х годов.
Из произведений поэта наиболее близок к детям цикл песен по мотивам сказки [[Кэрролл Льюис|Л. Кэрролла]] «Алиса в Стране чудес». Сочинять песни для сказки Владимир Высоцкий убедила его Марина Влади. Песни были закончены в конце 1973 г. Поэт очень серьёзно относился к этой работе — две диска-гиганта были его первым легальным появлением как автора в государственном издании. Поначалу Высоцкий не хотел исполнять свои песни, желая оставить за собой только авторство, но некоторые из его песен оказались настолько трудны для других исполнителей, что О. В. Герасимов, актёр и режиссёр, руководитель проекта, смог переубедить его. Высоцкий исполнил «Марш антиподов» («Когда провалишься сквозь землю от стыда…»), «Песню Попугая-моряка» («Послушайте все! Ого-го! Эге-гей!»), «Песню Орлёнка Эда» («Таких имён в помине нет…»). Кроме того, звучат «Песня Кэрролла», «Песня Алисы», «Додо, Алиса и Белый Кролик», «Падение Алисы», «Про Мэри Энн», «В море слез», «Песня Мыши», «Про Робин Гуся», «Странные скачки», «Песня о планах», «Лягушонок», «Песня про ребёнка-поросёнка», «Мартовский заяц», «Песня Чеширского кота», «Шляпник», «Песня Сони», «Песня об обиженном времени», «Королевское шествие», «Песня про крохей». Всего же для аудио-сказки было написано свыше 20 песен. После окончания записи состоялся художественный совет, на котором детский театральный деятель Н. И. Сац обвинила Всесоюзную студию грамзаписи «Мелодия» в том, что «она развращает детей чудовищными песнями Высоцкого». Однако вмешательство Бэллы Ахмадулиной, опубликовавшей в «Литературной газете» поздравление с выходом «Алисы…», спасло сказку. Дискоспектакль вышел в 1976 году, тираж пластинок допечатывался чуть ли не ежегодно, популярность издания сохранялась вплоть до начала 1990-х годов.


Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года от инфаркта миокарда, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года от инфаркта миокарда, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Строка 112: Строка 132:
*Полевая книжка / [Российский гос. архив литературы и искусства. Гос. центральный музей современной истории России ; дизайн: Илья Яновский]. — Факсимильное изд. — Москва : Российский государственный архив литературы и искусства : Государственный центральный музей современной истории России, 2015. — [52] с. : факс.
*Полевая книжка / [Российский гос. архив литературы и искусства. Гос. центральный музей современной истории России ; дизайн: Илья Яновский]. — Факсимильное изд. — Москва : Российский государственный архив литературы и искусства : Государственный центральный музей современной истории России, 2015. — [52] с. : факс.
*Издание подготовлено к выставке «Долго пахнут порохом слова...». Поэты на войне». К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. 07.05.2015-28.06.2015. На обл.: Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1944.
*Издание подготовлено к выставке «Долго пахнут порохом слова...». Поэты на войне». К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. 07.05.2015-28.06.2015. На обл.: Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1944.
**Содерж.: автографы (факсимиле) поэтов: В. Э. Багрицкий, Н. П. Майоров, В. И. Лебедев-Кумач, Е. А. Долматовский, А. Т. Твардовский, К. М. Симонов, М. В. Исаковский, С. П. Гудзенко, О. Ф. Берггольц, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, В. С. Высоцкий, С. Бирюков, Я. Грантс, Е. Белоглазов, Р. Комадей, Д. Воденников, В. Пуханов, М. Степанова, Д. Файзов, А. Родионов, Н. Борский, М. Палей, А. Кабанов.
**Содерж.: автографы (факсимиле) поэтов: В. Э. Багрицкий, Н. П. Майоров, В. И. Лебедев-Кумач, Е. А. Долматовский, А. Т. Твардовский, К. М. Симонов, М. В. Исаковский, С. П. Гудзенко, [[Берггольц Ольга Федоровна|О. Ф. Берггольц]], [[Самойлов Давид Самуилович|Д. С. Самойлов]], Б. А. Слуцкий, В. С. Высоцкий, С. Бирюков, Я. Грантс, Е. Белоглазов, Р. Комадей, Д. Воденников, В. Пуханов, М. Степанова, Д. Файзов, А. Родионов, Н. Борский, М. Палей, А. Кабанов.
 
==Интервью и телезаписи==
 
*[https://www.youtube.com/watch?v=7VWalcBRnzU Владимир Высоцкий. Интервью Инне Шестаковой.] Театр на Таганке, 7 января 1980 г. — Текст. Изображение. Устная речь : электронные // YouTube : видеохостинг.
*[https://www.youtube.com/watch?v=n8j3gt35Fd8 Кинопанорама. Владимир Высоцкий. Монолог] (1980). — Текст. Изображение. Устная речь : электронные // YouTube : видеохостинг.


==Владимир Высоцкий / Аудиозаписи==
==Владимир Высоцкий / Аудиозаписи==
Строка 145: Строка 160:
*Толмачева, В. Досадно, что сам я немного успел... // Кругозор. — 1987. — № 5.
*Толмачева, В. Досадно, что сам я немного успел... // Кругозор. — 1987. — № 5.
*Акимов, Б. О. Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы / Акимов Б., Терентьев О. // Студенческий меридиан. —1987. — № 9. — Окончание см.: 1990. — № 7.
*Акимов, Б. О. Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы / Акимов Б., Терентьев О. // Студенческий меридиан. —1987. — № 9. — Окончание см.: 1990. — № 7.
*Берестов, В. «И опять я в мыслях полагаюсь на слова людей...» : (Владимир Высоцкий. Кони привередливые. Стихи. Я, конечно, вернусь. Стихи и песни В. Высоцкого. Воспоминания) // Новый мир. — 1988. — № 2. — С. 246.
*[[Берестов Валентин Дмитриевич|Берестов, В.]] «И опять я в мыслях полагаюсь на слова людей...» : (Владимир Высоцкий. Кони привередливые. Стихи. Я, конечно, вернусь. Стихи и песни В. Высоцкого. Воспоминания) // Новый мир. — 1988. — № 2. — С. 246.
*Ковтун, В. «…Про Витьку Кораблёва и друга закадычного Ваню Дыховичного» // Юный ленинец. — Киев. — 1989. — 26 июля.
*Ковтун, В. «…Про Витьку Кораблёва и друга закадычного Ваню Дыховичного» // Юный ленинец. — Киев. — 1989. — 26 июля.
*Владимир Высоцкий в кино : [сб.] / Г. Адамович [и др.] ; сост. И. И. Роговой. — Москва : ВТПО «Киноцентр». — 1989. — 222 с.  
*Владимир Высоцкий в кино : [сб.] / Г. Адамович [и др.] ; сост. И. И. Роговой. — Москва : ВТПО «Киноцентр». — 1989. — 222 с.  
Строка 194: Строка 209:
*Изотов, В. П. Словарь цикла песен В. С. Высоцкого к дискоспектаклю «Алиса в Стране Чудес» / В. П. Изотов. — Орёл, 2014. — 102 с.
*Изотов, В. П. Словарь цикла песен В. С. Высоцкого к дискоспектаклю «Алиса в Стране Чудес» / В. П. Изотов. — Орёл, 2014. — 102 с.
*Высоцковедение и высоцковидение : [сборник научных статей] / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Орловский гос. ун-т», Ин-т филологии ; [отв. ред. В. П. Изотов]. — Орел : ОГУ, 2014.— 117 с. : ил., табл., факс.
*Высоцковедение и высоцковидение : [сборник научных статей] / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Орловский гос. ун-т», Ин-т филологии ; [отв. ред. В. П. Изотов]. — Орел : ОГУ, 2014.— 117 с. : ил., табл., факс.
*Крылов, А. Е. Булат Окуджава и Владимир Высоцкий: история знакомства // Russian Literature. — 2015. — Vol. 77. — № 2. — Р. 197–222.
*Крылов, А. Е. [[Окуджава Булат Шалвович|Булат Окуджава]] и Владимир Высоцкий: история знакомства // Russian Literature. — 2015. — Vol. 77. — № 2. — Р. 197–222.
*Новиков, Вл. Личность и прием: Окуджава, Высоцкий, Галич // Russian Literature. — 2015. — Vol. 77. — № 2. — Р. 163–174.
*Новиков, Вл. Личность и прием: Окуджава, Высоцкий, Галич // Russian Literature. — 2015. — Vol. 77. — № 2. — Р. 163–174.
*Сушко,Ю. Высоцкий. На краю / Юрий Сушко. — Москва : АСТ, 2015. — 574 с.
*Сушко,Ю. Высоцкий. На краю / Юрий Сушко. — Москва : АСТ, 2015. — 574 с.
Строка 221: Строка 236:
==Музеи==
==Музеи==
*Muzeum Włodzimierza Wysockiego — Музей Высоцкого, г. Кошалина (Польша)
*Muzeum Włodzimierza Wysockiego — Музей Высоцкого, г. Кошалина (Польша)
*Государственный музей «Дом Высоцкого на Таганке» (Москва).
*Государственный музей «Дом Высоцкого на Таганке» (Москва)
 
==См. также==
*[[Ким Юлий Черсанович]]
*[[Рождественский Роберт Иванович]]
[[Category:Писатели]]