44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 24 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 26: | Строка 26: | ||
===Чуковский / Ранние годы=== | ===Чуковский / Ранние годы=== | ||
Корней Иванович Чуковский родился в Санкт-Петербурге 31 марта (19 марта ст.ст) 1882 года, но свой день рождения праздновал первого апреля. Имя писателя при рождении - Николай Корнейчуков. Его мать, Екатерина Осиповна Корнейчукова - «полтавская крестьянка» (как говорил сам Корней Иванович), «приписанная» к Херсонской губернии. Она рано переехала в город и больше не возвращалась на родину. Отец писателя - Эммануил Соломонович Левенсон, петербургский студент, сын уважаемого одесского врача. Родители мальчика не были женаты: они имели различное вероисповедание (отец - иудей, мать - православная христианка) и неравное общественное положение: весьма вероятно, что Екатерина была горничной в доме Левенсонов. В этом союзе родились двое детей: Николай и его старшая сестра Мария (Маруся). Они считались незаконнорожденными, в их метриках отсутствовало отчество. В | Корней Иванович Чуковский родился в Санкт-Петербурге 31 марта (19 марта ст.ст) 1882 года, но свой день рождения праздновал первого апреля. Имя писателя при рождении - Николай Корнейчуков. Его мать, Екатерина Осиповна Корнейчукова - «полтавская крестьянка» (как говорил сам Корней Иванович), «приписанная» к Херсонской губернии. Она рано переехала в город и больше не возвращалась на родину. Отец писателя - Эммануил Соломонович Левенсон, петербургский студент, сын уважаемого одесского врача. Родители мальчика не были женаты: они имели различное вероисповедание (отец - иудей, мать - православная христианка) и неравное общественное положение: весьма вероятно, что Екатерина была горничной в доме Левенсонов. В этом союзе родились двое детей: Николай и его старшая сестра Мария (Маруся). Они считались незаконнорожденными, в их метриках отсутствовало отчество. В своих дневниках Чуковский упоминает об использовании им в разные времена отчеств Эммануилович/Мануилович, Степанович и Емельянович. В официальной биографии писателя в качестве части «настоящего имени» приводилось отчество «Васильевич», которое могло происходить от имени его крестного отца или священника, совершившего обряд крещения. | ||
Приблизительно через три года после рождения Николая его отец женился на девушке из своего круга и переехал в Баку. Отсутствие в семье отца «или хотя бы деда», статус «незаконного» и необходимость, отвечая на вопрос: «Как вас по батюшке?», шутливо рекомендовать: «Зовите меня просто Колей», стали для Чуковского источником жестоких душевных страданий в отрочестве и юности; позднее он решился подробно рассказать о них в повести «Секрет» (1936-1938). В 1910-х годах, уже будучи известным литературным критиком, Корней Иванович предпринял попытку наладить общение с родителем, но она оказалась неудачной: их встреча закончилась размолвкой, после которой отец и сын больше не общались. | Приблизительно через три года после рождения Николая его отец женился на девушке из своего круга и переехал в Баку. Отсутствие в семье отца «или хотя бы деда», статус «незаконного» и необходимость, отвечая на вопрос: «Как вас по батюшке?», шутливо рекомендовать: «Зовите меня просто Колей», стали для Чуковского источником жестоких душевных страданий в отрочестве и юности; позднее он решился подробно рассказать о них в повести «Секрет» (1936-1938). В 1910-х годах, уже будучи известным литературным критиком, Корней Иванович предпринял попытку наладить общение с родителем, но она оказалась неудачной: их встреча закончилась размолвкой, после которой отец и сын больше не общались. | ||
Строка 40: | Строка 40: | ||
Николай Корнейчуков - умный, жизнерадостный, общительный, но вместе с тем самолюбивый, язвительный и вспыльчивый - не входил в число примерных учеников. Он мог стать зачинщиком драки, прогулять занятия, «издавал» рукописный журнал, в котором критиковались школьные порядки. Чуковский вспоминал, что его бесстрашная мама боялась только одного - исключения сына | Николай Корнейчуков - умный, жизнерадостный, общительный, но вместе с тем самолюбивый, язвительный и вспыльчивый - не входил в число примерных учеников. Он мог стать зачинщиком драки, прогулять занятия, «издавал» рукописный журнал, в котором критиковались школьные порядки. Чуковский вспоминал, что его бесстрашная мама боялась только одного - исключения сына из гимназии. Когда Николай учился в пятом классе (по другим сведениям, в шестом или седьмом), его всё-таки исключили. Он считал, что если бы не его «низкое происхождение» (внебрачный сын прачки), не закон о «кухаркиных детях», которых в гимназии должно быть как можно меньше, начальство обошлось бы с ним не столь сурово. Впечатлительный мальчик тяжело переживал это событие, отразившееся позднее в автобиографической повести Чуковского «Серебряный герб». | ||
Строка 46: | Строка 46: | ||
Файл:CHukovskij.jpg|Корней Чуковский. Петербург. 1910-е / Собрание Е.Ц. Чуковской | Файл:CHukovskij.jpg|Корней Чуковский. Петербург. 1910-е / Собрание Е.Ц. Чуковской | ||
Файл:CHukovskij (2).jpg|Корней Чуковский. Одесса. 19 октября 1902. Фото: В.Г. Чеховского / Собрание Е.Ц. Чуковской | Файл:CHukovskij (2).jpg|Корней Чуковский. Одесса. 19 октября 1902. Фото: В.Г. Чеховского / Собрание Е.Ц. Чуковской | ||
Файл:CHukovskij (3).jpg|Мандельштам, Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков. 1914. Фото: Карл Булла | Файл:CHukovskij (3).jpg|[[Мандельштам Осип Эмильевич|Мандельштам]], Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков. 1914. Фото: Карл Булла | ||
Файл:CHukovskij-K (5).jpg|Корней Чуковский | Файл:CHukovskij-K (5).jpg|Корней Чуковский | ||
Файл:CHukovskij-K (6).jpg|Портрет Чуковского работы Ю. Анненкова, середина 1910-х. Лист из Чукоккалы / Собрание Е. Ц. Чуковской | Файл:CHukovskij-K (6).jpg|Портрет Чуковского работы Ю. Анненкова, середина 1910-х. Лист из Чукоккалы / Собрание Е. Ц. Чуковской | ||
Строка 64: | Строка 64: | ||
Статья «К вечно юному вопросу» - глава из неоконченной философской книги Чуковского. Тема «вопроса» была злободневной: тогда много спорили о том, должно ли искусство быть утилитарным или свободным от утилитарности «искусством для искусства». Чуковский не примкнул ни к одной точке зрения, а указал на третий путь - возможность сосуществования красоты и пользы: искусство способно служить обществу только в том случае, когда живет для себя и по своим законам, а общество не мешает ему жить и развиваться. Редакция назвала девятнадцатилетнего автора фельетона «молодым журналистом, мнение которого парадоксально, но очень интересно». Газета «Одесские новости» была популярным изданием с большим тиражом, размещала литературные, коммерческие и справочные материалы, имела своих корреспондентов во многих европейских столицах. Поэтому когда Чуковский попал в число ее постоянных авторов, он приобрел некоторую известность в городе, начал участвовать в собраниях «Литературки» - литературно-артистического общества Одессы. «Из оборванца я превратился в писателя», - сказал о том времени сам Корней Иванович. | Статья «К вечно юному вопросу» - глава из неоконченной философской книги Чуковского. Тема «вопроса» была злободневной: тогда много спорили о том, должно ли искусство быть утилитарным или свободным от утилитарности «искусством для искусства». Чуковский не примкнул ни к одной точке зрения, а указал на третий путь - возможность сосуществования красоты и пользы: искусство способно служить обществу только в том случае, когда живет для себя и по своим законам, а общество не мешает ему жить и развиваться. Редакция назвала девятнадцатилетнего автора фельетона «молодым журналистом, мнение которого парадоксально, но очень интересно». Газета «Одесские новости» была популярным изданием с большим тиражом, размещала литературные, коммерческие и справочные материалы, имела своих корреспондентов во многих европейских столицах. Поэтому когда Чуковский попал в число ее постоянных авторов, он приобрел некоторую известность в городе, начал участвовать в собраниях «Литературки» - литературно-артистического общества Одессы. «Из оборванца я превратился в писателя», - сказал о том времени сам Корней Иванович. | ||
1903 год был наполнен событиями: Чуковский побывал в Петербурге и Москве, пытался устроиться в столичные журналы. Это ему не удалось, но он познакомился с многими из тех столичных литераторов, которых видел раньше только на портретах. В мае 1903 года 21-летний Николай Корнейчуков женился на Марии Борисовне Гольдфельд, дочери бухгалтера частной конторы. Менее чем через месяц супруги уехали в Лондон. Чуковский был | 1903 год был наполнен событиями: Чуковский побывал в Петербурге и Москве, пытался устроиться в столичные журналы. Это ему не удалось, но он познакомился с многими из тех столичных литераторов, которых видел раньше только на портретах. В мае 1903 года 21-летний Николай Корнейчуков женился на Марии Борисовне Гольдфельд, дочери бухгалтера частной конторы. Менее чем через месяц супруги уехали в Лондон. Чуковский был одним из немногих сотрудников газеты, знавшим нераспространенный тогда английский язык, который выучил самостоятельно, поэтому ему предложили стать британским корреспондентом «Одесских новостей». Всего за время пребывания в Англии (чуть больше года) Чуковский опубликовал 89 статей на литературные и социально-бытовые темы. В их числе «Нищие в Лондоне», «Спиритизм в Англии», «Английские клерки и «Лакомый кусочек», «Англичане и Чехов», «Оскар Уайльд и его пьеса», «Бутербродные люди». Помимо «Одесских новостей» статьи Чуковского появлялись в «Южном обозрении» и некоторых киевских газетах. В 1904 году статью Чуковского о художнике Джордже Уотсе напечатал серьезный всероссийский критико-библиографический и литературный журнал «Весы» - его издавал и редактировал известный поэт Валерий Брюсов. | ||
Гонорары от работодателя поступали нерегулярно, а затем вовсе перестали поступать. Чуковские были вынуждены переезжать во всё более дешевые и неблагоустроенные отели. Мария Борисовна ждала ребенка; из-за тяжелых бытовых условий она вернулась в Одессу, где в июне 1904 года родился первенец Чуковских Николай, впоследствии журналист, писатель и переводчик. Корней Иванович оставался в Лондоне до сентября 1904 года. В первый же день приезда он понял, что невозможно произносить иностранные слова правильно, если пользоваться только самоучителем. Чуковский совершенствовал произношение, лексику, грамматику, посещал бесплатные образовательные курсы для рабочих по английской литературе, «как на работу» ходил в библиотеку Британского музея, и вскоре в самом деле получил там временную подработку - его попросили составить каталог русских книг. Он читал [[Диккенс Чарльз|Диккенса]], Ренана, Теккерея, переводил Браунинга, Суинберна, Россетти, изучал философию и политэкономию. Заграничная поездка в значительной степени определила шестидесятилетнее увлечение Чуковского английской литературой и фольклором. Однако в письме к жене он сказал: | Гонорары от работодателя поступали нерегулярно, а затем вовсе перестали поступать. Чуковские были вынуждены переезжать во всё более дешевые и неблагоустроенные отели. Мария Борисовна ждала ребенка; из-за тяжелых бытовых условий она вернулась в Одессу, где в июне 1904 года родился первенец Чуковских Николай, впоследствии журналист, писатель и переводчик. Корней Иванович оставался в Лондоне до сентября 1904 года. В первый же день приезда он понял, что невозможно произносить иностранные слова правильно, если пользоваться только самоучителем. Чуковский совершенствовал произношение, лексику, грамматику, посещал бесплатные образовательные курсы для рабочих по английской литературе, «как на работу» ходил в библиотеку Британского музея, и вскоре в самом деле получил там временную подработку - его попросили составить каталог русских книг. Он читал [[Диккенс Чарльз|Диккенса]], Ренана, Теккерея, переводил Браунинга, Суинберна, Россетти, изучал философию и политэкономию. Заграничная поездка в значительной степени определила шестидесятилетнее увлечение Чуковского английской литературой и фольклором. Однако в письме к жене он сказал: | ||
Строка 75: | Строка 75: | ||
В начале 1905 года Корней Иванович приехал в Петербург и начал сотрудничать с журналом «Театральная Россия». Летом того же года Чуковский вернулся в Одессу за женой и сыном. Он стал очевидцем беспорядков, возникших после появления в одесской гавани восставшего военного корабля - броненосца «Потёмкин». Корней Иванович даже побывал на «Потёмкине», и моряки передали ему письма, которые он отправил их близким. | В начале 1905 года Корней Иванович приехал в Петербург и начал сотрудничать с журналом «Театральная Россия». Летом того же года Чуковский вернулся в Одессу за женой и сыном. Он стал очевидцем беспорядков, возникших после появления в одесской гавани восставшего военного корабля - броненосца «Потёмкин». Корней Иванович даже побывал на «Потёмкине», и моряки передали ему письма, которые он отправил их близким. | ||
13 ноября 1905 года в Петербурге под редакцией Чуковского вышел первый номер журнала «Сигнал» - «иллюстративного органа политической сатиры». Журнал издавался на средства известного оперного певца Леонида Собинова, среди авторов были известные писатели, в том числе [[Куприн Александр Иванович|А. Куприн]], Ф. Сологуб, Н. Лохвицкая (Тэффи). Материалы «Сигнала» вызвали недовольство властей. После выхода в печать третьего номера Чуковскому было предъявлено обвинение в оскорблении императора, членов августейшей семьи и в потрясении основ государства. Он был арестован, но вышел под залог, который внесли его знакомые. Чуковского приговорили к шестимесячному заключению под стражу и на пять лет лишили права редактировать журнал. В марте 1906 года к делу подключился знаменитый петербургский адвокат Оскар Грузенберг, и тюремное заключение было отменено. | 13 ноября 1905 года в Петербурге под редакцией Чуковского вышел первый номер журнала «Сигнал» - «иллюстративного органа политической сатиры». Журнал издавался на средства известного оперного певца Леонида Собинова, среди авторов были известные писатели, в том числе [[Куприн Александр Иванович|А. Куприн]], Ф. Сологуб, Н. Лохвицкая ([[Тэффи|Тэффи]]). Материалы «Сигнала» вызвали недовольство властей. После выхода в печать третьего номера Чуковскому было предъявлено обвинение в оскорблении императора, членов августейшей семьи и в потрясении основ государства. Он был арестован, но вышел под залог, который внесли его знакомые. Чуковского приговорили к шестимесячному заключению под стражу и на пять лет лишили права редактировать журнал. В марте 1906 года к делу подключился знаменитый петербургский адвокат Оскар Грузенберг, и тюремное заключение было отменено. | ||
Строка 82: | Строка 82: | ||
Файл:CHukovskij-Repin.jpg|Портрет К. Чуковского работы И. Репина, 1910 | Файл:CHukovskij-Repin.jpg|Портрет К. Чуковского работы И. Репина, 1910 | ||
Файл:CHukovskij-Mayakovskij.jpg|Портрет К. Чуковского работы В. Маяковского | Файл:CHukovskij-Mayakovskij.jpg|Портрет К. Чуковского работы В. Маяковского | ||
Файл:CHukovskij-Blok.jpg|Александр Блок и Корней Чуковский | Файл:CHukovskij-Blok.jpg|Александр Блок и Корней Чуковский / Фото М.С. Наппельбаум. Петроград, 1921 | ||
Файл:CHukovskij-Blaginina.jpg|Корней Чуковский и [[Благинина Елена Александровна|Елена Благинина]] | Файл:CHukovskij-Blaginina.jpg|Корней Чуковский и [[Благинина Елена Александровна|Елена Благинина]] | ||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
Строка 89: | Строка 89: | ||
Осенью 1906 года семья Чуковских поселилась в Куоккале, дачном поселке на побережье Финского залива. Сегодня Куоккала называется Репино и входит в состав Курортного района Санкт-Петербурга. Там любили отдыхать представители творческой интеллигенции. В этом тихом уголке, «Переделкине Серебряного века», Чуковские прожили около 10 лет, подружились с художником И. Е. Репиным. Художник и его жена, писательница Н. Б. Нордман-Северова, много занимались обустройством Куоккалы и привлекали Чуковского к своим проектам (театральные постановки, лекции, устройство библиотеки и школы). Усадьба Репина «Пенаты» была центром притяжения поселка, местом с веселой и дружественной атмосферой. Концентрация знаменитостей, посещавших «Пенаты», была настолько высока, что Чуковский в шутку предложил, чтобы все гости оставляли автографы в специально заведенной тетради. Он всегда стремился «остановить мгновение»: в 22 года сфотографировался в Лондоне, когда получил известие о рождении сына, чтобы Коля знал, как выглядел его отец в этот день. Корней Иванович и сам был фотографом-любителем, всю жизнь вел дневник. | Осенью 1906 года семья Чуковских поселилась в Куоккале, дачном поселке на побережье Финского залива. Сегодня Куоккала называется Репино и входит в состав Курортного района Санкт-Петербурга. Там любили отдыхать представители творческой интеллигенции. В этом тихом уголке, «Переделкине Серебряного века», Чуковские прожили около 10 лет, подружились с художником И. Е. Репиным. Художник и его жена, писательница Н. Б. Нордман-Северова, много занимались обустройством Куоккалы и привлекали Чуковского к своим проектам (театральные постановки, лекции, устройство библиотеки и школы). Усадьба Репина «Пенаты» была центром притяжения поселка, местом с веселой и дружественной атмосферой. Концентрация знаменитостей, посещавших «Пенаты», была настолько высока, что Чуковский в шутку предложил, чтобы все гости оставляли автографы в специально заведенной тетради. Он всегда стремился «остановить мгновение»: в 22 года сфотографировался в Лондоне, когда получил известие о рождении сына, чтобы Коля знал, как выглядел его отец в этот день. Корней Иванович и сам был фотографом-любителем, всю жизнь вел дневник. | ||
Так появился рукописный альманах - «Чукоккала», как назвал его Илья Репин. На его страницах остались мысли и рисунки поэтов А. Блока, А. Ахматовой, В. Маяковского, Б. Пастернака, О. Мандельштама и Н. Гумилёва, писателей М. Горького, А. Толстого, оперных певцов Ф. Шаляпина и Л. Собинова и многих других людей, без упоминания которых невозможно рассказать об их эпохе. В альманахе много юмора, пародий, эпиграмм, шутливых пикировок, но есть и серьезные злободневные высказывания. Со временем появились и автографы тех, кто никогда не бывал в «Пенатах» - например, английских писателей А. Конан Дойла и [[Уэллс Герберт Джордж|Г. Уэллса]]. Дело в том, что Корней Иванович, встречая нового интересного собеседника, предлагал ему оставить автограф на чистом листе, который потом бережно вклеивался в «Чукоккалу». Писатель вел альманах всю жизнь, тетрадка постепенно превратилась в | Так появился рукописный альманах - «Чукоккала», как назвал его Илья Репин. На его страницах остались мысли и рисунки поэтов А. Блока, А. Ахматовой, В. Маяковского, Б. Пастернака, [[Мандельштам Осип Эмильевич|О. Мандельштама]] и Н. Гумилёва, писателей М. Горького, А. Толстого, оперных певцов Ф. Шаляпина и Л. Собинова и многих других людей, без упоминания которых невозможно рассказать об их эпохе. В альманахе много юмора, пародий, эпиграмм, шутливых пикировок, но есть и серьезные злободневные высказывания. Со временем появились и автографы тех, кто никогда не бывал в «Пенатах» - например, английских писателей А. Конан Дойла и [[Уэллс Герберт Джордж|Г. Уэллса]]. Дело в том, что Корней Иванович, встречая нового интересного собеседника, предлагал ему оставить автограф на чистом листе, который потом бережно вклеивался в «Чукоккалу». Писатель вел альманах всю жизнь, тетрадка постепенно превратилась в книгу. Сейчас он бесценен и для истории культуры, и для общего представления о двадцатом веке. | ||
По совету еще одного знаменитого куоккальского дачника, писателя В. Г. Короленко, Чуковский начал изучать произведения Н. А. Некрасова (в исследовании творчества Некрасова тогда было много «белых пятен»). В ноябре 1912 года вышла в печать статья Чуковского «Мы и Некрасов», в 1913 году - «Искалеченный Некрасов», «Некрасов и карты». Публикации стали появляться регулярно. Чуковский приступил к серьезным исследованиям - знакомился с фондом имеющихся рукописей, находил новые произведения Некрасова, в том числе прозаические, устанавливал факты, выверял даты, встречался с супругой и родственниками поэта. Исследованию творчества Некрасова Чуковский посвятил более 40 лет. | По совету еще одного знаменитого куоккальского дачника, писателя В. Г. Короленко, Чуковский начал изучать произведения Н. А. Некрасова (в исследовании творчества Некрасова тогда было много «белых пятен»). В ноябре 1912 года вышла в печать статья Чуковского «Мы и Некрасов», в 1913 году - «Искалеченный Некрасов», «Некрасов и карты». Публикации стали появляться регулярно. Чуковский приступил к серьезным исследованиям - знакомился с фондом имеющихся рукописей, находил новые произведения Некрасова, в том числе прозаические, устанавливал факты, выверял даты, встречался с супругой и родственниками поэта. Исследованию творчества Некрасова Чуковский посвятил более 40 лет. | ||
Строка 188: | Строка 188: | ||
Одновременно с появлением новых произведений и переизданием «Крокодила» к сказкам Чуковского начинают возникать претензии. Вопросы воспитания детей, детского чтения и литературы стали задачами государственного уровня. Для их решения уже в 1921 году был создан научный институт. Постепенно сформировались примерные критерии новой детской литературы - правильные темы, связанные с государственной идеологией, правильные главные герои, воспитательная функция как источник творчества, а не как его попутчик. Чуковский же по-прежнему придерживался давно выработанного им подхода - литература не должна служить только для агитации, это превращает ее в не-литературу. Неудивительно, что скоро в сказках стали обнаруживать признаки «буржуазности» (например, в «Мойдодыре» усматривали непочтительность к рабочей профессии: «А нечистым трубочистам - стыд и срам»). Вопросы к Чуковскому касались не только идеологической части. Первоначально предполагалось, что в новую литературу для детей не войдут «старорежимные» литературные формы, включая и сказки волшебного направления: ведь такие сказки «обманывают» читателя и являются «тормозом в развитии материалистического мышления». Это вызвало сомнения в том, допустимо ли придавать животным или предметам быта сходство с людьми. Сказки Чуковского начали обвинять в ненаучности, в том, что они дают «неправильное представление о мире животных и насекомых». «Элементарная эпоха» перестала нуждаться не только «в Достоевских», но и в простом волшебстве. | Одновременно с появлением новых произведений и переизданием «Крокодила» к сказкам Чуковского начинают возникать претензии. Вопросы воспитания детей, детского чтения и литературы стали задачами государственного уровня. Для их решения уже в 1921 году был создан научный институт. Постепенно сформировались примерные критерии новой детской литературы - правильные темы, связанные с государственной идеологией, правильные главные герои, воспитательная функция как источник творчества, а не как его попутчик. Чуковский же по-прежнему придерживался давно выработанного им подхода - литература не должна служить только для агитации, это превращает ее в не-литературу. Неудивительно, что скоро в сказках стали обнаруживать признаки «буржуазности» (например, в «Мойдодыре» усматривали непочтительность к рабочей профессии: «А нечистым трубочистам - стыд и срам»). Вопросы к Чуковскому касались не только идеологической части. Первоначально предполагалось, что в новую литературу для детей не войдут «старорежимные» литературные формы, включая и сказки волшебного направления: ведь такие сказки «обманывают» читателя и являются «тормозом в развитии материалистического мышления». Это вызвало сомнения в том, допустимо ли придавать животным или предметам быта сходство с людьми. Сказки Чуковского начали обвинять в ненаучности, в том, что они дают «неправильное представление о мире животных и насекомых». «Элементарная эпоха» перестала нуждаться не только «в Достоевских», но и в простом волшебстве. | ||
Постепенно детские произведения Чуковского стали исчезать сначала из списков произведений, рекомендуемых к чтению (1925), а потом из рекомендуемых к публикации (1927). Не увенчались успехом попытки Чуковского объяснить, что ничего буржуазного в его произведениях нет: они основаны на общегуманистическом посыле, а события в них таковы, что не стоит переносить их в современные реалии (например, Крокодилу вовсе не следует глотать советского милиционера, пусть это будет царский городовой). В защиту произведений Чуковского было направлено коллективное письмо, подписанное в том числе Маршаком, Зощенко, Тыняновым, | Постепенно детские произведения Чуковского стали исчезать сначала из списков произведений, рекомендуемых к чтению (1925), а потом из рекомендуемых к публикации (1927). Не увенчались успехом попытки Чуковского объяснить, что ничего буржуазного в его произведениях нет: они основаны на общегуманистическом посыле, а события в них таковы, что не стоит переносить их в современные реалии (например, Крокодилу вовсе не следует глотать советского милиционера, пусть это будет царский городовой). В защиту произведений Чуковского было направлено коллективное письмо, подписанное в том числе [[Маршак Самуил Яковлевич|Маршаком]], Зощенко, Тыняновым, Житковым, но это не помогло. Не устранил, а может быть, и усугубил разногласия личный разговор Чуковского с Надеждой Крупской, вдовой первого руководителя СССР В. И. Ленина. Надежда Константиновна курировала вопросы коммунистического воспитания детей, участвовала в формировании новой системы образования и считала, что детская литература должна развиваться под началом педагогических работников. Чуковский же полагал, что педагогические работники не должны диктовать писателям, что и как им писать. | ||
Первого февраля 1928 года в «Правде» вышла статья Крупской «О «Крокодиле» Чуковского». Крупская считала, что детям не следует читать эту сказку. В вину Чуковскому было поставлено не только отсутствие идеологического содержания и наличие «буржуазной мути», но и издевательство над поэтом-демократом Некрасовым. «Изюминка» «Крокодила» - зашифрованное в нем многоголосье стихов русских классиков - обернулась против его создателя. В жизни Корнея Ивановича наступила черная полоса. Не имело эффекта даже публичное заступничество А. М. Горького, который построил свою защиту на признании Лениным заслуг Чуковского как некрасоведа. Появился термин «чуковщина». | Первого февраля 1928 года в «Правде» вышла статья Крупской «О «Крокодиле» Чуковского». Крупская считала, что детям не следует читать эту сказку. В вину Чуковскому было поставлено не только отсутствие идеологического содержания и наличие «буржуазной мути», но и издевательство над поэтом-демократом Некрасовым. «Изюминка» «Крокодила» - зашифрованное в нем многоголосье стихов русских классиков - обернулась против его создателя. В жизни Корнея Ивановича наступила черная полоса. Не имело эффекта даже публичное заступничество А. М. Горького, который построил свою защиту на признании Лениным заслуг Чуковского как некрасоведа. Появился термин «чуковщина». | ||
Строка 272: | Строка 272: | ||
Файл:CHukovskij-K (3).jpg|Чуковский около библиотеки. Переделкино, 1957 / Собрание Е. Ц. Чуковской | Файл:CHukovskij-K (3).jpg|Чуковский около библиотеки. Переделкино, 1957 / Собрание Е. Ц. Чуковской | ||
Файл:Dom-muzej-Korneya-CHukovskogo (9).jpg|Дом-музей К. И. Чуковского / Библиотека им. Корнея Чуковского. Март 2022 года | Файл:Dom-muzej-Korneya-CHukovskogo (9).jpg|Дом-музей К. И. Чуковского / Библиотека им. Корнея Чуковского. Март 2022 года | ||
Файл:CHukovskij-K (1).jpg|Чуковский с собакой Мишкой. Переделкино, 29 мая 1958 год. Фото Н. Кочнев / ДМЧ | Файл:CHukovskij-K (1).jpg|Чуковский с собакой Мишкой. Переделкино, 29 мая 1958 год. Фото [[Кочнев Николай Георгиевич|Н. Кочнев]] / ДМЧ | ||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
Строка 282: | Строка 282: | ||
===Чуковский / Роль в литературном процессе=== | ===Чуковский / Роль в литературном процессе=== | ||
Корней Иванович Чуковский - классик детской литературы. Более 800 отечественных изданий его книг вышли общим тиражом свыше 120 миллионов экземпляров. Его книги иллюстрировали известные художники Ре-Ми, Ю. Анненков, [[Чехонин Сергей Васильевич|С. Чехонин]], М. Добужинский, К. Рудаков, [[Чижиков Виктор Александрович|В. Чижиков]], [[Чарушин Евгений Иванович|Е. Чарушин]], А. Каневский, В. Сутеев, [[Конашевич Владимир Михайлович|В. Конашевич]], сотрудничество с которым продолжалось долгие годы. Сегодня герои Чуковского говорят с читателями на девяти десятках языков. Многие произведения Чуковского экранизированы. | Корней Иванович Чуковский - классик детской литературы. Более 800 отечественных изданий его книг вышли общим тиражом свыше 120 миллионов экземпляров. Его книги иллюстрировали известные художники Ре-Ми, Ю. Анненков, [[Чехонин Сергей Васильевич|С. Чехонин]], М. Добужинский, К. Рудаков, [[Чижиков Виктор Александрович|В. Чижиков]], [[Чарушин Евгений Иванович|Е. Чарушин]], [[Каневский Аминадав Моисеевич|А. Каневский]], [[Сутеев Владимир Григорьевич|В. Сутеев]], [[Конашевич Владимир Михайлович|В. Конашевич]], сотрудничество с которым продолжалось долгие годы. Сегодня герои Чуковского говорят с читателями на девяти десятках языков. Многие произведения Чуковского экранизированы. | ||
Чуковский - новатор детской литературы и одновременно борец за качественный литературный материал. Он отстаивал красоту формы и достойное содержание литературных произведений, в том числе литературных произведений для детей. Корней Иванович выступал против сиюминутной утилитарности, излишней дидактичности, но за то, чтобы литература помогала развивать нравственные качества ребенка. Он стремился «воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». Поэтому его сказки сегодня остаются понятными и любимыми. | Чуковский - новатор детской литературы и одновременно борец за качественный литературный материал. Он отстаивал красоту формы и достойное содержание литературных произведений, в том числе литературных произведений для детей. Корней Иванович выступал против сиюминутной утилитарности, излишней дидактичности, но за то, чтобы литература помогала развивать нравственные качества ребенка. Он стремился «воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». Поэтому его сказки сегодня остаются понятными и любимыми. | ||
Строка 317: | Строка 317: | ||
{{цитата|автор=У старого сказочника / Ю. Коваль ; Детская литература. 1966. № 4 |Чуковский — огромный старик. Старик в каком-то крепком, мощном значении этого слова.| О старости он говорит часто, словно рассматривает новую, неведомую еще страну, постигать быт и законы которой ему интересно. И несмотря на то что ему 84, а по существующим традициям стариком его можно считать уже по крайней мере лет 20, видно, что старость настигла его совсем недавно.| Я вспомнил, как писал о нем Валентин Катаев: «Старость ли это? Никак не старость, а, скорее, какая-то устоявшаяся, многолетняя зрелость».| Когда друзья помогают ему одеваться перед прогулкой, видно, что он внутренне против этого протестует и говорит мне, человеку новому: — Слюнявчики на меня надевают, а? Поверьте — в вашем возрасте со мной этого не было.| Этот, без сомнения, самый старый русский писатель избежал дряхлой старости, немощной и сгорбленной.| Когда беседовал он со мной и с теми людьми, что гостили у него, чувствовалось, что он даже крепче нас, молодых или пожилых, крепче и в чем-то сильней. И в словах, которые он сказал, адресуясь к одному молодому поэту, звучала не стариковская горечь, а Чуковский смех: — Лучше быть юным поэтом, подающим надежды, чем старым, не оправдавшим их. | {{цитата|автор=У старого сказочника / [[Коваль Юрий Иосифович|Ю. Коваль]] ; Детская литература. 1966. № 4 |Чуковский — огромный старик. Старик в каком-то крепком, мощном значении этого слова.| О старости он говорит часто, словно рассматривает новую, неведомую еще страну, постигать быт и законы которой ему интересно. И несмотря на то что ему 84, а по существующим традициям стариком его можно считать уже по крайней мере лет 20, видно, что старость настигла его совсем недавно.| Я вспомнил, как писал о нем Валентин Катаев: «Старость ли это? Никак не старость, а, скорее, какая-то устоявшаяся, многолетняя зрелость».| Когда друзья помогают ему одеваться перед прогулкой, видно, что он внутренне против этого протестует и говорит мне, человеку новому: — Слюнявчики на меня надевают, а? Поверьте — в вашем возрасте со мной этого не было.| Этот, без сомнения, самый старый русский писатель избежал дряхлой старости, немощной и сгорбленной.| Когда беседовал он со мной и с теми людьми, что гостили у него, чувствовалось, что он даже крепче нас, молодых или пожилых, крепче и в чем-то сильней. И в словах, которые он сказал, адресуясь к одному молодому поэту, звучала не стариковская горечь, а Чуковский смех: — Лучше быть юным поэтом, подающим надежды, чем старым, не оправдавшим их.}} | ||
==Корней Чуковский / Иллюстрации к произведениям== | ==Корней Чуковский / Иллюстрации к произведениям== | ||
Строка 400: | Строка 396: | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Тараканище / К. Чуковский; рис. В. Пивоваров"> | <center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Тараканище / К. Чуковский; рис. В. Пивоваров"> | ||
Файл:Tarakanishche-CHukovskij (2).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. В. Пивоваров, 1970 | Файл:Tarakanishche-CHukovskij (2).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. [[Пивоваров Виктор Дмитриевич|В. Пивоваров]], 1970 | ||
Файл:Tarakanishche-CHukovskij (1).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. В. Пивоваров | Файл:Tarakanishche-CHukovskij (1).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. В. Пивоваров | ||
Файл:Tarakanishche-CHukovskij (3).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. В. Пивоваров | Файл:Tarakanishche-CHukovskij (3).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. В. Пивоваров | ||
Строка 409: | Строка 405: | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Краденое солнце / К. Чуковский; рис. Г. Калиновский"> | <center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Краденое солнце / К. Чуковский; рис. Г. Калиновский"> | ||
Файл:Kradenoe-solnce-CHukovskij (2).jpg|Краденое солнце / Корней Чуковский; рис. Г. Калиновский | Файл:Kradenoe-solnce-CHukovskij (2).jpg|Краденое солнце / Корней Чуковский; рис. [[Калиновский Геннадий Владимирович|Г. Калиновский]] | ||
Файл:Kradenoe-solnce-CHukovskij (1).jpg|Краденое солнце / Корней Чуковский; рис. Г. Калиновский | Файл:Kradenoe-solnce-CHukovskij (1).jpg|Краденое солнце / Корней Чуковский; рис. Г. Калиновский | ||
Файл:Kradenoe-solnce-CHukovskij (3).jpg|Краденое солнце / Корней Чуковский; рис. Г. Калиновский | Файл:Kradenoe-solnce-CHukovskij (3).jpg|Краденое солнце / Корней Чуковский; рис. Г. Калиновский | ||
Строка 514: | Строка 510: | ||
==Корней Чуковский / Книги== | ==Корней Чуковский / Книги== | ||
*Чуковский, К. И. От Чехова до наших дней : Лит. портреты. Характеристики / К. Чуковский. — Санкт-Петербург : Изд. Бюро, 1908. — 183 с. — [Хранится в РГБ]. | *Чуковский, К. И. От Чехова до наших дней : Лит. портреты. Характеристики / К. Чуковский. — Санкт-Петербург : Изд. Бюро, 1908. — 183 с. — [Хранится в [[Российская государственная библиотека|РГБ]]]. | ||
*Чуковский, К. И. Леонид Андреев большой и маленький / К. Чуковский. — Санкт-Петербург : Изд. бюро, 1908. — 136 с. — [Хранится в РГБ]. | *Чуковский, К. И. Леонид Андреев большой и маленький / К. Чуковский. — Санкт-Петербург : Изд. бюро, 1908. — 136 с. — [Хранится в РГБ]. | ||
Строка 645: | Строка 641: | ||
*Чуковский, К. И. Крокодил : старая-престарая сказка / К. И. Чуковский ; худож. В. Сутеев. — Москва : Планета детства, 2001. — 39 с. : ил. — (Энциклопедия золотых сказок). | *Чуковский, К. И. Крокодил : старая-престарая сказка / К. И. Чуковский ; худож. В. Сутеев. — Москва : Планета детства, 2001. — 39 с. : ил. — (Энциклопедия золотых сказок). | ||
*Чуковский, К. И. Крокодил / К. И. Чуковский ; худож. В. Курческий. — Москва : Мелик-Пашаев, 2016. — 36 с. : ил. | *Чуковский, К. И. Крокодил / К. И. Чуковский ; худож. В. Курческий. — Москва : [[Мелик-Пашаев|Мелик-Пашаев]], 2016. — 36 с. : ил. | ||
'''Другие сказки и стихи''' | '''Другие сказки и стихи''' | ||
Строка 681: | Строка 677: | ||
*Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; рис. В. Сутеева. — Москва : Детгиз, 1963. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки). — [Редкая книга]. | *Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; рис. В. Сутеева. — Москва : Детгиз, 1963. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки). — [Редкая книга]. | ||
*Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; рис. В. Канашевича. — Москва : Детская литература, 1970. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки). — [Редкая книга]. | *Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; рис. В. Канашевича. — Москва : [[Детская литература (издательство)|Детская литература]], 1970. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки). — [Редкая книга]. | ||
*Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; рис. Е. Мешкова. — Москва : Детская литература, 1977. — 25 с. : ил. — [Редкая книга]. | *Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; рис. Е. Мешкова. — Москва : Детская литература, 1977. — 25 с. : ил. — [Редкая книга]. | ||
Строка 705: | Строка 701: | ||
*Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; худож. С. Качанова. — Москва : GELEOS Publishing House : Кэпитал Трейд Компани, 2010. — 65 с. : ил. — (Мои любимые книги). | *Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; худож. С. Качанова. — Москва : GELEOS Publishing House : Кэпитал Трейд Компани, 2010. — 65 с. : ил. — (Мои любимые книги). | ||
*Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; рис. А. Каневского. — Москва : Нигма, 2015. — 24 с. : ил. — (Старые друзья). | *Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; рис. А. Каневского. — Москва : [[Издательский дом НИГМА|Нигма]], 2015. — 24 с. : ил. — (Старые друзья). | ||
*Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; художник Ю. Н. Узбяков. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. — 18 с. : ил. — (Любимая мамина книжка). | *Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; художник Ю. Н. Узбяков. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. — 18 с. : ил. — (Любимая мамина книжка). | ||
Строка 711: | Строка 707: | ||
*Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; рис. В. Курчевского. — Москва : Лабиринт-Пресс, 2016. — 16 с. : ил. | *Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; рис. В. Курчевского. — Москва : Лабиринт-Пресс, 2016. — 16 с. : ил. | ||
*Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; художник М . Карпенко. — Москва : Энас-книга, 2017. — 19 с. : ил. — (Досуг малыша. Знакомимся с Корнеем Ивановичем). | *Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; художник М . Карпенко. — Москва : [[ЭНАС-книга|Энас-книга]], 2017. — 19 с. : ил. — (Досуг малыша. Знакомимся с Корнеем Ивановичем). | ||
*Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; ил. М. Карпенко. — Ростов-на-Дону : Проф-Пресс, 2017. — 8 с. : ил. | *Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; ил. М. Карпенко. — Ростов-на-Дону : Проф-Пресс, 2017. — 8 с. : ил. | ||
*Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; ил. А. Р. Мухтаруллина. — Москва : Росмэн, 2018. — 12 с. : ил. — (Книжка-панорамка). | *Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский ; ил. А. Р. Мухтаруллина. — Москва : [[Росмэн|Росмэн]], 2018. — 12 с. : ил. — (Книжка-панорамка). | ||
*Чуковский, К. И. Тараканище / К. Чуковский ; С картинками С. Чехонина. Петроград ; Москва : Радуга, 1923. — 24 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Чуковский, К. И. Тараканище / К. Чуковский ; С картинками С. Чехонина. Петроград ; Москва : Радуга, 1923. — 24 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
Строка 779: | Строка 775: | ||
*Чуковский, К. И. Муха цокотуха / К. Чуковский ; рис. Вл. Конашевича. — Москва : Детская литература, 1966. — 16 с. : ил. — [Редкая книга]. | *Чуковский, К. И. Муха цокотуха / К. Чуковский ; рис. Вл. Конашевича. — Москва : Детская литература, 1966. — 16 с. : ил. — [Редкая книга]. | ||
*Чуковский, К. И. Муха цокотуха :[стихи] / К. Чуковский ; худож. М. | *Чуковский, К. И. Муха цокотуха :[стихи] / К. Чуковский ; худож. М. Митурич. — Москва : Малыш, 1986. — 28 с. : ил. | ||
*Чуковский, К. И. Муха цокотуха / К. Чуковский ; худож. М. | *Чуковский, К. И. Муха цокотуха / К. Чуковский ; худож. М. Митурич. — Москва : Советская Россия, 1988. — 95 с. : ил. | ||
*Чуковский, К. И. Муха цокотуха : [сказка] / К. Чуковский ; худож. В. Конашевич. — Москва : Детская литература, 1987. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки). | *Чуковский, К. И. Муха цокотуха : [сказка] / К. Чуковский ; худож. В. Конашевич. — Москва : Детская литература, 1987. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки). | ||
Строка 827: | Строка 823: | ||
*Чуковский, К. И. Бармалей / К. И. Чуковский ; художник Олег Горбушин. — Москва : Симовар, 2019. — 47 с. : ил. — (Читаем сами. Любимые книги детства). | *Чуковский, К. И. Бармалей / К. И. Чуковский ; художник Олег Горбушин. — Москва : Симовар, 2019. — 47 с. : ил. — (Читаем сами. Любимые книги детства). | ||
*Чуковский, К. И. Бармалей / К. И. Чуковский ; художник Л. Еремина. — Москва : Мозаика-синтез, 2020. — 18 с. : цв. ил. — (Любимые сказки К. И. Чуковского). | *Чуковский, К. И. Бармалей / К. И. Чуковский ; художник Л. Еремина. — Москва : [[Мозаика-Синтез|Мозаика-синтез]], 2020. — 18 с. : цв. ил. — (Любимые сказки К. И. Чуковского). | ||
*Чуковский, К. И. Бармалей / К. И. Чуковский ; нарисовала Ольга Демидова. — Москва : Клевер-Медиа-Групп, 2021. — 32 с. : ил. — (Золотой фонд всемирной детской литературы). | *Чуковский, К. И. Бармалей / К. И. Чуковский ; нарисовала Ольга Демидова. — Москва : [[Издательство Клевер|Клевер-Медиа-Групп]], 2021. — 32 с. : ил. — (Золотой фонд всемирной детской литературы). | ||
*Чуковский, К. И. Закаляка / К. Чуковский ; Рис. С. Чехонина. — Ленинград ; Москва : Радуга, 1926. — 12 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Чуковский, К. И. Закаляка / К. Чуковский ; Рис. С. Чехонина. — Ленинград ; Москва : Радуга, 1926. — 12 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
Строка 1052: | Строка 1048: | ||
*Чуковский, К. И. Сказки : Путаница. Лимпопо. Бармалей. Телефон. Мойдодыр. Краленое солнце. Федорино горе. Тараканище. Муха Цокотуха. / К. Чуковский ; Рис. К. Ротова. — Москва : Огииз-Детгиз, 1935. — 100 с. : ил. — [Редкая книга]. | *Чуковский, К. И. Сказки : Путаница. Лимпопо. Бармалей. Телефон. Мойдодыр. Краленое солнце. Федорино горе. Тараканище. Муха Цокотуха. / К. Чуковский ; Рис. К. Ротова. — Москва : Огииз-Детгиз, 1935. — 100 с. : ил. — [Редкая книга]. | ||
*Чуковский, К. И. Африканские сказки : Лимпопо. Бармалей. Тараканище / К. Чуковский ; Рис. К. Ротова. — Москва : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937. — 39 с. : ил. — [Редкая книга]. | *Чуковский, К. И. Африканские сказки : Лимпопо. Бармалей. Тараканище / К. Чуковский ; Рис. К. Ротова. — Москва : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937. — 39 с. : ил. — [Редкая книга]. | ||
*Чуковский, К. И. Телефон. Путаница. Федорино горе : [книжка игрушка с пластинкой] / К. Чуковский ; худож. В. Перцов. — Москва : Малыш, 1980. — 24 с. : ил. + гибкая пластинка. — [Редкая книга]. | *Чуковский, К. И. Телефон. Путаница. Федорино горе : [книжка игрушка с пластинкой] / К. Чуковский ; худож. [[Перцов Владимир Валерьевич|В. Перцов]]. — Москва : Малыш, 1980. — 24 с. : ил. + гибкая пластинка. — [Редкая книга]. | ||
*Чуковский, К. И. Любимые сказки / К. Чуковский ; Рис. В.Конашевич. — Москва : Планета детства, 2007. — 48 с . ил. | *Чуковский, К. И. Любимые сказки / К. Чуковский ; Рис. В.Конашевич. — Москва : Планета детства, 2007. — 48 с . ил. | ||
Строка 1142: | Строка 1138: | ||
*Чуковский, К. И. Царь- Пузан / К. И. Чуковский ; худож. Николай Воронцов — Санкт-Петербург : Детгиз, 2010. — 47 с. : ил. | *Чуковский, К. И. Царь- Пузан / К. И. Чуковский ; худож. Николай Воронцов — Санкт-Петербург : Детгиз, 2010. — 47 с. : ил. | ||
==Корней Чуковский / Книги в | ==Корней Чуковский / Книги в НЭБ.Дети== | ||
*Чуковский К. И. Мойдодыр / К. Чуковский ; рис. Ю. Анненков. — Москва ;Ленинград : Огиз Молодая гвардия, 1933. — Текст: электронный. | *Чуковский К. И. Мойдодыр / К. Чуковский ; рис. Ю. Анненков. — Москва ;Ленинград : Огиз Молодая гвардия, 1933. — Текст: электронный. | ||
Строка 1253: | Строка 1249: | ||
*Петровский, М. Книга о Корнее Чуковском / М. Петровский. — Москва : Сов. писатель, 1966. — 415 с. | *Петровский, М. Книга о Корнее Чуковском / М. Петровский. — Москва : Сов. писатель, 1966. — 415 с. | ||
*Сивоконь, С. К 120-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского / С. Сивоконь // Детская литература. 2002. № 3. С. 70–75 | *Сивоконь, С. К 120-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского / [[Сивоконь Сергей Иванович|С. Сивоконь]] // Детская литература. 2002. № 3. С. 70–75. | ||
==Корней Чуковский / Экранизации== | ==Корней Чуковский / Экранизации== | ||
Строка 1308: | Строка 1302: | ||
*Памятник литературному герою Мухе Цокотухе установлен в г. Сочи. | *Памятник литературному герою Мухе Цокотухе установлен в г. Сочи. | ||
==См. также== | |||
*[[Бианки Виталий Валентинович]] | |||
*[[Кассиль Лев Абрамович]] | |||
*[[Паустовский Константин Георгиевич]] | |||
[[Category:Писатели]] | [[Category:Писатели]] | ||
[[Category:Переводчики]] | [[Category:Переводчики]] |