Чуковский Корней Иванович: различия между версиями

 
(не показано 15 промежуточных версий 2 участников)
Строка 40: Строка 40:




Николай Корнейчуков - умный, жизнерадостный, общительный, но вместе с тем самолюбивый, язвительный и вспыльчивый - не входил в число примерных учеников. Он мог стать зачинщиком драки, прогулять занятия, «издавал» рукописный журнал, в котором критиковались школьные порядки. Чуковский вспоминал, что его бесстрашная мама боялась только одного - исключения сына из из гимназии. Когда Николай учился в пятом классе (по другим сведениям, в шестом или седьмом), его всё-таки исключили. Он считал, что если бы не его «низкое происхождение» (внебрачный сын прачки), не закон о «кухаркиных детях», которых в гимназии должно быть как можно меньше, начальство обошлось бы с ним не столь сурово. Впечатлительный мальчик тяжело переживал это событие, отразившееся позднее в автобиографической повести Чуковского «Серебряный герб».
Николай Корнейчуков - умный, жизнерадостный, общительный, но вместе с тем самолюбивый, язвительный и вспыльчивый - не входил в число примерных учеников. Он мог стать зачинщиком драки, прогулять занятия, «издавал» рукописный журнал, в котором критиковались школьные порядки. Чуковский вспоминал, что его бесстрашная мама боялась только одного - исключения сына из гимназии. Когда Николай учился в пятом классе (по другим сведениям, в шестом или седьмом), его всё-таки исключили. Он считал, что если бы не его «низкое происхождение» (внебрачный сын прачки), не закон о «кухаркиных детях», которых в гимназии должно быть как можно меньше, начальство обошлось бы с ним не столь сурово. Впечатлительный мальчик тяжело переживал это событие, отразившееся позднее в автобиографической повести Чуковского «Серебряный герб».




Строка 46: Строка 46:
Файл:CHukovskij.jpg|Корней Чуковский. Петербург. 1910-е / Собрание Е.Ц. Чуковской
Файл:CHukovskij.jpg|Корней Чуковский. Петербург. 1910-е / Собрание Е.Ц. Чуковской
Файл:CHukovskij (2).jpg|Корней Чуковский. Одесса. 19 октября 1902. Фото: В.Г. Чеховского / Собрание Е.Ц. Чуковской
Файл:CHukovskij (2).jpg|Корней Чуковский. Одесса. 19 октября 1902. Фото: В.Г. Чеховского / Собрание Е.Ц. Чуковской
Файл:CHukovskij (3).jpg|Мандельштам, Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков. 1914. Фото: Карл Булла
Файл:CHukovskij (3).jpg|[[Мандельштам Осип Эмильевич|Мандельштам]], Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков. 1914. Фото: Карл Булла
Файл:CHukovskij-K (5).jpg|Корней Чуковский
Файл:CHukovskij-K (5).jpg|Корней Чуковский
Файл:CHukovskij-K (6).jpg|Портрет Чуковского работы Ю. Анненкова, середина 1910-х. Лист из Чукоккалы / Собрание Е. Ц. Чуковской
Файл:CHukovskij-K (6).jpg|Портрет Чуковского работы Ю. Анненкова, середина 1910-х. Лист из Чукоккалы / Собрание Е. Ц. Чуковской
Строка 75: Строка 75:
В начале 1905 года Корней Иванович приехал в Петербург и начал сотрудничать с журналом «Театральная Россия». Летом того же года Чуковский вернулся в Одессу за женой и сыном. Он стал очевидцем беспорядков, возникших после появления в одесской гавани восставшего военного корабля - броненосца «Потёмкин». Корней Иванович даже побывал на «Потёмкине», и моряки передали ему письма, которые он отправил их близким.
В начале 1905 года Корней Иванович приехал в Петербург и начал сотрудничать с журналом «Театральная Россия». Летом того же года Чуковский вернулся в Одессу за женой и сыном. Он стал очевидцем беспорядков, возникших после появления в одесской гавани восставшего военного корабля - броненосца «Потёмкин». Корней Иванович даже побывал на «Потёмкине», и моряки передали ему письма, которые он отправил их близким.


13 ноября 1905 года в Петербурге под редакцией Чуковского вышел первый номер журнала «Сигнал» - «иллюстративного органа политической сатиры». Журнал издавался на средства известного оперного певца Леонида Собинова, среди авторов были известные писатели, в том числе [[Куприн Александр Иванович|А. Куприн]], Ф. Сологуб, Н. Лохвицкая (Тэффи). Материалы «Сигнала» вызвали недовольство властей. После выхода в печать третьего номера Чуковскому было предъявлено обвинение в оскорблении императора, членов августейшей семьи и в потрясении основ государства. Он был арестован, но вышел под залог, который внесли его знакомые. Чуковского приговорили к шестимесячному заключению под стражу и на пять лет лишили права редактировать журнал. В марте 1906 года к делу подключился знаменитый петербургский адвокат Оскар Грузенберг, и тюремное заключение было отменено.
13 ноября 1905 года в Петербурге под редакцией Чуковского вышел первый номер журнала «Сигнал» - «иллюстративного органа политической сатиры». Журнал издавался на средства известного оперного певца Леонида Собинова, среди авторов были известные писатели, в том числе [[Куприн Александр Иванович|А. Куприн]], Ф. Сологуб, Н. Лохвицкая ([[Тэффи|Тэффи]]). Материалы «Сигнала» вызвали недовольство властей. После выхода в печать третьего номера Чуковскому было предъявлено обвинение в оскорблении императора, членов августейшей семьи и в потрясении основ государства. Он был арестован, но вышел под залог, который внесли его знакомые. Чуковского приговорили к шестимесячному заключению под стражу и на пять лет лишили права редактировать журнал. В марте 1906 года к делу подключился знаменитый петербургский адвокат Оскар Грузенберг, и тюремное заключение было отменено.




Строка 89: Строка 89:
Осенью 1906 года семья Чуковских поселилась в Куоккале, дачном поселке на побережье Финского залива. Сегодня Куоккала называется Репино и входит в состав Курортного района Санкт-Петербурга. Там любили отдыхать представители творческой интеллигенции. В этом тихом уголке, «Переделкине Серебряного века», Чуковские прожили около 10 лет, подружились с художником И. Е. Репиным. Художник и его жена, писательница Н. Б. Нордман-Северова, много занимались обустройством Куоккалы и привлекали Чуковского к своим проектам (театральные постановки, лекции, устройство библиотеки и школы). Усадьба Репина «Пенаты» была центром притяжения поселка, местом с веселой и дружественной атмосферой. Концентрация знаменитостей, посещавших «Пенаты», была настолько высока, что Чуковский в шутку предложил, чтобы все гости оставляли автографы в специально заведенной тетради. Он всегда стремился «остановить мгновение»: в 22 года сфотографировался в Лондоне, когда получил известие о рождении сына, чтобы Коля знал, как выглядел его отец в этот день. Корней Иванович и сам был фотографом-любителем, всю жизнь вел дневник.
Осенью 1906 года семья Чуковских поселилась в Куоккале, дачном поселке на побережье Финского залива. Сегодня Куоккала называется Репино и входит в состав Курортного района Санкт-Петербурга. Там любили отдыхать представители творческой интеллигенции. В этом тихом уголке, «Переделкине Серебряного века», Чуковские прожили около 10 лет, подружились с художником И. Е. Репиным. Художник и его жена, писательница Н. Б. Нордман-Северова, много занимались обустройством Куоккалы и привлекали Чуковского к своим проектам (театральные постановки, лекции, устройство библиотеки и школы). Усадьба Репина «Пенаты» была центром притяжения поселка, местом с веселой и дружественной атмосферой. Концентрация знаменитостей, посещавших «Пенаты», была настолько высока, что Чуковский в шутку предложил, чтобы все гости оставляли автографы в специально заведенной тетради. Он всегда стремился «остановить мгновение»: в 22 года сфотографировался в Лондоне, когда получил известие о рождении сына, чтобы Коля знал, как выглядел его отец в этот день. Корней Иванович и сам был фотографом-любителем, всю жизнь вел дневник.


Так появился рукописный альманах - «Чукоккала», как назвал его Илья Репин. На его страницах остались мысли и рисунки поэтов А. Блока, А. Ахматовой, В. Маяковского, Б. Пастернака, О. Мандельштама и Н. Гумилёва, писателей М. Горького, А. Толстого, оперных певцов Ф. Шаляпина и Л. Собинова и многих других людей, без упоминания которых невозможно рассказать об их эпохе. В альманахе много юмора, пародий, эпиграмм, шутливых пикировок, но есть и серьезные злободневные высказывания. Со временем появились и автографы тех, кто никогда не бывал в «Пенатах» - например, английских писателей А. Конан Дойла и [[Уэллс Герберт Джордж|Г. Уэллса]]. Дело в том, что Корней Иванович, встречая нового интересного собеседника, предлагал ему оставить автограф на чистом листе, который потом бережно вклеивался в «Чукоккалу». Писатель вел альманах всю жизнь, тетрадка постепенно превратилась в книгу. Сейчас он бесценен и для истории культуры, и для общего представления о двадцатом веке.
Так появился рукописный альманах - «Чукоккала», как назвал его Илья Репин. На его страницах остались мысли и рисунки поэтов А. Блока, А. Ахматовой, В. Маяковского, Б. Пастернака, [[Мандельштам Осип Эмильевич|О. Мандельштама]] и Н. Гумилёва, писателей М. Горького, А. Толстого, оперных певцов Ф. Шаляпина и Л. Собинова и многих других людей, без упоминания которых невозможно рассказать об их эпохе. В альманахе много юмора, пародий, эпиграмм, шутливых пикировок, но есть и серьезные злободневные высказывания. Со временем появились и автографы тех, кто никогда не бывал в «Пенатах» - например, английских писателей А. Конан Дойла и [[Уэллс Герберт Джордж|Г. Уэллса]]. Дело в том, что Корней Иванович, встречая нового интересного собеседника, предлагал ему оставить автограф на чистом листе, который потом бережно вклеивался в «Чукоккалу». Писатель вел альманах всю жизнь, тетрадка постепенно превратилась в книгу. Сейчас он бесценен и для истории культуры, и для общего представления о двадцатом веке.


По совету еще одного знаменитого куоккальского дачника, писателя В. Г. Короленко, Чуковский начал изучать произведения Н. А. Некрасова (в исследовании творчества Некрасова тогда было много «белых пятен»). В ноябре 1912 года вышла в печать статья Чуковского «Мы и Некрасов»,  в 1913 году - «Искалеченный Некрасов», «Некрасов и карты». Публикации стали появляться регулярно. Чуковский приступил к серьезным исследованиям - знакомился с фондом имеющихся рукописей, находил новые произведения Некрасова, в том числе прозаические, устанавливал факты, выверял даты, встречался с супругой и родственниками поэта. Исследованию творчества Некрасова Чуковский посвятил более 40 лет.
По совету еще одного знаменитого куоккальского дачника, писателя В. Г. Короленко, Чуковский начал изучать произведения Н. А. Некрасова (в исследовании творчества Некрасова тогда было много «белых пятен»). В ноябре 1912 года вышла в печать статья Чуковского «Мы и Некрасов»,  в 1913 году - «Искалеченный Некрасов», «Некрасов и карты». Публикации стали появляться регулярно. Чуковский приступил к серьезным исследованиям - знакомился с фондом имеющихся рукописей, находил новые произведения Некрасова, в том числе прозаические, устанавливал факты, выверял даты, встречался с супругой и родственниками поэта. Исследованию творчества Некрасова Чуковский посвятил более 40 лет.
Строка 272: Строка 272:
Файл:CHukovskij-K (3).jpg|Чуковский около библиотеки. Переделкино, 1957 / Собрание Е. Ц. Чуковской
Файл:CHukovskij-K (3).jpg|Чуковский около библиотеки. Переделкино, 1957 / Собрание Е. Ц. Чуковской
Файл:Dom-muzej-Korneya-CHukovskogo (9).jpg|Дом-музей К. И. Чуковского / Библиотека им. Корнея Чуковского. Март 2022 года
Файл:Dom-muzej-Korneya-CHukovskogo (9).jpg|Дом-музей К. И. Чуковского / Библиотека им. Корнея Чуковского. Март 2022 года
Файл:CHukovskij-K (1).jpg|Чуковский с собакой Мишкой. Переделкино, 29 мая 1958 год. Фото Н. Кочнев / ДМЧ
Файл:CHukovskij-K (1).jpg|Чуковский с собакой Мишкой. Переделкино, 29 мая 1958 год. Фото [[Кочнев Николай Георгиевич|Н. Кочнев]] / ДМЧ
</gallery></center>
</gallery></center>


Строка 282: Строка 282:
===Чуковский / Роль в литературном процессе===
===Чуковский / Роль в литературном процессе===


Корней Иванович Чуковский - классик детской литературы. Более 800 отечественных изданий его книг вышли общим тиражом свыше 120 миллионов экземпляров. Его книги иллюстрировали известные художники Ре-Ми, Ю. Анненков, [[Чехонин Сергей Васильевич|С. Чехонин]], М. Добужинский, К. Рудаков, [[Чижиков Виктор Александрович|В. Чижиков]], [[Чарушин Евгений Иванович|Е. Чарушин]], А. Каневский, В. Сутеев, [[Конашевич Владимир Михайлович|В. Конашевич]], сотрудничество с которым продолжалось долгие годы. Сегодня герои Чуковского говорят с читателями на девяти десятках языков. Многие произведения Чуковского экранизированы.
Корней Иванович Чуковский - классик детской литературы. Более 800 отечественных изданий его книг вышли общим тиражом свыше 120 миллионов экземпляров. Его книги иллюстрировали известные художники Ре-Ми, Ю. Анненков, [[Чехонин Сергей Васильевич|С. Чехонин]], М. Добужинский, К. Рудаков, [[Чижиков Виктор Александрович|В. Чижиков]], [[Чарушин Евгений Иванович|Е. Чарушин]], [[Каневский Аминадав Моисеевич|А. Каневский]], [[Сутеев Владимир Григорьевич|В. Сутеев]], [[Конашевич Владимир Михайлович|В. Конашевич]], сотрудничество с которым продолжалось долгие годы. Сегодня герои Чуковского говорят с читателями на девяти десятках языков. Многие произведения Чуковского экранизированы.


Чуковский - новатор детской литературы и одновременно борец за качественный литературный материал. Он отстаивал красоту формы и достойное содержание литературных произведений, в том числе литературных произведений для детей. Корней Иванович выступал против сиюминутной утилитарности, излишней дидактичности, но за то, чтобы литература помогала развивать нравственные качества ребенка. Он стремился «воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». Поэтому его сказки сегодня остаются понятными и любимыми.  
Чуковский - новатор детской литературы и одновременно борец за качественный литературный материал. Он отстаивал красоту формы и достойное содержание литературных произведений, в том числе литературных произведений для детей. Корней Иванович выступал против сиюминутной утилитарности, излишней дидактичности, но за то, чтобы литература помогала развивать нравственные качества ребенка. Он стремился «воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». Поэтому его сказки сегодня остаются понятными и любимыми.  
Строка 317: Строка 317:




{{цитата|автор=У старого сказочника / Ю. Коваль ; Детская литература. 1966. № 4 |Чуковский — огромный старик. Старик в каком-то крепком, мощном значении этого слова.| О старости он говорит часто, словно рассматривает новую, неведомую еще страну, постигать быт и законы которой ему интересно. И несмотря на то что ему 84, а по существующим традициям стариком его можно считать уже по крайней мере лет 20, видно, что старость настигла его совсем недавно.| Я вспомнил, как писал о нем Валентин Катаев: «Старость ли это? Никак не старость, а, скорее, какая-то устоявшаяся, многолетняя зрелость».| Когда друзья помогают ему одеваться перед прогулкой, видно, что он внутренне против этого протестует и говорит мне, человеку новому: — Слюнявчики на меня надевают, а? Поверьте — в вашем возрасте со мной этого не было.| Этот, без сомнения, самый старый русский писатель избежал дряхлой старости, немощной и сгорбленной.| Когда беседовал он со мной и с теми людьми, что гостили у него, чувствовалось, что он даже крепче нас, молодых или пожилых, крепче и в чем-то сильней. И в словах, которые он сказал, адресуясь к одному молодому поэту, звучала не стариковская горечь, а Чуковский смех: — Лучше быть юным поэтом, подающим надежды, чем старым, не оправдавшим их.}}
{{цитата|автор=У старого сказочника / [[Коваль Юрий Иосифович|Ю. Коваль]] ; Детская литература. 1966. № 4 |Чуковский — огромный старик. Старик в каком-то крепком, мощном значении этого слова.| О старости он говорит часто, словно рассматривает новую, неведомую еще страну, постигать быт и законы которой ему интересно. И несмотря на то что ему 84, а по существующим традициям стариком его можно считать уже по крайней мере лет 20, видно, что старость настигла его совсем недавно.| Я вспомнил, как писал о нем Валентин Катаев: «Старость ли это? Никак не старость, а, скорее, какая-то устоявшаяся, многолетняя зрелость».| Когда друзья помогают ему одеваться перед прогулкой, видно, что он внутренне против этого протестует и говорит мне, человеку новому: — Слюнявчики на меня надевают, а? Поверьте — в вашем возрасте со мной этого не было.| Этот, без сомнения, самый старый русский писатель избежал дряхлой старости, немощной и сгорбленной.| Когда беседовал он со мной и с теми людьми, что гостили у него, чувствовалось, что он даже крепче нас, молодых или пожилых, крепче и в чем-то сильней. И в словах, которые он сказал, адресуясь к одному молодому поэту, звучала не стариковская горечь, а Чуковский смех: — Лучше быть юным поэтом, подающим надежды, чем старым, не оправдавшим их.}}
 
 
 
{{#ev:youtube|https://youtu.be/5V7AwHQRhQg|500|center|<p style="text-align: center;">Корней Чуковский</p>|frame}}


==Корней Чуковский  / Иллюстрации к произведениям==
==Корней Чуковский  / Иллюстрации к произведениям==
Строка 400: Строка 396:


<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Тараканище / К. Чуковский; рис. В. Пивоваров">
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Тараканище / К. Чуковский; рис. В. Пивоваров">
Файл:Tarakanishche-CHukovskij (2).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. В. Пивоваров, 1970
Файл:Tarakanishche-CHukovskij (2).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. [[Пивоваров Виктор Дмитриевич|В. Пивоваров]], 1970
Файл:Tarakanishche-CHukovskij (1).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. В. Пивоваров
Файл:Tarakanishche-CHukovskij (1).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. В. Пивоваров
Файл:Tarakanishche-CHukovskij (3).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. В. Пивоваров
Файл:Tarakanishche-CHukovskij (3).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. В. Пивоваров
Строка 409: Строка 405:


<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Краденое солнце / К. Чуковский; рис. Г. Калиновский">
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Краденое солнце / К. Чуковский; рис. Г. Калиновский">
Файл:Kradenoe-solnce-CHukovskij (2).jpg|Краденое солнце / Корней Чуковский; рис. Г. Калиновский
Файл:Kradenoe-solnce-CHukovskij (2).jpg|Краденое солнце / Корней Чуковский; рис. [[Калиновский Геннадий Владимирович|Г. Калиновский]]
Файл:Kradenoe-solnce-CHukovskij (1).jpg|Краденое солнце / Корней Чуковский; рис. Г. Калиновский
Файл:Kradenoe-solnce-CHukovskij (1).jpg|Краденое солнце / Корней Чуковский; рис. Г. Калиновский
Файл:Kradenoe-solnce-CHukovskij (3).jpg|Краденое солнце / Корней Чуковский; рис. Г. Калиновский
Файл:Kradenoe-solnce-CHukovskij (3).jpg|Краденое солнце / Корней Чуковский; рис. Г. Калиновский
Строка 1142: Строка 1138:
*Чуковский, К. И.  Царь- Пузан / К. И. Чуковский ; худож. Николай Воронцов — Санкт-Петербург : Детгиз, 2010. —  47 с. : ил.
*Чуковский, К. И.  Царь- Пузан / К. И. Чуковский ; худож. Николай Воронцов — Санкт-Петербург : Детгиз, 2010. —  47 с. : ил.


==Корней Чуковский / Книги в Национальной электронной детской библиотеке==
==Корней Чуковский / Книги в НЭБ.Дети==


*Чуковский К. И. Мойдодыр / К. Чуковский ; рис. Ю. Анненков. —  Москва ;Ленинград : Огиз  Молодая гвардия, 1933.  — Текст: электронный.   
*Чуковский К. И. Мойдодыр / К. Чуковский ; рис. Ю. Анненков. —  Москва ;Ленинград : Огиз  Молодая гвардия, 1933.  — Текст: электронный.   
Строка 1253: Строка 1249:
*Петровский, М. Книга о Корнее Чуковском / М. Петровский. — Москва : Сов. писатель, 1966. — 415 с.  
*Петровский, М. Книга о Корнее Чуковском / М. Петровский. — Москва : Сов. писатель, 1966. — 415 с.  


*Сивоконь, С. К 120-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского / С. Сивоконь // Детская литература. 2002. № 3. С. 70–75.
*Сивоконь, С. К 120-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского / [[Сивоконь Сергей Иванович|С. Сивоконь]] // Детская литература. 2002. № 3. С. 70–75.
 
*[https://www.chukfamily.ru Корней Чуковский :] сайт : [на русском языке]. — Текст : электронный.


==Корней Чуковский  / Экранизации==
==Корней Чуковский  / Экранизации==