44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 15 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 40: | Строка 40: | ||
Николай Корнейчуков - умный, жизнерадостный, общительный, но вместе с тем самолюбивый, язвительный и вспыльчивый - не входил в число примерных учеников. Он мог стать зачинщиком драки, прогулять занятия, «издавал» рукописный журнал, в котором критиковались школьные порядки. Чуковский вспоминал, что его бесстрашная мама боялась только одного - исключения сына | Николай Корнейчуков - умный, жизнерадостный, общительный, но вместе с тем самолюбивый, язвительный и вспыльчивый - не входил в число примерных учеников. Он мог стать зачинщиком драки, прогулять занятия, «издавал» рукописный журнал, в котором критиковались школьные порядки. Чуковский вспоминал, что его бесстрашная мама боялась только одного - исключения сына из гимназии. Когда Николай учился в пятом классе (по другим сведениям, в шестом или седьмом), его всё-таки исключили. Он считал, что если бы не его «низкое происхождение» (внебрачный сын прачки), не закон о «кухаркиных детях», которых в гимназии должно быть как можно меньше, начальство обошлось бы с ним не столь сурово. Впечатлительный мальчик тяжело переживал это событие, отразившееся позднее в автобиографической повести Чуковского «Серебряный герб». | ||
Строка 46: | Строка 46: | ||
Файл:CHukovskij.jpg|Корней Чуковский. Петербург. 1910-е / Собрание Е.Ц. Чуковской | Файл:CHukovskij.jpg|Корней Чуковский. Петербург. 1910-е / Собрание Е.Ц. Чуковской | ||
Файл:CHukovskij (2).jpg|Корней Чуковский. Одесса. 19 октября 1902. Фото: В.Г. Чеховского / Собрание Е.Ц. Чуковской | Файл:CHukovskij (2).jpg|Корней Чуковский. Одесса. 19 октября 1902. Фото: В.Г. Чеховского / Собрание Е.Ц. Чуковской | ||
Файл:CHukovskij (3).jpg|Мандельштам, Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков. 1914. Фото: Карл Булла | Файл:CHukovskij (3).jpg|[[Мандельштам Осип Эмильевич|Мандельштам]], Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков. 1914. Фото: Карл Булла | ||
Файл:CHukovskij-K (5).jpg|Корней Чуковский | Файл:CHukovskij-K (5).jpg|Корней Чуковский | ||
Файл:CHukovskij-K (6).jpg|Портрет Чуковского работы Ю. Анненкова, середина 1910-х. Лист из Чукоккалы / Собрание Е. Ц. Чуковской | Файл:CHukovskij-K (6).jpg|Портрет Чуковского работы Ю. Анненкова, середина 1910-х. Лист из Чукоккалы / Собрание Е. Ц. Чуковской | ||
Строка 75: | Строка 75: | ||
В начале 1905 года Корней Иванович приехал в Петербург и начал сотрудничать с журналом «Театральная Россия». Летом того же года Чуковский вернулся в Одессу за женой и сыном. Он стал очевидцем беспорядков, возникших после появления в одесской гавани восставшего военного корабля - броненосца «Потёмкин». Корней Иванович даже побывал на «Потёмкине», и моряки передали ему письма, которые он отправил их близким. | В начале 1905 года Корней Иванович приехал в Петербург и начал сотрудничать с журналом «Театральная Россия». Летом того же года Чуковский вернулся в Одессу за женой и сыном. Он стал очевидцем беспорядков, возникших после появления в одесской гавани восставшего военного корабля - броненосца «Потёмкин». Корней Иванович даже побывал на «Потёмкине», и моряки передали ему письма, которые он отправил их близким. | ||
13 ноября 1905 года в Петербурге под редакцией Чуковского вышел первый номер журнала «Сигнал» - «иллюстративного органа политической сатиры». Журнал издавался на средства известного оперного певца Леонида Собинова, среди авторов были известные писатели, в том числе [[Куприн Александр Иванович|А. Куприн]], Ф. Сологуб, Н. Лохвицкая (Тэффи). Материалы «Сигнала» вызвали недовольство властей. После выхода в печать третьего номера Чуковскому было предъявлено обвинение в оскорблении императора, членов августейшей семьи и в потрясении основ государства. Он был арестован, но вышел под залог, который внесли его знакомые. Чуковского приговорили к шестимесячному заключению под стражу и на пять лет лишили права редактировать журнал. В марте 1906 года к делу подключился знаменитый петербургский адвокат Оскар Грузенберг, и тюремное заключение было отменено. | 13 ноября 1905 года в Петербурге под редакцией Чуковского вышел первый номер журнала «Сигнал» - «иллюстративного органа политической сатиры». Журнал издавался на средства известного оперного певца Леонида Собинова, среди авторов были известные писатели, в том числе [[Куприн Александр Иванович|А. Куприн]], Ф. Сологуб, Н. Лохвицкая ([[Тэффи|Тэффи]]). Материалы «Сигнала» вызвали недовольство властей. После выхода в печать третьего номера Чуковскому было предъявлено обвинение в оскорблении императора, членов августейшей семьи и в потрясении основ государства. Он был арестован, но вышел под залог, который внесли его знакомые. Чуковского приговорили к шестимесячному заключению под стражу и на пять лет лишили права редактировать журнал. В марте 1906 года к делу подключился знаменитый петербургский адвокат Оскар Грузенберг, и тюремное заключение было отменено. | ||
Строка 89: | Строка 89: | ||
Осенью 1906 года семья Чуковских поселилась в Куоккале, дачном поселке на побережье Финского залива. Сегодня Куоккала называется Репино и входит в состав Курортного района Санкт-Петербурга. Там любили отдыхать представители творческой интеллигенции. В этом тихом уголке, «Переделкине Серебряного века», Чуковские прожили около 10 лет, подружились с художником И. Е. Репиным. Художник и его жена, писательница Н. Б. Нордман-Северова, много занимались обустройством Куоккалы и привлекали Чуковского к своим проектам (театральные постановки, лекции, устройство библиотеки и школы). Усадьба Репина «Пенаты» была центром притяжения поселка, местом с веселой и дружественной атмосферой. Концентрация знаменитостей, посещавших «Пенаты», была настолько высока, что Чуковский в шутку предложил, чтобы все гости оставляли автографы в специально заведенной тетради. Он всегда стремился «остановить мгновение»: в 22 года сфотографировался в Лондоне, когда получил известие о рождении сына, чтобы Коля знал, как выглядел его отец в этот день. Корней Иванович и сам был фотографом-любителем, всю жизнь вел дневник. | Осенью 1906 года семья Чуковских поселилась в Куоккале, дачном поселке на побережье Финского залива. Сегодня Куоккала называется Репино и входит в состав Курортного района Санкт-Петербурга. Там любили отдыхать представители творческой интеллигенции. В этом тихом уголке, «Переделкине Серебряного века», Чуковские прожили около 10 лет, подружились с художником И. Е. Репиным. Художник и его жена, писательница Н. Б. Нордман-Северова, много занимались обустройством Куоккалы и привлекали Чуковского к своим проектам (театральные постановки, лекции, устройство библиотеки и школы). Усадьба Репина «Пенаты» была центром притяжения поселка, местом с веселой и дружественной атмосферой. Концентрация знаменитостей, посещавших «Пенаты», была настолько высока, что Чуковский в шутку предложил, чтобы все гости оставляли автографы в специально заведенной тетради. Он всегда стремился «остановить мгновение»: в 22 года сфотографировался в Лондоне, когда получил известие о рождении сына, чтобы Коля знал, как выглядел его отец в этот день. Корней Иванович и сам был фотографом-любителем, всю жизнь вел дневник. | ||
Так появился рукописный альманах - «Чукоккала», как назвал его Илья Репин. На его страницах остались мысли и рисунки поэтов А. Блока, А. Ахматовой, В. Маяковского, Б. Пастернака, О. Мандельштама и Н. Гумилёва, писателей М. Горького, А. Толстого, оперных певцов Ф. Шаляпина и Л. Собинова и многих других людей, без упоминания которых невозможно рассказать об их эпохе. В альманахе много юмора, пародий, эпиграмм, шутливых пикировок, но есть и серьезные злободневные высказывания. Со временем появились и автографы тех, кто никогда не бывал в «Пенатах» - например, английских писателей А. Конан Дойла и [[Уэллс Герберт Джордж|Г. Уэллса]]. Дело в том, что Корней Иванович, встречая нового интересного собеседника, предлагал ему оставить автограф на чистом листе, который потом бережно вклеивался в «Чукоккалу». Писатель вел альманах всю жизнь, тетрадка постепенно превратилась в книгу. Сейчас он бесценен и для истории культуры, и для общего представления о двадцатом веке. | Так появился рукописный альманах - «Чукоккала», как назвал его Илья Репин. На его страницах остались мысли и рисунки поэтов А. Блока, А. Ахматовой, В. Маяковского, Б. Пастернака, [[Мандельштам Осип Эмильевич|О. Мандельштама]] и Н. Гумилёва, писателей М. Горького, А. Толстого, оперных певцов Ф. Шаляпина и Л. Собинова и многих других людей, без упоминания которых невозможно рассказать об их эпохе. В альманахе много юмора, пародий, эпиграмм, шутливых пикировок, но есть и серьезные злободневные высказывания. Со временем появились и автографы тех, кто никогда не бывал в «Пенатах» - например, английских писателей А. Конан Дойла и [[Уэллс Герберт Джордж|Г. Уэллса]]. Дело в том, что Корней Иванович, встречая нового интересного собеседника, предлагал ему оставить автограф на чистом листе, который потом бережно вклеивался в «Чукоккалу». Писатель вел альманах всю жизнь, тетрадка постепенно превратилась в книгу. Сейчас он бесценен и для истории культуры, и для общего представления о двадцатом веке. | ||
По совету еще одного знаменитого куоккальского дачника, писателя В. Г. Короленко, Чуковский начал изучать произведения Н. А. Некрасова (в исследовании творчества Некрасова тогда было много «белых пятен»). В ноябре 1912 года вышла в печать статья Чуковского «Мы и Некрасов», в 1913 году - «Искалеченный Некрасов», «Некрасов и карты». Публикации стали появляться регулярно. Чуковский приступил к серьезным исследованиям - знакомился с фондом имеющихся рукописей, находил новые произведения Некрасова, в том числе прозаические, устанавливал факты, выверял даты, встречался с супругой и родственниками поэта. Исследованию творчества Некрасова Чуковский посвятил более 40 лет. | По совету еще одного знаменитого куоккальского дачника, писателя В. Г. Короленко, Чуковский начал изучать произведения Н. А. Некрасова (в исследовании творчества Некрасова тогда было много «белых пятен»). В ноябре 1912 года вышла в печать статья Чуковского «Мы и Некрасов», в 1913 году - «Искалеченный Некрасов», «Некрасов и карты». Публикации стали появляться регулярно. Чуковский приступил к серьезным исследованиям - знакомился с фондом имеющихся рукописей, находил новые произведения Некрасова, в том числе прозаические, устанавливал факты, выверял даты, встречался с супругой и родственниками поэта. Исследованию творчества Некрасова Чуковский посвятил более 40 лет. | ||
Строка 272: | Строка 272: | ||
Файл:CHukovskij-K (3).jpg|Чуковский около библиотеки. Переделкино, 1957 / Собрание Е. Ц. Чуковской | Файл:CHukovskij-K (3).jpg|Чуковский около библиотеки. Переделкино, 1957 / Собрание Е. Ц. Чуковской | ||
Файл:Dom-muzej-Korneya-CHukovskogo (9).jpg|Дом-музей К. И. Чуковского / Библиотека им. Корнея Чуковского. Март 2022 года | Файл:Dom-muzej-Korneya-CHukovskogo (9).jpg|Дом-музей К. И. Чуковского / Библиотека им. Корнея Чуковского. Март 2022 года | ||
Файл:CHukovskij-K (1).jpg|Чуковский с собакой Мишкой. Переделкино, 29 мая 1958 год. Фото Н. Кочнев / ДМЧ | Файл:CHukovskij-K (1).jpg|Чуковский с собакой Мишкой. Переделкино, 29 мая 1958 год. Фото [[Кочнев Николай Георгиевич|Н. Кочнев]] / ДМЧ | ||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
Строка 282: | Строка 282: | ||
===Чуковский / Роль в литературном процессе=== | ===Чуковский / Роль в литературном процессе=== | ||
Корней Иванович Чуковский - классик детской литературы. Более 800 отечественных изданий его книг вышли общим тиражом свыше 120 миллионов экземпляров. Его книги иллюстрировали известные художники Ре-Ми, Ю. Анненков, [[Чехонин Сергей Васильевич|С. Чехонин]], М. Добужинский, К. Рудаков, [[Чижиков Виктор Александрович|В. Чижиков]], [[Чарушин Евгений Иванович|Е. Чарушин]], А. Каневский, В. Сутеев, [[Конашевич Владимир Михайлович|В. Конашевич]], сотрудничество с которым продолжалось долгие годы. Сегодня герои Чуковского говорят с читателями на девяти десятках языков. Многие произведения Чуковского экранизированы. | Корней Иванович Чуковский - классик детской литературы. Более 800 отечественных изданий его книг вышли общим тиражом свыше 120 миллионов экземпляров. Его книги иллюстрировали известные художники Ре-Ми, Ю. Анненков, [[Чехонин Сергей Васильевич|С. Чехонин]], М. Добужинский, К. Рудаков, [[Чижиков Виктор Александрович|В. Чижиков]], [[Чарушин Евгений Иванович|Е. Чарушин]], [[Каневский Аминадав Моисеевич|А. Каневский]], [[Сутеев Владимир Григорьевич|В. Сутеев]], [[Конашевич Владимир Михайлович|В. Конашевич]], сотрудничество с которым продолжалось долгие годы. Сегодня герои Чуковского говорят с читателями на девяти десятках языков. Многие произведения Чуковского экранизированы. | ||
Чуковский - новатор детской литературы и одновременно борец за качественный литературный материал. Он отстаивал красоту формы и достойное содержание литературных произведений, в том числе литературных произведений для детей. Корней Иванович выступал против сиюминутной утилитарности, излишней дидактичности, но за то, чтобы литература помогала развивать нравственные качества ребенка. Он стремился «воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». Поэтому его сказки сегодня остаются понятными и любимыми. | Чуковский - новатор детской литературы и одновременно борец за качественный литературный материал. Он отстаивал красоту формы и достойное содержание литературных произведений, в том числе литературных произведений для детей. Корней Иванович выступал против сиюминутной утилитарности, излишней дидактичности, но за то, чтобы литература помогала развивать нравственные качества ребенка. Он стремился «воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». Поэтому его сказки сегодня остаются понятными и любимыми. | ||
Строка 317: | Строка 317: | ||
{{цитата|автор=У старого сказочника / Ю. Коваль ; Детская литература. 1966. № 4 |Чуковский — огромный старик. Старик в каком-то крепком, мощном значении этого слова.| О старости он говорит часто, словно рассматривает новую, неведомую еще страну, постигать быт и законы которой ему интересно. И несмотря на то что ему 84, а по существующим традициям стариком его можно считать уже по крайней мере лет 20, видно, что старость настигла его совсем недавно.| Я вспомнил, как писал о нем Валентин Катаев: «Старость ли это? Никак не старость, а, скорее, какая-то устоявшаяся, многолетняя зрелость».| Когда друзья помогают ему одеваться перед прогулкой, видно, что он внутренне против этого протестует и говорит мне, человеку новому: — Слюнявчики на меня надевают, а? Поверьте — в вашем возрасте со мной этого не было.| Этот, без сомнения, самый старый русский писатель избежал дряхлой старости, немощной и сгорбленной.| Когда беседовал он со мной и с теми людьми, что гостили у него, чувствовалось, что он даже крепче нас, молодых или пожилых, крепче и в чем-то сильней. И в словах, которые он сказал, адресуясь к одному молодому поэту, звучала не стариковская горечь, а Чуковский смех: — Лучше быть юным поэтом, подающим надежды, чем старым, не оправдавшим их. | {{цитата|автор=У старого сказочника / [[Коваль Юрий Иосифович|Ю. Коваль]] ; Детская литература. 1966. № 4 |Чуковский — огромный старик. Старик в каком-то крепком, мощном значении этого слова.| О старости он говорит часто, словно рассматривает новую, неведомую еще страну, постигать быт и законы которой ему интересно. И несмотря на то что ему 84, а по существующим традициям стариком его можно считать уже по крайней мере лет 20, видно, что старость настигла его совсем недавно.| Я вспомнил, как писал о нем Валентин Катаев: «Старость ли это? Никак не старость, а, скорее, какая-то устоявшаяся, многолетняя зрелость».| Когда друзья помогают ему одеваться перед прогулкой, видно, что он внутренне против этого протестует и говорит мне, человеку новому: — Слюнявчики на меня надевают, а? Поверьте — в вашем возрасте со мной этого не было.| Этот, без сомнения, самый старый русский писатель избежал дряхлой старости, немощной и сгорбленной.| Когда беседовал он со мной и с теми людьми, что гостили у него, чувствовалось, что он даже крепче нас, молодых или пожилых, крепче и в чем-то сильней. И в словах, которые он сказал, адресуясь к одному молодому поэту, звучала не стариковская горечь, а Чуковский смех: — Лучше быть юным поэтом, подающим надежды, чем старым, не оправдавшим их.}} | ||
==Корней Чуковский / Иллюстрации к произведениям== | ==Корней Чуковский / Иллюстрации к произведениям== | ||
Строка 400: | Строка 396: | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Тараканище / К. Чуковский; рис. В. Пивоваров"> | <center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Тараканище / К. Чуковский; рис. В. Пивоваров"> | ||
Файл:Tarakanishche-CHukovskij (2).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. В. Пивоваров, 1970 | Файл:Tarakanishche-CHukovskij (2).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. [[Пивоваров Виктор Дмитриевич|В. Пивоваров]], 1970 | ||
Файл:Tarakanishche-CHukovskij (1).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. В. Пивоваров | Файл:Tarakanishche-CHukovskij (1).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. В. Пивоваров | ||
Файл:Tarakanishche-CHukovskij (3).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. В. Пивоваров | Файл:Tarakanishche-CHukovskij (3).jpg|Тараканище / Корней Чуковский; рис. В. Пивоваров | ||
Строка 409: | Строка 405: | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Краденое солнце / К. Чуковский; рис. Г. Калиновский"> | <center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Краденое солнце / К. Чуковский; рис. Г. Калиновский"> | ||
Файл:Kradenoe-solnce-CHukovskij (2).jpg|Краденое солнце / Корней Чуковский; рис. Г. Калиновский | Файл:Kradenoe-solnce-CHukovskij (2).jpg|Краденое солнце / Корней Чуковский; рис. [[Калиновский Геннадий Владимирович|Г. Калиновский]] | ||
Файл:Kradenoe-solnce-CHukovskij (1).jpg|Краденое солнце / Корней Чуковский; рис. Г. Калиновский | Файл:Kradenoe-solnce-CHukovskij (1).jpg|Краденое солнце / Корней Чуковский; рис. Г. Калиновский | ||
Файл:Kradenoe-solnce-CHukovskij (3).jpg|Краденое солнце / Корней Чуковский; рис. Г. Калиновский | Файл:Kradenoe-solnce-CHukovskij (3).jpg|Краденое солнце / Корней Чуковский; рис. Г. Калиновский | ||
Строка 1142: | Строка 1138: | ||
*Чуковский, К. И. Царь- Пузан / К. И. Чуковский ; худож. Николай Воронцов — Санкт-Петербург : Детгиз, 2010. — 47 с. : ил. | *Чуковский, К. И. Царь- Пузан / К. И. Чуковский ; худож. Николай Воронцов — Санкт-Петербург : Детгиз, 2010. — 47 с. : ил. | ||
==Корней Чуковский / Книги в | ==Корней Чуковский / Книги в НЭБ.Дети== | ||
*Чуковский К. И. Мойдодыр / К. Чуковский ; рис. Ю. Анненков. — Москва ;Ленинград : Огиз Молодая гвардия, 1933. — Текст: электронный. | *Чуковский К. И. Мойдодыр / К. Чуковский ; рис. Ю. Анненков. — Москва ;Ленинград : Огиз Молодая гвардия, 1933. — Текст: электронный. | ||
Строка 1253: | Строка 1249: | ||
*Петровский, М. Книга о Корнее Чуковском / М. Петровский. — Москва : Сов. писатель, 1966. — 415 с. | *Петровский, М. Книга о Корнее Чуковском / М. Петровский. — Москва : Сов. писатель, 1966. — 415 с. | ||
*Сивоконь, С. К 120-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского / С. Сивоконь // Детская литература. 2002. № 3. С. 70–75 | *Сивоконь, С. К 120-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского / [[Сивоконь Сергей Иванович|С. Сивоконь]] // Детская литература. 2002. № 3. С. 70–75. | ||
==Корней Чуковский / Экранизации== | ==Корней Чуковский / Экранизации== |