Вальк Генрих Оскарович: различия между версиями

Строка 50: Строка 50:


С книги «Тук-тук-тук!» началось многолетнее творческое содружество Генриха Валька с Николаем Носовым. Художник проиллюстрировал почти все его рассказы, повесть «Витя Малеев в школе и дома». Генрих Вальк стал первым художником, выполнившим иллюстрации к роману-сказке Н. Н. Носова «Незнайка на Луне». Зрительный образ Незнайки был придуман Алексеем Лаптевым, который работал над иллюстрациями к первым двум частям сказочной трилогии Н. Н. Носова о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954) и «Незнайка в Солнечном городе» (1959). А. М. Лаптев умер в 1965 году, и работу по иллюстрированию «Незнайки» продолжил Генрих Вальк. В том же году в издательстве «Детская литература» вышла третья, заключительная часть трилогии о приключениях маленьких человечков-коротышек — «Незнайка на Луне». Искусствовед Л. С. Кудрявцева отмечает: «Генрих Вальк, иллюстратор третьей части романа-сказки «Незнайка на Луне», мудро сохранил лаптевский образ Незнайки, окончательно его «канонизировав». Остальным персонажам, согласно сатирическому повествованию, художник придал черты гротесковости, а иногда и карикатурности».  
С книги «Тук-тук-тук!» началось многолетнее творческое содружество Генриха Валька с Николаем Носовым. Художник проиллюстрировал почти все его рассказы, повесть «Витя Малеев в школе и дома». Генрих Вальк стал первым художником, выполнившим иллюстрации к роману-сказке Н. Н. Носова «Незнайка на Луне». Зрительный образ Незнайки был придуман Алексеем Лаптевым, который работал над иллюстрациями к первым двум частям сказочной трилогии Н. Н. Носова о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954) и «Незнайка в Солнечном городе» (1959). А. М. Лаптев умер в 1965 году, и работу по иллюстрированию «Незнайки» продолжил Генрих Вальк. В том же году в издательстве «Детская литература» вышла третья, заключительная часть трилогии о приключениях маленьких человечков-коротышек — «Незнайка на Луне». Искусствовед Л. С. Кудрявцева отмечает: «Генрих Вальк, иллюстратор третьей части романа-сказки «Незнайка на Луне», мудро сохранил лаптевский образ Незнайки, окончательно его «канонизировав». Остальным персонажам, согласно сатирическому повествованию, художник придал черты гротесковости, а иногда и карикатурности».  
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Генрих Вальк">
Файл:Genrih-Valk (1).jpg|Молоток-новичок / М. Сырова; рис. Генрих Вальк, 1966
Файл:Genrih-Valk (2).jpg|Молоток-новичок / М. Сырова; рис. Генрих Вальк
Файл:Genrih-Valk (3).jpg|Молоток-новичок / М. Сырова; рис. Генрих Вальк
Файл:Genrih-Valk (4).jpg|Молоток-новичок / М. Сырова; рис. Генрих Вальк
Файл:Genrih-Valk (5).jpg|Молоток-новичок / М. Сырова; рис. Генрих Вальк
</gallery></center>


Впоследствии Генрих Оскарович проиллюстрировал также первые две части трилогии о Незнайке. Рисунки Алексея Лаптева и Генриха Валька и по сей день считаются непревзойдёнными, и пока ни один из последующих иллюстраторов сказочной трилогии Николая Носова не может конкурировать с этими признанными мастерами.
Впоследствии Генрих Оскарович проиллюстрировал также первые две части трилогии о Незнайке. Рисунки Алексея Лаптева и Генриха Валька и по сей день считаются непревзойдёнными, и пока ни один из последующих иллюстраторов сказочной трилогии Николая Носова не может конкурировать с этими признанными мастерами.
Строка 55: Строка 65:
Придя в детскую литературу в 1940-е годы, Генрих Вальк быстро стал популярен как автор острохарактерных, остроумных и добрых иллюстраций к детским книгам. Детские писатели почитали за честь, если их книги давали иллюстрировать Генриху Вальку. Художник работал с такими авторами, ставшими классиками детской литературы, как А. Л. Барто, С. В. Михалков, [[Лагин Лазарь Иосифович|Л. И. Лагин]], [[Воронкова Любовь Фёдоровна|Л. Ф. Воронкова]], [[Драгунский Виктор Юзефович|В. Ю. Драгунский]], М. М. Зощенко, А. И. Мошковский и многими другими. Генрих Вальк стал первым иллюстратором знаменитой повести [[Медведев Валерий Владимирович|В. В. Медведева]] «Баранкин, будь человеком!» (1962). Художник проиллюстрировал ранние книги Ю. Алешковского для детей — сборник «Чёрно-бурая лиса» (1967) и дилогию о щенке Кыше и его хозяине Алёше Сероглазове, по прозвищу Двапортфеля («Кыш, Двапортфеля и целая неделя», 1970; «Кыш и я в Крыму», 1975).  
Придя в детскую литературу в 1940-е годы, Генрих Вальк быстро стал популярен как автор острохарактерных, остроумных и добрых иллюстраций к детским книгам. Детские писатели почитали за честь, если их книги давали иллюстрировать Генриху Вальку. Художник работал с такими авторами, ставшими классиками детской литературы, как А. Л. Барто, С. В. Михалков, [[Лагин Лазарь Иосифович|Л. И. Лагин]], [[Воронкова Любовь Фёдоровна|Л. Ф. Воронкова]], [[Драгунский Виктор Юзефович|В. Ю. Драгунский]], М. М. Зощенко, А. И. Мошковский и многими другими. Генрих Вальк стал первым иллюстратором знаменитой повести [[Медведев Валерий Владимирович|В. В. Медведева]] «Баранкин, будь человеком!» (1962). Художник проиллюстрировал ранние книги Ю. Алешковского для детей — сборник «Чёрно-бурая лиса» (1967) и дилогию о щенке Кыше и его хозяине Алёше Сероглазове, по прозвищу Двапортфеля («Кыш, Двапортфеля и целая неделя», 1970; «Кыш и я в Крыму», 1975).  


Замечательный творческий тандем у Валька сложился с писателем [[Коржиков Виталий Титович|В. Т. Коржиковым]]. Художник выполнил иллюстрации к первым трём повестям из цикла «Мореплавания Солнышкина» (первая книга морской эпопеи Коржикова, «Весёлое мореплавание Солнышкина», была выпущена в 1967 году). С рисунками Валька также вышли книги «Волны словно кенгуру» (1976; издание 1981 года, помимо одноимённого произведения, включает также повесть «Мы идём на Кубу»), «Коготь динозавра» (1979), «Добрая дорога» (1988).
Генрих Вальк иллюстрировал произведения не только отечественных писателей, но и зарубежных. С его иллюстрациями вышли такие книги, как «Адам и Отка» Богумила Ржиги (1974), «Али-баба и Куриная Фея» Ганса Краузе (1958), «Злоключения озорника» Герхарда Хольца-Баумерта (1963), «Карчи Бруннер» Белы Балажа (1972), «Овчарка Рой. Овчарка Рой и девятый «В» Йормы Курвинена (1984), «Приключения Ломтика» Лейлы Берг (1959), «Я — кот и мореплаватель» Хайме Бустоса Мандиолы (1970) и др. Художник также создал несколько рисунков для книги «Детское питание» 1957 года. Кроме того, Генрих Вальк стал автором небольшого научно-фантастического очерка «На персональной ракете» (Литературная газета. — 1959. — № 1. — С. 2).


<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="«Архимед» Вовки Грушина / Юрий Сотник. Художник Генрих Вальк">
 
Файл:Valk-Genrih-1.jpg|«Архимед» Вовки Грушина / Юрий Сотник. Художник Генрих Вальк
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Генрих Вальк">
Файл:Valk-Genrih-2.jpg|Художник Генрих Вальк
Файл:Valk-Genrih-1.jpg|«Архимед» Вовки Грушина / Юрий Сотник. Художник Генрих Вальк, 1947
Файл:Valk-Genrih-3.jpg|Художник Генрих Вальк
Файл:Valk-Genrih-2.jpg|«Архимед» Вовки Грушина / Юрий Сотник. Художник Генрих Вальк
Файл:Valk-Genrih-4.jpg|Художник Генрих Вальк
Файл:Valk-Genrih-3.jpg|«Архимед» Вовки Грушина / Юрий Сотник. Художник Генрих Вальк
Файл:Valk-Genrih-5.jpg|Художник Генрих Вальк
Файл:Valk-Genrih-4.jpg|«Архимед» Вовки Грушина / Юрий Сотник. Художник Генрих Вальк
Файл:Valk-Genrih-5.jpg|«Архимед» Вовки Грушина / Юрий Сотник. Художник Генрих Вальк
</gallery></center>
</gallery></center>


Замечательный творческий тандем у Валька сложился с писателем [[Коржиков Виталий Титович|В. Т. Коржиковым]]. Художник выполнил иллюстрации к первым трём повестям из цикла «Мореплавания Солнышкина» (первая книга морской эпопеи Коржикова, «Весёлое мореплавание Солнышкина», была выпущена в 1967 году). С рисунками Валька также вышли книги «Волны словно кенгуру» (1976; издание 1981 года, помимо одноимённого произведения, включает также повесть «Мы идём на Кубу»), «Коготь динозавра» (1979), «Добрая дорога» (1988).


Генрих Вальк иллюстрировал произведения не только отечественных писателей, но и зарубежных. С его иллюстрациями вышли такие книги, как «Адам и Отка» Богумила Ржиги (1974), «Али-баба и Куриная Фея» Ганса Краузе (1958), «Злоключения озорника» Герхарда Хольца-Баумерта (1963), «Карчи Бруннер» Белы Балажа (1972), «Овчарка Рой. Овчарка Рой и девятый «В» Йормы Курвинена (1984), «Приключения Ломтика» Лейлы Берг (1959), «Я — кот и мореплаватель» Хайме Бустоса Мандиолы (1970) и др. Художник также создал несколько рисунков для книги «Детское питание» 1957 года. Кроме того, Генрих Вальк стал автором небольшого научно-фантастического очерка «На персональной ракете» (Литературная газета. — 1959. — № 1. — С. 2).


Генрих Оскарович Вальк умер в 1998 году. Урна с прахом художника находится в закрытом колумбарии Донского кладбища в Москве.
Генрих Оскарович Вальк умер в 1998 году. Урна с прахом художника находится в закрытом колумбарии Донского кладбища в Москве.