Алимов Сергей Александрович: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
Строка 61: Строка 61:
В 1987 году С. А. Алимов выполнил эскизы для мультфильма по пьесе А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Постановка не состоялась. «Смерть Тарелкина» стала последним проектом Алимова в мультипликационном кино.
В 1987 году С. А. Алимов выполнил эскизы для мультфильма по пьесе А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Постановка не состоялась. «Смерть Тарелкина» стала последним проектом Алимова в мультипликационном кино.


Как художник-иллюстратор С. А. Алимов попробовал свои силы ещё в студенческие годы. Серьёзному обращению к книжной графике способствовал успех эскизов к мультфильму «Каникулы Бонифация» на Всесоюзной художественной выставке, посвящённая 50-летию Октябрьской революции (Москва, 1967). Критики отметили, что эскизы воспринимаются как самостоятельные, законченные графические произведения. Алимов стал регулярно получать заказы на книжную иллюстрацию. «Я, конечно, художник-иллюстратор», — говорил он впоследствии. — Ведь что такое мультфильм? Тоже иллюстрация, только во времени».
Как художник-иллюстратор Сергей Алимов попробовал свои силы ещё в студенческие годы. Серьёзному обращению к книжной графике способствовал успех эскизов к мультфильму «Каникулы Бонифация» на Всесоюзной художественной выставке, посвящённая 50-летию Октябрьской революции (Москва, 1967). Критики отметили, что эскизы воспринимаются как самостоятельные, законченные графические произведения. Алимов стал регулярно получать заказы на книжную иллюстрацию. «Я, конечно, художник-иллюстратор», — говорил он впоследствии. — Ведь что такое мультфильм? Тоже иллюстрация, только во времени».


Любимыми писателями С. А. Алимова были [[Гофман Эрнст Теодор Амадей|Э. Т. А. Гофман]], М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, М. А. Булгаков и — особенно — Н. В. Гоголь. Художник говорил: «Я всегда тяготел к некоему гротеску».
Любимыми писателями С. А. Алимова были [[Гофман Эрнст Теодор Амадей|Э. Т. А. Гофман]], М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, М. А. Булгаков и — особенно — Н. В. Гоголь. Художник говорил: «Я всегда тяготел к некоему гротеску».
Строка 103: Строка 103:




В конце 1970-х годов С. А. Алимов обратился к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1979 вышел на экраны мультфильм «Премудрый пескарь». Снять ленту по «Господам Головлёвым» студия «Союзмультфильм» не разрешила. Но всё же Алимов создал (1979) и начал экспонировать на различных выставках эскизы-разработки мультфильма по этому роману. Эскизы положили начало большому циклу иллюстраций к «Господам Головлёвым», над которым художник работал почти пять лет. В 1985 году в издательстве «Художественная литература» вышел сборник произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы» и сказки), проиллюстрированный Алимовым. Рисунки к сказкам стали своеобразным продолжением разработки темы, начатой при создании мультфильма «Премудрый пескарь». В 2001 году небольшой сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» с иллюстрациями Алимова выпустил московский «Белый город», в 2016-м — [[Издательский_дом_НИГМА|«НИГМА»]].
В конце 1970-х годов Сергей Алимов обратился к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1979 вышел на экраны мультфильм «Премудрый пескарь». Снять ленту по «Господам Головлёвым» студия «Союзмультфильм» не разрешила. Но всё же Алимов создал (1979) и начал экспонировать на различных выставках эскизы-разработки мультфильма по этому роману. Эскизы положили начало большому циклу иллюстраций к «Господам Головлёвым», над которым художник работал почти пять лет. В 1985 году в издательстве «Художественная литература» вышел сборник произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы» и сказки), проиллюстрированный Алимовым. Рисунки к сказкам стали своеобразным продолжением разработки темы, начатой при создании мультфильма «Премудрый пескарь». В 2001 году небольшой сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» с иллюстрациями Алимова выпустил московский «Белый город», в 2016-м — [[Издательский_дом_НИГМА|«НИГМА»]].


С. А. Алимов много рисовал для детей, не внося особых изменений в свою творческую манеру. Его иллюстрации в детских книгах — яркие, выразительные, зачастую ироничные, лишённые сентиментальности. «Задача художника — поразить ребёнка, — говорил Алимов, — мне в иллюстрации к детской книге важна острота и внутренняя напряжённость в листе. Острый образ персонажа концентрирует внимание ребёнка. Эти качества делают детскую иллюстрацию незабываемой, она остаётся с читателем на всю жизнь».
Сергей Алимов много рисовал для детей, не внося особых изменений в свою творческую манеру. Его иллюстрации в детских книгах — яркие, выразительные, зачастую ироничные, лишённые сентиментальности. «Задача художника — поразить ребёнка, — говорил Алимов, — мне в иллюстрации к детской книге важна острота и внутренняя напряжённость в листе. Острый образ персонажа концентрирует внимание ребёнка. Эти качества делают детскую иллюстрацию незабываемой, она остаётся с читателем на всю жизнь».
В 1969 году вышла небольшая книга Ю. И. Коваля «Слоны на луне» — стихи сопровождали яркие многоцветные рисунки С. А. Алимова и В. К. Стацинского.
В 1969 году вышла небольшая книга Ю. И. Коваля «Слоны на луне» — стихи сопровождали яркие многоцветные рисунки С. А. Алимова и В. К. Стацинского.


Строка 146: Строка 146:
С середины 1960-х годов С. А. Алимов сотрудничал с периодическими изданиями, в частности, с такими популярными журналами, как «Знание — сила», «Человек и закон», «Юность», «Роман-газета». Много лет рисовал для детского журнала «Колобок», начиная с самого первого выпуска (Колобок. № 1. 1969), а также для «Весёлых картинок». Рисунки С. А. Алимова украшали и оживляли журнал «Детская роман-газета».
С середины 1960-х годов С. А. Алимов сотрудничал с периодическими изданиями, в частности, с такими популярными журналами, как «Знание — сила», «Человек и закон», «Юность», «Роман-газета». Много лет рисовал для детского журнала «Колобок», начиная с самого первого выпуска (Колобок. № 1. 1969), а также для «Весёлых картинок». Рисунки С. А. Алимова украшали и оживляли журнал «Детская роман-газета».


С. А. Алимов много работал как сценограф. Ещё в 1966 году вместе с другом, московским художником М. Ромадиным, для московского Театра сатиры оформил спектакль «Тёркин на том свете» (режиссёр В. Плучек). Эскизы декораций Алимов выполнил белилами и гуашью, с использованием аппликации. В 1967 году С. А. Алимов создал эскиз декорации к пьесе «Путешествие Гулливера» по одноименному роману Д. Свифта. Спектакль был поставлен московским Театром-студией киноактёра. В 1971 году Алимов выполнил эскизы декораций для постановки комедии «С лёгким паром» Э. Брагинского и Э. Рязанова в Московском областном драматическом театре. Четыре эскиза декораций — «Единая установка», «Дом Джильды», «Пролог», «Тюрьма» (хранятся в Государственном центральном театральном музее) — Алимов выполнил для Государственного академического театра им. Моссовета, поставившего в 1972 году пьесу Л. Николаи «Чёрный, как канарейка».
Сергей Алимов много работал как сценограф. Ещё в 1966 году вместе с другом, московским художником М. Ромадиным, для московского Театра сатиры оформил спектакль «Тёркин на том свете» (режиссёр В. Плучек). Эскизы декораций Алимов выполнил белилами и гуашью, с использованием аппликации. В 1967 году С. А. Алимов создал эскиз декорации к пьесе «Путешествие Гулливера» по одноименному роману Д. Свифта. Спектакль был поставлен московским Театром-студией киноактёра. В 1971 году Алимов выполнил эскизы декораций для постановки комедии «С лёгким паром» Э. Брагинского и Э. Рязанова в Московском областном драматическом театре. Четыре эскиза декораций — «Единая установка», «Дом Джильды», «Пролог», «Тюрьма» (хранятся в Государственном центральном театральном музее) — Алимов выполнил для Государственного академического театра им. Моссовета, поставившего в 1972 году пьесу Л. Николаи «Чёрный, как канарейка».


С. А. Алимов много лет отдал преподавательской деятельности. Начал в 1967 году во ВГИКе. В 1972-м, выпустив курс, Алимов ушёл из института, решив, что учить ему ещё рано. Позднее он вёл мастерскую в школе-студии МХАТ, в Московской академии образования Натальи Нестеровой. Во ВГИК вернулся в 1994 году и проработал там четверть века, был профессором, вёл мастерскую художников мультипликационного фильма. Среди его учеников Сергей Рябов, дебютный мультфильм которого «Рыбка» собрал множество наград фестивалей в России, Японии, Боливии, Аргентине; Мария Заикина, выступившая художником-постановщиком нескольких лент серии «Колыбельные мира» (кинопремия «Золотой орёл», 2008); Екатерина Татарская — художник фильма А. Прошкина «Чудо» (специальный приз ММКФ, 2009).
С. А. Алимов много лет отдал преподавательской деятельности. Начал в 1967 году во ВГИКе. В 1972-м, выпустив курс, Алимов ушёл из института, решив, что учить ему ещё рано. Позднее он вёл мастерскую в школе-студии МХАТ, в Московской академии образования Натальи Нестеровой. Во ВГИК вернулся в 1994 году и проработал там четверть века, был профессором, вёл мастерскую художников мультипликационного фильма. Среди его учеников Сергей Рябов, дебютный мультфильм которого «Рыбка» собрал множество наград фестивалей в России, Японии, Боливии, Аргентине; Мария Заикина, выступившая художником-постановщиком нескольких лент серии «Колыбельные мира» (кинопремия «Золотой орёл», 2008); Екатерина Татарская — художник фильма А. Прошкина «Чудо» (специальный приз ММКФ, 2009).
Строка 204: Строка 204:
</gallery></center>
</gallery></center>


==Книги с иллюстрациями С. А. Алимова==
==Сергей Алимов / Книги с иллюстрациями==


*Топтыжка : фильм-сказка / [авт. Ф. Хитрук] ; [ил. : С. Алимов]. — [Москва] : Бюро пропаганды советского киноискусства, [1966]. — [19] с. : ил. — (Фильм-сказка).
*Топтыжка : фильм-сказка / [авт. Ф. Хитрук] ; [ил. : С. Алимов]. — [Москва] : Бюро пропаганды советского киноискусства, [1966]. — [19] с. : ил. — (Фильм-сказка).