Сарнов Бенедикт Михайлович: различия между версиями

(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Бенедикт Сарнов |Портрет = Sarnov-Benedikt.jpg <!--…»)
 
 
(не показано 11 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Шаблон:Писатель2
{{Шаблон:Писатель2
|ФИО                          = Бенедикт Сарнов
|ФИО                          = Бенедикт Сарнов
Строка 34: Строка 35:
После окончания школы Сарнов в 1945 году поступил в МГУ на филологический факультет. Он подавал документы на отделение русской литературы, а его приняли на классическое. Поразмыслив и решив, что заниматься античностью ему не интересно, юноша забрал документы. Случайно увидев в газете объявление о наборе студентов в Литературный институт, Сарнов быстро сочинил статью для конкурсной работы — «Маяковский и Пушкин». Её напечатали в журнале «Октябрь». Членам приёмной комиссии института статья очень понравилась, и Б. Сарнов был принят с пометкой «безусловно», что означало не только допуск к экзаменам, но и зачисление. Литинститут он окончил в 1951 году.
После окончания школы Сарнов в 1945 году поступил в МГУ на филологический факультет. Он подавал документы на отделение русской литературы, а его приняли на классическое. Поразмыслив и решив, что заниматься античностью ему не интересно, юноша забрал документы. Случайно увидев в газете объявление о наборе студентов в Литературный институт, Сарнов быстро сочинил статью для конкурсной работы — «Маяковский и Пушкин». Её напечатали в журнале «Октябрь». Членам приёмной комиссии института статья очень понравилась, и Б. Сарнов был принят с пометкой «безусловно», что означало не только допуск к экзаменам, но и зачисление. Литинститут он окончил в 1951 году.


Печататься начал в 1948 году во время учёбы в институте. Сначала это были рецензии, затем литературные пародии, которые Сарнов писал вместе с Лазарем Лазаревым и Станиславом Рассадиным. Пародии публиковались в «Литературной газете», позже часть из них была издана в сборнике «Липовые аллеи» в 1966 году.
Печататься начал в 1948 году во время учёбы в институте. Сначала это были рецензии, затем литературные пародии, которые Сарнов писал вместе с Лазарем Лазаревым и [[Рассадин Станислав Борисович|Станиславом Рассадиным]]. Пародии публиковались в «Литературной газете», позже часть из них была издана в сборнике «Липовые аллеи» в 1966 году.


Б. М. Сарнов долгие годы посвятил детской литературе. Он работал в журнале «Пионер» заведующим отделом литературы (1955–1959), тесно был связан с Детгизом, издательством «Детская литература»: писал очерки о писателях, вступительные статьи к книгам для детей, участвовал в редколлегии, составлял сборники, написал несколько повестей для детей, а также научно-познавательные книги по литературоведению.
Б. М. Сарнов долгие годы посвятил детской литературе. Он работал в журнале «Пионер» заведующим отделом литературы (1955–1959), тесно был связан с Детгизом, издательством «Детская литература»: писал очерки о писателях, вступительные статьи к книгам для детей, участвовал в редколлегии, составлял сборники, написал несколько повестей для детей, а также научно-познавательные книги по литературоведению.


В 1959 году издательство Детгиз выпустило критико-биографический очерк «Л. Пантелеев». Бенедикт Сарнов вспоминал: «Я дебютировал в литературе книжкой о таком замечательном человеке и прекрасном писателе Алексее Ивановиче Пантелееве [Еремееве], мы были с ним знакомы, потом даже подружились, хотя он был гораздо старше меня. Он был очень честным не только в личном, но и в литературном плане, очень честный и щепетильный литератор. Он всегда старался писать скрупулёзную такую правду, проверенную, выверенную».
В 1959 году издательство Детгиз выпустило критико-биографический очерк [[Пантелеев Л|«Л. Пантелеев»]]. Бенедикт Сарнов вспоминал:
 
 
{{цитата|автор=Бенедикт Сарнов|Я дебютировал в литературе книжкой о таком замечательном человеке и прекрасном писателе Алексее Ивановиче Пантелееве [Еремееве], мы были с ним знакомы, потом даже подружились, хотя он был гораздо старше меня. Он был очень честным не только в личном, но и в литературном плане, очень честный и щепетильный литератор. Он всегда старался писать скрупулёзную такую правду, проверенную, выверенную.}}
 
 
 
В 1962 году в Детгизе вышла книга рассказов «Трудная весна» с иллюстрациями Наума Цейтлина. Сатирическая повесть Бенедикта Сарнова «Юра Красиков творит чудеса» была опубликована в журнале «Пионер» в 1969 году. [[ЭНАС-книга|Издательство ЭНАС]] выпустило книгу в серии «Любимые советские книжки» в 2015 году.
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Бенедикт Сарнов">
Файл:Sarnov-Benedikt (1).jpg|По следам знакомых героев / Б. М. Сарнов
Файл:Sarnov-Benedikt (9).jpg|Занимательное литературоведение, или новые похождения знакомых героев / Б. Сарнов
Файл:Sarnov-Benedikt (8).jpg|Если бы Пушкин... / Бенедикт Сарнов
Файл:Sarnov-Benedikt (7).jpg|Наш советский новояз : маленькая энцикл. реал. социализма / Бенедикт Сарнов
Файл:Sarnov-Benedikt-66.JPG|Бенедикт Сарнов
</gallery></center>


В 1962 году в Детгизе вышла книга рассказов «Трудная весна» с иллюстрациями Наума Цейтлина. Сатирическая повесть Бенедикта Сарнова «Юра Красиков творит чудеса» была опубликована в журнале «Пионер» в 1969 году. Издательство ЭНАС выпустило книгу в серии «Любимые советские книжки» в 2015 году.


Б. М. Сарнов вместе с С. Б. Рассадиным в 1970-х годах были авторами популярных детских литературоведческих радиопередач «В Стране Литературных Героев». Позже они совместно издали книги — «В Стране Литературных Героев» и «Рассказы о литературе».
Б. М. Сарнов вместе с С. Б. Рассадиным в 1970-х годах были авторами популярных детских литературоведческих радиопередач «В Стране Литературных Героев». Позже они совместно издали книги — «В Стране Литературных Героев» и «Рассказы о литературе».
Строка 46: Строка 62:
В книге «По следам знакомых героев» (1989) Б. Сарнов с увлечением рассказывает о том, почему герои классических произведений поступают именно так, а не иначе, чем заканчиваются попытки переделать их тексты другими «авторами», а ещё он отвечает на частые вопросы школьников, адресованные героям передачи «В Стране Литературных Героев». Чаще всего ребята обращались к Шерлоку Холмсу и доктору Уотсону. Через несколько лет Б. М. Сарнов издал двухтомник «Шерлок Холмс меняет профессию» (2007–2008), куда вошли известная ранее читателям книга «По следам знакомых героев» и «Магический кристалл». Если в первой книге знаменитый сыщик проводил расследования и раскрывал загадки классиков русской литературы школьникам, окончательно решив стать литературоведом, то во второй книге Холмс вместе со своим другом доктором Уотсоном рассказывали о том, что, собственно, представляет собой литература, что означает сюжет, фабула. Он рассказывает о том, где автор находит истории для своих сюжетов, о правде факта и правде художественного вымысла, о героях и прототипах и многом другом. Все главы написаны в увлекательной форме литературного следствия, автор подтверждает свои заключения цитатами из литературных произведений.
В книге «По следам знакомых героев» (1989) Б. Сарнов с увлечением рассказывает о том, почему герои классических произведений поступают именно так, а не иначе, чем заканчиваются попытки переделать их тексты другими «авторами», а ещё он отвечает на частые вопросы школьников, адресованные героям передачи «В Стране Литературных Героев». Чаще всего ребята обращались к Шерлоку Холмсу и доктору Уотсону. Через несколько лет Б. М. Сарнов издал двухтомник «Шерлок Холмс меняет профессию» (2007–2008), куда вошли известная ранее читателям книга «По следам знакомых героев» и «Магический кристалл». Если в первой книге знаменитый сыщик проводил расследования и раскрывал загадки классиков русской литературы школьникам, окончательно решив стать литературоведом, то во второй книге Холмс вместе со своим другом доктором Уотсоном рассказывали о том, что, собственно, представляет собой литература, что означает сюжет, фабула. Он рассказывает о том, где автор находит истории для своих сюжетов, о правде факта и правде художественного вымысла, о героях и прототипах и многом другом. Все главы написаны в увлекательной форме литературного следствия, автор подтверждает свои заключения цитатами из литературных произведений.


Б. М. Сарнов известен своими работами о творчестве А. С. Пушкина, А. А. Блока, С. Я. Маршака, Л. Пантелеева, В. В. Маяковского, О. Э. Мандельштама, М. М. Зощенко, М. А. Булгакова, Ф. Искандера и др. Его литературно-критические и публицистические статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек», «Октябрь», «Новое время» и др.
Б. М. Сарнов известен своими работами о творчестве А. С. Пушкина, А. А. Блока, [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршака]], Л. Пантелеева, В. В. Маяковского, [[Мандельштам Осип Эмильевич|О. Э. Мандельштама]], [[Зощенко Михаил Михайлович|М. М. Зощенко]], М. А. Булгакова, Ф. Искандера и др. Его литературно-критические и публицистические статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек», «Октябрь», «Новое время» и др.


Он вёл в журнале «Огонёк» рубрику «Русская проза. Двадцатый век. Из запасников» (1989).
Он вёл в журнале «Огонёк» рубрику «Русская проза. Двадцатый век. Из запасников» (1989).
Строка 53: Строка 69:


В своём наиболее известном и главном труде — четырехтомнике «Сталин и писатели» (2008–2011) — Б. М. Сарнов, используя документальные источники, размышляет о влиянии Сталина на писательские судьбы.
В своём наиболее известном и главном труде — четырехтомнике «Сталин и писатели» (2008–2011) — Б. М. Сарнов, используя документальные источники, размышляет о влиянии Сталина на писательские судьбы.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Бенедикт Сарнов">
Файл:Sarnov-Benedikt (2).jpg|Сталин и писатели / Бенедикт Сарнов
Файл:Sarnov-Benedikt (6).jpg|Красные бокалы : [[Окуджава Булат Шалвович|Булат Окуджава]] и другие / Бенедикт Сарнов
Файл:Sarnov-Benedikt (5).jpg|Скуки не было / Бенедикт Сарнов
Файл:Sarnov-Benedikt (4).jpg|Юра Красиков творит чудеса / Бенедикт Сарнов ; художник А. Никитин
Файл:Sarnov-Benedikt (3).jpg|Заложник вечности. Случай Мандельштама / Бенедикт Сарнов
</gallery></center>


Сначала автор думал, что это будет одна книга, в которой он наметил рассмотреть истории двадцати персонажей. Однако сюжеты оказались очень сложными и объёмными, поэтому и книг стало четыре. В первый том вошли шесть имён — М. Горький, В. В. Маяковский, Б. Л. Пастернак, О. Э. Мандельштам, Демьян Бедный и И. Г. Эренбург, во второй том вошли четыре — А. Н. Толстой, М. М. Зощенко, М. А. Булгаков и А. А. Ахматова. В третьем томе собраны материалы об отношениях Сталина и М. А. Шолохова, Б. А. Пильняка, Е. И. Замятина и А. П. Платонова, в четвёртом — И. Э. Бабеля, А. А. Фадеева, Н. Р. Эрдмана, К. М. Симонова.
Сначала автор думал, что это будет одна книга, в которой он наметил рассмотреть истории двадцати персонажей. Однако сюжеты оказались очень сложными и объёмными, поэтому и книг стало четыре. В первый том вошли шесть имён — М. Горький, В. В. Маяковский, Б. Л. Пастернак, О. Э. Мандельштам, Демьян Бедный и И. Г. Эренбург, во второй том вошли четыре — А. Н. Толстой, М. М. Зощенко, М. А. Булгаков и А. А. Ахматова. В третьем томе собраны материалы об отношениях Сталина и М. А. Шолохова, Б. А. Пильняка, Е. И. Замятина и А. П. Платонова, в четвёртом — И. Э. Бабеля, А. А. Фадеева, Н. Р. Эрдмана, К. М. Симонова.
Строка 173: Строка 199:
*Сарнов, Б. М. Смерть и бессмертие Осипа Мандельштама / Б. Сарнов // Литература : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2003. — 8–15 нояб. — С. 9–23.
*Сарнов, Б. М. Смерть и бессмертие Осипа Мандельштама / Б. Сарнов // Литература : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2003. — 8–15 нояб. — С. 9–23.


*Сарнов, Б. М. Был и остается : [о Владимире Маяковском] / Б. Сарнов // Антология сатиры и юмора России XX века. — Москва : Эксмо. — 2005.
*Сарнов, Б. М. Был и остается : [о Владимире Маяковском] / Б. Сарнов // Антология сатиры и юмора России XX века. — Москва : Эксмо. — 2005. Т. 43. Владимир Маяковский. — С. 13–19.
Т. 43. Владимир Маяковский. — С. 13–19.


*Сарнов, Б. М. Квартира Маршака : [о жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака] / Б. Сарнов // Литература : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2005. — 16–31 янв. — С. 36–42.
*Сарнов, Б. М. Квартира Маршака : [о жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака] / Б. Сарнов // Литература : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2005. — 16–31 янв. — С. 36–42.
Строка 190: Строка 215:
*Павлов, Ю. М. Бенедикт Сарнов: случай эстетствующего интеллигента / Ю. М. Павлов // Критика XX–XXI веков : литературные портреты, статьи, рецензии. — Москва : Литературная Россия, 2010. — С. 73–91.
*Павлов, Ю. М. Бенедикт Сарнов: случай эстетствующего интеллигента / Ю. М. Павлов // Критика XX–XXI веков : литературные портреты, статьи, рецензии. — Москва : Литературная Россия, 2010. — С. 73–91.


*[https://vm.ru/news/411028-benedikt-sarnov-moyo-hobbi-rytsya-v-knigah Аман, С. Бенедикт Сарнов: «Моё хобби — рыться в книгах»] / Сергей Аман. — Текст : электронный //Вечерняя Москва : сайт.
*В Москве скончался литературный критик Бенедикт Сарнов. — Текст : электронный // ТАСС : сайт.  


*[https://elibrary.ru/item.asp?id=15485529 Бестолков, Д. А. Поэт и революция: взгляд Бенедикта Сарнова на творчество В. В. Маяковского] / Д. А. Бестолков. — Текст : электронный // Вестник Тамбовского университета. — 2010. — № 11 (91). — С. 21–24. — (Гуманитарные науки).
*Уздина, М. Сарнов Бенедикт / М. Уздина. — Текст : электронный // Проза.ру : сайт.
 
*[https://tass.ru/kultura/1134543 В Москве скончался литературный критик Бенедикт Сарнов.] — Текст : электронный // ТАСС : сайт.
 
*[https://proza.ru/2012/03/01/1625 Уздина, М. Сарнов Бенедикт] / М. Уздина. — Текст : электронный // Проза.ру : сайт.  


==Награды, премии==
==Награды, премии==
Строка 202: Строка 223:
*1994, 1997 — Премии фонда «Литературная мысль»
*1994, 1997 — Премии фонда «Литературная мысль»
*2010 — Премия «Венец» (за книгу «Сталин и писатели»)
*2010 — Премия «Венец» (за книгу «Сталин и писатели»)
==См. также==
*[[Мотяшов Игорь Павлович]]
*[[Рассадин Станислав Борисович]]
*[[Сивоконь Сергей Иванович]]
[[Category:Писатели]]